ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Структурные изменения в экономике и их отражение в структуре ВВП страны (на примере Республики Казахстан) Бекмухаметова А. Б.1, Оспанбаев Ж. А.2
]Бекмухаметова Асемгуль Бауыржановна /Bekmukhametova Assemgul Ваиу^апоупа -
кандидат экономических наук, старший преподаватель; 2Оспанбаев Жандос Аманжолович / Ospanbayev Zhandos - докторант,
кафедра международных отношений и мировой экономики, факультет международных отношений, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы изменения структуры национальной экономики Казахстана в условиях снижения мировых цен на минеральное сырье и продукты горнодобывающей отрасли. Проанализированы структурные изменения в экономике, проведенные за годы независимости, и даны оценки этих изменений.
Ключевые слова: структурные изменения, структура ВВП, диверсификация, обрабатывающая промышленность, кризис.
За годы независимости экономика Казахстана бурно развивалась благодаря высоким ценам на минерально-сырьевые ресурсы на мировых товарных рынках.
Кризисная ситуация, сложившаяся в экономике Казахстана в 2015 г., вследствие негативного воздействия внешних факторов в условиях открытости экономического пространства, привела к резкому снижению ряда важнейших показателей. Отпуск тенге в свободное плавание должен несколько сгладить последствия. Очевидно, что сложившаяся сырьевая структура национальной экономики демонстрирует свою уязвимость от внешних шоков. Принимаемые меры по оптимизации бюджета, внесение корректив в реализуемые программы и ожидание восстановления конъюнктуры нефтяного рынка носят краткосрочный характер. Главным остается курс на прогрессивные преобразования структуры экономики.
Не секрет, что в мировой экономике Казахстан рассматривается как сырьевой придаток. Однако, сейчас цены на минеральные ресурсы, прежде всего на нефть существенно снизились, объем экспорта Казахстана и соответственно поступления в бюджет резко сократились, что негативно повлияло на реализацию долгосрочных программ и стратегии, направленной на диверсификацию национальной экономики, снижению ее зависимости от конъюнктуры мирового рынка минерально-сырьевых ресурсов.
Начиная с 2000-х годов, в Казахстане активно реализовались разные программы индустриализации экономики. Однако, к сожалению результаты этих программ не внесли существенных изменении в товарную структуру экспорта и импорта страны. Например, по итогам 2015 года доля минеральных продуктов в структуре экспорта составлял 71,6 %, т.е. объем минеральных продуктов до сих пор превышает объемов других видов продуктов. Подробная структура экспорта и импорта за 2015 год приведена в таблице 1 [1].
№ Наименование групп продуктов Экспорт, % Импорт, %
1 Минеральные продукты 71,6 7,6
2 Металлы и изделия из них 13,1 13,2
3 Продукты химической и связанной с ней отраслей промышленности (включая каучук и пластмассы) 7,1 14,9
4 Продукты животного и растительного происхождения, готовые продовольственные товары 4,5 11,1
5 Машины, оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты 1,3 40,6
6 Прочее 2,4 12,6
7 Всего 100 100
Источник: www.stat.gov.kz
Как видно, почти 2/3 части экспорта Казахстана составляют минеральные продукты, что характеризует сырьевую направленность национальной экономики. В целях диверсификации национальной экономики и снижения ее зависимости от конъюнктуры мирового рынка надо выработать новую концепцию структурных изменений в экономике.
Результаты любых структурных изменений должны непосредственно отражаться в отраслевой структуре национальной экономики, ВВП и платежного баланса, а также в структуре занятости населения по отраслям экономики. В 2015 году внутренний валовой продукт (ВВП) страны снизился до 1,5 % и, по прогнозам, до 2 % снизится в 2016 году. Приостановка роста ВВП произошла из-за уменьшения цен на нефть во всем мире, падения уровня инвестирования в экономике государств постсоветского пространства, уменьшения спроса на нефть со стороны Китая и России. При этом 1,7 % - рост ВВП в первой половине 2015 года.
Для увеличения роста ВВП и улучшения уровня жизни в Казахстане правительство разработало программу инфраструктурного развития и строительства жилого фонда (формирование единого рынка путем интеграции регионов страны на основе выстраивания эффективной инфраструктуры), а также антикризисную программу поддержки некоторых регионов в стрессовой ситуации на мировом рынке.
Правительство, поддерживая малый и средний бизнес, разрабатывает новые бизнес-возможности. Уровень ВВП на одного жителя в Казахстане занимает высокие позиции, но в августе 2015 года из-за девальвации тенге (национальной валюты Казахстана) произошло снижение показателя ВВП на душу населения (с 12 589 до 10 665 долларов). Девальвация стала результатом перехода к плавающему курсу тенге, который был призван поддержать и увеличить объем казахстанского экспорта, а также сократить расходы на поддержание курса национальной валюты.
