Научная статья на тему 'Структурно-содержательная модель целевой потребностно-мотивационно-ценностной сферы физической культуры человека и методика её диагностики'

Структурно-содержательная модель целевой потребностно-мотивационно-ценностной сферы физической культуры человека и методика её диагностики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
220
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
потребность в движении / телесность / потребность в телесности / двигательная деятельность / эстетика тела / модель / потребностно-мотивационно-ценностная сфера / диагностика / need for movement / physicality / need for physicality / motor activity / body aesthetics / model / need-motivational-value sphere / diagnostics

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — В Н. Старченко, А Н. Метелица

В статье представлена структурно-функциональная модель потребностей человека, индуцированных потребностью в двигательной деятельности. Раскрыта структура и содержание потребности в телесности. Выявлено значение биогенного, социогенного и культурогенного факторов, определяющих структуру потребности человека в телесности. Представлена уточненная модель потребностно-мотивационно-ценностной сферы физической культуры человека. Разработана методика диагностики уровня сформированности потребностно-мотивационно-ценностной сферы физической культуры человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — В Н. Старченко, А Н. Метелица

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL AND CONCEPTUAL MODEL OF TARGET NEED-MOTIVATIONAL-VALUE SPHERE OF HUMAN’S PHYSICAL CULTURE OF AND METHODOLOGY OF ITS DIAGNOSTICS

Article presents structural-functional model of human needs induced by the demand for motor activity. The structure and content of physicality needs are revealed. The value of nutrient, social and cultural factors is revealed, determining the structure of human needs in physicality. The improved model of need-motivational-value sphere of physical culture of the person is presented. The method is developed for diagnosing the level of formation of need-motivational-value sphere of physical culture of the person.

Текст научной работы на тему «Структурно-содержательная модель целевой потребностно-мотивационно-ценностной сферы физической культуры человека и методика её диагностики»

УДК 796.011.2:316.628.2:796

В. Н. Старченко1, А. Н. Метелица2

1 Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физической культуры, ГГУ им. Ф. Скорины, г. Гомель, Республика Беларусь 2Аспирант кафедры теории и методики физической культуры, ГГУ им. Ф. Скорины, г. Гомель, Республика Беларусь

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЦЕЛЕВОЙ ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА

И МЕТОДИКА ЕЁ ДИАГНОСТИКИ

стей человека

В статье представлена структурно-функциональная модель потребностей человека, индуцированных потребностью в двигательной деятельности. Раскрыта структура и содержание потребности в телесности. Выявлено значение биогенного, социогенного и культурогенного факторов, определяющих структуру потребности человека в телесности. Представлена уточненная модель потребностно-мотивационно-ценностной сферы физической культуры человека. Разработана методика диагностики уровня сформированности потребностно-мотивационно-ценностной сферы физической культуры человека.

Ключевые слова: потребность в движении, телесность, потребность в телесности, двигательная деятельность, эстетика тела, модель, потребностно-мотивационно-ценностная сфера, диагностика.

Введение

Потребность в движении (двигательной деятельности) является фундаментальной потребностью человека, удовлетворение которой является необходимым условием его физического развития и существования. Потребность в движении удовлетворяется двигательной активностью человека в форме той или иной деятельности. Степень выраженности потребности в движении у людей индивидуальна и зависит от целого ряда факторов. Как отмечает Е. П. Ильин, потребность в движении обусловлена биологическими и социальными факторами [1].

Потребность в движении (двигательной деятельности) находится в тесной связи с другими потребностями человека, так как только благодаря совершению движений возможно их удовлетворение. Средством реализации потребности в движении является тело человека. При этом непосредственным исполнителем функции движения является двигательный аппарат, состоящий из костей скелета, связок и мышц.

Несмотря на очевидную значимость потребности в телесности в составе потребностей человека, её структура и содержание не получили должного научного изучения. Осталась без внимания и проблема диагностики уровня актуализации потребности в телесности.

Целью нашего исследования стало уточнение структурно-содержательной модели целевой потребностно-мотивационно-ценностной сферы (ПМЦС) физической культуры человека путем включения в нее потребности в телесности. А одной из задач исследования стала разработка на основе уточненной модели ПМЦС методики её диагностики.

Резу

Пред

зультаты исследования и их обсуждение

Тредставляет интерес определение «телесности», данное И. М. Быховской. Она обосновывает ее как «преобразованное под влиянием социальных и культурных факторов тело человека, обладающее социокультурными значениями и смыслами и выполняющее определенные социокультурные функции» [2]. Очевидно, что центральным для понятия «телесность» является понятие «тело».

