Научная статья на тему 'Структурная модель региональной инновационной политики проактивного характера'

Структурная модель региональной инновационной политики проактивного характера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОАКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Строева О.А., Сибирская Е.В.

В статье разработана структурная модель формирования и реализации региональной инновационной политики проактивного характера, построенная с учетом приоритетной роли сбытовых инструментов управления инновационной деятельностью предпринимательских структур (блок опережающего формирования сбытовой инфраструктуры как элемент косвенного стимулирования инновационной активности предпринимательства), предполагающая построение разветвленной системы корректирующих мер, направленных на превентивное нивелирование возможных отклонений в инновационном развитии региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурная модель региональной инновационной политики проактивного характера»

ПОЛИТИКА ОБНОВЛЕНИЯ

УДК 332.024

СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОАКТИВНОГО ХАРАКТЕРА

О.А. СТРОЕВА, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры товароведения, сервиса и торговой инфраструктуры E-mail: stroeva-olesya@mail.ru Орловский государственный университет

Е.В. СИБИРСКАЯ, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры статистики E-mail: e-sibirskaya@rambler.ru Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

В статье разработана структурная модель формирования и реализации региональной инновационной политики проактивного характера, построенная с учетом приоритетной роли сбытовых инструментов управления инновационной деятельностью предпринимательских структур (блок опережающего формирования сбытовой инфраструктуры как элемент косвенного стимулирования инновационной активности предпринимательства), предполагающая построение разветвленной системы корректирующих мер, направленных на превентивное нивелирование возможных отклонений в инновационном развитии региона.

Ключевые слова: модель формирования и реализации, региональная инновационная политика, проактивный характер

Эффективность инновационного развития национальной экономики находится в прямой зависимости от проводимой государством региональной политики, под которой следует понимать

совокупность ценностных целей, управленческих мероприятий на уровне государства, решений и действий, порядка реализации государственно-политических решений и государственной системы управления.

Политика государства в области экономики — это система таких отношений, которые возникают между государством и негосударственными субъектами на основе отраслевой и региональной экономики, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, конкуренции, внешнеэкономических связей и др., в целях развития экономики страны в целом.

В свою очередь основными целями региональной инновационной политики являются активизация инновационной деятельности, формирование механизмов реализации инновационной политики, а также методов стимулирования изменений на основе нахождения баланса между целесообразными потребностями в новых технологиях и имеющимися

наработками в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ [8].

К основным целям региональной инновационной политики относятся:

— определение приоритетов развития и реализация эффективных инновационных проектов и программ;

— разработка и внедрение системы мер, способствующих развитию и использованию инновационного потенциала региона, наукоемких технологий, инновационной инфраструктуры, что ведет к выпуску новой высококачественной конкурентоспособной продукции;

— оказание помощи отечественным производителям в продвижении продукции на новые рынки сбыта;

— содействие в разработке и внедрении нововведений, новых достижений в образовании, здравоохранении, культуре, жилищно-коммунальном хозяйстве, организации и управлении экономикой;

— создание благоприятных условий для взаимодействия образовательных учреждений, производства и финансовой сферы в целях развития инновационной деятельности в регионе;

— оказание государственной поддержки субъектам инновационной деятельности за счет установления порядка и механизмов прогнозирования, программирования, финансирования, экономического стимулирования и организации мониторинга инноваций во всех сферах социально-экономического развития региона.

Таким образом, инновационная политика региона направлена на развитие конкурентоспособности производственного и научно-технического потенциалов региона, что способствует обеспечению устойчивого социально-экономического развития региона.

При этом следует отметить, что региональная инновационная политика направлена не только на решение локальных задач инновационного характера за счет эффективного использования научно-технического потенциала предприятий и организаций региона, но и на стимулирование инновационной активности предприятий, на преодоление разобщенности различных хозяйствующих субъектов, на разработку различных механизмов обеспечения их экономической интеграции. Это предполагает выработку четкой стратегии и приоритетов развития инновационной деятельности региона, а также путей и средств их достижения [3; 4; 6].

