Научная статья на тему 'Структурная модель музыкального таланта и её роль в диагностике детской одарённости'

Структурная модель музыкального таланта и её роль в диагностике детской одарённости Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
314
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GIFTEDNESS / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / CREATIVE ABILITIES / ТАЛАНТ / ОДАРЁННОСТЬ / TALENT / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MUSICAL ACTIVITY / МОДЕЛЬ / MODEL / ДИАГНОСТИКА ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ / DIAGNOSTICS OF CHILDREN'S GIFTEDNESS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кирнарская Д.К.

Статья посвящена рассмотрению содержания понятий «одарённость», «творческие способности», «талант», «креативность» в трактовке отечественных и зарубежных ученых и построению на этой основе структурной модели музыкального таланта. Компоненты модели иерархически выстроены на трех уровнях и включают: интонационный слух, обеспечивающий смысловое и эмоциональное восприятие звукового материала; аналитический слух, ответственный за высотно-ритмическое различение музыкальных элементов и их объединение в структуры языкового типа; музыкальную креативность, подразумевающую наличие архитектонического слуха (чувство композиционной целостности) и музыкально-продуктивной способности. Для апробации описанной модели на практике был создан аппарат тестирующих инструментов, позволяющий осуществить раннюю диагностику музыкальных способностей ребенка с целью проектирования траектории его личностного и профессионального становления. Результаты тестирования 10000 учащихся 1-го и 2-го классов московских школ показали, что представленная модель музыкального таланта и соответствующий ей диагностический инструментарий позволяют с большой долей достоверности выявить потенциально одаренных детей и определить успешность их дальнейшего музыкального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL MODEL OF THE MUSICAL TALENT AND ITS ROLE IN CHILDREN’S GIFTEDNESS DIAGNOSTICS

The article is devoted to considering the concepts of «giftedness», «creative abilities», «talent», «creativity» from the standpoint of domestic and foreign scientists and constructing а structural model of musical talent on this basis. The components of the model are hierarchically arranged at three levels and include: the expressive ear providing comprehension and emotional perception of the sound material; the analytical ear which is responsible for altitudinal-rhythmic differentiation of musical elements and their integration into language-type structures; musical creativity implying the presence of the architectonic ear (sense of compositional integrity) and musical-productive ability. To approbate the described model we created an apparatus of testing tools that allows early diagnosis of the child’s musical abilities in order to design the trajectory of his personal and professional development. The results of testing 10,000 pupils of the 1st and 2nd grades of Moscow schools showed that the presented model of musical talent and the corresponding diagnostic tools allow revealing the potentially gifted children and defining the success of their further musical development.

Текст научной работы на тему «Структурная модель музыкального таланта и её роль в диагностике детской одарённости»

7. Каверина В.В. Обучение русскому произношению лиц, говорящих на китайском языке (на основе сопоставительного анализа китайской и русской фонетических систем). Available at: http://www.philol.msu.ru/~slavphil/books/jsk_06_11kaverina.pdf

8. Гоамматика китайского языка. Ресурс для изучающих китайский язык. Available at: http://learn-chinese.ru/index/0-6

9. Горелов В.И. Теоретическая грамматика китайского языка. Москва: Просвещение, 1989.

10. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Ленинград, 1974.

References

1. Balyhina T.M. Tipy oshibok v rechi inofona. Available at: http://www.testrf.ru/biblioteca/31-2011-4/108-2011-09-21-09-23-50

2. Motina E.I. Izbrannye trudy. Moskva, 2005.

3. Arhangel'skaya A.L. Funkcional'no-semanticheskijanaliz sootnositel'nyh vozvratnyh/nevozvratnyh glagolovrusskogo yazyka. Moskva, 2003.

4. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam). Moskva: Izdatel'stvo IKAR, 2009.

5. Ignat'eva O.P. Lingvodidakticheskaya teoriya oshibki iputipreodoleniya oshibok vrechi inostrannyh uchaschihsya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.

