Научная статья на тему 'Структурно-композиционные особенности предвыборного дискурса'

Структурно-композиционные особенности предвыборного дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
298
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ПРЕДВЫБОРНЫЙ ДИСКУРС / СТРУКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ / POLITICAL DISCOURSE / ELECTORAL DISCOURSE / STRUCTURAL AND COMPOSITIONAL FEATURES / LANGUAGE FEATURES / STYLISTIC TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Суханов Юрий Юрьевич

Актуальность работы обусловлена тем, что предвыборный дискурс отличается своеобразной композицией, включающей следующие части: зачин, вступление, основную часть, которая состоит из тематических блоков, а также заключение. Все композиционные части предвыборного дискурса исполняют конкретные функции, которые соотносятся с ключевыми функциями предвыборного дискурса: информационной, агитационно-пропагандистской, инспиративной и воздействующей. Постановка проблемы обусловлена недостаточным исследованием структурно-композиционных особенностей текстов предвыборной коммуникации. На наш взгляд предвыборное выступление выстраивается в зависимости от цели коммуниканта, которая считается определяющим моментом выступления при построении коммуникации. В предвыборном дискурсе коммуникация имеет свои структурные и композиционные особенности, то есть мотивированное и закономерное содержание, расположение и построение всех частей выступления, их соотношение, организацию и расположение в определенной системе. Лингвистическим исследованием особенностей предвыборных коммуникаций занимались и зарубежные и российские исследователи (О.В. Гайкова, Т.М. Голубева, В.Л. Бенуа, Н.Г. Левшина). Компоненты предвыборной коммуникации были исследованы А.М. Стрельниковым. Таким образом, в центре исследования многих ученых отражены определенные формы речевого поведения участников предвыборной коммуникации. В статье будут исследованы взгляды современных ученых на структурно-композиционные особенности предвыборного дискурса, будет рассмотрена последовательность речевых актов и коммуникационных операций в предвыборном дискурсе. А также будет проведен анализ структурно-композиционных особенностей предвыборного дискурса Х. Клинтон и Д. Трампа в рамках предвыборной кампании 2016 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Суханов Юрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL AND COMPOSITIONAL FEATURES OF THE ELECTION DISCOURSE

The relevance of the work is due to the fact that the electoral discourse is characterized by a kind of composition, including the following parts: the beginning, the introduction, the main part, which consists of thematic blocks, as well as the conclusion. All the compositional parts of the electoral discourse perform specific functions that correspond to the key functions of the electoral discourse: informational, propaganda, inspirational and influencing. Statement of the problem due to insufficient study of structural composite texts of pre-election communication. In our opinion, the pre-election speech is based on the communicant''s goal, which is considered to be the defining moment of speech in the construction of communication. In the election discourse, communication has its structural and compositional features, that is, motivated and natural content, location and construction of all parts of the speech, their ratio, organization and location in a certain system. Linguistic study of features of the campaign communications was engaged in foreign and Russian researchers (O. V. GaykovaT. M. Golubeva, V. L. Benua, N. G. Levshina). Election communication components were studied by A. M. Strelnikova. Thus, the research center of many scientists reflects certain forms of speech behavior of participants of pre-election communication. Election communication components were studied by A. M. Strelnikovyim. Thus, the research center of many scientists reflects certain forms of speech behavior of participants of pre-election communication. The article will explore the views of modern scientists on the structural and compositional features of the electoral discourse, will consider the sequence of speech acts and communication operations in the electoral discourse. The analysis of the structural and compositional features of the electoral discourse of Clinton and Trump will be carried out within the framework of the election campaign of 2016.