Развитие инновационной деятельности зависит не только от уровня инновационной активности предприятий и организаций, но и от правильно построенной региональной инновационной политики, которая в условиях рыночных отношений носит индикативный характер и, следовательно, ее воздействие будет оптимальным за счет придания ей стимулирующего характера с возможностью внесения корректирующих изменений на каждом этапе реализации.

Более того, значительное отставание российских регионов в уровне инновационной активности по сравнению с развитыми странами требует перехода от реактивного подхода в реализации региональной инновационной политики к проактивной системе управления инновационными процессами, что предполагает разрешение проблем еще до возникновения конфликтных ситуаций.

Переход к проактивному управлению инновационными процессами в регионе предполагает:

— максимальное сокращение «времени отклика» (использование диалогового взаимодействия органов государственной власти и субъектов хозяйствования региона, применение «готовых» форм реагирования, прогнозирования и предупреждения «сбойных» ситуаций в управлении);

— максимальное использование перспективных (программно-плановых) форм управления инновационными процессами;

— создание «промежуточных» форм взаимодействия между представителями региональной власти и субъектами инновационной деятельности территории.

Реализация модели формирования и реализации региональной инновационной политики проактив-ного характера (см. рисунок) будет способствовать повышению конкурентоспособности региона, а также улучшению экономической ситуации в целом.

При этом система контроля и корректировки должна охватывать все элементы региональной инновационной политики, предполагая осуществление перманентного контроля как со стороны государства, так и общества, а также соответствующую корректировку применяемого инструментария с учетом результативности его применения.

В России уже существуют регионы, перешедшие на проактивный стиль управления инновационными процессами, и это дало определенные позитивные результаты в разрезе ожидаемых результатов предложенной модели. В качестве при-

РЕГИОН

ЦЕЛЬ: обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона посредством формирования и развития региональной инновационной системы

Система подцелей опережающего, экстренного' и тактического характера*

< §

с

ш ^

ш

и

О

Выявление ключевых проблем

инновационного развития как основа постановки подцелей региональной инновационной политики

Тактические задачи региональной инновационной политики:

- выявление инновационного потенциала и создание условий для его реализации;

- стимулирование и поддержка инновационных процессов;

- создание благоприятного инновационного климата

Стратегические задачи региональной инновационной политики проактивногохарактера:

- формирование долгосрочных конкурентных преимуществ посредством модернизации регионального хозяйственного комплекса;

- формирование разветвленной инфраструктуры инновационной деятельности;

- включение в систему международного инновационного сотрудничества

Мониторинг состояния национальной экономики и анализ международной ситуации

Корректирующие меры:

- прогнозирование общих тенденций развития региональной экономики;

- разработка комплекса мероприятий, направленных на предупреждение форс-мажорных обстоятельств;

- построение разветвленной системы контроля федерального и регионального уровня за выполнением задач инновационного развития территорий;

- формирование методического инструментария оценки результативности принимаемых мер и разработка возможных сценариев их корректировки в зависимости

от ее результатов

БЛОК ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ФОРМИРОВАНИЯ СБЫТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ЭЛЕМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

БЛОК ЭКСТРЕННОГО И ТАКТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ! (прямое стимулирование инновационной активности предпринимательства и разработка мер повышения результативности регионального управления! с учетом возможных отклонений и форс-мажорных

_обстоятельств]_ _

Инструментарий прямого и косвенного воздействия

__I

Ожидаемые результаты:

- увеличение вклада инновационной компоненты в общеэкономическое развитие региона в соответствии с уровнем развитых стран;

- общая модернизация хозяйственного комплекса региона;

- признание социального статуса инновационного развития в общественном сознании

Модель формирования и реализации региональной инновационной политики проактивного характера

меров можно привести следующие регионы: Санкт-Петербург (формирование автомобильного кластера с участниками: ООО «Тойота Мотор Мануфэкчу-ринг Россия», ООО «Дженерал Моторз Авто», ООО «Ниссан Мануфэкчуринг РУС», ООО «Хендэ Мотор Мануфэкчуринг Рус», ООО «Скания — Питер», холдинг «Яровит» и группа «Онексим»; число созданных новых рабочих мест — 6 000 [1]); Тульская область (промышленный комплекс региона пополнился крупным предприятием специального тяжелого машиностроения «Спецтяжмаш», сумма

инвестиций — 150 млн евро, число созданных новых рабочих мест — 500 [2]).