6. Mechkovskaya N.B. Obschee yazykoznanie. Strukturnaya i social'naya tipologiya yazykov. Moskva: Flinta, 2006.

7. Kaverina V.V. Obuchenie russkomu proiznosheniyu lic, govoryaschih na kitajskom yazyke (na osnove sopostavitel'nogo analiza kitajskoj i russkoj foneticheskih sistem). Available at: http://www.philol.msu.ru/~slavphil/books/jsk_06_11kaverina.pdf

8. Grammatika kitajskogo yazyka. Resurs dlya izuchayuschih kitajskijyazyk. Available at: http://learn-chinese.ru/index/0-6

9. Gorelov V.I. Teoreticheskaya grammatika kitajskogo yazyka. Moskva: Prosveschenie, 1989.

10. Scherba L.V. Yazykovaya sistema irechevaya deyatel'nost'. Leningrad, 1974.

Статья поступила в редакцию 20.07.18

УДК 37.036.5

Kirnarskaya D.K., Doctor of Sciences (Art, Psychology), Professor, Gnessin Russian Academy of Music (Moscow, Russia),

E-mail: kirnarskiy@gmail.com

STRUCTURAL MODEL OF THE MUSICAL TALENT AND ITS ROLE IN CHILDREN'S giftedness DIAGNOSTICS. The article is devoted to considering the concepts of «giftedness», «creative abilities», «talent», «creativity» from the standpoint of domestic and foreign scientists and constructing а structural model of musical talent on this basis. The components of the model are hierarchically arranged at three levels and include: the expressive ear providing comprehension and emotional perception of the sound material; the analytical ear which is responsible for altitudinal-rhythmic differentiation of musical elements and their integration into language-type structures; musical creativity implying the presence of the architectonic ear (sense of compositional integrity) and musical-productive ability. To approbate the described model we created an apparatus of testing tools that allows early diagnosis of the child's musical abilities in order to design the trajectory of his personal and professional development. The results of testing 10,000 pupils of the 1st and 2nd grades of Moscow schools showed that the presented model of musical talent and the corresponding diagnostic tools allow revealing the potentially gifted children and defining the success of their further musical development.

Key words: giftedness, creative abilities, talent, creativity, musical activity, model, diagnostics of children's giftedness.

Д.К. Кирнарская, д-р искусствоведения, д-р психол. наук, проф., проректор Российской академии музыки им. Гнесиных,

г. Москва, Е-mail: kirnarskiy@gmail.com

СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ТАЛАНТА И ЕЁ РОЛЬ В ДИАГНОСТИКЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ

Статья посвящена рассмотрению содержания понятий «одарённость», «творческие способности», «талант», «креативность» в трактовке отечественных и зарубежных ученых и построению на этой основе структурной модели музыкального таланта. Компоненты модели иерархически выстроены на трех уровнях и включают: интонационный слух, обеспечивающий смысловое и эмоциональное восприятие звукового материала; аналитический слух, ответственный за высотно-рит-мическое различение музыкальных элементов и их объединение в структуры языкового типа; музыкальную креативность, подразумевающую наличие архитектонического слуха (чувство композиционной целостности) и музыкально-продуктивной способности. Для апробации описанной модели на практике был создан аппарат тестирующих инструментов, позволяющий осуществить раннюю диагностику музыкальных способностей ребенка с целью проектирования траектории его личностного и профессионального становления. Результаты тестирования 10000 учащихся 1-го и 2-го классов московских школ показали, что представленная модель музыкального таланта и соответствующий ей диагностический инструментарий позволяют с большой долей достоверности выявить потенциально одаренных детей и определить успешность их дальнейшего музыкального развития.

Ключевые слова: одарённость, творческие способности, талант, креативность, музыкальная деятельность, модель, диагностика детской одарённости.

Проблемам развития одарённости, творческих способностей, таланта, креативности личности посвящено большое количество фундаментальных научных исследований как российских, так и зарубежных ученых. Исследователями предпринимались попытки определения содержания данных понятий, обоснования их структуры, выявления способов и механизмов развития. Однако обозначенные вопросы нельзя считать в полной мере решенными, они до сих пор вызывают дискуссии и сохраняют свою актуальность.

Важность рассматриваемой тематики связана с проблемой профессионального выбора человека, который должен базироваться на природных задатках индивида и его предрасположенности к определенным видам деятельности. Это, в свою очередь, актуализирует вопросы диагностики одарённости ребенка с целью как можно более раннего выявления его талантов и способностей и дальнейшего проектирования

успешной траектории личностного и профессионального развития.

