структурные элементы политической системы
общества (методологический анализ)
Рассматривается одно из наиболее сложных понятий теории государства и права — политическая система общества, приводятся требования-критерии, предъявляемые к структурным элементам политической организации общества.
В целях более глубокого и всестороннего исследования политической системы общества, учитывая сложность, разнохарактерность и многоаспектность ее составных частей, методологически важным представляется рассмотрение ее в виде своеобразного системного комплекса. Будучи частью общественной системы, политическая система, в свою очередь, состоит из взаимодействующих подсистем. Возможность использования различных оснований для структурирования элементов политической системы отражает иерархический характер ее составляющих, которые сами организованы по системному принципу. Следовательно, политическая система состоит из подсистем (которые сами являются полнокровными системами), взаимодействие которых образует политическую целостность.
В качестве основного элемента политической системы, как правило, выделяют институциональную подсистему — совокупность институтов (государственных, партийных, общественно-политических), выражающих и представляющих различные по значимости интересы — от общезначимых до групповых и частных. Кроме государства в институциональную подсистему входят как политические (партии, неправительственные организации), так и неполитические, но имеющие значительные возможности влияния на власть и общество, организации (средства массовой информации, церковь). Институциональная подсистема в решающей мере предопределяет понятие и содержание политической системы общества в целом, оказывает огромное влияние на основные направления ее деятельности, социальное содержание и назначение. Это обусловлено тем, что именно она является источником всех наиболее важных связей, возникающих в рамках политической системы общества, предопределяет характер норм, регулирующих данные отношения. С институциональной точки зрения политическая система любого общества выступает как сложный комплекс взаимосвязанных, взаимодействующих или же противодействующих политических институтов. Для науки конституционного права институциональный метод исследования политической системы заключается в определении и выделении формирующих политическую систему общества институтов, анализе ее элементно-структурных конституционно-правовых сторон.
Институциональный подход к исследованию политической системы общества органически связан с другими методологическими подходами, например, регулятивным, коммуникативным и т. д. Каждый из них акцентирует внимание на одной из сторон политической системы общества, а вместе они дают полное и разностороннее представление о ней.
Политические институты выполняют свои функции на основе различных социальных норм (политических, правовых, нравственных). Вся совокупность норм, регулирующих политические отношения, составляет нормативную подсистему. Нормы играют
роль правил, на основе которых происходят политические взаимодействия. Ведущая роль в нормативном регулировании политических отношений принадлежит нормам конституционного права, посредством которых происходит закрепление, упорядочение и регулирование политических отношений.
К элементам коммуникативной подсистемы относятся такие признаки власти, как ее открытость, способность вступать в диалог, стремление к согласию, реагированию на актуальные требования различных групп, обмену информацией с обществом.
Политические взаимодействия обусловливаются характером культурно-религиозной среды, ее однородностью. Совокупность субкультур, конфессиональная система, определяющая приоритетные ценности, убеждения, стандарты политического поведения, политическую ментальность, составляют культурную подсистему. Политическая культура как совокупность наиболее типичных для общества стереотипов, политических представлений, установок и ценностных ориентаций, традиций и символов политического поведения играет роль как стабилизирующего, так и дестабилизирующего фактора политической системы, осуществляет преемственность политических традиций, обычаев, социального и исторического опыта. Важной частью культурной подсистемы является политическое сознание, через которое происходит отражение политических отношений и интересов, оценивание политических явлений в виде понятий, идей, взглядов, теорий и т. п. Политическое сознание отражает социальную действительность, воспринимает событие, оценивая его по степени значимости и соответствия интересам, законодательным актам, политическим нормам, традициям, идеалам, прогнозирует возможные перспективы социальных и политических изменений в обществе.
Желаемые модели общества, отраженные в системе культурных ценностей и идеалов, определяют совоку пность способов и методов реализации власти. Данная совокупность политических технологий составляет функциональную подсистему. Преобладание методов принуждения или согласия в реализации властных отношений определяет характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы его интеграции и достижения целостности.
Все подсистемы политической системы взаимозависимы. Взаимодействуя друг с другом, они обеспечивают жизнедеятельность политической системы, способствуют эффективной реализации ее функций в обществе.
Политическая система предполагает наличие не только системы отношений, но и структур, на основе которых развертываются многообразные политические отношения. Структура составляет «“анатомию” социальной системы»1. Этот постулат не в меньшей мере верен и применительно к политической системе.
Основными требованиями-критериями, предъявляемыми ко всем без исключения структурным элементам политической организации общества, являются требования их внутренней упорядоченности, организованности и хотя бы минимальной политичности.
Суть первого из них сводится к тому, чтобы каждое общественно-политическое объединение, рассматриваемое в качестве структурного элемента политической системы, выступало прежде всего как организация и обладало бы признаками, свойственными ей. Характерными признаками любой организации являются:
• определенный порядок ее образования и функционирования;
• наличие устава, положения, свидетельствующего о сформированности и формально-юридической оформленности того или иного объединения;
• функционирование каждой общественно-политической организации ради достижения определенных, непосредственно стоящих перед ней целей и задач;
• деятельность каждой организации в определенной сфере общественной жизни и в соответствии с установленными принципами;
• наличие у всех без исключения организаций органов, ведающих их внутренними и внешними делами.
Суть второго требования, предъявляемого к структурным элементам политической системы общества, заключается в том, чтобы они, как составные звенья, были не только внутренне организованными, но и хотя бы в минимальной степени политическими. Каждый структурный элемент политической системы общества должен быть не просто организацией, а политической по своему характеру организацией. Это означает, что он непременно должен:
• выражать политические интересы разнообразных социальных общностей;
• быть участником политической жизни и носителем политических отношений;
• иметь непосредственное или опосредованное отношение к государственной власти — ее завоеванию, организации или использованию;
• руководствоваться в своей повседневной деятельности нормами или правилами, сложившимися в недрах политической жизни.
