Научная статья на тему 'Повтор как средство реализации лингвистической категории экспрессивности в тексте газетной статьи'

Повтор как средство реализации лингвистической категории экспрессивности в тексте газетной статьи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
10576
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВТОР / REPETITION / ЭКСПРЕССИВНОСТЬ / EXPRESSIVENESS / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / JOURNALISTIC TEXT / ФУНКЦИИ ПОВТОРА / КЛАССИФИКАЦИЯ ПОВТОРОВ / REPETITION CLASSIFICATION / FUNCTIONS OF REPETITION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Радченко Иван Иванович

Статья посвящена изучению повтора как средства реализации лингвистической категории экспрессивности в тексте газетной статьи. Автор показывает, как с помощью различных повторов в газетных текстах достигается эффективность использования языка как средства передачи информации и активного эмоционального воздействия на адресата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Repetition as an Actualization Means of Linguistic Category of Expressiveness in a Newspaper Text

The article renders repetition as an actualization means of linguistic category of expressiveness in a newspaper text. The author demonstrates the way repetitions of various types in press texts effectively employ a language as an information conveying tool as well as a means of emotional influence on a recipient.

Текст научной работы на тему «Повтор как средство реализации лингвистической категории экспрессивности в тексте газетной статьи»

в обучении русскому языку как иностранному младших школьников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 21 с. С. 431.

2. См.: Залевская А.А. Текст и его понимание. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2001. 177 с. С. 30-36.

3. Лотман Ю.М. Текст в тексте // Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки. Выступления. СПб.: Искусство-СПб, 1998. С. 423-436.

4. Буров А.А. Субстантивная синтаксическая номинация в русском языке / Под ред. д-ра филол. наук К.Э. Штайн. Ставрополь-Пятигорск: Изд-во Ставропольского гос. ун-та, 2012. 400 с.

5. Гак В.Г. К эволюции способов речевой номинации // Вопросы языкознания, 1985. № 4. С. 28-42.

6. Кубрякова Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности. М.: Наука, 1986. 159 с.

7. Первухина С.В. Адаптированный художественный текст: способы повышения понятности //

Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 58. 2011. С. 130-135.

8. Hardy T. Tess of the d'Urbervilles. Wordsworth Editions Limited. L., 1993. 360 p.

9. Hardy T. Tess of the d'Urbervilles. Retold by Clare West. Oxford bookworms. Level 6. Oxford University Press, 1996. 124 p.

10. Официальный сайт организации Plain English Campaign. [Электронный ресурс]. URL: http://www. plainenglish.co.uk/examples/before-and-after.html.

11. Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2008. [Электронный ресурс] URL: http://www.litres/pages/ bibliobook/?art=3749275.

15 февраля 2013 г.

УДК 81'42

ПОВТОР КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ ЭКСПРЕССИВНОСТИ В ТЕКСТЕ ГАЗЕТНОЙ СТАТЬИ

И.И. Радченко

Исследование оценочного отображения действительности и ее элементов, а также вопросов, связанных с данным аспектом взаимодействия языка, мышления и действительности, выдвигается на одно из центральных мест в лингвистике. Приоритетным направлением исследования становится изучение субъективной стороны речи, модуса, экспрессии, прагматики на уровне высказывания и текста, поскольку внимание исследователей сосредоточено на когнитивной и функционально-коммуникативной парадигмах. Не вызывает сомнения тот факт, что повтор как средство, наделенное яркой экспрессией, также представляет собой цементирующий элемент текста, участвует в формировании межфразовых связей, служит средством выражения таких центральных текстовых категорий, как связность и целостность. Проблема повтора как композиционного феномена в значительной степени

Радченко Иван Иванович - кандидат филологических наук, докторант кафедры русского языка и культуры речи Педагогического института Южного федерального университета, 344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 33, e-mail: ogneva@zsro.ru, т. 8(863)2404538.

разработана в трудах таких исследователей, как И.Р. Гальперин, Е.И. Диброва, Е.И. Иван-чикова, Н.В. Малычева, И.Н. Чеплыгина и в прочих многочисленных работах по данной проблематике [1].