Нацбанк Казахстана перешел к политике гибкого валютного курса, к таргетированию инфляции - это был длительный план, но к нему пришлось перейти раньше, чем ожидалось, и о его эффективности говорить пока рано. При этом тенге обесценился по отношению к доллару на 30 %. К 2017-2018 годам, по прогнозам экспертов, планируется стабилизация экономики и значительный рост ВВП.
Однако, проведенные структурные изменения за годы независимости не дали существенных результатов. Зависимость страны от импорта продуктов промышленности все еще остается актуальной проблемой для Казахстана. Около 1/2 часть импорта составляют продукты тяжелой и транспортной промышленности, машиностроения. Для оценки проведенных структурных изменений недостаточно анализировать структуру экспорта и импорта. Необходимо провести ретроспективный анализ изменения структуры ВВП страны.
Таблица 2. Структура ВВП по отраслям и сферам деятельности Казахстана за 1995-2015 гг., % [1]
Отрасль и сфера деятельности 1995 2000 2005 2010 2015
ВВП 100 100 100 100 100
В том числе:
Производство товаров 44,0 45,9 44,3 45,1 42,3
Сельское, лесное и рыбное хозяйство 14,3 8,1 6,4 4,5 4,7
Промышленность 23,2 32,6 29,8 32,9 24,8
Строительство 6,5 5,2 8,1 7,7 6,2
Производство услуг 56,0 54,1 55,7 54,9 57,7
Торговля 17,2 14,5 11,8 13,0 16,7
Транспорт 9,4 10,0 11,5 8,0 8,5
Связь 1,3 1,5 2,0 3,1 2,6
Прочие отрасли 28,1 28,1 30,4 30,8 29,9
Источник: www.stat.gov.kz
Проводя анализ статистических данных, приведенных в таблице 2, можно сказать, что структура ВВП Казахстана кардинально не изменился в сторону увеличения доли обрабатывающей промышленности и производства готовых продуктов. Следовательно, можно сделать вывод, что структурные изменения стали источником саморазвития отраслей промышленности, которые производят готовые продукции с высокой добавленной стоимостью.
Еще наиболее важным фактором, характеризующим изменения структуры национальной экономики являются инвестиции, привлеченные в основной капитал. Инвестиции, привлеченные в той или иной отрасли экономики, и динамика ее роста год за годом характеризуются стабильным ростом, а также привлекательностью этой отрасли с точки зрения инвесторов. Однако, как показывают данные таблицы 3, в общем объеме инвестиций в основной капитал промышленности доминирующее значение имеет горнодобывающая промышленность. Инвестиции в основной капитал обрабатывающей промышленности 2015 году составили 20,3 % от общего объема инвестиции в основной капитал по отраслям экономики в целом.
Таблица 3. Инвестиции в основной капитал по ведущим отраслям промышленности
[1], млн. тенге
Показатели 2005 2010 2015 Темпы роста, по сравнению с 2005 г.
Промышленность, всего, в том числе 838278 2586800 3807532 4,5
Горнодобывающая, в том числе 540152 1651953 2287895 4,2
Добыча сырой нефти 475512 1259123 1644891 3,4
Добыча металлических руд 40841 152023 385369 9,4
Обрабатывающая, в том числе 263078 413146 774234 2,9
Производство пищевых продуктов 32721 39772 55946 1,7
Текстильное производство 7360 10070 4805 0,6
Химическая промышленность 20607 21556 62432 3,02
Производство фаянсовых и пластмассовых изделий 13333 4605 5761 0,4
Металлургическая промышленность 100701 195494 300848 2,9
Производство машин и оборудования 5942 5609 15598 2,6
Производство мебели 1509 523 2645 1,7
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 35048 521701 543099 15,5
Источник: www.stat.gov.kz
Как видно из таблицы 3, объем инвестиций в основной капитал в обрабатывающей промышленности в 2015 году превышает в 2,9 раза объема инвестиций 2005 года, когда, только в сфере добычи металлических руд этот показатель превышает в 9,4 раза, что в три раза больше чем в обрабатывающей отрасли. А в отдельных отраслях обрабатывающей отрасли, таких как текстильная промышленность, производство фаянсовых и пластмассовых изделий темпы роста инвестиции, не достигли даже 1. Такая ситуация отрицательно сказывается на процессах модернизации и технологического перевооружения предприятий обрабатывающей промышленности. Если не предпринимать меры по созданию благоприятных условий по привлечению инвестиций в этот сектор промышленности, то вряд ли мы сможем создать конкурентоспособную экономику. Это очень важно, так как сформировавшаяся к настоящему времени технологическая многоукладность мировой экономики привела к значительному отставанию Казахстана от ведущих стран мира [2, с. 46].
