Научная статья на тему 'Структурно-функциональная модель социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних'

Структурно-функциональная модель социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
331
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫЕ ДЕТИ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА / SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT / HIV-INFECTED CHIL-DREN / STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL / SOCIO-ORIENTED ACTIVITY / SOCIAL ENVIRONMENT / MODULAR PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дорожкина Ольга Алексеевна, Левчук Светлана Васильевна

В данной статье представлена структурно-функциональная модель социально-педа-гогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, включающая авторскую технологию и модульную программу «Рос-ток».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дорожкина Ольга Алексеевна, Левчук Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF SOCIO-EDUCATIONAL SUPPORT TO HIV-INFECTED CHILDREN IN INSTITUTIONS FOR JUVENILES

In this article the structural and functional model of socio-educational support to HIV-infected children in specialized insti-tutions for juveniles, including the author's technology and a modular program «Rostok» is presented.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная модель социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних»

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

О. А. ДОРОЖКИНА, С. В. ЛЕВЧУК

В данной статье представлена структурно-функциональная модель социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, включающая авторскую технологию и модульную программу «Росток».

Ключевые слова: социально-педагогическая поддержка, ВИЧ-инфицированные дети, структурно-функциональная модель, социально значимая деятельность, социальная среда, модульная программа.

Десятки миллионов людей всего мира живут с вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Увеличение количества ВИЧ-инфицированных граждан представляет собой особый вид кризиса, избежать которого не удаётся ни одной стране мира. Согласно данным статистики Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в настоящее время не осталось ни одного государства, в котором не зарегистрированы случаи заражения ВИЧ. С 1981 по 2011 г. зарегистрировано более 40 млн случаев заражения ВИЧ-инфекцией. Международными экспертами ЮНЭЙДС (Объединенной программы Организации объединенных наций по противодействию распространения ВИЧ/СПИДа) ВИЧ-инфекция признана глобальной социальной проблемой, которая ведет к тяжелым социальноэкономическим и демографическим последствия для всего человечества [1; 2; 3; 5; 7].

По мнению ученых, наиболее уязвимой категорией населения в сложившейся ситуации оказались дети и подростки, инфицированные в результате рискованного поведения или при рождении от ВИЧ-позитивной женщины.

Наше внимание акцентируется на изучении группы детей, рожденных от ВИЧ-положитель-ных родителей. Определяющим фактором выбора явилось то, что в России насчитывается более 50 тыс. несовершеннолетних, затронутых ВИЧ, и их количество продолжает расти. В 2011 г. в нашей стране от ВИЧ-инфицированных женщин родилось 3933 ребенка. Более того, около 90 % из них становятся фактическими или социальными

сиротами и воспитываются в специализированных учреждениях для несовершеннолетних [7].

Согласно российскому законодательству отказные ВИЧ-инфицированные дети в возрасте до 4 лет помещаются в специализированные дома ребенка, дети старше 4 лет переводятся в специализированные учреждения для несовершеннолетних, органов управления социальной защитой населения, к которым относятся: 1) социально-

реабилитационные центры для несовершеннолетних; 2) социальные приюты для детей;3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних рассматриваются нами как элемент социальной среды, аккумулирующий ее воз-можности на мега-, макро-, мезо- и микроуровне и обладающий необходимым педагогическим потенциалом, актуализация которого способствует включению ВИЧ-инфицированных детей в социум.

Учитывая этот факт, нами был определен потенциал данных учреждений в социально-педагогической поддержке ВИЧ-инфицированных детей.

Социально-педагогическая поддержка ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних определяется нами как особый вид социально-педагогической деятельности, направленной на интеграцию ВИЧ-инфицированных детей в социальную среду посредством формирования знаний о ВИЧ-инфекции, мотивации к социально-значимой деятельности и обучения навыкам посильного участия в ней.

Авторами была разработана и экспериментально апробирована структурно-функциональная модель социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, которая, с одной стороны, реализует международный и российский социальный заказ на включение граждан, затронутых ВИЧ, в социальную среду, с другой - задает направление деятельности данных учреждений по подготовке детей с ВИЧ к социально значимой деятельности.

