Научная статья на тему 'Проблема формирования политической культуры молодежи в современном российском обществе'

Проблема формирования политической культуры молодежи в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1052
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / МОЛОДЕЖЬ / ПАТРИОТИЗМ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЯЗЫК / CIVIL SOCIETY / YOUTH / PATRIOTISM / POLITICAL CULTURE / POLITICAL CONSCIOUSNESS / LANGUAGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Щупленков Николай Олегович

В статье автором под политической культурой понимается система представлений, убеждений, установок, моделей поведения людей, просматривающейся в исторически сложившемся, относительно устойчивом опыте предшествующих поколений, проявляющихся во взаимодействии акторов политического процесса и обеспечивающих функционирование политической жизнедеятельности общества на преемственной основе. Роль ценностных ориентиров могут играть определенные представления об исторических фактах, событиях, людях, выдающихся деятелях. Причем особое внимание необходимо уделять формированию чувства гордости за историческое прошлое своего народа. Именно оно способно сформировать позитивную идентичность. Историческое образование должно быть одной из составляющих патриотического воспитания. Одной из важных характеристик молодежи как особой социально-демографической общности можно с полным основанием считать политическую культуру, которая свидетельствует о степени патриотизма и гражданственности, а это, в конечном счете, определяет будущее страны ее позиции в мировом сообществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMING A POLITICAL CULTURE OF YOUNG PEOPLE IN CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY

In the article the author under the political culture means a system of representations, beliefs, attitudes, and behaviors of people browsing the historically relatively stable experience of previous generations, manifested in the interaction of actors and the political process for the operation of the political life of society on the basis of continuity. The role of values may play a certain representation of historical facts, events, people, prominent figures. Moreover, special attention should be given a sense of pride in the historical past of his people. That it is able to form a positive identity. History education should be one of the components of patriotic education. One of the important characteristics of young people as a specific socio-demographic community can justifiably be considered the political culture, which indicates the degree of patriotism and citizenship, and this ultimately determines the future of the country's position in the world community.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования политической культуры молодежи в современном российском обществе»

Н.О. Щупленков

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

В статье автором под политической культурой понимается система представлений, убеждений, установок, моделей поведения людей, просматривающейся в исторически сложившемся, относительно устойчивом опыте предшествующих поколений, проявляющихся во взаимодействии акторов политического процесса и обеспечивающих функционирование политической жизнедеятельности общества на преемственной основе. Роль ценностных ориентиров могут играть определенные представления об исторических фактах, событиях, людях, выдающихся деятелях. Причем особое внимание необходимо уделять формированию чувства гордости за историческое прошлое своего народа. Именно оно способно сформировать позитивную идентичность. Историческое образование должно быть одной из составляющих патриотического воспитания. Одной из важных характеристик молодежи как особой социально-демографической общности можно с полным основанием считать политическую культуру, которая свидетельствует о степени патриотизма и гражданственности, а это, в конечном счете, определяет будущее страны ее позиции в мировом сообществе.

N. Shuplenkov

THE PROBLEM OF FORMING A POLITICAL CULTURE OF YOUNG PEOPLE IN CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY

Abstract

In the article the author under the political culture means a system of representations, beliefs, attitudes, and behaviors of people browsing the historically relatively stable experience of previous generations, manifested in the interaction of actors and the political process for the operation of the political life of society on the basis of continuity. The role of values may play a certain representation of historical facts, events, people, prominent figures. Moreover, special attention should be given a sense of pride in the historical past of his people. That it is able to form a positive identity. History education should be one of the components of patriotic education. One of the important characteristics of young people as a specific socio- demographic community can justifiably be considered the political culture, which indicates the degree of patriotism and citizenship, and this ultimately determines the future of the country's position in the world community.

Ключевые слова:

гражданское общество, молодежь, патриотизм, политическая культура, политическое сознание, язык.

Культура представляет собой «целостную систему с присущей ей внутренней определенностью ценностно-иерархических взаимоотноше-

Key words:

civil society, youth, patriotism, political culture, political consciousness, language.

ний» [7]. Однако сама по себе культура не однородна и включает в себя массу разнородного материала [8]. Кроме того, «некоторые зоны (отсеки, области) культуры более других отражают социальные и демографические особенности их развития. Внутри различных социальных групп рождаются специфические культурные феномены, культуры социальных общностей» [2].

