Научная статья на тему 'Структурно-содержательная характеристика системы духовно-действенных отношений студентов - будущих учителей физической культуры'

Структурно-содержательная характеристика системы духовно-действенных отношений студентов - будущих учителей физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ЛИЧНОСТЬ / ДУХОВНО-ДЕЙСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СИСТЕМА / ПОДСИСТЕМЫ / FUTURE TEACHER OF PHYSICAL CULTURE / PERSONALITY / SPIRITUAL AND EFFECTIVE RELATIONS / SYSTEM / SUBSYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старов Михаил Иванович, Османов Эседулла Маллаалиевич

Рассмотрены система и подсистемы духовно-действенных отношений будущего учителя физической культуры к окружающей объективной и субъективной действительности, в том числе и к самому себе. Дана структурно-содержательная характеристика в процессе обучения в среднем или высшем учебном заведении, в которых готовят таких специалистов. При структурировании духовно-действенных отношений студентов будущих учителей физической культуры на подсистемы нами использовалась философско-психоло-гическая методология: системно-структурный, деятельностный, субъективный, личностно-ориентированный и отношенческий подходы. Выделены в системе отношений, в которую включен будущий учитель физической культуры в учебном заведении, следующие подсистемы духовно-действенных отношений: первая подсистема духовно-практических отношений отношение субъекта к различным видам студенческой жизнедеятельности, вторая подсистема духовно-действенных отношений будущего учителя к средствам массовой информации, третья подсистема духовно-действенных отношений будущего учителя физкультуры к другим людям, четвертая подсистема духовно-практических отношений студента к социальным группам, пятая подсистема духовно-действенных отношений субъекта к материальной действительности, шестая подсистема отношений к субъективной действительности, седьмая подсистема духовно-действенных отношений субъекта к своему Я, к своему внутреннему миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старов Михаил Иванович, Османов Эседулла Маллаалиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural and substantive characteristics of the system of spiritual and effective relations of students - future teachers of physical culture

We consider system and subsystems of spiritual and effective relations of the future teacher of physical culture to the surrounding objective and subjective reality, including relations to yourself. We give a structural and substantive characteristic in the course of education in a secondary or higher educational institution, in which such specialists are trained. In structuring the spiritual and effective relations of students future teachers of physical culture on subsystems we use philosophical and psychological methodology: systemic and structural, activity, subjective, personal-oriented and relative approaches. We identify in the system of relations, which include the future teacher of physical culture at the educational institution, the following subsystems of spiritual and effective relations: the first subsystem of spiritual and practical relations is the attitude of the subject to various types of student life activity, the second subsystem of the spiritual and effective relations of the future teacher to the mass media, the third subsystem of spiritual and effective relations of the future teacher of physical culture to other people, the fourth subsystem of the student’s spiritual and practical relations to social groups, the fifth subsystem of the subject’s spiritual and effective relations to material reality, the sixth subsystem of relations to subjective reality, the seventh subsystem of spiritual and effective relations of the subject to his Self, to his inner world.

Текст научной работы на тему «Структурно-содержательная характеристика системы духовно-действенных отношений студентов - будущих учителей физической культуры»

DOI 10.20310/1810-0201 -2020-25-184-85-90 УДК 37.025+796

Структурно-содержательная характеристика системы духовно-действенных отношений студентов -будущих учителей физической культуры

Михаил Иванович СТАРОВ, Эседулла Маллаалиевич ОСМАНОВ

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: http//orcid.org/0000-0002-5439-2594, e-mail: starovmi@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7493-2351, e-mail: osmanov@bk.ru

Structural and substantive characteristics of the system of spiritual and effective relations of students -future teachers of physical culture

Mikhail I. STAROV, Esedulla M. OSMANOV

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: http//orcid.org/0000-0002-5439-2594, e-mail: starovmi@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7493-2351, e-mail: osmanov@bk.ru