В нашей работе мы определяем телесность как соматическую компоненту человека, рассматриваемую не только в контексте ее двигательной функции, но и в контексте ее социального значения. В контексте рассмотрения телесности как инструмента (средства) двигательной деятельности она может быть описана антропометрическими характеристиками и

© Старченко В. Н., Метелица А. Н., 2017

двигательными возможностями тела, а в социальном контексте - характеристиками эстетическими и социально-статусными.

Тело человека как исполнительный компонент двигательной деятельности представляет собой опорно-двигательный аппарат, основными элементами которого являются кости, мышцы и сухожилия, придающие телу форму и обеспечивающие его движения. Телесность характеризуется и антропометрическими показателями (ростом, весом, объёмами частей тела, осанкой, пропорциональностью развития тела и его частей).

Следует отметить, что телесность имеет также эстетическое значение. Эстетика тела определяется не только его формой, но и красотой движения. Эталоны телесной красоты человека достаточно изменчивы, зависимы от многих факторов, но прежде всего от социокультурных традиций общества. Эстетические и социально-статусные эталоны весьма изменчивы в культурно-историческом аспекте.

В связи с необходимостью использования человеком своего тела в качестве инструмента двигательной (физкультурной) деятельности телесность является также и его потребностью. В соответствии с теоретической моделью потребностно-мотивационно-ценностной сферы (ПМЦС) физической культуры человека, разработанной В. Н. Старченко, к целевым физкультурным потребностям автор относит потребность в физкультурной деятельности, в физкультурных знаниях, в физкультурном мышлении, в физической подготовленности, в двигательных умениях и навыках и физкультурной среде [3], [4]. В данной модели потребность в телесности присутствует «по умолчанию», однако нам представляется необходимым дополнить модель потребностью в телесности в явном виде (рисунок 1).

Потребность в двигательной деятельности

Потребность в телесности

(потребность в опорно-двигательном аппарате)

потребность в эстетической

составляющей телесности

потребность в теле, адекватном требованиям двигательной деятельности

потребность в двигательных умениях и навыках потребность в физической подготовленности

потребность в двигательных (физкультурных) знаниях потребность в двигательном мышлении

потребность в двигательной (физкультурной) среде

Рисунок 1. - Структурно-функциональная модель потребностей человека, индуцированных потребностью в двигательной деятельности

Из модели следует, что потребность в адекватной двигательной деятельности индуцирует потребность в опорно-двигательном аппарате (потребность в телесности). В свою очередь, потребность в телесности актуализирует потребность в теле, адекватном условиям двигательной деятельности, что, в свою очередь, обусловливает потребность в двигательных умениях и навыках и потребность в физической подготовленности, а также потребность в физкультурных знаниях

и физкультурном мышлении. В то же время потребность в телесности определяет потребность в эстетической оставляющей телесности, что обусловлено социальной природой человека и человеческой деятельности. Поскольку существование и удовлетворение указанных потребностей возможно только в соответствующей двигательной (физкультурной) среде, то потребность в адекватной двигательной деятельности по необходимости индуцирует также потребность в соответствующей физкультурной среде.

Телесность, являясь потребностью человека, также является и ценностью. Ценностное отношение человека к своему телу преимущественно определяется степенью его адекватности требованиям двигательной деятельности. Здоровое, физически развитое тело, без физических недостатков, является необходимым условием осуществления человеком эффективной двигательной деятельности. Причём, ценность представляют такие параметры телесности человека, которые являются наиболее значимыми в осуществляемой деятельности.

Исходя из представленных выше характеристик телесности, рассмотрим структуру этой потребности и факторы, на неё влияющие, более подробно. В структурном отношении потребность в телесности состоит из двух компонентов: потребности в эстетической составляющей тела и потребности в теле, адекватном требованиям двигательной деятельности (рисунок 2).

Биогенный фактор

Социогенный фактор

Культурогенный фактор 1 * потребность в теле, адекватном требованиям двигательной деятельности

Рисунок 2. - Структура потребности человека в телесности

Л\'

ю-двигател

Потребность в опорно-двигательном аппарате индуцируется биогенным фактором, связанным с тем, что человеку для того, чтобы осуществлять двигательную деятельность, необходимо тело, являющееся средством движения.

