УДК 371
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
© Ольга Алексеевна ДОРОЖКИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социальной и семейной педагогики, e-mail: [email protected] © Светлана Васильевна ЛЕВЧУК Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, ассистент кафедры социальной и семейной педагогики,
e-mail: [email protected]
Представлено научное обоснование организационно-педагогических условий, необходимых для реализации структурно-функциональной модели социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях, направленной на их включение в социальнозначимую деятельность и интеграцию в социальную среду.
Ключевые слова: потенциал; специализированное учреждение для несовершеннолетних; ВИЧ-инфицированные дети; межведомственное взаимодействие; социальное партнерство; социальнозначимая деятельность.
Десятки миллионов людей всего мира живут с вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). По оценке экспертов Всемирной организации здравоохранения в мире заражено более 40 млн человек.
Международными экспертами Объединенной программы Организации Объединенных Наций по противодействию распространения ВИЧ / СПИДа (ЮНЭЙДС) ВИЧ-инфекция признана глобальной социальной проблемой, которая ведет к обострению социальной напряженности в государствах, тяжелым социально-экономическим и демографическим последствиям для всего человечества.
В сложившейся ситуации наиболее уязвимой категорией населения оказались дети и подростки. Согласно данным статистики Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), с начала выявления вируса (1981) в мире зарегистрировано более 10 млн несовершеннолетних в возрасте до 15 лет, инфицированных ВИЧ, а в 2011 г. в мире проживало свыше 600 тыс. таких детей.
Особенно остро эта проблема стоит в России, где более 90 % ВИЧ-инфицированных детей становятся социальными или фактическими сиротами и вынуждены находиться в специализированных учреждениях для несовершеннолетних.
Многочисленные научные исследования (Е.Н. Виноградова, Е.Е. Воронин, А.Г. Рахманова, В.И. Покровский, А.А. Яковлев и др.) свидетельствуют, что ВИЧ-инфицированные дети не представляют опасности для окружающих. Более того, они сами нуждаются в особой помощи и поддержке со стороны общества и государства, т. к. постоянно подвергаются риску их жизнь и здоровье, что обусловлено их особыми психофизическими, психолого-педагогическими и социальнопедагогическими характеристиками.
Обстоятельное изучение научной литературы и социальной практики показало, что диагноз ВИЧ-инфекция у несовершеннолетних значительно снижает качество их жизни, ведет к возникновению множества социальных проблем (вынужденная изоляция, неприятие социума, отказ родителей и др.), с которыми ребенок не может справиться самостоятельно, что дает основание отнести его к категории «оказавшиеся в трудной жизненной ситуации».
Следовательно, ВИЧ-инфицированные дети становятся новым объектом социальнопедагогических исследований.
Наш научный интерес к проблемам ВИЧ-инфицированных детей обусловлен международным и российским социальным
заказом на обеспечение оптимальных условий для интеграции ВИЧ-инфицированных детей в социальную среду.
Анализ многочисленных научных исследований показал, что одним из эффективных средств улучшения качества жизни ВИЧ-инфицированных детей и включения их в социальную среду является социально-педагогическая поддержка, которая в современной отечественной и зарубежной литературе рассматривается с позиций различных научных подходов: пространственного (Т.Н. Под-дубная); средового (Л.П. Буева, Б.З. Вульфов, Е.Н. Дронова, Ю.С. Мануйлов, Н.А. Мясо-едова, в.д. Семенов, Г.Г. Шеек и др.); индивидуально-ориентированного (О.С. Газман, С. В. Куличкова); социально-педагогического (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, О.А. До-рожкина, С.И. Григорьев, Р.М. Куличенко, И.А. Липский, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, Л.Е. Никитина, Л.Я. Олиференко, В.С. Торох-тий, Г.Н. Филонов и др.); синергетического (В.И. Аршинов, О.Н. Астафьева, В.В. Василькова, В.В. Горшкова, В.Н. Корчагин, Н.М. Таланчук, К. Фюнфштюк, и др.); стра-тегиального (И.А. Зимняя) и характеризуется как система, процесс, деятельность.