Наличие многочисленных исследований по данной проблематике свидетельствует о том, что в современной науке о языке проблемы повтора, как экспрессивного и композиционного средства, вызывают возрастающий интерес, обусловленный, прежде всего, активными текстологическими исследованиями, изучением языковой личности как участника коммуникации, исследованием прагматических аспектов речи, средств усиления выразительности речи на различных уровнях, способов эффективного воздействия на воспринимающего речь, общими антропоцентрическими и экспансивными тенденциями науки о языке.

В области лингвистики в настоящее время исследователи традиционно различа-

Ivan Radchenko - Ph.D. in Philology, doctorant of the Russian Language and Speech Standards Department at the Teacher Training College of Southern Federal University, 33, B. Sadovaya Street, Rostov-on-Don, 344082, e-mail: ogneva@zsro.ru, tel. +7(863)2404538.

ют разновидности повторов на всех уровнях языковой системы: фонетический (звуковой), морфологический, лексический, семантический, синтаксический. Каждый из выше-обозначенных видов повтора имеет свою специфику, а общим является само явление повтора определенных единиц языка: звуков, морфем, лексем, фраз и т. п. Учеными отмечается, что между повторами различных уровней существует тесная взаимосвязь и взаимодействие. Внутри каждого уровня повторы классифицируются в зависимости от их специфики и становятся специальными объектами исследований. Так, по типу связей повторы делятся на лексико-семантические и семантические; по характеру расположения различаются контактные и дистантные; повторы также классифицируются по композиционному принципу (анафора, эпифора, кольцевой повтор и др.).

В современной лингвистике системная классификация повторов представлена в диссертационном исследовании З.П. Куликовой [2]. Согласно данной классификации следует дифференцировать материально выраженный повтор (фонетический, словообразовательный, лексический, синтаксический), а также материально не выраженный (семантический). Данные разноуровневые типы повторов также обнаруживают свои разновидности. Фонетический повтор подразделяется на артикуляционно-ассоциативный, аллитерацию, ассонанс, паронимию, парони-мическую аттракцию, повтор, обусловленный рифмой. На морфологическом уровне выделяются словообразовательный (корневой и аффиксальный) и формообразующий повторы. На лексическом уровне по местоположению в тексте дифференцируется контактный и дистантный. В зависимости от повторения слов одной части речи различается повтор существительных, глаголов, прилагательных, местоимений, числительных, наречий, слов категории состояния, частиц, междометий. По характеру изменения тождества смысла и формы выделяются стилистические фигуры с ослаблением тождества смысла при сохранении формы либо с ослаблением тождества формы. На семантическом уровне дифференцируется синонимический, антонимический, гиперо-гипонимический повтор, отношения семантической производности, отношения несовместимости, семантический повтор в структуре сложноподчиненного предло-

жения. На уровне синтаксиса выделяются синтаксический, лексико-синтаксический, се-мантико-синтаксический повтор. Разновидности каждой из обозначенных групп повторов дифференцируются.

Существующие многочисленные на сегодняшний день лингвистические работы отмечают полифункциональность повтора. В зависимости от синтактико-композицион-ной организации речевого произведения исследователи выделяют структурную и эстетическую функции повтора, а в зависимости от передаваемых повтором значений - "семантическую, с точки зрения воздействия на адресата - прагматическую, в рамках характеристики идиостиля писателя в художественном произведении - стилистическую, включающую, по мнению исследователей, изобразительно-выразительную, гармонизирующую, информативную, экспрессивную, композиционную, а также ряд других функций" [2, с. 41-42].

Рассмотрение функциональных аспектов повтора может быть осуществлено только в рамках целого текста, так как первоначально язык, а вместе с тем и словесная культура, существуют в форме текста, и текст является той самой первичной коммуникативно-языковой единицей, из которой другие языковые элементы выводятся посредством лингвистического анализа. В современном языкознании структурные особенности текста, его конституирующие и текстообразующие факторы, межфразовые связи, обеспечивающие текстовое единство и цельность, находятся в центре внимания.