Международный социальный заказ включает две составляющие: нормативно-правовые акты, направленные на защиту прав и интересов граждан, затронутых ВИЧ, и социальный заказ, обусловленный потребностью самих ВИЧ-инфицированных людей в получении равных возможностей для полноценной и активной жизнедеятельности.

Авторская модель социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних базируется на следующих нормах международного права: «Всеобщая декларация прав человека» (1948); «Декларация прав ребенка» (1959); «Конвенция ООН о правах ребенка» (1989); «Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом» (2001), «Международные руководящие принципы по ВИЧ/СПИДу и правам человека» (2006) и др.

Международный социальный заказ обусловлен постоянным увеличением числа ВИЧ-инфицированных детей во всех странах мира и их потребностью в удовлетворении естественных социальных потребностей.

Важно отметить, что мировая социальная практика свидетельствует, что ВИЧ-инфицированные люди трудятся во всех отраслях экономики, активно участвуют в общественной жизни, вносят существенный вклад в развитие и укрепление государств.

Международная политика определила российский государственный социальный заказ, также включающий две составляющие:

- нормативно правовые акты, направленные на обеспечение конституционных прав и интересов ВИЧ-инфицированных детей (Конституция РФ (1993); Гражданский кодекс РФ (1994); Семейный кодекс РФ (1995); Федеральный закон № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого

вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (1995); Федеральный закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999); Федеральный закон № 12-ФЗ «Об образовании» (1996); Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1996); приказ Минздрава СССР № 690 «О совершенствовании учета лиц, инфицированных ВИЧ и больных СПИД» (1988); письмо Министерства образования и науки РФ № 0100/8129-05-32 «Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде» (2005) и др.;

- социальный заказ, определяемый тремя позициями:

^ отказ родителей и увеличение количества ВИЧ-инфицированных детей (более 90 %) в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, что свидетельствует о важности определения структуры и содержания их социальнопедагогической поддержки;

^ потребность самих ВИЧ-инфицированных детей, воспитывающихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних в интеграции в социальную среду;

^ недостаточная готовность сотрудников специализированных учреждений для несовершеннолетних к работе с ВИЧ-инфицированными детьми, обеспечивающая возможность их участия в социально значимой деятельности.

Авторская модель социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних включает следующие блоки: целевой, концептуальный, технологический и результативный.

Целевой блок является основным и базируется (как отмечалось выше) на международном и российском государственном социальном заказе, который, в свою очередь, ставит задачу перед специализированными учреждениями для несовершеннолетних - подготовить ВИЧ-инфицированных детей к включению в социальную среду и участию в социально значимой деятельности (рис. 1).

Для описания авторской модели важно рассмотреть вертикальные и горизонтальные связи между элементами, показать их взаимосвязь и взаимозависимость.

В связи с этим мы намерены рассмотреть каждый блок более детально.

Международный социальный заказ: предоставление равных возможностей людям, живущим с ВИЧ для участия в социальнозначимой деятельности и интеграции в социальную среду

Государственный социальным заказ: включение ВИЧ-инфицированных граждан в социум

Специализированное учреждение для несовершеннолетних: интеграция ВИЧ-инфицированных детей в социум

£

Цель: интеграция ВИЧ-инфицированных детей в социальную среду

Социально-педагогическая деятельность с ВИЧ-инфицированным ребенком

Посредническая деятельность по включению ВИЧ-инфицированного ребенка в социальную среду

Цель 1: Подготовка ВИЧ-инфицированного ребенка к социально значимой деятельности

Цель 2: Предоставление ВИЧ-инфицированному ребенку возможности участия в социально значимой деятельности

Задачи:

- сформировать представление о ВИЧ-инфекции и ее влиянии на организм человека;

- изменить отношение ребенка к собственному ВИЧ-статусу и социальному статусу сироты;

- обучить навыкам социально значимой деятельности

Базовые подходы:

- деятельностный;

- индивидуально ориентированный;

- средовой;

- социально-педагогический

4-І-

Задачи:

- предоставить объективную и достоверную информацию о ВИЧ-инфекции и возможного активного участия в социальнозначимой деятельности;

- информировать о системе государственной социальной поддержки ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних;

- обеспечить доступность и разнообразие участия в различных видах социально значимой деятельности

Ключевые принципы:

- системности;

- комплексности;

- вариативности и гибкости;

- социального и педагогического взаимодействия;

- индивидуальной направленности

г

Технология включения ВИЧ-инфицированных детей в социальную среду

Подготовительный этап:

- выявление (изучение) психофизических, психолого-педагогических и социально-педагогических особенностей ВИЧ-инфицированного ребенка;

- разработка индивидуальной карты социально-педагогической поддержки в зависимости от «группы здоровья»;

Г руппа «А» Г руппа «В» Г руппа «С»

(условно здоровые дети) (бессимптомная стадия ВИЧ) (больные ВИЧ-инфекцией)

- подбор программно-методического комплекта (ПМК), методических рекомендаций по его реализации

Основной этап: дифференцированный подход при реализации авторской программы «Росток»

Модуль 1 «Я и социум»

Модуль 2 «Я в социуме»

Модуль 3 «Я для социума»

Заключительный этап: дифференцированная оценка эффективности социально-педагогической поддержки

Критерии

- знания о ВИЧ-инфекции и возможностях ВИЧ-инфицированных людей;

- интерес к социально значимой деятельности;

- навыки участия в социально значимой деятельности

Показатели

- представления о ВИЧ-инфекции, ее особенности;

- устойчивость интереса к социально-значимой деятельности;

- участие в социально-значимой деятельности

Уровни

- высокий (широкие представления, устойчивый интерес, сформированность навыков);

- средний (знания разрозненные, неустойчивый интерес, навыки сформированы частично);

- низкий (знания фрагментарные, отсутствие интереса к дселяотвелиьяности, навыки социально значимой деятельности не сформированы)

Результативный блок. Результат: включенность ВИЧ-инфицированных детей в социальную среду

Организационно-педагогические условия реализации модели

- организация деятельности с учетом психофизических, психолого-педагогических и социально-педагогических особенностей ВИЧ-инфицированных детей;

- актуализация потенциала специализированного учреждения для несовершеннолетних;

- внедрение технологии социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних

Рис. 1. Структурно-функциональная модель социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних

Целевой блок является основным и базируется (как отмечалось выше) на международном и российском государственном социальном заказе, который, в свою очередь, ставит задачу перед специализированными учреждениями для несовершеннолетних - подготовить ВИЧ-инфицированных детей к включению в социальную среду и участию в социально значимой деятельности.

Принимая во внимание двойственную природу сущности и содержания социально-педагогической поддержки, модель включает два основных направления деятельности:

1. Социально-педагогическая деятельность с ВИЧ-инфицированными детьми по включению их в социальную среду, целью которой является подготовка ВИЧ-инфицированного ребенка к социально значимой деятельности;

2. Посредническая деятельность, обеспечивающая включение ВИЧ-инфицированных детей в социальную среду, цель которой предоставить ВИЧ-инфицированному ребенку возможность участия в социально значимой деятельности.

Достижение поставленных целей реализуется посредством решения двух групп задач.

Первая группа задач (социально-педагогическая деятельность с ВИЧ-инфицированными детьми):

1. Сформировать представление детей о ВИЧ-инфекции и ее влиянии на организм человека (когнитивный компонент).

2. Изменить отношение ребенка к собственному ВИЧ-статусу и социальному статусу сироты (мотивационный компонент).

3. Обучить ВИЧ-инфицированного ребенка навыкам социально значимой деятельности (поведенческий компонент).

Вторая группа задач (посредническая деятельность специалистов):

1. Предоставить объективную и достоверную информацию о ВИЧ-инфекции и возможности участия ВИЧ-инфицированного ребенка в социально значимой деятельности.

2. Информировать о содержании системы международной и государственной социальной поддержки ВИЧ-инфицированных детей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Обеспечить доступность и разнообразие участия ВИЧ-инфицированных детей в разных видах социально значимой деятельности.

