В.Б. Кашин'
СТРУКТУРНАЯ РЕФОРМА КИТАЙСКОГО АВИАПРОМА В 2008—2012 гг. И ЕГО ВЫХОД НА МИРОВОЙ РЫНОК
Аннотация. На примере нескольких авиапромышленных компаний Китая автор прослеживает тенденции их развития, направления деятельности, роль в ОПК страны, текущее состояние их международного сотрудничества и возможные перспективы дальнейшего проникновения на мировой рынок.
Ключевые слова: КНР, авиапром, ЛУ1С, объемы производства, ОПК, выход на мировой рынок.
Начиная с 2008 г. крупнейшие компании китайского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) переживают период масштабных структурных реформ. Наиболее заметными и доступными для изучения являются реформы в авиационной промышленности.
Информация о ситуации в китайских компаниях — производителях военной продукции — позволяет сделать выводы об общих тенденциях в развитии всего ОПК (возможно, за исключением атомного оружейного комплекса, который в силу своего специфического положения не рассматривается в данной работе).
* Кашин Василий Борисович, к.полит.н., с.н.с. Центра стратегических проблем Северо-Восточной Азии и ШОС ИДВ РАН.
В рамках проводимых реформ предприятия китайского ОПК концентрируют оборонные активы в специализированный холдингах. Преследуется цель ограничить конкуренцию и параллелизм программ различных предприятий и непродуктивное распышение ресурсов. Для реализации важных программ гражданского или двойного назначения создаются отдельные дочерние компании в рамках военно-промышленных корпораций либо независимые от них компании по производству авиатехники (характерный пример — Китайская компания коммерческой авиации COMAC).
Подобные подразделения нацелены на широчайшее международное сотрудничество в реализации своих проектов. Китайские военно-промышленные компании, например Китайская авиационно-промышленная корпорация AVIC, стремятся к приобретению высокотехнологичных активов по всему миру, в том числе в США. Все военно-промышленные корпорации сосредоточены на развитии в качестве многопрофильных машиностроительные холдингов с мощными подразделениями в сфере недвижимости, банковских услуг, а в отдельных случаях — нефтепереработки и добычи полезныгх ископаемых.
Изначально, в 2008 г., предполагался вывод многих крупнейших китайских военно-промышленных корпораций на фондовый рынок в течение ближайших 2—4 лет, однако глобальный экономический кризис, вызвавший рост волатильности как китайского, так и международных фондовых рынков, заставил в большинстве случаев пересмотреть сроки осуществления этих планов. Однако можно ожидать возврата к их реализации по мере стабилизации рынков.
Общая характеристика положения AVIC в структуре китайской оборонной промышленности
Крупномасштабная реформа китайской авиапромышленности началась 8 ноября 2008 г. слиянием двух ранее конкурировавших между собой корпораций AVIC I и AVIC II в единую корпорацию авиапромышленности AVIC (Aviation Industry Corporation
of China, ФИЖЙХФЛЙ'Й'Ч!). На момент образования уставный капитал новой компании составил 64 млрд юаней (9,4 млрд долл.), в ее распоряжении находились 400 тыс. сотрудников и активы на общую сумму в 290 млрд юаней (42,5 млрд долл.)1. Генеральным директором AVIC (и по совместительству секретарем парткома) стал Линь Цзомин (#2£Ш|), в прошлом возглавлявший AVlC I.
Активы компании к концу 2011 г. выросли до более 520 млрд юаней (82 млрд долл.): доходы от продаж увеличились с 151,1 млрд юаней в 2008 г. до более 250 млрд юаней (39,7 млрд долл.) в 2011 г.; прибыль выросла с 6,9 млрд юаней до более 12 млрд юаней (1,9 млрд долл.) в 2011 г. Численность рабочей силы превысила 400 тыс. человек2.
