Научная статья на тему 'Физическая культура как ценность'

Физическая культура как ценность Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
579
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ТЕЛЕСНОСТЬ / PHYSICALITY / ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНТЕГРАТИВНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / VALUES / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ACTIVITY ENERGIES / INTEGRITY QUALITY / PERFECTION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мелешко Елена Дмитриевна, Афонский Владимир Игоревич

В статье рассматриваются понятие физической культуры, ее структура и основные характеристики. Физическая культура определяется как интегративное понятие, синтез физического и духовного (телесность) через самосовершенствование личности. Выделены ценностные преференции между ценностями, представляющими собой деятельность по отношению к совершенствованию тела, и нравственными качествами личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AS A VALUE

The article examines the notion of physical culture, its structure and main characteristics. Physical culture is defined as an integrative notion, a synthesis of physical and spiritual (physicality) through the personality’s self-perfection. Value preferences among values representing activity towards the body perfection and the personality’s moral qualities are highlighted.

Текст научной работы на тему «Физическая культура как ценность»

Мелешко Елена Дмитриевна, Афонский Владимир Игоревич ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЦЕННОСТЬ

В статье рассматриваются понятие физической культуры, ее структура и основные характеристики. Физическая культура определяется как интегративное понятие, синтез физического и духовного (телесность) через самосовершенствование личности. Выделены ценностные преференции между ценностями, представляющими собой деятельность по отношению к совершенствованию тела, и нравственными качествами личности. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/3-1/30.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 3(65): в 2-х ч. Ч. 1. C. 130-132. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/3-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 796.011 Философские науки

В статье рассматриваются понятие физической культуры, ее структура и основные характеристики. Физическая культура определяется как интегративное понятие, синтез физического и духовного (телесность) через самосовершенствование личности. Выделены ценностные преференции между ценностями, представляющими собой деятельность по отношению к совершенствованию тела, и нравственными качествами личности.

Ключевые слова и фразы: физическая культура; телесность; деятельностная активность; интегративность; ценности; совершенствование.

Мелешко Елена Дмитриевна, д. филос. н., профессор Афонский Владимир Игоревич, к. пед. н.

Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого phileo@tspu. tula. ru

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЦЕННОСТЬ

Понятие культуры. Физическая культура является частью общемировой культуры человечества. Место и значимость физической культуры в системе мировой культуры определяется исследованием значений ее кардинальных понятий, таких как тело, телесность, плоть.

Понятие культуры восходит к латинскому слову agriculture / культура, что в переводе, дословно обозначало возделывание земли, как целенаправленная деятельность человека, окультуризация земли его физическим трудом, ментальностью для возделывания растений или новой жизни. В дальнейшем понятие культуры было определено как «культура души», «культура тела», «физическая культура» (Цицерон). Таким образом, в понятие культура вкладывается следующий смысл: посредством духовных усилий человека, его целепола-гающей деятельности, изменяется природа материального не только по отношению к бытию природы, но и по отношению к собственному телу, что предполагает переход от материальности к телесности.

Телесность является одной из кардинальных черт физической культуры. Телесность означает переход от материального к его высшей форме. Телесность как антропологическая практика физической культуры включает в себя не только телесные практики, которые связаны с физическими упражнениями, но, прежде всего, характеризуется ценностным и целеполагающим содержанием, которые проецируются на физическую деятельность и активность субъекта физической деятельности. В то же самое время тело и телесность в контексте физической культуры имеет разные ценностные обозначения.

В современном философском понимании тело и телесность принято, в отличие от естественнонаучных, психологических представлений, определять как тесно взаимосвязанные феномены. Такой интегративный анализ, в котором тело представляется как целостность субъекта и объекта, материального и духовного, физического и чувственного, наблюдается в постмодернизме (Ж. Деррида, М. Фуко), в исследованиях М. Бахтина («Внутреннее тело - мое тело как момент моего самосознания представляет собой совокупность внутренних органических ощущений, потребностей и желаний, объединенных вокруг внутреннего мира» [2, с. 59]), В. Подороги и др.

Телесность представляет собой «особый тип целостности человека», качественной характеристикой которого является единство тела и телесности, включающей в себя оппозиции материального и духовного, души и тела, чувственного и сознательного. Иными словами - телесность - это одухотворенное тело, которое выражает личностный нравственный опыт в его культурно-историческом измерении.

