Научная статья на тему 'Структурно-инвестиционные преобразования как основа промышленной политики России'

Структурно-инвестиционные преобразования как основа промышленной политики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / СТРУКТУРНО-ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / INDUSTRIAL POLICY / STRUCTURAL AND INVESTMENTS TRANSFORMATIONS / PROJECT FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жених Н. А.

Статья посвящена исследованию стратегии управления структурно-инвестиционными преобразованиями в промышленном секторе национальной экономики. Особое внимание уделено механизму проектного финансирования, как одному из главных инструментов, эффективно работающих в условиях кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural and investments transformations as basis of industrial policy of Russia

The article is devoted research of strategy of management transformations of structurally-investments in the industrial sector of national economy. The special attention is spared the mechanism of the project financing, as to one of main instruments, effectively workings in the conditions of crisis.

Текст научной работы на тему «Структурно-инвестиционные преобразования как основа промышленной политики России»

СТРУКТУРНОИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Жених Н.А., аспирант.

Место работы: Российского государственного социального университета.

Контакты автора: natjen84@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию стратегии управления структурно-

инвестиционными преобразованиями в промышленном секторе национальной экономики. Особое внимание уделено механизму проектного финансирования, как одному из главных инструментов, эффективно работающих в условиях кризиса.

Ключевые слова: промышленная политика,

структурно-инвестиционные преобразования,

проектное финансирование.

STRUCTURAL AND INVESTMENTS TRANSFORMATIONS AS BASIS OF INDUSTRIAL POLICY OF RUSSIA

Genih N.A., graduate student.

Place of employment: the Russian state social university. Contacts of the author: natjen84@mail.ru

Annotation. The article is devoted research of strategy of management transformations of structurally-investments in the industrial sector of national economy. The special attention is spared the mechanism of the project financing, as to one of main instruments, effectively workings in the conditions of crisis.

Keywords: industrial policy, structural and investments transformations, project financing.

В условиях современного кризиса важнейшей составляющей процесса модернизации России является совершенствование государственной промышленной политики. Использование данного института позволяет государству осуществлять не только управление рыночной средой, отдельными отраслями, предприятиями, но и решать проблемы структурных преобразований, инновационного развития экономики, повышения уровня и качества жизни населения.

Стратегия управления структурно-инвестиционными преобразованиями в промышленном секторе представляет собой согласованную систему законодательных, административных, финансово-экономических

государственных решений и мер, позволяющих управлять развитием промышленности в стране в соответствии с поставленными целями такого развития.

Важнейшими целями национальной структурноинвестиционной политики России, в условиях интеграции в мировое рыночное пространство, являются: устойчивое социально-экономическое развитие, повышение национальной конкурентоспособности.

Следует отметить, что экономика страны, даже в условиях нестабильной экономической ситуации, может и должна функционировать только как развивающаяся система, а инвестиционная составляющая является ее

основой. Именно поэтому для экономики региона или отрасли, находящихся в состоянии реформирования и трансформации, проблема привлечения инвестиций является не только повседневно-актуальной, но и жизненно важной. В условиях дефицита финансовых средств, увеличивающейся дефицитности государственного бюджета, сокращения размеров государственного инвестирования актуальной становится проблема выбора оптимальной модели финансирования, включающей возможности финансирования проекта за счет собственных средств, так и за счет заемного капитала, позволяющей учитывать интересы всех инвесторов и максимально диверсифицировать имеющиеся риски. В период финансового кризиса выживание отечественной промышленности "завязано" не только на увеличении объемов кредитования секторов экономики, но также зависит от степени доступности заемных ресурсов для промышленного производства. Одним из механизмов, позволяющих российским предприятиям получить необходимое финансирование для реализации инвестиционных программ, может стать проектное финансирование.

В России проектное финансирование является относительно новой формой долгосрочного банковского кредитования. При этом использование термина «проектное финансирование», означает, что речь идет, по существу, об особой форме кредитования проектов на определенный срок при обеспечении возвратности вложенных средств полученными доходами от эксплуатации строящегося объекта. Максимальные сроки кредитования в России на данный момент составляют около 7-10 лет (их реализует Сбербанк России). Приемлемыми же для кредитора являются проекты со сроком окупаемости в 3-5 года. В каждом из этих случаев банк предоставляет кредит на срок более одного года для приобретения значительных как основных средств, так и осуществление строительно-монтажных работ. В отличие от инвестиционного кредитования, при котором источником возврата средств выступает вся хозяйственная деятельность заемщика, включая доходы от реализации проекта, в проектном финансировании источником погашения задолженности является денежный поток наличности, генерируемый самим инвестиционным проектом. Активы могут также выступать реальной поддержкой, хотя их размер зачастую несопоставим со стоимостью проекта. При этом сам проект должен быть способен, при необходимости, функционировать независимо от его организаторов. Необходимо отметить, что чем больше срок между началом проекта и поступлением от него доходов, тем выше сложность привлечения финансирования.

