стов н/Д: АПСН, 2003. 180 с; Чеплыгина И.Н. Повтор как структурное средство актуализации в языковой картине мира В. Набокова. Ростов н/Д: ИУБиП, 2002. 131 с.
2. Куликова З.П. Повтор как средство экспрессивности и гармонизации поэтических текстов И. Цветаевой и Р.М. Рильке: Дис. ... канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2007. 191 с.
3. Богуславская В.В. Моделирование текста: Лингвосоциокультурная концепция: Анализ журналистских текстов. Изд. 2-е. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 280 с.
4. Кобзоева И.М. Лингвистическая семантика. М.: Эдиториал УРСС, 2004. 352 с. С. 95-107.
10 января 2013 г.
УДК 81'276.3-053.2
ФУНКЦИИ ДЕТСКИХ ОККАЗИОНАЛЬНЫХ НАИМЕНОВАНИЙ СО СПЕЦИФИЧЕСКИ ИСПОЛЬЗОВАННЫМИ АФФИКСАМИ
А.К. Ваганова
Уникальность языка как средства общения заключается, в частности, в том, что с помощью языковых средств люди могут выражать свои суждения не только о внеязыковых объектах, но и о самом языке, реализуя при этом метаязыковую функцию языка. Стремление осмыслить родной язык особенно сильно в детском возрасте. Привычные для взрослых закономерности и структура языка предстают перед ребенком как явления, полные загадок и требующие истолкования. Попытки познать язык, объяснить его факты зачастую приводят детей к созданию новых слов, отсутствующих в системе языка, но необходимых ребенку для осуществления его познавательной и коммуникативной деятельности. Поэтому детское словотворчество тесно связано с метаязыко-вой функцией детской речи и стимулируется данной функцией. Возникающие в детской речи окказиональные слова характеризуются большим структурным и функциональным разнообразием. Важным средством анализа детских окказионализмов является сопоставление этих слов с их узуальными синонимами, при котором обнаруживаются две разные группы детских аффиксальных окказионализмов: слова, созданные с помощью окказиональных суффиксов, и слова со специфически использованными узуальными аффиксами.
Ваганова Айниса Кадир кызы - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, культуры и коррекции речи Таганрогского государственного педагогического института им. А.П. Чехова, 347936, г. Таганрог, ул. Инициативная, 48, e-mail: [email protected], т. (8643) 603417.
Различаясь по своим словообразовательным особенностям, эти две группы детских окказионализмов обнаруживают общность в функциональном отношении. В настоящей статье исследуется функциональное своеобразие детских окказионализмов, созданных путем необычного использования существующих в языке аффиксов. Подобные слова изучались ранее в формальном аспекте [1], исследовалась также их номинативная функция [2]. Мета-языковая функция детских слов с окказиональными суффиксами уже была предметом исследования [3]. Анализ функционального своеобразия детских окказиональных наименований со специфически использованными аффиксами еще не проводился, и эта работа является первым опытом такого рода. Материал для исследования был собран путем систематического наблюдения за речью детей в семье и в общении с другими детьми. Используются также представленные в литературе записи детской речи [4-5].
Среди детских окказиональных наименований со специфически использованными аффиксами различаются слова разных частей речи: имена существительные, например, лег-ковик, выключальник, гусица, цареныш, вагоня-та, огонята, шишенята, комаруха, шалуница, почтаник, сольница; имена прилагательные, например, мышачий, разбойничный, коров-
Aynisa Vaganova - Ph.D. in Philology, Assistant Professor of Russian Language, Culture, and Correction of Speech Department at the Taganrog State Pedagogical Institute named by A.P. Chekhov, 48, Initsiativnaya Street, Taganrog, 347936, e-mail: [email protected], tel. +7(8643)603417.
ный, чертеская, безусный, нефтный, обедный; глаголы, например, постарить, заслабеться, подлинить, притолстить.