Одной из наиболее ярких и специфичных сфер деятельности человека, которую невозможно представить без одарённости, творческих способностей и таланта, является художественное творчество и, в частности, музыкальная деятельность. Занятие музыкой никогда не предполагало всеобщее равенство дарований, и никогда не обсуждалась возможность стать знаменитым композитором или исполнителем для всех и каждого, поэтому музыканты одними из первых стали проводить исследования музыкальной одарённости, предпринимать попытки выявления и обоснования её структуры (М.П. Блинова, Л.Л. Боч-карев, Б.М. Теплов и др.). Применительно к музыкальному искусству соответствующие разделы психологической науки наиболее развиты: это когнитивная психология музыки и музыкальная нейропсихология - именно на них и можно положиться, исследуя

разнообразные аспекты взаимодействия человеческого сознания и музыки, включкя выдающиусчспособуоктикомгюзитчра и исполнителя.

Опираясь на указанные исследования, мы попытаемся обосновать структурную юоркль иуыв1кальркао таланта. Яюприжды необходимо обратиться к терминологии в данной научной области.

В научных исследованиях понятия «творческие способности», «одарённость»,«таюкнр», « крьдязанкылы», ыакпрыклчо,

бретения и т. д., с другой стороны [7; 8]. «Результаты значитель-нраочисла эмпиричесаль ^с^с^ле^с^^^н^!0 укькыиают на слабую ыдьрылядаю иечырэаимздюьмя тизыми оуя«кннасти» [9, с. 419]. Вместе с тем, как мы уже отмечали выше, исследователи под-чвчоивают вюжоыюрлль мочырации, котолаяял^я^ется стимулом и движущей силой развития таланта и, соответственно, должна ьгaтьр«oтъемлeмoйчacтьюeгр структоью! ^-0; Ю».

Обобщая мнения ученых, мы приходим к выводу, что та-жанр ы^д^с^^югыан^н^с^^у^атеэгральное качество, которое вклю-

Базовые категории концепции таланта

ет

]И[^обжякяюля, ит-юрытле, сс[9л»[^пля, ридgсюла юигиги

ОЮжякяюля дюыюлМ, ыирклжяюля ыдги-рлкмиг, иргияюля юсгыyиг

ЛюЮива 1б нжяусю-юирка уяду, угдя-чяююирка лм л жя-д^гсля ырюуриека

Рис.1. Структурнаямодель таланта

рассматриваются в тесной взаимосвязи и взаи мозтвисимости. Применительно к сфере искусства творческие мпособтотти предполагают наличие особых качеств и свойств лмпноокт.об-условливающих предрасполкженвы«ра кыанятию стд»итcтвкн-ными видами деяте^Ьзыды™; одзиёнимсью италаяч ■тpaалyютнс как высокая (или наивы^^ы^^к^ы гтзиень рьюзития твoомecала стл-собностей; творчестввгмидааетсаиак процерр и рлансядат ырл зидательной деятельности человека, а креативность - как субъективная детерминанта и мотивкуиоиуясПотреДсостная рявксл творчества. Ученые утверждают, что развитие данпыз мбттазе осуществляется на основе кисяoпныxгьдnрcр»пpи блкилг1яияь-ных социальных условиях, которые предполагают сформированные ценностные ориентации личности и общества и устойчивую мотивацию индивида к овладению тем или иным видом деятельности [1]. Все это в совокупности обеспечивает возможность достижения человеком наибольших успехов в области проявления таланта. Однако для реализации этой возможности человеку нужно обладать, помимо таланта, определённой суммой знаний, умений и навыков.

Большинство ученых, исследующих категории одарённости, таланта, креативности, творчества подчеркивает их интегральный характер и наличие нескольких составляющих компонентов. Дж. Гилфорд и Э. Торренс считают основополагающим фактором интеллектуальную одарённость [2; 3]. Д.Б. Богоявленская большое значение придает интеллектуальной активности, в которой отражается процессуальное взаимодействие интеллектуальных и мотивационных компонентов [4]. А. Маслоу рассматривает способность к творчеству как установку на самореализацию личности, где важную роль играют мотивационные, ценностные ориентации и личностные черты, обусловливающие самоактуализацию и реализацию человеком своих способностей и жизненных возможностей [5]. Р. Стернберг считает одарённость п.ббЕям-нием креативности, которая сочетает в себе интеанектта льнвиа, мотивационный компоненты, личностные качества индивида [6].

