Научная статья на тему 'Структурная модель информационно-технологической культуры будущего математикасистемного программиста'

Структурная модель информационно-технологической культуры будущего математикасистемного программиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО МАТЕМАТИКА-СИСТЕМНОГО ПРОГРАММИСТА. / CULTURE / INFORMATION AND TECHNOLOGICAL CULTURE OF THE FUTURE MATHEMATICS-SYSTEM PROGRAMMER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дякина В. А.

В статье представлена структурная модель информационно-технологической культуры будущего математика-системного программиста и подробно рассматриваются её составляющие: когнитивная, технологическая, личностная, коммуникативная, эмоционально-ценностная компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL MODEL OF INFORMATION-TECHNOLOGY CULTURE OF THE FUTURE MATH-SYSTEM PROGRAMMER

The article presents a structural model of information technology culture of the future mathematics-system programmer, and detail its components: cognitive, technological, personal, communicative, emotional and value components.

Текст научной работы на тему «Структурная модель информационно-технологической культуры будущего математикасистемного программиста»

даже не в том, что не существуют учебные пособия универсального характера по содержанию и методике учебного проектирования. Каждая кафедра издает собственные методические руководства в соответствии со своей спецификой и сложившимися традициями. Мы сами - преподаватели - не хотим ничего менять. Изменение алгоритма проектирования, поиск и апробация новых организационных форм проектной работы, освоение новой методологии проектирования - все это психологические нагрузки (не говоря уже о времени и физических напряжениях), которыми изобилует профессиональная жизнь современного преподавателя, и которых он сознательно или бессознательно стремится избежать. В этой связи проблема подготовки преподавателей приобретает особое значение. Новая методология проектирования - это не просто изменение методики, это в определенном смысле ломка сложившихся профессиональных стереотипов. Поэтому, прежде всего, преподаватель должен сам интериоризировать новые подходы к проектированию, сделать их своим личностным достоянием. Без доброй воли человека этот процесс невозможен.

Таким образом, из изложенного с очевидностью вытекает, что постулируемое новыми ФГОС формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в проектных

видах деятельности должно обеспечиваться новой, адекватной современной технической реальности, технологией подготовки учебно-инженерных проектов, которая обеспечивает:

• освоение технологии выполнения реального инженерного проекта от стадии постановки проблемы, предпроектного исследования, выполнения самого проекта до прогноза наступающих последствий его реализации (в т.ч. социальногуманитарных);

• воспроизведение способов решения инженернопроектировочных задач, в т.ч. проблем, не имеющих типового (стандартного) решения и требующих для своей реализации актуализации личностного потенциала проектировщика, использование его личностного профессионального опыта и интуиции;

• моделирование профессиональных отношений и коммуникативных тактик в процессе обсуждения и принятия инженерно-проектировочных решений;

• формирование профессионально важных личностных качеств и внепроизводственных резервов личности специалиста (единство слова и дела, следование этическим нормам профессиональной деятельности, дисциплинированность и ответственность, обязательность и взаимопомощь и т.д.).

Библиографический список

1. Степин, В.С. Философия науки и техники / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. - М.: Контакт-Альфа, 1995.

2. Энгельмейер, П.К. Философия техники: библиогр.очерк // Бюл. политехн. о-ва. - 1905. - № 3.

3. Васильева, В.Д. Проблема формирования проектной культуры будущего инженера / В.Д. Васильева, Р.М. Петрунева // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 3 (22).

4. Багдасарьян, Н.Г. К проблеме социально-гуманитарной экспертизы технологий обеспечения безопасности населения // Экспертиза в современном мире: от знания к деятельности. - М.: Смысл, 2006.

5. Леонтьев, Д.А. Комплексная гуманитарная экспертиза: методология и смысл / Д.А. Леонтьев, Г.В. Иванченко. - М.: Смысл, 2008.

6. Петрунева, Р.М. К проблеме социогуманитарной экспертизы инженерно-проектировочных решений / Р.М. Петрунева, В.Д. Васильева // Науч-

ные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - Вып. 3.

7. Петрунева, Р.М. О методологии комплексной социогуманитарной экспертизы инженерно-проектировочных решений / Р.М. Петрунева, В.Д. Васильева // Знание. Понимание. Умение. - 2010. - № 2.

