Научная статья на тему 'Структурно-семантические разновидности номинации в детской речи'

Структурно-семантические разновидности номинации в детской речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
777
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОМИНАЦИЯ / ДЕТСКАЯ РЕЧЬ / ОККАЗИОНАЛИЗМ / СИНОНИМ / СПОСОБ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ / НОМИНАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ / МЕТАЯЗЫКОВАЯ ФУНКЦИЯ / NOMINATION / CHILDREN'S SPEECH / OCCASIONALISM / SYNONYM / WAY OF DERIVATION / NOMINATIVE FUNCTION / METALINGUISTIC FUNCTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ваганова Айниса Кадир Кызы

В статье рассматриваются структурные и семантические разновидности окказионализмов, создаваемых детьми в процессе номинации. Анализируется взаимосвязь между структурно-семантическими особенностями окказионализма и его речевыми функциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Structurally-Semantic Kinds of Nomination in the Children's Speech

The article deals with the structural and semantic kinds of occasionalisms created by children in the process of nomination. The relationship between the structurally-semantic features of occasionalism and its speech functions is analyzed.

Текст научной работы на тему «Структурно-семантические разновидности номинации в детской речи»

плицитной индивидуальной картины мира. Их изучение представляет интерес для дальнейшей разработки теории идиостиля.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маслова В.А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2001. 204 с. С. 64.

2. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М.: Аграф, 2001. 599 с. С. 50.

3. Малинович Ю.М. Семиосфера внутреннего мира человека // Внутренний мир человека: Семантические константы. Иркутск: ИГЛУ, 2007. С. 11-58.

4. Малинович Ю.М. Функционально-семантические категории бинарной оппозиции (лингвофилософ-ский очерк) // Текстовая реализация функциональ-

но-семантических категорий и полей. Ростов н/Д: ПИ ЮФУ, 2011. С. 50-69.

5. Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. М.: Языки славянских культур, 2007. 246 с.

6. Петренко В.Ф. Структура сознания в речевом воздействии // Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990. С. 18-32.

7. Алефиренко Н.Ф. Проблемы вербализации концепта. Волгоград: Перемена, 2003. 95 с.

8. A Dictionary of Synonyms and Antonyms. Oxford: Oxford University Press, 1999. P. 177.

9. Боева (Боева-Омелечко) Н.Б. Грамматическая антонимия в современном английском языке: Дис. ... д-ра филол. наук. М., 2001. 360 с. С. 67.

23 июля 2013 г.

УДК 81'37

СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ НОМИНАЦИИ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ

А.К. Ваганова

Номинация - это процесс образования языковых единиц, обладающих номинативной функцией: слов, словосочетаний, фразеологизмов, предложений, которые называют, вычленяют фрагменты действительности и тем самым формируют соответствующие понятия о них [1]. В процессе номинации ребенок как языковая личность проявляет себя по-разному. С одной стороны, он усваивает существующие в языке номинативные единицы путем обучения. С другой стороны, ребенок в своей речи создает новые номинативные единицы, выступая как творческий субъект номинативной деятельности.

Прямая номинация в детской речи, т.е. номинация, при которой для выражения того или иного понятия создается новый звуковой комплекс, изучалась в лингвистике с точки зрения словообразовательной структуры новых номинативных единиц [2-4]. Поскольку "акты словообразования <...> представляют собою только частную разновидность номинативной

Ваганова Айниса Кадир кызы - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, культуры и коррекции речи Таганрогского государственного педагогического института им.А.П.Чехова, 347936, г.Таганрог, ул. Инициативная, 48, e-mail: aynisa.vaganova@mail.ru, тел/факс: 8(8634)601812, 8(8643)603417.

деятельности" [5, с. 14], необходимо учесть и другие аспекты номинативной деятельности детей, в том числе функциональный аспект, который является актуальным в связи с усилением внимания к языковой личности в современном языкознании. Номинативные единицы детской речи выполняют прежде всего номинативную функцию, которая уже была предметом исследования [6]. Однако возникающие в речи детей номинативные единицы отличаются функциональным разнообразием, которым обусловлено существование структурно-семантических разновидностей таких единиц. Настоящая статья посвящена структурно-семантическим разновидностям окказиональной номинации в детской речи.