Обе группы задач взаимосвязаны и взаимообусловлены, что предполагает их параллельное и комплексное решение.

Предоставление ВИЧ-инфицированным детям объективной и достоверной информации о ВИЧ-инфекции способствует изменению их отношения к собственному ВИЧ-статусу, повышает

мотивацию и осознанное усвоение навыков участия в социально значимой деятельности.

Информирование о системе международной и государственной социальной поддержки ВИЧ-инфицированных детей дает возможность ребенку почувствовать собственную значимость и ценность для социума, государства, мирового сообщества.

Доступность и разнообразие участия ВИЧ-инфицированных детей в разных видах социально-значимой деятельности, актуализирует внутренний потенциал самого ребенка, повышает уровень его субъектности (собственной активности).

Концептуальный блок включает научнообоснованные и практически значимые базовые подходы, использование которых способствует повышению эффективности социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях и включению их в социальную среду: деятельностный, индивидуально ориентированный, средовой и социальнопедагогический.

Деятельностный подход (англ. activity approach) определяется в модели как базовый, что обусловлено выводами ученых (А. Г. Асмолов, В. В. Давыдов,

A. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. К. Платонов,

B. Д. Шадриков, Р. Х. Шакуров и др.) о том, что формирование социально активной личности происходит посредством рефлексии деятельного взаимодействия человека с миром и другими людьми; позволяет актуализировать субъективный и объективный потенциал ребенка (К. Г. Абу-льханова-Славская, Б. Г. Ананьев, В. Г. Афанасьев, Л. П. Буева, М. В. Демин, М. С. Каган,

A. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, Б. Д. Парыгин,

C. Т. Шацкий, Г. И. Щукина и др.).

Мы акцентируем внимание на том, что именно деятельность является основным средством включения ВИЧ-инфицированных детей в социальную среду.

В. И. Андреев отмечает, что «в реальной педагогической практике деятельностный подход реализуется с учетом конкретно взятой личности», что обусловило необходимость использования в авторской модели индивидуально ориентированного подхода, в данном контексте ориентированного на организацию поддержки с учетом психофизических, психолого-педагогических и социально-педагогических особенностей ВИЧ-инфицированных детей.

Использование индивидуально ориентированного подхода (А. С. Границкая, Е. А. Логинова, О. В. Елецкая, И. Унт, Л. В. Черемошкина,

B. Д. Шадриков и др.) позволяет рассматривать личность ВИЧ-инфицированного ребенка как основной субъект деятельности.

Следующим базовым подходом, используемым в модели, является средовой подход (Н. М. Борытко, А. В. Иванов, И. С. Кон, Ю. С. Мануйлов, Г. Г. Шек и др.), который позволяет:

- актуализировать педагогический потенциал специализированного учреждения;

- предоставить дополнительные возможности каждому частнику социально-педагогической деятельности (ВИЧ-инфицированным детям, сотрудникам специализированных учреждений, социальным партнерам) для удовлетворения своих личностных, духовных, материальных и организационных потребностей (А. В. Иванов, Ю. С. Мануйлов и др.).

Соглашаясь с мнением ученых о том, что «Путь через влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей» [4]; «Путь через влияния среды с позиции социального воспитания - это путь опосредованного управления процессом формирования и развития личности ребенка» (Н. М. Борытко), в данном случаем, среда не только способствует расширению представлений ВИЧ-инфицированных детей о возможности участия в социально значимой деятельности, но стимулирует поддержание устойчивого интереса к участию в ней [1; 6].

Для включения ВИЧ-инфицированных детей, воспитывающихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних в социальную среду актуален социально-педагогический подход, обеспечивающий, по мнению многочисленной группы ученых (В. Г. Бочарова, Е. В. Бондарев-ская, Ю. В. Василькова, О. С. Газман, М. А. Гала-гузова, Ю. Н. Галагузова, О. А. Дорожкина, А. Я. Журкина, В. И. Загвязинский, Р. М. Кули-ченко, Р. А. Литвак, Л. В. Мардахаев, А. В. Муд-рик, В. А. Никитин, И. Н. Никитина, Л. Я. Олифе-ренко, М. Н. Руткевич, С. В. Сальцева, В. С. То-рохтий, Е. И. Холостова и др.) многофакторное воздействие на личность ребенка.

