Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое наследие профессора Владимира Александровича яковлева'

Психолого-педагогическое наследие профессора Владимира Александровича яковлева Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL EDUCATION / ОТНОШЕНИЯ / RELATIONS / УЧИТЕЛЬ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDYING YOUTH / PSYCHOLOGY / LECTURER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старов Михаил Иванович

Рассмотрено психолого-педагогическое наследие профессора В.А. Яковлева. Кроме этого, представлены известные психологи-уроженцы Тамбовской области. Кратко описаны биографические данные профессора и его трудовая педагогическая деятельность. Сообщено об открытии кафедры психологии в Тамбовском государственном педагогическом институте в составе пяти кафедр психологии в вузах Российской Федерации, кроме Москвы и Ленинграда, приказом Министерства просвещения от 26 августа 1946 г. Дана краткая характеристика научных школ, их руководителей и проблематики научных изысканий этих кафедр психологии. Указано также на умелый подбор членов кафедры психологии Тамбовского пединститута В.А. Яковлевым, имеющих опыт работы в школах или опыт исследовательских навыков в столичных аспирантурах. Перечислены основные научные и методические труды В.А. Яковлева. Отмечено, что его ученики внесли большой вклад в пропаганду научных идей своего учителя в разных регионах страны, занимая административные должности в вузах, школах и училищах. Отмечена связь преподавателей кафедры, возглавляемой Владимиром Александровичем, с учеными-психологами и педагогами того времени, о чем свидетельствуют автографы этих ученых и участие многих из них в научно-практических конференциях, съездах и других научных форумах, а также приезд ведущих специалистов на кафедру для консультаций аспирантов и преподавателей. Основной заслугой его является умелое научное руководство исследовательской деятельностью аспирантами и школьными учителями, в результате которой даны не только теоретические выводы, а и проверенные экспериментальным путем практические рекомендации по нравственному воспитанию учащейся молодежи. По его мнению, нравственное воспитание детей зависит не столько от средств и методов, сколько от психолого-педагогических условий проектирования воздействия в единстве средств духовно-нравственного просвещения и практической психолого-педагогической деятельности по формированию системы подлинно человеческой (духовно-нравственной) системы отношений в ближайшей зоне развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старов Михаил Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSOR VLADIMIR ALEKSANDROVICH YAKOVLEV’S PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL HERITAGE

Professor Vladimir Aleksandrovich Yakovlev’s psychological-pedagogical heritage is considered. Besides, the well-known native psychologists of Tambov region are presented. A short biography of professor and his pedagogical work is given. The opening of Psychology Department in Tambov Regional Pedagogical Institute included in five psychology departments in Institutes of Higher Education of Russian Federation, besides Moscow and Leningrad by order Ministry of National Education from 26 August 1946 is discussed. Short characteristics of scientific schools, their heads and problems of scientific exploring of these departments are given. The good staff of department chosen by V.A. Yakovlev, their working experience at schools or at capital post-graduate courses are described. The basic scientific and methodic works of V.A. Yakovlev are listed. It is marked that his students implemented in propaganda of scientific ideas of their teacher in different regions of country taking up different administrative posts in institutes of higher education, schools and specialized schools. The connection of lecturers of the department, headed by Vladimir Aleksandrovich, with scientists-psychologists and lecturers of that time, the evidence of which is the autographs of these scientists and the participation in scientific-practical conferences, congresses and other scientific forums and the arrival of leading specialists at the department for consulting post-graduates and lecturers. The basic achievement is skilled scientific supervision of scientific activity by post-graduates and school teachers, at the results of which not only theoretical but also the checked experimental recommendations on moral education of studying youth. According to his opinion moral upbringing of children depends not only on ways and methods, but also on psychological-pedagogic conditions of projecting the influence as a unity of spiritual-moral education and practical psychological-pedagogic activity on human system of relations in development zone of personality formation (spiritual-moral).