Специфический механизм проектного финансирования включает анализ технических и экономических характеристик инвестиционного проекта и оценку связанных с ним рисков, а базой возврата вложенных средств являются доходы проекта, остающиеся после покрытия всех издержек. Особенностью этой формы финансирования является также возможность совмещения различных видов капитала: банковского, коммерческого, государственного, международного. В отличие от традиционной кредитной сделки может быть осуществлено рассредоточение риска между участниками инвестиционного проекта.1 В учебном пособии под редакцией Волкова А. С. утверждается, что: «Проектное финансирование - совокупность мероприятий,

1 Игонина Л. Л. «Инвестиции» - М.: ЭкономистЪ, 2005г.;

направленных на привлечение денежных средств и иных материальных средств под активы и денежные потоки компании».2

Таким образом, термин проектное финансирование можно определить как: средне- и долгосрочное кредитование конкретных инвестиционных проектов, характеризующееся особым способом обеспечения возвратности вложений, в основе которых лежит экономическая, техническая и коммерческая жизнеспособность самого проекта, а также те доходы, которое получит создаваемое или реструктурируемое предприятие в будущем3. В случае проектного финансирования особый интерес представляет, во-первых, оценка инвестиционной кредитоспособности инициатора проекта: как правило, его собственное участие составляет не менее 30% от общего объема капиталовложений, и, во-вторых, потеря финансовой устойчивости одним из инвесторов, поскольку она может представлять угрозу для осуществления инвестиционного проекта в целом.

Проектное финансирование имеет свои определенные преимущества и выгодно отличается от других форм финансирования4:

От инвестиционного кредитования оно отличается способностью привлекать денежные ресурсы на порядок больше, зачастую несопоставимые с размером обеспечения, а также совмещать различные формы капиталов: банковского, коммерческого, государственного и международного. Кроме банковских организаций, способных финансировать проекты в форме синдицированных кредитов, зачастую к финансированию проекта могут привлекаться инвестиционные фонды и компании, пенсионные фонды и другие институциональные инвесторы. Таким образом, происходит рассредоточение риска между участниками проекта.

От синдицированного кредитования его отличие заключается в том, что оно имеет не обезличенный, а адресно-целевой характер, что подразумевает весьма подробное ознакомление банка с содержанием проекта, а также его активное участие в реализации намеченной цели.

От венчурного финансирования оно различно тем, что не сопровождается большими рисками, поскольку всегда сопутствуется разработкой и внедрением новых технологий и новых продуктов. Проектное финансирование имеет дело с более-менее известными технологиями. Поэтому реализация таких проектов более предсказуема, чем инновационных. Но и здесь имеются риски, которые имеют специфический характер, обусловленный задачами реализации проектов.

Кроме вышесказанного, подобный подход имеет и еще ряд преимуществ:

Работа «с чистого листа» позволяет избежать риска влияния на проект обстоятельств, связанных с «прошлым» компании. Например, с налоговыми претен-

2 Учебное пособие «Оценка эффективности инвестиционных проектов» Волков А.С., Марченко А.А. РИОР; 2006.

3 На основе вышеуказанного источника и: 1) Игонина Л. Л. «Инвестиции» - М.: ЭкономистЪ, 2005г.;

2) Триф А. А. «Инвестиционная и кредитная деятельность коммерческих банков» - М.: Экономика, 2007г.; 3) Шуркалин А. К. «Проектное финансирование как эффективная форма международного кредитования» // Финансовый менеджмент №2, 2003г.

4 На основе источников: 1) Игонина Л. Л. «Инвестиции» - М.: ЭкономистЪ, 2005г.; 2) Шуркалин А. К. «Проектное финансирование как эффективная форма международного кредитования» // Финансовый менеджмент №2, 2003г.; 3) Шенаев Ю. В. «Роль про-

ектного финансирования в развитии инвестиционного процесса» // Банковское дело №12, 2006г

зиями или с признанием недействительным важного договора, заключенного несколько лет назад.

Проект становится более прозрачным. Возникает меньше трудностей при определении и планировании денежных потоков, поскольку отсутствует влияние операций, не связанных с проектом. Прозрачность способствует установлению доверия между партнерами и более высокой оценке стоимости проекта.

В силу своей гибкости проектное финансирование является особенно эффективным инструментом привлечения средств в условиях финансовоэкономического кризиса. Отсюда, проектное финансирование получает все большее распространение в условиях нестабильной рыночной среды, поскольку соответствует современным кризисным условиям.