Социально-педагогический подход позволяет интегрировать возможности самого ВИЧ-инфицированного ребенка, сотрудников специализированного учреждения и других специалистов, взаимодействующих в процессе социально-педагогической деятельности.

Таким образом, деятельностный, индивидуально ориентированный, средовой и социальнопедагогический подходы способствуют эффективности социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях и включению их в социальную среду.

Концептуальный блок модели включает ключевые принципы, способствующие эффективности социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей: системности, комплексности, вариативности и гибкости, социального и педагогического взаимодействия, индивидуальной направленности.

Принцип системности означает учет, с одной стороны, связей всех компонентов социальнопедагогической поддержки как особого вида социально-педагогической деятельности: целевого, концептуального, технологического и результативного, с другой - взаимозависимость всех элементов каждого блока.

Принцип комплексности предполагает использование комплекса традиционных, нетрадиционных, инновационных и интегрированных форм методов и средств социально-педагогической деятельности, обеспечивающих эффективность и результативность социально-педагогической поддержки с ВИЧ-инфицированными детьми в специализированных учреждениях, способствующих их успешной интеграции в социальную среду.

Принцип вариативности и гибкости направлен на учет индивидуальных и возрастных характеристик и, что особенно важно, психофизических, психолого-педагогических и социальнопедагогических особенностей ВИЧ-инфицированных детей каждой выделенной группы.

Принцип социального и педагогического взаимодействия предполагает интеграцию педагогического и социального взаимодействия.

Как свидетельствует научная литература, взаимодействие - это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого.

По мнению исследователей (В. И. Загвязин-ский, Л. А. Левшин, X. И. Лийметс, H. Чакыров и др.) педагогическое взаимодействие между ребенком и педагогом присутствует во всех видах деятельности, мы акцентируем внимание именно на социальном аспекте отношений между субъектом и объектом социально-педагогической поддержки.

Принцип индивидуальной направленности обеспечивает адресную поддержку с учетом индивидуальных, возрастных, психофизических, психолого-педагогических и социально-педагогических особенностей ВИЧ-инфицированного ребенка.

Особое внимание в нашей модели уделяется технологическому блоку, включающему авторскую технологию социально-педагогической поддержки

ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних.

В педагогической науке технология рассматривается по-разному: система деятельности

(Г. К. Селевко), упорядоченная система процедур (В. М. Монахов), алгоритм действий (Л. Е. Никитина), система научно-обоснованных приемов и методов (Н. Е. Щуркова), описание деятельности педагога и ребенка, направленное на достижение определенной цели (Ф. А. Фрадкин) и др.

В современной науке и практике представлены и активно используются различные технологии (образовательные, воспитательные, педагогические, технологии обучения, технологии социальной работы и т.д.). Мы акцентируем внимание на социально-педагогической технологии, рассматриваемой как научно и практически обоснованная система социально-педагогической деятельности, применяемая в целях преобразования эмпирических подходов в научно обоснованную систему методов и инструментов по подготовке ВИЧ-инфицированных детей к социально значимой деятельности и включению в социальную среду.

Адаптируя классификационные параметры, предложенные Г. К. Селевко, авторская технология социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних характеризуется следующим образом:

1. Уровень и характер применения как: 1) метатехнология, применяемая на уровне реализации социальной политики в области обеспечения прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных детей; 2) макротехнология (отраслевая), охватывающая деятельность специализированных учреждений системы социальной защиты населения; 3) мезотехнология (модульно-локальная), направленная на включение ВИЧ-инфицированных детей в социально значимую деятельность.

2. Философская основа: гуманистическая,

природосообразная.

3. Методологические подходы: деятельностный, индивидуально ориентированный, средовой и социально-педагогический.

4. Ведущее средство технологии: деятельность.

5. Вид социально-педагогической деятельности: социально-педагогическая поддержка.