Категории текста реализуются за счет использования в тексте определенных средств выражения, формирующих лексико-грамма-тическую и семантическую структуру текста. Очевидно, что повтор является одним из средств выражения текстовых категорий связности и целостности. Повтор как средство выражения текстовых категорий связности и целостности находит наибольшее отражение в текстах той функционально-стилистической и жанровой принадлежности, в которых автором текста на первый план выдвигается экспрессия, оказание воздействия на адресата. К текстам, ключевой функцией которых является воздействие, относятся речевые произведения прежде всего публицистического стиля, в том числе и газетного.

Публицистический текст является "перцептуально-концептуальным простран-

ством чувственных образов индивидуальной социальной информации" [3]. Основными признаками текста газетной статьи являются наличие общего речевого замысла, цель автора, устойчивость, полифункциональность, диалогичность, адресованность. Именно тексты газетных статей, ключевой функцией которых является воздействие на адресата, представляют собой богатую среду для функционирования экспрессивных синтаксических конструкций и, в частности, повторов как средств выражения лингвистических категорий экспрессивности, эмоциональности, оценочности, интенсивности, а также ряда текстовых категорий.

Особенность повтора как стилистического приема заключается в усилении, закреплении высказывания в сознании читателя, в апелляции к его эмоциям, чувствам, настроениям. Поэтому основной стилистической функцией повтора, на наш взгляд, является функция усиления эмоционального и эстетического воздействия на читателя/слушателя. Сила такого воздействия объясняется не только звуковым и лексическим наполнением повторяющихся единиц, но и неоднократным контактным или дистантным повторением той или иной языковой единицы в пределах данного контекста. При определении функций языковых повторов необходимо учитывать наличие либо отсутствие контакта между повторяющимися единицами и контекст. Так, основной функцией контактных повторов, по нашему мнению, является акцентирование внимания читателя/слушателя на эмоциональности и / или экспрессивности высказывания; а также создание гармонии текста. Например: "В результате количество школ, где на равных смогут учиться здоровые дети и дети с ограниченными возможностями, должно вырасти в 8 раз". (Комсомольская правда 2011.19.03).

Смежные повторы всегда передают новую или дополнительную информацию, сопровождая развитие мысли и ее усиление, содействуя экспрессии: "Юбилей Горбачева -это последний удар колокола. Следующего уже не будет. Следующий будет уже в Аду, где в абсолютной темноте его будут рвать и рвать, снова и снова, снова и снова, и так до бесконечности" (Завтра. 2011, март).

Особой полифункциональностью отмечаются дистантные повторы. Они способствуют усилению выразительности в передаче

новой информации, структурно-семантической связи фрагментов газетного текста.

Как известно, дистантный повтор реализуется с помощью, как минимум, двукратного повторения лексических единиц, отделенных друг от друга одним или несколькими словами либо несколькими предложениями. Наряду с передачей экспрессивного значения, дистантный повтор является средством выражения нелинейного формирования содержания путем доработки, добавочной детализации высказанного ранее сообщения или его части.

Группа дистантных лексических повторов в тексте газетной статьи достаточно изобильна. Так, в языковом материале выявлены следующие их вариации:

- дистантный лексический повтор имени существительного: "Раз эта война американцам не нравится, значит, нужна иная война". (Коммерсант. 2005.16.08);

- дистантный лексический повтор имени прилагательного в составе одной фразы: "В нынешнем составе совета немало громких имен из числа бывших: бывший вице-президент США Дэн Куэйл, бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси, бывший госсекретарь Генри Киссинджер". (Коммерсант. 2005.16.08);

- дистантный лексический повтор наречий: "Меньше участников - меньше погибших". (Коммерсант. 2005.16.08);

- дистантный лексический повтор глаголов усиливает эмоциональное воздействие на читателя в разных контактно расположенных фразах: "Слишком ли высока эта плата, решать самим народам - и только им. Но решать придется, раньше или позже, хотят они того или нет". (Независимая газета. 2006.21.12).