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое наследие профессора Владимира Александровича яковлева»

ПЕРСОНАЛИИ

УДК 378.25

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОФЕССОРА ВЛАДИМИРА АЛЕКСАНДРОВИЧА ЯКОВЛЕВА

© Михаил Иванович СТАРОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, профессор-консультант кафедры социально-педагогического образования, e-mail: starovmi@mail.ru

Рассмотрено психолого-педагогическое наследие профессора В.А. Яковлева. Кроме этого, представлены известные психологи-уроженцы Тамбовской области. Кратко описаны биографические данные профессора и его трудовая педагогическая деятельность. Сообщено об открытии кафедры психологии в Тамбовском государственном педагогическом институте в составе пяти кафедр психологии в вузах Российской Федерации, кроме Москвы и Ленинграда, приказом Министерства просвещения от 26 августа 1946 г. Дана краткая характеристика научных школ, их руководителей и проблематики научных изысканий этих кафедр психологии. Указано также на умелый подбор членов кафедры психологии Тамбовского пединститута В.А. Яковлевым, имеющих опыт работы в школах или опыт исследовательских навыков в столичных аспирантурах. Перечислены основные научные и методические труды В.А. Яковлева. Отмечено, что его ученики внесли большой вклад в пропаганду научных идей своего учителя в разных регионах страны, занимая административные должности в вузах, школах и училищах. Отмечена связь преподавателей кафедры, возглавляемой Владимиром Александровичем, с учеными-психологами и педагогами того времени, о чем свидетельствуют автографы этих ученых и участие многих из них в научно-практических конференциях, съездах и других научных форумах, а также приезд ведущих специалистов на кафедру для консультаций аспирантов и преподавателей. Основной заслугой его является умелое научное руководство исследовательской деятельностью аспирантами и школьными учителями, в результате которой даны не только теоретические выводы, а и проверенные экспериментальным путем практические рекомендации по нравственному воспитанию учащейся молодежи. По его мнению, нравственное воспитание детей зависит не столько от средств и методов, сколько от психолого-педагогических условий проектирования воздействия в единстве средств духовно-нравственного просвещения и практической психолого-педагогической деятельности по формированию системы подлинно человеческой (духовно-нравственной) системы отношений в ближайшей зоне развития личности.

Ключевые слова: психологическая наука; педагогика; нравственное воспитание; отношения; учитель; учащаяся молодежь.

DOI: 10.20310/1810-0201 -2016-21-2(154)-115-120

В самом начале своего сообщения нам хотелось бы коротко осветить некоторые фрагменты истории развития психологической науки на Тамбовщине. Прежде всего, отметить известных отечественных психологов, уроженцев Тамбовской области - это Гальперин Петр Яковлевич, родившийся в Тамбове в 1902 г.; братья Павел Алексеевич и Вадим Алексеевич Просецкие, Владимир Васильевич Богословский (уроженцы Староюрьевского района); Вячеслав Андреевич Иван-ников (уроженец Петровского района) и др.

Психологическая наука стала развиваться в Тамбовской области благодаря руководству Владимира Александровича Яковлева, который родился 28 июня 1904 г. в семье священника в г. Кокчетаве (Казахстан). Педагогическая деятельность Владимира Александровича началась после окончания Щукинского педагогического училища Кокче-тавской области школьным учителем математики в 1923 г. Затем он учился в Воронежском университете, после этого в аспирантуре по психологии при Воронежском государственном педагогическом институте, по

окончании которой был направлен работать на кафедру педагогики Тамбовского государственного педагогического института. Он был аспирантом известного отечественного психолога (реактолога) Корнилова Константина Николаевича. Начав свою трудовую деятельность преподавателем психологии (единственным в Тамбове в то время), затем стал доцентом, профессором, проректором по научной работе, профессором-консультантом в последние годы его жизнедеятельности [1, с. 328, 398].

Интенсивное развитие психологической науки произошло с 27 августа 1946 г., когда приказом Министерства просвещения была открыта кафедра психологии (до этого была кафедра педагогики). Этим же приказом были открыты еще четыре кафедры психологии в вузах Саратова, Костромы, Рязани, Перми, кроме вузов Москвы и Ленинграда.

Особо хотелось бы отметить это замечательное событие, которое дало существенный вклад в развитие отечественной психологии как науки. Так, в Рязани кафедру психологии возглавил доктор философских наук Владимир Иванович Селиванов. Он создал рязанскую школу психологии, разрабатывая проблему воли, волевой регуляции и деятельности. Его последователи и сейчас разрабатывают и развивают эту сложнейшую научную проблему.