Аннотация. Рассмотрены система и подсистемы духовно-действенных отношений будущего учителя физической культуры к окружающей объективной и субъективной действительности, в том числе и к самому себе. Дана структурно-содержательная характеристика в процессе обучения в среднем или высшем учебном заведении, в которых готовят таких специалистов. При структурировании духовно-действенных отношений студентов - будущих учителей физической культуры на подсистемы нами использовалась философско-психоло-гическая методология: системно-структурный, деятельностный, субъективный, личностно-ориентированный и отношенческий подходы. Выделены в системе отношений, в которую включен будущий учитель физической культуры в учебном заведении, следующие подсистемы духовно-действенных отношений: первая подсистема духовно-практических отношений - отношение субъекта к различным видам студенческой жизнедеятельности, вторая подсистема духовно-действенных отношений будущего учителя к средствам массовой информации, третья подсистема духовно-действенных отношений будущего учителя физкультуры к другим людям, четвертая подсистема духовно-практических отношений студента к социальным группам, пятая подсистема духовно-действенных отношений субъекта к материальной действительности, шестая подсистема отношений к субъективной действительности, седьмая подсистема духовно-действенных отношений субъекта к своему Я, к своему внутреннему миру.

Ключевые слова: будущий учитель физической культуры; личность; духовно-действенные отношения; система; подсистемы

Для цитирования: Старое М.И., Османов Э.М. Структурно-содержательная характеристика системы духовно-действенных отношений студентов - будущих учителей физической культуры // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2020. Т. 25, № 184. С. 85-90. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-184-85-90

Abstract. We consider system and subsystems of spiritual and effective relations of the future teacher of physical culture to the surrounding objective and subjective reality, including relations to yourself. We give a structural and substantive characteristic in the course of education in a secondary or higher educational institution, in which such specialists are trained. In structuring the spiritual and effective relations of students - future teachers of physical culture on subsystems we

© Старов М.И., Османов Э.М., 2020

85

use philosophical and psychological methodology: systemic and structural, activity, subjective, personal-oriented and relative approaches. We identify in the system of relations, which include the future teacher of physical culture at the educational institution, the following subsystems of spiritual and effective relations: the first subsystem of spiritual and practical relations is the attitude of the subject to various types of student life activity, the second subsystem of the spiritual and effective relations of the future teacher to the mass media, the third subsystem of spiritual and effective relations of the future teacher of physical culture to other people, the fourth subsystem of the student's spiritual and practical relations to social groups, the fifth subsystem of the subject's spiritual and effective relations to material reality, the sixth subsystem of relations to subjective reality, the seventh subsystem of spiritual and effective relations of the subject to his Self, to his inner world.

Keywords: future teacher of physical culture; personality; spiritual and effective relations; system; subsystems

For citation: Starov M.I., Osmanov E.M. Strukturno-soderzhatel'naya kharakteristika sistemy dukhovno-deystvennykh otnosheniy studentov - budushchikh uchiteley fizicheskoy kul'tury [Structural and substantive characteristics of the system of spiritual and effective relations of students - future teachers of physical culture]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumani-tarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2020, vol. 25, no. 184, pp. 85-90. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-184-85-90 (In Russian, Abstr. in Engl.)

Исследованием проблемы профессиональной подготовки и формирования личности учителя в высших и средних педагогических учебных заведениях постоянно занимались ряд крупнейших отечественных научных коллективов под руководством известнейших ученых педагогов и психологов, таких как С.И. Архангельский, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, И.В. Страхов, К.Д. Ушинский, Т.И. Шамова, А.И. Щербаков, В.А. Яковлев и др.