Текст научной работы на тему «Структурно-композиционные особенности предвыборного дискурса»

УДК 811.111.26

СТРУКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДВЫБОРНОГО ДИСКУРСА

© 2018

Суханов Юрий Юрьевич, адъюнкт кафедры английского языка Военный университет Министерства обороны Российской Федерации (111033, Россия, Москва, Волочаевскаяул., 3/4, e-mail: [email protected])

Аннотация. Актуальность работы обусловлена тем, что предвыборный дискурс отличается своеобразной композицией, включающей следующие части: зачин, вступление, основную часть, которая состоит из тематических блоков, а также заключение. Все композиционные части предвыборного дискурса исполняют конкретные функции, которые соотносятся с ключевыми функциями предвыборного дискурса: информационной, агитационно-пропагандистской, инспиративной и воздействующей. Постановка проблемы обусловлена недостаточным исследованием структурно-композиционных особенностей текстов предвыборной коммуникации. На наш взгляд предвыборное выступление выстраивается в зависимости от цели коммуниканта, которая считается определяющим моментом выступления при построении коммуникации. В предвыборном дискурсе коммуникация имеет свои структурные и композиционные особенности, то есть мотивированное и закономерное содержание, расположение и построение всех частей выступления, их соотношение, организацию и расположение в определенной системе. Лингвистическим исследованием особенностей предвыборных коммуникаций занимались и зарубежные и российские исследователи (О.В. Гайкова, Т.М. Голубева, В.Л. Бенуа, Н.Г. Левшина). Компоненты предвыборной коммуникации были исследованы А.М. Стрельниковым. Таким образом, в центре исследования многих ученых отражены определенные формы речевого поведения участников предвыборной коммуникации. В статье будут исследованы взгляды современных ученых на структурно-композиционные особенности предвыборного дискурса, будет рассмотрена последовательность речевых актов и коммуникационных операций в предвыборном дискурсе. А также будет проведен анализ структурно-композиционных особенностей предвыборного дискурса Х. Клинтон и Д. Трампа в рамках предвыборной кампании 2016 года.

Ключевые слова: политический дискурс, предвыборный дискурс, структурно-композиционные особенности, языковые особенности, стилистический прием.

STRUCTURAL AND COMPOSITIONAL FEATURES OF THE ELECTION DISCOURSE

© 2018

Sukhanov Yury Yurievich, post-graduate of the English language department

Military University of the Ministry of defence of the Russian Federation (111033, Russia, Moscow, Volochaevskaya street, 3/4, e-mail: [email protected])

Abstract. The relevance of the work is due to the fact that the electoral discourse is characterized by a kind of composition, including the following parts: the beginning, the introduction, the main part, which consists of thematic blocks, as well as the conclusion. All the compositional parts of the electoral discourse perform specific functions that correspond to the key functions of the electoral discourse: informational, propaganda, inspirational and influencing. Statement of the problem due to insufficient study of structural composite texts of pre-election communication. In our opinion, the pre-election speech is based on the communicant's goal, which is considered to be the defining moment of speech in the construction of communication. In the election discourse, communication has its structural and compositional features, that is, motivated and natural content, location and construction of all parts of the speech, their ratio, organization and location in a certain system. Linguistic study of features of the campaign communications was engaged in foreign and Russian researchers (O. V. GaykovaT. M. Golubeva, V. L. Benua, N. G. Levshina). Election communication components were studied by A. M. Strelnikova . Thus, the research center of many scientists reflects certain forms of speech behavior of participants of pre-election communication. Election communication components were studied by A. M. Strelnikovyim . Thus, the research center of many scientists reflects certain forms of speech behavior of participants of pre-election communication. The article will explore the views of modern scientists on the structural and compositional features of the electoral discourse, will consider the sequence of speech acts and communication operations in the electoral discourse. The analysis of the structural and compositional features of the electoral discourse of Clinton and Trump will be carried out within the framework of the election campaign of 2016.

Keywords: political discourse, electoral discourse, structural and compositional features, language features, stylistic technique.

Особое внимание лингвистов в последнее время привлекает исследование политического дискурса и его разновидности - предвыборного дискурса. Предвыборный дискурс, по мнению Э.А. Бочаровой и Ж. Багана, представляет собой речевой жанр, считающийся коммуникативным сложным событием и, совместно с этим вербальным оформлением данного коммуникативного события, имеющий определенный ролевой состав участников, и отличающийся официальностью и публичностью [1]. Авторы в качестве примера предвыборного дискурса приводят публичное выступление кандидата на президентский пост по случаю его выдвижения из политической партии. Предвыборная речь включает в себя призывы и побуждения к действиям, отличается эмоциональным особым настроем и отражает убедительную авторскую позицию.

