Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условияреализации структурно-функциональной модели социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних'

Организационно-педагогические условияреализации структурно-функциональной модели социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
345
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫЕ ДЕТИ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / POTENTIAL / SPECIALIZED INSTITUTION FOR JUVENILES / HIV-INFECTED CHILDREN / INTERAGENCY COOPERATION / SOCIAL PARTNERSHIP / SOCIAL AND MEANINGFUL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дорожкина Ольга Алексеевна, Левчук Светлана Васильевна

Представлено научное обоснование организационно-педагогических условий, необходимых для реализации структурно-функциональной модели социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфи-цированных детей в специализированных учреждениях, направленной на их включение в социально-значимую деятельность и интеграцию в социальную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дорожкина Ольга Алексеевна, Левчук Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR IMPLEMENTING STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF SOCIO-EDUCATIONAL SUPPORT TO HIV-INFECTED CHILDREN IN INSTITUTIONS FOR JUVENILES

The scientific basis for the organizational and pedagogical conditions necessary for the implementation of structural and functional model of socio-educational support to HIV-infected children in specialized institutions, aimed at their inclusion in social activities and meaningful integration into the social environment is presented.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условияреализации структурно-функциональной модели социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних»

УДК 371

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

© Ольга Алексеевна ДОРОЖКИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социальной и семейной педагогики, e-mail: daosocped@mail.ru © Светлана Васильевна ЛЕВЧУК Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, ассистент кафедры социальной и семейной педагогики,

e-mail: daosocped@mail.ru

Представлено научное обоснование организационно-педагогических условий, необходимых для реализации структурно-функциональной модели социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях, направленной на их включение в социальнозначимую деятельность и интеграцию в социальную среду.

Ключевые слова: потенциал; специализированное учреждение для несовершеннолетних; ВИЧ-инфицированные дети; межведомственное взаимодействие; социальное партнерство; социальнозначимая деятельность.

Десятки миллионов людей всего мира живут с вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). По оценке экспертов Всемирной организации здравоохранения в мире заражено более 40 млн человек.

Международными экспертами Объединенной программы Организации Объединенных Наций по противодействию распространения ВИЧ / СПИДа (ЮНЭЙДС) ВИЧ-инфекция признана глобальной социальной проблемой, которая ведет к обострению социальной напряженности в государствах, тяжелым социально-экономическим и демографическим последствиям для всего человечества.

В сложившейся ситуации наиболее уязвимой категорией населения оказались дети и подростки. Согласно данным статистики Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), с начала выявления вируса (1981) в мире зарегистрировано более 10 млн несовершеннолетних в возрасте до 15 лет, инфицированных ВИЧ, а в 2011 г. в мире проживало свыше 600 тыс. таких детей.

Особенно остро эта проблема стоит в России, где более 90 % ВИЧ-инфицированных детей становятся социальными или фактическими сиротами и вынуждены находиться в специализированных учреждениях для несовершеннолетних.

Многочисленные научные исследования (Е.Н. Виноградова, Е.Е. Воронин, А.Г. Рахманова, В.И. Покровский, А.А. Яковлев и др.) свидетельствуют, что ВИЧ-инфицированные дети не представляют опасности для окружающих. Более того, они сами нуждаются в особой помощи и поддержке со стороны общества и государства, т. к. постоянно подвергаются риску их жизнь и здоровье, что обусловлено их особыми психофизическими, психолого-педагогическими и социальнопедагогическими характеристиками.

Обстоятельное изучение научной литературы и социальной практики показало, что диагноз ВИЧ-инфекция у несовершеннолетних значительно снижает качество их жизни, ведет к возникновению множества социальных проблем (вынужденная изоляция, неприятие социума, отказ родителей и др.), с которыми ребенок не может справиться самостоятельно, что дает основание отнести его к категории «оказавшиеся в трудной жизненной ситуации».

Следовательно, ВИЧ-инфицированные дети становятся новым объектом социальнопедагогических исследований.

Наш научный интерес к проблемам ВИЧ-инфицированных детей обусловлен международным и российским социальным

заказом на обеспечение оптимальных условий для интеграции ВИЧ-инфицированных детей в социальную среду.

