Научная статья на тему 'Политические факторы социально-правовой защиты населения в современной России'

Политические факторы социально-правовой защиты населения в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
750
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Милецкий В. П., Сутягина К. В.

В статье освещаются основные политические факторы функционирования и развития социально-правовой защиты населения в современном российском обществе. Отдельное внимание уделяется влиянию политической стабильности на социально-правовую защиту населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political factors of social-legal defense of people in modern Russia

The main substance and characteristics of social-legal support in modern Russia viewed in the article. Also politic factors of social-legal support's evolution are shown on modern social and economic stage. Specially, authors underlined the significance of such factor as «politic stability». Separately, place and role of the institutions of civil society in the social-legal support system were review.

Текст научной работы на тему «Политические факторы социально-правовой защиты населения в современной России»

Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, 2006, вып. 3

В. II. Милецкий, К. В. Сутягипа

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Социально-правовая защита в современном обществе непосредственно и опосредованно обусловлена целым комплексом различных факторов. Эти факторы целесообразно подразделять на объективные и субъективные. К объективным факторам относятся системные характеристики экономического, политического, социального и правового положения общества, например уровень экономического роста, политическая стабильность, характер социальной дифференциации, уровень развития правовых институ тов и т.д. К субъективным факторам имеют отношение различные волевые составляющие политического процесса, характеристики лидерства, борьбы политической и экономической элиты за ресурсы общества, информационная политика зарубежных СМИ в отношении данного государства и общества, личная репутация политиков и др.

В ряду объективных факторов прежде всего выделяются экономические и социальные. Так, среди экономических существенную роль играют материальные, человеческие и научно- технические ресурсы общества, структура собственности и господствующий тип способа производства, развитость производительных сил и производственных отношении, состояние финансовой и налоговой системы и др. Чем выше уровень развития перечисленных факторов, тем больше возможностей для создания и введения в действие сильной социально-правовой защиты населения.

К социальным факторам в собственном смысле слова относятся характер социально-классовой структуры и социальной инфраструктуры общества, тип стратификационной дифференциации, размер децнлыюго коэффициента, уровень бедности населения, а также степень его маргинализпрованности, люмиенизнрованности и др. Речь здесь идет о том, что наличие неаптагоннстической классовой структуры и стратификационной дифференциации общества, сочетающихся с относительно высоким уровнем жизни населения, минимизацией бедности, невысоким удельным весом маргинальных слоев и люмпенов, облегчает институтам государственной и муниципальной власти осуществление за счет соответствующих бюджетов необходимых мер социально-правовой защиты населения.

11аконец, отдельное место занимают политические факторы социально-правовой защиты. Несмотря на очевидную актуальность этой проблематики, в современной по-литико-социологпческой и социально-правовой литературе данной теме уделяется весьма незначительное внимание'. Вместе с тем она заслуживает специального рассмотрения, ибо влияние политики в широком смысле слова па все общество и отдельные сферы всегда было весьма велико. Особенно большое воздействие политические факторы оказывают па финансируемые из бюджета подсистемы социума в условиях трансформирующегося (транзитивного) общества. В условиях переходного периода от одного типа

© В.П. Милецкий, К.В. Сутягипа, 2006

общественного строя к другому, обусловливающего усиление социальной аномии, особенно сильно обостряются многочисленные противоречия, проблемы п конфликты, растет число граждан, нуждающихся в социальной защите со стороны государства и местной власти. Исключительно велика здесь социальная цена не только неправильной нормотворческой или правоприменительной деятельности, по также ошибочной социально-экономической политики и других негативных политических факторов. Как известно, Россия только еще начала выходить из глубокого и масштабного кризиса 90-х годов XX в. и социальной аномии, вызванной обрушением системы советского социализма и социалистического государства. Еще не сформирована демократическая политическая система с социально-правовым государством, не создана эффективная система социально-правовой защиты населения, не оптимизированы режимы взаимодействия основных сфер и подсистем российского общества па основе права.

Вышесказанным обусловливается необходимость системно-социологического анализа всего комплекса политических факторов, воздействующих на социально-пра-вовую защиту в современном российском обществе. В нас тоящей статье будет рассмотрено содержание складывающейся в России системы социально-правовой защи ты населения, а затем показаны основные политические факторы, оказывающие на пес существенное воздействие.