Отметим, что в настоящее время значения понятий «культура», «молодежная культура», «субкультура молодежи» довольно размыты. Учитывая отсутствие четких определений в специальной литературе, считаем актуальным уточнить перечисленные понятия с тем, чтобы, с одной стороны, выяснить сущностные характеристики каждого из них, а с другой, определить особенности взаимодействия указанных понятий в рамках социально-философской предметности.

Изучение культуры как сложного феномена жизни человеческого сообщества связывается с существованием как минимум двух подходов. «Согласно первому, культура - это творчество, творческая деятельность человека, овеществленная в культурных ценностях и духовности человека (Э. Баллер, В. Межуев, Н. Злобин). Согласно второму, культура -способ реализации сущностных сил человека как социального субъекта, что выражается в продуктах материального и духовного производства (В. Давидович, Э. Маркарян, А. Уледов)» [6]. Уже само по себе наличие этих подходов лишний раз подтверждает, что «человек и культура - самые сложные феномены для адекватного определения, поэтому любое однозначное определение обречено на ограниченность» [1]. Более того, «было бы опрометчиво утверждать, - писали В.Е. Давидович и Ю.А. Жданов в ходе дискуссии по проблемам культуры, - что в нашей философской литературе уже имеется общепринятая концепция теории культуры...» [3].

В современной отечественной и западной научной литературе большое место отведено исследованию политической культуры. Несомненно, что политическая культура является весьма значимой и органичной частью жизни современного общества. Рост интереса к изучению этого феномена обусловлен, в первую очередь, значением самой политики, которая всё чаще играет роль указателя и сильного ограничителя многообразных действий человека во всех сферах его жизни. В современном мире политическая культура выражает степень цивилизованно-

сти общества, является одним из основных показателей духовного потенциала общества. В наши дни сложно говорить о человеке без политической культуры как о социально значимой личности. Исследовать политическую культуру необходимо, так как это помогает выяснить социальные интересы и предпочтения отдельных индивидов и социальных групп, разобраться в сложном механизме современного общества. Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры как отдельной личности, так и общества в целом [17].

Проблема формирования политической культуры молодежи является одним из ключевых вопросов стратегического развития любого социума. Описанная в работах представителей российской школы социологии молодежи (В.И. Чупрова, Ю.А. Зубок [4], Ю.Г. Волкова, В.И. Доб-ренькова, Ф.Д. Кадария, И.П. Савченко, В.А. Шаповалова [9] и др.), концепция саморегуляции молодежи как социальной общности, выделяемой на основе возрастных, психологических, социальных характеристик, дает теоретическое обоснование анализа состояния и тенденций развития молодежной культуры.

В определенном смысле она может быть представлена в качестве инструмента саморегуляции поведения молодежи, реализуемого посредством ценностно-нормативной системы, воздействуя на которую можно влиять на состояние и характер действия рискогенных факторов процесса вхождения молодого поколения в реалии современной жизни общества. Естественным образом молодежная культура выступает регуля-тивом поведения и в политической сфере жизни общества, где формируется и проявляется групповой интерес к распределению властно-статусных позиций.

Под политической культурой мы понимаем уровень и характер политических знаний, оценок, содержание и качество традиций, степень сознательного усвоения ценностей, норм, регулирующих политические отношения, а также характер и направленность деятельности и поведения в политической жизни общества, политическая культура реализуется на различных уровнях: национально-общественном, социально — классовом, групповом, индивидуальном, личностном.

Ювенологические аспекты политической культуры требуют своего специального научного исследования и всестороннего анализа состояния и проблем политической социализации [5].

Дать характеристику современной российской молодежи очень сложно, поскольку она неоднородна, социально разобщена, политически инертна и находится в переходном неопределенном состоянии своего настоящего и будущего. Официальные и экспертные оценки состояния молодежи подают неблагоприятные сигналы о сокращении численности молодежи за счет снижения рождаемости и роста смертности, прежде всего детской, роста суицидов, преступности, различных видов девиантного поведения, алкоголизма и наркомании [11].

Особенности политической культуры молодежи обусловливаются ее важнейшими характеристиками как особой социально-демографической группы — возрастным, социальными, психологическими, нравственно-этическими, физиологическими, биологическими, а также условиями внешней среды, в которых она формируется и проявляет себя.