Анализ многочисленных научных исследований показал, что одним из эффективных средств улучшения качества жизни ВИЧ-инфицированных детей и включения их в социальную среду является социально-педагогическая поддержка, которая в современной отечественной и зарубежной литературе рассматривается с позиций различных научных подходов: пространственного (Т.Н. Под-дубная); средового (Л.П. Буева, Б.З. Вульфов, Е.Н. Дронова, Ю.С. Мануйлов, Н.А. Мясо-едова, в.д. Семенов, Г.Г. Шеек и др.); индивидуально-ориентированного (О.С. Газман, С. В. Куличкова); социально-педагогического (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, О.А. До-рожкина, С.И. Григорьев, Р.М. Куличенко, И.А. Липский, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, Л.Е. Никитина, Л.Я. Олиференко, В.С. Торох-тий, Г.Н. Филонов и др.); синергетического (В.И. Аршинов, О.Н. Астафьева, В.В. Василькова, В.В. Горшкова, В.Н. Корчагин, Н.М. Таланчук, К. Фюнфштюк, и др.); стра-тегиального (И.А. Зимняя) и характеризуется как система, процесс, деятельность.

Поддерживая мнение группы ученых, определяющих социально-педагогическую

поддержку как особый вид социально-педагогической деятельности, мы акцентируем внимание на характеристике «особый», что обусловлено особыми психофизическими, психолого-педагогическими и социально-педагогическими характеристиками ВИЧ-инфицированных детей.

Изучение современных научных теорий и концепций, а также собственный опыт исследования позволили нам сформулировать авторское понятие, согласно которому социально-педагогическая поддержка ВИЧ-инфицированных детей - это особый вид социально-педагогической деятельности, направленной на их интеграцию в социальную среду посредством формирования знаний о ВИЧ-инфекции, мотивации к социально-значимой деятельности и обучения навыкам посильного участия в ней.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами была разработана структурно-функциональная модель социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несо-

вершеннолетних, включающая целевой, концептуальный, технологический и результативный блоки, а также определены необходимые организационно-педагогические условия ее реализации.

Данные современной науки свидетельствуют о том, что к условиям традиционно относят внешние и (или) внутренние обстоятельства, то, от чего что-либо зависит (С.И. Ожегов). Этимология понятия «условие» позволяет трактовать его, с одной стороны, как обстоятельство, от которого зависит что-либо, и, с другой стороны - как обстановку, в которой что-либо осуществляется [1].

Важно отметить, что сочетание «организационно-педагогические условия» понимается в современной педагогической литературе неоднозначно.

Е.И. Козырева определяет их как совокупность объективных возможностей, обеспечивающих успешное решение поставленных задач [2].

Принимая за основу теорию А.В. Муд-рика, согласно которой «Социальное воспитание - это относительно самостоятельный компонент функционирования воспитательной организации, обусловливающий эффективность социального воспитания; в научном аспекте представляет составную часть существенной, объективно существующей, повторяющейся взаимосвязи между явлениями и процессами; в методическом аспекте выступает в качестве требований и правил решения социально-педагогических задач». В контексте нашего исследования мы понимаем под организационно-педагогическими условиями комплекс педагогических условий, необходимых для подготовки ВИЧ-инфицированных детей к интеграции в социальную среду и организационных условий, способствующих их включению в социально-значимую деятельность [3].

В качестве основных организационнопедагогических условий, способствующих эффективной реализации разработанной нами структурно-функциональной модели социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, выступают:

- организация деятельности с учетом психофизических, психолого-педагогических и

социально-педагогических особенностей

ВИЧ-инфицированных детей;

- актуализация потенциала специализированного учреждения для несовершеннолетних;

- внедрение авторской технологии социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних.

Рассматривая содержание первого условия, мы акцентируем внимание на необходимости соблюдения ряда следующих правил:

- дифференцированный подход, применение которого обусловлено психофизическими, психолого-педагогическими и социально-педагогическими особенностями ВИЧ-инфицированных детей, принадлежащих к разным группам: группа «А» (условно здоровые дети), группа «В» (дети с бессимптомной стадией ВИЧ (хроническая форма, виру-соносительство)) и группа «С» (дети, больные ВИЧ-инфекцией):

- соблюдение конфиденциальности, направленной на недопущение разглашения положительного ВИЧ-статуса ребенка и защиту его от дискриминации;

- соблюдение противоэпидемических мер и санитарно-гигиенического режима, направленных на снижение риска заражения ВИЧ-инфицированного ребенка другими инфекционными заболеваниями, которые могут привести к активизации вируса иммунного дефицита человека и спровоцировать обострение заболевания;

- индивидуальная работа с ВИЧ-инфицированными детьми в целях сохранения в тайне ВИЧ-статуса ребенка и защиты его от дискриминации.