В Саратове возглавил кафедру психологии доктор психологических наук Иван Владимирович Страхов - известный своими научными работами по проблемам научного и художественного творчества, характерологии, внутренней речи, психологии младших школьников и подростков, психологии общения, педагогического такта, психологии учителя.

В Костроме создал психологическую школу Лев Ильич Уманский, занимаясь проблемой психологии организаторской деятельности социальных групп и коллективов, организаторских способностей, впоследствии его ученик, ныне здравствующий Алексей Сергеевич Чернышев, образовал Курскую школу психологов, продолжая достойно идеи своего учителя.

В Перми доктор психологических наук Вольф Соломонович Мерлин создал свою научную психологическую школу, проблемой которой стали «Индивидуальный стиль дея-

тельности и его системообразующая функция. Индивидуальный стиль общения». Он создал оригинальную концепцию темперамента. Бронислав Александрович Вяткин продолжает развивать эти направления.

Несколько позднее была создана научная школа в г. Воронеже под руководством доктора медицинских наук Ивана Федоровича Мягкова, им и его учениками исследовались проблемы медицинской (клинической) психологии.

Как нами было уже отмечено, в Тамбове школу психологов возглавил Владимир Александрович Яковлев. Он наладил тесную научную и практическую связь с вышеназванными научными школами, а также школами Москвы и Ленинграда, хотя было и здоровое соперничество с ними в научном плане. Им были приглашены для работы на кафедре психологии опытные школьные учителя и выпускники аспирантур из Москвы. М.М. Калашникова - аспирантка Н.Д. Леви-това, Е.А. Серебрякова - аспирантка Л.И. Божович, Н.М. Матюшина (Никитина), О.В. Щекочихин, Т.П. Терехова. Он создал единый коллектив единомышленников, которые, работая на кафедре психологии, успешно защитили кандидатские диссертации и стали доцентами.

Владимир Александрович Яковлев - честный, творческий, бескорыстный и искренне преданный психолого-педагогической науке труженик. Он всю свою жизнь посвятил служению глобальной идее, объединяющей многостороннюю и разнообразную деятельность в качестве педагога и психолога. Эта идея - изучение и духовно-нравственное формирование личности детей разных возрастов: дошкольника, младшего, среднего и старшего школьника, студенческой молодежи. Осуществляя педагогическую и научную деятельность, Владимир Александрович собирал богатейший материал в результате наблюдений и изучения индивидуальных и типологических качеств личности человека. Его напряженная, созидательная, творческая работа мышления и воображения приводила к поиску инновационных для того времени путей, психолого-педагогических методик исследования закономерностей и психологических механизмов формирования личностей подрастающего поколения.

Он с единомышленниками экспериментально доказал, что на базе одной и той же деятельности, будь то учение, труд, игра, спорт, общественная работа, в зависимости от характера складывающихся в ней системы духовно-нравственных отношений, может сформироваться и коллективист, патриот, утверждающий лучшие идеалы нашего общества, и эгоист, человек с асоциальной направленностью личности. В связи с этим был сделан вывод о необходимости преднамеренной целенаправленной проектировочной организации во всех сферах практической жизнедеятельности учащейся молодежи подлинно гуманных, человеческих по своей природе отношений [2].

Однако, как показали дальнейшие исследования, совершенствование характера отношений учащихся и студентов в практической деятельности создает лишь объективную основу для формирования личности гуманиста, человека с активной жизненной позицией - оно есть необходимое, но недостаточное условие. Возникает вопрос, а что же надо сделать для управления процессом воспитания (интерпсихических) отношений в адекватные им личностные (интрапсихиче-ские) отношения учащихся и студентов, которые определяют их взгляды, чувства и поведение? Годы напряженного поиска позволили В.А. Яковлеву и его сообщникам назвать искомые психолого-педагогические условия и психологические механизмы - это осознание и переживание новых отношений, как значимых для самой личности и ее социального окружения (зоны ближайшего развития по Л.С. Выготскому) [3].