В качестве зрелой политической культуры можно назвать такие показатели, как высокий уровень общего образования и культуры, прочные всесторонние политические знания, ставшими личными убеждениями, заинтересованное отношение к политике, активное участие в политической жизни, способность самостоятельно ориентироваться и принимать решения, адекватные и законные средства, методы и навыки политической деятельности [12].

Безграмотный человек стоит вне политики, он подвержен различного рода слухам, мифам, сплетням и становится игрушкой в руках «политических шулеров» Без прочных убеждений, знания остаются «на кончике языка». Различные социологические исследования показывают: в большинстве своем молодежь менее активно участвует в политической жизни с характерными проявлениями аполитичности, эскапизма, партикуляризма, конформизма, социальной апатии, политической пассивности, социальной мимикрии, абсентеизма.

Политическая культура, на наш взгляд, имеет ряд характерных черт: закрепляет устоявшиеся, повторяющиеся связи, отношения между составными частями политического процесса, сохраняет стабильные стороны политического опыта; является результатом исторического формирования общества, итогом политического коллективного труда; имеет тотальный характер, политические отношения «пронизаны, насыщены, пропитаны» политической культурой; характеризует политиче-

ское поведение и сознание большей части населения и не сводится к сумме политических субкультур [11].

Под молодежной политической культурой мы понимаем зафиксированный в традициях и нормах политический опыт молодежи; уровень ее морально-нравственных, ценностных представлений о политической власти и взаимоотношениях государства и общества, которые выражаются в соответствующей деятельности институтов власти; совокупность типичных форм мышления и поведения молодежи в публичной сфере, создающих преемственность политического развития социума, а также способность оценивать явления общественной жизни и занимать определенную политическую позицию, которая выражается в конкретном социально-политическом функционировании (реальные политические действия).

В настоящее время существует множество трудно разрешимых социально-политических проблем и задач. Глобализация, как важный фактор модернизации локальных политико-культурных целостностей, провоцирует развитие инновационных процессов. Именно в условиях глобализации культурно-политическое пространство оказалось наиболее восприимчивым объектом для модернизации. Частично это связанно с необходимостью адаптации политического сознания (будь то на государственном, национальном, групповом или личном уровнях) к изменяющимся обстоятельствам социальных отношений, к последствиям научно-технического прогресса. Изменения охватывают самые разные сферы, начиная с семьи и заканчивая политическими институтами. Подобные преобразования могут привести политическую культуру к фрагментарности, расколу, расслоению; появлению различных политических субкультур [12].

Фрагментарность политической культуры особо заметна, когда процесс трансформации происходит в нестабильный период общественного развития.

Проблема формирования политической культуры наиболее актуальна в отношении молодого поколения (старшеклассников, студентов и др.), поскольку молодежь находится в решающей стадии становления личности, она наиболее подвержена всем веяниям, влияниям, течениям, наиболее восприимчива ко всему, что видит и слышит. Молодежь нашей страны вырастает сейчас в обстановке свободы выбора, чего раньше не было, в том числе и выбора политических ценностей, пристрастий и идеалов; этот выбор сделать очень непросто [12].

Произошли ломка многих представлений, крушение легенд, старых стереотипов. В этих условиях обществом и общественными институтами должны быть предприняты некоторые шаги практического характера, направленные на решение проблем формирования политической культуры молодого поколения.

Политическая культура является инструментом социальных преобразований. В ней существуют методы и способы, разрешающие политические конфликты. Формирование такой политической культуры общества одна из важнейших задач государственного руководства. В условиях изменения политической культуры в России, возрастает роль и значение политической социализации, результатом которой должна стать «новая политическая культура», но и создание другой системы культурных ценностей.

Нельзя сформировать политическую культуру только благодаря поверхностным отрывочным знаниям о политике. Важным звеном механизма формирования политической культуры является образование, которое подразумевает построение системы знаний о социальной жизни и в этой связи о закономерностях политической жизни [12].

Наиболее эффективным средством преемственности и трансляции политического опыта и знаний являются язык и политическое сознание, которые выступают в качестве информационной системы, интегрирующей, систематизирующей и моделирующей в своих нормах, ценностях и критериях социально-политические отношения. Изменения в политическом сознании формируют у личности определенный тип политического мышления.

