ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
2023, № 04 (апрель) Раздел 5.8. Педагогика
ART 231023 DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11023 УДК 378.147:004.9
Структурно-содержательная модель формирования
экономической компетентности студентов по направлению подготовки «Физическая культура» с использованием цифровых технологий
Structural and content model of economic competence formation using digital technologies among "Physical Education" majors
Автор статьи
L
Author of the article
L
Сорокин Иван Александрович,
старший преподаватель кафедры управления в спорте ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», г. Нижний Новгород, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0000-0001-8432-4798
Ivan A. Sorokin,
Senior Lecturer, Department of Sports Management, Nizhny Novgorod National Research State University named after N.I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russian Federation
[email protected] ORCID: 0000-0001-8432-4798
Конфликт интересов
Conflict of interest statement
Конфликт интересов не указан Для цитирования
Conflict of interest is not declared
For citation
Сорокин И. А. Структурно-содержательная модель формирования экономической компетентности студентов по направлению подготовки «Физическая культура» с использованием цифровых технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 04. - С. 49-62. - URL: https://e-kon-cept.ru/2023/231023.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11023
I. A. Sorokin, Structural and content model of economic competence formation using digital technologies among "Physical Education" majors // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2023. - No. 04. - P. 4962. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231023.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11023
Поступила в редакцию Received 02.03.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.03.23
Принята к публикации Accepted for publication 30.03.23 Опубликована Published 30.04.23
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Сорокин И. А., 2023
Аннотация
Подготовка студентов направления «Физическая культура» осуществляется в соответствии с одним из профессиональных стандартов «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта». В данном профессиональном стандарте отмечены трудовые функции (управление материальными ресурсами физкультурно-спортивной организации, руководство приносящей доход деятельностью и др.), знания (основы экономики, трудового законодательства, бюджетирования и финансирования и др.) и умения (анализ финансово-хозяйственной деятельности физкультурно-спортивной организации, оценка ее эффективности и др.) экономической направленности. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что для современного руководителя физкультурно-спортивной организации основополагающим качеством является сформированность экономической компетентности. Качественная подготовка студентов будет возможна при разработке структурно-содержательной модели формирования экономической компетентности студентов по направлению подготовки «Физическая культура» с использованием цифровых технологий. Необходимость совершенствования существующей системы обучения студентов, направленной на формирование их экономической компетентности, а также использование цифровых технологий в образовательном процессе, подтверждается представленным в данном исследовании теоретическим анализом работ отечественных и зарубежных ученых. Целью исследования является проектирование и обоснование структурно-содержательной модели формирования экономической компетентности будущих бакалавров направления подготовки «Физическая культура» с использованием цифровых технологий. Результаты анализа исследований показали, что в последнее время уровень экономической подготовки молодого поколения снижается. Для обеспечения полноценного социально-экономического развития страны необходимо усиление образовательного процесса, направленного на формирование экономической компетентности. Возможным решением данной проблемы исследователи называют использование в обучении студентов цифровых технологий, что соответствует требованиям цифровой трансформации высшего образования. В работе были использованы основные теоретические методы: анализ, сопоставление, обобщение результатов отечественных и зарубежных исследований. Основными результатами данного исследования являются: проектирование модели формирования экономической компетентности студентов, ее обоснование; разработка педагогических условий, обеспечивающих реализацию модели. Областью применения результатов данного исследования является профессиональное образование и обучение студентов профилей «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта», «Спортивный менеджмент», «Экономика предприятий и организаций в сфере физической культуры и спорта». Теоретической значимостью исследования является формирование предпосылок к совершенствованию процесса обучения студентов различных направлений и профилей подготовки, направленного на повышение уровня их экономической подготовленности. Практической значимостью данной работы является реализация разработанной модели формирования экономической компетентности студентов в процессе обучения студентов направления подготовки «Физическая культура» профиля «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта» ННГУ им. Н. И. Лобачевского.
Abstract
The preparation of students in the area of training "Physical Education" is carried out in accordance with one of the professional standards "Head of an organization (branch of an organization) operating in the field of physical education and sports". This professional standard includes labor functions (management of material resources of a physical education and sports organization, management of income-generating activities, etc.), knowledge (fundamentals of economics, labor legislation, budgeting and financing, etc.) and skills (analysis of financial and economic activities of a physical education and sports organization, evaluation of its effectiveness, etc.) economic orientation. Hence, we can conclude that the fundamental quality for a modern head of a physical education and sports organization is the formation of economic competence. High-quality training of students is possible in case of developing a structural-content model for the formation of economic competence among "Physical Education" majors using digital technologies. The need to improve the existing system of training students aimed at developing their economic competence, as well as the use of digital technologies in the educational process is confirmed by the theoretical analysis of the works of domestic and foreign scientists presented in this study. The purpose of the study is to design and substantiate a structural and content model for the formation of economic competence of future bachelors in the area of training "Physical Education" using digital technologies. The results of the analysis have shown that the level of economic knowledge of the younger generation has been declining in recent years. To ensure the full-fledged socio-economic development of the country, it is necessary to improve the educational process aimed at the formation of economic competence., Scientists consider the use of digital technologies in training students as a possible solution to this problem, which meets the requirements of the digital transformation of higher education. The main theoretical methods were used in the work: analysis, comparison, generalization of the results of domestic and foreign studies. The main results of this study are: designing a model for the formation of students' economic competence, its justification; development of pedagogical conditions that ensure the implementation of the model. The scope of this study results' application is professional education and training of students in the areas "Management and economics in the field of physical education and sports", "Sports management", "Economics of companies and organizations in the field of physical education and sports". The theoretical significance of the study is the formation of prerequisites for improving the process of training students in various areas aimed at increasing their level of economic proficiency. The practical significance of this work is the implementation of the developed model of the formation of economic competence of students in the process of training "Physical Education" majors of the profile "Management and economics in the field of physical education and sports" at the National Research State University named after N.I. Lobachevsky in Nizhny Novgorod.