По мнению Е.И. Шейгал, для предвыборной коммуникации ключевыми концептами считаются «политик» и «власть», но при этом, центр тяжести концепта «власть» смещается на такую его составляющую, как

«борьба за власть» [2].

В рамках структурного исследования предвыборной коммуникации политиков особенный интерес для нас представляет то, как в выступлениях кандидатов реализуются составные части коммуникации: зачин, вступление, главная часть и заключение.

Композиционные элементы предвыборного дискурса

Большинство исследователей (М.Р. Львов, Е.В. Клюев, А.Н. Васильева, Е.Н. Зарецкая, Х. Леммерман, Н.Н. Кохтев, П.Л. Сопер и другие исследователи) в классической речевой композиции выделяют такие компоненты, как введение, основная часть и заключение [3].

По мнению О.В. Гайковой, каждая композиционная часть предвыборной речи исполняет конкретные его функции: информационную, агитационно-пропагандистскую, инспиративную, воздействующая [4].

Н.Н. Кохтев также указывал на то, что коммуникация в предвыборном дискурсе отличается собственной композицией, под которой подразумевается «мотиви-

рованное и закономерное содержание, расположение и построение всех частей выступления, их целесообразное соотношение, а также организацию и расположение материала в определенной системе» [5].

Последовательность речевых актов и коммуникативных операций, а также композиционное построение предвыборной речи, по мнению А.Б. Халатян, считаются теми аспектами, которые раскрывают коммуникативную индивидуальность политиков, обеспечивают идео-стилевую неоднородность предвыборного дискурса [6].

Мы, вслед за Е.А. Ножиным, считаем, что предвыборная коммуникация состоит из следующих элементов

[7]:

1. Набор этикетных формул, то есть зачин - приветствие, апелляция, обращение кандидата к собственным избирателям.

2. Введение в тему, или вступление, которое одновременно может быть методом установления контакта с аудиторией, а также привлечения ее внимания, ее заинтересованность.

3. Главная часть выступления. Данный элемент состоит из блоков разной тематики.

В зависимости от методов тематического развертывания выделяют несколько типов речевой композиции

[7]:

- концентрический тип речевой композиции выделяется тем, что в общей форме сформулирована главная идея в начале выступления. Эта идея обосновывается в процессе выступления, конкретизируется, обогащается идеями и фактами. Оратор возвращается к формулированию главной идеи в заключительной части речи, тем самым, уточняя ее;

- последовательный тип речевой композиции выделяется линейным расположением блоков тематики по отношению друг к другу. В данном случае, одна тема переходит в другую тему, последняя развивает предыдущую тему. Каждая тема считается исходной для разъяснения последующей мысли, что обуславливает раскрытие главной идеи, которая и определяет коммуникативную цель;

- параллельный тип речевой композиции предполагает присутствие сразу ряда тематических блоков, которые объединены единой идеей, но иногда сами темы могут иметь неожиданные переходы между собой;

- смешанный тип речевой композиции, при котором параллельной связью объединены несколько тематических блоков, а другие блоки имеют последовательную связь.

4. Заключение выступления [7].

Заключение выступления «обрамляет предвыборное выступление и несет важную психологическую нагрузку - завершить речь. На завершающем этапе, как правило, политик не только суммирует сказанное им, но и пытается повысить произведенное впечатление, а также побудить избирателей к действиям, то есть вдохновить их на голосование за определенного кандидата.

Главными функциями данного элемента предвыборной коммуникации считаются:

- призыв избирателей к голосованию за определенного кандидата;

- постановка перед аудиторией ряда задач;

- усиление и закрепление впечатления, произведенного выступлением;

- подведение итогов.

Эти функции заключения предвыборного выступления коррелируют с функциями предвыборного дискурса: инспиративной, агитационно-пропагандистской и воздействующей.