Эту проблему исследовали и продолжают изучать многие их ученики и последователи, у которых уже свои научные школы и направления в этой педагогической отрасли. Назовем только некоторых из них. Ученые-педагоги и психологи Е.И. Артамонова, М.Я. Виленский, Г.М. Каджаспирова, Е.А. Леванова, Л.С. Подымова, Л.М. Митина, Н.Е. Щуркова (Москва); Г.И. Аксенова, В.А. Беляева, Л.К. Гребенкина (Рязань); Ю.В. Варданян (Саранск); М.А. Вейт, Н.М. Самсонов, Т.Д. Суслова, В.В. Черняев (Липецк); Н.В. Карташов, Н.А. Тюгаева (Калуга); И.Ф. Исаев (Белгород); Н.И. Вьюнова (Воронеж); В.С. Макеева, В.А. Николаев (Орел); И.Ф. Плетенева (Елец); В.В. Полука-ров (Пенза); Л.И. Мищенко, В.М. Меньшиков, А.Г. Пашков, А.Н. Ходусов (Курск); Л.Н. Макарова, М.И. Старов, И.А. Шаршов (Тамбов); Н.Е. Мажар, В.А. Сонин (Смоленск); М.Ю. Швецов (Чита); Е.Н. Шиянов

(Ставрополь); В.Г. Максимов (Чебоксары); В.А. Мищенко (Ханты-Мансийск) и др.

Ежедневная исследовательская работа в этом научно-методическом направлении активно ведется по линии Российской академии образования (РАО), Международной академии непрерывного педагогического образования (МАНПО) и Международной педагогической академии (МПА).

Однако на основе анализа научных источников можно отметить, что достаточно внимания ученые уделяют исследованию проблем по использованию физической культуры и спорта в формировании будущих специалистов различных учебных заведений, а конкретно о профессиональной подготовке и личностном становлении именно учителей физической культуры в сфере духовно-действенных отношений в учебных заведениях в настоящее время мало - это свидетельствует об актуальности поднятой нами проблемы. Всем известна роль физических упражнений и спорта для сохранения, укрепления их здоровья, а также воспитания духовно-нравственных черт личности. В этом несомненна роль преподавателей физического воспитания.

Великий отечественный педагог К.Д. Ушинский писал: «...если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его тоже во всех отношениях» [1, с. 23]. Его изречение актуально и в настоящее время.

Исследуя структуру личности, психологи Б.Г. Ананьев, Б.И. Додонов, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов и другие выделяют в ней направленность и составляющие ее отношения [2-6]. Это позволило приступить непосредственно к теоретико-методологическому обоснованию нашего научного поиска по определению структурно-содержательной характеристики системы духовно-действенных отношений в профессиональном и личностном становлении будущего учителя физической культуры в учебном заведении.

На основе теоретических и практических достижений отечественных психологов о личности как совокупности индивидуального бытия (Б.А. Вяткин, В.С. Мерлин, Б.М. Теп-лов) [7-9] и общественных отношений нами предпринята попытка выделения системы и подсистем объективных и субъективных отношений, в которых происходит развитие личности студентки или студента - будущих учителей физической культуры. Необходимость такого научного подхода возникла в связи с тем, что будущий специалист является не столько объектом воздействия совокупности духовно-действенных отношений, сколько субъектом, имеющим свой внутренний мир, и относящимся к различным подсистемам, то есть нас интересовало, как сама развивающаяся личность будущего учителя физкультуры относится к объективной и субъективной действительности.

Цель нашего исследования заключалась в выявлении и вычленении структуры системы и содержания каждой из подсистем духовно-действенных отношений, в которых находится будущий учитель физической культуры в учебном заведении.

Нами в качестве исходного взято определение категории «отношение» у В.Н. Мя-сищева [5], что «отношения человека» представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте психологическую связь его с различными сторонами объективной и субъективной (доп. М.И. Старова) действительности, выражающейся в его действиях, решениях, переживаниях. В свою очередь они и формируются в процессе деятельности. Далее он считает: что «отношение» - сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоций, желания или потребности. Отношения, по его мнению,

являются движущей силой развития личности. Так как каждая личность неповторима и является своеобразной индивидуальностью, то ниже приводим систему и подсистемы духовно-действенных отношений, в совокупность которых включен будущий учитель как субъект обучения и воспитания, а также рассматриваем отношение студентов к каждому из представленных феноменов.