Полученные теоретические выводы открыли богатейшие возможности для научного обоснования решения ряда конкретных вопросов: о формах организации учебной деятельности и производительного труда учащихся, стилях и функциях патриотического и духовно-нравственного просвещения; о роли, которую играют в этом сложнейшем процессе коллектив и личность учителя-преподавателя, а также многих вопросов, представляющих большой теоретический и практический интерес для психологов и педагогов, но в достаточной мере до сих пор еще не изученных.

Существенным вкладом в педагогическую психологию и педагогическую науку о

нравственном воспитании учащейся молодежи является его книга «Научные основы нравственного воспитания школьников», в которой собран и обобщен богатейший материал от членов лаборатории при кафедре психологии «Нравственное воспитание школьников», работавшей в то время при кафедре психологии Тамбовского пединститута. На базе лаборатории в 1961-1970 гг. по инициативе бессменного научного руководителя В.А. Яковлева проведено было пять всесоюзных конференций с участием ученых из Астрахани, Воронежа, Москвы, Красноярска, Архангельска, Ростова-на-Дону, Якутска, Харькова, Гомеля, Петропавловска-Казах-ского и других городов нашей страны. По итогам конференций были выпущены в печати материалы выступлений участников. Так, В.Н. Мясищев - основоположник учения о психологии отношений, имеет три публикации в наших сборниках.

В.А. Яковлев был лично знаком с такими известнейшими психологами, как В.М. Бехтерев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович,

A.В. Петровский, А.Н. Леонтьев, К.Н. Корнилов, Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский, ВН. Мясищев, А.Ц. Пуни, П.А. Рудик,

B.И. Селиванов, В.С. Мерлин и другими, о чем свидетельствуют дарственные автографы этих знаменитостей на их книгах.

Особый интерес и большое значение для психолого-педагогической теории и практики имеет учебное пособие «Воспитание учащихся в производительном труде (1961 г.)», в котором рассмотрены многие актуальнейшие, по нашему мнению, до сих пор, психолого-педагогические проблемы теории и практики трудового воспитания детей. Эта книга имела большой успех и даже была переведена за рубежом.

В 1963 г. вышла монография В.А. Яковлева «Вопросы формирования личности детей в новой школе». В ней на основе формирования системы отношений в первичном, вторичном коллективах, с другими организациями и коллективами, интернациональные и трудовые отношения Владимир Александрович предлагает сплачивать ученические и студенческие коллективы, которые, по его мнению, являются главным факторов нравственного воспитания личности. Она была отмечена положительно президиумом АПН РСФСР как представляющая большое значе-

ние для психолого-педагогической науки и практики. В общей сложности перу В.А. Яковлева принадлежит более 100 научных и методических работ, опубликованных и в зарубежных изданиях.

Под руководством В.А. Яковлева аспиранты С.В. Меньшиков и Ю.П. Строков по результатам опытно-экспериментальной деятельности в Уваровском районе Тамбовской области опубликовали книгу «Школьный лагерь труда и отдыха» (1970 г.) В сборнике обобщается интереснейший опыт работы экспериментальных школьных лагерей труда и отдыха, организованных преподавателями и аспирантами кафедры психологии Тамбовского пединститута. Анализ практики лагеря труда и отдыха показывает, что они создают особенно благоприятные возможности для обогащения и совершенствования нравственных отношений в ученических коллективах, благодаря чему создаются необходимые объективные психолого-педагогические и организационно-педагогические условия для формирования духовно-нравственных качеств личности учащегося.

Владимир Александрович со свойственной ему вдумчивостью и привычкой не останавливаться перед трудностью и сложностью задачи, стоящей перед обществом, ищет инновационные пути и средства духовно-нравственного воспитания нового человека, находя те звенья и черты положительного в ребенке, на которые необходимо опереться и развить, устраняя негативные проявления. Он в воспитательных целях опирался на принцип «найти то звено, потянув за которое можно вытянуть всю цепь» (В.И. Ленин). Ученый также активно сотрудничал с учителями городских и сельских школ. Стремление педагогов к планомерной, сознательной, творческой, самостоятельной, целенаправленной, инновационной психолого-педагогической деятельности находили у него научную поддержку. По его мнению, у каждого педагога - будь он вузовский или школьный -имеется уникальный опыт, полученный в результате непосредственного наблюдения за детьми в процессе педагогической деятельности. Он считал, что надо постоянно изучать, анализировать, обобщать лучший опыт, только так, по его мнению, можно научиться управлять процессом духовно-нравственного

развития личности с подлинно научных психолого-педагогических позиций.

