Научная статья на тему 'Структурная оценка поставщика, основанная на сбалансированных показателях с интегрированной корпоративной социальной ответственностью'

Структурная оценка поставщика, основанная на сбалансированных показателях с интегрированной корпоративной социальной ответственностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ (BSC) / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (CSR) / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЫБОР ПОСТАВЩИКОВ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терюхов Ярослав Игоревич

Выбор и оценка поставщиков является одним из наиболее важных видов деятельности в области процесса закупок. Данный процесс состоит из четырех этапов: выявление цели, формулировка критериев отбора, поиск подходящих альтернативных вариантов и окончательный выбор. В работе описаны критерии отбора. В данном исследовании автором представлено применение оценки поставщиков на основе сбалансированных показателей (BSC) с интегрированной корпоративной социальной ответственностью (CSR) разработанная на основе обзора литературы из 76 научных работ. С помощью пяти введенных показателей, а именно: финансы, покупатель, бизнес-процессы предприятия, развитие персонала и корпоративная социальная ответственность приведена категоризация критериев отбора поставщиков. В результате оценка поставщика предложенная в данной работе может быть полезна для квалификации поставщика, на соответствие целям и стратегиям покупателя, а также проблемам экологической и социальной ответственности в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурная оценка поставщика, основанная на сбалансированных показателях с интегрированной корпоративной социальной ответственностью»

Структурная оценка поставщика, основанная на сбалансированных показателях с интегрированной корпоративной социальной ответственностью

см со £

Б

ей

2 ©

Терюхов Ярослав Игоревич

аспирант, Вятский государственный университет, mr.yarik1@ya.ru

Выбор и оценка поставщиков является одним из наиболее важных видов деятельности в области процесса закупок. Данный процесс состоит из четырех этапов: выявление цели, формулировка критериев отбора, поиск подходящих альтернативных вариантов и окончательный выбор. В работе описаны критерии отбора. В данном исследовании автором представлено применение оценки поставщиков на основе сбалансированных показателей (BSC) с интегрированной корпоративной социальной ответственностью (CSR) разработанная на основе обзора литературы из 76 научных работ. С помощью пяти введенных показателей, а именно: финансы, покупатель, бизнес-процессы предприятия, развитие персонала и корпоративная социальная ответственность приведена категоризация критериев отбора поставщиков. В результате оценка поставщика предложенная в данной работе может быть полезна для квалификации поставщика, на соответствие целям и стратегиям покупателя, а также проблемам экологической и социальной ответственности в обществе. Ключевые слова: сбалансированная система показателей (BSC), корпоративная социальная ответственность (CSR), стратегический выбор поставщиков, критерии оценки поставщиков.

Для того чтобы квалифицировать потенциальных поставщиков, необходимо эффективное определение критериев отбора [1, c. 13]. Так как, некоторые критерии изменяются в зависимости прохождения стадий жизненного цикла продукции, применяемых технологий, инноваций и стиля управления закупками на предприятии.

В результате проработки 76 научных работ была составлена таблица ранжирования критериев отбора поставщиков по итогам рассмотрения и объединения критериев оценки по значимости (табл. 1) .

Ранжирование отобранных критериев продемонстрировано по числу работ, содержащих критерий в процентах. Наиболее часто принимаемые во внимание критерии, имеющие процент более 90 это качество (QLT), доставка (DLV) и цена продукции (CST). Результат такой же, как и в настоящее время в существующей системе работы с поставщиками. Средний уровень ранжирования от 50-70% содержит показатели поставщика: производительность (PFC), гибкость (FLX), технические возможности (TCS), услуги по ремонту и обслуживанию (RSF), it-системы и технологии (ITC), финансовое положение (FNS), и инновации (INV). Критерии, которые находятся в промежутке от 10 до 50 % относятся к нижнему уровню ранжирования.

Это такие критерии, как органы управления (OPR), система качества (QTS), управление и организация (MGT) и др. Завершает данный список четыре критерия, процент которых составляет менее 10. К ним относятся: история трудовых отношений (LRR), внутриполитическая стабильность (DPS), стремление к партнерству (DFB), экологическая и социальная ответственность (ENV) появившихся в результате новых требований предъявляемых покупателем к поставщикам [5, c. 7].

Сбалансированная система показателей (BSC) впервые была представлена и предложена, как структура для выполнения оценки поставщиков Робертом С. Капланом и Дэвидом П. Нортоном в 1992 году [6 c. 28]. BSC представляет собой перевод бизнес-стратегии в комплекс мер по определению механизмов и по достижению долгосрочных целей.