Прежде всего, основываясь на положении А.Н. Леонтьева о том, что личность формируется в первую очередь в деятельности [10], нами выделена первая подсистема духовно-практических отношений субъекта к различным видам студенческой жизнедеятельности: учебной, педагогической, трудовой, общественной, физкультурно-спортив-ной, к хобби.

По мнениям Ю.М. Забродина, В.Н. Ку-нициной, В.Н. Панферова, на развитие личности сильное воздействие оказывают средства массовой информации [11-13], поэтому нами определена вторая подсистема духовно-действенных отношений будущего учителя физической культуры к информации: учебно-воспитательной, из книг, периодической печати, из средств вещания (телевидение, кино, компьютер, Интернет и т. д.), от других людей, из массовых развлекательных или общественных торжественных мероприятий.

Основываясь на теориях Б.Ф. Ломова, А.А. Бодалева, Н.Н. Обозова [4; 14; 15], выделена третья подсистема духовно-практических отношений будущего специалиста физической культуры к другим людям: детям, товарищам по учебной и физкультурно-спортивной деятельности, преподавателям, школьным учителям, друзьям по интересам или местожительству, членам семьи, родителям, братьям, сестрам, старшему поколению, то есть эта подсистема характеризует взаимоотношения студентов с другими субъектами.

Так как студенческая молодежь включена в макро- и микросоциум, то необходимо отметить четвертую подсистему духовно-действенных отношений к социальным группам: микросреде (учебная группа, спортивная секция), макросреде (колледж или вуз), объединению по интересам (театральная студия, хор, волонтерство и т. д.), педа-

гогическому коллективу, семье как первичной социальной ячейке, обществу в целом.

Пятая подсистема духовно-действенных отношений будущего учителя физической культуры - это отношения, по мнению С.Л. Рубинштейна [16], к материальной действительности: памятным местам (родному дому, памятникам культуры, знаменательным событиям, знаменитым людям, могилам близких и т. д.), природе и природным богатствам, произведениям искусства (картинам, скульптурам, иконам, различным изделиям и др.), частной (личной), государственной и коллективной собственности (деньгам, постройкам, земле).

Общая культура будущего учителя формируется, по мнению Е.И. Артамоновой [17], через шестую подсистему духовно-действенных отношений к субъективной действительности: музыкальным произведениям, религиозным воззрениям и церковным обрядам, средствам народной мудрости (сказаниям, поговоркам, пословицам, анекдотам, афоризмам и др.), этническим изречениям и традициям, духовно-нравственным ценностям, Родине.

В связи с тем, что будущий учитель физической культуры является субъектом, мы выделяем седьмую подсистему духовно-действенных отношений к своему Я, к своему внутреннему миру, то есть самосознание, самооценку, самообразование, самовоспитание, физическое и умственное самосовершенствование, самоактуализацию в социуме. Каждый субъект относится к выделенным нами подсистемам духовно-действенных отношений неодинаково: к одним позитивно, к другим негативно, а к третьим безразлично.

Предложенная нами система и подсистемы духовно-действенных отношений к окружающей объективной и субъективной действительности охватывает широкий спектр социальных, познавательных, нравственно-этических, эстетических, межнациональных, экологических, патриотических, религиозных, экономических и других связей, мотивов и потребностей, характеризующих комплексную направленность личности будущего учителя физической культуры в процессе обучения в учебном заведении.

К тому же доминирующие в системе отношений студента - будущего учителя физической культуры стенические или астенические эмоции, а вместе с тем и все настроение, выражают превалирующий тип подсистем отношений к миру действительности, сознательную или бессознательную переработку своего аккумулированного жизненного опыта. Последний играет основную роль в духовно-нравственном и профессиональном формировании мироотношения педагога-оптимиста, компетентного и энергичного, или педагога-пессимиста, пассивного и не любящего свою будущую профессию.

