СОДЕЙСгв f \
Современная школа
ЧИППКРО
Современная ш%дш
УДК 37.01 ББК 74.200
СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ-КОМПЛЕКСА Елькина В. А., Красюн Г. А., Трошков С. Н.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности структурной модели воспитательной системы школы-комплекса, которая состоит из взаимосвязанных подсистем, компонентов и слоев; определяются ведущие понятия структурной модели воспитательного системы общеобразовательного учреждения нового вида.
The article gives an observation of peculiarities of a structural model of a school complex's educational system. The model consists of interrelated subsystems, components and layers. The basic notions of a structural model of a school's educational system are defined in the article.
Ключевые слова: воспитательная система, воспитательное пространство, воспитательный процесс, индивидуальная траектория развития личности, компонент, модель, подсистема. психолого-педагогическое обеспечение, системный подход, структура, школа-комплекс, элемент.
Educational system, educational circle, process of education, individual trajectory of a person 's development, component, model, subsystem, psychological and pedagogical maintenance, system approach, structure, school complex, element.
Изучение педагогической теории и практики по созданию воспитательных систем образовательных учреждений разных типов и видов в прошлом и настоящем (В. П. Беспалько, Ю. С. Бродский, И. Г. Николаев, Л. И. Новикова, В. С. Лазарев, В. П. Сергеева, Е. Н. Степанов и др.) позволило администрации и педагогическому коллективу МОУ СОШ № 84 г. Челябинска разработать собственную структурную модель воспитательной системы
школы-комплекса.
При представлении данной модели нами используется следующий алгоритм её изложения:
1. Определение ведущих понятий структурной модели воспитательной системы школы-комплекса;
2. Структура воспитательной системы школы-комплекса;
2.1. Подсистемы воспитательной системы школы - комплекса;
2.2. Основные компоненты воспитательной системы школы - комплекса;
2.3. Страты (слои) воспитательного взаимодействия с личностью ребенка в школе -комплексе.
Такой порядок изложения позволяет более кратко и целостно представить структурную модель воспитательной системы, сформировать системное видение воспитательного процесса в школе-комплексе.
В современных условиях, руководствуясь Законом РФ «Об образовании» (ст. 12, п. 8) [3], мы рассматриваем школу-комплекс как общеобразовательное учреждение, сознательно объединяющее под общим управлением и финансированием несколько воспитательно-образовательных учреждений для обеспечения на основе преемственности реализации различных образовательных программ на уровнях (ступенях) дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Это дает нам возможность создать целостную воспитательную систему образовательного учреждения в условиях отдаленного городского микрорайона, сконцентрировать педагогические и управленческие кадры, фи-
Яауч но-т еорет meaqi и журнал
<Выпус^1(3) • 2010
Тлъкина Ф. Л, %расюн Т. Я, Жронщов С- Я.
Структурная модель воспитательной системы ш%дхы-кдмплг%са
нансы и материально-техническую базу, а также учесть запросы родителей и обучающихся.
Любая школа является сложной целостной системой, активно взаимодействующей с внешней средой. В нашем исследовании применяется модель открытого типа, которая отражает взаимосвязь трех компонентов системы: «вход» —>■ «процесс преобразования» —> «выход».
Опираясь на исследования В. А. Караков-ского [4] и Н. А. Селивановой [2], воспитательную систему школы-комплекса мы рассматриваем как непрерывно развивающуюся во времени и пространстве целостную совокупность детей и воспитателей, объединенных духовно и социально-значимыми целями и ценностями, нравственными нормами и воспитательными отношениями, совместной деятельностью, направленной на преобразование всего общеобразовательного учреждения в воспитательную среду их жизнедеятельности и личностное самовоспитание и самосовершенствование. Следовательно, воспитательная система школы-комплекса характеризуется наличием воспитательного процесса во всем его многообразии.
Главный признак воспитательной системы общеобразовательного учреждения - это её структура. По определению В. Г. Афанасьева, структура - внутренняя форма системы, отражающая собой взаимосвязи, взаимодействия образующих её компонентов [1]. В логическом словаре Н. И. Кондакова структура раскрывается как прочная, относительно устойчивая связь (отношение) и взаимодействие элементов, сторон, частей предмета, явления, процесса как целого [5].