Ключевые слова
Key words
высшее образование, цифровая трансформация, экономическая компетентность
higher education, digital transformation, economic competence
Благодарности
Acknowledgements
L
Автор выражает благодарность за помощь в подготовке статьи Галине Александровне Игнатьевой, профессору, доктору педагогических наук, профессору кафедры андрагогики и управления развитием Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород).
The author expresses his gratitude for the help in the preparation of the article to Galina A. Ignatieva, Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Andragogy and Development Management at the State Pedagogical University named after Kozma Minin (Nizhny Novgorod).
Введение / Introduction
Организация образовательного процесса в вузе направлена на получение ответов на вопросы: «кого учить?», «чему учить?» и «как учить?». Решение данных вопросов требует постоянной актуализации, так как объем знаний, умений, необходимых современному выпускнику вуза, непрерывно растет. Возникает необходимость формирования у студентов способности самостоятельно получать информацию из открытых источников. Процесс обучения характеризуется двусторонностью. С одной стороны, это преподаватель, который предоставляет учебный материал и руководит этим процессом, а с другой стороны, студенты. Данный процесс немыслим без их активного взаимодействия.
Важнейшая и постоянная задача преподавателя в вузе - сформировать у студентов глубокие знания, способности использовать их на практике. Необходимо организовать процесс обучения так, чтобы студенты хорошо усвоили изучаемый материал, то есть содержание обучения. Все это требует от преподавателей глубокого осмысления теоретических основ образования и развития соответствующих методологических навыков.
Одним из важнейших компонентов организации обучения являются теоретические основы (педагогические подходы и принципы). Они отражают закономерности педагогического процесса и способствуют более эффективной организации обучения студентов, реализации форм, методов и средств обучения; целесообразной разработке содержания обучения. Не нужно рассматривать педагогические подходы и принципы, их совокупность как обязательный свод законов. К их использованию нужно подходить творчески. Их реализация должна быть направлена на подготовку кадров, соответствующих реальным потребностям общества. В настоящее время для социально-экономического развития страны требуются квалифицированные экономические кадры различных специализаций.
Обзор литературы / Literature review
Серьезные изменения в социально-экономической сфере продемонстрировали, что сложившаяся система экономического образования требует существенной модификации. Докторами экономических наук М. В. Шишкиным и О. Н. Мисько в работе «Экономическое образование в современной России: тенденции и перспективы» отмечается недостаточное количество квалифицированных экономистов (обладающих необходимыми знаниями, умениями, опытом деятельности, а не только дипломом об экономическом образовании) различных профилей в России и повышение спроса на специалистов данной сферы деятельности. Основной целью высшего образования по любому направлению и профилю подготовки является подготовка выпускников, способных решать профессиональные задачи в соответствии с требованиями экономики
страны. При этом необходимо большее внимание уделять не получению знаний, а способности принимать обоснованные решения на их основе. Авторами отмечается необходимость организации договорных работ университета и профильной организации (заинтересованной в квалифицированных профильно ориентированных экономических кадрах) для осуществления плавного перехода от процесса обучения к будущей профессиональной деятельности. Содержание образования необходимо разрабатывать исходя из заказа будущих работодателей. М. В. Шишкин и О. Н. Мисько подчеркивают, что возникла необходимость подготовки экономических кадров различных профилей [1], и проблемы, оказывающие отрицательное воздействие на экономическое образование, возможно решить, если будет предложена новая модель обучения студентов в вузе (переход от экстенсивной к интенсивной модели). Это подтверждается результатами исследований О. И. Сандэй и Ф. Манильо, в которых описывается взаимосвязь между уровнем полученных в результате обучения знаний и экономическим ростом региона и страны (Италии) [2, 3]. Мы не можем полностью опираться на данные результаты из-за различий в экономических системах стран (России и Италии), но возникает необходимость их проверки в рамках нашей страны.
В. С. Лазарев также считает, что одним из путей развития системы образования является формирование интенсивной модели, соответствующей требованиям времени. Современные социально-экономические условия предполагают, что в каждой образовательной системе должен присутствовать механизм ее саморазвития, способный повысить результаты образовательной деятельности. Чтобы система образования обновлялась, необходима разработка новых педагогических систем и технологий. В. С. Лазаревым образовательная модель понимается как система взаимосвязанных элементов, включающая в себя образовательные цели, содержание обучения, цели руководства обучающимися, формы организации процесса обучения, методику оценивания и др. Образовательная система будет активнее совершенствоваться, если будет открыта для внедрения инновационных процессов. По мнению автора, современное образование должно включать педагогическую и инновационную системы, не только позволяющие реализовывать учебно-воспитательную деятельность, но и способные находить способы совершенствования процесса обучения с учетом внешних и внутренних возможностей [4]. С. М. Маркова и В. Г. Горлова также отмечают, что последнее время обострилась проблема несоответствия качества подготовки кадров требованиям, предъявляемым рынком труда. Уровень квалификации не отвечает задачам совершенствования системы профессионального образования. Развитие современного высшего образования возможно лишь при организации инновационного образования [5].
Совершенствование существующей системы образования возможно при разработке содержания обучения в соответствии с требованиями рынка труда, разработке открытых моделей обучения, цифровой трансформации. Далее рассмотрим работы, связанные с решением вышерассмотренных аспектов развития системы образования.
В результате исследования С. М. Марковой и В. Ю. Полунина было определено, что обучение будет более эффективным, если при разработке теории и методики профессионального образования будут учитываться: профессиональная деятельность различных профилей как системообразующий фактор; единство понятийного аппарата; связь теории с практикой; научный передовой опыт исследователей в области профессионального образования. Соответствие данным требованиям, повышение гибкости педагогической системы позволят повысить качество подготовки сту-
дентов [6]. По мнению С. М. Марковой и А. К. Наркозиева, на содержание профессиональной деятельности специалистов влияют социально-экономические изменения. Изменение содержания трудовой деятельности требует совершенствования системы обучения студентов в вузе: целей, содержания обучения (на основе комплексных межпредметных связей), источников информации, способов ее предоставления [7]. Позитивное влияние на качество профессионального образования реализации межпредметных связей при организации процесса обучения также отмечает О. А. Лихарева [8]. Схожие результаты по исследованию эффективности реализации содержания обучения с учетом межпредметных связей были получены А. Н. Эплби [9].