Данная система основана на четырех подходах, которые кратко выражаются следующим образом:

- подход с позиции финансов: обозначает стратегию фирмы, ее внедрение и выполнение. Результат получение улучшений на всех уровнях компании. Это меры прибыли, рентабельности инвестиций (ROI) и экономической добавленной стоимости (EVA);

- подход с позиции покупателя: определение результатов, связанных с поставкой, и удовлетворением источника прибыли бизнеса. К данным результатам относятся: удовлетворенность клиентов, удержание клиентов, приобретение новых клиентов, положение на рынке, доля рынка;

- подход с позиции перспектив бизнеса: для удовлетворения акционеров и клиентов необходимо совершенствование внутреннего бизнес-процесса. Общие показатели внедрение инновации, управление командой, стоимость продукта, создание новых продуктов;

Таблица 1

Ранжирование критериев отбора поставщиков

Критерий Аббревиатура Количестно статей, включающих критерий Вы ражен ия критериев в процентах (%)

Качество QLT 74 97,37

Доставка DLV 72 94.74

Цена CST 72 94.74

[ 1роизвсдителъностъ PFC 52 68,42

Гибкость FLX 52 68.42

Технические возможности res 49 64,47

Услуги по ремонту и RSF 45 59.21

обслуживанию

1Т-системы и технологии ITC 41 53,95

Финансовое положение FNS 40 52.63

Инновации INV 38 50,00

Органы управления OPR 34 44.74

Система качества QTS 33 43.42

Управление и организация MGT 32 42,11

Развитие персонала PTD 24 31.58

Надежность продукции PRT 24 31,58

История деятельности PMH 23 30.26

Географическое положение GEO 23 30,26

Репутация и узнаваемость REP 21 27.63

Упаковка и транспортировка PKG 18 21,68

Количество деловых партнеров PSB 18 19,68

Взаимоотношение с клиентами С TR 18 17,87

(клиент ориентированность) [2,

с. 41

Гарантии и политика претензий WCP 15 15,74

Удовлетворение потребностей CSI 15 13,25

клиентов и их отзывы [3. с. 9]

История трудовых отношений LRR 9 9,94

Внутриполитическая DPS 9 8.84

стабильность [4, е. 22]

Стремление к партнерству DFB 8 7.53

Экологическая и социальная ENV 6 6.89

ответственность

Схема 1. Влияние CSR, как один из критериев, используемых при выборе поставщика.

- подход с позиции развития персонала: для подчинения способностей ресурсов и для управления бизнесом, умение адаптироваться к изменениям и обеспечивать инфраструктуру для достижения целей других трех точек зрения. Общие меры включают в себя удовлетворенность

сотрудников и доступность информационных систем.

Корпоративная социальная ответственность (CSR) довольно быстро приобрела значимость для бизнеса и управления, а государственное и общественное давление по поводу применения новых требований к окружающей среде постоянно укрепляется [7 c. 15]. Это стало одной из причин о включении CSR к рассмотрению. Таким образом, CSR близка к критериям, которые не могут быть проигнорированы в рассмотрении, в связи с постоянным повышенным интересом со стороны общественности и государства.

Оценка поставщика, основанная на BSC с интеграцией CSR

В результате пересмотра критериев отбора поставщика в соответствии со сбалансированной системой показателей и интегрированной в нее корпоративной социальной ответственностью подготовлена схема 1.

В рамках данной схемы детализированы четыре показателя (финансы, покупатель, перспективы бизнеса, развитие персонала) имеющие большую ценность, чем CSR, которая находится в центре и зависит от BSC, но по причине давления законодательства и общественности обосновывает свою значимость [8 c. 11]. Величина измерения каждого показателя показана в таблицах 2 - 6 в алфавитном порядке критериев.

В результате исследование были классифицированы все из значимых критериев оценки и выбора поставщиков с точки зрения сбалансированной системы показателей, интегрированных с корпоративной социальной ответственностью.

Критерии с высокими показателями важности связаны непосредственно с перспективами происходящих изменений в международных бизнес-процессах.

Таким образом, было рассмотрено и изучено 76 научных трудов, содержащих ключевые понятия и критерии при выборе поставщиков. Данные были пересмотрены в рамках BSC анализа, интегрированного с CSR. По-прежнему, такие показатели, как качество, доставка и цена продукции, производительность поставщика, его финансовые показатели являются наиболее важными критериями при оценке и выборе поставщика. Однако критерии гибкости и взаимоотношение с другими контрагентами увеличили свое значение одновременно с течение времени, т.е. развитием экономических отношений между хозяйствующими субъектами [10 c. 22]. Причиной этому служит сокращение жизненного цикла продукта, скорость изменения производственной системы и инновации.