Поддерживая мнение группы ученых, определяющих социально-педагогическую
поддержку как особый вид социально-педагогической деятельности, мы акцентируем внимание на характеристике «особый», что обусловлено особыми психофизическими, психолого-педагогическими и социально-педагогическими характеристиками ВИЧ-инфицированных детей.
Изучение современных научных теорий и концепций, а также собственный опыт исследования позволили нам сформулировать авторское понятие, согласно которому социально-педагогическая поддержка ВИЧ-инфицированных детей - это особый вид социально-педагогической деятельности, направленной на их интеграцию в социальную среду посредством формирования знаний о ВИЧ-инфекции, мотивации к социально-значимой деятельности и обучения навыкам посильного участия в ней.
В ходе опытно-экспериментальной работы нами была разработана структурно-функциональная модель социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несо-
вершеннолетних, включающая целевой, концептуальный, технологический и результативный блоки, а также определены необходимые организационно-педагогические условия ее реализации.
Данные современной науки свидетельствуют о том, что к условиям традиционно относят внешние и (или) внутренние обстоятельства, то, от чего что-либо зависит (С.И. Ожегов). Этимология понятия «условие» позволяет трактовать его, с одной стороны, как обстоятельство, от которого зависит что-либо, и, с другой стороны - как обстановку, в которой что-либо осуществляется [1].
Важно отметить, что сочетание «организационно-педагогические условия» понимается в современной педагогической литературе неоднозначно.
Е.И. Козырева определяет их как совокупность объективных возможностей, обеспечивающих успешное решение поставленных задач [2].
Принимая за основу теорию А.В. Муд-рика, согласно которой «Социальное воспитание - это относительно самостоятельный компонент функционирования воспитательной организации, обусловливающий эффективность социального воспитания; в научном аспекте представляет составную часть существенной, объективно существующей, повторяющейся взаимосвязи между явлениями и процессами; в методическом аспекте выступает в качестве требований и правил решения социально-педагогических задач». В контексте нашего исследования мы понимаем под организационно-педагогическими условиями комплекс педагогических условий, необходимых для подготовки ВИЧ-инфицированных детей к интеграции в социальную среду и организационных условий, способствующих их включению в социально-значимую деятельность [3].
В качестве основных организационнопедагогических условий, способствующих эффективной реализации разработанной нами структурно-функциональной модели социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, выступают:
- организация деятельности с учетом психофизических, психолого-педагогических и
социально-педагогических особенностей
ВИЧ-инфицированных детей;
- актуализация потенциала специализированного учреждения для несовершеннолетних;
- внедрение авторской технологии социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних.
Рассматривая содержание первого условия, мы акцентируем внимание на необходимости соблюдения ряда следующих правил:
- дифференцированный подход, применение которого обусловлено психофизическими, психолого-педагогическими и социально-педагогическими особенностями ВИЧ-инфицированных детей, принадлежащих к разным группам: группа «А» (условно здоровые дети), группа «В» (дети с бессимптомной стадией ВИЧ (хроническая форма, виру-соносительство)) и группа «С» (дети, больные ВИЧ-инфекцией):
- соблюдение конфиденциальности, направленной на недопущение разглашения положительного ВИЧ-статуса ребенка и защиту его от дискриминации;
- соблюдение противоэпидемических мер и санитарно-гигиенического режима, направленных на снижение риска заражения ВИЧ-инфицированного ребенка другими инфекционными заболеваниями, которые могут привести к активизации вируса иммунного дефицита человека и спровоцировать обострение заболевания;
- индивидуальная работа с ВИЧ-инфицированными детьми в целях сохранения в тайне ВИЧ-статуса ребенка и защиты его от дискриминации.
Соблюдение перечисленных правил способствует повышению эффективности социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, направленной на их включение в социальнозначимую деятельность и интеграцию в социальную среду.
Второе организационно-педагогическое условие реализации модели - актуализация потенциала специализированного учреждения для несовершеннолетних, который включает:
- организационную структуру учреждения;
- педагогически организованную среду;
- межведомственное взаимодействие (социальное партнерство);
- готовность персонала к работе с ВИЧ-инфицированными детьми.
