Научная статья на тему 'Структурно-функциональная модель процесса формирования компетенции самоорганизации учебной деятельности студентов вуза гуманитарного направления подготовки'

Структурно-функциональная модель процесса формирования компетенции самоорганизации учебной деятельности студентов вуза гуманитарного направления подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
443
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПОНЕНТЫ / ПРИНЦИПЫ / РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / ФГОС ВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова Дарья Владимировна

В статье рассматривается структурно-функциональная модель формирования компетенции самоорганизации учебной деятельности студентов вуза гуманитарного направления подготовки. Структурно-функциональная модель представляет собой целостную систему, состоящую из закономерных, функционально связанных компонентов (блоков). Компоненты модели раскрывают внутреннюю структуру процесса формирования компетенции самоорганизации учебной деятельности студентов гуманитарного направления подготовки. Модель включает целевой, содержательный, процессуальный, контрольно-оценочный компоненты. Процессуальный блок содержит методы и формы обучения, в частности, активные методы обучения и практико-ориентированые формы организации работы. Такая организация учебного процесса позволит развить у студентов рефлексивность, субъектную позицию. Данный блок отражает логику и этапы формирования компетенции самоорганизации учебной деятельности студентов вуза, акцентируя специфику деятельности студентов и преподавателя как субъектов учебной деятельности. Контрольно-оценочный компонент раскрывает специфику текущего и итогового контроля преподавателем. При реализации модели сделан акцент на активных методах обучения и практико-ориентированных формах организации учебной работы, на применение гуманитарных педагогических технологий в образовательном процессе. Результатом реализации модели является повышение уровня сформированности компетенции самоорганизации учебной деятельности студентов вуза. Данная тематика актуальна, так как отвечает требованиям ФГОС ВО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная модель процесса формирования компетенции самоорганизации учебной деятельности студентов вуза гуманитарного направления подготовки»

Структурно-функциональная модель процесса формирования компетенции самоорганизации учебной деятельности студентов вуза гуманитарного направления подготовки

Орлова Дарья Владимировна,

аспирант, кафедра общей и профессиональной педагогики, ФГбОу ВО «Челябинский государственный университет», orlova.daria.v@yandex.ru

В статье рассматривается структурно-функциональная модель формирования компетенции самоорганизации учебной деятельности студентов вуза гуманитарного направления подготовки. Структурно-функциональная модель представляет собой целостную систему, состоящую из закономерных, функционально связанных компонентов (блоков). Компоненты модели раскрывают внутреннюю структуру процесса формирования компетенции самоорганизации учебной деятельности студентов гуманитарного направления подготовки. Модель включает целевой, содержательный, процессуальный, контрольно-оценочный компоненты. Процессуальный блок содержит методы и формы обучения, в частности, активные методы обучения и практико-ориентированые формы организации работы. Такая организация учебного процесса позволит развить у студентов рефлексивность, субъектную позицию. Данный блок отражает логику и этапы формирования компетенции самоорганизации учебной деятельности студентов вуза, акцентируя специфику деятельности студентов и преподавателя как субъектов учебной деятельности. Контрольно-оценочный компонент раскрывает специфику текущего и итогового контроля преподавателем. При реализации модели сделан акцент на активных методах обучения и практико-ориентированных формах организации учебной работы, на применение гуманитарных педагогических технологий в образовательном процессе. Результатом реализации модели является повышение уровня сформиро-ванности компетенции самоорганизации учебной деятельности студентов вуза. Данная тематика актуальна, так как отвечает требованиям ФГОС ВО.

Ключевые слова: модель, моделирование, структурно-функциональная модель, высшее образование, профессиональная подготовка, компоненты, принципы, развитие компетенций, ФГОС ВО.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования меняет соотношение между аудиторной и самостоятельной работой студентов. Увеличение доли часов, отводимых на самостоятельную работу студентов, требует новых средств и методов в освоении учебного материала. В связи с этим возникает необходимость проектирования образовательного процесса в вузе, направленного на формирование компетенции самоорганизации учебной деятельности студентов в новых условиях профессиональной подготовки [10].

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования закреплено достижение общекультурной компетенции: способности к самоорганизации и самообразованию. («Педагогическое образование» ОК-6, «Психология» ОК-7).

Как мы видим, на государственном уровне закрепляется потребность в качественной профессиональной подготовке специалистов, способных к самоорганизации, самообразованию и прослеживается актуальность выбранной темы на социальном уровне.

Разработка структурно-функциональной модели формирования компетенции самоорганизации учебной деятельности студентов вуза гуманитарного направления подготовки являлась одной из ключевых задач исследования.