В результате анализа современного состояния промышленности Казахстана, можно отметить наличие системных проблем, т.е. программы диверсификации и индустриально-инновационного развития экономики пока не дали каких-либо существенных изменений в структуре национальной экономики. В структуре экономики по-прежнему преобладает сырьевой сектор.
Значительны перспективы в производстве металлоизделий, металлоконструкций. Заманчиво формируется алюминиевый кластер, перспектива кабельно-проводниковая отрасль. Химическая промышленность, где в 2015 г. сделаны первые шаги по выпуску 133 тыс. бензола и 496 тыс. параксилола на АНПЗ, 12 тыс. тонн цианида натрия в Каратау, имеет возможности для дальнейшего наращивания своего потенциала, освоения более сложной продукции.
В Казахстане продолжающаяся диверсификация, индустриализация должны относительно быстро, в первую очередь завершить формирование целостных секторов экономики как локальных центров устойчивости. В стране все еще предстоит большая работа по повышению уровня ее самодостаточности. Так, в аграрном секторе в самые ближайшие годы необходимо довести уровень самообеспеченности по молоку, овощам, фруктам, мясу до 90-100 %. Нужно усилить работу агропромышленного сектора по переработке и выпуску продукции, по которым имеется значительный внутренний потенциал и спрос.
В этом направлении нужен тщательный анализ спроса внешнего рынка. Необходим исследовательский центр, институт, высшая аграрная школа на уровне Назарбаев Университета. Аналитическая, исследовательская работа по изучению важных сегментов, секторов, направлений рынка должна вестись на адекватном уровне, не от случая к случаю, не только через Интернет. К таким перспективным рынкам первой категории, имеющим важное, значение для нашей страны, являются Центральная Азия, Китай, Иран, Афганистан, Россия, ЕС. Вторую группу представляют Азербайджан, Турция, Украина, Монголия. Третью группу - другие страны, включая Иорданию, Египет.
При этом нужно максимально учитывать как текущие, так и долгосрочные потребности той или иной страны. На основе предложения наших возможностей необходимо искать также точки соприкосновения. Так, понятны наши экспортные предложения по зерну, муке. Это наше конкурентное преимущество. Вместе с тем в том же Китае все время растет спрос на масличные культуры. Импорт соевых бобов в этой стране длительное время превышает 20-25 млн. т, достигая и до 42 млн. т. И Казахстан имеет возможности их производства и дальнейшего экспорта. Так, только в «Байсерке-Агро» достигнута урожайность, в два раза превышающая имеющийся в стране уровень (49,2-66,0 ц/га). Алматинская, Восточно-Казахстанская, Жамбылская области могут стать крупнейшими экспортерами соевых бобов на емкий китайский рынок. Об опережении китайских предложений свидетельствует заключение долгосрочного
контракта с костанайскими аграриями по производству и поставке масличного льна, на которые в последние годы сложился устойчивый спрос в Европе [3].
В Иране предпринимаются большие усилия по развитию животноводства. В этой стране растет спрос на корма, всевозможные шроты, жмыхи, отруби. Казахстан может максимально удовлетворить потребности этой страны в этой продукции.
Нефтегазовый сектор будет оказывать влияние на сопредельные секторы, и экономика будет сжиматься. Дальнейший рост цен из-за удорожания импорта будет раскручивать инфляционную спираль. Восстановление доверия к тенге возможно только в условиях устойчивого роста экономики. Это возможно только в том случае, если она будет диверсифицированной, то есть не будет зависеть только от цен на нефть. Никакими ограничительными мерами по обращению доллара нельзя добиться дедолларизации. Возможное снижение ставок на долларовые депозиты будет способствовать оттоку капитала из банковской системы.