Возможности совершенствования системы образования в соответствии с условиями цифровой трансформации актуализируют данное направление ее развития. Н. В. Боровских было проведено исследование по оценке вовлеченности населения в цифровое пространство. Отмечается, что более 20% населения не пользуются цифровыми технологиями, «остаются неинтегрированными в цифровое пространство» [10]. Т. Сиарли отмечает зависимость всех секторов экономики от уровня развития цифровых технологий [11]. М. Л. Груздева и Н. И. Тукенова также выявили, что одним из важнейших факторов развития высшего образования в России в настоящее время является уровень его цифровизации. Одним из направлений цифровой трансформации образования авторы называют развитие в вузах информационной образовательной среды [12]. Н. Н. Савченкова и Д. А. Бояринов отмечают ее как положительную сторону цифровизации высшего образования, способствующую возникновению новых возможностей реализации педагогических подходов к обучению, критериев и шкал оценки его результатов [13].
М. Д. Л. Проаньо считает, что для реализации содержания обучения студентов преподаватели должны использовать цифровые технологии. По его мнению, средства обучения необходимы для реализации информационной и контролирующей функций преподавателя. Они помогают формировать интерес студентов, повышают наглядность занятий, делают учебный материал более доступным для понимания, повышают интенсивность самостоятельной работы студентов. С ростом учебной информации растет и число применяемых средств обучения. Одними из наиболее используемых цифровых средств являются открытые интернет-источники [14]. Г. А. Кручинина отмечает повышение роли цифровых технологий в формировании профессиональных компетенций студентов, которая заключается в информационном обеспечении образовательной деятельности, в расширении образовательных возможностей, дифференциации и индивидуализации процесса обучения [15].
В работе В. Е. Гаибовой и Л. Н. Даниловой представлено описание специфики педагогических систем с использованием цифровых технологий. Отмечается низкий уровень пользовательских умений в области применения передовых цифровых средств у педагогов, склонных к традиционному обучению. Но традиционная система обучения нуждается в совершенствовании, модернизации в соответствии с условиями цифровой трансформации высшего образования [16]. По мнению Э. К. Самерхановой, эффективность процесса профессионального образования будет выше при включении в традиционное обучение интерактивных технологий (кейс-метода) [17], а также метода проектов с использованием цифровых технологий [18].
В настоящее время актуальным является развитие дистанционного формата организации обучения студентов. Е. Г. Радыгина отмечает, что дистанционное образо-
вание представляет собой обучение, основанное на применении цифровых технологий и интерактивных методов взаимодействия участников образовательного процесса на расстоянии. Рассматриваются, как достоинства, так и недостатки данного формата. В качестве одного из главных преимуществ называется гибкость образовательного процесса, недостатков - снижение уровня взаимодействия преподавателя с обучающимися [19]. А. Ю. Зверкова и Е. А. Омельченко сделали обобщение положительного опыта цифровой трансформации образования. Авторы отмечают положительное отношение студентов в вузе: к переходу на дистанционный формат обучения, к возможности получать информацию из любых открытых источников, к возможности самостоятельно планировать учебную нагрузку и др. [20] По мнению Р. Фойтика, использование цифровых технологий позволит улучшить качество обучения, предложить качественные учебные материалы и обеспечить надлежащее управление учебой [21]. По мнению Д. Д. Шариповой, отсутствие аудиторных занятий при дистанционном обучении является и преимуществом, и недостатком. Внедрение цифровых технологий позволило сделать современную образовательную систему более открытой и гибкой. Дальнейшее развитие системы образования и процесса организации учебного процесса связано с цифровой трансформацией [22].
По мнению И. В. Непрокиной и Е. А. Акимовой, современный учебный процесс требует комплексного использования современных педагогических, цифровых технологий, что позволит интегрировать учебную, профессиональную и социальную деятельность обучающихся. Среди цифровых технологий авторами выделяются «синхронные и асинхронные средства интернет-коммуникации, персональные и групповые информационные менеджеры» и др. [23]
Н. Б. Стрекалова считает, что в настоящее время электронное обучение является одним из актуальных направлений развития современного высшего образования. Растет потребность в переходе образовательной среды из закрытого в открытое состояние. Педагогическая система, включающая традиционно цель, содержание, формы, методы, способы взаимодействия, должна быть направлена не на пассивное обучение студентов, а на формирование у них способности самостоятельно приобретать знания из открытых источников посредством использования средств цифровых технологий [24].
И. Ю. Лавриненко среди цифровых образовательных технологий выделяет ЬМБ-технологии, определяет их позитивное влияние на результаты обучения студентов. Возможности LMS позволяют своевременно корректировать содержание обучения, персонализировать образовательный процесс. Применение данных технологий обеспечивает гибкость системе обучения в вузе. Курсы, разработанные на платформе ЬМБ, делают образование более доступным, менее затратным по времени и финансовым ресурсам [25]. Ж. В. Смирновой и М. Л. Груздевой также отмечается актуальность использования открытых образовательных курсов в учебном процессе, соответствующем современным социально-экономическим условиям. В результате проведенного исследования было выявлено, что их применение оказывает позитивное влияние на результаты образовательной деятельности в вузе. «Отмечается эффективное использование аудиторного времени, гибкость образовательного процесса» [26]. В результате исследования В. Б. Ваксом было выявлено, что обучающиеся вуза положительно относятся к дистанционному обучению, основанному на применении LMS [27-29].