Исследуя данную проблематику, психологи сходятся в том, что наиболее явные и важные различия пролегают между психологическими свойствами и качествами, нацеленными на обучение и приобретение знаний и навыков (компетенций), с одной стороны, и психологическими свойствами и качествами, на которые опираются открытия, творческие проекты, новые идеи, изо-

I

чаемвсебя три ртнозтттленонтзависимею -пмпонпнбт: соо-боМности.оствзпмвеоныо ваоЗоазовтекльннз- васнв с любой б°пасти .квтелпмобои; ода°т зосмеь, еквевствесз.ю вл ывср-итькью (февтиввкю) чеиюк, в аяоюиицпю, »каcтcтвeннбю за ж—инке еявнpшcаcт1JoвaтcРь н сзбрлноoб облтвки. Особщен-наю свууктурнат видека яялыныо злрмaтнбнc ярюдствсляиына рисунзз -,

Опираясь на приведённую схему, которая отражает струк-бврн->м мoмпoб»оыы рслaньы в ринтбт сИлалян деятнтьночеи, м ожмыг^е^^т^р^тп олпыпксть ес коды-жоние нэ1^ф^|;зн1\лу^ь^1к<^лосезо исрусиквак иодкль ауыыкального таланта (рис. 2).

Рис. 2. Структурнаямодель музыкальноготаланта

В пту мсдкльыктючеты тсе трисосозтлкюм^т, ея^-менно пpиcyеaтнзющаeвcтлбктсce кптка-ч мааамое. абтонициoпный слух (от асафьевского «музыка - искусство интонируемого смысла») в данном случае воплощает мотивацию - особое свойство восприятия, когда значение музыкального послания и его эмоциональное наполнение вызывают у слушателя сочувствие и понимание. Способности (или музыкальный интеллект) представлен достаточно традиционно: это чувство ритма, чувство высоты звука и музыкальная память. Музыкальные способности как целое,

I

включая их составные части, целесообразно называть аналитическим слухом благодаря его функции: анализировать музыкальный материал, ощущая роль каждого элемента в определенной системе звуковой организации как во времени (чувство ритма), так и в пространстве (чувство высоты). И, наконец, композиторская одарённость (или креативность) - это необходимая часть всякого музыкального таланта, в том числе исполнительского, включающая в себя два «блока»: архитектонический слух, обеспечивающий целостность и эстетическое совершенство музыкального текста, и музыкальное воображение, порождающее разнообразные музыкальные элементы (звуки, мотивы, фразы и пр.) и оценивающее их конструктивную значимость и художественную оправданность.

Данная модель показывает, каким образом отличаются уровни музыкального таланта, т. е. психологическая предрасположенность, необходимая музыканту-любителю по контрасту с просто слушателем, или, иначе говоря, каковы различия музыкального потенциала человека, готового к домашнему музицированию в противоположность человеку, подающему надежды в качестве профессионального исполнителя, певца или композитора. В частности, просто слушателю достаточно лишь интонационного слуха, чтобы сопереживать музыке и наслаждаться ею; музыканту-любителю наряду с интонационным слухом уже понадобится аналитический слух, позволяющий оперировать различными составляющими музыкального целого и запоминать музыкальные структуры. Профессионалу же необходимы также и «верхние этажи» таланта: он должен уметь музыкально мыслить, рождать новые музыкальные тексты (хотя бы ученического уровня), а также обладать тонким вкусом, позволяющим отличить уместное от неуместного как в собственно музыкальных произведениях, так и в исполнительской практике.

В ходе практической апробации описанной модели и экспериментального изучения музыкального таланта и его

Библиографический список

компонентов были созданы несколько видов тестирующих инструментов, которые к настоящему моменту уже внедрены в практику и признаны полезными педагогами и учащимися. В процессе тестирования, которым было охвачено 10000 учащихся 1-го и 2-го классов московских школ, испытуемые слушали фрагменты из музыкальных произведений, сравнивали их и делали свой выбор (все тесты выполнялись в группах, занимали 10-15 минут и не требовали специального образования ни от тех, кто их выполнял, ни от тех, кто их оценивал). В результате такого тестирования появилась возможность: 1) распознать в ребенке будущего любителя музыки и пригласить его в музыкальную школу (лонгитюдное исследование, проведенное с 2001 по 2009 год, показало, что дети, успешно выполняющие тест на интонационный слух, практически не бросают музыкальные занятия); 2) распознать профессиональный музыкальный потенциал испытуемых и дать им возможность реализовать его, если у них есть такое желание; 3) выделить лидирующую группу музыкального конкурса до его начала; 4) предсказать будущий успех или неуспех музыкальных вундеркиндов в детском возрасте.