Профессор В.А. Яковлев был активным организатором Всесоюзных конференций по нравственному воспитанию учащейся молодежи, участником съездов психологов СССР. Он стремился довести до преподавателей, администраций и учителей школ о передовых идеях и методах педагогической психологии. Он приглашал консультировать тамбовских аспирантов ведущих психологов того времени А.В. Петровского, В.Н. Мясище-ва, Л.А. Петровскую и др. Большим подспорьем для аспирантов и преподавателей для повышения квалификации было то, что им регулярно давали научные командировки для работы в ведущих библиотеках Москвы и Ленинграда, а также без ограничения посылали на научно-практические конференции, съезды, симпозиумы по тематике их исследований в любой город страны.

Неослабленным вниманием и интересом к нравственному воспитанию молодежи он поддерживал в своих сотрудниках и аспирантах энтузиазм и рвение к взятой на себя каждым задаче. Результатом кропотливого и интенсивного труда явилась подготовка кандидатов и докторов психологических и педагогических наук. Он умел увидеть в каждом своем ученике положительное, его способности к тому или иному виду деятельности и подбирал темы диссертационных исследований с учетом интересов молодых ученых. Разрабатывал для каждого свою индивидуальную технологию научных изысканий и их оформление в виде статей, тезисов, докладов и книг.

Известно, что настоящий ученый тот, кто воспитал учеников. 19 кандидатов и докторов наук - таков итог психолого-педагогической деятельности профессора В.А. Яковлева. Большую лепту он внес в развитие психологической и педагогической науки на всесоюзном образовательном уровне. Ряд бывших учеников его занимали административные должности: С.В. Меньшиков много лет был ректором пединститута в Комсомольске-на-Амуре, Ю.П. Строков - проректор по научной работе Тюменского университета, В.Г. Сеннов - зав. кафедрой психологии Архангельского пединститута, В.Н. Мартынов - зав. кафедрой в Петропавловске-Камчатском, Ю.П. Косолапов - зав. кафед-

рой психологии в Стерлитамаке и Липецке, в Рязани - В.Г. Деев, заведовали кафедрами В Н. Косырев, М.И. Старов, Р.П. Мильруд, деканом факультета иностранных языков был профессор В.Г. Евстратов в Тамбовском вузе, В.П. Поздняков - зав. кафедрой психологии в Магнитогорске, А.А. Исаев - директор школы № 11 и затем педагогического колледжа в Тамбове и т. д. Некоторые из его учеников возглавили научные школы и направления и, в свою очередь, воспитали плеяду кандидатов и докторов наук [4].

Тем, кому посчастливилось приобщиться к творческой работе Владимира Александровича, осталось трудное наследство - продолжить дело его изучения духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Он всю свою жизнь и деятельность отдал изучению и формированию личности учащейся и студенческой молодежи, сам был глубоко гармоничной, светлой, высоко духовно-нравственной личностью. Необыкновенно скромный, мягкий, чуткий, деликатный, щепетильно честный, добрый (нас, аспирантов, старался поддержать, как мог и даже незаметно подкормить) и в тоже время требовательный к себе и другим Владимир Александрович привлекал к себе сердца окружающих.

К сожалению, он ушел из жизни, но в утешение его близких друзей и учеников осталось то, что его идеи с нами, и мы имеем возможность без конца черпать из его трудов, как источников и родников, душевную бодрость и физическую силу. Сегодня идеи В.А. Яковлева развивают его ученики-последователи, они же хранят память о нем, как о высоком духовно-нравственном Человеке, Педагоге, Психологе и Учителе.

Список литературы

1. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. Словарь-справочник / гл. ред. В.М. Юрьев. Тамбов, 2003.

2. Старов М.И., Косырев В.Н. Идеи В.А. Яковлева в современной психолого-педагогической науке // Психология развития духовно-нравственных отношений личности в системе образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 105-летию со дня рождения профес-

сора Владимира Александровича Яковлева / отв. ред. М.И. Старов. Тамбов, 2009. С. 7-10.