- дистантный лексический повтор союза: "Именно свобода народов западных стран дает им право выбора: они могут либо попытаться воздействовать на свои власти с целью изменить курс, либо же теснее сплотиться вокруг них - но отдавая себе отчет в том, что такое сплочение почти наверняка обернется новыми жертвами". (Независимая газета. 2006.21.12).

Повторение одной и той же лексической единицы в разных формах получило в стилистике название полиптотона: "Но если считать по-честному, то вывод напрашивается такой: войны нового времени для американской армии в первую очередь являются войнами, в которых участвует все меньше

и меньше людей". (Коммерсант. 2006.21.12). Повтор - средство пояснения значения слова, уже названного в предшествующей части высказывания.

Анализируя язык газетной статьи, мы установили функции, приоритетные для повторов различных уровней языка. Так, для фонетического повтора характерно повышение звуковой выразительности речи: "В правительстве никто никогда не ставил, не ставит и, уверен, никогда не поставит вопрос о том, чтобы прекратить производство российских гражданских самолетов". (Известия. 2011.25.11) - повтор глагола в разных формах времени свидетельствует еще и о постоянстве отсутствия означенного ими явления.

Для словообразовательного повтора усиление понятия, выраженного корневой или афериксальной морфемой: "Я всегда был и буду головой мухи". (Коммерсант. 2011.25.11) - "был и буду" свидетельствует о временном постоянстве явления.

«А в США, - напомнил он (В.В. Путин. - И.Р.) прямых выборов вообще нет, "...и это считается демократичным, никто по этому поводу не пищит. Рабочих тоже, впрочем, нельзя было "упрекнуть" в том, что они что-то такое пищали». (Коммерсант. 2011.16.07).

В тексте газетной статьи лексический повтор используется как средство усиления значения слова, акцентирует внимание на нем читателя, оказывает влияние на весь публицистический текст. Лексический повтор, как правило, сопровождается звуковым повторением, поскольку наряду с лексическим оформлением наблюдается повтор и фонетического облика лексической единицы. "Я просто хотела приключения на одно лето, хотела нового опыта, хотела узнать новых людей". (Ростов официальный. № 40. 2011.20.09).

Для семантического повтора характерно создание альтернативной характеристики повторяемого образа, признака, предмета.

Надо отметить, что семантический повтор считается наиболее сложной разновидностью повтора с точки зрения лингвистического анализа, так как относится к материально не выраженной разновидности повторов. В основе данного вида повтора лежит повторение значения лексической единицы. Семантический повтор формируется за счет неоднократного повторения слов, связанных

синонимическими, антонимическими, гипе-ро-гипонимическими отношениями, отношениями семантической производности и несовместимости. Использование разнообразных видов семантического повтора позволяет избежать монотонных стандартных повторений, актуализировать семантику предложения, придать смысловую многоплановость высказыванию, поскольку это повторение всего лишь семы слова.

Так, синонимический повтор, в основе которого лежат языковые (полные) синонимы, позволяет расширить, детализировать описание: Все это казалось настолько ясным, настолько очевидным, что поднимающаяся во всем мире волна несогласия и протестов вызывала у американцев недоумение и обиду. (Коммерсантъ, 2005.30.06). Функция детализации описания в настоящих примерах реализуется с помощью повторения лексических единиц ясный, очевидный, которые в данном контексте употреблены автором статьи синонимически. Более того, семантический повтор синонимов сопровождается повторением лексических единиц настолько. Повторяемые лексические единицы настолько акцентируют внимание читателя на высказывании, закрепляют данный элемент в сознании, интенсифицируя семантику прилагательных.

Синонимия экспрессивно-стилистического характера возникает в случае, если значения двух слов совпадают во всем, кроме их прагматического уровня. Например "Поэтому нечего ждать, нечего тянуть". (Российская газета. 2006.28.02). Усиление эмоционального плана высказывания осуществляется за счет повторения лексической единицы нечего, а также наличия бессоюзного соединения между частями высказывания, оставляющего перечисление открытым, за счет повтора стилистически разных слов - литературного ждать и разговорного тянуть.