6. Тип управления процессом: индивидуальная работа (непосредственно с ВИЧ-инфицированным ребенком), групповая (с группой воспитанников, в которой находится ВИЧ-инфицированный ребенок), коллективная (детский коллек-

тив и сотрудники учреждения, социальные партнеры), массовая (работа с учреждениями основного и дополнительного образования, общественностью, СМИ и т. д.).

7. Подход к ребенку и характер взаимодействий: использование различных методов, форм и средств социально-педагогической деятельности

и, что особенно важно, особый способ построения отношений между субъектом и объектом деятельности, посредством применения специальных стратегий поддержки: «защита» и «помощь».

В социально-педагогической поддержке ВИЧ-инфицированных детей выбор стратегии обусловлен:

- принадлежностью детей к определенной группе (группа «А» - условно здоровые дети, группа «В» - дети с бессимптомной стадией ВИЧ, группа «С» - дети, больные ВИЧ-инфекцией);

- возрастом ребенка;

- индивидуальными особенностями;

- уровнем его субъектности (собственной активности).

Стратегия «защита» применяется при социально-педагогической поддержке ВИЧ-инфицированных детей группы «С» (больные ВИЧ-инфекцией), но при необходимости может применяться и к детям любой группы, когда ребенок выступает исключительно в качестве объекта социально-педагогической деятельности.

Стратегия «помощи» используется как в совокупности со стратегией «защита», так и в качестве самостоятельной целостной деятельности, способной ставить и решать конкретные цели и задачи.

Сущность данной стратегии состоит в поддержке ВИЧ-инфицированного ребенка, который многое может делать сам (уровень субъектности средний или высокий).

Стратегия «помощь» применяется в социально-педагогической поддержке ВИЧ-инфицированных детей группы «А» (условно здоровые) и группы «В» (дети с бессимптомной стадией ВИЧ), которая, прежде всего, направлена на создание условий эмоционального комфорта для ВИЧ-инфицированного ребенка в социальной микросреде, стимулирующего его мотивацию и социальную активность. «Помощь» формирует в ребенке ощущение собственной значимости для социума.

8. Структура и содержание: авторская технология комплексная, направленная на поэтапное решение задач по включению ВИЧ-инфицированных детей в социально значимую деятельность и интеграцию их в социум.

Технология социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних носит поэтапный, многокомпонентный характер.

Определяя этапы авторской технологии, мы учитывали два выделенных выше направления (непосредственная деятельность с детьми и посредническая деятельность специалистов по предоставлению ВИЧ-инфицированному ребенку возможности участия в социально значимой деятельности).

Теоретическим основанием для определения этапов (стадий) социально-педагогической деятельности с ВИЧ-инфицированными детьми по подготовке их к социально значимой деятельности явились этапы, выделенные В. А. Никитиным: подготовительный, непосредственной деятельности (реализации выбранной педагогической технологии) и результативный, каждый из которых имеет свое назначение, содержание и последовательность реализационных действий [4].

На подготовительном этапе проводится:

- педагогическая диагностика, направленная на выявление (изучение) психофизических, психолого-педагогических и социально-педагогических особенностей ВИЧ-инфицированного ребенка;

- разработка индивидуальной карты социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированного ребенка, учитывающей его психофизические, психолого-педагогические и социальнопедагогические особенности и принадлежность к группе («А», «В», «С»);

- формирование специального программно-методического комплекта (ПМК) и методических рекомендаций по его реализации;

- подготовка (обучение) специалистов к работе с ВИЧ-инфицированным ребенком.

На основном этапе (непосредственной деятельности) реализуется комплекс мероприятий, направленных на решение поставленных задач, с использованием специально разработанного набора социально-педагогического инструментария и авторской программы «Росток».

Авторская программа включает три модуля: «Я и социум», «Я в социуме» и «Я для социума».

Каждый модуль программы включает 6 блоков: социально-медицинский, социально-правовой, социально-экономический, социально-бытовой, социально-психологический, социально-педагогический.

