Научная статья на тему 'Структурно функциональные особенности изучения понятий «Стереотип» и «Традиция»'

Структурно функциональные особенности изучения понятий «Стереотип» и «Традиция» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1017
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕРЕОТИП / ТРАДИЦИЯ / КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арсельгов Али Уварович

Культура, являясь качественной характеристикой деятельности социума, включает в себя совокупность образцов человеческого поведения, взаимоотношений людей, традиционных, стереотипных форм, представляющих собой относительно устойчивые и повторяющиеся способы восприятия, чувствования, мышления и поведения. Стереотипы и традиции, которые включает в себя культура, обеспечивая их передачу от поколения к поколению, являются основой социальной памяти. Отказ от них может привести к уничтожению культуры народа, его вырождению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурно функциональные особенности изучения понятий «Стереотип» и «Традиция»»

УДК 316.7 ББК 60.55 А - 85

Арсельгов Али Уварович, преподаватель Ингушского государственного университета, тел.: 89280934414.

СТРУКТУРНО - ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ

«СТЕРЕОТИП» И «ТРАДИЦИЯ»

(рецензирована)

Культура, являясь качественной характеристикой деятельности социума, включает в себя совокупность образцов человеческого поведения, взаимоотношений людей, традиционных, стереотипных форм, представляющих собой относительно устойчивые и повторяющиеся способы восприятия, чувствования, мышления и поведения. Стереотипы и традиции, которые включает в себя культура, обеспечивая их передачу от поколения к поколению, являются основой социальной памяти. Отказ от них может привести к уничтожению культуры народа, его вырождению.

Ключевые слова: стереотип, традиция, культура, социальная память, культурно-

исторический процесс,

Arselgov Ali Uvarovich, lecturer of Ingush State University, tel.: 89280934414.

STRUCTURAL AND FUNCTIOAL FEATURES OF THE CONCEPTS ‘STEREOTYPE’ AND

‘TRADITION’

Culture, being a qualitative characteristic of the society, includes the collection of samples of human behavior, human relations, and traditional, stereotypical forms, representing a relatively stable and repeatable ways of perception, feeling, thinking and behavior. Stereotypes and traditions, which culture includes, ensuring their transfer from generation to generation, are the foundation of social memory. Their denial can lead to the destruction of popular culture, its degeneration.

Keywords: stereotype, tradition, culture, social memory, cultural and historical process.

Передача культуры от одного поколения другому представляет собой культурноисторический процесс, который являет собой сложное взаимодействие стереотипов, традиций и творчества нового, преемственности и изменений, в процессе чего происходит постоянное воссоздание культуры, в то же время что-то в ней устаревает, отходит в прошлое. Одним из важнейших компонентов этого процесса является культурное наследие. В широком смысле оно определяется как совокупность связей, отношений и результатов материального и духовного производства прошлых эпох. В более узком смысле - как сумма ранее созданных культурных ценностей, подлежащих критической оценке и пересмотру, использованию и дальнейшему развитию в соответствии с конкретно-историческими задачами современности.

Как справедливо отмечал Э.А. Баллер, «субъектом и объектом культурно-исторического процесса, творцом мировой культуры во всех ее многочисленных формах и проявлениях, всегда был и является человек. Без деятельности человека, без ее воплощения в универсальном процессе освоения и переустройства действительности нет, и не может быть культуры»[1]. Любая деятельность людей неразделима с их общественным сознанием и поведением.

На разных уровнях и этапах социальной жизни - как выражение практических потребностей членов общества в упорядочении общественных отношений - возникают существенные компоненты культуры - стереотипы и традиции. Они обозначают правила, стандарты сознания и поведения, выполнение которых ожидается от члена любой социальной группы или общности. По способу своего функционирования они выступают как устойчивые, повторяющиеся образцы деятельности, различные виды, формы и типы взаимодействия, за которыми стоят предпочтения, мотивы, навыки и умения. Как способ ценностного освоения действительности, основанный на осознанной или неосознанной мотивации, стереотипы и традиции есть реальная культура, воплощение культуры в деятельности людей.