Вначале обратимся к системному содержанию социально-правовой защиты. Высоким эвристическим потенциалом в решении названных вопросов обладают системно-социологический и диалектико-материалпстпческий подходы. У истоков философско-социол о п I чес ко й концепции социальных систем, ключевые положения которой позволяют разобраться с вопросами системного содержания социально-правовой защиты семьи, находились К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Л. фон Всрталапфи, 10. Хабермас, II. Лумап и др. Так, К. Маркс отмечал, что «органическая система как совокупное целое имеет свои предпосылки, и ее развитие в направлении целостности состоит именно в том, чтобы подчинить себе все элементы общества или создать из него еще недостающие ей органы»2. Т. Парсонс писал, что «увеличение сложности систем ... включает развитие подсистем с более специфическими функциями воздействия на систему как целое»!. Наконец, II. Луман выделял такие составляющие общества, как «сфера социального взаимодействия», «социальная сфера», «сфера права» и др.1

С учетом исследований системной проблематики в зарубежной социологии и пашей стране названную позицию поддерживает академик В.Г. Афанасьев, который отмечал, что общество в целом и образующие его подсистемы в своей основе имеют вещные, процессуальные, духовные и человеческие компоненты. При этом базовым признаком системы является интегральная целостность, пли интегральное единство, а специфическим предметом изучения - интегральные свойства и закономерности'. Вышеизложенное представляет возможность раскрыть основные компоненты системы социально-правовой защиты семьи, осуществляющейся в тесном единстве с семейной политикой. Системная политика как системное образование представляет собой иерархическую совокупность дополняющих друг друга компонентов, находящихся в отношениях взаимной субординации и координации, среди которых основную роль играют человеческие (социальные субъекты), институциональные, вещные (инфраструктурные), процессуально-нормативные и духовные компоненты. Приведенные научные положения позволяют выделить существенные компоненты содержания системы социально-правовой защиты семьи.

1 к-рвпчными компонентами системы социально-правовой защиты семьи являются институциональные составляющие, к которым относятся социальные службы, организации, учреждения (государственные и негосударственные), которые непосредственно занимаются вопросами социально-правовой защиты семьи. Особое место среди них занимают нормотворческие институты, а также правоприменительные учреждения.

В торым компонентом системы социально-правовой защиты семьи выступают социальные субъекты - социальные группы и популяции, непосредственно выполняющие функции организации и осуществления социально-правовой защиты семьи (государственные и муниципальные служащие, чиновники, социальные работники, волонтеры п др.). 15 этой совокупности самой малочисленной категорией служат законодатели всех уровней, осуществляющие подготовку, издание и введение в действие нормативных правовых актов по вопросам социально-правовой защиты семьи. Но главенствующую роль играют должностные лица (правоприменители), непосредственно исполняющие соответствующие законы и муниципальные правовые акты, ибо правоприменительная составляющая социально-правовой защиты семьи характеризует процессы исполнения законов и иных нормативных правовых актов должностными лицами и органами государственного и муниципального уровня на практике.

Данное основание позволяет выявить третий, самый объемный по своему характеру, компонент системы социально-правовой защиты семьи ее процессуально-нормативные составляющие. К ним относятся: нормы (законы), цели (дерево целей социально-правовой защиты семьи), принципы, методы и технологии их реализации.

К социально-инфраструктурным компонентам системы социально-правовой защиты семьи относятся многочисленные детские оздоровительные учреждения, школы, спортивно-оздоровительные организации и др.