Соблюдение перечисленных правил способствует повышению эффективности социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, направленной на их включение в социальнозначимую деятельность и интеграцию в социальную среду.

Второе организационно-педагогическое условие реализации модели - актуализация потенциала специализированного учреждения для несовершеннолетних, который включает:

- организационную структуру учреждения;

- педагогически организованную среду;

- межведомственное взаимодействие (социальное партнерство);

- готовность персонала к работе с ВИЧ-инфицированными детьми.

Рассматривая организационную структуру специализированного учреждения для несовершеннолетних, мы акцентируем внимание на возможности создания семейных воспитательных групп как наиболее оптимальных условий социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей. Слабый иммунитет ребенка, его психофизические, психолого-педагогические и социально-педагогические особенности указывают на необходимость именно семейного воспитания и особого ухода.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», семейные воспитательные группы создаются в структуре специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на основании п. 8 Раздела II «Организация деятельности учреждения».

В настоящее время в международной и российской социальной практике деятельность семейных воспитательных групп (СВГ) характеризуется неоднозначно: механизм

временного замещения кровных родителей; форма социально-реабилитационной работы; временная семейная форма жизнеустройства детей; технология работы с неблагополучными семьями; условия семейного воспитания несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, мы акцентируем внимание на том, что ученые и практики сходятся во мнении, что основное предназначение семейной воспитательной группы -организация комфортных семейных условий, способствующих повышению качества жизни несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Следовательно, оптимизация структуры учреждения посредством создания семейных воспитательных групп не только способствует включению ВИЧ-инфицированного ребенка в социальную среду, но и дает возможность проживать в семье.

Следующим элементом потенциала специализированного учреждения для несовершеннолетних нами признается педагогически организованная среда.

Для эффективной социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях важно создать доброжелательную позитивную педагогическую среду, способствующую повышению у ВИЧ-инфицированных детей уверенности в себе и собственных силах, осознанию собственной значимости для коллектива и общества в целом.

Для актуализации педагогического потенциала среды специализированного учреждения мы используем следующие средства:

- актуализация межличностного общения;

- организация социального взаимодействия;

- включение ВИЧ-инфицированного ребенка в разные виды индивидуальной и коллективной деятельности.

Межличностное общение включает общение со сверстниками и взрослыми. В силу того, что ВИЧ-инфицированный ребенок постоянно общается с педагогами, важно особое внимание уделять именно педагогическому общению как одной из разновидностей межличностного общения.

А.Н. Леонтьев характеризует педагогическое общение как профессиональное общение педагога с ребенком в образовательном процессе и вне его, «имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию совместной деятельности и отношений...» [4].

Принципиально важное значение имеет общение ВИЧ-инфицированного ребенка с другими детьми. Умение строить коммуникации, отношения, взаимодействие является залогом успешной интеграции в социальную среду. Владение индивидом совокупностью приемов построения межличностного общения с другими людьми является важнейшим условием успеха любого современного человека.

Социальное взаимодействие, характеризуемое в современной науке (М. Вебер, Т. Парсонс, П.А. Сорокин, Дж. Хоманс др.) как со-

вместное выполнение социальных функций, в предложенной нами модели организуется с учетом условий, выделенных П. Сорокиным:

1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга;

2) совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки;

3) наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга.

4) наличие общей основы для контактов, соприкосновения [5].

Важным средством социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних является их включение в разные виды индивидуальной и коллективной деятельности.

По мнению исследователей (В.В. Давыдов, А.В. Мудрик, В.А. Никитин, В.А. Сла-стенин и др.) включение детей в деятельность создает условия для действий в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения. Деятельность обеспечивает приобретение детьми практического опыта коллективных отношений [6].

Так, В.А. Сластенин отмечает, что любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели [6].

Характеризуя педагогический потенциал среды специализированного учреждения для несовершеннолетних и применяя многоуровневый подход, предложенный А. В. Мудри-ком, мы акцентируем внимание на его взаимосвязи с межведомственным взаимодействием.