Теоретические положения статьи основаны на анализе и систематизации записей детской речи, осуществленных автором самостоятельно путем длительного наблюдения, а также записей детской речи, содержащихся в научной литературе [2-4, 7], которые были по-новому интерпретированы.

Aynisa Vaganova - Ph.D. of Philology, associate professor of Russian Language, Culture and Correction of Speech Department at the Taganrog State Pedagogical Institute named by Anton Chekhov, 48, Initciativnaya Street, Taganrog, 347936, e-mail: aynisa.vaganova@mail.ru, ph./fax: +7(8634)601812, +7(8634)603417.

Сопоставление детских окказионализмов с узуальными словами показывает, что одни окказионализмы синонимичны узуальным словам, другие - не имеют узуальных синонимов. Эти два типа детских окказионализмов отличаются друг от друга и в функциональном отношении. Они по-разному реализуют номинативную функцию, что проявляется в различном комбинировании номинативной функции с другими функциями окказионального наименования.

При образовании детских окказионализмов, не имеющих узуальных синонимов, понятие, которое в речи взрослых может быть выражено только расчлененным наименованием, аккумулируется в детском окказиональном слове в нерасчлененном виде. Например, окказиональное слово прыжня (Вот какая прыжня! Чудесная прыжня! Прыжню устроила) образовано от основы глагола прыгать с помощью суффикса -н(я) по типу существительных, именующих "предмет, характеризующийся действием, названным мотивирующим словом" [8, с. 153]. По такому типу образованы узуальные существительные ставня, пашня. Детский окказионализм прыжня называет то, с чего прыгают, и заменяет собой сочетание слова с зависимым от него придаточным предложением, следовательно, при его образовании номинативная функция окказионального слова сопровождается функцией экономии языковых средств.

Окказионализмы, имеющие узуальные синонимы, появляются в речи детей в двух случаях: во-первых, при незнании говорящим соответствующего узуального слова, во-вторых, при неприятии говорящим соответствующего узуального слова как наименования данного референта.

В первом случае детский окказионализм выполняет собственно номинативную функцию. Например, ребенок, не знающий узуального слова перерасту, называет соответствующее понятие с помощью окказионального слова обрасту (Я так быстро расту, что скоро папу обрасту). Номинативная функция окказионализма обрасту реализуется в неосложненном виде, без сочетания с другими функциями.

Во втором случае известное говорящему ребенку узуальное слово его не устраивает. Об этом свидетельствуют факты употребления в одном высказывании рядом с узуальным словом собственного окказионального,

а также факты образования на базе узуального слова его окказионального синонима. Данные факты показывают, что ребенок знает узуальное название референта, но оно представляется ему неудачным в связи с неясностью мотивировки слова, нетипичностью его аффиксального оформления или несовпадением фонемной структуры корня данного слова с фонемной структурой корня одно-коренных слов. Возникающий в детской речи окказионализм является попыткой осмыслить и упорядочить неудачные, с точки зрения ребенка, узуальные названия референтов. Так образуются детские окказионализмы, которые по-разному соотносятся со своими узуальными синонимами, в связи с чем их можно разделить на три группы.