Что касается возможностей, то падение нефтяных цен дает надежду, что правительство будет обращать внимание на секторы, которые до сих пор не вызывали у него интереса. В структуре ВВП более половины занимает сфера услуг. Но все мы знаем, что услуги некачественные, цены неадекватные. Это касается любой сферы: образование, здравоохранение, транспорт, связь, банковские услуги, гостиничные, ресторанные. Здесь и кроются возможности. Качество услуг нужно повышать, цены снижать, так как снижение покупательской способности населения будет приводить к снижению спроса. Только качественные услуги по адекватной цене могут спасти половину ВВП. Кроме того, так можно повысить возможности туристического сектора. Сейчас доля туризма в ВВП Казахстана - менее 1 процента. Например, в Кыргызстане туризм дает почти 5 процентов ВВП, для сравнения - почти столько же дает наше сельское хозяйство. Для развития туризма не нужны огромные инвестиции в такие проекты, как «Кок-Жайляу». Акцент нужно сделать на экологический туризм, который может развивать малый и средний бизнес. Как информационную, рекламную поддержку нужно использовать тот факт, что National Geographic Traveller включил Алматы, Казахстан в ТОП 16 мест, которые нужно посетить в 2016 году.
Всемирный Банк прогнозирует, что рост ВВП в 2017 году ускорится до 1,9 % и до 3,7 % в 2018 году при условии, что средние цены на нефть восстановятся до 48 долларов за баррель в 2017 году и до 51,4 доллара за баррель в 2018 году, а также при том, что коммерческая добыча на нефтяном месторождении Кашаган начнется по графику осенью 2016 года [4].
В современных условиях в Казахстане необходимо развивать такие отрасли, как тяжелое машиностроение, электроэнергетика, информационные технологии, текстильная промышленность, а также новые отрасли, как нанотехнологии, космическая, оптико-волоконная технология и генная инженерия и т.п. Именно эти отрасли должны стать локомотивом национальной экономики на фоне снижения мировых цен на сырье.
Литература
1. [Электронный ресурс]: Официальный сайт комитета по статистике министерства национальной экономики Республики Казахстан. URL: http:// www.stat.gov.kz.
2. Газалиев А. Исследование структурных сдвигов в экономике Казахстана // Вестник Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, 2012. № 142. С. 45-48.
3. Правительство Германии прогнозирует рост экономики в этом году в размере 1,7 %. [Электронный ресурс]: URL: http://etoday.kz/business-and-economy/17676-pravitelstvo-germanii-prognoziruet-rost-ekonomiki-v-etom-godu-v-razmere-17.html. (дата обращения: 03.04.2016).
4. В 2016 году дефицит бюджета Казахстана составит 2 % к ВВП. [Электронный ресурс]: URL: http://www.time.kz/news/economics/2016/02/25/v-2016-godu-deficit-bjudzheta-kazahstana-sostavit-2-k-vvp. (дата обращения: 03.04.2016).
Налоговое администрирование доходов бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Исаева И. А.
Исаева Ирина Александровна /Isayeva Irina Alexandrovna - кандидат экономических наук,
доцент,
кафедра налогов и налогообложения, Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,
г. Сургут
Аннотация: в статье предлагается оценка результатов администрирования налоговых доходов бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2015 год.
Ключевые слова: государственный бюджет, налоги, налоговое администрирование, налоговый контроль.
Нестабильность на сырьевых рынках, напряженная международная обстановка, снижение инвестиционной активности обусловили снижение ключевых макропоказателей российской экономики и валового внутреннего продукта. Не смотря на замедление развития в ряде отраслей экономики, налоговые органы Югры обеспечили стабильный рост налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы, что является кумулятивным эффектом улучшения налогового администрирования.
В сложившихся условиях налоговыми органами обеспечен рост поступлений в бюджетную систему Российской Федерации по всем основным налогам, за исключением поступлений по налогу на добавленную стоимость, что связано со значительным снижением выручки по основным нефтедобывающим предприятиям региона, администрируемым на федеральном уровне, по причине существенного снижения цены на нефть на мировом рынке. За 2015 год [1] для консолидированного бюджета Российской Федерации на территории автономного округа мобилизовано 1 988 млрд. руб. налоговых платежей, что на 3,2 процента больше, чем за 2014 год.
В бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2015 году мобилизовано 201,1 млрд. руб., из них более 99 % обеспечено поступлениями налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц и налога на имущество. Относительно 2014 года поступления увеличились на 11,5 %.
В доходную часть местных бюджетов поступило 35 млрд. руб. налогов и сборов, что на 8,6 % меньше, чем в 2014 году. Причиной снижения поступлений является изменение нормативов распределения налога на доходы физических лиц по уровням бюджетов в 2015 году. Однако, исполнение годовых плановых показателей доходной части местных бюджетов, администрируемых налоговыми органами, составило 101,2 %.
Дальнейшие направления совершенствования администрирования доходов бюджета включает в себя обеспечение функционирования Федеральной информационной адресной системы. Согласно положениям Закона № 443-ФЗ [2] сведения об адресах, содержащиеся в государственном адресном реестре обязательны для использования органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг. Таким