Потребность в эстетической составляющей телесности порождается преимущественно социогенным фактором. При этом эстетическая составляющая телесности характеризуется не только особенностями формы тела, но и красотой движений и поз. Эстетические характеристики телесности непосредственно связаны с антропометрическими, являясь их качественными оценками с позиций представлений человека о красоте. Возможность посредством физических упражнений улучшить свою телесность является одним из сильнейших побуждающих факторов, позволяющих включать различные группы населения в физкультурно-спортивную деятельность.

Оказывать влияние на телесность человека можно с помощью различных видов двигательной деятельности. Большими возможностями в изменении телесности человека располагают различные направления физической культуры и спорта. Исследования авторов, изучающих мотивацию занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью, также подтверждают, что из всех мотивов, большую побуждающую силу имеют мотивы, связанные с возможностью посредством выполнения физических упражнений улучшить свою телесность [5], [6]. При этом А. К. Верховцев в результате своего исследования установил, что для женщин мотивы, связанные с улучшением и коррекцией своей телесности, более актуальны, чем для мужчин [6].

У занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью потребность в телесности может быть конкретизирована в разнообразных мотивах. Например, потребность в телесности может быть опредмечена такими мотивами, как: желание иметь тело, адекватное требованиям двигательной деятельности, желание иметь эстетически привлекательное тело, желание, чтобы

тело соответствовало физкультурному идеалу: желание уменьшить (увеличить) вес, желание поддерживать своё тело в хорошей физической форме и т.д.

Потребность в теле, адекватном требованиям двигательной деятельности, индуцируется культурогенным фактором. Исторически так сложилось, что основной формой существования человека являются разнообразные виды деятельности. Человеческая деятельность осуществляется посредством культуры, которая может быть представлена как совокупность способов деятельности. Человек буквально формируется, существует и утилизируется в социокультурной среде, им же и создаваемой. При этом как сама деятельность приспосабливает под свои условия тело человека, так и особенности телесности человека обусловливают саму деятельность. Человеческая культура, развиваясь, предъявляет все новые и новые требования к телесности человека, изменяя способы его деятельности. Естественным образом возникает необходимость в изменении содержания двигательных умений и навыков, физической подготовленности, знаний и двигательного мышления человека.

Способность человека осуществлять с необходимыми параметрами двигательную деятельность во многом зависит от биогенного компонента телесности. Здоровое, физически развитое тело, способно выполнять двигательную деятельность с большей эффективностью, чем тело больное, имеющее различные физические недостатки.

Адекватность тела требованиям двигательной деятельности определяется также способностью человека управлять своим телом при выполнении различных движений, проявляя силу, быстроту, точность, выносливость и координированность движений.

Исследования подтверждают взаимосвязь антропометрических показателей тела с результатами осуществляемой человеком двигательной деятельности, проявлением физических качеств и двигательных способностей [7]. Также выявлено влияние массы тела и роста на уровень работоспособности человека и уровень его самооценки [8]. В этом плане интересно исследование Н. В. Ероховой, определившей, что одним из ведущих факторов, влияющих на проявление у студентов физических качеств и двигательных возможностей, является тип телосложения. Так, например, для студентов нормостенического типа конституции ведущими физическими качествами оказались скоростно-силовые и выносливость, для астенического типа - быстрота и координационные способности, для гиперстенического типа - сила [9]. Учёт типологических особенностей занимающихся в процессе их физического воспитания позволяет соотносить нормативные требования программы учебного заведения в двигательных тестах с потенциальными возможностями представителей разных типологических групп.

Уточняя структуру и содержание модели ПМЦС физической культуры, разработанной В. Н. Старченко, путем включения в нее потребности в телесности, соответствующих ей мотивов и ценностей, мы разработали новый вариант структурно-содержательной модели ПМЦС физической культуры человека (таблица).

В таблице приведены целевые физкультурные потребности, некоторые соответствующие им физкультурные мотивы и физкультурные ценности.

Таблица - Структурно-содержательная модель целевой ПМЦС физической культуры человека

№ Физкультурные Физкультурные мотивы Физкультурные

потребности ценности

1 Потребность в физкультурной деятельности Желание быть физически культурным Физкультурная деятельность

Желание соответствовать идеалу физически совершенной личности

Желание быть адекватным в двигательном отношении требованиям жизни, учёбы, профессии

2 Потребность в двигательных умениях и навыках Желание выполнять различные (в том числе жизненно необходимые) двигательные действия Двигательные умения и навыки

Желание научиться распространённым и популярным физическим упражнениям

Желание выполнять физические упражнения технически правильно и красиво

Продолжение таблицы

3 Потребность в физической подготовленности Желание быть сильным, выносливым, быстрым, ловким, гибким... Физическая подготовленность

Желание быть самым сильным, выносливым, быстрым, ловким, гибким.

