тезисы;;;;;;:
УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ
V* ОНЛАЙН, ь JjC^^ ФОРМАТ ^
ЕССЕ 2020
— Структурная организация когнитивных показателей у детей младшего дошкольного возраста
РЖАНОВА Ирина Евгеньевна
Организация: Психологический институт Российской Академии Образования
Регион: Россия, Москва
Ключевые слова: дошкольники, интеллект, когнитивные показатели, тест Векслера.
Младший дошкольный возраст является важным этапом в развитии когнитивных функций (Божович, 1950; Венгер, 1969). Исследование структурной организации когнитивных показателей у данной группы детей имеет решающее значение для наиболее полного изучения когнитивной сферы в целом.
Целью настоящей работы стало изучение структурной организации когнитивных показателей у детей младшего дошкольного возраста. Выборку исследования составили 94 ребенка. Средний возраст детей составил 3 года 3 месяца. Стандартное отклонение — 4 месяца. Все дети посещали детские сады города Москвы, на базе которых и проводилось исследование. В качестве основной методики исследования применялся тест Векслера для дошкольников его новейшей модификации — Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence — WPPSI IV (Wechsler, 2012). В диагностике детей от 2,5 лет до 4 лет помимо подсчета и анализа данных по Общей шкале интеллекта (FIQ) основной уровень интерпретации включает в себя анализ показателей по трем основным шкалам: Вербальной понятливости (VCI), Зрительно-пространственной шкале (VSI) и Рабочей памяти (WMI). Процедура диагностики при помощи данного варианта теста предполагает проведение следующих субтестов: Пассивный словарь, Осведомленность, Кубики Коса, Сложение фигур, Запоминание картинок, Называние картинок и Зоопарк.
В качестве основных методов статистического анализа данных были применены корреляционный анализ и конфирматорный факторный анализ.
Использование корреляционного анализа позволило выявить наиболее тесную взаимосвязь вербальных субтестов друг с другом по сравнению с невербальными субтестами и показателями рабочей памяти. Аналогичная картина для этой возрастной группы была получена при стандартизации теста Векслера (Wechsler, 2012). Субтест Кубики Коса, направленный на диагностику зрительно-пространственных способностей, а также субтест Пассивный Словарь, составляющий индекс Вербальной понятливости, тесно связаны со всеми анализируемыми когнитивными характеристиками. Эту закономерность можно объяснить высоким вкладом этих показателей в общий фактор интеллекта в данной возрастной группе.
В ходе статистической обработки были построены три модели, отражающие структурную организацию эмпирических данных, а также было произведено сравнение
ТЕЗИСЫ !!!!!!! -ЭГ^С^ ФОРМАТ
УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ ЕССЕ 2020
этих моделей с использованием статистических критериев. Все анализируемые модели продемонстрировали удовлетворительные показатели соответствия эмпирическим данным (критерии CFI, RMSEA, BIC). Сравнение моделей показало, что иерархическая двухфакторная модель наиболее полно соответствует полученным в ходе эксперимента данным (Rzhanova et aL, 2018; Ржанова и др., 2019).
Список литературы:
1. Божович Л. И. Общая характеристика детей младшего дошкольного возраста. В кн.: А.Н. Леонтьев, Л. И. Божович (Ред.), Очерки психологии школьного возраста. М.: АПН РСФСР, 1950.
2. Венгер Л. А. Восприятие и обучение (Дошкольный возраст). М.: Просвещение, 1969.
3. Ржанова И. Е., Фоминых А. Я., Алексеева 0. С. Структура русскоязычной версии теста Векслера для дошкольников (WPPSI-IV). Сборник статей «Наука-образование-профессия: системный личностно-развивающий подход». М.: Перо, 2019.
4. Rzhanova I. E., Alekseeva O. S., Fominykh A. Y., Parshikova O. V. Structure of the wppsi-iv for the russian-speaking preschoolers. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, 2018, Vol. XLIX, 599-605.
5. Wechsler D. Wechsler Preschool And Primary Scale of Intelligence —Fourth Edition. San Antonio, TX: Pearson, 2012.