Перечисленные компоненты системного содержания социально-правовой защиты семьи в полном объеме представлены в развитых странах Запада. Между тем имеют место и различия между национальными моделями социально-правовой защиты этих стран. Социальная, в том числе и семейная, политика каждой из названных стран имеет свои принципы. В Великобритании в основу этой политики положены либеральные, а в Швеции - социал-демократические принципы. Соответственно по-разному построены системы социально-правовой защиты семьи в этих странах. Но главное, что правительства Великобритании и Швеции, проводя социальную политику, ставят на первое место проблемы семьи и детей и считают их приоритетными. Например, либерализм в Великобритании на законодательном уровне проявился в проведении реформы социального обеспечения в 1986 г., в результате которой пособия по беременности и родам перестали быть государственными и превратились в производственные. На институциональном уровне правительство Великобритании пытается добиться сокращения молодежной преступности путем создания специальных бригад по работе с несовершеннолетними правонарушителями. Социал-демократические принципы шведской модели социально-правовой защиты семьи находят свое воплощение в провозглашенных лозунгах «Равное распределение общественных благ», «Благосостояние для всех» и др. На законодательном уровне примером этого может служить система страхования, которая охватывает широкий круг категорий населения. Кроме того, семейная политика регулируется не только путем социального обеспечения, но и с помощью налогового законодательства, медицинского страхования, проявляющегося в бесплатном начальном и среднем образовании, бесплатном здравоохранении и стоматологическом обслуживании детей и иод-ростков. В Швеции скоординирована деятельность социальных служб и на уровне ком-

мунм. То есть на муниципальном уровне разрешены многие проблемы осуществления социально-правовой помощи семье.

В современной России большинство граждан и семей в 90-е годы XX в. испытали на себе все последствия финансово-экономического и социально-политического кризиса, а также проводившейся правительством политики «шоковой терапии». Следствием всего этого стало значи тельное снижение уровня жизни людей, падение рождаемости, рост разводов и увеличение доли неполных семей и др. К тому же усилилась социальная поляризация общества по имущественным и иным основаниям, которая оказала очень негативное влияние па правосознание людей и систему пх жизненных ценностей. I (оследине подверглись особенно заметной эрозии. В результате социальное положение семей, в особенности с детьми-инвалидами, заметно ухудшилось. Вместе с тем государство пыталось принимать посильные законодательные и другие меры в области социально-правовом защиты семьи.

В рамках ельцинского этапа особую законодательную роль сыграла Консти туция России, в которой в отличие от советского Основного Закона акцепт с тавился на нормативно-правовое закрепление прав женщин на полноценное материнство, защиту детства, а также основные права матери и ребенка. 11а этой основе в стране стали складываться основные методы социальной работы различных общественных организаций и государственных центров социального обслуживания, в том числе с такой категорией населения, как семьи с детьми-инвалидами. Их взаимосвязанное осуществление современными государственными и общественными институтами оказывало влияние па полноценное функционирование современной семьи, повышало роль института семьи в развитии современного российского общества, а также свое влияние на семейные ценности и развитие семейных отношений.

Одна из первых попыток правительства сконструировать социально-экономическое пространство и положить начало правовому оформлению защиты семьи была предпринята в программе углубления экономических реформ, разработанной в 1992 г. Особенность проведения реформы I! социальной! сфере в указанный период состояла в том, что приоритеты были расставлены в пользу особо нуждающихся категории семей и населения в целом. В частности, предполагалось, что возникнут новые институты в социальной сфере н что граждане смогут оплачивать более высокую часть социальных услуг из своих доходов, в том числе получаемых в виде целевых сертификатов. Экономические преобразования должны были привести к повышению уровня благосостояния каждой российской семьи, а социальная помощь и защита со стороны государства должны были оказываться самым нуждающимся. Ожидаемые результаты реформы, к сожалению, достигнуты не были.

Еще одна попытка реализации программы по улучшению благосостояния п социальной защищенности российских семей была предпринята правительством в середине 90-х годов. Была разработана широко известная «Программа социальных реформ 1! Российской Федерации на период 1996-2000 годов». Основным содержанием реформ в системе социально-правовой защиты населения декларировалось усиление адресности социальной поддержки, концентрация финансовых и материальных ресурсов на оказании помощи социально уязвимым группам населения. Предстояло упорядочить систему действующих и не всегда достаточно обоснованных льгот с тем, чтобы увеличит!» размеры пособий реально нуждающимся семьям. Было запланировано организовать деятельность как уже существующих, так и вновь создаваемых учреждений социального обслуживания по оказанию помощи пожилым гражданам, инвалидам, детям-енро-

гам. Также предполагалось активно развивать методы работы над решением проблем детском безнадзорное™, профилактики правонарушении несовершеннолетних, «социального сиротства», социальной помощи лицам без определенного места жительства.

