DOI: 10.12731/2218-7405-2013-5-8 УДК 378.147.227
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Зотова-Садило Е.Ю.
Цель
В статье представлена структурно-функциональная модель формирования профессионального делового общения будущих специалистов экономического профиля, охарактеризованы ее основные компоненты, детализирована цель, функция, принципы, методы ее практической реализации.
Метод или методология проведения работы
Рассматриваемая модель направлена на обеспечивание высокого и достаточного уровней профессионального делового общения / межкультурного делового общения будущих специалистов в процессе гуманитарной подготовки посредством внедрения адекватного проблеме спецкурса, интегрированной аудиторной и внеаудиторной деятельности. Главной особенностью спецкурса является его интегрированный характер, что обусловлено необходимостью синтеза преподавания предметов гуманитарного цикла с целью целостного восприятия учебного материала.
Результаты
Эффективной в этом контексте является профессионально ориентированная внеаудиторная работа, которая осуществляется в строгом соответствии с общей целью подготовки молодого специалиста. Успешная реализация структурно-функциональной модели возможна при условии
комплексного подхода к подготовке творческого специалиста посредством целостной системы всей учебной и внеаудиторной деятельности.
Ключевые слова: профессиональное деловое общение; межкультурное общение; будущие специалисты экономического профиля; аудиторная / внеаудиторная работа; спецкурс; гуманитарная подготовка.
STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL OF PROFESSIONAL BUSINESS COMMUNICATION DEVELOPMENT OF FUTURE
ECONOMIC SPECIALISTS
Zotova-Sadylo E.Y.
Purpose
The structural-functional model of professional business communication development of future economic specialists is presented by the author. Its basic components, purpose, function, principles, methods of its practical realization are characterized in the article.
Methodology
The considered model is aimed at providing advanced and competent levels of professional business communication / cross-cultural business communication of future specialists in economics by means of relevant to the problem special course within a system of humanitarian cycle disciplines, and integrated class hours and extracurricular activity. The main feature of the special course is its integrated character determined by the necessity to synthesize contents of humanitarian cycle disciplines for the purpose of training material comprehensive awareness.
Results
In this context focused professional extracurricular activity carried out in strict accordance with an overall objective of young specialist training is effective. Successful implementation of structural functional model is possible providing that
integrated approach to creative specialists training by means of entire educational and extracurricular activity system.
Keywords: professional business communication; future economic specialists; cross-cultural business communication; class hours and extracurricular activity; special course; system of humanitarian cycle disciplines.
Современное общество нуждается в высокообразованных специалистах, которые бы обладали навыками творческого использования приобретенных знаний для оптимального решения заданий профессиональной деятельности и имели адекватный требованиям международного рынка труда уровень культуры и техники общения. Знание и соблюдение делового этикета расширяют возможности эффективного профессионального делового общения между партнерами, делают его более цивилизованным. Особенную ценность приобретает способность специалиста, в частности экономиста, к коммуникации, прежде всего, деловой, обеспечивающей успешные партнерские отношения, в том числе международные: формирование умений продуктивно общаться, устанавливать деловые контакты, вести переговоры и презентации, организовывать партнерские встречи и тому подобное является ключевым условием получение оптимального результата. Именно это обусловило необходимость поиска новых путей формирования и совершенствования профессионального делового общения будущих экономистов.
Цель данной статьи: представить разработанную структурно-функциональную модель формирования профессионального делового общения (далее ПДО) будущих специалистов экономического профиля в процессе гуманитарной подготовки как один из путей эффективного решения проблемы.
Убеждены, что формирование профессионального делового общения (межкультурного делового общения) в настоящее время является одним из перспективных направлений подготовки будущих специалистов экономического направления. Бесспорно, уверенное владение ПДО - это
привлекательный фактор для трудоустройства специалиста. С целью повышения уровня качественной подготовки будущих специалистов нами разработано структурно функциональная модель формирования профессионального делового общения будущих профессионалов-экономистов.