1. Окказионализмы, имеющие ясную словообразовательную мотивацию и этим отличающиеся от соответствующих узуальных слов. Например, детское слово люденыш образовано от основы существительного люди в результате характерного для детской речи расширения сочетаемости суффикса - оныш(-еныш) и соответствует немотивированному существительному ребенок. Создавая окказиональное слово люденыш, говорящий стремится преодолеть словообразовательный супплетивизм, в силу которого отношения "взрослость-невзрослость" выражаются различием корней в языке. Ребенок при окказиональной номинации использует продуктивный в языке аффиксальный способ передачи отношений "взрослость-невзрослость". Имеющиеся в языке частные ограничения в применении суффикса -оныш(-еныш) к детям, к людям не учитываются говорящим, что обусловлено самой последовательностью усвоения ребенком языковых правил. Размышляя о наличии в русском языке многоэтапной системы переходов от общих правил к частным, от частных к единичным исключениям, С.Н. Цейтлин справедливо утверждала: "Есть важная особенность, определяющая последовательность усвоения ребенком языковых фактов: он всегда постигает в первую очередь самые общие закономерности, а значительно позднее - частные правила, представляющие собой конкретизацию общих закономерностей применительно к группам слов, объединенным тем или иным общим признаком, и уже в самую последнюю очередь знакомится с исключениями" [4, с. 168]. Ребенку удается сохранить ясность мотивации производного

слова за счет идентичности корней мотивированного и мотивирующего слов, благодаря чему отношения между словами становятся более упорядоченными, а звуковая оболочка слова - более осмысленной.

2. Окказионализмы, сохраняющие фонемную общность корней мотивированного и мотивирующего слов. Например, детское слово паукина образовано от слова паук и отличается от узуального синонима паутина отсутствием чередования к//т в корне окказионального слова. Корневая морфема в окказионализме представлена тем же морфом, что и в мотивирующем слове, в результате чего внутренняя форма наименования оказывается более прозрачной, чем в узуальном слове паутина. В детском окказионализме путем сохранения общности фонемной структуры корней мотивированного и мотивирующего слов происходит унификация морфов корневой морфемы.

3. Окказионализмы, обладающие более продуктивным аффиксом, чем их узуальные синонимы. Например, детское слово шалуни-ца образовано от основы существительного шалун с помощью продуктивного суффикса -иц(а). Его узуальный синоним шалунья имеет суффикс -Да), продуктивность которого "ограничена мотивирующими существительными с суффиксом -ун" [8, с. 203].

Замена непродуктивного аффикса узуального слова продуктивным, замена немотивированного узуального слова мотивированным окказиональным, унификация морфов корневой морфемы - это яркие проявления метаязыковой функции при окказиональной номинации в детской речи, когда ребенок, называя тот или иной объект окказиональным словом, пытается осмыслить и упорядочить существующие в языке словообразовательные средства. При создании таких детских окказионализмов номинативная функция слова сочетается с метаязыковой.

Таким образом, прямая номинация в детской речи осуществляется с помощью разных функциональных типов детских окказионализмов. К первому типу относятся окказионализмы, возникновение которых вызвано незнанием ребенком соответствующей узуальной единицы. Такие окказионализмы выполняют номинативную функцию в ее чистом виде. Ко второму типу относятся окказионализмы, образование которых сопровождается сокращением объема высказывания, поэтому

их номинативная функция сочетается с функцией экономии языковых средств. К третьему типу относятся окказионализмы, появившиеся как попытка упорядочить языковую систему, поэтому их номинативная функция сочетается с метаязыковой. Выделенные функциональные типы детских окказионализмов различаются по своей структуре и могут быть созданы разными способами: способом замены корня, аффиксации, дезаффиксации, способом сложения основ, контаминации. При этом способ аффиксации и замены корня широко применяются для образования окказионализмов всех функционально-семантических типов. Остальные способы - сложение основ, дезаффиксация, контаминация - являются маркированными и используются при создании окказионализмов определенного функционально-семантического типа.

Окказионализмы, выполняющие функцию экономии языковых средств, могут быть семантическими эквивалентами разных словосочетаний, что отражается на словообразовательной структуре окказионализма. Детские слова, семантически эквивалентные адъективно-субстантивным словосочетаниям, могут быть созданы путем полной или частичной замены настоящего или предполагаемого ребенком корня, при условии, что окказионализм создается по образцу какого-либо конкретного узуального слова, которое чаще всего присутствует в непосредственно предшествующем контексте. Например, детский окказионализм красняк, мотивированный прилагательным красный, является семантическим эквивалентом узуального словосочетания красный кровоподтек и создан путем замены корня в слове-образце синяк. Окказионализм красняк, образованный в результате замены корня, отражает стремление ребенка назвать в слове реальный признак именуемого референта.

