34
Эволюция перехода высокотехнологичной медицинской помощи на страховые принципы оплаты: опыт, результаты и перспективы
О. В. Обухова1, А. С. Брутова1, И. Н. Базарова1, Е. Н. Артамонова2
1 Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия
2 Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи Министерства здравоохранения РФ, Москва, Россия
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г. озвучены векторы развития здравоохранения и обязательного медицинского страхования, включающие завершение перехода на страховые принципы оплаты медицинской помощи и совершенствование финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в ведущих федеральных медицинских организациях. При этом подчеркивается, что оплата наиболее сложных и дорогих методов ВМП, выполняемых учреждениями здравоохранения, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, должна быть выделена в отдельную статью расходов системы обязательного медицинского страхования. В свете этих установок представлялось целесообразным проследить этапы развития высокотехнологичной медицинской помощи за последние 20 лет, а также определить возможные ограничения и перспективы полного ее перевода на страховые условия ее оплаты в системе ОМС. Результаты проведенного исследования представлены в настоящей работе.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: высокотехнологичная медицинская помощь, обязательное медицинское страхование.
Experience, Results and Prospects of the Transition to Insurance Principles of Payment for High-Tech Medical Care
O. V. Obukhova1, A. S. Brutova1, I. N. Bazarova1, Ye. N. Artamonova2
1 Central Research Institute for the Organization and Informatization of Health Care, Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia ^ 2 Center of Expertise and Control of Quality of Medical Care, Ministry of Health of the Russian Federation,
o
™ Moscow, Russia
Ol
z In his address to the Federal Assembly of the Russian Federation on 3 December 2015, the President of Russia specified the directions of the development of health care and mandatory health insurance. They included the end of the transition to the insurance principles of payment for health care services,
^ and improved financial support of high-tech medical care in leading federal medical organizations. It was also underlined that the most complicated and
LO expensive high-tech services conducted by health care institutions of federal executive authorities should be a separate expenditure item in the system of mandatory health insurance. In the light of these considerations, it seems practical to trace the development of high-tech medical care in the last 20 years,
S and to define possible limitations and prospects of its full transition to insurance principles of payment in the system of mandatory health insurance. The results of the study are discussed in this paper.
I
yj KEYWORDS: high-tech medical care, mandatory health insurance.
CD _
с; Задача по переводу высокотехнологичной ме-I дицинской помощи (ВМП) на страховые принципы ^ сталкивается с необходимостью учета следующих ус-^ ловий реализации базовой программы ОМС: о 1. Наличие конкурентной среды среди медициной ских организаций, оказывающих ВМП, причем эти организации могут быть любой формы собственности ■5 и уровня. Данное условие создает значительный риск
для финансовой устойчивости учреждений здравоохранения, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
2. При расчете общего объема субвенций, предоставляемых бюджетам территориальных фондов, не учитывается тот факт, что медицинские организации, оказывающие ВМП, и объемы этой помощи распределены по субъектам РФ не пропорционально числен-
ности населения. Это приводит к неравномерности финансовой нагрузки на бюджеты территориальных фондов ОМС, имеющих на своей территории разное количество и мощность медицинских организаций, оказывающих ВМП.
3. ВМП в рамках базовой программы ОМС (далее - БПОМС) не ограничена квотированием и оказывается всем нуждающимся без ограничений. Норматив финансовых затрат по группам ВМП раздела I, утвержденный Программой государственных гарантий, в отличие от норматива для групп ВМП раздела II, является базовым, т. е. не может быть ниже установленного Программой, однако в рамках территориальных программ ОМС (ТПОМС) корректируется с учетом коэффициента дифференциации, применяемого в соответствующем субъекте РФ. В указанных условиях превышение плановой потребности населения в ВМП в субъекте РФ может привести к необходимости пересмотра тарифов на иные виды медицинской помощи, установленные БПОМС, что может повлиять на сбалансированность последней и создает риск финансовой неустойчивости системы ОМС в большинстве субъектов РФ.