В процессе освоения действительности социальные субъекты, учитывая предшествующий исторический опыт, сохраняют лишь то, что представляет для них наибольшую значимость,

ценность. Общество не остается неизменным, и часть стереотипов и традиций постоянно утрачивают свое значение для жизнедеятельности людей. Они либо исчезают, либо изменяются. Другие стереотипы и традиции остаются общественно значимыми, неизменными в течение больших периодов времени. Но если в культуре появляется случайное и начинает превращаться в повторяющееся, можно сделать вывод о формировании новых стереотипов и традиций.

Стереотипы и традиции, которые включает в себя культура, обеспечивая их передачу от поколения к поколению, являются основой социальной памяти. Отказ от них может привести к уничтожению культуры народа, его вырождению. Лишенный культуры человек теряет связь с прошлым, становясь одиноким и беззащитным, оторванным от своих корней.

Таким образом, константы культуры являются важнейшим компонентом культуры, требующим серьезного изучения. Значительный вклад в изучение объекта исследования внес К. Маркс. В ряде своих работ он отмечал роль традиции как устойчивой формы общественных отношений. Традиции и стереотипы интерпретировались как социальные нормы, правила: «традиция по своей сущности - общественное отношение, отличающееся общностью, повторяемостью и определенной исторической устойчивостью. Традиция выражает прошлое в настоящем и будущем, выполняет функцию преемственности. В нормативном аспекте традиция выступает уже осознанной необходимостью, что находит воплощение в особой форме ее существования, в социальном ее санкционировании. Традиции обладают способностью служить образцом, выступать в виде социального ориентира, предписания»[7]. К. Маркс рассматривал урегулированность и порядок как формы общественного упрочения данного способа производства. «Если форма просуществовала в течение известного времени, она упрочивается как обычай и традиция...»[7]. Своеобразной эстафетой непрерывности развития общества, - по К. Марксу, -является преемственность поколений. Она имеет две стороны: связь ранее достигнутого опыта с прогрессивными стереотипами, традициями и критическая оценка прошлых достижений, создание новых прогрессивных стереотипов и традиций с учетом новых задач, встающих перед обществом. Каждое поколение «продолжает унаследованную деятельность в совершенно изменившихся условиях», а также «видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности»[7].

Современные отечественные и зарубежные гуманитарные науки рассматривает понятия «стереотип», «традиция» в качестве специальных объектов теоретического анализа, объясняя важность данного подхода рядом причин:

1) «специфику любого сознания, - по мнению Л.Г. Гусляковой и И.И. Дубинина -характеризует организация знаний, составляющих его содержание, причем наиболее устойчивые формы этой организации... Одним из видов таких устойчивых форм являются стереотипы...»[4];

2) стереотипы - как один из механизмов социального восприятия - являются индикатором социального поведения индивида или группы, выступают ядром духовных образований личности;

3) стереотип является как бы точкой отсчета, относительно которой осуществляется развитие различных духовных феноменов.

Нельзя не акцентировать внимание и на определяющей роли стереотипов в процессе социализации личности, где они выполняют самые разнообразные функции. «Под их влиянием, отмечает Г.С. Батыгин происходит непосредственная реализация осознанных и неосознанных ожиданий личности в фактическом поведении»[2]. Правомерна, на наш взгляд, постановка вопроса А.В. Меренковым о выделении самостоятельной научной отрасли - социологии стереотипов[8].

Впервые «стереотип» в научный оборот был введен американским социологом У. Липпманом в 1922 году для характеристики особенностей массового сознания. Липпман понимал данный термин, прежде всего как схему, рассматривая его как упорядоченную, детерминированную культурой картину мира в сознании человека[15]. Он утверждал, что стереотип определяет направленность, содержание не только сознания, но и поведения индивидов. В работе «Public opinion» он отмечал, что «...системы стереотипов могут быть ядром наших личных традиций, защитой нашего положения в обществе.... Это проекция на мир нашего собственного чувства, наших собственных ценностей, нашей собственной позиции и наших собственных прав...»[15].