В предвыборном дискурсе существует несколько самых распространенных типов завершения публичных выступлений:

- лозунг или призыв, так как именно этот тип концовки предвыборного выступления является мощным средством воздействия на избирателей;

- обобщение сказанного в речи и постановка задач, обобщение при этом часто имеет форму афоризма, запоминающейся и яркой цитаты, крылатого выражения и прочие, а постановка задач может иметь форму пожелания;

- краткое повторение главных выводов и положений предвыборной речи, при котором политик или видоизменяет их, или использует формулировки, которые уже звучали в речи [7].

Таким образом, композиционная структура предвыборного дискурса играют одну из ключевых ролей в организации эффективной коммуникации, осуществлении целей оратора. Далее проанализируем структурно-композиционные особенности выступлений Д. Трампа и Х. Клинтон в предвыборных дебатах 2016 года.

Анализ структурно-композиционного содержания предвыборного дискурса кандидатов на пост президента США 2016 года

Выступления Д. Трампа начинаются с определенных формул апелляции к слушателям и формирования представления о направлении и теме выступления:

«To achieve the future [we envision], we must enrich the mind and the souls of every American child...» [8].

Чтобы достигнуть будущего [мы предполагаем], мы должны обогатить ум и души каждого американского ребенка....

Таким образом, Дональд Трамп подчеркивает собственное уважение к аудитории, выделяя общую с избирателями цель его идей.

Обратившись, таким образом, к кандидатам, т.е. подчеркнув важность его мысли для всех избирателей, для всего американского народа, Дональд Трамп переходит к следующей части предвыборного выступления, направленную на подготовку аудитории к пониманию ключевой темы его предвыборного выступления - образование в США. В целом, говоря о системе образования в Соединенных Штатах Америки, Д. Трамп подчеркивает:

«Education is the civil rights issue of our time...» [8].

«Образование - проблема гражданских прав нашего времени».

Во вступительной части предвыборного выступления политик говорит о необходимости финансирования образования для молодежи, подчеркивая тем самым проблемы в существующей образовательной системе:

«I am calling upon Members of both parties to pass an education bill that funds school choice for disadvantaged youth, including millions of African-American and Latino children. These families should be free to choose the ... school that is right for them...» [8].

Я призываю членов обеих сторон принять законопроект об образовании, который финансирует выбор школы для обездоленной молодежи, включая миллионы афроамериканских и латиноамериканских детей. Эти семьи должны быть свободны в выборе школы, которая подходит им...

Кандидат на пост президента подчеркивает, что предоставление гражданского права выбора школы для обучения детей для родителей будет способствовать повышению конкуренции в системе образования, что в целом отвечает общенациональной цели Америки - достижение лучших результатов в обучении американских детей:

«Competition-the schools the schools will get better and better. And that means a private school, a religious school, a charter school or a magnet school. School choice also means that parents can home-school their children...» [8].

Соревнование между школами будет все острее. А это означает частную школу, религиозную школу, чартерную школу или специализированную школу. Выбор школы также означает, что родители смогут учить на дому своих детей...

Следующий тематический блок затрагивает будущие обязанности кандидата на пост президента в случае его Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

победы. Эти обязанности включают в себя предоставление гарантированного обучения для всех американцев, которые хотят этого.

Дональд Трамп обещает собственным избирателям, что он будет проводить программы в сфере дополнительного финансирования:

«... I will campaign to get the states to reallocate another $110 billion of their education budgets to school choice programs...» [8].

Я буду проводить кампанию по распределению штатами еще 110 миллиардов долларов своих образовательных бюджетов на выбор школьных программ.

Политик обещает, что он сделает все возможное, чтобы способствовать не только улучшению качества образования, но и проведению качественных образовательных реформ:

«As your president, I will be the biggest cheerleader for school choice you've ever seen, because I know it can turn things around. Common Core - we 're going to end it» [8].

Как ваш президент, я буду самым ярым сторонником в выборе школы, которого вы когда-либо видели, потому что я знаю, что это может изменить ситуацию. Common Core - мы с этим покончим.