3. Каверин С.Б. Развитие В.А. Яковлевым культурно-исторической концепции Л.С. Выготского // Психология развития духовно-нравственных отношений личности в системе образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 105-летию со дня рождения профессора Владимира Александровича Яковлева / отв. ред. М.И. Старов. Тамбов, 2009. С. 10-15.

4. Старов М.И. Задачи духовно-нравственного воспитания детей в системе образования // Психология развития духовно-нравственных отношений личности в системе образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 105-летию со дня рождения профессора Владимира Александровича Яковлева / отв. ред. М.И. Ста-ров. Тамбов, 2009. С. 27-30.

References

1. Tambovskiy gosudarstvennyy universitet imeni G.R. Derzhavina. Tambov, 2003.

2. Starov M.I., Kosyrev V.N. Idei V.A. Yakovleva v sovremennoy psikhologo-pedagogicheskoy nauke. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 105-letiyu so dnya rozhdeniya professora Vladimira Aleksandrovicha Yakovleva "Psikhologiya razvitiya dukhovno-nravstvennykh otnosheniy lichnosti v sisteme obrazovaniya". Tambov, 2009, pp. 7-10.

3. Kaverin S.B. Razvitie V.A. Yakovlevym kul'turno-istoricheskoy kontseptsii L.S. Vygot-skogo. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 105-letiyu so dnya rozhdeniya professora Vladimira Aleksandrovicha Yakovleva "Psikhologiya razvitiya dukhovno-nravstvennykh otnosheniy lichnosti v sisteme obrazovaniya". Tambov, 2009, pp. 10-15.

4. Starov M.I. Zadachi dukhovno-nravstvennogo vospitaniya detey v sisteme obrazovaniya. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 105-letiyu so dnya rozhdeniya professora Vladimira Aleksandrovicha Yakovleva "Psikhologiya razvitiya dukhovno-nravstvennykh otnosheniy lichnosti v sisteme obrazovaniya". Tambov, 2009, pp. 27-30.

Поступила в редакцию 02.02.2016 г. Received 2 February 2016

UDC 378.25

PROFESSOR VLADIMIR ALEKSANDROVICH YAKOVLEV'S PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL HERITAGE

Mikhail Ivanovich STAROV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Pedagogy, Professor, Consulting Professor of Social-Pedagogic Education Department, e-mail: starovmi@mail.ru

Professor Vladimir Aleksandrovich Yakovlev's psychological-pedagogical heritage is considered. Besides, the well-known native psychologists of Tambov region are presented. A short biography of professor and his pedagogical work is given. The opening of Psychology Department in Tambov Regional Pedagogical Institute included in five psychology departments in Institutes of Higher Education of Russian Federation, besides Moscow and Leningrad by order Ministry of National Education from 26 August 1946 is discussed. Short characteristics of scientific schools, their heads and problems of scientific exploring of these departments are given. The good staff of department chosen by V.A. Yakovlev, their working experience at schools or at capital post-graduate courses are described. The basic scientific and methodic works of V.A. Yakovlev are listed. It is marked that his students implemented in propaganda of scientific ideas of their teacher in different regions of country taking up different administrative posts in institutes of higher education, schools and specialized schools. The connection of lecturers of the department, headed by Vladimir Aleksandrovich, with scientists-psychologists and lecturers of that time, the evidence of which is the autographs of these scientists and the participation in scientific-practical conferences, congresses and other scientific forums and the arrival of leading specialists at the department for consulting post-graduates and lecturers. The basic achievement is skilled scientific supervision of scientific activity by postgraduates and school teachers, at the results of which not only theoretical but also the checked experimental recommendations on moral education of studying youth. According to his opinion moral upbringing of children depends not only on ways and methods, but also on psychological-pedagogic conditions of projecting the influence as a unity of spiritual-moral education and practical psychological-pedagogic activity on human system of relations in development zone of personality formation (spiritual-moral).

Key words: psychology; pedagogy; moral education; relations; lecturer; studying youth.

DOI: 10.20310/1810-0201 -2016-21-2(154)-115-120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.