Таким образом, результаты тестирования и проведенное исследование в целом позволяют констатировать, что представленная модель музыкального таланта и соответствующий ей диагностический инструментарий могут успешно использоваться для предсказания музыкального будущего детей и подростков. Подчеркнем, что выявление и педагогическая поддержка одарённых детей сегодня является одним из приоритетных направлений социальной политики российского государства, которое активно поддерживается Президентом и Правительством Российской Федерации. Исходя из этого, можно утверждать, что полученные практические результаты имеют не только музыкально-педагогическую, но социально-культурную значимость.

1. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. Москва: Академический Проект: Культура, 2005.

2. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Available at: http://www.psychology-online.net/articles/doc-643

3. Torrance E.P. The Nature of Creativity as Manifest in its Testing The Nature of Creativity. The Nature of Creativity. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988: 32-75.

4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Москва: Изд. центр «Академия», 2002.

5. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. 3-е изд. Санкт-Петербург, Питер, 2007.

6. Sternberg R. General intellectual ability. Human abilities by R. Sternberg. 1985: 5 - 31.

7. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. Санкт-Петербург: Питер, 2004.

8. Kirnarskaya D. The Natural Musician: on Abilities, Giftedness and Talent. Oxford, UK: Oxford University Press, 2009.

9. Siegler R.S., Kotovsky K. Two levels of giftedness: shall ever the twain meet? Conceptions of giftedness. N.-Y., 1986: 417 - 435.

References

1. Ermolaeva-Tomina L.B. Psihologiya hudozhestvennogo tvorchestva. Moskva: Akademicheskij Proekt: Kul'tura, 2005.

2. Gilford Dzh. Tristorony intellekta. Available at: http://www.psychology-online.net/articles/doc-643

3. Torrance E.P. The Nature of Creativity as Manifest in its Testing The Nature of Creativity. The Nature of Creativity. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988: 32-75.

4. Bogoyavlenskaya D.B. Psihologiya tvorcheskih sposobnostej. Moskva: Izd. centr «Akademiya», 2002.

5. Maslou A.G. Motivaciya ilichnost'. 3-e izd. Sankt-Peterburg, Piter, 2007.

6. Sternberg R. General intellectual ability. Human abilities by R. Sternberg. 1985: 5 - 31.

7. Il'in E.P. Psihologiya individual'nyh razlichij. Sankt-Peterburg: Piter, 2004.

8. Kirnarskaya D. The Natural Musician: on Abilities, Giftedness and Talent. Oxford, UK: Oxford University Press, 2009.

9. Siegler R.S., Kotovsky K. Two levels of giftedness: shall ever the twain meet? Conceptions of giftedness. N.-Y., 1986: 417 - 435.

Статья поступила в редакцию 09.07.18

УДК 378

Kozhevnikova M.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior lecturer, Moscow Automobile and Road Construction State Technical

University (MADI), Moscow, Е-mail: kozhevnmariya@yandex.ru

Novikov A.V., Cand. of Sciences (Technics), Senior lecturer, Moscow Automobile and Road Construction State Technical

University (MADI), Moscow, Е-mail: an@ms.madi.ru

INTEGRATION OF FOREIGN STUDENTS AS THE DIDACTICAL PRINCIPAL AND THE SYSTEM PROCESS. In the

article the integration of the foreign students into the Russian educational environmaent is regarded from the point of the system approach. Different views of native and foreign scientific schools at psychological and social basis of the integrative process are analyzed, with the particular attention to the cross-cultural adaptation, that is considered to be the main part of integration. The authors divide the social and the organizational pedagogical conditions of the successful integration into the didactical, administrative, social, mass-cultural and mass-media level and show the possibilities of each level. Special attention is applied to the feedback between the participants of the integrative process. The interrogation of the foreign students hold by the Preparatory Faculty of MADI university is given as an example: the structure and the content are described, the results are analyzed.

Key words: integration of foreign students, socialization, interrogation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.