Ясно одно — политическая культура может сформироваться только на базе знания о политике как о социальном явлении. Согласно Г. Спенсеру, «из всех чудовищных заблуждений людей самое чудовищное заключается в том, что для того, чтобы овладеть, например, ремеслом сапожника, необходимо долго учиться, а единственное ремесло, которое не требует никакой подготовки — это искусство политики» [10].

Сформировать политическую культуру можно лишь на основе плюралистического подхода. Человек должен познакомиться с различными точками зрения на значимые вопросы социальной жизни. Только так можно сформировать такие качества, как уважение к чужому мнению, толерантность, готовность к диалогу и компромиссу. Проблема политической культуры не может быть решена в отрыве от проблемы нравственно-

сти. Человек, включающийся в политический процесс, должен иметь адекватные представления о добре и зле, о верности и чести, о сострадании и помощи и др. Поэтому формирование нравственной и политической культуры молодежи должно осуществляться как единый процесс.

Молодежь нашей страны вырастает сейчас в обстановке свободы выбора, чего раньше не было, в том числе и выбора политических ценностей, пристрастий и идеалов; этот выбор сделать очень не просто.

Произошли ломка многих представлений, крушение легенд, старых стереотипов. В этих условиях обществом и общественными институтами должны быть предприняты некоторые шаги практического характера, направленные на решение проблем формирования политической культуры молодого поколения.

Литература

1. Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Вестник высшей школы. 1997. №4.

2. Гуревич П.С. Культурология. М., 2006.

3. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов н/Д, 1979.

4. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Риск в сфере образования молодежи: институциональные и саморегуляционные механизмы управления // Вопросы образования. 2008. №4.

5. Климов В.Ю. Политическая культура: ювенологические аспекты. СПб.: Нестор, 2004.

6. Маршак А.Л. Социология культурно-духовной сферы. М., 2007.

7. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: учеб. Пособие для вузов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

8. Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология. М., 2007.

9. Социология молодежи / Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Ростов-н/Д.: Феникс, 2001.

10. Спенсер Г. Личность и государство. Челябинск: Социум, 2007.

11. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Национально-культурная идентичность в контексте философской традиции диалога культур // ЫВ: Философские исследования. М., 2013. №10.

12. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Политическая социализация и идентичность в условиях трансформации российского общества // ЫВ: Проблемы общества и политики. 2013. №6.

References

1. Bueva L.P. Chelovek, kul'tura i obrazovanie v krizisnom sotsiume. Vestnik vysshei shkoly. 1997. №4.

2. Gurevich P.S. Kul'turologiya. M., 2006.

3. Davidovich V.E., Zhdanov Yu.A. Sushchnost' kul'tury. Rostov n/D,

1979.

4. Zubok Yu.A., Chuprov V.I. Risk v sfere obrazovaniya molodezhi: in-stitutsional'nye i samoregulyatsionnye mekhanizmy upravleniya. Voprosy obrazovaniya. 2008. №4.

5. Klimov V.Yu. Politicheskaya kul'tura: yuvenologicheskie aspekty. SPb.: Nestor, 2004.

6. Marshak A.L. Sotsiologiya kul'turno-dukhovnoi sfery. M., 2007.

7. Oganov A.A., Khangel'dieva I.G. Teoriya kul'tury: ucheb. Posobie dlya vuzov. M.: FAIR-PRESS, 2001.

8. Solonin Yu.N., Kagan M.S. Kul'turologiya. M., 2007.

9. Sotsiologiya molodezhi. Volkov Yu.G., Dobren'kov V.I., Kadariya F.D., Savchenko I.P., Shapovalov V.A. Rostov-n/D.: Feniks, 2001.

10. Spenser G. Lichnost' i gosudarstvo. Chelyabinsk: Sotsium, 2007.

11. Shchuplenkov O.V., Shchuplenkov N.O. Natsional'no-kul'turnaya identichnost' v kontekste filosofskoi traditsii dialoga kul'tur. NB: Filosofskie issledovaniya. M., 2013. №10.

12. Shchuplenkov O.V., Shchuplenkov N.O. Politicheskaya sotsializat-siya i identichnost' v usloviyakh transformatsii rossiiskogo obshchestva. NB: Problemy obshchestva i politiki. 2013. №6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.