Статья поступила в редакцию 03.11.2010

УДК 378

В.А. Дякина, преп. Елецкого государственного университета им. И.А.Бунина, г. Елец, E-mail: [email protected]

СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО МАТЕМАТИКА-СИСТЕМНОГО ПРОГРАММИСТА

В статье представлена структурная модель информационно-технологической культуры будущего математика-системного программиста и подробно рассматриваются её составляющие: когнитивная, технологическая, личностная, коммуникативная, эмоционально-ценностная компоненты.

Ключевые слова: культура, информационно-технологическая культура будущего математика-системного программиста.

В условиях кардинальных изменений социокультурных отношений в мире и в стране, информатизации общества перед высшим профессиональным образованием стоит задача повышения его качества, предполагающая результатом высокий уровень культуры выпускников, соответствие их профессионализма требованиям потенциальных работодателей, готовность к самообразованию и самосовершенствованию.

Всё это отражено в законодательных документах. Так, в законе РФ «Об образовании», «Концепции модернизации рос-

сийского образования на период до 2010 года», «Национальной доктрине образования», обозначена доминирующая цель высшего профессионального образования: подготовка конкурентоспособных специалистов, ответственных, свободно владеющих будущей профессией, способных к постоянному профессиональному росту в условиях жесткой конкуренции [1].

Как отмечают отечественные ученые (Н.М. Борытко, А.В. Вербицкий, В.В. Кузнецов, А.М. Новиков, Н.К. Сергеев, А.П. Тряпицына, Ю.В. Шаронин), в настоящее время недостаточно уделяется внимания таким аспектам высшего профес-

сионального образования, как развитие культуры специалиста, его творческого потенциала.

Анализ психолого-педагогической и теоретической литературы показал отсутствие в науке обобщенных знаний о компонентном составе информационно-технологической культуры будущего математика-системного программиста. Принимаясь за более детальное рассмотрение этого понятия, определимся сначала с трактовкой понятия «культура». В настоящее время существуют различные подходы к содержанию этого термина.

В Российской педагогической энциклопедии дается следующее определение: «... содержание понятия культура включает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [2, с. 486].

Как считают некоторые ученые (А.И. Арнольдов, Н.А. Бердяев, В.С. Библер, М.В. Богуславский, Е.В. Бондарев-ская, Б.С. Гершунский, М. Мид, И.Ф. Кефели, А. Орлова,

А.Н. Ростовцева, Х.Г. Тхагапсоева, П.Ф. Флоренский) культура - это цель и результат гуманистического учебновоспитательного процесса и нравственного воспитания личности: духовной, гуманной, свободной, творческой. Мы согласны с мнением Б.С. Гершунского, который считал, что уровень культуры следует рассматривать как результат всего образовательного процесса. Рассматривая связь культуры с образованием, он определяет культуру как «высшее проявление человеческой образованности и компетентности. Именно на уровне культуры может в наиболее полном виде выразиться человеческая индивидуальность» [3, с. 24].

Заметим, что если образование понимается современными исследователями как процесс передачи накопленных знаний и культурных ценностей последующим поколениям, то именно культура делает возможным сохранение и передачу этих ценностей от поколения к поколению, от общества к личности. Таким образом, «культура» - содержание образования в широком смысле слова. Поэтому, в настоящее время все более активно разрабатываются культурологические модели образования (Е.В. Бондаревская, С.Ю. Курганов, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.). В свою очередь, содержание образования пополняется из мирового культурного наследия.

Анализируя различные трактовки понятия «культура» и выделив ее сущностные характеристики, приходим к следующему определению: культура есть определенный уровень развития общества, творческих способностей человека, выраженных в деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях, являющаяся важнейшим фактором духовно-

нравственного развития человека, раскрытия и самореализации его творческих сил и способностей.

В настоящее время понятие «информационно-

технологическая культура» однозначно не определено. Так, под информационно-технологической культурой Л.Ф. Соловьева понимала «владение современными приемами и способами получения, отбора, обработки, представления и передачи информации, а также ее применения в учебной, профессиональной и других видах деятельности, в определенной системе материальных и духовных ценностей» [4, с. 90].