4. Норматив финансовых затрат на ВМП раздела I утвержденного перечня видов этой помощи не покрывает особо затратные статьи расходов медицинских организаций, а именно расходы на основные средства стоимостью свыше 100 тыс. руб., на капитальный ремонт, строительство и проектно-сметную документацию. Учитывая высокую затратность методов ВМП раздела II указанного перечня, обусловленную в первую очередь применением инновационных и высокотехнологичных медицинских изделий и лекарственных препаратов, а также дорогостоящего медицинского оборудования (включая затраты на его сопровождение, расходные материалы и на привлечение квалифицированных специалистов), использование этих методов является дополнительной финансовой нагрузкой на бюджетную систему, прежде всего, субъектов РФ.
5. В рамках законодательства об обязательном медицинском страховании в части реализации базовой программы ОМС оказанная медицинскими организациями медицинская помощь контролируется в соответствии с Приказом федерального фонда ОМС (ФФОМС) от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию». В качестве инструментов контроля полноты, объема и качества оказанной медицинской помощи используются порядки оказания медицинской помощи, стандарты медицинской помощи, клинические рекомендации (протоколы лечения). Применение регламентирующих ВМП документов 10-летней давности, а также общий низкий уровень обеспеченности новых видов/методов ВМП указанными выше методическими инструментами зна-
чительно затрудняют деятельность по оценке полноты, объема и качества оказанной пациентам медицинской помощи.
6. Невозможность в рамках базовой программы ОМС обеспечить обособленное финансирование ВМП, оказываемой учреждениями здравоохранения, подведомственными федеральным органам исполнительной власти.
Впервые вопрос о развитии ВМП в России был обозначен в Указе Президента РФ от 26 сентября 1992 г. № 1137 «О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации», в соответствии с которым предусматривалось целевое бюджетное финансирование дорогостоящих видов медицинской помощи по списку заболеваний, утверждаемому Министерством здравоохранения РФ1.
Дальнейшее развитие указанный вопрос получил после подписания Президентом РФ Распоряжения от 29 декабря 1997 г. № 536-рп, в котором было одобрено предложение (выдвинутое рядом ведущих медицинских научных и клинических учреждений и поддержанное Минздравом РФ и Фондом президентских программ) о создании Российского центра медицины высоких технологий; при этом Правительству РФ было поручено обеспечить разработку и утверждение Федеральной целевой программы «Медицина высоких технологий»2.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 января 1998 г. № 30 «О мерах по упорядочиванию организации оказания медицинской помощи населению Российской Федерации в клиниках федеральных учреждений здравоохранения» впервые были установлены основные подходы к организации оказания ВМП:
1 - положение о порядке направления, отбора и вызова больных на консультацию и лечение в клиники федеральных учреждений;
2 - такие формы учета, как «Лист ожидания госпитализации» и «Отчет о проведении высокотехнологичных видов медицинской помощи»;
3 - перечень дорогостоящих высокотехнологичных видов медицинской помощи. В рамках указанного перечня были отдельно выделены: хирургические виды медицинской помощи, включающие трансплантацию, хирургию и нейрохирургию; терапевтические виды медицинской помощи; сочетанные (терапевтические и хирургические) виды медицинской помощи; методы лечения по профилям «Онкология (лучевая терапия)» и «Неонатология»;
1 Указ Президента Российской Федерации от 26 сентября 1992 года № 1137 «О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации»
2 Распоряжение Президента Российской Федерации от 29 декабря 1997 года № 536-рп «О внедрении в медицинскую практику современных достижений в области медицины высоких технологий»
35
2 ш
ш
X
<
о.
X
о о
ш <
о. ч
о
ш
ш ^
со <
о.
36
о.
о
ш _0 ш
X
ш
о ^
о х
х
ш
о
X
ш
4 - положение о создании в лечебных учреждениях комиссий из ведущих специалистов учреждения по отбору больных на обследование и лечение;
5 - перечень научно-исследовательских институтов и центров Минздрава и Российской академии медицинских наук (РАМН), медицинских образовательных учреждений и больниц Минздрава РФ, выполняющих ВМП3.
Дальнейшее развитие оказания ВМП связано с Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1998 г. № 1391 «О Федеральной целевой программе «Медицина высоких технологий». Данным Постановлением была утверждена Федеральная целевая программа «Медицина высоких технологий» (далее - Программа). В число основных задач и целей Программы вошло: обеспечение разработки и внедрения в медицинскую практику современных достижений в области медицины высоких технологий, включая внедрение высокотехнологичных методов лечения в повседневную практику головных лечебно-профилактических учреждений.