Современному российскому обществу, современной школе в большей мере нужен педагог-оптимист с господствующим эмоционально-позитивным настроением к окружающей действительности, людям, детям, необходимым для преподавания физической культуры. Он должен уметь регулировать свой эмоциональный тон в работе с учащимися, сопереживать, то есть обладать чувством эмпатии (соперживания) по отношению к занимающимся физическими упражнениями детям.

Мы выделили наиболее целесообразную систему и подсистемы духовно-действенных отношений студенческой жизнедеятельности в процессе профессиональной подготовки и формировании личности будущего учителя физической культуры. В процессе лонгитюд-ного наблюдения нами было установлено, что подсистемы видоизменяемы в зависимости от трансформации системы российского образования и этапов становления будущего учителя физической культуры в пространстве педагогических колледжей и вузов.

Таким образом, личность будущего учителя физической культуры как индивидуального бытия и профессионала развивается через внутренний мир субъекта под воздействием целенаправленного моделирования и проектирования системы и подсистем духовно-действенных отношений и проходит через интериоризацию и экстериоризацию и ряд стадий: возникновение, формирование, становление, зрелость, совершенствование, преобразование, коррекцию и при необходимости реабилитацию.

Список литературы

1. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 11 т. Москва; Ленинград, 1952. Т. 2. С. 52-53.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. 336 с.

3. Додонов Б.И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопросы психологии. 1973. № 5. С. 18-29.

4. Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. 1981. Т. 1. № 1. С. 3-8.

5. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Модек, 1995.

6. ПлатоновК.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 255 с.

7. Вяткин Б.А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 2. С. 73-84.

8. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самовоспитание, самосознание. Пермь: ПГГПИ, 1990. 110 с.

9. ТепловБ.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961. 182 с.

10. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

11. Забродин Ю.М., Харитонов А.П. Психологические аспекты передачи информации через каналы коммуникации // Психологические исследования общения. М., 1985. С. 74-87.

12. КуницинаВ.Н. Человек в мире информации // Социальная психология личности. Л., 1974. С. 150-153.

13. Панферов В.Н. Общение и массовая информация в учебно-воспитательном процессе в вузе // Человек и общество: Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества / под ред. Б.Г. Ананьева, М.В. Дворяшиной, В.Т. Лисовского, Л., 1973. С. 55-58.

14. БодалевА.А. Личность и общение: избранные труды. М.: Педагогика, 1983. 272 с.

15. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 151 с.

16. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание // О месте психологического во всеобщей связи явлений материального мира. М., 1957. С. 26-51.

17. Артамонова Е.И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000.

References

1. Ushinskiy K.D. Chelovek kak predmet vospitaniya. Opyt pedagogicheskoy antropologii [Man as a subject of education. experience of pedagogical anthropology]. Sobraniye sochineniy: v 11 t. [Selected Works: in 11 vols.]. Moscow, Leningrad, 1952, vol. 2, pp. 52-53. (In Russian).

2. Ananyev B.G. Chelovek kak predmet poznaniya [Man as a Subject of Knowledge]. Leningrad, Pushkin Leningrad State University Publ., 1960, 336 p. (In Russian).

3. Dodonov B.I. Potrebnosti, otnosheniya i napravlennost' lichnosti [Needs, relations and orientation of the person]. Voprosypsikhologii [Issues of Psychology], 1973, no. 5, pp. 18-29. (In Russian).

4. Lomov B.F. Lichnost' v sisteme obshchestvennykh otnosheniy [Personality in the system of social relations]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 1981, vol. 1, no. 1, pp. 3-8. (In Russian).

5. Myasishchev V.N. Psikhologiya otnosheniy [Psychology of Relations]. Moscow, Modek Publ., 1995. (In Russian).

6. Platonov K.K. Struktura i razvitiye lichnosti [Structure and Development of Personality]. Moscow, Nauka Publ., 1986, 255 p. (In Russian).

7. Vyatkin B.A. Integral'naya individual'nost' cheloveka i eye razvitiye v spetsificheskikh usloviyakh sportiv-noy deyatel'nosti [Integral individuality of the person and its development in specific conditions of sports activity]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 1993, vol. 14, no. 2, pp. 73-84. (In Russian).