При образовании окказионализма может происходить и частичная замена корня. Например, окказионализм стародежь, мотивированный прилагательным старый, семантически эквивалентен адъективно-субстантивному словосочетанию старые люди и выражает понятие старые люди как целостность. При образовании окказионализма стародежь происходит частичная замена корня в узуальном слове-образце молодежь. Корень молод меняется на корень стар, но при этом сохраняется конечный сегмент корня молод - /од/.

В некоторых случаях заменяемый корень не является настоящим. Он только предполагается ребенком и выделяется окказионально. Например, узуальное немотивированное слово художник воспринимается ребенком как мотивированное. Он выделяет в слове художник звуковой сегмент /худо/, связывает его с определенным понятием, соотносит со словом худо, обладающим отрицательной эмоционально-оценочной окраской. Поэтому ребенок отказывается применить это слово к автору понравившейся ему иллюстрации (Он совсем не художник: он очень хорошо нарисовал). Ребенок заменяет ошибочно выделенный им корень в слове художник другим корнем, выражающим иное понятие той же семантической сферы. Так появляются в детской речи окказионализм пре-красник (семантический эквивалент словосочетания прекрасный художник) и окказионализм хорошник (семантический эквивалент словосочетания хороший художник).

Путем замены корня могут быть образованы и окказионализмы, которые сочетают номинативную функцию с метаязыковой и имеют узуальный синоним. Например, детский окказионализм мамчить является синонимом узуального слова нянчить, создан по аналогии с данным узуальным словом, корень которого ребенок заменил. Замена корня при образовании окказионализма обусловлена тем, что узуальное слово и его окказиональный синоним мотивированы разными существительными. Узуальный глагол нянчить кажется ребенку неприменимым к кому-либо, кроме няни. Путем замены корня в узуальном слове ребенок создает окказионализм мам-чить, который называет действие по его конкретному исполнителю и выполняет не только номинативную, но и метаязыковую функцию.

Аффиксальный способ широко применяется при образовании окказионализмов разных функционально-семантических типов. Аффиксальным способом образован, например, окказионализм почтаник, имеющий продуктивный суффикс —ник и отличающийся этим от его узуального синонима почтальон, содержащего унификс -альон, ни в каких иных словах не используемый. Окказионализм почтаник, образованный аффиксальным способом, появляется в результате стремления ребенка упорядочить языковые факты, в данном случае - использовать продуктивный суффикс вместо непродуктивного, и сочетает номинативную функцию с метаязыковой.

Аффиксальный способ активно применяется и при создании окказионализмов, сочетающих номинативную функцию с функцией экономии языковых средств. Например, окказионализм карандашонок, называющий понятие, которое в языке передается с помощью словосочетания маленький карандаш, образован с помощью суффикса -онок от основы существительного карандаш. Своеобразие детского окказионализма проявляется в расширении сферы применения суффикса -онок. Данный суффикс в речи детей последовательно используется для передачи уменьшительного значения как при номинации одушевленных предметов, так и при номинации неодушевленных предметов, что невозможно в речи взрослых (исключая окказионализмы поэтической речи вроде есенинского клене-ночка). Расширенное употребление суффикса -онок в детской речи связано с отождествлением в детском восприятии признака малой величины с признаком невзрослости.