AVIC на 100 % принадлежит государству и подотчетна одновременно двум государственным структурам. Как и все крупные небанковские госкорпорации, AVIC подчинена Госкомитету по надзору и управлению за государственными активами SASAC (State-owned Assets Supervision & Administration Commission, SASAC контролирует эко-
номические аспекты деятельности госкорпораций, издает обязательные для них инструкции, участвует в формировании их менеджмента.
Оборонные аспекты деятельности AVIC, по результатам реформы китайского правительства, проведенной в марте 2008 г., находятся в ведении Государственного управления по оборонной промышленности, науке и технологиям в составе министерства промышленности и информатизации Китая (ДЖИ^ЗДЙХ^кМ). Руководитель управления Чэнь Цюйфа (^^;§;) по совместительству является заместителем министра промышленности и информатизации4.
Положение AVIC в отрасли
Под контролем AVIC собраны почти все значительные предприятия китайского авиапрома. Существенным исключением является корпорация по производству гражданской
авиатехники COMAC (Commercial Aircraft Corporation of China, ^Щ), созданная в декабре 2008 г. в Шанхае, т. е. параллельно с AVIC.
COMAC отвечает за создание первого китайского магистрального авиалайнера C919, а также за ряд других перспективных проектов в сфере гражданской авиации. AVIC, наряду с другими китайскими госкорпорациями (такими, как алюминиевый гигант Chinalco), входит в число акционеров COMAC, но не контролирует ее: главным акционером COMAC является непосредственно SASAC5.
В то же время COMAC пока не крупное образование. Сейчас в ней работают только 6 тыс. сотрудников6, в дальнейшем их число, несомненно, вырастет (в частности, идет массовый наем иностранных инженеров), но это не означает превращения COMAC в «монстра», сравнимого с AVIC или его основными дочерними холдингами. В качестве производственной площадки COMAC была передана Shanghai Aircraft Manufacturing Company, крупное авиаремонтное предприятие, в 1980-е годы реализовывавшее неудачный проект создания авиалайнера Y-10 (копия Boeing 707), а в последующем осуществлявшее лицензионную сборку самолетов компании McDonnell Douglas.
Предполагается, что COMAC будет осуществлять не полный цикл производства гражданских самолетов, а их системную интеграцию и сборку с опорой на производственный и научно-технический потенциал AVIC. При этом планируется широчайшее участие иностранных поставщиков, отбор которых сейчас в самом разгаре. К настоящему времени уже известны поставщики двигателей для самолета C919 (франко-американская CFM), электрогенераторов, топливной и гидравлической систем, внешних осветительных приборов, систем вентиляции
7
и других компонентов .
Предприятиям AVIC достанется изготовление секций фюзеляжа и оперения, хотя в дальнейшем долю китайских компонентов предполагается повысить. Вероятно, независимость от AVIC необходима компании для того, чтобы иметь свободу в отборе поставщиков и привлечении иностранных разработчиков к созданию самолета.
СОМАС не монополизирует новые проекты в области гражданской авиации, скорее она создана для руководства наиболее перспективными и технически сложными из них. Компании, входящие в состав АУ1С, помимо поставок компонентов для самолетов СОМАС, будут развивать и собственные проекты в сфере гражданской авиации.
Не подчиняются АУ1С напрямую, хотя и могут координировать с ним свою деятельность, и относительно небольшие совместные предприятия по сборке импортных вертолетов и легкомоторных самолетов, создаваемые властями китайских провинций на волне начинающегося бума развития легкомоторной авиации в стране. Предприятия с подобным профилем работы создавались, в частности, в провинциях Сычуань, Хэбэй, Цзянси, городе центрального подчинения Чунцин.
Новая структура ЛУІС
Активы АУІС разделены между несколькими дочерними структурами (табл. 1), каждая из которых имеет четко определенную производственную специализацию, что должно исключить конкуренцию между ними. Эти структуры пользуются значительной степенью автономии, для каждой из них разработаны собственные долгосрочные стратегии развития.