Вместе с тем недостаточными оставались материально-техническая база и финансирование программы, отсутствовали стандарты социального обслуживания населения п порядок лицензирования этой деятельности. Цель реформы социального обслуживания состояла в обеспечении гарантированного уровня социальной защиты людей. В рамках названной программы правительством была сформулирована цель политики в отношении инвалидности и инвалидов, состоявшая в обеспечения последних равными с другими гражданами возможностями для реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. На федеральном уровне за период с 1995 по 1998 г. (до дефолта 17 августа 1998 г.) были приняты основные нормативные правовые акты, предусматривавшие в том числе н защиту семьи с детьми. В это время разрабатывается система социальных выплат, пособий, компенсаций! и других мер. Основной акцеп т в реформировании системы социальной поддержки семьи, женщин, детей и молодежи был сделан на меры профилактики социальных рисков. В целом же, по многим показателям, условия жизнедеятельности семьи, положение женщин, детей и молодежи оставались в это время неблагополучными, что создавало угрозу для физического и духовного здоровья населения страны и предопределяло необходимость целенаправленных усилий по преодолению этой ситуации.

Итак, рассматриваемый период отличается тем, что за это время была сформирована минимально необходимая законодательная база по таким областям социальной защиты населения, как инвалидность, проблемы семьи, женщин и детей, занятость, пенсионное обеспечение, социальное страхование и др. Были изданы Федеральные законы «О социальной защите населения в РФ», «О ветеранах», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и др. На них стала базироваться система социально-право-вой защиты семьи. Кроме того, в отношении семей с ребенком, имеющим ограничения жизнедеятельности, были приняты такие нормативные правовые акты, как законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г., «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г., «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г., «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г., «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г., Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» от 1 июля 1996 г., Указ Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» от 2 октября 1992 г., Постановление Правительства РФ «О порядке признания граждан инвалидами» от 13 августа 1996 г. и др. Практическое осуществление норм перечисленных законов и многих других нормативно-правовых актов, к сожалению, не сопровождалось соответствующими правоприменительными мерами. Социальные технологии поддержки семьи находились в стадии разработки, и требовалось время для того, чтобы создать действенную систему социально-правовой защиты семьи, наладить механизм ее осуществления как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и местного самоуправления. До настоящего времени названные меры в нужном объеме так и не реализованы.

За период с 1999 по 2005 г. система социально-правовой защиты населения, в том числе семей с детьми со стороны государства и общественных организаций, получает известное развитие. 1 [режде всего, это коснулось местных, региональных программ, действующих в рамках областей или краев. На законодательном уровне накануне 2000 г. было предусмотрено создание широкого спектра учреждений для осуществления мер социально-правовой защиты семей, в том числе и семей, имеющих ребенка-инвалида. Однако вместо создания и введения в действие последних в спешке был подготовлен и введен в действие известный федеральный закон № 122, который, помимо всего прочего нанес сильный удар но социально-правовой защите семей с детьми-инвалидами. После его введения в действие с 1 января 2005 г. были отменены льготы на бесплатный проезд. Кроме того, ежемесячная компенсационная денежная выплата на крайне низком уровне оказалась не способной заменить имеющиеся до сих нор льготы.

Помимо государственных органов институтами социально-правовой защиты населения в России явля ются также коммерческие организации, которые выступают в роли спонсоров, меценатов, благотворителей и оказывают материальную поддержку, необходимую для реализации основных социальных программ. Помимо них существенную роль играют также некоммерческие неправительственные организации, которые дополняют, а в ряде случаев берут на себя, социальные функции государства.

Российские институты гражданского общест ва, среди которых выделяются главным образом благотворительные общественные, профессиональные и другие объединения и организации, с начала 90-х годов XX в. начали приобретать все большее значение в решении социальных проблем. Как любой институт гражданского общества, общественная организация представляет собой общность людей, объединенных на добровольных началах совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи. Не правовой статус закреплен в законодательстве и предусматривает, что членство в ней предполагает совместную деятельность по защите интересов определенных социальных групп и достижения уставных целей объединившихся граждан''. 11ри этом всякое общественное объединение в соответствии со ст. 7 Федерального Закона РФ «Об общественных объединениях» может принимать организационно-правовую форму общественной организации, общественного движения, общественного фонда общественного учреждения, органа общественной самодеятельности, политической партии др. Общественные организации действуют наряду с государством на всех территориальных уровнях и практически во всех социально значимых сферах, восполняя пробелы в деятельности государственных и коммерческих организаций7- Особую роль здесь играет их партнерское взаимодействие. 15 этом плане уместно напомнить известное положение о том, что конструктивное взаимодействие «между тремя силами, действующими па общественной арене, - государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями, есть социальное партнерство».8 Западный опыт- свидетельствует, что они играют значительную роль в решении социальных вопросов, выступая связующим звеном между государством и гражданами. При этом процесс развития НПО идет параллельно с развитием демократии и рыночной экономики.