Изучение детских словообразовательных окказионализмов убеждает нас в том, что выбор словообразовательного форманта, осуществленный ребенком, не случаен и опирается на отношения, существующие в системе языка. Так, при образовании окказионального существительного легковик выбор словообразовательного суффикса основан на существующих в языке синонимических отношениях между суффиксами -ик и -ушк. Оба суффикса образуют в языке отадъектив-ные существительные, обозначающие "предмет (одушевленный или неодушевленный), характеризующийся признаком, названным мотивирующим словом" [6, с. 166, 171]. Сравним: старик, рыжик, тупик и простушка, чернушка, гнилушка.
При образовании окказиональных префиксальных глаголов опора на существующие в языке синонимические отношения между глагольными приставками является одним из ярких проявлений метаязыковой функции детской речи. Приставки по- (окказиональное постарить) и с-(со-) (узуальное состарить) синонимичны в значении "совершить (довести до результата) действие, названное мотивирующим глаголом" [6, с. 367, 371]. Сравним: построить, погасить, позавтракать и сделать, скомкать, смягчить.
Приставки за- (окказиональное заслабеться о свете) и о- (узуальное ослабеть) среди прочих своих значений имеют также и общее значение "совершить (довести до результата) действие, названное мотивирующим глаголом" [6, с. 361, 363]. Например, данное значение приставок за- и о- проявляется в словах: зарегистрировать, законсервировать и очистить, оглохнуть, окрепнуть.
Приставки по- (окказиональное подлинить) и у- (узуальное удлинить) в сочетании с суффиксом -и- образуют отадъективные глаголы со значением "наделить тем признаком, который назван мотивирующим прилагательным", как, например, в словах углубить, укоротить, уточнить и повысить, понизить, пояснить [6, с. 377, 378]. В этом значении приставки по- и у- выступают как синонимичные.
Приставки при- и у- в системе языка могут выступать как синонимичные при образовании глаголов, мотивированных други-
ми глаголами, выражая значение "совершить (довести до результата) действие, названное мотивирующим глаголом" [6, с. 369, 372]. Например, приготовить, примерить, примирить и убаюкать, ужалить, усовершенствовать. В детской же речи приставка при- (окказиональное притолстить) употребляется как синоним приставки у- (узуальное утолстить) и при образовании отъадективных глаголов. Следовательно, в детской речи расширяется сфера синонимических отношений, в которые вступают узуальные глагольные приставки.
Суффиксы -еныш (окказиональное ца-реныш) и -евич (узуальное царевич) близки по значению, так как обозначают потомка того, кто назван мотивирующим существительным. Однако в словообразовательной системе языка суффикс -евич употребляется для обозначения человека (царевич, королевич), а суффикс -еныш - для обозначения животных (звереныш, змееныш). В детском окказионализме цареныш это различие нейтрализовано, так как суффикс -еныш присоединен к основе слова, обозначающего человека, и использован для образования названия человека (цареныш).
Таким образом, при создании детских окказионализмов со специфически использованными аффиксами реализованы и расширены словообразовательные потенции синонимичных аффиксов, заложенные в системе языка, но не воплотившиеся в узуальных словах.
Окказиональная номинация в детской речи происходит не хаотично, а обоснованно и имеет свои причинно-следственные связи. При образовании окказиональных слов мета-языковая функция детской речи проявляется в выборе аффиксальных средств. В зависимости от факторов, влияющих на выбор аффиксальных средств детьми, окказиональные наименования со специфическим использованием словообразовательных аффиксов можно разделить на четыре группы.