Желание выполнять некоторые физические или соревновательные упражнения лучше (интенсивнее) других

4 Потребность в физкультурных знаниях Желание знать ответы на вопросы, связанные с теорией и практикой физической культуры, её историей Физкультурные знания

Желание самому управлять своим (или чужим) физическим развитием и физическим совершенствованием

Желание овладеть физкультурной грамотностью

5 Потребность в физкультурном мышлении Желание понимать и уметь анализировать знаковые системы физкультурного пространства _ мышление

Желание заниматься научно-исследовательской деятельностью в области физической культуры

Желание овладеть логикой физкультурного мышления и деятельности, стать теоретиком физической культуры

6 Потребность в физкультурной среде Желание пользоваться спортивными сооружениями Физкультурная среда

Желание обладать спортивной формой и атрибутикой (вымпелами, значками, медалями.)

Желание общаться (в том числе играть и соревноваться) с другими физкультурниками и спортсменами

Желание получать и передавать информацию о событиях в физкультурно-спортивном пространстве

Желание чувствовать причастность к физкультурной группе, команде, коллективу

Желание получать удовольствие от движений

7 Потребность в Желание иметь тело, адекватное требованиям двигательной деятельности Телесность

телесности Желание иметь эстетически привлекательное тело

Желание иметь здоровое тело

На основе представленной модели ПМЦС физической культуры человека мы разработали методику диагностики, направленную на определение степени актуализации физкультурных потребностей человека.

Бланк диагностической анкеты представлен на рисунке 3. Анкета в соответствии с целевой структурой ПМЦ сферы физической культурой человека состоит из 21 вопроса и четырёх вариантов ответов (никогда, иногда, часто и всегда). Причём каждая физкультурная потребность представлена в анкете тремя вопросами. За каждым из вопросов скрывается один из аспектов проявления данной потребности. При этом вопросы 1 -3 направлены на определение степени актуализации потребности в физкультурной деятельности, 4-6 - в физкультурных знаниях, 7-9 - в физкультурном мышлении, 10-12 - в двигательных умениях и навыках, 13-15 в физической подготовленности, 16-18 - в физкультурной среде, 19-21 - в телесности.

Респондент после внимательного прочтения каждого вопроса должен выбрать один из четырёх предложенных вариантов ответов по шкале (никогда, иногда, часто и всегда). При этом:

- ответ «никогда» означает отсутствие значимости проявления данной потребности для респондента;

- ответ «иногда» означает низкую значимость проявления данной потребности;

- ответ «часто» означает среднюю значимость проявления данной потребности;

- ответ «всегда» означает высокую значимость проявления данной потребности. Ответам приписываются следующие числовые значения:

- ответу «никогда» приписывается значение «0»;

- ответу «иногда» приписывается значение «1»;

- ответу «часто» приписывается значение «2»;

- ответу «всегда» приписывается значение «3».

Ответы

№ Честно и взвешенно ответьте на предложенные вам вопросы. В графе "Ответы" выберите из предложенных вариантов (никогда, иногда, часто, всегда) тот, который наиболее Вам подходит и напротив каждого вопроса под выбранным вариантом ответа поставьте знак (V).

Никогда Иногда Часто Всегда

1 Тебе нравится посещать уроки физической культуры в школе?

2 В свободное время ты выполняешь самостоятельно физические упражнения?

3 Ты посещаешь какую-либо спортивную секцию?

4 Ты задаёшь вопросы учителю физкультуры, тренеру или себе, как правильно заниматься физической культурой или спортом?

5 Ты желаешь получать новую информацию об открытиях в физкультурной или спортивной деятельности?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Ты читаешь книги или смотришь учебные фильмы о физической культуре и спорте?

7 У тебя возникает желание научиться разбираться в вопросах теории физкультуры и стать специалистом в области физической культуры и спорта?

8 Ты задумываешься о сути того, что ты делаешь на уроках физической культуры и здоровья или в спортивной секции?