На основании вышеизложенного, при дальнейших исследо-

0 3

в

S

г

3

CM

со £

Б

2 ©

ваниях в области управления закупками рекомендуется обратить внимание на открытые вопросы оценки критериев по степени их важности в той или иной отрасли и производстве. Затем необходимо определить индекс эффективности (KPI), цели, задачи и мероприятия, способствующие сбору наиболее точной информации о поставщиках. Так как, например, как показано в данной работе корпоративная социальная ответственность содержит нижний уровень критериев отбора, но является необходимым условием в организации и работе при выборе и оценки поставщиков.

Литература

1. O. Bayazit, B. Karpak, and A Yagci (2012), «A purchasing decision: Selecting a supplier for a construction company» Journal of Systems Science and Systems Engineering, vol. 11, page 11-21.

2. C. A Weber, J. R. Current, and W. C. Benton (2013), «Vendor selection criteria and methods» European Journal of Operational Research, vol. 43, page 1-37.

3. C. Droge, R. Germain, and J. R. Stock (2013), «Dimensions Underlying Retail Logistics and Their Relationship to Supplier Evaluation Criteria» International Journal of Logistics Management, vol. 1, page 4-15.

4. J. Sarkis and S. Talluri (2014), «A Model for Strategic Supplier Selection» The journal of Supply Chain Management: A Global Review of Purchasing and Supply, page 3-36 .

5. S. H. Ha and R. Krishnan (2012), «A hybrid approach to supplier selection for the maintenance of a competitive supply chain» Expert Systems with Applications, vol. 31, page 3-8.

6. Simpson, P. M., Siguaw, J. A and White, S. C. (2013), Measuring the Performance of Suppliers: An Analysis of Evaluation Processes, The Journal of Supply Chain Management, Vol. 7, page 5-45.

7. Talluri, S. and Sarkis, J. (2012), A Model for Performance Monitoring of Suppliers, International Journal of Production Research, Vol. 32, page 3-19.

Таблица 2. Финансы

Критерий Измерение

Экономический аспект (ECN) Колебание валютных курсов Экономическая политика Рост 1Ш11 Управление ценой Налоговые и таможенные пошлины

Финансовый статус (FNS) Годовая прибыль, рост в % Годовой прирост выручки Финансовая стабильность Финансовый прогноз Доля рынка

Таблица 3. Развитие персонала

Критерий Измерение

Культурное сравнение (СТС) Разница культур Доверие

Стремление к партнерству (DFB) Рост бизнеса Достижение цели Деятельность по развитию Перспективы на будущее

Внутриполитическая стабильность (DPS) Стабильность Государственная политика

IT-системы и технологии (ITC) Совместимость Простота связи Обмен информацией Информационные технологии

История Трудовых отношений (LRR) Ясность работы Количество работников Безопасность Ортнизационпая структура

Обучение и развитие персонала (PTD) 11рофесс и опальные тесты Профессиональное образование Обучение деятельности Обьем финансирования обучения сотрудников

Таблица 4.

Социальная ответственность, перспективы (CSR)

Критерий Измерение

Экологическая и социальная ответственность (ENV) [9 с. 5J Экологическая компетенция Полисы добровольной! медицинского страхования Объемы сбросов выбросов загрязняющих нещесте Социальные расходы

8. S. H. Ghodsypour and C. O'Brien (2014), «A decision support system for supplier selection using an integrated AHP and LP» International Journal of Production Economics, vol. 12, page 2-39.

9. R. Verma and M. E. Pullman (2013), «An analysis of the supplier selection process» Omega vol. 21, page 2-9.

10. M. A Vonderembse, M. Uppal, S. H. Huang, and J. P. Dismukes (2013), «Designing supply chains Towards theory

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

development» International Journal of Production Economics, vol. 1, page 2-31.

Structural evaluation of supplier based on Balanced Scorecard (BSC) with integrated Corporate Social Responsibility (CSR) Teryukhov Ya.I. Vyatka State University Selection and evaluation of suppliers is one of the most important activities in the procurement process. This process consists of four steps: identification of goals, the formulation of the selection criteria, the search for suitable alternatives, and the final choice.