К первой группе относятся окказиональные наименования, образованные под влиянием лексико-семантических факторов, например: легковик (семантически мотивировано словосочетанием легковая машина и имеющимися в языке синонимическими отношениями между суффиксами отадъективных существительных -ик и -ушк), выключальник (выбор ребенком суффикса -льник обусловлен тем, что этот суффикс в отличие от -тель
не связан в языке с обозначением лица-производителя действия), гусица (предпочтение, отданное суффиксу -иц(а), объясняется стремлением избежать употребления семантически изолированного в языке суффикса -ын(я)). Все рассмотренные лексико-семантические факторы связаны с ориентацией на семантику окказионального наименования и на семантику аффикса. Для изучения семантической стороны детских окказионализмов важно учесть, что лексико-тематическая идентификация слов в детской речи может не совпадать с лексико-тематической классификацией слов в системе языка. Различия обнаруживаются при номинации предметов. В системе языка существуют четкие границы между названиями человека, названиями животных и названиями неодушевленных явлений. При окказиональной номинации в детской речи границы между этими тематическими группами слов могут быть сдвинуты или стерты в силу того, что для ребенка более существенным оказывается семантическое противопоставление признаков предметов "маленький" и "большой". Данным семантическим фактором обусловлено образование окказионального наименования "сына царя" цареныш, в котором учитывается противопоставление предметов по признаку "большой" и "маленький" и стираются тематические различия по признаку "название лица" и "название животного".
Расширение границ между тематическими группами существительных в детской речи по сравнению с узуальным словообразованием наблюдается и при окказиональной номинации неодушевленных предметов, где снимается противопоставление живое/неживое, за счет чего усиливается противопоставление "большой"/"маленький", как при образовании окказионализмов вагонята, шишенята, огонята (вместо узуальных вагончики, шишечки, огоньки).
Подобное семантическое расширение границ между тематическими группами одушевленных и неодушевленных слов присутствует и в художественной речи, с помощью чего поэты создают олицетворения, насыщающие текст наглядными образами. Такова природа окказионализма клененочек, созданного С.А. Есениным по образцу узуального слова теленочек:
Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет.
Стирание границ между тематическими группами названий лица и не лица, одушевленного и неодушевленного связано с антропоморфизмом детского восприятия мира, который роднит его с мифологическим мировоззрением и отражается в выборе и употреблении суффиксов со значением невзрослости при окказиональной номинации в детской речи, где важным является деление предметного мира по существенному, с точки зрения ребенка, признаку "большой" и "маленький".
Окказиональные наименования со специфическим использованием аффиксов, относящиеся ко второй группе, образуются под влиянием лексико-грамматических факторов. Для детского окказионального словообразования характерна тенденция к единообразному оформлению слов одной и той же части речи. Это хорошо видно на примере окказиональных прилагательных типа раз-бойничный (разбойничный корабль), коровный, которые образованы с помощью суффикса -н-, свойственного прилагательным адъективного склонения. Узуальные синонимы этих окказиональных наименований признаков разбойничий, коровий являются прилагательными смешанного склонения, содержат в себе суффикс -ий, при склонении принимают частично окончания прилагательных (в Р., Д., Тв., Пр. падежах), частично - окончания существительных (в И. и В. падежах). Выбор детьми для окказиональных прилагательных суффикса прилагательных адъективного склонения -н- обусловлен тем, что по адъективному склонению "образует падежные формы подавляющее большинство прилагательных" [6, с. 547].
Окказиональные наименования третьей группы образуются под влиянием лексико-син-тагматических факторов, т. е. под влиянием слов друг на друга в речевой цепи. Морфемная структура детских окказионализмов, например, чертеская, комаруха, отражает особенности слов, с которыми окказиональные слова сочетаются в речи. Окказионализм чертеская образуется в детской речи по аналогии с предшествующим ему в речевой цепи узуальным прилагательным человеческая: "Почему у него одна нога человеческая, а другая чертеская?" (О рисунке, изображающем черта, в сборнике сказок). При окказиональной номинации признака ребенок отказывается от узуального прилагательного чертова и, стремясь к единообразной номинации названий признаков, создает новое прилагательное, построенное
аналогично непосредственно предшествующему ему во фразе прилагательному.