В российском «третьем секторе» активную роль играют главным образом неправительственные общественные и некоммерческие организации. В России в «третий сектор» входят, по разным оценкам, от 70 тыс. до 250 тыс. организаций (для сравнения: в CUJA таких организаций насчитывается 1,2 млн). В современной России на федеральном уровне социально-правовой защиты действуют Всероссийское общество инвали-

дов (НОИ), созданное 17 августа 1988 г. Оно объединяет 2,5 млн человек, имеет 25 176 первичных, 2127 районных и городских и 78 республиканских, краевых и областных организаций во всех регионах России. Обществом создано 1943 предприятия, на которых работает 57 тыс. человек, более 40% из них - инвалиды. Его основные цели связаны с защитой прав п интересов инвалидов, обеспечением инвалидов равными с другими гражданами возможностями для участия во всех сферах жизни общества и осуществлением интеграция инвалидов в общес тво.

Среди общественных организаций важную роль играют женские НПО. Всероссийская общественная неправительственная организация «Союз женщин России» (СЖР) создана в ноябре 1990 г. Она объединяет на добровольной основе женские советы, союзы, ассоциации, комитеты и клубы, действующие в регионах России. В него входят также две организации, имеющие федеральный статус: Российский союз женщин и Всероссийское политическое объединение «Женщины за здоровье нации». СЖР входит в состав более 20 международных организаций, занимающихся проблемами женщин, семьи и детей. Речь идет о таких из них. как

- Международный альянс женских организаций, стран СИГ;

Всемирная организация семей;

- Международная демократическая федерация женщин;

- Международный совет женщин.

Свою деятельность СЖР осуществляет в рамках основных программ: «Безопасность и развитие», «Демократия для всех», «В интересах семьи», «Женщина, духовность, культура» и «Земля - наш общий дом». Отдельного упоминания заслуживает программа «В интересах семьи». Она связана с оказанием моральной и материальной помощи наиболее социально незащищенным слоям населения: вдовам, одиноким престарелым людям, семейным детским домам, вынужденным переселенцам, семьям погибших в вооруженных конфликтах, п предусматривает поддержку семьи, охрану материнства и детства, борьбу против насилия в отношении женщин и детей. В рамках этой программы осуществляются благотворительная деятельность и такие акции, как «Вдовы России», «Пожилые люди», «Долг», отмечается «День матери».

С 1991 г. превенцией самоубийств, насилия, психических расстройств и наркомании путем оказания экстренной психологической помощи по телефону занимается Российская ассоциация телефонной экстренной психологической помощи в Санкт-Петербурге. Это первая и единственная в России ассоциация, объединяющая службы телефонной экстренной помощи. К настоящему моменту она включает в себя 215 коллективных и 15 индивидуальных членов. Из них 46% специализируются па оказании помощи детям, подросткам и молодежи. В ее составе более 2500 консультантов и волонтеров, которые оказывают психологическую помощь всем нуждающимся. Созданная в 1996 г. НПО «Родительский мост» Санкт-Петербурга в качестве общественного благотворительного фонда оказывает помощь опекунским семьям и семьям, усыновившим ребенка, занимается подготовкой потенциальных опекунов и усыновителей, патронированием семей, принявших на воспитание детей, оказывает им материальную, юридическую, психологическую и иную консультативную помощь, выпускает печатное издание «Родительский мост». Фонд активно сотрудничает с отечественными и зарубежными организациями. Его программы охватывают 125 приемных семей, воспитывающих 300 детей, из которых 30 - инвалиды, 150 имеют хронические заболевания.