Т. Н. Шутовой и Л. Б. Андрющенко было проведено исследование по оценке процесса цифровизации образовательного процесса в университетах физической культуры и спорта. По результатам исследования выявлено: большая часть участников экспери-
мента отметили необходимость повышения уровня своих ГГ-навыков; в современных вузах физической культуры и спорта процесс цифровой трансформации должен идти более активно, чем в настоящее время [30, 31]. По результатам исследований Е. В. Киселевой можно констатировать, что в настоящее время при реализации дистанционного формата обучения студентов в вузе физкультурно-спортивной направленности недостаточно используются интерактивные методы и отмечается готовность участников образовательного процесса к повышению интенсивности их применения [32].
Решение проблемы подготовки квалифицированных экономических кадров различных профилей возможно при организации процесса обучения студентов, направленного на формирование их экономической компетентности.
Е. Е. Овакимян считает, что экономическая компетентность связана с формированием экономического мировоззрения, экономического практико-ориентированного поведения студента. Автор предполагает, что экономическая компетентность будет развиваться более качественно при реализации модели обучения, которая учитывает: требования общества, изменение содержания профессионального образования, реализацию педагогических подходов, специфику экономической деятельности [33]. Важность формирования экономической компетентности у студентов вуза отмечается в исследовании В. А. Комелиной [34]. О. Ю. Муллер и А. Н. Боталова в качестве основы модели формирования экономической компетентности предлагают реализацию дидактических подходов, направленных на реализацию содержания обучения экономической направленности, повышение роли самостоятельной работы студентов [35]. По их мнению, экономическая компетентность обучающихся является одной из главных составляющих профессиональной компетентности современных выпускников вуза.
В результате теоретического исследования было выявлено, что формирование экономической компетентности студентов по направлению подготовки «Физическая культура» не являлось предметом исследования. Исходя из этого нами была разработана структурно-содержательная модель формирования экономической компетентности студентов по направлению подготовки «Физическая культура» с использованием цифровых технологий, реализация которой позволит повысить результаты обучения студентов и уровень их экономической компетентности.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
В настоящее время неуклонно растет количество экономической информации, подлежащей освоению студентами на учебных занятиях по экономическим дисциплинам. В процессе обучения студентов появляются проблемы: как донести всю учебную информацию до обучающихся и каким должен быть образовательный процесс, чтобы содержание обучения было усвоено студентами?
Среди педагогических подходов к организации процесса обучения студентов в вузе, способных повысить результативность формирования экономической компетентности обучающихся, нами были выявлены компетентностный, личностно ориентированный, контекстный, системный, деятельностный подходы. Реализация данных подходов в обучении будет возможной при разработке интегративной методологии, основанной на их синтезе.
В результате теоретического анализа исследований была выявлена необходимость разработки и использования в процессе обучения студентов передовых инновационных средств. Средствами, способными повысить качество обучения студентов в вузе, являются цифровые технологии.
Для повышения результатов обучения студентов по направлению подготовки «Физическая культура» необходима разработка модели формирования экономической компетентности (И. А. Сорокин) [36], которая способна объединить педагогические подходы, дидактические принципы, формы, методы и средства обучения.
Для обеспечения реализации данной модели, соответствия процесса обучения социальному заказу, требованиям нормативных документов и условиям цифровой трансформации высшего образования необходима разработка системы педагогических условий.
Результаты исследования / Research results
Разработанная нами структурно-содержательная модель формирования экономической компетентности студентов по направлению «Физическая культура» включает в себя следующие системные компоненты: вход, процесс, выход, ограничения, цели и обратная связь. Общая структура обучения студентов по экономическим учебным дисциплинам и неэкономическим, содержащим элементы экономических знаний, представлена на рисунке.
Проектирование структурно-содержательной модели осуществляется на базе интегративной методологии, включающей синтез педагогических подходов (компе-тентностного, системного, личностно ориентированного, контекстного и деятель-ностного) и совокупность дидактических принципов.
Предложенная методология способствует разработке:
- системы взаимодействия двух процессов: входа - начальное состояние системы подготовки студентов - и выхода - предполагаемый результат обучения: экономическая компетентность студентов и разработанные материалы, необходимые для ее формирования;
- системы взаимосвязей между элементами структурно-содержательной модели. Образовательное пространство обучения студентов направления «Физическая культура» включает две платформы. Первая содержит три элемента: цели, содержание и обучающийся студент. Обучающиеся должны освоить содержание экономических учебных дисциплин «Экономика и предпринимательская деятельность в спорте», «Финансы физкультурно-спортивных организаций» и других, неэкономических «Правовые основы профессиональной деятельности», «Организация спортивно-зрелищных мероприятий» и др. Вторая платформа образуется из трех компонентов: процесс, преподаватель/учебник, формы обучения.
Вход представляет собой изначальное состояние условий подготовки студентов. К этому компоненту отнесем субъектов образовательной деятельности; ресурсы, необходимые для обучения студентов направления подготовки «Физическая культура» (оборудование, материалы, средства цифровых технологий).
К выходу мы относим предполагаемый результат обучения студентов, сформи-рованность у них экономической компетентности, разработанность организационно-методического обеспечения занятий, направленных на ее формирование.
Одним из основополагающих элементов структурно-содержательной модели является процесс. Он представляет реализацию подготовки студентов, формирование экономической компетентности - преобразование входа в выход. Процесс обучения студентов направления подготовки «Физическая культура», направленный на формирование экономической компетентности, невозможен без обеспечения его системой педагогических условий (Г. А. Кручинина, И. А. Сорокин) [37].