Конечной целью Программы являлись улучшение основных показателей здоровья населения, повышение продолжительности и качества жизни больных, страдающих наиболее распространенными заболеваниями, обеспечение разработки и внедрения в медицинскую практику современных достижений в области медицины высоких технологий. Сроки реализации программы были установлены с 1999 г. по 2007 г.
Программа была реализована за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников. Объем финансирования организационных мероприятий, связанных с подготовкой кадров, информационным и научным обеспечением Программы, составил порядка 3107,66 млн руб., в том числе 3105,86 млн руб. за счет средств федерального бюджета и 1,8 млн рублей за счет внебюджетных источников. В 1999 г. финансирование программных мероприятий было предусмотрено в объеме 835,95 млн руб. за счет средств федерального бюджета4.
Важнейшим этапом в развитии оказания ВМП стало принятие решения о включении, начиная с 2006 г., мероприятий по развитию ВМП в приоритетный национальный проект «Здоровье», в рамках которого была поставлена цель обеспечить равную доступность ВМП для граждан РФ вне зависимости от места их проживания.
3 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 января 1998 года № 30 «О мерах по упорядочиванию организации оказания медицинской помощи населению Российской Федерации в клиниках федеральных учреждений здравоохранения»
4 Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1998 года № 1391 «О Федеральной целевой программе «Медицина высоких технологий» была утверждена Федеральная целевая программа «Медицина высоких технологий»
С середины 2006 г. в практику было внедрено более 300 единых федеральных стандартов ВМП, в соответствии с которыми и осуществлялось оказание такой помощи.
В 2006 г. был осуществлен переход на финансирование ВМП по среднепрофильным нормативам финансовых затрат, рассчитанным на основе стандартов ВМП. Эти средства покрывали расходы на изделия медицинского назначения, дорогостоящие лекарственные средства, а также на необходимые расходные материалы и заработную плату медицинских работников, участвующих в оказании ВМП. Все медицинские учреждения, оказывающие ВМП одного профиля, финансировались по единому нормативу финансовых затрат5.
В рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» были значительно увеличены средства федерального бюджета, направляемые на финансирование ВМП. Так, если в 2005 г. они составляли 4,1 млрд руб., то в 2006 г. - 9,9 млрд руб., в 2007 г. - 17,5 млрд руб., в 2008 году - 23,4 млрд руб., в 2009 г. - 30,5 млрд руб6. В 2011 г. финансовое обеспечение ВМП возросло по сравнению с 2006 г. более чем в 5 раз в расчете на 100 тыс. населения.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.05.2007 № 320, структура статей затрат, возмещаемых нормативом финансовых затрат, зависела от квартала оказания ВМП: во II - III кварталах статьи затрат, рассчитываемых на одного пролеченного больного, включали оплату труда работникам (с учетом начислений на заработную плату), а также оплату медикаментов и дорогостоящих расходных материалов (имплантов, имплантатов и др. изделий, вживляемых в организм человека), тогда как в IV квартале, помимо перечисленных статей, учитывались также расходы - составлявшие в среднем до 10% от норматива финансовых затрат - на приобретение, техническое обеспечение и ремонт оборудования, используемого при оказании ВМП.
Первое уточнение структуры и размера доли затрат по основным статьям расходов было дано в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 27.08.2008 № 458н «О государственном задании на оказание ВМП гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в 2008 году». Согласно этому документу, расходы в расчете на одного пролеченного больного распределялись следующим образом:
5 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.05.2007 N 320 «Об оказании во II - IV кварталах 2007 года высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета в федеральных медицинских учреждениях и в медицинских учреждениях, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»
6 Рыбальченко И. Е. Развитие системы высокотехнологичной ме-
дицинской помощи в России // Менеджер здравоохранения. 2011.
№ 2 С.6-17
на оплату труда работников (с учетом начислений на заработную плату) отводилось в среднем до 30% от норматива финансовых затрат; на приобретение медикаментов и предусмотренных стандартами оказания медицинской помощи дорогостоящих расходных материалов (имплантов, имплантатов, других изделий медицинского назначения, вживляемых в организм человека, за исключением кохлеарных имплантов) -в среднем не менее 60% от норматива финансовых затрат; на приобретение, техническое обеспечение и ремонт оборудования, используемого при оказании ВМП, - в среднем до 10% от указанного норматива.