Как следствие, данная модель позволит региональной политике приобрести векторную направленность не на компенсацию традиционно сложившихся экономических диспропорций, а на инновационное развитие, ориентированное на освоение перспективных технологических укладов, запуск новых видов деятельности, формирование современной инфраструктуры, изменение территориальной структуры хозяйства и системы расселения.

Проактивное управление инновационными процессами в регионе относится к приоритетным, поскольку оно оказывает влияние на стратегию и тактику регионального развития. Под влиянием инновационных процессов меняется структура региональной экономики, инновации изменяют экономическую организацию общества, активизируют международное сотрудничество и повышают конкурентоспособность на мировом рынке, все это воздействует на улучшение качества условий жизнедеятельности населения.

Следовательно, целями развития инновационной деятельности в регионе должны стать:

— формирование необходимых условий для развития, рационального размещения и эффективного использования научно-технического потенциала, усиление роли современных научных достижений в развитии экономики;

— увеличение научно-технического потенциала и его эффективное использование для обеспечения устойчивого экономического развития;

— формирование и развитие на региональном уровне эффективной инновационной системы поддержки и развития инновационной деятельности, направленной на внедрение результатов научно-исследовательской деятельности и новейших разработок в оборот и коммерциализацию инновационного процесса [5];

— создание и развитие подходящих условий для усиления инновационной составляющей в региональной экономике, расширение границ рынка сбыта, выход на внутренний рынок отечественных производителей с импортозамещающей продукцией, а также выход на внешний рынок высокотехнологичной конкурентоспособной продукции;

— устойчивое экономическое развитие отраслей региона за счет создания условий для внедрения новых инновационных технологий и производств, систем управления с эффективным использованием научно-технического и производственного потенциала, а также материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоемких технологий [7];

— создание банка данных об уже существующих, а также находящихся в стадии разработки инновационных проектов, продукции и технологий региона;

— разработка и внедрение мотивационных механизмов инновационной деятельности хозяйствующих субъектов различных форм собственности;

— привлечение средств как частных лиц, так и кредитных организаций, малых предприятий, предпринимателей и населения в целом для развития инновационной деятельности в регионе;

— оказание помощи в продвижении результатов научно-технической деятельности на рынок;

— переход от «догоняющего» к «опережающему» темпу развития экономики региона.

В соответствии с системой целей региональной инновационной политики необходимо решение комплекса задач:

1) тактические задачи региональной инновационной политики. Они заключаются в определении инновационного потенциала и создании условий для его реализации. Для развития инновационного потенциала региона необходимо реализовать следующие цели и мероприятия:

— стимулирование развития научно-технического потенциала;

— совершенствование уровня инновационной культуры в регионе;

— повышение роли и развитие потребительского сегмента;

— стимулирование и поддержка инновационных процессов;

— создание благоприятного инновационного климата;

2) стратегические задачи региональной инновационной политики проактивного характера. Для достижения региональных целей инновационного развития необходимо совершенствование государственного регулирования, которое должно быть направлено на повышение эффективности и инвестиционной привлекательности приоритетных отраслей, а также на обеспечение необходимой ресурсной и инфраструктурной поддержки стабильного и динамичного экономического роста. Это обосновано рядом причин:

— необходимостью повышения общей народнохозяйственной экономической эффективности;

— быстрым старением оборудования, его моральным и физическим износом на фоне сокращения объемов инвестиций.