Телесность включает в себя не только категорию тела, но и категорию плоти, которые, выражая различные ценностные определения, в известной степени и оппозиционные, неразрывно связаны, образуя качественные системные характеристики (телесность - «сопряженность чувственности и мысли», это «телесность сознания, которая не позволяет использовать оппозицию "внешневнутреннее" и апеллирует к аффективным сторонам человеческого бытия, прежде всего к сексуальности и негативным аффектам (садомазохизму, жестокости и др.)» [4, с. 28], «тело-без-органов это не тело - объект, если оно и существует, то по другую сторону от общепринятого представления о телесной реальности, вне собственного образа и телесной схемы (пространственно-временных и топологических координат), вне анатомии и психосоматического единства» [5, с. 29]). Таким образом, качественные и структурные определения телесности могут быть обозначены только в единстве с духовностью как проявлением сознательной и духовной организации человека, с телом как материальным объектом, обладающим духовностью, плотью как «состоянием тела, когда она проступает на собственной поверхности» (Ж. Сартр) («Плоть - это не тело, плоть - это "клеевая прослойка" между двумя телами, образующаяся в результате обмена касаниями, как если бы она могла ин-карнировать одну плоть в другую. Плоть проступает на поверхности тела, или, если быть определеннее, плотью можно назвать состояние тела, когда она проступает на собственной поверхности» [6, с. 43-44]).

Телесность сознания, направляя жизнь человека, может «придать ей как можно прекрасную форму (в глазах других, самого себя, а также будущих поколений, для которых можно будет послужить примером)... Вот то, что я попытался реконструировать: образование и развитие некоторого практикования себя, целью которого является конструирование самого себя в качестве творения своей собственной жизни» [7, с. 315]. Таким образом, можно констатировать следующее: в современном научном представлении ценностное

ISSN 1997-292X

№ 3 (65) 2016, часть 1

131

понимание телесности тяготеет к интегративному определению данного понятия как синтеза физического и духовного. Обозначение ценностных характеристик физической культуры, центральной из которых является телесность, имеет важное методологическое значение для определения цели и назначения физической культуры, понимания ее места в общественной жизни.

Физическая культура в системе ценностей. Существующие типологии ценностных характеристик (Н. С. Розов) позволяют определить ценности как: кардинальные ценности (первичные общезначимые), субкардинальные (социально-правовые и экологические) и этосные (образ жизни общества и индивидуума).

Физическая культура в данной системе ценностей входит в категорию этосных ценностей, которые определяют образ жизни общества и личности. Образ и стиль жизни человека связан с ценностными идеалами и нормативами. Сущностная характеристика ценностей определяется тем, что они направлены на благо, в основе которого - совершенствование. Если говорить о кардинальных ценностях, то совершенствование как стремление к абсолютной полноте бытия связано с совершенствованием формы (красоты) и совершенствованием воли (добро). В этом смысле понятие телесности вбирает в себя эти ценностные характеристики, обозначая нормативность и мотивацию сознания: человек, формирует тело в ареале физической культуры, ориентируясь на идеалы и ценности социума.

Ценности физической культуры объединяются в деятельностной активности, содержание которой -«целесообразная двигательная деятельность... в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность» [3] в рамках индивидуальных и групповых занятий. Деятельностная активность является предметом преподавания и воспитания в профессиональной педагогической сфере. Поэтому может быть представлена и как профессиональная ценность. Этосные и кардинальные ценности тесно взаимосвязаны: ценность физической культуры, сконцентрированная в деятельностной активности, мотивируется идеалом совершенства, гармонии, которые предполагают, прежде всего, совершенствование не только тела, но и нравственных качеств личности. В этом смысле, если иметь в виду ценностные преференции группы ценностей физической культуры, то они нацелены на идеал здоровья, содержанием которого является здоровый образ жизни, совершенствование тела. В то же самое время занятия физической культурой формируют в сознании личности такие нравственные качества как сила воли, целеустремленность, дисциплинированность, смелость, ответственность, коллективизм. Таким образом, благо, совершенствование являются ценностными преференциями деятельностной активности как основополагающей ценности физической культуры. Деятельностная активность представляет собой ценностную группу, включающую в себя деятельность по отношению к совершенствованию тела (систему упражнений и тренировок, гигиену, систематические занятия физическими упражнениями; специальные физкультурные занятия; владение определенными двигательными умениями и навыками; владение достаточными организационно-методическими умениями построения своих самостоятельных физкультурно-спортивных занятий). Деятельностная активность физической культуры проецируется на формирование нравственных ценностей в сознании субъекта, обозначенных через нравственные качества личности, указанных нами выше.

Необходимо отметить, что формирование ценностей физической культуры связано с социокультурными реалиями: стабильным развитием социума, уровнем развития физической культуры, уровнем свободы в обществе и т.д. В этом смысле физическая культура в системе ценностных преференций является «интегра-тивным механизмом», который объединяет деятельностную активность личности со всеми сферами жизни: профессионально-трудовой, правовой нравственно-личностной [1, с. 7].

Выводы:

1) физическая культура является частью общечеловеческой культуры, представляя собой телесность, как специфическую антропологическую практику физической культуры; характеризуется ценностным и це-леполагающим содержанием. Содержательным стержнем физической культуры являются физическая деятельность и активность субъекта физической деятельности;

2) нами подчеркнуто, что в современном научном знании ценностное понимание телесности обозначено как интегративное, как синтез физического и духовного. Данное положение имеет важное методологическое значение для исследования специфики и особенностей физической культуры;

3) выделен интегративный характер группы ценностей физической культуры, определены связи между различными группами ценностей. Обозначены ценностные преференции между ценностями, представляющими собой деятельность по отношению к совершенствованию тела и нравственными качествами личности;

4) показано, что на позитивное формирование физической культуры большое влияние оказывает состояние социума. Физическая культура представляет собой интегративный механизм, объединяющий физическую активность личности с различными сферами общественной жизни.