В широком смысле в науке моделирование относится к методу познания, позволяющем изучить, построить и применить модель, опираясь на теорию аналогий. В соответствии с данной теорией и, на основании предполагаемого подобия, делается вывод, что обнаруженные при моделировании свойства присущи оригинальному объекту или явлению.

Научная модель - это идеальная (мысленная) или материальная система, способная так замещать предмет исследования, что возможно получение и выражение нового знания об этом предмете, его параметрах, функциях и прочем.

Термин «модель» происходит из латыни, где обозначает «образ», «уменьшенный вариант». Во

со ^

0

сч

01

французском языке слово «модель» имеет значение «аналог», «схема», «структуру» и т.п. То есть под моделью понимается созданный искусственно объект, копирующий оригинал, и представленный в виде знаковых изображений, структур и схем, в абстрактном и упрощенном виде структуру изучаемого явления или процесса.

М.А. Панфилов определяет модель как «искусственно созданный образец, специальная знаково-символическая форма для отражения и воспроизведения в более простом виде структуры многофакторного явления, непосредственное рассмотрение которой дает новые знания об объекте изучения» [8, с. 52].

М.Е. Дашкин под педагогической моделью понимает «мысленно представляемый объект или процесс (или его определенные стороны), который при определенных условиях в процессе исследования заменяет оригинальный объект таким образом, что изучение модели позволяет получить новую информацию об объекте-оригинале» [2].

0.Ю. Елькина отмечает, что «обобщение имеющихся в научной литературе определений понятия «модель» позволяет установить, что их авторы называют признаки, свойственные моделям: искусственно созданный образец; структура, воспроизводящая часть действительности в упрощенном виде; наглядная форма отражения оригинала, конкретный образ объекта, в котором отражаются реальные или предполагаемые свойства» [3, с. 23].

Построение педагогических моделей и процесс моделирования в целом разрабатывались в работах В.П. Дахина, Е.Н. Землянской, В.М. Монахова, Ю.З. Кушнера, В.А. Штоффа и других [5; 7; 9]. Согласно данным исследованиям перенос на оригинал результатов, полученных входе построения и апробации моделей, возможен при условии соблюдения рамок допустимых упрощений.

При разработке модели формирования компетенции самоорганизации учебной деятельности студентов вуза гуманитарного направления подготовки мы придерживались следующих требованиями:

1. Корректность - при моделировании необходимо соблюдать оптимальное соотношение элементов, учитывать их взаимосвязи аналогично объекту-оригиналу;

2. Функциональность - должно совпадать описание функционирования элементов реально существующей и моделируемой системы;

3. Научность - выводы, сделанные в ходе исследования модели, возможно проверить экспериментально.

Из всего многообразия видов педагогических моделей структурно-функциональная модель примечательна тем, что как структурная модель она переносить внутреннюю систему, устройство оригинала, при этом функциональная составляющая описывает определенные характерные для этого процесса значимые качества, функции и способы взаимодействия элементов [6; с. 49].

Проанализировав теоретические источники и опираясь на знания об оригинальной, реально наличествующей системе образовательного про-

цесса в высшей школе, нами разработана структурно-функциональная модель. Структурно-функциональная модель представляет собой целостную систему, состоящую из закономерных, функционально связанных компонентов (блоков). Компоненты модели раскрывают внутреннюю структуру процесса формирования компетенции самоорганизации учебной деятельности студентов гуманитарного направления подготовки.

Цг.гсвон

Требовании ФГОС 1)0

КОМНОНСНТ

Социальный заказ

Цель: Формировании компетеиецин самоорганизации учебной деятельности студентов вуза гамуннтарного направления подготовки

Содержател ьны и компонент

Комплекс педагогических условий формировании компетенции самоорган н ¡.кии учебной деятельности: И При изучении специальных профнльиых дисциплин (модулей) применять активные методы обучении, направленные на активизастю основных мш [ни шиш в самоорганизации: когнитивного компонента (познаватсп м,ои деятельности студентов), целеполаганне, анализ, практическое решение профессиональных задач.

2) Разработана и внедрена психолога-педагоги чеекая программа, учитывающим основные компоненты самоорганизации; мотивацию, волевую регуляцию, рефлексивность.

Процессуальный компонент

Не пользование П[Те1ишвдтлсм активны к методой и фирм чпученн^ направленных на ОСНОВЕ1ЫС компоненты самоорганизации: анализ, целеполаганне, когнитивный компонент.

Методы обучения: метод «дискуссии», «круглый стол», «кенс-метоа», «деловая игра» и лр.