Социально-медицинский блок включает ряд мероприятий, направленных на расширение представлений детей о ВИЧ-инфекции и ее влиянии на

организм человека; мерах безопасности и санитарно-гигиенических правилах и нормах; обучение навыкам оказания первой помощи себе и другим и т. д.

Социально-правовой блок направлен на формирование знаний прав и обязанностей ВИЧ-инфицированных граждан (в том числе детей); о нормах международного и российского права на предоставление основных и дополнительных услуг ВИЧ-инфицированным детям.

Социально-экономический блок представлен комплексом мероприятий, формирующих представления ВИЧ-инфицированных детей о льготах, предоставляемых гражданам, затронутым ВИЧ: пособиях, субсидиях, компенсациях.

Социально-бытовой блок реализуется посредством обучения ВИЧ-инфицированных детей навыкам ведения домашнего хозяйства (приготовление пищи, стирка и глажка белья, обустройство жилья и т. д.).

Социально-психологический блок включает психологическое сопровождение ребенка в процессе жизнедеятельности, обучения и воспитания, обеспечивающих психологический комфорт ВИЧ-инфицированного ребенка, а также комплекс индивидуальных и групповых мероприятий, направленных на снижение уровня тревожности, конфликтности, агрессии и т. д.; формирование мотивации к обучению и разнообразной социально значимой деятельности, коррекция мировоззрения, поведения и т. д.

Социально-педагогический блок реализуется через комплекс воспитательных мероприятий, направленных на формирование у детей:

- гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

- представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей;

- трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;

- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;

- эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

- организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организа-

торских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;

- физической культуры, навыков здорового образа жизни.

В рамках реализации социально-педагогического блока модуля предусмотрено предоставление ВИЧ-инфицированным детям возможности выбора видов и форм творческой деятельности, дополнительного образования; самореализации личности, участия в деятельности различных творческих и профильных объединений; в работе органов детского самоуправления; в деятельности детских общественных объединений и организаций гуманистической ориентации; в походах, экскурсиях, экспедициях, различных массовых мероприятиях, организуемых на базе специализированного учреждения для несовершеннолетних как в учебное, так и каникулярное время.

Использование авторской технологии позволяет повысить уровень субъектности (собственной активности) ВИЧ-инфицированных детей, сформировать их уверенность в собственных силах, дает им возможность почувствовать свою значимость для окружающих, расширить и укрепить социальные контакты.

Заключительный этап технологии включает оценку эффективности социально-педагогической деятельности.

Для обеспечения большей динамичности и своевременной корректировки социально-педагогической деятельности постоянно проводится мониторинг, предусматривающий сбор информации о

проведенных мероприятиях и оценку их результативности.

Мониторинг проводится в соответствии со следующими критериями: а) знания детей о ВИЧ-инфекции и ее влиянии на организм человека (когнитивный компонент); б) интерес к социально значимой деятельности (мотивационный компонент); в) навыки участия в социально значимой деятельности (поведенческий компонент).

В качестве показателей нами определены:

а) системность знаний (когнитивный компонент);

б) устойчивость интереса к разным видам деятельности (мотивационный компонент); в) сформиро-ванность навыков социальнозначимой деятельности (поведенческий компонент).

При проведении мониторинга и оценке качества социально-педагогической поддержки используются адаптированные к условиям специализированного учреждения для несовершеннолетних международные стандарты качества услуг людям, живущим с ВИЧ (ЛЖВ).

Выявленные в ходе исследования психофизические, психолого-педагогические и социальнопедагогические особенности ВИЧ-инфицированных детей позволили нам определить уровни готовности детей к социально значимой деятельности: высокий, средний, низкий.

Приведенные выше положения сведены нами в единую таблицу 1, которая позволяет наглядно представить общие критерии, показатели и уровни готовности ВИЧ-инфицированных детей, воспитывающихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних к социально значимой деятельности.