В Приказе Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2008 № 786н «О порядке формирования и утверждении государственного задания на оказание в 2009 г. высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет ассигнований федерального бюджета», структура и долевое соотношение основных направлений расходования средств в рамках норматива финансовых затрат были существенным образом дифференцированы в зависимости от конкретного профиля ВМП.
За период с 2005 г. по 2012 г. расходы федерального бюджета на обеспечение населения высокотехнологичной помощью выросли в 7,7 раза. Число пролеченных больных с применением ВМП увеличилось в 7,6 раз. Начиная с 2008 г., регионы стали участвовать в оказании ВМП на условиях софинансирования и ежегодно увеличивали свои расходные обязательства. Это позволило увеличить число больных, пролеченных с применением ВМП, с 40,5 тыс. в 2008 г. до 134,9 тыс. в 2012 г.7
В 2013 г. ВМП за счет средств федерального и регионального бюджетов была оказана 505,5 тыс. пациентам. По сравнению с 2012 г. (451,7 тыс. пролеченных) объемы оказания ВМП выросли на 12,5%, а обеспеченность населения Российской Федерации этим видом медицинской помощи повысилась с 314,8 человек на 100 тыс. населения в 2012 г. до 352,3 - в 2013 г.8
До 2014 г. оказание ВМП финансировалось в основном из средств федерального бюджета. Однако Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) закрепил поэтапный переход финансового обеспечения всей медицинской помощи на одноканальную систему из средств ОМС. Тем самым была установлена возмож-
7 Министерство здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт/ Мин-во здрав. Рос. Федерации. -Электрон. дан. - М., 2012. - URL: http://old.rosminzdrav.ru/health/high-tech/38/ (дата обращения: 04.05.2016)
8 Министерство здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт/ Мин-во здрав. Рос. Федерации. - Электрон. дан. - М.,2014. - URL: https://www.rosminzdrav.ru/ news/2014/04/24/1806-itogovaya-kollegiya-ministerstva-zdravoohra-neniya-rossii (дата обращения: 04.05.2016)
ность оплаты ВМП за счет бюджетов двух уровней - федерального и регионального, а также из средств ОМС в рамках сверхбазовой программы ОМС9.
В соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ, к 2015 г. планировалось всю ВМП перевести в систему ОМС с учётом прогнозируемого увеличения финансового наполнения этой системы и возможности ухода от квот как от ограничивающего объём медицинской помощи механизма, включив ВМП в обычную специализированную помощь10. Однако эти законы принимались в 2010 и 2011 гг., т. е. до постановки в 2012 г. новых целей, включающих повышение заработной платы медицинским работникам, оказывающим все виды медицинской помощи.. Реализация Указа Президента от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» требовала особого внимания к улучшению социального и материального положения врачей, среднего и младшего медицинского персонала11. Поэтому достичь значительного увеличения объема ВМП не удалось.
Вопросы доступности и качества медицинской помощи обсуждались на заседании президиума Государственного совета РФ от 30 июля 2013 г., и по итогам этого обсуждения было указано на необходимость подготовить предложения по внесению изменений в законодательство РФ, касающихся порядка и условий финансового обеспечения оказания ВМП. Такие предложения были разработаны и включены в проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты (Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации») (далее - Федеральный закон № 317-ФЗ).
Данным Федеральным законом была закреплена возможность оказания ВМП с января 2014 г. за счет средств федерального и регионального бюджетов, а также средств ОМС. В 2013 г. ВМП проводилась по 20 профилям с использованием 1466 методов12.
Детальный анализ методов ВМП с точки зрения возможности их реализации в медицинских учреждениях различного уровня позволил выделить группу из 459 самых распространённых, применяемых во всех
9 Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № Э2Э-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
10 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № Э26-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
11 Указ Президента от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политике»
12 Федеральный закон от 25 ноября 2013 года № Э17-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
37
5 ш
ш
X
<
а. х о о
ш <
а. ч
о
ш
ш ц,
а
<
а.