Целью стратегии модернизации регионального хозяйственного комплекса должно стать повышение качества жизни в регионе за счет развития приоритетных отраслей экономики и модернизации социальной сферы. В свою очередь достижение поставленной цели возможно лишь посредством комплексного развития территории за счет:

— увеличения доли реального сектора экономики региона;

— роста производительности труда;

— реализации базовых инвестиционных проектов;

— создания инновационных кластеров;

— оптимизации административно-территориального устройства и системы расселения.

Следует отметить, что формирование программ развития, создающих и поддерживающих региональные точки роста, не должно исчерпывать собой инструментария региональной политики. Его целесообразно дополнить изменениями методологии определения дотаций региональным бюджетам, которые позволили бы придать таким дотациям стимулирующий характер. Речь идет прежде всего об активизации усилий региональных органов по развитию региональных экономик (например, за счет «увязки» объемов дотаций с темпами роста ВРП и т.д.);

3) формирование векторной инфраструктуры инновационной деятельности. Инновационная инфраструктура — это подсистема региональной инновационной системы (представлена как совокупность организаций), способствующая развитию инновационного бизнеса, а также осуществлению инновационного процесса в регионах;

4) включение в систему международного инновационного сотрудничества. Это позволяет осуществлять обмен имеющейся научно-технической информацией, проводить различного рода совместные фундаментальные исследования и прикладные разработки, а также принимать участие в реализации грантов.

Следовательно, в ходе разработки и реализации региональной инновационной политики России в области международного инновационного сотрудничества необходимо учитывать геополитические и геоэкономические особенности, а также интересы национальной безопасности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такого рода сотрудничество должно позволить отечественным товаропроизводителям полноправно участвовать на мировых рынках интеллектуальной продукции.

В свою очередь включение в систему международного инновационного сотрудничества будет способствовать:

— расширению и укреплению межрегионального и международного делового сотрудничества в инновационной деятельности;

— объединению усилий государственных органов управления, общественных организаций, науки и бизнеса в развитии инновационной деятельности и повышении конкурентоспособности региональной и национальной экономик;

— продвижению инновационных проектов, направленных на эффективную реализацию приоритетных международных, национальных и региональных программ;

— продвижению технологий и наукоемкой продукции отечественных производителей на внутренний и внешний рынки;

— привлечению иностранных инвестиций для реализации перспективных инновационных проектов.

Кроме того, для достижения поставленных региональной инновационной политикой проак-тивного характера целей необходимо решить ряд второстепенных задач, связанных с инновационной деятельностью региона:

— сформировать такие условия, которые способствовали бы осуществлению научно-технической деятельности и развитию научно-технического потенциала региона;

— определить приоритетные векторы развития науки, техники и технологий в регионе, концентрации ресурсов на выбранных направлениях;

— подготовить управленческие кадры, а также повысить кадровый потенциал региона для осуществления инновационной деятельности;

— повысить конкурентоспособность организаций и предприятий региона, которые выпускают инновационную продукцию или услуги;

— разработать механизм стимулирования инновационной деятельности;

— оказать помощь предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность, в проведении выставочных мероприятий и продвижении инновационного продукта;

— оказать помощь в поиске потенциальных партнеров — участников инвестиционно-инновационной деятельности и т.д.

Таким образом, предложенная авторами структурная модель региональной инновационной политики проактивного характера позволит:

— создать условия для развития инновационной среды региона;

— осуществлять научные исследования в приоритетных отраслях национальной экономики, повышая конкурентоспособность региональных производителей на мировом рынке;

— внедрить новые технологии в производственный процесс предприятий региона;

— развивать инновационную инфраструктуру;

— реализовать приоритетные для региона инновационные проекты с помощью финансовой и налоговой поддержки областного бюджета;

— оказывать квалифицированную информационно-консультационную, методологическую и маркетинговую поддержку.