Рассматривая организационную структуру специализированного учреждения для несовершеннолетних, мы акцентируем внимание на возможности создания семейных воспитательных групп как наиболее оптимальных условий социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей. Слабый иммунитет ребенка, его психофизические, психолого-педагогические и социально-педагогические особенности указывают на необходимость именно семейного воспитания и особого ухода.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», семейные воспитательные группы создаются в структуре специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на основании п. 8 Раздела II «Организация деятельности учреждения».
В настоящее время в международной и российской социальной практике деятельность семейных воспитательных групп (СВГ) характеризуется неоднозначно: механизм
временного замещения кровных родителей; форма социально-реабилитационной работы; временная семейная форма жизнеустройства детей; технология работы с неблагополучными семьями; условия семейного воспитания несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, мы акцентируем внимание на том, что ученые и практики сходятся во мнении, что основное предназначение семейной воспитательной группы -организация комфортных семейных условий, способствующих повышению качества жизни несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Следовательно, оптимизация структуры учреждения посредством создания семейных воспитательных групп не только способствует включению ВИЧ-инфицированного ребенка в социальную среду, но и дает возможность проживать в семье.
Следующим элементом потенциала специализированного учреждения для несовершеннолетних нами признается педагогически организованная среда.
Для эффективной социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях важно создать доброжелательную позитивную педагогическую среду, способствующую повышению у ВИЧ-инфицированных детей уверенности в себе и собственных силах, осознанию собственной значимости для коллектива и общества в целом.
Для актуализации педагогического потенциала среды специализированного учреждения мы используем следующие средства:
- актуализация межличностного общения;
- организация социального взаимодействия;
- включение ВИЧ-инфицированного ребенка в разные виды индивидуальной и коллективной деятельности.
Межличностное общение включает общение со сверстниками и взрослыми. В силу того, что ВИЧ-инфицированный ребенок постоянно общается с педагогами, важно особое внимание уделять именно педагогическому общению как одной из разновидностей межличностного общения.
А.Н. Леонтьев характеризует педагогическое общение как профессиональное общение педагога с ребенком в образовательном процессе и вне его, «имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию совместной деятельности и отношений...» [4].
Принципиально важное значение имеет общение ВИЧ-инфицированного ребенка с другими детьми. Умение строить коммуникации, отношения, взаимодействие является залогом успешной интеграции в социальную среду. Владение индивидом совокупностью приемов построения межличностного общения с другими людьми является важнейшим условием успеха любого современного человека.
Социальное взаимодействие, характеризуемое в современной науке (М. Вебер, Т. Парсонс, П.А. Сорокин, Дж. Хоманс др.) как со-
вместное выполнение социальных функций, в предложенной нами модели организуется с учетом условий, выделенных П. Сорокиным:
1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга;
2) совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки;
3) наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга.
4) наличие общей основы для контактов, соприкосновения [5].
Важным средством социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних является их включение в разные виды индивидуальной и коллективной деятельности.
По мнению исследователей (В.В. Давыдов, А.В. Мудрик, В.А. Никитин, В.А. Сла-стенин и др.) включение детей в деятельность создает условия для действий в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения. Деятельность обеспечивает приобретение детьми практического опыта коллективных отношений [6].
Так, В.А. Сластенин отмечает, что любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели [6].
Характеризуя педагогический потенциал среды специализированного учреждения для несовершеннолетних и применяя многоуровневый подход, предложенный А. В. Мудри-ком, мы акцентируем внимание на его взаимосвязи с межведомственным взаимодействием.
Учитывая, что разработанная нами структурно-функциональная модель социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей направлена на реализацию международного и российского социального заказа на предоставление равных возможностей людям, живущим с ВИЧ, для интеграции в социальную среду и участия в социально-значимой деятельности, мы ис-
пользуем педагогический потенциал социальной мега-, макро- , мезо- и микросреды.