Учитывая, что разработанная нами структурно-функциональная модель социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей направлена на реализацию международного и российского социального заказа на предоставление равных возможностей людям, живущим с ВИЧ, для интеграции в социальную среду и участия в социально-значимой деятельности, мы ис-

пользуем педагогический потенциал социальной мега-, макро- , мезо- и микросреды.

В данном контексте социально-педагогический потенциал мегасреды определяется возможностями международных организаций, действующих в рамках Объединенной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ / СПИДу (ЮНЭЙДС) и обеспечивающих:

- предоставления объективной и достоверной информации о ВИЧ-инфекции и возможностях людей, живущих с ВИЧ;

- развития партнерских отношений и мобилизацию ресурсов для принятия эффективных мер по поддержке ВИЧ-инфицированных детей;

- внедрения единых критериев и показателей оценки качества социально-педагогических и иных услуг, предоставляемых ВИЧ-инфицированным детям в разных государствах мира.

Анализ международных методических и инструктивных материалов позволил нам

разработать схему межведомственного взаимодействия на мегауровне (рис. 1).

На уровне макросреды (федеральный уровень) социально-педагогическая поддержка ВИЧ-инфицированных детей осуществляется на основе межведомственного взаимодействия и актуализации педагогического потенциала государственных и негосударственных структур, реализующих программы по оказанию услуг гражданам, затронутым ВИЧ.

Важно отметить, что межведомственное взаимодействие должно осуществляться на условиях социального партнерства, сущность которого, по мнению ученых, заключается в организации социального действия, основанного на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности. Модель социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних представлена на рис. 2.

М е г а с р е д а (международный уровень)

Организация Объединенных Наций

Объединенная Программа ООН по ВИЧ / СПИДу (ЮНЭЙДС)

Координационный совет Объединенной программы по ВИЧ С.ЩЦу

ЮНИСЭФ (Детский фонд Организации Объединенных Наций

ВОЗ (Международная ор-

>ЛЛЛЛЛЛЛЛЛ\ЛАЛ^ЧЛЛЛЛЛ*ЛЛ/'/'лЛчЛЛЛЛЛЛАЛ/\ЛЛЛЛ^^Л'

ганизация

здравоохранения)

І^ШСКО^Управлеіше^ ООК^по^воіщосам^ образования и культуры)

МПП (Мировая продовольственная программа

МОТ (Международная организация труда)

Благотворительные

фонды

Макросреда

(федеральный уровень)

Мез о сред а

(региональный уровень)

Микросреда

(специализированное учреждение для несо-вер шенно летних)

ВИЧ

инфицированный

ребенок

ПРООН (Программа развития Организации Объединенных Наций)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЮНФПА (Фонд по народонаселению ООН")

юнодк

(Управление ООН по наркотикам и преступности)

Всемирный банк

СМИ

Международный общественные организации

Рис. 1. Модель социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях на мегауровне

М е г а с р е д а (международный уровень) Макроср^еда (уровень государства)

Рис. 2. Модель социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей на уровне макросреды

На уровне мезосреды (региональный уровень) обеспечиваются:

- поддержание устойчивого взаимодействия субъектов социально-педагогической поддержки, согласно принятой региональной стратегии интеграции ВИЧ-инфицированных детей в социальную среду;

- подготовка (повышение уровня профессиональной компетентности) педагогических и медицинских работников к работе с ВИЧ-инфицированными детьми (рис. 3).

На уровне микросреды социально-педагогическая поддержка ВИЧ-инфицированных детей осуществляется в специализированных учреждениях для несовершеннолетних согласно разработанной и экспериментально апробированной авторами структурно-функциональной модели, представленной на рис. 4.

Педагогически организованная среда, характеризуемая нами как элемент потен-

циала специализированного учреждения для несовершеннолетних, и межведомственное взаимодействие, построенное на условиях социального партнерства, являются одними из важнейших факторов, способствующих интеграции ВИЧ-инфицированных детей в социальную среду.

Рассматривая готовность персонала специализированных учреждений к работе с ВИЧ-инфицированными детьми, мы отмечаем важность их специальной подготовки, включающей: знания о ВИЧ-инфекции, мотивацию и навыки владения современными социально-педагогическими технологиями.

В качестве третьего организационнопедагогического условия мы рассматриваем внедрение авторской технологии социальнопедагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних.