Таблица 1. Дочерние компании и структуры ЛУ1С в рамках первоначальной структуры
№ п/п Китайское название Английское название Сфера деятельности
1 AVIC Defense Industry Division Курирование всех проектов военного назначения
2 ФЖПУГЬШМЧ AVIC Aircraft Самолетостроение (в основном военное)
З AVIC Helicopter Company (Avicopter) Вертолетостроение
(Окончание табл. 1
№ п/п Китайское название Английское название Сфера деятельности
4 AVIC Systems Производство авиационных систем
5 AVIC General Aircraft Company (компания Производство самолетов общего назначения
б AVIC Assets Management Division Курирование всех непрофильных (непромышленных) проектов
7 Ф Aft Я SfiK# № * AVIC International Организация внешнеэкономической деятельности
а ФШі5ІкК:*®ВМЯІЙ AVIC Fundamental Research Technology Institute Проведение фундаментальных исследований
9 Ф «ЙХЛЙЙЙ*»?! Ш. AVIC Economic Research Institute Проведение экономических исследований
1Q ФЯ~№«дШ?Ш AVIC Flight Test Establishment Проведение испытаний
11 ФКІФЙЙ&чІ AVIC Capital Инвестиции и финансовые услуги
12 ФИЛтИгт^Ч AVIC Automobile Автомобилестроение
13 >fr*t:E3ll3£«:ES&4 AVIC Construction Projects Company (строительная компания) Строительство
14 ФІГі^іЙіДТітїЗДІЛ'геЖШШ AVIC Commercial Engine Гражданское двигате-лестроение
15 ♦«»te#PR»-CE^4 Joy Air Ltd. Авиакомпания
1б Avichina Industry & Technology Company Ltd. Инвестиции в высокотехнологичные проекты
Источник: Сайт AVIC.
В дальнейшем количество дочерних компаний AVIC было увеличено до 19. К 16, указанным в таблице, добавилась обновленная импортно-экспортная компания CATIC (теперь это относительно компактное унитарное предприятие, занятое только экспортом военной продукции), а также созданный в 2011 г. двигателестроительный холдинг AVIC Aero-Engines (объединил двигателестроительные активы, ранее распределенные между несколькими предприятиями), произошло также дробление AVIC Systems на два подразделения (по авионике и по электромеханическим системам).
AVIC Defense Industry Division являлась только управляющей структурой, ответственной за координацию военных программ, выполняемых другими подразделениями корпорации, а собственных военно-промышленных активов, судя по доступным публикациям, не имела. В дальнейшем она вновь стала подразделением центрального аппарата компании, потеряв статус дочернего предприятия. AVIC Assets Management Division отвечает за непрофильные (непромышленные) активы, которыми обрастает любая китайская госкорпорация (отели, курорты, образовательные учреждения и т. п.).
AVIC Aircraft контролирует основных китайских производителей боевых и гражданских самолетов, включая Shengyang Aircraft Industry Corporation, Chengdu Aircraft Industry Corporation, Xian Aircratft Industry Corporation, Shaanxi Aircraft Industry Corporation. В ее ведении — практически все «тяжелые» военные программы, связанные с созданием авиационной техники военного назначения. Компания серьезно вовлечена в планы COMAC по созданию новых гражданских самолетов, но военная составляющая в ней всегда будет доминировать.
AVIC Aircraft Engine Company отличается от AVIC Commercial Engine тем, что последняя, подобно COMAC, намерена создать новую производственную базу с широчайшим использованием иностранных компонентов, технологий и разработчиков (в ближайшие годы планируется наем до 2000 иностранных специалистов)8. AVIC Aircraft Engine Company по-прежнему выпускает двигатели для военной авиа-
ции, а также для уже производимых AVIC гражданских самолетов.
Avicopter объединит вертолетостроительные активы Китая, прежде всего исследовательский институт № 602 (Helicopter Research & Development Institute, город Цзиндэчжэн), компании Hafei Aviation Industry Co. (Harbin Aircraft Industry Corporation, производитель вертолетов Z-9), Changhe Aircraft Industry Corporation (производитель вертолетов Z-8, Z-11, перспективного боевого вертолета WZ-10, Цзиндэчжэн), а также Баодинский завод авиационных пропеллеров (единственный в Китае производитель вертолетных роторов и пропеллеров для поршневой и турбовинтовой авиации). Кроме того, компания строит новый завод в Тяньцзине.