Модель формирования профессионального делового общения будущих специалистов экономического профиля в процессе гуманитарной подготовки являет собой целостное образование, которое состоит из трех взаимосвязанных блоков: целеопределяющего, концептуально инструментального и мониторингового (Рис. 1).
Описание исследования. Рассмотрим предлагаемую структурно функциональную модель детально. Целеопределяющий блок презентует фундаментальные принципы, основную функцию, стратегическую цель, практические задания и гипотезу модели формирования профессионального делового общения. Следует отметить, что компоненты данного блока определяют методы, с помощью которых исследуется эта проблема и детерминируют средства эффективного воздействия на процесс. Это, фактически, первый этап модели. Следовательно, на этом этапе, который можно условно назвать прогностическим, обеспечивается теоретическое обоснование модели.
Сначала обозначим ее цель. Цель модели: обеспечить высокий и достаточный уровень ПДО / межкультурного делового общения будущего специалиста экономического профиля в процессе гуманитарной подготовки посредством внедрения адекватного проблеме спецкурса, интегрированной аудиторной и внеаудиторной деятельности. Достижение цели формирования ПДО предусматривает решение ряда практических заданий: 1) повысить уровень владения студентами государственным и иностранным языками; 2) сформировать внутреннюю мотивацию к овладению навыками ПДО; 3) развить умение студентов производительно общаться на высоком и достаточном уровнях; 4) способствовать овладению студентами навыками, необходимыми
для системного профессионального самоусовершенствования и карьерного роста.
I. Целеопределяющий блок
5 8
Гипотеза: Формирование ПДО будущих специалистов экономического профиля будет более результативным при условии применения целостной системы гуманитарной подготовки (аудиторной и внеаудиторной)
II. Концептуально-инструментальний блок
/ \
I
I
Аудиторная деятельность: -спецкурс
Внеаудиторная деят-ность:
Ф
I
-научно -исследовател ьская д-сть;
-самост. робота студентов;
-клубная робота
\ /
Формирующий эксперимент
Традиционная аудиторная и внеаудиторная деятельность
О
I
I
«
я и
о
«
о
<Ц
Я И о
<Ц -
u О
Из
<Ц
я ■
о я я о Я
£
со К
Л
О
^ ^ си
§ 1 ° s § §
и о Л
- £ §1
S 5 я
со Я О
5 « О е Я <и
Я О О М Л
я§я
о я __
8§ Ъ
6 ^ о
Д ^ <D
<N Я 2 • - л &|
И R С
IIs
я а О
4 <U <D ¡С
И*
О I ^
„ о ^
И n <Ц О О Я
S3®
¡с сЗ (Г
н я & о я я
Я '
<Ц
ю о
й о
PI I
£ а IS ь о м
га ил "
4 £ о
5 ^^
¿sa
«5, ^ й
Л
е
III Мониторинговый блок ф
ф
Уровни владения ПДО:
-начальный;
- рабочий; -действенный;
- системно-функциональный
^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^
«
s и
(D
Я о
л
4
5
S3
s
ч
(D
I
о а s s s а
(D Н
s £
«
о а
8 и л
S
(D О (D Ю
2
Л «
а
В
и
S
X Л
Ё н с е
н н
экспер щенок е н Л ч
ч ° о
о н *
е н
S онк
Статистическая обработка данных
Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования ПДО будущих специалистов экономического профиля в процессе гуманитарной подготовки.
Следующим шагом стало определение принципов представленной структурно функциональной модели, которые должны в полной мере способствовать реализации отмеченных цели и заданий. На наш взгляд, исходными положениями предлагаемой модели являются следующие:
1. Принцип целостности. Мы рассматриваем феномен профессионального делового общения как структурный компонент концепции формирования личности молодого творческого специалиста экономической сферы в условиях современной высшей школы. Отмеченный принцип предопределяет: установление системных связей между исследуемым научным явлением и сущностными составляющими личности (ее убеждениями, внутренними мотивами, психологическими и возрастными особенностями, качествами характера, и тому подобное); раскрытие системы и механизма формирования ПДО (выявление компонентов и их внутренних взаимосвязей,
обеспечения условий, необходимых для успеха технологии формирования ПДО); определение роли и места ПДО в целостной системе гуманитарной подготовки специалистов экономической сферы (его особенности, специфика, функции, и тому подобное).