Таблица В. Покупатель

Критерий Измерение

Количество деловых партнеров (PSB) Основные компетенции Клиентская база Количество клиентов Крупные клиенты

Отношение и стратегическое соответствие (ATD) Уп равлепие Стратегическая совместимость

Взаимоотношение е клиентами (CTR) lia за данных клиентов Деятельность CRM Маркетинг кампаний

Удовлетворение потребностей клиентов и их отзывы (CSI) Брендипг Отзывы клиентов 11о:;иция на рынке Доля рынка

Географическое положение (GEO) Расстояние, Торговый барьер и тариф

Упаковка и способы транспортировки (PCG) Баланс товаров Соблюдение стандартного пакета

История деятельности (РМН) Награды и экспертизы Коммерческая возможность 11роизводственный график

Уел чти но ремонту и обслуживанию (RSF) Скорость ответа на рекламацию Удовлетворение от службы сервиса Эксплуатационная скорость

Репутация и узнаваемость (REP) Отзывы клиентов. Престиж фирмы 11озиция в промышленности

Гарантии и политика претензий (WCP) Диапазон времени гарантии Удовлетворение от запросов

Таблица б.

Перспективы бизнеса

Критерий Измерение

11сна (CS Г) Изменение стоимости Соблюдение и анализ затрат Соблюдение ценового сектора Снижение расходов Структура затрат

.Доставка (DLV) 11ослсдопатсльная доставка Время дост авки Количественное соответствие

Гибкость (FLX) Разрешение конфликтов Гибкость производственной системы Ответственность

Инновации (INV) Технология дизайна Расходы на новые технологии Время разработки продукта Возможность и время внедрения Технологическая поддержка

Управление и организация (MGT) Уровень команды и совместимость Управляемость Организационная структура Видение, миссия и политика

Надежность продукта (PRT) Соответствие функции Срок службы изделия

11роизводительностъ (PFC) Мощность Скорость развития I [лаггировапис производства Рыночный спрос

Качество (QLT) Соответствие качества Оперативное реагирование Философия качества Возможность улучшения качества

Система качества (QTS) Верификация и валидация Система сертификации

Технические возможности (TCS) Технология будущего Технология развертывания Количество технических сотрудников Технологическая мощность

In this research a supplier evaluation framework based on Balanced Scorecard (BSC) with integrated Corporate Social Responsibility (CSR) has been developed from literature review of 76 scientific works. By means of five entered indicators, namely, finance, customer, business processes of the enterprise, development of the personnel and corporate social responsibility are proposed for categorizing supplier selection criteria As a result the assessment of the supplier offered in this work can be useful to qualification of the supplier, on compliance to the purposes and buyer's strategies as well as environmental and social responsibility issues in society.

Keywords: Balanced Scorecard (BSC), Corporate Social Responsibility (CSR), Strategic Supplier Selection, Supplier Selection Criteria.

References

1. O. Bayazit, B. Karpak, and A Yagci

(2012), «A purchasing decision: Selecting a supplier for a construction company» Journal of Systems Science and Systems Engineering, vol. 11, page 11-21.

2. C. A Weber, J. R. Current, and W. C. Benton (2013), «Vendor selection criteria and methods» European Journal of Operational Research, vol. 43, page 1-37.

3. C. Droge, R. Germain, and J. R. Stock

(2013), «Dimensions Underlying Retail Logistics and Their Relationship to Supplier Evaluation Criteria» International Journal of Logistics Management, vol. 1, page 4-15.

4. J. Sarkis and S. Talluri (2014), «A Model for Strategic Supplier Selection» The journal of Supply Chain Management: A Global Review of Purchasing and Supply, page 3-36 .

5. S. H. Ha and R. Krishnan (2012), «A hybrid approach to supplier selection for the maintenance of a competitive supply chain» Expert Systems with Applications, vol. 31, page 3-8.

6. Simpson, P. M., Siguaw, J. A and White, S. C. (2013), Measuring the Performance of Suppliers: An Analysis of Evaluation Processes, The Journal of Supply Chain Management, Vol. 7, page 5-45.

7. Talluri, S. and Sarkis, J. (2012), A Model for Performance Monitoring of Suppliers, International Journal of Production Research, Vol. 32, page 3-19.

8. S. H. Ghodsypour and C. O'Brien

(2014), «A decision support system for supplier selection using an integrated AHP and LP» International Journal of Production Economics, vol. 12, page 2-39.

9. R. Verma and M. E. Pullman (2013),

«An analysis of the supplier selection process» Omega, vol. 21, page 2-9.

10. M. A Vonderembse, M. Uppal, S. H. Huang, and J. P. Dismukes (2013), «Designing supply chains Towards theory development» International Journal of Production Economics, vol. 1, page 2-31.

О À

R

S

£ W

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.