Социальный заказ (ФГОС ВО, Профессиональный стандарт «Руководитель организации
(подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта* - сформирован и ость компетенций: УК-2, УК-9, ОПК-16, ОПК-17, ПК-15, ПК-16, ПК-15)
Сфориированность экономической компетентности, как интегративнсго образовательного результата подготовки студентов, включающего совокупность компонентов {мотиБациюнно-ценностнюго, котнитивно-дегггельиостносо, рефлексивно^^ночнссо), обеспечу Бающего успешную самореализацию в профессиональной и социально-экономической сфере
Цифровсе Оборудование ресурсы, информация [Т]"
Кадры {субъекты образования]!^-!,,,
студенты, 1 препода Еател
О б разо в ател ьное про стран сгво ф о рм и ро в а н ия эконом и чесшй ком п етентн ости студенттзв п о н а п ра в л ен и и «Физи ч еская кул ьтура »
Пра-рамуы, пособия, методы, средства
В"
Контроль и оценка, принятие управленческого решения
еЦэд
/1
L
Цепь профильно-ориентированного обучения - [формирование экономической компетентности студентов по направлению подготовки «Физическая культура»
Студенты
::::::::::*::::::::::: Содержание программ дисциплин экономической
направленности: «Экономикатрудавсфере ФКС», «Экономика и п редп ри н и м алел ьская деятельность в спорте», «Финансы физкультурно-спортивных организаций», «Бухгалтерский учет в сфере физической культуры и сп о рта», « М а ркети нг в спорте», «Менеджмент« экономика физической культуры и спорта», «Налоговая системавсфере
физической культуры и спорта» и неэкономической: «Организация спортивно-зрел и щн ых м еро п рияти й », ■ Правовые основы профессиональной деятел ьн о сти »; практики -производственной [организационной)
Профильно-ориентироеанное обучение
".--.-.-.-.-г
Теоретические основы Подходы: компетентностный, личностно-ориенгированный, контекстный, системный, деятел ьностный. Принципы: п б щеп едагоги чески е, профессионашно-ориентированные
Преподаватели
Ж
Организационные формы обучения:
- фронтальная,
- групповая;
- индивидуальная
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемного изложения;
- частично-поисковый; исследовательский
♦
; Средства ЦТ:
| - технические;
! - программные;
I - дидактические
J
Систем а педагогических уел о вий формирования экономической компетентности студенток нормативно-правовые, социокультурные, организационно-методические, со дерзкательно-деятельносгные, информационно-коммуникационные
Качественное гостояние системы нмр'пТ ровакиости эникшкеазн
воипЕгтектности
студектов
ВЫХОД
"Г
Образа ватег результат j продут j
Ч,™.«^""-----
Кол ичест венное состояние системы учебно-методического обеспечения
L
Сбрагткая связь
Структурно-содержательная модель формирования экономической компетентности студентов по направлению подготовки «Физическая культура» с использованием цифровых технологий
В результате нашего исследования были выявлены педагогические условия, без обеспечения которыми структурно-содержательная модель формирования экономической компетентности студентов не может быть полноценно реализована. К ним относятся: социокультурные условия, содержательно-деятельностные, информационно-коммуникационные и средства цифровых технологий, программно-методические, учебно-методические.
Социокультурные условия основываются на определении ценностных ориента-ций, реализации образовательного процесса, отвечающего требованиям цифровой трансформации экономики и высшего образования.
Нормативно-правовые условия включают совокупность нормативно-правовых актов, определяющих порядок и нормы использования в образовательном процессе цифровых технологий.
Содержательно-деятельностные условия направлены на определение целей обучения, способов его реализации, позволяющих повысить качественные показатели формирования экономической компетентности студентов.
Организационно-методические условия включают в себя формы обучения (фронтальную, групповую, индивидуальную); методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский, метод проектов и др.); комплекс оценочных средств диагностики эффективности разработанной модели для определения уровней сформированности экономической компетентности (базовый, средний и высокий).
Информационно-коммуникационные условия связаны с определением условий активного использования цифровых технологий в процессе формирования экономической компетентности студентов.
Средства цифрового обеспечения включают комплекс средств цифровых технологий:
- технических: сеть Интернет, компьютер и др.;
- программных: Microsoft Office; Zoom, Discord, Skype; Viber, Whatsapp, Telegram; ВКонтакте и др.; 1С: Предприятие, «Декларация» и др.;
- дидактических: информационно-образовательная среда университета, электронные управляемые курсы - «Экономика и предпринимательская деятельность в спорте» и др.; электронное методическое пособие; хот-листы по учебным дисциплинам.
Ограничениями в данной структурно-содержательной модели называются требования к образовательному процессу направления «Физическая культура», которые определяют требуемые для системы характеристики целевых показателей.
Социальный заказ - наиболее общая цель и ценность построения образовательной системы подготовки специалистов в системе образования. В ходе экспериментальной апробации структурно-содержательной модели мы ввели диагностируемые параметры диагностичности цели социального заказа, включая показатели, основанные на компонентах экономической компетентности.
Обратная связь необходима для обеспечения соответствия предполагаемого результата (выхода) входу (цели обучения), позволяет вносить корректировки в процесс профильно ориентированного обучения студентов через изменение содержания, форм, методов и средств обучения.
Заключение / Conclusion
Таким образом, обращение к интегративной методологии и междисциплинарным связям при разработке основных профессиональных образовательных программ подготовки студентов по направлению «Физическая культура» позволило нам определить проблему научного исследования и установить, что, когда фактический выход системы полностью или частично не соответствовал желаемому, т. е. существующая система подготовки уже перестала обеспечивать желаемый выход и неадекватна требованиям социального заказа в новых реалиях социокультурной действительности, требовалось выявленную практическую проблему решать научным методом, обратившись к методологии и технологии профессионального образования.
Ссылки на источники / References
1. Шишкин М. В., Мисько О. Н. Экономическое образование в современной России: тенденции и перспективы // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2017. - № 3 (21). - С. 104-108.
2. Sunday O. I. Entrepreneurship, Skill Acquisition and Economic Growth // UJAH. - 2020. - V. 21. - № 3. - Р. 102-106.
3. Maniglio F. The Global Transformation of University in the Economy of Knowledge Paradigm // Italian Journal of Sociology of Education. - 2018. - № 10 (2). - Р. 137-154.
4. Лазарев В. С. О развивающихся педагогических системах // Педагогика. - 2002. - № 8. - С. 13-23.
