Научная статья на тему 'Основные задачи при выборе потенциального поставщика'

Основные задачи при выборе потенциального поставщика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1064
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКУПКА / ТЕНДЕР / ВЫБОР ПОСТАВЩИКА / ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕНДЕРА / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКОВ / PURCHASE / TENDER / SUPPLIER SELECTION / TENDER ORGANIZATION / METHODS OF EVALUATION OF SUPPLIERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полоскова М.И.

Выбор поставщиков является одной из наиболее существенных и важных задач в логистике снабжения. В данной работе описываются основные проблемы, с которыми сталкиваются организации при выборе поставщика и рассматриваются основные методы и критерии, используемые в данном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TASK IN CHOICE OF POTENTIAL SUPPLIERS

Selection of suppliers is one of the most significant and important tasks in the logistics supply. This paper describes the main challenges faced by organizations in the selection of the supplier and the basic methods and criteria used in this process.

Текст научной работы на тему «Основные задачи при выборе потенциального поставщика»

-Economy and Business-

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРИ ВЫБОРЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ПОСТАВЩИКА М.И. Полоскова, студент

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (Россия, г. Москва)

Аннотация. Выбор поставщиков является одной из наиболее существенных и важных задач в логистике снабжения. В данной работе описываются основные проблемы, с которыми сталкиваются организации при выборе поставщика и рассматриваются основные методы и критерии, используемые в данном процессе.

Ключевые слова: закупка, тендер, выбор поставщика, организация тендера, методы оценки поставщиков.

Одной из основных проблем в управлении закупками материальных ресурсов является выбор поставщика. Значимость и важность данной проблемы можно объяснить тем, что на современном рынке схожие ресурсы (товары, услуги) предлагает большое количество организаций, в свою очередь, поставщик должен быть надежным партнером предприятия в реализации его логистической стратегии.

Разнообразие и большое количество потенциальных поставщиков ресурсов, необходимых заказчику, повышает актуальность проблемы выбора тех из них, которые смогли бы с наибольшим эффектом обеспечить надежность и выполнение логистических процессов.

Процесс выбора поставщика или контрагента хронологически можно представить следующим образом:

1. Выявляется потребность предприятия в закупках или проведении работ сторонних организаций.

2. С помощью исследования рынка составляется первичный отбор потенциальных поставщиков/контрагентов.

3. Организация тендера на необходимые предприятию товары/услуги между выбранными организациями. В результате проведения тендера оцениваются предложения потенциальных поставщиков по соотношению цены и качества, предлагаемых условий поставки и т.п.

4. Оценка финансового состояния и общей характеристики выбранных поставщиков, выбор наилучшего.

5. Окончательные переговоры и заключение контракта с выбранным поставщиком.

Данный алгоритм компания должна проводить всегда, особенно при смене поставщика, расширении рынка или номенклатуры продукции. Да и известных ранее поставщиков следует периодически проверять заново, так же как и мониторить рынок на предмет появления новых перспективных партнеров.

Наиболее важными и существенными являются непосредственно сам процесс выбора поставщика с помощью тендера (пункт 3) и проверка контрагента/юридическое оформление договора (пункт 4). Часто пунктом 3 просто пренебрегают. Все конечно зависит от масштабов бизнеса и от выбранной стратегии Компании, планирующей заключить договор с поставщиком. Но на сегодняшний день рынки товаров и услуг настолько насыщенны, что выбор первого приглянувшегося поставщика без обзора основных игроков на рынке может оказаться попросту необоснованно дорогим, а порой и губительным для бизнеса.

Но все же - благодаря такому инструменту как тендер или аукцион у компании появляется возможность собрать максимально важную и полезную информацию, которая позволит в полной мере оценить каждого из представленных поставщиков. При выборе поставщиков в большинстве случаев применяется рейтинговая оценка их соответствия критериям/факторам, таким как надежность, качество, стабильность производства, цены, география, до-

-Economy and Business-

полнительные услуги, опыт и другие [1, С. 157].

К сожалению, из-за нехватки оборотных средств множества компаний во главу угла ставит ценовой фактор. Но если цена данного поставщика значительно ниже чем у конкурентов, то этот может быть предупреждающим фактором. И в этом случае без сомнения стоит оценить весь пакет остальных условий работы с данным контрагентом. При внимательном прочтении договора с данным поставщиком можно наткнуться на неприемлемые условия работы - самовывоз, 100% предоплата, затяжные сроки поставки, отсутствие прописанных штрафных санкций за нарушение обязательств договора и пр.

Помимо вышеуказанного метода можно выделить следующие:

1. Метод оценки затрат. В основе лежит расчет для каждого их поставщиков возможных издержек на снабжение, а так же доходы и выигрыши в рамках взаимодействия с ними.

2. Метод доминирующих характеристик. Требует акцентирования внимания на одной из наиболее важных характеристик - наилучшее качество, наименьший срок поставки, наименьшая цена, наилучший сервис.

Библиографический список

1. Мичурина О. Ю. Методы экономического обоснования управленческих решений по формированию промышленных сетей в судостроении: Монография / О.Ю. Мичурина. -М.: ИНФРА-М, 2011. - 157 с.

3. Метод категорий предпочтений. В основе этого метода лежит формирование комплексной оценки данного поставщика со стороны множества подразделений компании - каждый на своем участке по все тем же вопросам - цена, качество, сервис, сроки поставки, условия оплаты.

Проблема выбора поставщиков является одной из наиболее существенных и важных задач закупочной логистике. Собственный успех компании в обеспечении конечных потребителей товаром напрямую зависит от качественного выполнения поставщиками своих обязательств. Соответственно результатом решения задачи выбора поставщика будет успешное функционирование компании и создание стабильной материальной базы.

На сегодняшний день достаточно бурно развивается логистическая интеграция с поставщиками, которая позволяет снизить транзакционные и транспортные издержки. И это взаимное проникновение можно в действительности считать мощнейшим синергетическим эффектом, результатом которого вполне очевидно будет получение прибыли всех участвующих в логистической цепочке партнеров.

THE MAIN TASK IN CHOICE OF POTENTIAL SUPPLIERS

M.I. Poloskova, student

National research nuclear university MEPhI

(Moscow, Russia)

Abstract. Selection of suppliers is one of the most significant and important tasks in the logistics supply. This paper describes the main challenges faced by organizations in the selection of the supplier and the basic methods and criteria used in this process.

Keywords: purchase, tender, supplier selection, tender organization, methods of evaluation of suppliers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.