В стереотипе действительность всегда несколько искажается, фиксируя только ее некоторые устойчивые элементы. По оценке И.С. Кона, стереотип - «стандартизированный, упрощенный образ какого-либо явления..., схема, которая не только фиксирует черты каких-либо явлений, но и содержит

их эмоциональную оценку»[6]. П.Н. Шихирев обращает внимание на высокую устойчивость, статичность стереотипов: они могут лишь «несколько меняться, но этот процесс происходит крайне медленно»[12]. Итак, главная характеристика стереотипа - способность на основе схемы обеспечить воспроизводство уже имеющихся форм сознания и поведения индивидов, социальных групп и общностей, процессы их функционирования.

Рассматривая другую функцию стереотипов - защитную - можно выявить два подхода к ней. Первый подход, разработал Г. Олпорт концепция которого содержит связь когнитивных образов с испытываемыми индивидом чувствами симпатии и антипатии, ограничивая сферу действия стереотипа аспектом, связанным с внутренними психологическими процессами[13]. Согласно второму подходу, представителями которого являются В. Виолетт и К. Силверт, образование стереотипа объясняется не только влиянием психологических процессов, но и процессами межличностного общения, идентификации с группой индивидуального «Я»[14]. Исследователь Г. Тэджфел выделял функции социальных стереотипов не только на уровне индивидуальном, но и на групповом уровнях, соответственно, стереотипы исследовались им во взаимоотношениях «индивид - группа» и «группа - группа»[16]. Еще более расширил спектр исследовании В. Дауз, рассматривая стереотипы в ракурсе взаимоотношений «личность - общество». Он разделил стереотипы на четыре группы. Первая группа - индивидуально-психологические особенности формирования представлений человека о своей социальной среде. Но невозможно выделить, - по мнению Дауза, -чисто индивидуальные образы действительности. Они формируются под влиянием стереотипов второй группы - представлений, складывающихся в межличностном взаимодействии и являющихся уже социальным образованием. К третьей группе относятся коллективные представления, являющиеся социальным образованием, но формируемые уже в межгрупповых отношениях. Четвертая группа представлений идеология, которая складывается под воздействием определенных исторических условии конкретного общества.

Все приведенные исследования стереотипов рассматривают их формирование как бы на «горизонтальных» уровнях. Но чтобы провести многостороннее исследование представлений личности, социальной группы о социальной среде, нужно выделить «вертикальный» срез уровней стереотипов, ведь на индивидуальные представления человека о ней значительное влияние оказывают и исторические условия развития общества, в котором он живет.

Не имея возможности провести многостороннее исследование, сформулируем определенное синтетическое определение стереотипа. Стереотип в современном понимании - схематический, упрощенный, стандартизированный образ о социальном: явлении или объекте, обычно

эмоционально окрашенный, обладающий большой, устойчивостью, представляющий собой составную часть ценностной ориентации. Он выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта, воспроизводясь в определенных общностях или социальных группах, является привычкой для их членов и переходя от одного поколения к другому, представляет собой традицию, являющуюся механизмом воспроизводства и передачи определенных культурных норм, ценностей, способов сознания и поведения, принимаемых людьми в силу их прошлой полезности.

Напрямую связанная со стереотипом традиция является не менее сложным социальным образованием. В исследованиях можно выделить ряд подходов к данной проблеме:

• традиции и стереотипы рассматриваются как инструмент культурной преемственности поколений, фактор развития молодежной культуры. Определяя традиции В.Б. Власова утверждает, что традиция это социальная связь людей, реализующаяся через воспроизведение ими групповых стереотипов деятельности для освоения новых условий и задач [3].