Семантический повтор, в основе которого лежат отношения комплиментарной антонимии, заключается в том, что одна лексическая единица отрицает то понятие, которое утверждает другая. Например: "В то время как за полтора месяца до иракских выборов Белый дом и лично президент Буш высказывают показной оптимизм по поводу ситуации в стране, ЦРУ, наоборот, сеет пессимизм". (Независимая газета. 2002.14.10).

Семантический повтор, построенный на отношении контрарной антонимии, за-

ключается, по мнению И.М. Кобзоевой, в "указании на противоположные зоны шкалы, соответствующей тому или иному измерению или параметру объекта или явления, например, такому как размер, температура, интенсивность, скорость и т.д". [4]: Например: "Сюда устремились экстремисты и террористы всего мусульманского мира и других стран. Отсюда, обогащенные опытом, они снова разлетаются по всему миру". (Коммерсантъ. 2005.16.08). В данном случае антонимичность основана на противопоставлении понятий, заключенных в лексических единицах - "сюда устремились" и "отсюда разлетаются", позволяющих выявить их антагонистические черты. Контрарное противопоставление в данном примере сопровождается также отношением векторной антонимии, которой связаны лексические единицы устремились и разлетаются, обозначающие разнонаправленные действия.

Для синтаксического повтора характерно создание четкой синтаксической конструкции, усиление ритмической организации текста, совмещение его со стилистической фигурой. Собственно в основе синтаксического повтора лежит повторение синтаксической структуры словосочетания или предложения. Синтаксический повтор ярко представлен явлением синтаксического параллелизма. В основе синтаксического параллелизма лежит тождественное построение двух или более предложений или их частей. Принято дифференцировать полный и частичный параллелизм синтаксической структуры.

Синтаксический параллелизм может служить основанием периодической формы речи. Он определяется исследователями как двучастная конструкция, состоящая из протазиса, нескольких синтаксически параллельных конструкций, и аподосиса - общего члена ко всем частям протазиса.

Период значительно усиливает выразительность речи. Например: "Кроме того, они пообещали аятолле Хомейни разблокировать банковские счета республики в США, возвратить средства шаха Реза Пехлеви и членов его семьи в американских банках, отменить экономическую блокаду". (Независимая газета, 2006.17.11). В данном примере протазисом является единица пообещали, в то время как аподосис образуется за счет серии инфинитивов разблокировать, возвратить, отменить. Повтор лексических

единиц в структуре аподосиса делает речь более выразительной, придает ей особую экспрессивность.

Мы в своем исследовании рассматриваем повтор в качестве стилистического средства, специфика которого заключается в неоднократном употреблении единицы определенного лингвистического уровня или сразу нескольких уровней с целью усиления экспрессивности текста, его гармонизации.

Основной стилистической функцией повтора в газетном тексте, как показал наш анализ, стала функция усиления экспрессивно-эмоционального воздействия на реципиента, а также функция фиксации внимания и актуализации смысла, эстетическая функция гармонизации газетного текста.

Повтор как основа гармонической организации газетного текста, наряду с другими его элементами, призван координировать все его содержательные компоненты по горизонтали, вертикали и глубине, т.е. привести к целостности, единству и красоте. Газетная статья может содержать в себе сразу несколько видов повтора, что говорит об его универсальности и многофункциональности: повтор - это одновременно и стилистическое, и структурирующее, и экспрессивное средство. Благодаря таким качествам повтор является одним из самых распространенных и излюбленных приемов усиления изобразительности и выразительности речи авторов газетных статей.

Таким образом, не вызывает сомнения тот факт, что повтор - это яркое средство выражения экспрессии и реализации лингвистической категории экспрессивности и смежных с ней категорий интенсивности, оценочности, эмоциональности. Кроме того, повтор также способен эффективно функционировать, в частности, и в тексте газетной статьи, основной целью которой является оказание активного эмоционального воздействия на адресата.