5. Маркова С. М., Горлова В. Г. Модель профессионально-педагогического образования педагога профессионального обучения // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 1 (5). - URL: https://www.minm-vestnik.ru/jour/article/view/461/437
6. Маркова С. М., Полунин В. Ю. Теория и методика профессионального образования: теоретические основы // Педагогика и психология образования. - 2013. - № 4. - С. 40-44.
7. Маркова С. М., Наркозиев А. К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. - 2019. - № 1 (26). - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-2
8. Лихарева О. А., Плетнева Д. Ю. Междисциплинарное обучение в школе: теория и практика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 5 (май). - С. 42-55. - URL: https://e-koncept.ru/2021/211030.htm
9. AРlebee A. N., Adler M., Flihan S. Interdisciplinary Curricula in Middle and High School Classrooms: Case Studies of AРroaches to Curriculum and Instruction // American Educational Research Journal. - 2007. - № 44 (4). - P. 10021039. - URL: https://doi.org/10.3102/0002831207308219
10. Боровских Н. В. Вовлеченность населения в цифровое пространство: тенденции и перспективы развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 9 (сентябрь). - С. 3. - URL: https://e-koncept.ru/2022/223009.htm
11. Digital Technologies, Innovation, and Skills: Emerging Trajectories and Challenges / T. Ciarli, M. Kenney, S. Massini, L. Piscitello // Research Policy. - 2021. - URL: https://ssrn.com/abstract=3840491
12. Груздева М. Л., Тукенова Н. И. Анализ современного состояния исследований и разработок в области построения информационно-образовательных сред высших учебных заведений // Вестник Мининского университета. - 2019. - № 2 (27). - URL: https://doi.org/10.26795/95/2307-1281-2019-7-2-1
13. Савченкова Н. Н., Бояринов Д. А. Педагогическое взаимодействие в современной цифровой среде: проблема регламентации процесса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 11 (ноябрь). - С. 16-30. - URL: https://e-koncept.ru/2022/221077.htm
14. Proaño M. D. L. General concepts of higher school didactics // Актуальные исследования. - 2021. - № 42 (69). -С. 70-73.
15. Information and Communication Technologies in Education as a Factor of Students Motivation / G. A. Kruchinina, L. I. Tararina, E. E. Sokolova, E. V. Limarova, I. V. Muskhanova, S. M. Arsaliyev, F. U. Bazayeva, N. P. Tagirova // International Review of Management and Marketing, - 2016. - 6(2). - P. 104-109.
16. Гаибова В. E., Данилова Л. Н. Цифровизация высшего образования: опыт применения новых дидактических моделей в высшей школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 12 (декабрь). - С. 22-34. - URL: https://e-koncept.ru/2022/221083.htm
17. Самерханова Э. К., Плесовских Г. А. Интерактивные технологии в организации профессионально-ориентированного пространства обучения студентов в вузе // Вестник евразийской науки. - 2015. - № 3 (28). - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/93PVN315.pdf
18. Самерханова Э. К., Имжарова З. У. Организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов к проектной деятельности в условиях цифровизации образования // Вестник Мининского университета. - 2018. - № 2 (23). - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-2
19. Радыгина E. Г. Построение эффективной модели организации дистанционного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 2 (февраль). - С. 10-23. - URL: https://e-koncept.ru/2022/221007.htm
20. Зверкова А. Ю., Омельченко E. А. Отношение студентов вуза к процессам цифровизации профессиональной подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № l (июль). - С. 45-61. - URL: https://e-koncept.ru/2021/211050.htm
21. Fojtik R. Problems of Distance Education // International Journal of Information and Communication Technologies in Education. - 2018. - № 7. - P. 14 23. DOI: 10.2478/ijicte-2018-0002
22. Sharipova D. D. Modern information technologies of distance learning in higher education // Information Technology. Problems and Solutions. - 2020. - № 1 (10). - Р. 5-10.
23. Непрокина И. В., Акимова E. А. Открытая педагогическая система: распределённый образовательный проект // Школьные технологии. - 2010. - № 5. - С. 84.
24. Стрекалова Н. Б. Сущность педагогической системы «Открытая информационно-образовательная среда» // Вестник СамГУ. - 2013. - № 8.1 (109). - С. 218-282.
25. Лавриненко И. Ю. Перспективы использования LMS в рамках современного высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 1 (январь). - С. 11-35. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231002.htm
26. Смирнова Ж. В., Груздева М. Л., Красикова О. Г. Открытые электронные курсы в образовательной деятельности вуза // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 4 (21). - С. 10. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-4-3
27. Вакс В. Б. Исследование отдельных аспектов цифровизации образовательного процесса в вузе // Научно -методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 2 (февраль). - С. 1-13. - URL: https://e-koncept.ru/2021/211004.htm
28. Вакс В. Б. Трансформация применения образовательных технологий при внедрении элементов дистанционного обучения в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 6 (июнь). -С. 93-105. - URL: https://e-koncept.ru/2021/211044.htm
29. Вакс В. Б. Использование в образовательном процессе цифровых каналов связи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 3 (март). - С. 66-80. - URL: https://e-koncept.ru/2022/221018.htm
30. Деятельностно ориентированные и цифровые технологии в профессиональной переподготовке инструкторов и тренеров по спорту: монография / Т. Н. Шутова, Л. Б. Андрющенко, К. Э. Столяр, М. Н. Пуховская, Т. П. Высоцкая. - М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2020. - 248 с.
31. Shutova Т. N., Andryushchenko L. B. Digitalization of physical education and sports educational process at university // Theory and Practice of Physical Culture. - 2020. - № 9. - P. 68-70.
32. Цзюань Я., Киселева Е. В. Особенности использования интерактивных методов обучения в дистанционном образовательном процессе вуза физической культуры // Ученые записки университета имени П. Ф. Лес-гафта. - 2021. - № 10 (200). - C. 432-437.
33. Овакимян Е. Е. Педагогические условия развития экономической компетентности студентов вузов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2011. - № 11. - С. 92-104.