AVIC Systems объединяет производителей авионики, топливных и гидравлических систем, а также других компонентов авиатехники. AVIC General Aircraft Company специализируется на выпуске легких и учебно-тренировочных самолетов. Сейчас компания контролирует производителя легкомоторных самолетов Shijiazhuang Aircraft Industry Company и тренировочных Guizhou Aircraft Industry Group. Кроме того, в Чжухае создается новая производственная база по выпуску легких самолетов.
AVIC International основана в июне 2009 г. на базе известной китайской корпорации CATIC (ф^Х^й® ft специализировавшейся на торговле авиационной продукцией, с присоединением к ней корпораций China Aviation Industry Supply & Marketing и Beijing Raise Science, выполнявшими схожие задачи в сфере международного сотрудничества. Бренд CATIC используется многими бывшими «дочками» компании.
AVIC Investment специализируется на инвестициях в недвижимость. AVIC Automobile объединила огромные автопромышленные активы, имевшиеся на момент начала реформы практически у каждой крупной компании китайского авиапрома. Avichina Industry & Technology Company занимается инвестициями в высокотехнологичные отрасли, связанные с авиацией. Состав ее активов постепенно меняется в сторону производителей высокотехнологичных авиакомпонентов, прежде всего электроники.
Avicopter и AVIC General Aircraft Company рассматриваются руководством AVIC как локомотивы китайского авиационного экспорта. Планируется, что AVIC General Aircraft Company должна к 2025 г. занять треть мирового рынка легкомоторных самолетов10, Avicopter в течение 15—20 лет с момента создания должна завоевать 15 % мирового рынка вертолетов11.
Планы IPO
Сейчас в состав AVIC уже входит 21 компания, котирующаяся на бирже, в том числе на рынке торгуются акции некоторых производителей авиатехники военного назначения. В дальнейшем публичными должны стать все главные производственные холдинги AVIC. Согласно заявлениям менеджмента AVIC, в основном этот процесс должен быть завершен к 2013 г., когда будет акционировано и выведено на биржу 80 % активов корпорации. После этого начнется подготовка к IPO самой AVIC12.
Называвшиеся ранее сроки выхода на рынок для AVIC Aircraft — 2011 г., для Avicopter — 2012 г., для AVIC General Aircraft Company — до конца 2010 г. AVIC Aircraft намерена выйти на рынок путем вливания своих активов в дочернюю компанию, уже торгующуюся на Шэньчжэньской фондовой бирже — Xian International Aircraft Corporation13. Сходной стратегии, возможно, будет придерживаться и Avicopter, которая использует для выхода на Шанхайскую фондовую биржу свою уже торгующуюся «дочку» Hafei Aircraft Industry Corporation. Однако очевидно, что из-за влияния мирового финансового кризиса добиться своевременной реализации данных планов пока не удалось.
Последующие цели развития
В феврале 2012 г. гендиректор (позднее повышен до председателя правления) корпорации АУ1С Линь Цзомин опубликовал на сайте корпорации и в отраслевой газете «Чжунго ханкун бао»
программную статью «AVIC на пути стратегических реформ: в создании боевых самолетов достигнут большой прогресс».
Характеризуя проведенную реформу, он отметил, что впервые удалось сформировать новую структуру управления отраслью, отвечающую потребностям рынка. Несмотря на концентрацию почти всех предприятий отрасли в рамках одной компании, удалось избежать «сваливания» активов в «кучу». Достигнуты успехи в повышении экономических показателей, а также в создании новых типов военной и гражданской авиатехники.