Способом дезаффиксации создаются в детской речи окказионализмы, являющиеся синонимами узуальных слов и сочетающие номинативную функцию с метаязыковой. Дезаффиксация может быть представлена в детской речи как депрефиксация и как де-суффиксация. Способом депрефиксации образован, например, окказиональный глагол выкнуть на базе его узуального синонима привыкнуть путем устранения начального сегмента при-, воспринятого ребенком как префикс. В данном случае осмысление ребенком сегмента при- как префикса узуального слова ошибочно с точки зрения современного языка, но оправдано исторически, поскольку при-в глаголе привыкнуть первоначально было префиксом. Эта морфема выделялась в слове до тех пор, пока в языке существовал глагол выкнути. Так, в памятнике XV в. "Житие Сергия Радонежского", написанном Епифани-ем Премудрым, встречается глагол выкнути: "Стефану ж(е) и Петру спешно изучивши грамоту, сему ж(е) отроку не скоро выкнущу писанию, но медленно некако и не прилежно" [9]. Ошибочная семантизация ребенком сегмента при- и выделение его в качестве префикса с последующим усечением этого отрезка слова показывают, что в своем языковом развитии ребенок как бы заново проходит путь, уже пройденный его народом, причем возникают "точки соприкосновения детской речи с речью <...> далеких предков" [10].

Устранение начального сегмента при- позволяет ребенку создать окказионализм, имеющий, с точки зрения говорящего, более простую морфемную структуру. Созданное им окказиональное слово выкнуть ребенок считает мотивирующим для узуального привыкнуть. При такой депрефиксации в детском окказиональном словотворчестве реальное направление отношений мотивации расходится с кажущимся ребенку.

Способ депрефиксации может применяться ребенком и при устранении объективно существующего в узуальном слове на современном этапе развития языка префикса. Это происходит при образовании окказионализмов домный (домные собаки) от узуального бездомный, совестный ("Совестная!" -утверждает о себе девочка, которую назвали бессовестной) от узуального бессовестный. Окказионализм домный синонимичен узуальному слову домашний, окказионализм совестный - узуальному совестливый. Окказиональные слова домный, совестный отличаются от своих узуальных синонимов составом аффиксов. Депрефиксация при окказиональном словообразовании в детской речи реализует представление ребенка о том, что слова с префиксом должны соотноситься со словами, отличающимися от них только отсутствием этого префикса. Следовательно, при депрефиксации проявляется стремление детей к большей регулярности словообразовательных отношений. Окказионализмы, созданные способом депрефиксации, сочетают метаязыковую функцию с номинативной.

Разновидностью дезаффиксации является десуффиксация. При окказиональной номинации в детской речи она представляет собой попытку восстановить слово, которым, по мнению ребенка, мотивировано узуальное наименование. Говорящий ребенок может при создании окказионализма путем десуф-фиксации устранить суффикс, реально присутствующий в узуальном слове. Так происходит при образовании окказионализма подокон (А это блюдо поставь на подокон) от узуального слова подоконник, устраняется суффикс узуального слова -ник, поскольку ребенок воспринимает узуальное слово как суффиксальное производное от подокон. Слово подокон его устраивает больше, так как десуф-фиксация упрощает морфемную структуру слова. В действительности словообразовательная структура узуального слова подоконник

воспринята ребенком ошибочно. Это слово является префиксально-суффиксальным образованием от существительного окно.

Окказиональное слово одуван (Это что? Одуван?) образовано от узуального существительного одуванчик путем устранения сегмента /-чик/, ошибочно осмысленного ребенком как суффикс. С точки зрения современного языка одуванчик является нечленимым словом [11]. Этимологически оно образовано "<...> с помощью суффикса -чик от одуван, в диалектах еще известного. Одуван - суффиксальное производное от одувать" [12]. Образуя путем десуффиксации окказиональное слово одуван, ребенок упрощает структуру слова, сокращает, с его точки зрения, количество морфем, в чем проявляется тенденция к упорядочению номинативного фонда языка. Детские окказионализмы, образованные способом дезаффиксации, всегда сочетают номинативную функцию с метаязыковой.

Важнейшим способом образования детских окказионализмов, выполняющих метаязыковую функцию, является контаминация, к которой ребенок обращается с целью заменить немотивированные в современном языке названия объектов мотивированными окказиональными названиями. Например, окказионализм лежама создан на основе контаминации существительного пижама и глагола лежать. При этом сегмент /пиж/ заменяется корнем леж-, так как слово пижама воспринимается как название одежды, в которой спят, т.е. лежат.