Формы оЕнчения: лекции, семинары, консультации, самостоятельная работа студента и др.

Средства обучена: учебно-методические пособии, мультимедийные средства.

Кон з ро.г ыю -one ноч н ый ком i юн сиг

1. Koo ipo.it 11 реоолаваie.ifm: ! ■:, н'Г о итоговый шнгро.ти ппднвидсатьные и коллективные [[роекты, предметные : "Л-*- рщцетныв ОИЦАПНады, творческие конкурсы: проектные раоогы, же, творческие работы »[а "заданную тему: участие в тучных конфгренцикх, оформление н публикация статен)учитывающий основные компоненты самоорганизации учебной деятельности:

2. Самоконтроль езутеша (оеновываетек на рсфнсксивносги)

Результат: Студент вуза, обладающий компетенцией самоорган и за ни и уче ilooii деятельности

Составляющие структурно-функциональной модели базируются на системной, деятельностном и компетентностном подходах к образованию, доказывающих общие и частные педагогические средства формирования компетенции самоорганизации учебной деятельности студентов вуза гуманитарного направления подготовки при изучении специальных профильных дисциплин (модулей).

Расположение всех компонентов структурно-функциональной модели носит последовательных характер, взаимообуславливая и дополняя друг друга функциональным назначением. При этом образуется целостный процесс формирования компетенции самоорганизации учебной деятельности студентов вуза. Все компоненты содержа-

тельно наполнены, исходя из специфики и функций описанного процесса.

Основой целевого компонента является описание цели формирования компетенции самоорганизации учебной деятельности студентов вуза при изучении специальных профильных дисциплин (модулей).

В содержательный блок, в свою очередь, мы выделили комплекс педагогических условий формирования компетенции самоорганизации учебной деятельности студентов вуза:

1) При изучении специальных профильных дисциплин (модулей) применять активные методы обучения, направленные на активизацию основных компонентов самоорганизации: когнитивного компонента, целеполагания, анализа ситуации.

2) Разработана и внедрена психолого-педагогическая программа, учитывающая основные компоненты самоорганизации: мотивацию, волевую регуляцию, рефлексивность.

В процессуальный блок включены методы и формы обучения, в частности, активные методы обучения и практико-ориентированые формы организации работы. Организация учебного процесса таким образом, позволит развить у студентов рефлексивность, субъектную позицию. Данный блок отражает логику и этапы формирования компетенции самоорганизации учебной деятельности студентов вуза, акцентируя специфику деятельности студентов и преподавателя как субъектов учебной деятельности.

Контрольно-оценочный компонент раскрывает специфику текущего и итогового контроля преподавателем через индивидуальные и коллективные проекты, предметные и межпредметные олимпиады, творческие конкурсы; проектные работы, эссе, творческие работы на заданную тему; участие в научных конференциях, оформление и публикация статей. И включает самоконтроль студента, основывающийся на рефлексивности.

При реализации структурно-функциональной модели нами сделан упор на применение гуманитарных педагогических технологий, таких как «метод кейсов», проектная деятельность, создание портфолио и т.п.; активных методах обучения и практико-ориентированных формах организации работы. Данный подход позволит развить субъектную позицию студента, задействовать рефлексивность деятельности через самопознание и самовыражение.

Результатом реализации модели является повышение уровня сформированности компетенции самоорганизации учебной деятельности студентов вуза.

Описанные компоненты (блоки) структурно-функциональной модели формирования компетенции самоорганизации учебной деятельности студентов вуза взаимосвязаны, последовательны и необходимы для достижения поставленной цели, при этом модель, как структурное образование, открыта для дополнений и корректировок.

Таким образом, разработанная структурно-функциональная модель формирования компе-

тенции самоорганизации учебной деятельности студентов вуза отражает все составляющие процесса: цель, содержание, методы и технологии, включает субъектов деятельности и описывает результат. Данная модель позволяет разрешить имеющееся противоречие между нормативно закрепленной необходимостью формирования компетенции самоорганизации учебной деятельности студентов вуза и недостаточной теоретической разработанностью данного вопроса.

Литература

1. Бахтин, М.М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 5. Работы 1940-1960 гг. // М.М. Бахтин. - М.: Русские словари, 1996. - С.212-213.

2. Дашкин, М.Е. Коммуникативные умения специалистов системы «Человек-человек» как предметное содержание их подготовки автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук., - Москва, 1999. 34 с.