38
CL
О
LQ _0 Ш
X
Ш
О ^
О X
X
ш
о
X
а ш
регионах РФ методов, для их финансового обеспечения по системе ОМС.
Из 459 выделенных методов 409 не только широко применялись региональными медицинскими организациями с учётом реальных потребностей населения, но уже и оплачивались в рамках территориальных программ ОМС как методы специализированной медицинской помощи, что позволило без существенных рисков имплементировать их в тарифы клинико-ста-тистических групп и полностью отказаться от квот как от ограничителя объёмов оказания медицинской помощи. Остальные 50 методов ВМП тоже широко использовались в клинической практике, но никогда не оплачивались по системе ОМС. Применение этих методов не полностью обеспечивало сложившуюся в них потребность и продолжило регулироваться по объёму их оказания и листу ожидания. В связи с этим данные методы не были включены в тарифы клинико-статистических групп, а их финансовое обеспечение осуществлялось по установленным нормативам затрат на единицу медицинской помощи13.
Таким образом, в 2014 г. из 1466 методов высокотехнологичной помощи по 459 помощь оказывалась за счёт средств ОМС, а по 1007 - за счёт средств федерального и региональных бюджетов. В этой связи, в соответствии с положениями Федерального закона № 317-Ф3, приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 декабря 2014 г. № 916н «О перечне видов высокотехнологичной медицинской помощи» (далее - приказ Минздрава РФ № 916н) был утверждён перечень видов ВМП с указанием по каждому из них источника финансового обеспечения , включающий:
• перечень видов ВМП, оказываемых за счет средств
федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ;
• перечень видов ВМП, оказываемых за счет средств ОМС14.
Совершенствование системы оказания ВМП включало увеличение числа соответствующих медицинских учреждений, расширение их географии, подготовку необходимых специалистов преимущественно в федеральных медицинских учреждениях, а также постоянный мониторинг в системе онлайн движения медицинских документов и поступлений пациентов.
Включение в 2014 г. оплаты новых методов в систему ОМС обеспечило повышение доступности ВМП для всего населения РФ. Число пролеченных больных за один год (2014-й) увеличилось на 41% - с 505,5 тыс.
13 Правительство Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт/ Прав-во Рос. Федерации. - Электрон. дан. 0- М., 2013. - URL: http://government.ru/news/9147/#sel=1:7:hih,1:11:hfh (дата обращения: 06.05.2016)
14 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федера-
ции от 10 декабря 2013 года № 916н «О перечне видов высокотех-
нологичной медицинской помощи»
до 715,6 тыс. человек, что на 1,5% превысило плановые показатели. При этом почти 80% больных, получивших ВМП в рамках БПОМС, были пролечены в региональных учреждениях.
Это стало возможным благодаря увеличению числа медицинских организаций, оказывающих ВМП бесплатно для населения: за период с 2011 по 2014 гг. их количество возросло в 2,6 раза (с 252 до 675), в том числе региональных - в 3,4 раза (до 461).
Значимо сократилось среднее время ожидания ВМП: если в 2009 г. оно составляло и для взрослых, и для детей 93 дня, в 2012 г. - 41 и 35 дней соответственно, то в 2014 г. оно составило 21 день для взрослых и 14 дней для детей.
Следует отметить, что расширились возможности применения высоких хирургических технологий у людей старше трудоспособного возраста (доля этих пациентов увеличилась до 49%).
Среди получивших ВМП повысилась также доля пациентов, относящихся к сельскому населению: она впервые составила 26%, т. е. вышла на уровень представленности сельских жителей в структуре населения страны. Это показывает, что ВМП стала действительно равнодоступной.
В 2014 г. ВМП начала оказываться и в экстренной форме. Так, было проведено более 61 тыс. экстренных стентирований сосудов, что, безусловно, внесло свой вклад в снижение смертности, обусловленной сердечной недостаточностью.