Говоря о политическом характере структурных элементов политической системы общества, следует иметь в виду, что не все они имеют одинаковый политический аспект. У одних политика проявляется более ярко и занимает в их деятельности значительное место, в то время как у других играет второстепенную роль. В зависимости от этого все структурные элементы политической системы общества можно подразделить на собственно политические; несобственно политические; имеющие незначительный политический аспект.
К числу собственно политических элементов относятся государства и политические партии. Характерным признаком этих элементов является организационная связь с политикой и их прямое, проявляющееся в различных формах воздействие на политику, выступающую непосредственной целью их создания и функционирования, которая заключается в проведении политических интересов той или иной социальной общности в жизнь.
Решающую роль среди собственно политических, а равно и среди всех остальных структурных элементов политической системы общества, несомненно, играет государство. Оно — главный источник и олицетворение политической власти. Эта роль и место государства в политической системе определяются рядом его особенностей. Государство выступает как единственная организация, которая объединяет всех без исключения граждан, оно является официальным представителем общества в целом, обладает монопольным правом издания законов и установления общеобязательных для исполнения норм поведения — нормативных правовых актов.
Государство интегрирует общество в единое целое независимо от интересов и потребностей отдельных групп и слоев населения и действует, в первую очередь, в сфере интересов общества. Ключевая роль государства в политической системе обусловлена названными универсальными свойствами, которыми не обладают никакие другие структурные элементы политической системы. Только государство вправе регламентировать правовое положение политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, средств массовой информации, а также проведение избирательных кампаний. Иначе говоря, полномочия иных субъектов политической системы ограничены определенными пространственными пределами или субъектным составом.
Суть государства, его назначение, типология и многие другие аспекты наглядно раскрываются в его взаимоотношениях с гражданским обществом. В них заключены два противоположных механизма объединения населения. Гражданское общество объединяет людей сложным переплетением свободно реализуемых частных интересов, государство, как особый, специально сконструированный для этой цели механизм,— принуждением.
Примечательно, что одна часть ученых отводит главенствующую роль государству, а другая — гражданскому обществу2. Государственность имеет тенденцию приобретать те формы и тот характер, которые соответствуют уровню развития и характеру гражданского общества. Успех и результаты модернизации России зависят от выбора такого пути, который обеспечил бы ей опору в гражданском обществе. Поэтому наиболее актуальной проблемой сегодня представляется формирование и применение надежных механизмов социальной обратной связи, подчинение государства контролю гражданского общества, демократизация политической жизни.
Узловым институтом, связывающим демократическое государство и общество, являются политические партии. Они представляют в политической сфере интересы различных слоев и групп населения и защищают их интересы. Политические партии не выступают непосредственными носителями государственной власти, но оказывают на нее серьезное влияние. В этом смысле политические партии, как институты самоорганизации групп интересов, имеют существенные преимущества по сравнению с другими формами самоорганизации гражданского общества, так как сама их сущность заключается в стремлении к участию во власти. А политическая система предоставляет им легальную и легитимную возможность отстаивать свои интересы в органах государственной власти на различных уровнях и как минимум вести борьбу за учет представляемых интересов при принятии решений. Борьба эта должна быть конкурентной, потому что только при таких условиях возможно реальное выражение многообразных общественных интересов и принятие эффективных политических решений на основе их взаимоучета, что является характерной чертой демократической политической системы. Такого рода влияние осуществляется в следующих основных формах: участие в избирательных кампаниях, выработка и проведение в жизнь внутренней и внешней политики путем воздействия на законодательный процесс.
К несобственно политическим субъектам — структурным элементам системы общества — относятся такие объединения, которые возникают и развиваются в силу экономических и других причин. Обобщенно эти субъекты называют неправительственными организациями. Прямой целью их создания и функционирования, в отличие от собственно политических субъектов, никогда не выступает политика. Свою основную деятельность данные институты, к числу которых можно отнести общественные, профсоюзные, кооперативные и иные организации, осуществляют соответственно в производственной, правозащитной, социально-бытовой, культурной, торговой и других сферах жизни общества. Они не ставят перед собой непосредственных задач активного воздействия в политических целях на государственную власть. Политическая деятельность этих субъектов не составляет основу их функционирования. Но данное положение не следует расценивать как принижение роли и значения несобственно политических субъектов в структуре политической системы общества, так как речь в данном случае идет лишь об отсутствии доминирующего политического аспекта в их деятельности, а не о его отрицании вообще. Незначительный политический аспект
имеют такие элементы политической системы, как церковь и средства массовой информации.
В обществах, где существует государственная религия, церковь имеет право участия в политической жизни государства. В светском государстве, где церковь отделена от государства, религиозные организации влияют на политическую систему незначительно.
Средства массовой информации в немалой степени способствуют формированию политики, освещая подготовку, принятие и реализацию политических решений государственными органами, активно участвуют в обеспечении успеха на выборах той или иной партии, формируют имидж политиков.
В целом церковь и средства массовой информации выступают в большей степени в качестве инструментов, средств осуществления деятельности основных структурных элементов политической системы.
Таким образом, в структуре политической системы общества выделенные субъекты неразрывно связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. Они никогда не существовали и не могут существовать сами по себе, взятые в «чистом», изолированном виде. Структурные элементы, являясь составными частями политической системы, должны рассматриваться в комплексе порождаемых ими связей и отношений.
Примечания
1 См.: Основы теории политической системы. М., 1985. С. 28.
2 См.: Шабров О. Ф. Политическая система: демократия и управление обществом // Государство и право. 1994. № 5. С. 120.