2. Комплексный подход. В контексте конкретного исследования комплексность означает одновременный и системный процесс формирования профессионального делового общения экономистов с позиций ряда гуманитарных дисциплин.
3.Принцип историзма является одним из важных в педагогическом исследовании, поскольку исторический подход обеспечивает достоверность полученных результатов от внедрения в образовательную технологию инноваций [101]. В разработанной модели применение принципа историзма сделало возможным освещение основных тенденций развития ПДО как научного феномена с целью определения содержательных направлений спецкурса, моделирования аудиторной и внеаудиторной работы и модели, в целом.
4. Принцип объективности. Он является детерминирующим фактором, который определяет научность модели. В педагогическом исследовании отмеченный принцип приобретает особенную роль, поскольку у каждого из участников учебного процесса есть собственная точка зрения относительно вопроса формирования ПДО и его отдельных аспектов. Причем позиции могут полярно отличаться. Такая мультивалентность предопределена психологическими, социальными, возрастными и гендерными особенностями участников, однако она не должна препятствовать установлению истины. Понятно, что истина должна быть тщательным образом проверенна, чтобы ее декларировать.
5. Принцип личностно ориентированного подхода реализуется через методологическую готовность преподавателя направлять, обеспечивать и поддерживать процессы личностного саморазвития, самоусовершенствования и
самопознания будущего специалиста. Именно личностно ориентированный подход обеспечивает формирование внутренней мотивации для овладения навыками и умениями, необходимыми для последующего самоусовершенствования и обучения на протяжении всей жизни, что, безусловно, актуально на сегодняшний день.
б.Принцип личностно деятельностного подхода реализуется через профессионально направленную учебную деятельность, основанную на субъект-субъектном взаимодействии участников процесса. Именно совместная интерактивная деятельность преподавателя и студента, лидера и членов функциональных групп, во время лекционных, семинарских, тренинговых, практических и лабораторных занятий обеспечивает эффективное формирование навыков профессиональной деловой коммуникации будущих экономистов.
Учитывая вышеупомянутые принципы, определена основная функция модели: способствовать качественной подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности через овладение ими профессиональным деловым общением в процессе гуманитарной подготовки в ВУЗе.
Обозначив цель, задание, принципы и функцию структурно функциональной модели, стало возможным выдвинуть гипотезу относительно прогнозируемого результата научного эксперимента по внедрению данной модели в практику. Мы допустили, что формирование профессионального делового общения будущих специалистов экономического профиля будет результативным при условии применения целостной системы гуманитарной подготовки (аудиторной и внеаудиторной), которая базируется на вышеупомянутых исходных положениях.
Эффективность внедрения модели формирования профессионального делового общения будущих специалистов экономического профиля в процессе гуманитарной подготовки прямо зависит от реализации организационно педагогических условий, необходимых для успешного формирования ПДО
будущих специалистов. Как справедливо отмечает Л.В. Онучак: «...условие является необходимым обстоятельством, которое делает возможным осуществление, создание и образование, чего-либо или способствует чему-то. Ее особенностью является то, что она сама, без участия человека, не может стать «определяюще-продуктивной» [143, с. 14]. В процессе овладения навыками профессиональной коммуникации организационно педагогические условия становятся почвой плодотворного сотрудничества администрации высшего учебного заведения, преподавателя и студентов.
Определяющими условиями считаем: 1) обеспечение позитивно-ценностного отношение к проблеме руководства высшего учебного заведения, научно педагогических работников и студентов; 2) профессионализм в организации и реализации системы аудиторной работы (преподавание спецкурса «Профессиональное деловое общение») но соответствующей коммуникативно ориентированной внеаудиторной работы; финансово-материальные условия функционирования спецкурса; 3) научно-методическое и технологическое обеспечение учебного процесса; 4) профессионально ориентированная внеаудиторная деятельность.