Развитие инновационной деятельности зависит не только от уровня инновационной активности предприятий и организаций, но и от правильно построенной региональной инновационной политики, которая в условиях рыночных отношений носит индикативный характер, и, следовательно, ее воздействие будет оптимальным за счет придания ей стимулирующего характера с возможностью внесения корректирующих изменений на каждом этапе реализации.

Предложенная модель ориентирует все уровни управления на новые институциональные подходы, расширение числа участников принятий решений, поскольку проактивное управление экономическими ресурсами предполагает ориентацию региональной политики на общую модернизацию хозяйственного комплекса региона, увеличение вклада инновационной компоненты в общеэкономическое развитие региона, признание социального статуса инновационного развития в общественном сознании.

Список литературы

1. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник для вузов. 4-е изд. СПб.: Питер. 2013. С. 220-222.

2. Кудияров С. Металлический рекорд // Эксперт. 2014. № 7. С. 36-37.

3. Сибирская Е.В. Система стратегического планирования на региональном уровне // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. 2012. Т 1. С. 7-11.

4. Старцева О.А. Системный подход к трансформации региональной экономики // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 4. С. 94-97.

5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70006124.

6. Строева О.А. Развитие инновационной инфраструктуры региона // Инвестрегион. 2010. № 4. С.48-53.

7. Федосов Р.Н. Программа реализации инновационного развития в регионе // Вестник ТГУ. 2006.

8. Якушкина Т. Формирование программы социально-экономического развития региона // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 4. С. 66-74.

Policy of renovation

A STRUCTURAL MODEL OF REGIONAL INNOVATION POLICY OF A PROACTIVE CHARACTER

Olesia A. STROEVA, Elena V. SIBIRSKAIA

Abstract

The article submits a structural model of formation and realization of regional innovative policy of a proactive character. The author constructs it taking into account the priority role of sales management instruments for innovation activities of enterprises (a block of advance formation of market infrastructure as an element of indirect stimulation

of innovation activity of business). The model assumes creation of a multibranch system of correcting measures intended for a preventive leveling of possible deviations in innovation development of a region.

Keywords: formation and realization model, regional innovation policy, proactive character

References

1. Asaul A.N. Organizatsiia predprinimatel 'skoi deiatel 'nosti: uchebnik dlia vuzov [Organization of business activity: a textbook for higher education institutions]. St. Petersburg, Piter Publ., 2013, pp.220-222.

2. Kudiiarov S. Metallicheskii record [A metallic record]. Ekspert — Expert, 2014, no. 7, pp. 36-37.

3. Sibirskaia E.V. Sistema strategicheskogo planirovaniia na regional'nom urovne [A system of strategic planning at a regional level]. Teoreticheskie i prikladnye voprosy ekonomiki i sfery uslug—Theoreti-cal and applied issues of economy and service sector, 2012, vol. 1, pp. 7-11.

4. Startseva O.A. Sistemnyi podkhod k transfor-matsii regional'noi ekonomiki [A system approach to transformation of regional economy]. Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika — Regional economics: theory and practice, 2007, no 4, pp. 94-97.

5. Order of the Government of the Russian Federation "Strategy of innovation development of the Russian Federation for the period till 2020" of December 08, 2011 № 2227-r. (In Russ.)

6. Stroeva O.A. Razvitie innovatsionnoi infrastruk-tury regiona [Development of innovation infrastructure of a region]. Investregion — Investregion, 2010, no. 4, pp.48-53.

7. Fedosov R.N. Programma realizatsii innovat-sionnogo razvitiia v regione [The program of realization of innovative development in a region]. Vestnik TGU — TSUBulletin, no. 3, 2006.

8. Iakushkina T. Formirovanie programmy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia regiona [Formation of a program of social and economic development of a region]. Problemy teorii ipraktiki upravleniia — Problems of theory and practice ofmanagement, 2011, no. 4, pp. 66-74.

Olesia A. STROEVA

Orel State University, Orel, Russian Federation

stroeva-olesya@mail.ru

Elena V. SIBIRSKAIA

Plekhanov Russian University of Economics,

Moscow, Russian Federation

e-sibirskaya@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.