34. Komelina V. A. [et. al.] Features of Students' Economic Competence Formation // International Review of Management and Marketing. - 2016. - № 6 (1). - P. 53-57.
35. Муллер О. Ю., Боталова А. Н. Формирование экономической компетентности студентов педагогического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 3 (март). - С. 31-39. -URL: https://e-koncept.ru/2021/211012.htm
36. Сорокин И. А. О формировании экономической компетентности студентов, обучающихся по направлению подготовки «Физическая культура» // Инновационные технологии в системе спортивной подготовки, массовой физической культуры и спорта: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. -СПб., 2019. - С. 322-324.
37. Кручинина Г. А., Сорокин И. А. Педагогические условия формирования экономической компетентности будущих бакалавров направления подготовки «Физическая культура» // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2021. - № 3 (63). - С. 173-179.
1. Shishkin, M. V., & Mis'ko, O. N. (2017). "Ekonomicheskoe obrazovanie v sovremennoj Rossii: tendencii i perspek-tivy" [Economic education in modern Russia: trends and prospects], Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya: Ekonomika, № 3 (21), pp. 104-108 (in Russian).
2. Sunday, O. I. (2020). "Entrepreneurship, Skill Acquisition and Economic Growth", UJAH, vol. 21, № 3, pp. 102-106 (in English).
3. Maniglio, F. (2018). "The Global Transformation of University in the Economy of Knowledge Paradigm", Italian Journal of Sociology of Education, № 10 (2), pp. 137-154 (in English).
4. Lazarev, V. S. (2002). "O razvivayushchihsya pedagogicheskih sistemah" [About developing pedagogical systems], Pedagogika, № 8, pp. 13-23 (in Russian).
5. Markova, S. M., & Gorlova, V. G. (2014). "Model' professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya pedagoga pro-fessional'nogo obucheniya" [The model of professional and pedagogical education of a teacher of vocational training], Vestnik Mininskogo universiteta, № 1 (5). Available at: https://www.minin-vestnik.ru/jour/arti-cle/view/461/437 (in Russian).
6. Markova, S. M., & Polunin, V. Yu. (2013). "Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya: teoreticheskie os-novy" [Theory and methodology of vocational education: theoretical foundations], Pedagogika i psihologiya obra-zovaniya, № 4, pp. 40-44 (in Russian).
7. Markova, S. M., & Narkoziev, A. K. (2019). "Metodika issledovaniya soderzhaniya professional'nogo obrazovaniya" [Methodology of the vocational education content study], Vestnik Mininskogo universiteta, № 1 (26). Available at: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-2 (in Russian).
8. Lihareva, O. A., & Pletneva, D. Yu. (2021). "Mezhdisciplinarnoe obuchenie v shkole: teoriya i praktika" [Interdisciplinary education at school: theory and practice], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 5 (maj), pp. 42-55. URL: https://e-koncept.ru/2021/211030.htm (in Russian).
9. ARlebee, A. N., Adler, M., & Flihan, S. (2007). "Interdisciplinary Curricula in Middle and High School Classrooms: Case Studies of ARroaches to Curriculum and Instruction", American Educational Research Journal, № 44 (4), pp. 1002-1039. Available at: https://doi.org/10.3102/0002831207308219 (in English).
10. Borovskih, N. V. (2022). "Vovlechennost' naseleniya v cifrovoe prostranstvo: tendencii i perspektivy razvitiya" [Involvement of the population in the digital space: trends and prospects of development], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 9 (sentyabr'), p. 3. Available at: https://e-koncept.ru/2022/223009.htm (in Russian).
11. Ciarli, T. et al. (2021). "Digital Technologies, Innovation, and Skills: Emerging Trajectories and Challenges", Research Policy. Available at: https://ssrn.com/abstract=3840491 (in English).
12. Gruzdeva, M. L., & Tukenova, N. I. (2019). "Analiz sovremennogo sostoyaniya issledovanij i razrabotok v oblasti postroeniya informacionno-obrazovatel'nyh sred vysshih uchebnyh zavedenij" [Analysis of the current state of research work in the field of building up information and educational environment of higher educational institutions], Vestnik Mininskogo universiteta, № 2 (27). Available at: https://doi.org/10.26795/95/2307-1281-2019-7-2-1 (in Russian).
13. Savchenkova, N. N., & Boyarinov, D. A. (2022). "Pedagogicheskoe vzaimodejstvie v sovremennoj cifrovoj srede: problema reglamentacii processa" [Pedagogical interaction in the modern digital environment: the problem of process regulation], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 11 (noyabr'), pp. 16-30. Available at: https://e-koncept.ru/2022/221077.htm (in Russian).
14. Proaño, M. D. L. (2021). "General concepts of higher school didactics", Aktual'nye issledovaniya, № 42 (69), pp. 7073 (in English).
15. Kruchinina, G. A. et al. (2016). "Information and Communication Technologies in Education as a Factor of Students Motivation", International Review of Management and Marketing, 6(2), pp. 104-109 (in English).
16. Gaibova, V. E., & Danilova, L. N. (2022). "Cifrovizaciya vysshego obrazovaniya: opyt primeneniya novyh didaktich-eskih modelej v vysshej shkole" [Computerization of higher education: experience of applying new didactic models in higher education], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 12 (dekabr'), pp. 22-34. Available at: https://e-koncept.ru/2022/221083.htm (in Russian).
17. Samerhanova, E. K., & Plesovskih, G. A. (2015). "Interaktivnye tekhnologii v organizacii professional'no-orientiro-vannogo prostranstva obucheniya studentov v vuze" [Interactive technologies in the organization of a professionally-oriented learning environment for students at the university], Vestnikevrazijskojnauki, № 3 (28). Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/93PVN315.pdf (in Russian).
18. Samerhanova, E. K., & Imzharova, Z. U. (2018). "Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya gotov-nosti budushchih pedagogov k proektnoj deyatel'nosti v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya" [Organizational and pedagogical conditions for the formation of future teachers' readiness for project-based learning in the conditions of education computerization], Vestnik Mininskogo universiteta, № 2 (23). Available at: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-2 (in Russian).