3. Делимова, Ю.О. Моделирование в педагогике и дидактике // Вестник Шадринского государственного педагогического института №3(19), 2013. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-3-7.pdf (дата обращения: 02.09.2018)

4. Землянская, Е.Н. Моделирование как метод педагогического исследования // Преподаватель XXI век. 2013. №3. URL: https://cyberlenmka.m/artide/n/modeNrovame-kak-metod-pedagogicheskogo-issledovaniya-1 (дата обращения: 02.09.2018).

5. Кушнер, Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. -66 с.

6. Лопатина, С.С. Структурно-функциональная модель развития компетенций межличностного и делового общения в процессе подготовки студентов // Международный научно-исследовательский журнал, 2016, №12 - Екатеринбург, 2016. URL: https://research-joumal.org/wp-content/uploads/2011/10/12-4-54.pdf (дата обращения: 02.09.2018).

7. Монахов, В.М. Педагогическое проектирование - современный инструментарий дидактических исследований [Текст] / В.М. Монахов // Школьные технологии. - 2001. - № 5. - С. 75-89.

8. Панфилов, М. А. Знаково-символическое моделирование учебной информации в вузе: [Текст] / М.А. Панфилов // Педагогика. - 2005. - № 9. - С. 51 - 56.

9. Штофф В.А. Моделирование и философия. -М.: Наука, 1966.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. -URL:http://минобрнауки.рф/336 (дата обращения: 20.08.2018).

Structural-functional model of the process of forming the competence of the self-organization of the educational activity of students of the humanitarian training course of training

Orlova D.V.

Chelyabinsk State University

The article deals with the structural and functional model of forming the competence of the self-organization of the educational activity of students of the university of the humanitarian direction of preparation. The components (blocks) of this model reveal the internal organization of the process of forming the competence of self-organization of educational activities of students in the humanitarian direction of training. The structural-functional model includes target, content, procedural, control-evaluation components. The blocks listed are interrelated and necessary to achieve the planned result, but the model is a structural entity open to additions and changes. The procedural block contains the methods and forms of training used, it includes active teaching methods and practice-oriented forms of the organization of academic work. The control and evaluation component reveals the specifics of current and final control by the teacher through individual and collective projects, essays, creative works on a given topic; participation in scientific conferences, design and publication of articles. And includes self-control of the student, based on reflexivity. When implementing the model, emphasis is placed on active teaching methods and practice-oriented forms of organization of educational work, on the application of humanitarian pedagogical technologies in the educational process, the specificity of which lies in the development of the subjective position.The result of the implementation of the model is an increase in the level of formation of the competence of self-organization of educational activities of university students. This topic is relevant, as it meets the requirements of GEF VO.

Key words: model, modeling, structural-functional model, higher education, vocational training, components, principles, competence development, GEF VO.

References

1. Bakhtin, M.M. Collected works: in 7 t. T. 5. Works of 1940-

1960//M.M. Bakhtin. - M.: Russian dictionaries, 1996. - Page 212-213.

2. Dashkin, M.E. Communicative abilities of experts of the Person

person system as subject content of their preparation aBTope$. yew. on comck. Wuchang. step. edging. neg. sciences., -Moscow, 1999. 34 pages.

3. Delimova, Yu.O. Modeling in pedagogics and didactics//the Bulletin of the Shadrinsk state teacher training college No. 3(19), 2013. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-3-7.pdf (date of the address: 9/2/2018)

4. Zemlyanskaya, E.N. Modeling as method of a pedagogical research//Teacher the XXI century. 2013. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-kak-metod-pedagogicheskogo-issledovaniya-1 (date of the address: 9/2/2018).

5. Kouchner, Yu.Z. Metodologiya and methods of a pedagogical

research (educational and methodical grant). - Mogilev: MSU of A.A. Kuleshov, 2001. - 66 pages.

6. Lopatina, S.S. Structurally functional model of development of

competences of interpersonal and business communication in the course of training of students//the International research magazine, 2016, No. 12 - Yekaterinburg, 2016. URL: https://research-journal.org/wp-content/uploads/2011/10/12-4-54.pdf (date of the address: 9/2/2018).

7. Monks, V.M. Pedagogical design - modern tools of didactic researches [Text] / V.M. Monakhov//School technologies. -2001. - No. 5. - Page 75-89.

8. Panfilov, M.A. Sign and symbolical modeling of educational information in higher education institution: [Text] / M.A. Panfilov//Pedagogics. - 2005. - No. 9. - Page 51 - 56.

9. Shtof of VA. Modeling and philosophy. - M.: Science, 1966.

10. Federal state educational standard [An electronic resource]. -URL:http://Ministry of Education and Science. Russian Federation / 336 (date of the address: 8/20/2018).

CO

0

C4

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.