ЛИТЕРАТУРА 1. См.: Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. М.: Изд-во литр-ры на иностранных языках, 1958. 458 с.; Диброва Е.И. Пространство текста в композиционном членении // Структура и семантика художественного текста. Доклады VII Междунар. конф. / Под ред. Е.И. Ди-бровой. М.: СпортАкадмПресс, 1999. С. 103-198; Малычева Н.В. Текст и сложное синтаксическое целое: системно-функциональный анализ. Ро-

стов н/Д: АПСН, 2003. 180 с; Чеплыгина И.Н. Повтор как структурное средство актуализации в языковой картине мира В. Набокова. Ростов н/Д: ИУБиП, 2002. 131 с.

2. Куликова З.П. Повтор как средство экспрессивности и гармонизации поэтических текстов И. Цветаевой и Р.М. Рильке: Дис. ... канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2007. 191 с.

3. Богуславская В.В. Моделирование текста: Лингвосоциокультурная концепция: Анализ журналистских текстов. Изд. 2-е. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 280 с.

4. Кобзоева И.М. Лингвистическая семантика. М.: Эдиториал УРСС, 2004. 352 с. С. 95-107.

10 января 2013 г.

УДК 81'276.3-053.2

ФУНКЦИИ ДЕТСКИХ ОККАЗИОНАЛЬНЫХ НАИМЕНОВАНИЙ СО СПЕЦИФИЧЕСКИ ИСПОЛЬЗОВАННЫМИ АФФИКСАМИ

А.К. Ваганова

Уникальность языка как средства общения заключается, в частности, в том, что с помощью языковых средств люди могут выражать свои суждения не только о внеязыковых объектах, но и о самом языке, реализуя при этом метаязыковую функцию языка. Стремление осмыслить родной язык особенно сильно в детском возрасте. Привычные для взрослых закономерности и структура языка предстают перед ребенком как явления, полные загадок и требующие истолкования. Попытки познать язык, объяснить его факты зачастую приводят детей к созданию новых слов, отсутствующих в системе языка, но необходимых ребенку для осуществления его познавательной и коммуникативной деятельности. Поэтому детское словотворчество тесно связано с метаязыко-вой функцией детской речи и стимулируется данной функцией. Возникающие в детской речи окказиональные слова характеризуются большим структурным и функциональным разнообразием. Важным средством анализа детских окказионализмов является сопоставление этих слов с их узуальными синонимами, при котором обнаруживаются две разные группы детских аффиксальных окказионализмов: слова, созданные с помощью окказиональных суффиксов, и слова со специфически использованными узуальными аффиксами.

Ваганова Айниса Кадир кызы - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, культуры и коррекции речи Таганрогского государственного педагогического института им. А.П. Чехова, 347936, г. Таганрог, ул. Инициативная, 48, e-mail: aynisa.vaganova@mail.ru, т. (8643) 603417.

Различаясь по своим словообразовательным особенностям, эти две группы детских окказионализмов обнаруживают общность в функциональном отношении. В настоящей статье исследуется функциональное своеобразие детских окказионализмов, созданных путем необычного использования существующих в языке аффиксов. Подобные слова изучались ранее в формальном аспекте [1], исследовалась также их номинативная функция [2]. Мета-языковая функция детских слов с окказиональными суффиксами уже была предметом исследования [3]. Анализ функционального своеобразия детских окказиональных наименований со специфически использованными аффиксами еще не проводился, и эта работа является первым опытом такого рода. Материал для исследования был собран путем систематического наблюдения за речью детей в семье и в общении с другими детьми. Используются также представленные в литературе записи детской речи [4-5].

Среди детских окказиональных наименований со специфически использованными аффиксами различаются слова разных частей речи: имена существительные, например, лег-ковик, выключальник, гусица, цареныш, вагоня-та, огонята, шишенята, комаруха, шалуница, почтаник, сольница; имена прилагательные, например, мышачий, разбойничный, коров-

Aynisa Vaganova - Ph.D. in Philology, Assistant Professor of Russian Language, Culture, and Correction of Speech Department at the Taganrog State Pedagogical Institute named by A.P. Chekhov, 48, Initsiativnaya Street, Taganrog, 347936, e-mail: aynisa.vaganova@mail.ru, tel. +7(8643)603417.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.