8. Merlin V.S. Struktura lichnosti: kharakter, sposobnosti, samovospitaniye, samosoznaniye [Personality Structure: Character, Abilities, Self-Perception, Self-Awareness]. Perm, Perm State Humanitarian Pedagogical University Publ., 1990, 110 p. (In Russian).

9. Teplov B.M. Problemy individual'nykh razlichiy [Problems of Individual Differences]. Moscow, Academy of Pedagogical Sciences of The Russian Soviet Federative Socialist Republic Publ., 1961, 182 p. (In Russian).

10. Leontyev A.N. Deyatel'nost'. Soznaniye. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Poli-tizdat Publ., 1975, 304 p. (In Russian).

11. Zabrodin Y.M., Kharitonov A.P. Psikhologicheskiye aspekty peredachi informatsii cherez kanaly kommu-nikatsii [Psychological aspects of information transmission through communication channels]. Psikhologi-

cheskiye issledovaniya obshcheniya [Psychological Research of Communication]. Moscow, 1985, pp. 7487. (In Russian).

12. Kunitsina V.N. Chelovek v mire informatsii [Person in the world of information]. Sotsial'naya psikhologiya lichnosti [Social Psychology of the Personality]. Leningrad, 1974, pp. 150-153. (In Russian).

13. Panferov V.N. Obshcheniye i massovaya informatsiya v uchebno-vospitatel'nom protsesse v vuze [Communication and mass information in the educational process in the university]. Chelovek i obshchestvo: Problemy intellektual'nogo i kul'turnogo razvitiya studenchestva [Person and Society: Problems of Intellectual and Cultural Development of Students]. Leningrad, 1973, pp. 55-58. (In Russian).

14. Bodalev A.A. Lichnost' i obshcheniye: izbrannyye trudy [Personality and Communication: Selected Works]. Moscow, Pedagogika Publ., 1983, 272 p. (In Russian).

15. Obozov N.N. Mezhlichnostnyye otnosheniya [Interpersonal Relations]. Leningrad, Pushkin Leningrad State University Publ., 1979, 151 p. (In Russian).

16. Rubinshteyn S.L. Bytiye i soznaniye [Existence and Consciousness]. O meste psikhologicheskogo vo vseobshchey svyazi yavleniy material'nogo mira [On place of Psychological in the Universal Connection of Phenomena of the Material World]. Moscow, 1957, pp. 26-51. (In Russian).

17. Artamonova E.I. Filosofsko-pedagogicheskiye osnovy razvitiya dukhovnoy kul'tury uchitelya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Philosophical and Pedagogical Foundations for the Development of the Spiritual Culture of the Teacher. Dr. ped. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2000. (In Russian).

Информация об авторах

Старов Михаил Иванович, доктор педагогических наук, профессор, профессор-консультант кафедры социальной и возрастной психологии. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: starovmi@mail.ru

ORCID: http//orcid.org/0000-0002-5439-2594

Османов Эседулла Маллаалиевич, доктор медицинских наук, профессор, директор медицинского института. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: osmanov@bk.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7493-2351

Конфликт интересов отсутствует.

Для контактов:

Старов Михаил Иванович

E-mail: starovmi@mail.ru

Поступила в редакцию 20.09.2019 г.

Поступила после рецензирования 18.10.2019 г.

Принята к публикации 22.11.2019 г.

Information about the authors

Mikhail I Starov, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor-Consultant of Social and Age Psychology Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: starovmi@mail.ru

ORCID: http//orcid.org/0000-0002-5439-2594

Esedulla M. Osmanov, Doctor of Medicine, Professor, Director of Medical Institute. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: osma-nov@bk.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7493-2351

There is no conflict of interests.

Corresponding author:

Mikhail I. Starov E-mail: starovmi@mail.ru

Received 20 September 2019 Reviewed 18 October 2019 Accepted for press 22 November 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.