9 Ты пытаешься самостоятельно подобрать упражнения, выполняя которые ты сможешь стать сильнее, выносливее, быстрее?

10 Ты огорчаешься, если у тебя не получается технически правильно выполнять гимнастические упражнения?

11 Возникает ли у тебя желание овладеть техникой физических упражнений лучше всех?

12 Хотел бы ты освоить технику новых для тебя физических упражнений?

13 Ты желаешь стать более сильным, выносливым, быстрым?

14 Тебя огорчают ситуации, в которых ты оказываешься недостаточно сильным, выносливым, быстрым?

15 Ты расстраиваешься, если оказывается, что твои товарищи быстрее тебя бегают, дальше прыгают, больше раз способны подтянуться и пр.?

16 Ты испытываешь необходимость в посещении спортивных сооружений (бассейна, стадиона, спортзала, спортивной площадки и др.)?

17 Ты нуждаешься в спортивном инвентаре (велосипеде, коньках, мяче, боксёрской груше, турнике или в чём-либо другом)?

18 Тебе нравится выполнять физические упражнения?

19 Ты следишь за своим весом, ростом или другими параметрами тела?

20 Стремишься ли ты иметь красивое, гармонично развитое тело?

21 Ты желаешь иметь физически крепкое, пригодное для труда и жизнедеятельности тело?

Рисунок 3. - Бланк анкеты для определения степени актуализации физкультурных потребностей

Методика качественной интерпретации результатов анкетирования следующая. Каждая из семи физкультурных потребностей считается проявленной (актуализированной) в случае, если у респондента медиана ответов оказалась выше нуля (больше, чем «никогда»). Соответственно каждая из семи физкультурных потребностей считается не проявленной (неактуализированной) в случае, если медиана ответов оказалась равной нулю (равной «никогда»).

Адекватной статистической характеристикой центральной тенденции выборки при использовании ранговой шкалы измерения является медиана (Ме). Медиана полученных результатов анкетирования вычисляется следующим образом: полученные числовые значения ранжируются, а затем определяется центральный элемент упорядоченной выборки. Отсюда метрологически корректная схема количественной интерпретации и оценки результатов нашего теста должна быть следующая:

- медиана ответов на вопросы 1-3 показывает степень актуализации потребности 1;

- медиана ответов на вопросы 4-6 показывает степень актуализации потребнос

- медиана ответов на вопросы 7-9 показывает степень актуализации потреб

- медиана ответов на вопросы 10-12 показывает степень актуализации потребности 4;

- медиана ответов на вопросы 13-15 показывает степень актуализации потребности 5;

- медиана ответов на вопросы 16-18 показывает степень актуализации потребности 6;

- медиана ответов на вопросы 19-21 показывает степень актуализации потребности 7.

Полученные медианы степени актуализации физкультурных потребностей могут

сравниваться между собой, что даёт возможность определить более актуализированные потребности и, соответственно, менее актуализованные.

При этом, если медиана ответов по трём вопросам каждой потребности оказалась равной «0», то это означает, что данная потребность у респондента не актуализирована, «1» - означает низкую степень актуализации данной потребности, «2» - означает среднюю степень актуализации данной потребности, «3» - означает высокую степень актуализации данной потребности.

Медиана уровней актуализации каждой из семи целевых потребностей позволяет определить итоговый уровень актуализации у респондента всей ПМЦ сферы физической культуры. Итоговый уровень актуализации ПМЦ сферы физической культуры может быть интерпретирован следующим образом:

Если медиана значений уровней актуализации всех целевых физкультурных потребностей оказалась на низком уровне, то уровень сформированности ПМЦ сферы физической культуры определяется как низкий.

Если медиана значений уровней актуализации всех целевых физкультурных потребностей оказалась на среднем уровне, то уровень сформированности ПМЦ сферы физической культуры определяется как средний.

Если медиана значений уровней актуализации всех целевых физкультурных потребностей оказалась на высоком уровне, то уровень сформированности ПМЦ сферы физической культуры сок

определяется как

ак высокий. ды

требность в т

Выводы

1. Потребность в телесности непосредственно индуцируется потребностью человека в двигательной деятельности.

2. В структурном отношении потребность в телесности состоит из двух компонентов: потребности в эстетической составляющей тела и потребности в теле, адекватном требованиям двигательной деятельности.