19. Radygina, E. G. (2022). "Postroenie effektivnoj modeli organizacii distancionnogo obucheniya" [Building an effective model of distance learning organization], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 2 (fevral'), pp. 10-23. Available at: https://e-koncept.ru/2022/221007.htm (in Russian).
20. Zverkova, A. Yu., & Omel'chenko, E. A. (2021). "Otnoshenie studentov vuza k processam cifrovizacii profession-al'noj podgotovki" [The attitude of university students to the processes of vocational training digitalization], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 7 (iyul'), pp. 45-61. Available at: https://e-kon-cept.ru/2021/211050.htm (in Russian).
21. Fojtik, R. (2018). "Problems of Distance Education", International Journal of Information and Communication Technologies in Education, № 7, pp. 14-23. DOI: 10.2478/ijicte-2018-0002 (in English).
22. Sharipova, D. D. (2020). "Modern information technologies of distance learning in higher education", Information Technology. Problems and Solutions, № 1 (10), pp. 5-10 (in English).
23. Neprokina, I. V., & Akimova, E. A. (2010). "Otkrytaya pedagogicheskaya sistema: raspredelyonnyj obrazovatel'nyj proekt" [Open pedagogical system: distributed educational project], Shkol'nye tekhnologii, № 5, p. 84 (in Russian).
24. Strekalova, N. B. (2013). "Sushchnost' pedagogicheskoj sistemy "Otkrytaya informacionno-obrazovatel'naya sreda" [The essence of the pedagogical system "Open information and educational environment"], Vestnik SamGU, № 8.1 (109), pp. 278-282 (in Russian).
25. Lavrinenko, I. Yu. (2023). "Perspektivy ispol'zovaniya LMS v ramkah sovremennogo vysshego obrazovaniya" [Prospects for the LMS use in modern higher education], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 1 (yanvar'), pp. 17-35. Available at: https://e-koncept.ru/2023/231002.htm (in Russian).
26. Smirnova, Zh. V., Gruzdeva, M. L., & Krasikova, O. G. (2017). "Otkrytye elektronnye kursy v obrazovatel'noj deyatel'nosti vuza" [Open electronic courses in the educational activities of the university], Vestnik Mininskogo universiteta, № 4 (21), p. 10. Available at: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-4-3 (in Russian).
27. Vaks, V. B. (2021). "Issledovanie otdel'nyh aspektov cifrovizacii obrazovatel'nogo processa v vuze" [Distance learning as an element of university educational process digitalization], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 2 (fevral'), pp. 1-13. Available at: https://e-koncept.ru/2021/211004.htm (in Russian).
28. Vaks, V. B. (2021). "Transformaciya primeneniya obrazovatel'nyh tekhnologij pri vnedrenii elementov distancionnogo obucheniya v vuze" [Application of elements of distance learning in university], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 6 (iyun'), pp. 93-105. Available at: https://e-koncept.ru/2021/211044.htm (in Russian).
29. Vaks, V. B. (2022). "Ispol'zovanie v obrazovatel'nom processe cifrovyh kanalov svyazi" [The use of digital communication channels in the educational process], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 3 (mart), pp. 66-80. Available at: https://e-koncept.ru/2022/221018.htm (in Russian).
30. Shutova, T. N. et al. (2020). Deyatel'nostno orientirovannye icifrovye tekhnologii vprofessional'nojperepodgotovke instruktorov i trenerov po sportu [Activity-oriented and digital technologies in the professional retraining of instructors and coaches in sports]: monografiya, FGBOU VO "REU im. G. V. Plekhanova", Moscow, 248 p. (in Russian).
31. Shutova, T. N., & Andryushchenko, L. B. (2020). "Digitalization of physical education and sports educational process at university", Theory and Practice of Physical Culture, № 9, pp. 68-70 (in English).
32. Czyuan', Ya., & Kiseleva, E. V. (2021). "Osobennosti ispol'zovaniya interaktivnyh metodov obucheniya v distancion-nom obrazovatel'nom processe vuza fizicheskoj kul'tury" [Some aspects of the interactive teaching methods use in the distance learning process of the University of Physical Education], Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, № 10 (200), pp. 432-437 (in Russian).
33. Ovakimyan, E. E. (2011). "Pedagogicheskie usloviya razvitiya ekonomicheskoj kompetentnosti studentov vuzov" [Pedagogical conditions for the development of economic competency of university students], Vestnik Chelya-binskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, № 11, pp. 92-104 (in Russian).
34. Komelina, V. A. [et. al.] (2016). "Features of Students' Economic Competence Formation", International Review of Management and Marketing, № 6 (1), pp. 53-57 (in English).
35. Muller, O. Yu., & Botalova, A. N. (2021). "Formirovanie ekonomicheskoj kompetentnosti studentov pedagogicheskogo obrazovaniya" [Building up economic competence of student teachers], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 3 (mart), pp. 31-39. Available at: https://e-koncept.ru/2021/211012.htm (in Russian).
36. Sorokin, I. A. (2019). "O formirovanii ekonomicheskoj kompetentnosti studentov, obuchayushchihsya po naprav-leniyu podgotovki "Fizicheskaya kul'tura" [On the formation of economic competence of students studying in the area of training "Physical education"], Innovacionnye tekhnologii v sisteme sportivnoj podgotovki, massovoj fizicheskoj kul'tury i sporta: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, St. Petersburg, pp. 322-324 (in Russian).
37. Kruchinina, G. A., & Sorokin, I. A. (2021). "Pedagogicheskie usloviya formirovaniya ekonomicheskoj kompetentnosti budushchih bakalavrov napravleniya podgotovki "Fizicheskaya kul'tura" [Pedagogical conditions for the formation of economic competence of future bachelors in the area of training "Physical Education"], Vestnik Nizhe-gorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki, № 3 (63), pp. 173-179 (in Russian).