Ребенок пользуется контаминацией и в том случае, когда он ошибочно считает узуальное слово немотивированным и заменяет его мотивированным окказионализмом, основывая номинацию на звуковом сходстве и семантической связи слов. Так появляется, например, окказионализм кусарик. Его узуальный синоним сухарик мотивирован от-адъективным существительным сухарь, образованным с помощью суффикса -арь от прилагательного сухой. Поскольку суффикс -арь является малоупотребительным, ребенку трудно осмыслить мотивацию слов сухарик-сухарь-сухой, уловить членение слова сухарь. Не ощущая связи узуального существительного с прилагательным сухой, он отказывается от слова сухарик и создает окказиональное название соответствующего объекта кусарик. Окказионализм основан на звуковом сходстве сегментов /суха/ и /куса/ и на семантической

мотивации корня окказионального слова куса-рик корнем глагола кусать.

При окказиональной номинации, осуществляемой способом контаминации, реализуется "детская этимология", которая есть "переделка общеупотребительных слов, <...> по мнению детей, вносит ясность в содержание исправляемого слова, соотнося последнее с другим словом, хорошо им известным" [13]. Немотивированное в современном языке наименование или наименование мотивированное, но с неясной для говорящего ребенка мотивацией, заменяются окказионально мотивированным словом. Следовательно, с помощью контаминации дети стремятся не только назвать предмет, но и уяснить признак, положенный в основу наименования, в чем и проявляется метаязыковая функция, которая сочетается с номинативной.

Способ сложения основ, который может быть представлен в виде чистого сложения и в виде аббревиации, т.е. в виде сложения усеченных основ, применяется при создании окказионализмов, не имеющих узуальных синонимов и сочетающих номинативную функцию с функцией экономии языковых средств.

Окказионализмы, образованные способом сложения основ, называют понятие, которое узуально передается с помощью адъективно-субстантивного словосочетания. Например, способом чистого сложения основ двух существительных рыба и ловля образуется окказионализм рыболовля, семантически соответствующий словосочетанию рыбная ловля.

Аббревиация используется в детской речи чаще, чем чистое сложение основ. Под аббревиацией понимается способ словообразования, с помощью которого создаются "существительные, состоящие из усеченных отрезков слов, входящих в синонимичное словосочетание, последний из которых <...> может быть целым, неусеченным словом" [8, с. 255]. С помощью аббревиации образован, например, окказионализм черноточек, который называет черный цветочек (нарисованный черным цветом) и создается на базе соответствующего словосочетания способом сложения основы прилагательного черный и конечной части существительного цветочек. Окказионализм сумашина называет машину, едущую на большой скорости, и создается на базе словосочетания сумашедшая машина с опорой на его фонетически тождественные сегменты. Происходит сложение начальной

части основы прилагательного сумашедшая и существительного машина.

Сложение основ как способ словообразования связано с синтагматическим фактором, с сочетаемостью слов. Сложение основ позволяет создать окказиональное однословное название для субстанций, не имеющих узуального однословного наименования. "Слово - более краткий способ обозначения понятия, чем сочетание слов, более экономное средство выражения, и в этом его большое преимущество перед словосочетанием" [14]. Способ сложения основ, будучи обусловлен синтагматическим фактором, позволяет сочетать номинативную функцию с функцией экономии языковых средств при окказиональной детской номинации.