• выявление регулятивного и нормативного характера традиций и стереотипов, предписывающего определенный порядок действий и программу поведения, их устойчивости и повторяемости. Традиции по определению Ю.Н. Сафронова, это сложившиеся устойчивые и обобщенные нормы и принципы отношений людей в обществе[11]. То есть традиция ими рассматривается как закрепившаяся в обществе норма, которая предписывает определенный порядок действий и программу поведения;

• соотнесение стереотипов и традиций с информационным характером культуры, их понимание как особой формы фиксации социальной информации, основанной на ее накоплении, хранении и передаче и направленной на воспроизводство прошлых образцов деятельности.

• характеристика традиций как исторически складывающихся, устойчивых,

повторяющихся социальных отношений. Но характер устойчивости, её исторические рамки не могут абсолютизироваться. Традиции и стереотипы имеют свой «жизненный цикл», они возникают, воспроизводятся, сохраняются, обновляются или отвергаются.

• трактовка традиций с точки зрения исторически складывающихся и закрепляющихся форм, способов и механизмов сохранения социального опыта, которые сложились и утвердились в ходе истории. Цель традиции состоит в том, чтобы закреплять и воспроизводить в последующих поколениях установившиеся способы жизнедеятельности, типы мышления и поведения. По утверждению В.Д. Шахова, в процессе исторического развития традиции формируются в своеобразный социальный институт, составляющий, важную часть социальной среды и человеческой культуры, в которой традиции по отношению к новым поколениям становятся самостоятельной силой[9]. Соответственно, традиции выступают как стереотипизированный социальный опыт, одна из форм наследования культуры. Через систему прогрессивных традиций, оптимально сочетаемую с другими средствами воздействия на личность, отмечает Ю.Н. Давыдов, закладываются основы мировоззрения, культуры. Поддерживая патриотические традиции, наполняя их новым содержанием, можно формировать молодежную культуру, ибо «каждое поколение входит в жизнь, идет по ней в направлении развитая культуры и традиций»[5]. Традиции - это «элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени»[10];

• говоря о социальной сущности традиции и научном ее определении, нельзя не коснуться подхода к решению данной проблемы под углом диалектики устойчивого и изменчивого.

В завершение можно сделать следующий вывод, традиции охватывая абсолютно все сферы общественной жизни - несут в себе групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах. Тем самым, формирование и функционирование социального опыта является результатом действия культурной традиции. Такой подход позволяет рассматривать традицию как способ функционирования и развития культуры, универсальный механизм осуществления культурной деятельности.

Литература:

1. Баллер Э.А. Тезисы к IV Уральским социологическим чтениям. Секция культуры. Пермь, 1982. С. 7-8.

2. Батыгин Г.С. Стереотипы поведения: распознавание и интеграции // СОЦИС. 1980. №4. С.

98.

3. Власова В.Б. Об исторических типах традиционной ориентации // Советская этнография.

1981. №2. С. 113.

4. Гуслякова Л.Г., Дубинин И.И. Динамика обыденного сознания. Минск, 1985. С. 30.

5. Давыдов Ю.Н. Традиция в истории культуры. М., 1978. С. 10.

6. Кон И.С. Социология личности. М., 1967. С. 11.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд. Т.25. С. 25.

8. Меренков А.В. Политические стереотипы студенчества // СОЦИС. 1992. №8.

9. Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. М.,

1982. С. 196.

10. Руднев В.А. Праздники, обряды, ритуалы в трудовом коллективе. М., 1984. С. 7.

11. Сафронов Ю.Н. Общественное мнение и религиозные традиции. М.: Мысль, 1970. С. 3839.

12. Шихирев П.Н. Исследование стереотипов в американской социальной науке // Вопросы философии. 1971. №5. С. 175.

13. Alport G/ The Natural of Prejudic/ New York, 1958. P. 21.

14. La Violett G, Silvert K, A Theory of stereotypes. Social Forces. 1951. vol. 21.

15. Lippman W/ Public Opinion/ New York, 1922. P.23.

16. Tajfel H Human group: social categories, studied in Social psychology. Cambridge: Univ. press, 1981. P. 57-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.