В целом, число получивших ВМП в 2014 г составило:
• в федеральных государственных бюджетных учреждениях за счет средств федерального бюджета (1007 методов) - 334 921 пациент;
• в медицинских организациях, подведомственных органам региональной власти и оказывающих ВМП на условиях софинансирования, - 151 971 пациент;
• в системе ОМС (459 методов) - 228 724 пациента. В 2014 г. были разработаны 94 клинико-статисти-
ческие группы для оплаты ВМП, в том числе 64 группы - для оплаты методов, не включенных в базовую программу ОМС. Стоимость по полному тарифу, рассчитанная для каждой группы, утверждена Программой государственных гарантий на 2015-2017 годы15.
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28
15 Министерство здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт/ Мин-во здрав. Рос. Федерации. - Электрон. дан. - М., 2015. - URL: https://www.rosminzdrav. ru/news/2015/04/15/2300-ministr-veronika-skvortsova-vystupila-na-kollegii-minzdrava-rossii-ob-itogah-raboty-ministerstva-v-2014-godu-i-zadachah-na-2015-god (дата обращения: 06.05.2016)
ноября 2014 г. № 1273, установлено следующее: в
2014 г. финансовое обеспечение медицинской помощи (при заболеваниях и состояниях, включенных в базовую программу ОМС), если она оказана медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти или государственным академиям наук, но ее объем превышает объемы медицинской помощи, установленные решением комиссии по разработке ТПОМС, - осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Также установлено, что ВМП, предоставляемая федеральными государственными учреждениями с применением 1007 методов лечения, должна оплачиваться за счет ассигнований федерального бюджета, а предоставляемая региональными медицинскими учреждениями - за счет ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на условиях со-финансирования. Однако выделяемые из бюджетов средства на указанные цели не покрывали полностью всех затрат медицинских организаций16.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на
2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. содержит также перечень видов ВМП, в котором указаны методы лечения и источники финансирования ВМП. Он состоит из двух разделов:
• раздел I - перечень видов ВМП, включенных в базовую программу ОМС и получающих финансовое обеспечение за счет субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов ОМС; рассматриваются 459 методов ВМП, объединенных в 30 групп;
• раздел II - перечень видов ВМП, не включенных в базовую программу ОМС и получающих финансовое обеспечение за счет средств, предоставляемых федеральному бюджету из бюджета Федерального фонда ОМС в виде иных межбюджетных трансфертов (в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда ОМС) на очередной финансовый год и на плановый период; рассматриваются 1007 методов ВМП, объединенных в 64 группы17.
По данным за 2015 г., ВМП, не включенная в базовую программу ОМС, предоставлялась в 133 федеральных государственных учреждениях.
Общий объем финансирования ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, в медицинских
16 Постановление Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 932 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»
17 Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 1273 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»
организациях субъектов РФ в 2015 г. составил около 26 млрд руб. с учетом 5 млрд рублей, предоставленных в виде субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.
В 2015 г. ВМП, не включенная в базовую программу ОМС, оказана 465,5 тыс. пациентов, в том числе: в федеральных государственных учреждениях
- 320,7 тыс. пациентов, что составило 99,9% от запланированного объема; в медицинских организациях субъектов РФ такую помощь получили 144,8 тыс. пациентов, что составило 99,4% от годового плана.
В реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС и оказывающих ВМП по перечню видов ВМП, включенных в базовую программу ОМС, вошли 800 медицинских организаций, что на четверть больше, чем в 2014 г.
В 2015 г. за счет средств ОМС высокотехнологичную медицинскую помощь получили 357,8 тыс. пациентов.
Общий объем оказания ВМП за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средств ОМС в 2015 г. составил 823,3 тыс. пациентов (в 2014 г.
- 715,6 тыс. пациентов). По сравнению с 2013 г. объемы оказанной ВМП возросли на 63% (с 505 тыс. до 823,3 тыс. человек), а за 10-летний период - в 13,7 раза. Так, в 2015 г. проведено более 126 тыс. стентирова-ний сосудов (в 2014 г. - лишь 97 тыс.). В 20% случаев острого коронарного синдрома стентирование было выполнено в экстренном порядке - в первые три часа с момента госпитализации18.
В соответствии с Программой государственных гарантий на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2015 г. № 138219, 53 наиболее востребованных метода ВМП, входивших в перечень видов ВМП, не включенных в базовую программу ОМС, переведены в перечень видов ВМП, оказание и финансирование которой осуществляется в рамках базовой программы ОМС.