При наличии немалых достоинств проектного финансирования следует отметить, что оно характеризуется высоким уровнем риска: помимо того, что проектная компания, получающая кредит, не имеет ни залогов, ни поручителей в традиционном понимании этих терминов, доля заемного капитала в проектном финансировании значительно выше, чем в обычных корпоративных кредитах и средняя сумма, предоставляемая кредитором, составляет 70-80% всех капитальных затрат проекта. Все это ставит кредитора в сложные условия и требует от него не только поиска альтернативных путей защиты своих капиталов, но и особенно тщательного анализа всех тонкостей финансируемого мероприятия.

Среди форм проектного финансирования, которые могут успешно использоваться в российских условиях, в условиях финансового кризиса, можно отнести схемы на основе концессионных соглашений, например5:

ВТО (Build, Transfer, Operate - строительство, передача, управление) - объект после завершения строительства передается в собственность государству, а потом в управление концессионеру.

ВОТ (Build, Operate and Transfer - строительство, управление, передача) - концессионер финансирует, строит, владеет и управляет инфраструктурным объектом в течение ограниченного срока (например, 30 лет). По завершении этого периода объект передается государству без всякой компенсации. Разновидностью данного вида концессии является ROT (Rehabilitate, Own and Transfer - реконструкция, владение, передача), который предполагает, что объект передается концессионеру лишь для реконструкции, а не для строительства.

BOO (Build, Own and Operate - строительство, владение, управление) - компания финансирует и строит объект инфраструктуры, который находится в ее собственности и управлении неограниченное время. Вариацией такого типа соглашения является BOOT (Build, Own, Operate and Transfer - строительство, владение, управление, передача), когда срок владения и эксплуатации объекта строго оговорен.

BLT (Build, Lease and Transfer - строительство, долгосрочная аренда, передача государству) - частный сектор осуществляет строительство и эксплуатацию объекта, а государство управляет им.

Привлекательность этих схем для государства обусловлена целым рядом обстоятельств:

5 На основе источников: 1) Бабакова Т., Ашрафьян Э. «Правовые и налоговые аспекты концессий» - http://www.fbk-pravo.ru/: 2) Шушкалин А. К. «Проектное финансирование как эффективная форма международного кредитования» // Финансовый менеджмент №2, 2003г.: 3) Игонина Л. Л. «Инвестиции» - М.: ЭкономистЪ, 2005г.

государство, играя важную роль в реализации проекта, не несет при этом расходов, что сводит к минимуму влияние на бюджет;

через определенное время, определяемое периодом концессии или франчайзинг-соглашением, государство получает в собственность работающий объект;

использование механизма конкурсного отбора, переключение финансирования на частный сектор вследствие его более высокой эффективности позволяет добиться больших результатов;

стимулирование притока высоких технологий, иностранных инвестиций, достигаемое посредством использования этих схем, позволяет решить значимые экономические и социальные проблемы.

Реализация рассмотренных схем проектного финансирования в современных условиях может осуществляться на основе реализации соглашений о разделе продукции, в соответствии с которыми инвесторам предоставляются на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья и на ведение связанных с этим работ, а инвестор осуществляет проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. При этом соглашение определяет условия и порядок раздела произведенной продукции между государством и инвестором.

Важно упомянуть, также, что специфические условия развития российской экономики порождают некоторые особенности организации проектного финансирования. Это относится, прежде всего, к организационноправовым формам реализации проекта, слабой проработке отдельных законодательных актов. Кроме того, как показывает практика, инициатор проекта, если он рассчитывает на быстрый успех, должен быть близок к властным структурам6. Отдельным российским банкам это не по силам, поэтому успех скорее будет на стороне банковских объединений (консорциумов).

Следует отметить, что основное различие между российскими схемами проектного финансирования и моделями, применяемыми на Западе, заключается в том, что в России проектное финансирование зачастую расценивают как один из видов кредитования, в то время как за рубежом оно предполагает еще и участие банка в капитале финансируемой организации. Не исключено, что российский рынок проектного финансирования в ближайшее время будет двигаться в сторону сближения со своими западными аналогами. Об этом, в частности, говорит тот факт, что несколько крупных банков (МДМ-Банк, Номос-Банк) и компания «НМ-Траст», объявили о намерении впервые сформировать в России фонд мезонинного финансирования, которое широко распространено на Западе, но до недавнего времени было практически неизвестно в нашей стране. Финансирование таких проектов осуществляется за счет долговых обязательств компании плюс опциона на пакет ее акций. Для компании-заемщика это менее жесткая модель, чем венчурное финансирование, а у инвесторов при этом гораздо ниже риски. В российской практике розничного кредитования, аналогом мезонинного финансирования является услуга по предоставлению заемщику кредита на уплату первого взноса по ипотеке.