Модель - знаковый образ системы, в котором фиксируются её наиболее существенные компоненты и связи, который может выступать дальнейшим образцом.
Исходя из такого понимания, можно дать следующее определение структурной модели воспитательной системы школы-комплекса -это такая мысленно представляемая и реализуемая система, которая, отображая и воспроизводя педагогический объект, способна замещать его так, что её изучение даёт новую информацию об этом объекте; зафиксированные на данный момент наши взгляды и представления о важнейших компонентах и основных внутренних и внешних связях создаваемого системного образования, о его целостных ха-
рактеристиках .
Воспитательная система общеобразовательного учреждения охватывает весь образовательный процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы-комплекса, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.
Исходя из этой характеристики, в составе воспитательной системы школы-комплекса мы выделили следующие подсистемы:
1. Идеальная подсистема (центральный компонент данной подсистемы - смысл жизни Человека);
2. Личностная подсистема (формирование личностных качеств ребенка);
3. Дидактическая подсистема (образовательный процесс);
4. Система воспитательной работы (совокупность мероприятий, имеющих воспитательную направленность) и дополнительного образования;
5. Социально-природная подсистема (внешняя среда);
6. Досуговая подсистема.
Воспитательная система школы-комплекса
- целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интеграционными характеристиками, как образ жизни коллектива и его психологический климат. Каждая воспитательная система имеет своё назначение и, следовательно, свой набор компонентов. Выявление основных компонентов воспитательной системы общеобразовательного учреждения осуществлялось нами посредством изучения научно-методической литературы, ознакомления с практикой использования системного подхода в воспитательном процессе, применения теоретических методов исследования, проведения опытной работы в рамках муниципальной экспериментальной площадки. Следуя рекомендациям Е. Н. Степанова [7], с помощью перечисленных методов нам удалось выделить следующие компоненты воспитательной системы школы-комплекса, которые мы отнесли к разряду наиболее существенных и важных: индивидно-групповой, ценностно-ориентационный, пространственно-временной,
Яауч но-т еорет ичесщ/ и журнал
91
'.Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров
Современная школа
функционально-деятельностный и диагности-ко-аналитический (см. табл.).
Системный подход к построению воспитательного процесса в школе-комплексе предполагает выделение трех страт (слоев) воспитательного взаимодействия с личностью ребенка [8, с. 96].
Первая страта - воспитательная система всего общеобразовательного учреждения, в рамках которой педагогический коллектив стремится упорядочить влияние всех факторов и структур школьного сообщества на процесс становления гармонично развитой личности.
Вторая страта - воспитательные системы структурных подразделений и образовательных
объединений, а также воспитательные пространства образовательных областей и учебных предметов в общеобразовательном учреждении, где и проходит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия (совместной деятельности и общения членов этих сообществ). Воспитательная система структурного подразделения или образовательного объединения - способ организации жизнедеятельности и воспитания членов данных сообществ, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Таблица 1
Основные компоненты и элементы воспитательной системы школы-комплекса
Компоненты воспитательной системы Составные части (элементы) компонентов
Индивидно-групповой компонент 1. Руководители школы-комплекса. 2. Воспитанники школы-комплекса (дошкольники и учащиеся). 3. Родители детей школы-комплекса. 4. Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности школы-комплекса.
Ценностно-ориентационный компонент 1. Методологическая ориентация в воспитании детей. 2. Ключевые (основные) идеи (теории) воспитания детей. 3. Понятие «воспитание» в школе-комплексе. 4. Тип воспитательной системы школы-комплекса по доминирующей ориентации. 5. Цели и задачи воспитания в школе-комплексе. 6. Перспективы жизнедеятельности сообщества школы-комплекса. 7. Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности школы-комплекса. 8. Содержание воспитания в школе-комплексе.
Функционально-деятельностный компонент 1. Системообразующие виды деятельности. 2. Формы и методы организации совместной деятельности и общения в школе-комплексе. 3. Основные функции и роли воспитательной системы школы-комплекса. 4. Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью школы-комплекса.