Критерии, показатели и уровни готовности ВИЧ-инфицированных детей к социально-значимой деятельности и включению в социальную среду представлены в табл 1.

Таким образом, выявленные и научно обоснованные организационно-педагоги-

ческие условия реализации авторской струк-

турно-функциональной модели социальнопедагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях для несовершеннолетних способствуют включению каждого ребенка, затронутого ВИЧ в социально-значимую деятельность и интеграции его в социальную среду.

Таблица 1

Критерии, показатели и уровни готовности ВИЧ-инфицированных детей к социально-значимой деятельности и включению в социальную среду

Компоненты Критерии оценки Показатели Уровни

высокий средний низкий

і гн гКо знания детей о ВИЧ-инфекции и ее влиянии на организм человека представления о ВИЧ-инфекции широкие устойчивые представления представления разрозненные, фрагментарные представления слабо сформированы

особенности людей с ВИЧ обширные знания особенностей и возможностей людей с ВИЧ представления об особенностях людей с ВИЧ размытые, нечеткие минимальные знания об особенностях людей с ВИЧ

жизнедеятельность с ВИЧ представления о системе поддержки ВИЧ-инфицированных детей в России информация разрозненная, фрагментарная; представления о системе поддержки ВИЧ-инфицированных детей слабо сформированы представления о ВИЧ-инфекции отрывочные, нечеткие

нныио І интерес к социальнозначимой деятельности индивидуальная социально- значимая деятельность стойкий интерес к индивидуальной социально-значимой деятельности ситуативный интерес к индивидуальной социально-значимой деятельности отсутствие интереса к индивидуальной социально-значимой деятельности

коллективная социально- значимая деятельность стойкий интерес к коллективной социально-значимой деятельности ситуативный интерес к коллективной социально-значимой деятельности отсутствие интереса к коллективной социально-значимой деятельности

общественная работа устойчивый интерес к общественной работе ситуативный интерес к общественной работе отсутствие интереса к общественной работе

Поведенческий навыки участия в социальнозначимой деятельности индивидуальное участие активное участие в социально-значимой деятельности участие в социальнозначимой деятельности по просьбе взрослых не участвует

коллективное участие активное участие в коллективной социально-значимой деятельности периодическое участие в коллективной социально-значимой деятельности не участвует

организация других детей инициативность в организации социально-значимой деятельности безынициативное участие в коллективной социально-значимой деятельности отсутствие инициативности

М е г а с р е д а (международный уровень)

Рис. 3. Модель социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей в специализированных учреждениях на мезоуровне

Рис. 4. Структурно-функциональная модель социально-педагогической поддержки ВИЧ-инфицированных детей

Т-ЕСБО-ЛИТНЯ Е^ТВОЧЕИНЛ Е;[Ч-ПЕфсСЕр :ЕЗБНЫ'-: Лет-ЕН Б НШВЕЛЬВ™ ;ри’.

Гуманитарные науки. Педагогика и психология

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. М., 2005.

2. Козырева Е.Н. Педагогические условия повышения уровня педагогической культуры сельского учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 2001.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика / под ред. В.А. Сластенина. М., 2002.

4. Леонтьев А.А. Избранные психологические произведения: в 2 т. М., 1983. Т. 1.

5. Сорокин П.А. Система социологии. Социальная аналитика: учение о строении простейшего (родового) социального явления. М., 1993. Т. 1.

6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика / под ред. В. А. Сластенина. М., 2002.

7. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970.

Поступила в редакцию 21.06.2012 г.

UDC 371

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR IMPLEMENTING STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF SOCIO-EDUCATIONAL SUPPORT TO HIV-INFECTED CHILDREN IN INSTITUTIONS FOR JUVENILES

Olga Alekseyevna DOROZHKINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Head of Social and Family Pedagogics, e-mail: daosocped@mail.ru

Svetlana Vasilyevna LEVCHUK, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Assistant of Social and Family Pedagogy Department, e-mail: daosocped@mail.ru

The scientific basis for the organizational and pedagogical conditions necessary for the implementation of structural and functional model of socio-educational support to HIV-infected children in specialized institutions, aimed at their inclusion in social activities and meaningful integration into the social environment is presented.

Key words: potential; specialized institution for juveniles; HIV-infected children; interagency cooperation; social partnership; social and meaningful activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.