В дальнейшем, по словам Линь Цзомина, холдинговые компании в составе AVIC будут развиваться, взяв за образец лидеров мировой авиационной индустрии. Так, для AVIC Aircraft образцами будут Boeing и Airbus, а для Avicopter — европейская вертолетостроительная корпорация Eurocopter. Большие надежды связаны с развитием финансового подразделения корпорации — AVIC Capital. Линь Цзомин обратил внимание на пример такой ведущей мировой машиностроительной корпорации, как GE, где финансовое подразделение обеспечивает до 40 % выручки и более 50 % прибыли, отметив, что это должно стать ориентиром для AVIC. Развитие собственного финансового бизнеса должно предоставить производственным подразделениям AVIC доступ к дешевому финансированию для нужд технического перевооружения, проведения сделок слияния и поглощения.
Согласно статье Линь Цзомина, доля военного производства в общем объеме продукции компании будет снижаться — с нынешних 40 до 20 %. Компания должна начать собственную мировую экспансию, приобретая активы за рубежом и выходя на мировые рынки капитала. Образцом подобной экспансии может считаться сделка по приобретению AVIC 100 % акций ведущего американского производителя поршневых авиамоторов Continental Motors за 186 млн долл.
AVIC будет стремиться к максимальной интеграции в мировой авиапром, желая стать неотъемлемой частью глобальных производственных цепочек, отмечается в статье. Уже сейчас многие предприятия китайского авиапрома вовлечены в производство компонентов для самолетов Airbus и Boeing, и очевидно, что в дальнейшем планируется расширять данную практику.
Большое внимание будет уделяться совместным разработкам. По мнению автора, примерами подобных разработок в настоящее время можно считать создание вертолетов Z-15/EC-175 и EC120 на паритетных началах совместно с Eurocopter. Кроме того, в 2011 г. было создано СП с GE по производству авионики для гражданской авиации с общим объемом инвестиций в 1,3 млрд долл.
Другие компании китайского оборонно-промышленного комплекса (ОПК)
Реформа AVIC является образцом для других предприятий китайского оборонно-промышленного комплекса (ОПК). В частности, о реорганизации дочерних структур 30 специализированных холдингов и о планах строительства диверсифицированной промышленной корпорации с преобладанием гражданского производства ранее в 2012 г. заявила Norinco Group (CNGC) — производитель техники и вооружений для сухопутных войск.
Компания трансформируется в многопрофильный, преимущественно гражданский (по состоянию на 2009 г., на военное производство приходилось около 30 % продукции компании)14 машиностроительный холдинг. В качестве перспективных направлений развития рассматриваются, помимо выпуска военной продукции, производство тяжелых грузовиков и гражданской спецтехники, а также производство нефтехимического оборудования. Компания стремится наращивать свое участие в зарубежных проектах по строительству инфраструктуры (например, в многолетних работах по расширению тегеранского метро15), а ее дочерняя нефтеторговая компания Zhenhua Oil участвует в проектах по добыче нефти в Ираке, Пакистане, Казахстане и Сирии16.
Схожая структура управления активами сложилась в ракетно-космических корпорациях CASIC и CASC, где предприятия сгруппированы в так называемые «академии» по отраслевому и географическому признаку; создаются дочерние структуры для выхода на рынки капитала и, в отдельных случаях, приобретаются иностранные активы.
В настоящее время в составе всех 10 китайских военно-промышленных корпораций имеются собственные публичные компании, вовлеченные в международную деятельность.
В частности, в составе ракетно-космической корпорации CASC (основной профиль — производство ракет-носителей, космических аппаратов, баллистических ракет) имеется 8 публичных компаний, акции которых котируются на Шанхайской, Шэньчжэньской и Гонконгской фондовых биржах. Они действуют в таких сферах, как предоставление услуг спутниковой связи, производство и продажи наземных приложений для космической навигации, разработка программного обеспечения, поставки цифровой топографической информации и т. п. Активы гигантской корпорации с 130 тыс. работников сгруппированы в 8 крупных дочерних компаний, имеющих четко определенный профиль деятельности (производство жидкостных ракет, производство твердотопливных ракет, производство космических аппаратов различных типов, разработка и производство электроники и т. п.). Компания стремится к максимальному расширению международного сотрудничества, в том числе в интересах наращивания поставок своей гражданской продукции.