В целом окказиональные слова, возникающие в детской речи как средство номинации того или иного объекта, отличаются большим семантическим и структурным разнообразием, чем и создается богатство функциональных возможностей таких слов. С семантической точки зрения детские окказиональные слова могут классифицироваться в зависимости от наличия или отсутствия отношений синонимии данных слов с узуальной лексикой. Структурное разнообразие детских окказионализмов обусловлено тем, что при их создании используются многочисленные способы словообразования: аффиксация, дезаффикса-ция, замена корня, контаминация, сложение основ. Предпочтение, отдаваемое субъектом речи тому или иному способу, зависит от функции окказионального слова. Если аффиксация и замена корня употребительны для окказионализмов всех функциональных типов, то применение дезаффиксации, контаминации и сложения ограничено тем или иным функциональным типом окказионализма. Функциональная нагрузка детской окказиональной лексики обусловлена прежде всего ее семантическими отношениями с узуальной лексикой. Окказионализмы, имеющие узуальные синонимичные слова, в одних случаях выполняют номинативную функцию в чистом виде, в других случаях сочетают ее с метаязыковой функцией; окказионализмы, не имеющие синонимов в составе узуальной лексики, сочетают номинативную функцию с функцией экономии языковых средств. Таким образом, при разработке типологии детских окказиональных номинативных единиц необходимо рассматривать семантические,

структурные и функциональные факторы в их взаимодействии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990. 685 с. С. 336.

2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 472 с.

3. Бронникова Н.Г. Инновации в детской речи: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1991. 26 с.

4. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.

5. Кубрякова Е.С. О номинативном компоненте речевой деятельности // Вопросы языкознания. 1984. № 4. С. 13-22.

6. Ваганова А.К. Номинация в детской речи. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Таганрог, 1997. 29 с.

7. Чуковский К.И. От двух до пяти. Киев: Вэсэлка, 1988. 365 с.

8. Русская грамматика: В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1980. 784 с.

9. Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 3. М.: Наука, 1976. 288 с. С. 212.

10. Мигирин В.Н. Язык как система категорий отображения. Кишинев: Штиинца, 1973. 240 с. С. 40.

11. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка в двух томах. Т. II. М.: Русский язык, 1985. 888 с. С. 878.

12. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1971. 544 с. С. 305.

13. Введенская Л.А., Колесников Н.П. Этимология и ее виды. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1986. 96 с. С. 63.

14. Лопатин В.В. Рождение слова. Неологизмы и окказиональные образования. М.: Наука, 1973. 152 с. С. 40.

Исследование выполнено при финансовой поддержке федерального государственного бюджетного учреждения "Российский гуманитарный научный фонд" в рамках финансирования проекта проведения научных исследований "Речевые функции детских окказионализмов" № 12-04-00181/13 от 18.03.2013 г.

26 апреля 2013 г.

УДК 81'373: 811.112.2

УСТОЙЧИВЫЕ МОДЕЛИ С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМИ ЗНАЧЕНИЯМИ В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

Г.Н. Острикова

На синтаксическом и лексическом уровняхсуществуют единицы, совмещающие в себе энантиосе-мичные значения. В данной работе, выполненной в рамках исследования энантиосемичных явлений в немецком языке, рассматривается одна из разновидностей энантиосемичных синтаксических фразеологических единиц -устойчивые модели (УМ). Материалом исследования послужили тексты немецкой художественной и публицистической литературы, в том числе представленные в электронном корпусе современного немецкого языка. Указанные единицы до сих пор не исследовались

Острикова Галина Николаевна - кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой второго иностранного языка Южного федерального университета, 344082, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 33. Тел.: 8(863)240-82-09; е-таП: kaf2ija@yandex.ru.

в этом плане, что способствует изучению явления энантиосемии в целом, а также исследованию УМ, в частности.

УМ предложений, также как и устойчивые обороты (пословицы, поговорки, крылатые выражения и клише), относятся к периферии синтаксической фразеологии [1]. По мнению В.Л. Архангельского, "фразеологические шаблоны находятся на пограничной черте, отделяющей явления, изучаемые фразеологией, от явлений, изучаемых описательным синтаксисом, но оказываются все же ближе к первым, чем к последним" [2, с. 155]. УМ имеют структурное сходство с предложениями

Ostrikova Galina Nikolaevna - PhD in Linguistics, associate professor, the head of the second language department of the South Federal University, 33 Bolshaya Sadovaya Street, Rostov-on-Don, 344082, Phone: +7(863) 240-82-09; e-mail: kaf2ija@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.