Стоит добавить, что целеопределяющий блок модели основывается на современных социальных запросах, нормативно правовой (законодательной) базе нашего государства и ориентирован на определение и разработку технологии получения идеального конечного результата.
Второй блок структурно функциональной модели формирования профессионального делового общения будущих специалистов экономического профиля - концептуально инструментальный, который реализуется на технологическом этапе моделирования.
Педагогическая технология, по определению ЮНЕСКО - это «.. .системний метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний, с учетом технических и человеческих ресурсов, а также их взаимодействия, задачей которого есть оптимизация форм
образования (за Г.К. Селевко) [148, с. 15]. Полагаем, что комплексный подход к определению структурно смысловых элементов педагогической технологии делает возможным решение проблемы формирования ПДО будущего специалиста экономической сферы в целостной системе учебной аудиторной и внеаудиторной работы.
Аудиторная форма учебной деятельности, организованная на принципах личностно ориентированного подхода, реализовывается через субъективные отношения педагога и студентов при условии наличия обратной связи в разных формах индивидуальной и групповой деятельности. Спецкурс «Профессиональное деловое общение» является одним из оптимальных путей ее реализации. Он играет ведущую роль в целостной системе гуманитарной подготовки специалистов экономического профиля, поскольку способствует отработке навыков делового общения, необходимых для будущей успешной профессиональной деятельности и карьерного роста. Главной особенностью спецкурса является его интегрированный характер, что обусловлено необходимостью синтеза преподавания предметов гуманитарного цикла в высшей школе экономического профиля таких дисциплин, как философия, психология, педагогика, социология, филология, экономика, этика, логика и конфликтология, имиджелогия с целью целостного восприятия учебного материала. Сравнительный анализ философской, психолого-педагогической и лингвистической литературы подтверджает значимость такого подхода. Гуманитарии, имея общую цель, заинтересованы в достижении оптимального результата - качественной подготовки будущих экономистов со сформированным умением квалифицированно осуществлять ПДО, устанавливать межличностные отношения, что обусловлено взаимопроникновением и интеграцией разных областей гуманитарной науки. Интегрированный спецкурс презентует высший, качественно новый, уровень организации учебного процесса, который делает возможным овладение
синтезированными теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками в аспекте профессионального делового общения.
Цель спецкурса в том, чтобы способствовать приобретению студентами экономических специальностей достаточным и высоким уровнями теоретических знаний и практических умений и навыков профессионального делового общения / межкультурного делового общения.
Ввиду того, что владение иностранными языками на достаточном / высоком уровнях и коммуникативной культурой является неотъемлемой составляющей профессионализма современного специалиста, преподавание, можно осуществлять на двух языках, - государственном и английском. Это вторая, существенная особенность спецкурса. Предлагаемый двуязычный вариант преподавания осуществляется двумя преподавателями: специалистами украинского языка - теоретический блок и иностранного языка - практический блок.
Спецкурс предназначен для работы с широким кругом студентов-экономистов II-IV курсов. Это обусловлено их готовностью к восприятию материала, достаточным уровнем владения английским языком (если избран двуязычный или вариант преподавания учебного материала на иностранном языке). При необходимости программа спецкурса может быть взята за основу подготовки специалистов разных профессий: юристов, педагогов, работников социальной и обслуживающей сфер (социальных учреждений, гостиничного или туристического бизнеса). Универсальность - это третья особенность предлагаемого проекта, которая обусловливает следующий вариант его реализации. Преподаватели спецкурса должны быть
высококвалифицированными специалистами разных направлений гуманитарной науки, обеспечивающей качественный профессиональный уровень, который способствует получению студентами глубинных знаний. Идеальный вариант: преподавательский состав сформирован из научно
педагогических работников: философа, филолога (украинский и иностранный языки), психолога, преподавателя маркетинга и менеджмента.