Список литературы

1. Аскарова З. Р. Физическая культура как основа деятельностной активности субъекта: автореф. дисс. ... к. филос. н.

Уфа, 2011. 17 с.

2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров; текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина;

примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. 424 с.

3. Максимович В. А., Коледа В. А., Городилин С. К. Организационно-методическое обеспечение физического воспитания студентов на основе видов двигательной активности [Электронный ресурс]: пособие. Гродно: ГрГУ, 2012.

URL: http://ebooks.grsu.by/fisical_training/7-1-obshchaya-kharakteristika-fitnesa-kak-sredstva-fizicheskogo-vospitaniya.htm

(дата обращения: 25.01.2016).

4. Огурцов А. П. Тело // Новая философская энциклопедия: в 4-х т. / под ред. В. С. Стёпина и др. М.: Мысль, 2001. Т. 4. С. 28-29.

5. Подорога В. А. Тело-без-органов // Новая философская энциклопедия: в 4-х т. / под ред. В. С. Стёпина и др. М.: Мысль, 2001. Т. 4. C. 29-30.

6. Подорога В. А. Феноменология тела: введение в философскую антропологию: мат-лы лекционных курсов 1992-1994 гг. М.: Ad Marginem, 1995. 340 с.

7. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / пер. с фр. М.: Касталь, 1996. 448 с.

PHYSICAL CULTURE AS A VALUE

Meleshko Elena Dmitrievna, Doctor in Philosophy, Professor Afonskii Vladimir Igorevich, Ph. D. in Pedagogy Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University phileo@tspu. tula. ru

The article examines the notion of physical culture, its structure and main characteristics. Physical culture is defined as an integrative notion, a synthesis of physical and spiritual (physicality) through the personality's self-perfection. Value preferences among values representing activity towards the body perfection and the personality's moral qualities are highlighted.

Key words and phrases: physical culture; physicality; activity energies; integrity quality; values; perfection.

УДК 17.03

Философские науки

Термин «информационная этика» зачастую используется лишь в применении к современному обществу; нередко он отождествляется с компьютерной этикой. Другая крайность - отождествление информационной этики с этикой информационного общества в целом. В статье предлагается рассматривать информационную этику в качестве родового понятия, а компьютерную этику трактовать как один из ее видов, обусловленных конкретным технико-технологическим основанием информационно-обменных процессов.

Ключевые слова и фразы: этика; информационная этика; информация; компьютерная этика; коммуникация; компьютеризация; информатизирующееся общество.

Отюцкий Геннадий Павлович, д. филос. н., профессор Щипунов Олег Константинович

Российский государственный социальный университет otiuzkyi@mail.т; explorer07@inbox.т

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭТИКА КАК ПОНЯТИЕ И КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Всевозрастающее применение информационных технологий в различных сферах общественной жизни неизбежно порождает спектр вопросов этического характера, например, об обеспечении безопасности информационных технологий, об этической оценке их реализации и последствий такой реализации. Неизбежно поэтому повышенное внимание исследователей к осмыслению этических аспектов современных информационно-обменных процессов.

К 1980-м гг. в западной социально-гуманитарной мысли формируются идеи информационной этики, вначале как ситуативного прикладного знания (формулируют профессиональные этические кодексы специалистов информационной сферы), затем - как научного направления, для обозначения которого используются термины: информационная этика, компьютерная этика, сетевая этика, интернет-этика, киберэтика, нетикет, виртуальная этика и др. Введение подобных терминов нередко носит стихийный характер, а достаточное методологическое обоснование отсутствует (подробнее см.: [4; 9; 11] и др.).

И в практике западного философствования, и в отечественных этических исследованиях шире всего используется понятие «информационная этика». Требуется методологический анализ, как самого этого понятия, так и социального явления, этим понятием обозначаемого.

Непосредственным стимулом к информационно-этическим исследованиям выступил активизирующийся процесс компьютеризации: в 1985 г. этические проблемы использования компьютеров обсуждались в учебнике «Компьютерная этика» исследовательницы Дж. Джонсон; в статье Д. Мура «Что такое компьютерная этика?» отмечалось, что «потенциал использования компьютерной технологии не ограничен», поэтому этические проблемы, порождаемые компьютерами, многочисленны и многообразны [14, р. 269].

Л. Флориди в работе «Информационная этика: О философских основаниях компьютерной этики» определяет ее задачу как стремление «оценить с моральной точки зрения любую информацию» и выделяет спектр ценностей информационной этики [13, р. 29]. В названии его книги сближены компьютерная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.