В оказании помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в ряде регионов большую роль играют религиозные организации. Так, при православных церк-

вах открываются приюты, некоторые общественные учреждения организуют материальную помощь детям-наркоманам, детям, проживающим с родителями на вокзалах, и др. В Санкт-Петербурге действует единственный в стране Социалыю-реабплитацпон-ный центр для несовершеннолетних «Дом милосердия». Он создан совместными усилиями органов власти и управления Санкт-Петербурга и Русской Православной Церкви. Церковь предоставила часть принадлежащего ей здания для размещения приюта, а свои мастерские - для обучения детей различным профессиям. Члены братства осуществляют патронаж детей, проживающих самостоятельно. Работа в учреждении осуществляется в соответствии с действующим российским законодательством, а участие в богослужениях и других обрядовых мероприятиях дети принимают только по личному желанию. При социальных общественных учреждениях создаются также попечительские советы, которые в ряде случаев решают вопросы оказания помощи в жизнеобеспечении центра, устройстве воспитанников на работу, привлечении спонсоров и волонтеров. Таким образом, общественные организации в системе социально-правовой защиты населения накопили значительный опыт работы в этой области и играют все более весомую роль. Вместе с тем нельзя не заметить, что многие их перечисленных I IÍIO добиваются позитивных результатов в своей деятельности не столько благодаря государственной политике в области социально-правовой защиты населения, сколько подчас вопреки ей, что делает актуальным обращение к политическим факторам последней.

Рассмотрение содержания системы социально-правовой защиты населения и семьи в современной России позволяет теперь остановиться на основных политических факторах, обусловливающих ее характер и природу. Среди них в научной литературе выделяют факторы политической стабильности, с одной стороны, и политико-правовые факторы, с другой стороны9. В нашем случае особый интерес представляют первые из них. Вторые непосредственно связаны с политической эффективностью нормотвор-ческой и правоприменительной деятельности государственных институтов правовой системы и не в полной мере касаются собственно политического воздействия па систему социально-правовой защиты в российском обществе.

Итак, во-первых, фактором воздействия на социально-правовую защиту населения (семьи) в современной России является политическая стабильность, складывающаяся из всей деятельности социальных субъектов и институтов политической системы. Под политической стабильностью подразумеваются динамическая характеристика политической системы общества, ее способность эффективно реагировать на импульсы окружающей среды и вырабатывать собственные решения и действия, оказывающие ответное воздействие на окружающую общественную среду - другие подсистемы и сферы общества, включая систему социально-правовой зашиты. Политическая стабильность формируется на основе предсказуемых политических решений и действий Президента и Правительства, других органов государственной и муниципальной власти, а также за счет предупреждения многочисленных конфликтов и рисков, угрозы террористических и других экстремистских действий. lie наличие означает, что в стране есть эффективная и легитимная власть, конструктивная и влиятельная оппозиция и развитые формальные политические институты, в рамках которых происходит политическая борьба и рекрутирование политической элиты. Такая стабильная политическая система приводит общество к благополучию, к устойчивому развитию. В этом отношении, как известно, в последние шесть лет был достигнут значительный прорыв. В определенной степени, как заявил об этом на своей пресс-конференции 31 января 2006 г. В.В. Путин, данному обстоятельству способствовали переход к новому порядку избрания глав субъектов Рос-

списком Федерации и другие политические реформы1". Для складывающейся системы

социально-правовой защиты политическая стабильность имеет такое же значение, как стабильные ставки налогообложения для развития российского бизнеса.

Во-вторых, значительное влияние на систему социально-правовой защиты населения (семьи) в современной России оказывает характер политического режима и взаимоотношения властей с демократической, левой и иной оппозицией. При условии их оптимального взаимодействия обеспечивается более полный учет интересов разных групп населения, выразителем которых выступает оппозиция. Она, как известно, добивается от властей осуществления соответствующего нормотворчества и правоприменительной практики в области социально-правовой защи ты населения. В настоящее время в силу нарастающего так называемого «авторитарного отката» условия взаимодействия официальных властей с оппозиций заметно ухудшились, что, в свою очередь, обусловливает издание и введение в действие явно антисоциальных законов. Среди них самое негативное воздействие на состояния социально-правовой зашиты оказал одиозный ФЗ № 122 о монетизации льгот. При этом, по сведениям, опубликованным в открытой печати, па данном законе нажились не только фармацевтические фирмы, но и транспортники, связисты и др."