Таблица 1

Критерии, показатели и уровни готовности ВИЧ-инфицированных детей к социально значимой деятельности

и включению в социальную среду

Компоненты Критерии оценки готовности ВИЧ-инфицированных детей к включению в социальную среду Показатели Уровни

Высокий Средний Низкий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Когнитивный знания детей о ВИЧ-инфекции и ее влиянии на организм человека представления о ВИЧ-инфекции широкие устойчивые представления разрозненные, фрагментарные представления представления слабо сформированы

особенности людей с ВИЧ обширные знания особенностей и возможностей людей с ВИЧ размытые, нечеткие представления об особенностях людей с ВИЧ минимальные знания об особенностях людей с ВИЧ

Компоненты Критерии оценки готовности ВИЧ-инфицированных детей к включению в социальную среду Показатели Уровни

Высокий Средний Низкий

жизнедеятельность с ВИЧ представления о системе поддержки ВИЧ-инфицированных детей в России разрозненная, фрагментарная информация, представления о системе поддержки ВИЧ-инфицированных детей слабо сформированы отрывочные, нечеткие представления о ВИЧ-инфекции

Мотивационный интерес к социально значимой деятельности индивидуальная социально значимая деятельность стойкий интерес к индивидуальной социально значимой деятельности ситуативный интерес к индивидуальной социально значимой деятельности отсутствие интереса к индивидуальной социально значимой деятельности

коллективная социально значимая деятельность стойкий интерес к коллективной социально значимой деятельности ситуативный интерес к коллективной социально значимой деятельности отсутствие интереса к коллективной социально значимой деятельности

общественная работа устойчивый интерес к общественной работе ситуативный интерес к общественной работе отсутствие интереса к общественной работе

Поведенческий навыки участия в социально значимой деятельности индивидуальное участие активное участие в социально значимой деятельности участие в социально значимой деятельности по просьбе взрослых не участвует

коллективное участие активное участие в коллективной социально значимой деятельности периодическое участие в коллективной социально значимой деятельности не участвует

организация других детей инициативность в организации социально значимой деятельности безинициативное участие в коллективной социально значимой деятельности отсутствие инициативности

Результативный блок авторской модели социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних включает описание результата, который зависит от: психофизических, психолого-педагогических и социально-педагогических особенностей ВИЧ-инфицированных детей; их индивидуальных и возрастных особенностей; включенности в социальнозначимую деятельность.

Для оценки эффективности социально-педагогической поддержки используются дифференцированные критерии, показатели и уровни, применение которых позволяет кореллировать результаты для каждой выделенной группы.

Результатом социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних является их включенность в социально значимую деятельность.

Таким образом, структурно-функциональная модель социально-педагогической поддержки ВИЧ-

инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних способствует реализации международного и российского государственного социального заказа на предоставление равных возможностей людям, живущим с ВИЧ для участия в социально значимой деятельности и интеграции их в социальную среду, что существенно повышает качество их жизни и социальное благополучие.

Литература

1. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград, 2001.

2. ВИЧ и закон в Восточной Европе и Средней

Азии. ПРООН. Братислава, 2011. URL: http://

www.cipv.ru

3. Загайнова А. И., Березовская Е. К. Детское ли-

цо «недетской» болезни: информ. пособие для работников интернатных и дошкольных учреждений.

Иркутск, 2007.

4. Кон И. С. Социализация детей в изменяющемся мире // Вопросы воспитания. 2010. № 1(2). C. 18-24.

5. Международные руководящие принципы по ВИЧ/СПИДу и правам человека. Объединенный вариант 2006 г. УВКПЧ ООН, ЮНЭЙДС, 2006. URL: http:// arvt.ru

6. Социальная педагогика / под ред. В. А. Никитина. М., 1998.

7. ВИЧ-инфекция в Российской Федерации в 2011 г.: справка. URL: http://www.hivrussia.ru

* * *

STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF SOCIO-EDUCATIONAL SUPPORT TO HIV-INFECTED CHILDREN IN INSTITUTIONS FOR JUVENILES

O. A. Dorozhkina, S. V. Levchuk

In this article the structural and functional model of socio-educational support to HIV-infected children in specialized institutions for juveniles, including the author's technology and a modular program «Rostok» is presented.

Key words: socio-pedagogical support, HIV-infected children, structural and functional model, socio-oriented activity, social environment, modular program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.