Пространственно-временной компонент 1. Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда. 2. Связи и отношения сообщества школы-комплекса с другими общностями детей и взрослых. 3. Место и роль школы-комплекса в воспитательном пространстве района и города. 4. Этапы становления и развития воспитательной системы школы-комплекса.
Диагностико-аналитический компонент 1. Критерии и показатели эффективности воспитательной системы школы-комплекса. 2. Методы и приемы изучения результативности воспитательной систе-
'Науч но-т еорет ичесщ/ и журнал
<Выпуа{1(3) • 2010
Тлъкина Ф. Л, %расюн Т. Я, Жрошкрв С- Я.
Структурная модель воспитательной системы школы-комплекса
мы школы-комплекса.
3. Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных ре-
зультатов диагностического исследования.
Воспитательное пространство, наряду с воспитательной системой, является необходимым и эффективным механизмом личностного развития ребенка. Под воспитательным пространством образовательных областей и учебных предметов нами понимается педагогически целесообразно организованная среда, в которой осуществляется совместная деятельность педагогов и обучающихся, и которая является интегрированным условием их личностного развития.
Анализ педагогической практики показал, что воспитательное пространство образовательной области или учебного предмета может возникнуть в результате как инициативной деятельности «сверху» (прежде всего, руководителя профессионального объединения педагогов образовательной области или учителя-предметника), так и деятельности обучающихся по освоению и присвоению жизненного пространства, в основе которых лежат их личностные потребности. По нашему мнению, воспитательное пространство может реализоваться как на уровне образовательного учреждения, так и на уровне образовательной области и учебного предмета. Воспитательное пространство - пространство воспитания, а не функционирования различных органов в общеобразовательном учреждении.
Третья страта - система психолого-педагогического обеспечения и поддержки индивидуальной траектории развития личности ребенка. Опираясь на исследования А. В. Муд-рика [6], к системе психолого-педагогических условий построения индивидуальной траектории развития личности ребенка в школе-комплексе мы относим: 1) наличие у ребенка желания принять помощь по поводу своих проблем, найти понимание, получить информацию, совет или даже инструктаж со стороны педагогов-воспитателей; 2) использование педагогом в воспитательной деятельности личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов; 3) наличие у педагогов-воспитателей определенной психолого-педагогической подготовки; необходимых личностных свойств (здоровое самовосприятие, последовательность, справедливость, симпатия,
понимание проблем, уважительное отношение, теплота, чувство юмора и др.); профессионального умения вести индивидуальную беседу с ребенком с позиции «эксперта», «советника», «опекуна» с целью помочь ему определить свои позиции и взгляды.
Таким образом, воспитательная система школы-комплекса имеет сложную структуру, она состоит из подсистем, компонентов и слоев, скрепленных системными связями. Соединение частей системы в единое целое обеспечивается её управленческим блоком.
Литература
1. Афанасьев, В. Г. Моделирование как метод исследования социальных систем [Текст] / В. Г. Афанасьев // Системные исследования. Методологические проблемы : Ежегодник - М. : Наука, 1982. - С. 26-46.
2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описании их авторов и последователей) [Текст] / под ред. Н. А. Селивановой. - М. : Педагогическое общество России. 2001. -306 с.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст]. - М. : ВАКО, 2001. - 48 с.
4. Караковский, В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования [Текст] / В. А. Караковский. - М. : Новая школа, 1994. - 174 с.
5. Кондаков, Н. И. Логический словарь [Текст] / Н. И. Кондаков. - М. : Наука, 1971. -656 с.
6. Мудрик, А. В. Социализация человека [Текст] / А. В. Мудрик. - М., 2004. - 304 с.
7. Степанов, Е. Н. Воспитательная система класса как педагогическое явление и понятие [Текст] / Е. Н. Степанов // Классный руководитель. - 1998. -№ 1.-С. 19-24.
8. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст] / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. - М. : ТЦ Сфера, 2002.- 160 с.
Яауч но-т еорет ичесщ/ и журнал
93
Яаучное обеспечение системы повышения квалификации кадров