Влияние лексико-синтагматических факторов на детские окказиональные словообразовательные наименования со специфическим использованием аффиксов проявляется также и в том, что окказионализмы могут подвергаться сильному воздействию синтаксической конструкции, в которой они функционируют, доказательством чему является образование окказионализма комаруха в конструкции "существительное мужского рода + предлог с + существительное женского рода". Данная грамматическая конструкция широко употребляется в сказках в виде сочетания "старик со старухой", по аналогии с которым под воздействием приведенной грамматической конструкции появляется детский окказионализм комаруха: "Пляшет комар с комарухой".
Четвертую группу окказионализмов со специфическим использованием аффиксов составляют слова, образованные под воздействием словообразовательных факторов: шалу-ница (вместо узуального шалунья), почтаник (вместо узуального почтальон), сольница (вместо узуального солонка), безусный, нефт-ный (вместо узуальных безусый, нефтяной), обедный (Мы сначала праздничную, а теперь обедную еду едим; вместо узуального обеденный). Такие окказионализмы образуются в силу того, что дети усваивают прежде всего продуктивные суффиксы в языке. В этом отношении они более последовательны, чем взрослые. Образуя свои слова, дети избегают употребления непродуктивных или ограниченно продуктивных узуальных суффиксов, заменяя их продуктивными суффиксами.
Исследование детских словообразовательных окказионализмов со специфическим использованием аффиксов обнаруживает их причинно-следственную обусловленность в речи детей различными языковыми факторами:
- лексико-семантическим, проявляющимся в стремлении к единообразному оформлению слов одной и той же лексико-тематической группы;
- лексико-грамматическим, реализующимся в единообразном оформлении слов одной и той же части речи;
- лексико-синтагматическим, вызывающим единообразное аффиксальное оформление слов одного и того же контекста или синтаксической конструкции;
- словообразовательным, воздействующим на выбор и предпочтение детьми продуктивных суффиксов перед непродуктивными или ограниченно продуктивными. Факторы, под воздействием которых образуются детские окказионализмы, свидетельствуют о ме-таязыковой деятельности детей, познающих структуру и законы родного языка. Поэтому с полным основанием можно утверждать, что словообразовательные аффиксальные окказионализмы в детской речи являются полифункциональными. С одной стороны, они выполняют номинативную функцию, так как называют внеязыковые объекты, с другой стороны, сама реализация номинативной функции детских окказионализмов связана с метаязыковой функцией, со стремлением детей упорядочить языковую структуру наименований, придать им более системный и закономерный характер путем отказа от образования и употребления исключений, не укладывающихся в продуктивные словообразовательные типы в языке. Следовательно, номинативная функция детских словообразовательных окказионализмов сочетается с их метаязыковой функцией.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 472 с.; Цейтлин С.Н. Детская речь: Инновации формообразования и словообразования. Дис. ... д-ра филол. наук. Л., 1989. 427 с.; Бронникова Н.Г. Инновации в детской речи. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1991. 26 с.
2. Ваганова А.К. Номинация в детской речи. Дис. .канд. филол. наук. Таганрог, 1997. 133 с.
3. Ваганова А.К. Метаязыковая функция детских окказионализмов // Гуманитарные и социально-экономические науки. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2012. № 4. С. 84-87.
4. Гвоздев А.Н. Указ. соч.
5. Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. Куйбышев: Изд-во СГУ, Куйбышевский филиал, 1990. 104 с.; Чуковский К.И. От двух до пяти. Киев: Вэсэлка, 1988. 365 с.
6. Русская грамматика: В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1980. 784 с.
Исследование выполнено при финансовой поддержке федерального государственного бюджетного учреждения "Российский гуманитарный научный фонд" в рамках финансирования проекта проведения научных исследований "Речевые функции детских окказионализмов" по гранту № 12-04-00181 от 21.06.2012 г.
30 ноября 2012 г.