Указанные меры направлены на повышение доступности ВМП, совершенствование ее финансового обеспечения, а также на реализацию Послания Президента РФ Федеральному Собранию в части увеличения объема ВМП к 2017 г. по сравнению с 2013 г. в полтора раза.
18 Министерство здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт/ Мин-во здрав. Рос. Федерации. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: https://www.rosminzdrav. ru/open/kollegiya-ministerstva-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii/ materialy-kollegii-ministerstva-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii/ kollegiya-ministerstva-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-ob-itogah-raboty-ministerstva-v-2015-godu-i-zadachah-na-2016-god (дата обращения: 04.05.2016)
19 Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 года № 1382 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год»
39
5 ш
ш
X
<
а. х о о
ш <
а. ч
о
ш
ш ц,
а
<
а.
40
CL
О
LQ _0 ш
X
ш
о ^
о
X
X
ш
о х
а ш
Таким образом, включение методов ВМП в базовую программу ОМС дало следующие положительные результаты.
• Значительно повысилась доступность данного вида медицинской помощи населению за счет увеличения объема оказываемых видов ВМП учреждениями регионального уровня и сокращения размера нормативов финансовых затрат в расчете на 1 случай оказания ВМП.
• Сократились сроки ожидания получения ВМП.
• В отношении головных профильных федеральных медицинских организаций:
■ стимулирована разработка и утверждение стандартов медицинской помощи, а также клинических рекомендаций (протоколов лечения);
■ стимулирована разработка и апробация новых инновационных высоко технологичных методов лечения.
• Повышен контроль, за объемами, сроками и качеством оказания ВМП в соответствующих медицинских организациях.
Исследование международных подходов к планированию и оплате высокозатратных медицинских технологий показало, что при всем многообразии способов организации планирования такой медицинской помощи даже в относительно небольших странах имеет место тенденция к централизации при планировании и финансировании расходов на медицинские технологии. Финансирование затратных инвестиционных проектов осуществляется в рамках целевого планирования вне оперативных бюджетов медицинских организаций, причем за счет как государственных бюджетов, так и ресурсов частного сектора, благотворительных организаций, а также грантов, предоставляемых Евросоюзом. Особую важность в данной деятельности приобретают, с одной стороны, условия и характер планируемых высокозатратных инвестиций (краткосрочные/ долгосрочные), а с другой - качественные характеристики работы самих медицинских организаций.
В ближайшем будущем будет принята Программа государственных гарантий на новый трехлетний период, 2017-2019 годы. В рамках программы предусматривается дальнейшее развитие страховых принципов, в том числе предусматривается допуск частных медицинских организаций в реализацию затратных видов ВМП, продолжающих составлять перечень ВМП, не включенный в базовую программу ОМС. Основным источником формирования новых видов инновационной медицинской деятельности являются результаты клинической апробации - новым видом медицинской деятельности, недавно узаконенным в Федеральном законе № 323-ФЗ. Данные направления позволят поддерживать на высоком мировом уровне предоставление населению высокотехнологичной медицинской помощи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Сорокина Ю. А. Проблемы финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи. Менеджер здравоохранения. 2014; № 2: 54-64.
2. Обухова О. В. Высокотехнологичная медицинская помощь в системе обязательного медицинского страхования. Менеджер здравоохранения. 2015; № 4: 33-41.
3. Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1998 г. № 1391 «О Федеральной целевой программе «Медицина высоких технологий».
4. Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2014 г. № 1273 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 декабря 2013 г. № 916н «О перечне видов высокотехнологичной медицинской помощи».
6. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 января 1998 г. № 30 «О мерах по упорядочиванию организации оказания медицинской помощи населению Российской Федерации в клиниках федеральных учреждений здравоохранения».
7. Распоряжение Президента Российской Федерации от 29 декабря 1997 г. № 536-рп «О внедрении в медицинскую практику современных достижений в области медицины высоких технологий».
8. Рыбальченко И. Е. Развитие системы высокотехнологичной медицинской помощи в России. Менеджер здравоохранения. 2011; № 2: 6-17.
9. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
10. Указ Президента РФ от 26 сентября 1992 г. № 1137 «О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации».
11. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
12. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
13. Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
REFERENCE
1. Kadirov F. N., Obuchova О. V., Sorokina U. A. Problems of financial provision of high-tech medical aid. Public Health Manager. 2014; № 2: 54 -64.
2. Obukhova O. V. High-tech medical care in the system of compulsory health insurance. Public Health Manager. 2015, № 4, 33-41.
3. Resolution of the Government of the Russian Federation of 25 November 1998 № 1391 «On the Federal target program «Medicine of high technologies».
4. Government decree dated 28 November 2014 № 1273 «On the Program of state guarantees for free of charge medical care for citizens for 2015 and for planned period of 2016 and 2017».
5. Order of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation of December 10, 2013 № 916n «On the list of high-tech medical care».
6. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of January 29, 1998 № 30 «About measures for streamlining of the organization of rendering of medical aid to the population of the Russian Federation in the clinics of the Federal institutions of health care».
7. Order of the President of the Russian Federation from December 29, 1997, № 536-rp «On the introduction into medical practice of modern achievements of medicine of high technologies».
8. Rybalchenko I. E. The evoluton of national high tech medical care in Russia. Public Health Manager. 2011; № 2: 6-17.
9. Decree of the President of the Russian Federation dated by 07.05.2012 no. 597 «On measures to implement state social policy».
10. Decree of the President of the Russian Federation from September 26, 1992 № 1137 «On measures on development of health in the Russian Federation».
11. Federal law of November 29, 2010 № 326-FZ «On compulsory medical insurance in the Russian Federation».
12. Federal law of 21 November 2011 № 323-FZ « On health care of citizens in the Russian Federation».
13. Federal law of November 25, 2013 № 317-FZ «On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation and invalidating certain provisions of legislative acts of the Russian Federation on health protection of citizens in Russian Federation».
Сведения об авторах
Обухова Ольга Валерьевна
заведующая отделением экономики и ресурсным обеспечением здравоохранения ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, канд. полит. наук
Адрес для переписки:
127254, Россия, Москва, ул. Добролюбова, 11 Телефон: +7 (495) 618-0097 E-mail: [email protected]
Брутова Анна Сергеевна
экономист отделения ценообразования высокотехнологичной медицинской помощи ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России
Адрес для переписки:
127254, Россия, Москва, ул. Добролюбова, 11 Телефон: +7 (495) 618-0097 E-mail: [email protected]
Базарова Ирина Николаевна
главный специалист отделения ценообразования высокотехнологичной медицинской помощи ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России
Адрес для переписки:
127254, Россия, Москва, ул. Добролюбова, 11 Телефон: +7 (495) 618-0097 E-mail: [email protected]
Артамонова Елена Николаевна
главный специалист отдела стандартизации ФГБУ Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи Минздрава России
Адрес для переписки:
109028, Москва, Хохловский переулок, вл. 10, стр. 5. Телефон: +7 (495) 783-1905 E-mail: [email protected]
Authors & Affiliations:
Obukhova Olga Valer'evna
Head of the Department of Economics and Resource Provision of Public Healh at the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Candidate of Political Sciences
Address for correspondence:
Dobrolyubova St., 11, Moscow, Russia, 127254 Tel: +7 (495) 618-0097 E-mail: [email protected]
Brutova Anna Sergeevna
Economist of the Department of Pricing of High-Tech Medical Services at the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation
Address for correspondence:
Dobrolyubova St., 11, Moscow, Russia, 127254 Tel: +7 (495) 618-0097 E-mail: [email protected]
Bazarova Irina Nikolaevna
Chief Specialist of the Department of Pricing of High-Tech Medical Services at the Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation
Address for correspondence:
Dobrolyubova St., 11, Moscow, Russia, 127254 Tel: +7 (495) 618-0097 E-mail: [email protected]
Artamonova Yelena Nikolaevna
The Chief Expert at the Department of Standardization of the Center of Expertise and Control of Quality of Medical Care, Ministry of Health of the Russian Federation
Address for correspondence:
Khokhlovskiy per. 10, b. 5, Moscow, 109028, Russia Tel: +7 (495) 783-1905 E-mail: [email protected]
S ш
ш
X
<
CL
X
о о
tt <
CL Ч
О
ш
ш ц,
со <
CL
41