3. Потребность в опорно-двигательном аппарате индуцируется биогенным фактором, связанным с тем, что человеку для того, чтобы осуществлять двигательную деятельность, необходимо тело, являющееся средством движения. Потребность в эстетической составляющей телесности порождается преимущественно социогенным фактором. Потребность в теле, адекватном требованиям двигательной деятельности, индуцируется культурогенным фактором.

4. Целевая ПМЦ сфера физической культуры человека включает в себя: потребность в физкультурной деятельности, потребность в физкультурных знаниях, потребность в физкультурном мышлении, потребность в физической подготовленности, потребность в двигательных умениях и навыках, потребность в физкультурной среде и потребность в телесности.

5. Представленная в статье методика диагностики ПМЦ сферы физической культуры может быть использована в практической деятельности физкультурно-спортивных педагогов в

качестве средства контроля над состоянием и динамикой ПМЦС физической культуры занимающихся в процессе их физического воспитания. Кроме того, упомянутая методика диагностики предлагается нами к использованию в качестве компонента педагогической технологии, направленной на формирование ПМЦ сферы физической культуры учащихся.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. / Е. П. Ильин. - М. : Просвещение, 1987. - 287 с.

2. Быховская, И. М. «Homo somatikos»: аксиология человеческого тела / И. М. Быховская. - М. : Эдиториал УРСС, 2000. - 208 с.

3. Старченко, В. Н. Структура и содержание потребностно-мотивационной и ценностной сфер профессиональной культуры спортивного педагога / В. Н. Старченко // Управление развитием образования в русле акмеологии : сборник материалов междунар. науч.-практ. конф., Гомель, 19-20 ноября 2009 г. : в 4 ч. / ГУО «Гомельский областной институт развития образования; редкол.: Н. В. Кухарев (отв. ред.) [и др.]. -Гомель, 2009. - Вып. 11, ч. 4. - С. 40-43.

4. Старченко, В. Н. Диагностика ПМЦС профессиональной культуры спортивного педагога / В. Н. Старченко // Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: инновационное управление вузом на основе системы менеджмента качества: материалы науч. -методической конф., Гомель, 11-12 марта 2010 г. : в 3 ч. / ГГУ им. Ф. Скорины ; редкол.: Семченко И. В. (отв. ред.) [и др.]. -Гомель, 2010. - Ч.3. - С. 202-206.

5. Борисевич, А. Р. Основные пути формирования мотивации учащейся молодёжи к здоровому образу жизни / А. Р. Борисевич, В. И. Врублевская // Через физическую культуру и спорт к здоровому образу жизни : материалы III Международной научно-практической интернет конференци, посвящённой массовым спортивным движениям в России и в мире. - Уфа, 2015. - С. 113-117.

6. Верховцев, К. Н. Структура физкультурно-спортивных потребностей различных социально-демографических групп городского населения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / К. Н. Верховцев. - Тюмень, 2001. - 160 л.

7. Сёмачкин, А. О. Влияние росто-весового показателя студентов СФ МЭИ на их уровень работоспособности и самооценку / А. О. Сёмачкин // Проблемы физической культуры населения, проживающего в условиях неблагоприятных факторов окружающей среды: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. - Гомель, 2009. - С. 158 - 161.

8. Моисеенкова, К.А. Влияние длины стопы на физические качества студентов / К.А. Моисеенкова // Проблемы физической культуры населения, проживающего в условиях неблагоприятных факторов окружающей среды: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. - Гомель, 2009. - С. 145 - 150.

9. Ерохова, Н. В. Формирование у студентов мотивационно-ценностного отношения физической культуры при индивидуально-дифференцированном подходе: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Н. В. Ерохова. - Москва, 2011.

Поступила в редакцию 15.12.16 E-mail: [email protected]. [email protected] V. N. Starchenko, A. N. Metelitsa

STRUCTURAL AND CONCEPTUAL MODEL OF TARGET NEED-MOTIVATIONAL-VALUE SPHERE OF HUMAN'S PHYSICAL CULTURE OF AND METHODOLOGY OF ITS DIAGNOSTICS

Article presents structural-functional model of human needs induced by the demand for motor activity. The structure and content of physicality needs are revealed. The value of nutrient, social and cultural factors is revealed, determining the structure of human needs in physicality. The improved model of need-motivational-value sphere of physical culture of the person is presented. The method is developed for diagnosing the level of formation of need-motivational-value sphere of physical culture of the person.

Keywords: need for movement, physicality, need for physicality, motor activity, body aesthetics, model, need-motivational-value sphere, diagnostics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.