В данном контексте социально-педагогический потенциал мегасреды определяется возможностями международных организаций, действующих в рамках Объединенной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ / СПИДу (ЮНЭЙДС) и обеспечивающих:
- предоставления объективной и достоверной информации о ВИЧ-инфекции и возможностях людей, живущих с ВИЧ;
- развития партнерских отношений и мобилизацию ресурсов для принятия эффективных мер по поддержке ВИЧ-инфицированных детей;
- внедрения единых критериев и показателей оценки качества социально-педагогических и иных услуг, предоставляемых ВИЧ-инфицированным детям в разных государствах мира.
Анализ международных методических и инструктивных материалов позволил нам
разработать схему межведомственного взаимодействия на мегауровне (рис. 1).
На уровне макросреды (федеральный уровень) социально-педагогическая поддержка ВИЧ-инфицированных детей осуществляется на основе межведомственного взаимодействия и актуализации педагогического потенциала государственных и негосударственных структур, реализующих программы по оказанию услуг гражданам, затронутым ВИЧ.
Важно отметить, что межведомственное взаимодействие должно осуществляться на условиях социального партнерства, сущность которого, по мнению ученых, заключается в организации социального действия, основанного на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности. Модель социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних представлена на рис. 2.
М е г а с р е д а (международный уровень)
Организация Объединенных Наций
Объединенная Программа ООН по ВИЧ / СПИДу (ЮНЭЙДС)
Координационный совет Объединенной программы по ВИЧ С.ЩЦу
ЮНИСЭФ (Детский фонд Организации Объединенных Наций
ВОЗ (Международная ор-
>ЛЛЛЛЛЛЛЛЛ\ЛАЛ^ЧЛЛЛЛЛ*ЛЛ/'/'лЛчЛЛЛЛЛЛАЛ/\ЛЛЛЛ^^Л'
ганизация
здравоохранения)
І^ШСКО^Управлеіше^ ООК^по^воіщосам^ образования и культуры)
МПП (Мировая продовольственная программа
МОТ (Международная организация труда)
Благотворительные
фонды
Макросреда
(федеральный уровень)
Мез о сред а
(региональный уровень)
Микросреда
(специализированное учреждение для несо-вер шенно летних)
ВИЧ
инфицированный
ребенок
ПРООН (Программа развития Организации Объединенных Наций)
ЮНФПА (Фонд по народонаселению ООН")
юнодк
(Управление ООН по наркотикам и преступности)
Всемирный банк
СМИ
Международный общественные организации
Рис. 1. Модель социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях на мегауровне
М е г а с р е д а (международный уровень) Макроср^еда (уровень государства)
Рис. 2. Модель социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей на уровне макросреды
На уровне мезосреды (региональный уровень) обеспечиваются:
- поддержание устойчивого взаимодействия субъектов социально-педагогической поддержки, согласно принятой региональной стратегии интеграции ВИЧ-инфицированных детей в социальную среду;
- подготовка (повышение уровня профессиональной компетентности) педагогических и медицинских работников к работе с ВИЧ-инфицированными детьми (рис. 3).
На уровне микросреды социально-педагогическая поддержка ВИЧ-инфицированных детей осуществляется в специализированных учреждениях для несовершеннолетних согласно разработанной и экспериментально апробированной авторами структурно-функциональной модели, представленной на рис. 4.
Педагогически организованная среда, характеризуемая нами как элемент потен-
циала специализированного учреждения для несовершеннолетних, и межведомственное взаимодействие, построенное на условиях социального партнерства, являются одними из важнейших факторов, способствующих интеграции ВИЧ-инфицированных детей в социальную среду.
Рассматривая готовность персонала специализированных учреждений к работе с ВИЧ-инфицированными детьми, мы отмечаем важность их специальной подготовки, включающей: знания о ВИЧ-инфекции, мотивацию и навыки владения современными социально-педагогическими технологиями.
В качестве третьего организационнопедагогического условия мы рассматриваем внедрение авторской технологии социальнопедагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних.
Критерии, показатели и уровни готовности ВИЧ-инфицированных детей к социально-значимой деятельности и включению в социальную среду представлены в табл 1.