Приемлем другой вариант практической реализации программы спецкурса. Принцип интегрированной модификации компонентов учебного процесса делает возможным преподавание спецкурса специалистом одного из направлений гуманитарной науки. Третий вариант преподавания спецкурса «Профессиональное деловое общение» сугубо на иностранном языке (один преподаватель).
В этом случае следует учитывать методические особенности преподавания иностранных языков, базовый уровень подготовки студентов и их готовность, к восприятию нового материала таким образом. Лекционный материал должен подкрепляться текстовыми опорами. Это нивелирует барьер «непонимания» иностранного языка и способствует лучшему усвоению учебного материала.
Нормативным документом, который регламентирует содержание учебного процесса и оптимальные средства организации усвоения студентами материала относительно профессионального делового общения, является программа спецкурса «Профессиональное деловое общение»
Основой методического обеспечения программы спецкурса является учебное пособие «Профессиональное деловое общение: научно методические подходы», рекомендованный Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины, для студентов высших учебных заведений (письмо № 11-6799 МОП молодежи и спорту Украины от 15.05.12). В предлагаемом учебном пособии рассматривается проблема становления понятия «профессиональное деловое общение» в отечественной и зарубежной научных школах. Освещают функции, основные характеристики и специфические признаки профессионального делового общения экономистов. Внимание акцентируется на интеграции гуманитарных дисциплин в процесс формирования профессионального делового общения будущих специалистов экономического
профиля. Тема спецкурса обстоятельно раскрывается через систему практических занятий, семинаров, тренингов. Пособие имеет практическую направленность, поэтому приоритет предоставляется тренинговым и практическим занятиям, предлагаются развернутый план работы, методические советы, литература для самостоятельного изучения материала.
На наш взгляд, базовым подходом к подготовке творческого специалиста в высшей школе является целостная система всей учебной аудиторной и внеаудиторной работы. В контексте формирования навыков профессиональной деловой коммуникации особенного внимания требует внеаудиторная деятельность студентов, которая должна быть согласована с аудиторной.
Уверены, что внеаудиторная работа должна осуществляться в строгом соответствии с конкретно обозначенной общей целью подготовки молодого специалиста согласно принципу профессионального совешенствования в связи с будущей специальностью, то есть, внеаудиторная работа должна быть профессионально ориентирована. Все виды деятельности должны быть полезными и познавательными в контексте будущей карьеры. Среди них стоит упомянуть: защиту проектов, участие, в научно-практических конференциях, конкурсах, студенческих олимпиадах, интеллектуальных турнирах,, научных экспедициях, проведение экспертизы, полевых исследований и захватывающих экспериментов, диагностирования и тому подобное.
Эффективным в этом контексте является принцип интегрирования дисциплин гуманитарной составляющей в узко профессиональное поле. Например, в процессе выполнения курсовой работы по специальной дисциплине студентам предоставляется возможность выбирать язык презентации результатов научно исследовательской деятельности (украинский, английский, немецкий, французский и так далее). Практика свидетельствует, что эта форма работы мотивирует к самоусовершенствованию в аспекте межкультурного профессионального делового общения не только будущих специалистов, но и преподавателей. Так, на интегрированной
полилингвистической защите курсовых работ по маркетингу должны присутствовать специалисты по вышеупомянутой дисциплине и специалисты-филологи. И те, и другие должны владеть соответствующими знаниями и быть в состоянии дать адекватную оценку выполненной работе.
Данная форма организации внеаудиторной деятельности предусматривает «познавательную самодеятельность», как ее определяет психолог Д.Б. Богоявленска [164, с. 36]. С целью ее успешного осуществления студент должен быть вооружен инструментарием самообразования. К тому же, тема работы должна отвечать личностным интересам и потребностям будущего специалиста.