В заключительной части предвыборной речи Дональд Трамп использует тип обобщения сказанного в речи и постановку задач, основной целью которой считается побуждение аудитории к действию:

«A four-year degree today can be expensive enough to create six-figure debt. We can't forgive these loans, but we should take steps to help students...» [8].

...Сегодня четырехлетняя степень может означать шестизначный долг. Мы не можем простить эти кредиты, но мы должны предпринять шаги, чтобы помочь студентам...

Также в заключительной части собственной предвыборной речи политик подводит итог риторическим вопросом:

«These student loans are probably one of the only things that the government shouldn't make money from, and yet it does. And do you think this has anything to do with why schools continue to raise their tuition every year? Those loans should be viewed as an investment in America's future.» [8].

Эти студенческие ссуды, вероятно, являются одной из единственных вещей, на которых правительство не должно зарабатывать деньги, и все же это происходит. И как вы думаете, это имеет какое-либо отношение к тому, почему школы продолжают повышать свое обучение каждый год? Эти кредиты следует рассматривать как инвестиции в будущее Америки...

Таким образом, предвыборная речь Дональда Трампа, как свидетельствуют данные исследования, отличается последовательным типом композиции по методу тематического развертывания, так как все блоки тематики собраны вокруг главной части предвыборной речи, они равноценны эмоционально, а также сосредоточены вокруг одной темы. Каждый из блоков выступления при этом предполагает более углубленное раскрытие главной темы.

Далее проанализируем предвыборную речь Х. Клинтон, касающуюся темы образования в Соединенных Штатах Америки.

Исследуемая предвыборная речь Х. Клинтон, отражающая проблему образовательной система в Америке, включает на уровне композиции следующие элементы: зачин, вступительная часть, главная часть и заключительная часть. В исследуемом предвыборной речи можно наблюдать прямую адресацию к избирателям, так как Хиллари Клинтон обращается к собственной аудитории, используя прямое обращение - местоимение «you». Выступление кандидата на пост президента США - Х. Клинтон начинается с обращения к своим избирателям, оно содержит этикетные формулы приветствия:

«I want to say, right at the outset, that I'm with you .»

[9].

Я хочу сказать, с самого начала, что я с вами ...

Главной функцией зачина в данном предвыборном выступлении считается установление контакта со слушателями.

Х. Клинтон во вступительной части собственного выступления подчеркивает, что заинтересована в решении проблем образования, она говорит:

«If I am fortunate enough to be elected president, educators will have a partner in the White House, and you'll always have a seat at the table ...» [9].

Если я буду избрана президентом, то у педагогов будет партнер в Белом доме, и у вас всегда будет место...

Это заявление во вступительной части предвыборного выступления политика подчеркивает, насколько важна тема образования, что она актуальна для всех. Главной функцией вступительной части предвыборной речи в данном случае является закрепление контакта со слушателями, их интереса и внимания. Все это осуществляется через воздействующую и информационную функции.

По мнению кандидата, в жизни американцев образование должно занять одно из центральных мест, его проблемы должны решаться за «круглым столом» Белого дома. Далее кандидат продолжает:

« ...Rather than starting from ideology, let's start from what's best for our kids ...» [9].

Вместо того, чтобы исходить из идеологии, давайте начнем с того, что лучше для наших детей .

Этими словами кандидат на пост президента еще раз подчеркивает важность темы образования, как для нее лично, так и я для всей Америки.

Основная часть предвыборных выступлений Х. Клинтон состоит из нескольких тематических блоков. Рассмотрим последовательно 4 тематических блока основной части предвыборной речи Х. Клинтон, которая посвящена теме образования в Соединенных Штатах Америки:

1) качественное дошкольное образование - залог развития американских детей;

2) необходимость поддержки американских детей из бедных и малообеспеченных семей для реализации их права на образование;

3) поддержка учителей - гарант хорошего образования.

Целью основной части выступления Хиллари Клинтон во время предвыборных дебатов считается поддержание интереса и внимания избирателей, постановка нескольких задач. Все это реализуется в рамках пропагандистской и агитационной функции.