Таким образом, выявленные и научно обоснованные организационно-педагоги-
ческие условия реализации авторской струк-
турно-функциональной модели социальнопедагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних способствуют включению каждого ребенка, затронутого ВИЧ в социально-значимую деятельность и интеграции его в социальную среду.
Таблица 1
Критерии, показатели и уровни готовности ВИЧ-инфицированных детей к социально-значимой деятельности и включению в социальную среду
Компоненты Критерии оценки Показатели Уровни
высокий средний низкий
і гн гКо знания детей о ВИЧ-инфекции и ее влиянии на организм человека представления о ВИЧ-инфекции широкие устойчивые представления представления разрозненные, фрагментарные представления слабо сформированы
особенности людей с ВИЧ обширные знания особенностей и возможностей людей с ВИЧ представления об особенностях людей с ВИЧ размытые, нечеткие минимальные знания об особенностях людей с ВИЧ
жизнедеятельность с ВИЧ представления о системе поддержки ВИЧ-инфицированных детей в России информация разрозненная, фрагментарная; представления о системе поддержки ВИЧ-инфицированных детей слабо сформированы представления о ВИЧ-инфекции отрывочные, нечеткие
нныио І интерес к социальнозначимой деятельности индивидуальная социально- значимая деятельность стойкий интерес к индивидуальной социально-значимой деятельности ситуативный интерес к индивидуальной социально-значимой деятельности отсутствие интереса к индивидуальной социально-значимой деятельности
коллективная социально- значимая деятельность стойкий интерес к коллективной социально-значимой деятельности ситуативный интерес к коллективной социально-значимой деятельности отсутствие интереса к коллективной социально-значимой деятельности
общественная работа устойчивый интерес к общественной работе ситуативный интерес к общественной работе отсутствие интереса к общественной работе
Поведенческий навыки участия в социальнозначимой деятельности индивидуальное участие активное участие в социально-значимой деятельности участие в социальнозначимой деятельности по просьбе взрослых не участвует
коллективное участие активное участие в коллективной социально-значимой деятельности периодическое участие в коллективной социально-значимой деятельности не участвует
организация других детей инициативность в организации социально-значимой деятельности безынициативное участие в коллективной социально-значимой деятельности отсутствие инициативности
М е г а с р е д а (международный уровень)
Рис. 3. Модель социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях на мезоуровне
Рис. 4. Структурно-функциональная модель социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей
Т-ЕСБО-ЛИТНЯ Е^ТВОЧЕИНЛ Е;[Ч-ПЕфсСЕр :ЕЗБНЫ'-: Лет-ЕН Б НШВЕЛЬВ™ ;ри’.
Гуманитарные науки. Педагогика и психология
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. М., 2005.
2. Козырева Е.Н. Педагогические условия повышения уровня педагогической культуры сельского учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 2001.
3. Мудрик А.В. Социальная педагогика / под ред. В.А. Сластенина. М., 2002.
4. Леонтьев А.А. Избранные психологические произведения: в 2 т. М., 1983. Т. 1.
5. Сорокин П.А. Система социологии. Социальная аналитика: учение о строении простейшего (родового) социального явления. М., 1993. Т. 1.
6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика / под ред. В. А. Сластенина. М., 2002.
7. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970.
Поступила в редакцию 21.06.2012 г.
UDC 371
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR IMPLEMENTING STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF SOCIO-EDUCATIONAL SUPPORT TO HIV-INFECTED CHILDREN IN INSTITUTIONS FOR JUVENILES
Olga Alekseyevna DOROZHKINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Head of Social and Family Pedagogics, e-mail: [email protected]
Svetlana Vasilyevna LEVCHUK, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Assistant of Social and Family Pedagogy Department, e-mail: [email protected]
The scientific basis for the organizational and pedagogical conditions necessary for the implementation of structural and functional model of socio-educational support to HIV-infected children in specialized institutions, aimed at their inclusion in social activities and meaningful integration into the social environment is presented.
Key words: potential; specialized institution for juveniles; HIV-infected children; interagency cooperation; social partnership; social and meaningful activities.