Программа спецкурса «Профессиональное деловое общение» предусматривает в достаточном объеме выполнение заданий, которые нацелены на формирование и развитие навыков самостоятельной работы в внеаудиторное время. Таким образом, комплексное внедрение аудиторной и внеаудиторной деятельности в систему подготовки будущего специалиста в целом способствует становлению разносторонне развитой личности специалиста европейского уровня.
Сделаем вывод: концептуально инструментальный блок является определяющий содержательно процессуальным компонентом модели формирования ПДО будущих специалистов экономического профиля.
Третий, мониторинговый блок модели демонстрирует диагностический инструментарий оценивания эффективности модели и средств ее реализации. C этой целью мы дифференцировали четыре типичных уровня владения профессиональным деловым общением: начальный, рабочий, действенный и системно-функциональный. Молодой специалист, который овладел необходимыми знаниями и умениями в аспекте ПДО на системно-функциональном уровне, имеет высокий потенциал творческого саморазвития и карьерного роста, он легко адаптируется к изменчивым условиям труда, способен вести деловую беседу в любых условиях и с любым собеседником,
готов учитывать особенности этических, культурных, религиозных взглядов делового партнера. Системно-функциональный уровень ПДО - это стратегическая цель, на достижение которой направлена система аудиторной и внеаудиторной деятельности, частью которой является спецкурс «Профессиональное деловое общение».
Заключение. Подытоживая сказанное, отметим, что структурно функциональная модель является необходимым базисом, который обеспечивает достижение позитивного результата в ходе формирования профессионального делового общения будущих специалистов экономического профиля.
Список литературы
1. Богоявленская Д. Б. Творческая работа - просто устойчивое словосочетение // Педагогика. 1998. № 3. С.36-44.
2. Онучак Л. В. Педагопчш умови оргашзаци самостшно! позааудиторно! роботи студенлв економiчних спещальностей : автореф. дисерт. на здоб. наук. ступ. канд. пед. наук : спец. 13.00.04 «Теорiя i методика професшно! освгги». Ки!в, 2002. 25 с.
3. Педагопка вищо! школи : навч. по^бник / [З.Н. Курлянд, Р.1. Хмелюк, А.В. Семенова та ш.] ; за ред. З.Н. Курлянд. - 2-ге вид., перероб. i доповн. К. : Знання, 2005. 399с.
4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие. М. : Народное образование, 1998. - 256с.
References
1. Bogoyavlenskaya D.B. Tvorcheskya rabota - prosto ustoychivoye slovosochetaniye [Creative Activity is an only word-combination], no. 3 (1998): 3644.
2. Onuchak L.V. Pedagogichni Umovy Organizatsciyi samostiynoyi pozaaudytornoyi roboty studentiv economichnyh spetscialnostey [Pedacogical Conditions of Students' Independent Activity Organization]. Kyiv, 2002, 25p.
3. Kurlyand Z.N., Khmelyuk R.I., Semenova A.V. Pedagogika Vyschoyi Shcoly [Pedagogy of High School]. Kyiv, 2005, 399p.
4. Selevko G.K. Sovremennyye Obrazovatelnyye Tehnologii [Modern Educational Technologies]. Moscow, 1998, 256p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Зотова-Садило Елена Юрьевна, старший преподаватель кафедры украинского и иностранных языков факультета экономики предприятия
Криворожский экономический институт ГВУЗ «Криворожский национальный университет»
ул. Семашко, дом 16, г. Кривой Рог, Днепропетровская обл., 50103, Украина hjzotova74@mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Zotova-Sadylo Yelena Yurievna, senior lecturer of Ukrainian and Foreign Languages Department of Economic and Management Faculty
Kryvyy Rih Economic Institute of Kryvyy Rih National University 16, Semashko St., Krivoy Rog, Dnepropetrovsk region, 50103, Ukraine hjzotova74@mail. ru
Рецензент:
Болсун С.А., доцент кафедры педагогики и психологии Кировоградского института последипломного образования учителей имени Василия Сухомлинского, канд. пед. наук, доцент