Выводы
AVIC стремится стать одной из ведущих мировых промышленных транснациональных корпораций, вовлеченных в мировую производственную кооперацию, владеющую активами по всему миру. Это стремление пользуется поддержкой государства. Рост глобальных экономических интересов AVIC и расширение ее присутствия в различных регионах мира в перспективе означает ее большую открытость влиянию мирового рынка; при этом участие в реализации ключевых оборонных программ гарантирует руководству AVIC доступ к высшему руководству КНР, политическое влияние и авторитет, недоступные даже большинству крупных государственных компаний, не говоря о частном бизнесе. Создание собственных мощных финансовых подразделений в сочетании с возможностью опираться на ре-
сурсы гигантской китайской государственной банковской системы могут дать корпорации преимущества в борьбе за мировой рынок гражданской авиапродукции, в отношении которого у AVIC имеются весьма амбициозные планы.
Несмотря на небольшой объем доступной информации, есть основания предполагать, что сходные процессы происходят и в других ведущих китайских военно-промышленных корпорациях. Фактически, на наших глазах образуется группа крайне влиятельных глобальных игроков, имеющих все более разноплановые интересы по всему миру, пользующихся поддержкой китайского правительства и способных привлекать под свои проекты значительные финансовые ресурсы в то время, когда их конкуренты на Западе вполне ощущают последствия глобального экономического кризиса 2008—2009 гг. Деятельность китайских военно-промышленных компаний вполне может превратиться в важный фактор отношений между Китаем и внешним миром, подобно тому, как это уже произошло с деятельностью китайских нефтегазовых компаний.
Примечания
1 Чжунго фачжи ваньбао. 08.11.2008. URL: http://hi.baidu.com/%CC% AB %BC%AB%CD%BC/blog/item/41a34a369e6838daa2cc2b1c.htmI).
2 Общие сведения о компании см. на ее сайте: URL: http://www.avic. com/cn/jtgk/index.shtml.
3 Список предприятий центрального подчинения — на сайте Гос-управления по надзору и администрированию государственных активов. URL: http://www.sasac.gov.cn/n1180/n1226/n2425/index.html.
4 Страница Чэнь Цюйфа на сайте URL: chenqiufa.miit.gov.cn/.
5 Список предприятий центрального подчинения на сайте Госуправле-ния по надзору и администрированию государственных активов. URL: http://www.sasac.gov.cn/n1180/n1226/n2425/index.html.
6 Корпоративный сайт COMAC. URL: http://www.comac.cc/gk/gsjj/.
7 Подробнее см.: Aerospace Firm Wins C919 Deal // Жэньминь жибао. 23.04.2010. URL: http://english.people.com.cn/90001/90778/90860/6960394.html.
8 КНР запускает программу найма иностранных специалистов по двигателям // РИА «Новости». 31.05.2010.
9 AVIC International Holding Ltd. // Key Developments, Reuters. URL: http://uk.reuters.com/business/quotes/keyDevelopments?symbol=0232.HK&pn=1.
10 Цзинцзи гуанча бао. 06.07.2009. URL: http://aero.huanqiu.com/ga/ 2009-0 7/506589.html.
11 Там же. 27.02.2009. URL: http://finance.sina.com.en/chanjing/b/2009 227/12065910612.shtml.
12 Эрши и шицзи цзинцзи баодао. 23.11.2006.
13 AVIC Aircraft Injects Assets to Arm for Listing // China Daily. 06.11.2009.
14 Синьхуа. 28.11.2009.
15 Li Changchun Inspects Tehran Metro Line 4 constructed by NORINCO // Пресс-релиз NORINCO. URL: www.norinco.com/c1024/english/newscenter/ conten t_128.html.
16 См. раздел сайта Zhenhua Oil о нефтяных проектах. URL: http:// www. zhenhuaoil.com/en-yw-hwyq.htm.