В 1-м блоке главной части предвыборного дискурса Хиллари Клинтон сообщает о том, что необходимо создать в Америке качественное дошкольное образование, которое позволит подготовить детей из разных слоев населения к начальному образованию:

«. We have got to have early childhood education, especially starting with low income disadvantaged kids, if we're going to prepare kids to succeed when they get to elementary school...» [9].

У нас должно быть дошкольное образование, особенно у детей с низким уровнем дохода, если мы собираемся подготовить детей к будущей успешной жизни, когда они пойдут в начальную школу...

Говоря о системе дошкольного образования и разработке дошкольных образовательных программ, Хиллари подчеркивает, что в данном направлении у США уже есть определенные прогрессы и отмечает приоритетность этой цели для нее:

«It's a big priority for me. And you know, I've seen only early results so I don't want to extrapolate from them, but there seem to be some very positive early results...» [9].

Для меня это большой приоритет. И вы знаете, я видела только ранние результаты, поэтому я не хочу экстраполировать их, но, кажется, есть некоторые

очень позитивные ранние результаты. .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И в конце первого тематического блока основной части предвыборного выступления Клинтон описывает возможности, которые получат американские дети:

«It's giving kids a chance to learn how to work in groups ... there seems to be some positives coming out ... quality pre-school programs can help to level the playing field for poor kids, for disadvantaged kids ...» [9].

Это дает детям возможность научиться работать в группах... кажется, есть некоторые положительные моменты... качественные дошкольные программы могут помочь уровнять шансы для бедных детей, для малообеспеченных детей...

Во втором тематическом блоке основной части предвыборного выступления Х. Клинтон об образовании американских детей, она затрагивают тему поддержки американских детей из бедных и малообеспеченных семей. Клинтон упоминает о том, что для получения качественного образования, американским детям из бедных семей нужна помощь и поддержка:

«...there is very solid research about how you help little kids learn to read, help them with numeracy, help them develop the skills to be a student, and we should get back to those basics...» [9].

Есть очень серьезные исследования о том, как вы помогаете маленьким детям учиться читать, помогаете им со счетом, помогаете им развивать учебные навыки, и мы должны вернуться к этим основам...

Совместно с этим, политик как бы предлагает выход из этой ситуации:

«... We know that if you have a longer school year and a longer school day for disadvantaged kids, it gets better results...»[9].

... Мы знаем, что, если у вас есть более продолжительный учебный год и более продолжительный школьный день для малообеспеченных детей, они получают лучшие результаты...

То есть Хиллари Клинтон, напоминает своим избирателям, что выход из сложившейся ситуации есть, что нужно работать вместе. И, наконец, подытоживает данный тематический блок политик высказываниями о конкретных мероприятиях для решения выявленных проблем:

« ... We've got to invest more in good teaching... same sex schools and high school for poor kids, is a good choice that should be available to them...» [9].

... Нам нужно больше инвестировать в хорошее обучение ... школы раздельного обучения и средние школы для бедных детей, это хороший выбор, который должен быть им доступен ...

В конце политик добавляет, что она будет довольна, если предложенные ей мероприятия, будет возможно реализовать, призывая тем самым, отдать голос аудитории на выборах за нее:

« . we need to experiment even with, if we can do it right, with boarding schools for poor kids. There's just a lot I'm excited about, if we actually get back to looking at what works...» [9].

... нам нужно поэкспериментировать даже, если мы сможем сделать это правильно, с интернатами для бедных детей. Мне очень понравится, если мы действительно вернемся к тому, что работает...

Третий тематический блок предвыборной речи Хиллари Клинтон направлена на раскрытие намерения Хиллари Клинтон, как будущего президента США, большое внимание уделять качеству преподавания в школах Соединенных Штатов Америки. В третьем тематическом блоке Х. Клинтон формирует собственные задачи перед учителями Америки - ее «будущими» избирателями. Среди этих задач приоритетное место отведено уважению учителей:

«... We need to eliminate the criticism. You know, teachers do so much good. They are often working under [the]

most difficult circumstances...» [9]._

66

. Нам нужно устранить критику. Вы знаете, учителя действительно хороши. Они часто работают в самых трудных условиях...