В-третьих, заметное влияние на систему социально-правовой защиты оказывает уровень демократизма и развитости избирательной системы и электоральных технологий, которые позволяют исключат!) фальсификации результатов электорального волеизъявления и обеспечивать избрание подлинных представителей народного большинства. В подобном случае народные избранники I! первоочередном порядке издают нормативные правовые акты, необходимые для совершенствования системы социально-правовой защиты и улучшения правоприменительной практики. В этом отношении проводящиеся в современной России реформы не в полной мерс способствуют решению названных задач, ибо доминирующие в федеральном парламенте и других представительных п законодательных органах фракции партии власти («Единой России») зачастую осуществляют лоббистские заказы па издание соответствующих законов, выгодных олигархическим или бизнес-структурам.

В-четвертых, определенное влияние на систему социально-правовой защиты населения (семьи) оказывает состояние партийной системы, связанное с развитостью политических партий и иных общественно-политических организаций. Чем боле высока политическая активность партий как проводников интересов разнообразных групп населения через институты государственной и муниципальной власти, тем полнее осуществляется пх социальная защита. В современной России по результатам выборов в Государственную Думу (декабрь 2003 г.) в парламент не «попали» такие известные партии, как «Яблоко», СПС и некоторые другие организации, что заметно сокращает пх возможности для артикулирования п агрегирования интересов избирателей по вопросам социально-правовой защиты через политические институты..

Наконец, в-пятых, заметным политическим фактором можно назвать политико-управленческую деятельность органов исполнительной власти по достижению целей, связанных с вопросами социально-правовой защиты населения (семьи). К сожалению, в этой области все складывается не очень гладко. Социальная политика Правительства в области социально-правовой защиты населения недостаточно продумана и поэтому неэффективна. Правда, как свидетельствуют результаты мониторинга общественного мнения, проведенного в Петербурге осенью 2005 г., петербуржцы высоко оценивают главу государства, но при этом в большинстве своем «фактически не поддерживают по-

литику президента»'-. В еще больше!! степени сказанное касается социально!! политики Правительства.

Таким образом, даже краткий анализ влияния основных политических факторов на систему социально-правовой защиты населения (семьи) позволяет отметить противоречивый характер этого процесса, по причине чего население вместо надежной соцп-ально-правовой защиты получает и монетизацию льгот, и повышение тарифов на услуги ЖКХ, и другие негативные моменты социально-правовой защиты населения.

1 См.: Cepeda М.В. Политические факторы формирования инвестиционного климата: Авторсф. канд. лис. СПб., 2005; Государственная политика и управление / Под ред. Л.В. Сморгупова. М„ 2006; lllpeiith'p Н.Ф. Местное самоуправление как институт социальном политики. М, 2005, и др.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46, ч. I. С. 229.

1 Параше Т. Понятно общества: компоненты и их взаимоотношения // Теория и история зкопомичеекпх и социальных институтов п сис тем. М„ 1993. С. 1 17.

' См. подробное: Осадчая 1'Л. Социология социальной сферы. ¡VI., 2003. С. 44 18.

■'Афанасьев В.Г. Общество п системность. М., 1981. С. 82 86.

• См.: Федеральным Закон РФ «Об общественных объединениях» // lutp://\vvv\v.matvccvip.ni/conlent/ docs/zakon-obchc.stvo.aspx

7 Пшешщшм О.В. Общественные организации как субъект социальном работы: Авторсф. канд. лис. Екатеринбург, 2000. С. 13.

" Шиш-лева Л.Т. Общественные неправительственные организации п власть. М„ 2002. С. 51.

9 Середа М.В. Политические факторы формирования инвестиционного климата. С. 22-24. 111 Российская газета. 2006. 1 февр.

" Кто нажился па монетизации // Аргументы и факты. 2007. № 5. Протасенко Т. Петербуржцы в 2005 г. жизнью довольны, по хотят выбирать // Дело. 2006. 23 ими.

Статья поступила в редакцию 15 марта 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.