Краткое рассмотрение проектного финансирования показало, что для придания процессам инвестирова-

6 Шуркалин А. К. «Проектное финансирование как эффективная форма международного кредитования» // Финансовый менеджмент №2, 2003г.

ния импульса развития в реальном секторе экономики, требуются активные действия со стороны государства. Прежде всего, это касается воплощения инвестиционно-промышленной стратегии как основы государственной экономической политики, обеспечивающей регулирование воспроизводственных процессов. Однако воплотить данную стратегию возможно лишь при наличии научно обоснованной теоретической и методологической базы, учитывающей современные особенности взаимодействия кредитной системы с реальным сектором экономики, генетическую природу и содержательный характер этого взаимодействия, позволяющей осуществить новые подходы к его активизации. Современная структурно-инвестиционная политика в России должна содержать как секторальные, так и региональные аспекты. В этой связи представляется, что ее главным объектом должны быть сформировавшиеся в стране корпоративные структуры. Вместе с тем, структурно-инвестиционная политика должна стимулировать развитие среднего и малого бизнеса, прежде всего инновационного, в том числе иностранного, который во многих странах является активным фактором стабильного экономического развития, гарантии эффективности и необратимости рыночных преобразований. Поэтому, по мнению ряда экспертов, в среднесрочной и долгосрочной перспективе направление проектного финансирования с учетом прихода значительных иностранных инвестиций станет приоритетным направлением в банках, поскольку для того, чтобы предотвратить тенденцию нарастающего выбытия основных производственных фондов, превышающих ввод новых, требуется значительное наращивание инновационно-инвестиционной активности, как одной из главных предпосылок перехода к устойчивому экономическому росту.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующий вывод о том, что предлагаемая модель национальной структурно-инвестиционной политики с отлаженным механизмом проектного финансирования, соотнесенные с позициями широкого круга практиков, работающих в различных областях: научной, общественной, государственной и предпринимательской смогут обеспечить переход российской экономики на новый, более эффективный уровень развития и повышение удельного веса в валовом национальном продукте современных отраслей нематериального производства.

Список литературы:

1. Волков А.С., Марченко А. А. РИОР; 2006. Учебное пособие «Оценка эффективности инвестиционных проектов». РИОР; 2006.

2. Игонина Л. Л. «Инвестиции» - М.: ЭкономистЪ, 2005г.

3. Триф А. А. «Инвестиционная и кредитная деятельность коммерческих банков» - М.: Экономика, 2007г.

4. Богута Н. «Деньги в проекте» // Эксперт №35, 2007г.

5. Васин М. «Три самых популярных вида банковских инвестиций» // Банковское обозрение №4, 2006 г.

6. Шенаев Ю. В. «Роль проектного кредитования в развитии инвестиционного процесса» // Банковское дело №12, 2006г.

7. Шуркалин А. К. «Проектное финансирование как эффективная форма международного кредитования» // Финансовый менеджмент №2, 2003г;

8. «Зачем России проектное финансирование» // Эксперт №5, 2003г.

9. Бабакова Т., Ашрафьян Э. «Правовые и налоговые аспекты концессий» - http://www.fbk-pravo.ru/.

10. http://www.finsup.org.ru/ - Финансовое обеспечение инвестиционного процесса.

РЕЦЕНЗИЯ

Рецензия на статью Жених H.A.

«Структурно-инвестиционные преобразования как основа промышленной политики России»

В статье «Структурно-инвестиционные преобразования как основа промышленной политики России» аспиранткой Жених H.A. затронут один из актуальных вопросов современного развития России - проведение инвестиционных преобразований для развития промышленности и страны в целом как один из элементов перехода на инновационный путь развития.

Актуальность темы исследования определяется тем, что важнейшим шагом на пути проведения государственной промышленной политики и решения проблемы воссоздания производственно-хозяйственного комплекса страны, является построение новой концепции структурно-инвестиционной политики государства, которая позволила бы установить и реально обозначить целевые ориентиры развития хозяйственного комплекса страны, его основные задачи, направления, инструменты и механизмы их реализации. В статье определены основные цели и задачи национальной структурноинвестиционной политики России в условиях интеграции в мировое рыночное пространство.

Функционирование в условиях финансового кризиса, дефицита

денежных средств требует создания механизма предоставления целевых кредитов совместно с кредитными организациями, государственными фондами и другими институциональными инвесторами. В статье предложен и рассмотрен один из эффективных механизмов, позволяющих российским предприятиям получить необходимое финансирование для реализации инвестиционных программ, проектное финансирование, его формы, достоинства и недостатки, отличие от других форм кредитования.

В целом статья отвечает обозначенной проблеме и рекомендована к публикации в открытой печати.

Доктор экономических наук профессор

Н.И. Брагин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.