В заключительной части этого предвыборного выступления кандидат от демократической партии еще раз напоминает, что является партнером американских учителей, партнером своих избирателей:

«. I will be a good partner to make sure that whatever I can do as President, I will do to support the teachers of our country ...» [10].

... Я буду хорошим партнером, гарантирую, что все, что я могу сделать в качестве президента, я сделаю, чтобы поддержать учителей нашей страны...

Таким образом, можно отметить, что исследуемая предвыборная речь Х. Клинтон об образовании в Соединенных Штатах Америки относится к концентрическому типу композиции речи. Основная идея политического деятеля состояла в том, чтобы представить себя как партнера учителей, партнера детей и их родителей. После того, как Клинтон обозначает себя партнером педагогов во вступительной части выступления, она говорит:

«... let's start from what's best for our kids / Давайте начнем с того, что лучше для наших детей.».

То есть кандидат от демократической партии заявляет о том, что мы будем работать вместе, над общей проблемой, над проблемой «наших» детей. Главной функцией вступительной части предвыборной речи было закрепление контакта со слушателями, их интереса и внимания. Все это осуществляется через воздействующую и информационную функции.

Затем во всех тематических блоках собственного предвыборного выступления Клинтон подчеркивает, какие важные шаги ей с «партнерами» необходимо предпринять, для повышения качества американского образования. В заключение собственного выступления политик вновь формулирует основную идею предвыборного выступления и уточняет ее. Этим Клинтон лишь осуществляет функцию усиления и закрепления впечатления, которое было произведено выступлением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обзор источников по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы: предвыборный дискурс отличается своеобразной композицией, включающей следующие части: набора этикетных формул, введения в тему, основной части речи, которая состоит из тематических блоков, заключительной части. Каждая из названных частей композиции предвыборной коммуникации исполняет конкретные функции, соотносимые с функциями предвыборной коммуникации.

Проведенный анализ структурных особенностей выступлений кандидатов на пост президента США свидетельствует о том, что у обоих кандидатов предвыборная речь включает: структуру и функциональную специфику предвыборных выступлений, а также их элементов. У политиков структура речи отражена совокупностью ряда элементов композиции: набора этикетных формул, введения в тему, основной части речи, которая состоит из тематических блоков, заключительной части.

По методу тематического развертывания предвыборной речи большая часть предвыборных выступлений Х. Клинтон имеет концентрический и параллельный тип изложения, меньшая часть - последовательный тип изложения. Предвыборные речи Дональда Трампа отличаются последовательным типом изложения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Багана Ж., Бочарова Э.А. Предвыборный политический дискурс как особая сфера коммуникации // Вестник РУДН. Серия Лингвистика. - 2012. - № 1. - С. 121-125.

2. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. - Волгоград: Перемена, 2004. - с. 389.

3. Погорелова С.Д., Яковлева А.С. Композиция публичной политической речи и компоненты композиции

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

речи // Молодой ученый. - 2014. - №13. - С. 311-312.

4. Гайкова О.В. Предвыборный дискурс как жанр политической коммуникации: на материале английского языка: дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2003. - 211 с.

5. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. - Москва: Изд-во МГУ, 1992. - 240 с.

6. Халатян А.Б. Предвыборный дискурс // Политическая лингвистика. 2011. № 2. - С. 180-187.

7. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. — Москва: Политиздат, 1989. - 255 с.

8. Donald Trump on Education. 2016 AFA Action iVo-terGuide on 2016 presidential hopefuls, Nov 8, 2016. URL: http://www.ontheissues.org/2016-AFA.htm (20.03.2017).

9. Transcript of what Hillary Clinton told the Newsday editorial board. By The Editorial Board, April 11, 2016 6:13 PM. URL: https://www.newsday.com/opinion/hil-lary-clinton-at-newsday-long-island-transcript-1.11680010 (25.03.2017).

10. Transcript of the Democratic Presidential Debate in Flint, Mich. The New York Times. URL: https://www. nytimes.com/2016/03/07/us/politics/transcript-democrat-ic-presidential-debate.html (25.03.2017).

Статья поступила в редакцию 23.07.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.