Л.Е. Шмакова определяет под «информационнотехнологической культурой деятельности студента определенный уровень владения информационными технологиями, ха-

рактеризующийся информационной, технологической и культурологической составляющими и обеспечивающий оптимальное осуществление информационной деятельности» [5, с. 126]. Иную трактовку понятия дает В.И. Земцова, включая в содержание информационно-технологической культуры будущего специалиста «знания, опыт, компетентность, мастерство и ценностное отношение к труду, нравственно-волевые качества, определенное отношение к процессу, средствам, результатам и участникам труда, себе как субъекту труда» [6, с. 8].

Вопросами компонентного состава информационнотехнологической культуры занимались С.В. Воробьёв,

В.И. Земцова, В.Е. Медведев, Л.Ф. Соловьева, В.В. Трофимова, Л.Е. Шмакова и др. Проведя анализ педагогической литературы, мы пришли к пониманию того, что информационнотехнологическая культура является неотъемлемой частью общей, профессиональной, духовной культурой будущего математика-системного программиста и представляет собой ценностно-нормативную систему.

Итак, под информационно-технологической культурой будем понимать такую характеристику будущего математика-системного программиста, которая включает когнитивную, технологическую, личностную, коммуникативную и эмоционально-ценностную компоненты.

Когнитивная компонента включает: знание фундаментальных понятий в различных областях информатики и математики, а также их взаимосвязь; знание основ информатики и математики (информация; передача, представление, хранением и обработка информации; алгоритм; программа; база данных; процессор и др.); знание истории информатики и математики, развития средств информационных и коммуникационных технологий; знание уровня и направления развития компьютерной техники; знание аппаратной составляющей, возможных неисправностях компьютерных систем и приемах их устранения; знание основных объектов баз данных, алгоритма ее создания; знание современных экспертных систем; знание основных принципов алгоритмизации и программирования на языках высокого уровня; знание общих принципов функционирования компьютерных сетей, программного обеспечения, адаптации программ; знание основ современной компьютерной графики; знание web-технологий, разработки и поддержки web-сайтов; знание квалификационных требований, предъявляемых к современному ИТ-специалисту.

Технологическая компонента информационно-технологической культуры будущего математика-системного программиста содержит умения, навыки и способности, позволяющие осуществлять профессиональную деятельность, творчески сочетая и обновляя имеющиеся технологии в соответствии с требованиями времени. Она носит практический характер профессиональной деятельности и включает: умения применять различные информационные технологии, локальные и глобальные компьютерные сети для самостоятельного нахождения профессионально значимой информации и оперировать ею; умения переноса информационно-технологических знаний из одной сферы учебной деятельности в другую с целью решения профессиональных задач; умения конспектировать, составлять тезисы, доклады, получать нужную информацию в конкретной предметной области, самостоятельно решать учебные и профессиональные задачи; умения пользоваться различными приемами анализа, сравнения, обобщения, оценки информации; умения отлаживать, тестировать, модифицировать программы, написанные на языках высокого уровня или Ассемблере; способность ставить объективные цели и

задачи, определять последовательность выполнения работы и прогнозировать результаты своей деятельности; способность определять объем выполняемых заданий, рационально распределять время для их выполнения, адекватно оценивать качество профессиональной деятельности; способность самостоятельно устанавливать и изучать новое программное средство профессиональной направленности; способность работать в операционных системах, на компиляторах и утилитах для решения пользовательских задач.

Личностная компонента информационно-технологической культуры включает в себя: опыт работы с различными операционными системами, компьютерной техникой; опыт анализа современных достижений в области использования средств информационных и коммуникационных технологий; опыт оценки текущего состояния и перспектив развития информационных технологий для прогнозирования своей дальнейшей профессиональной деятельности, выработки стратегии применения и адаптации программных комплексов к изменяющимся условиям; опыт написания программ для научных исследований, инженерных разработок; опыт оптимизации кода, архитектуры баз данных.

Коммуникативная компонента является важной составляющей содержания информационно-технологической культуры. Будущий математик-системный программист должен обладать таким набором знаний, который позволил бы ему конструктивно сотрудничать с коллегами. К ним можно отнести, например, знания о том, как устанавливать контакт друг с другом, о способах поддержания положительного психологического контакта в общении. Также в содержание коммуникативного компонента мы включаем знания о ценностносмысловой стороне общения, о личностных качествах специалиста, способствующих или препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его. Это обусловлено тем, что в настоящее время каждый потенциальный работодатель, кроме фундаментальных знаний, предъявляет повышенные требования к личным качествам специалиста.

Необходимо выделить в составе коммуникативной компоненты коммуникативные умения. Это, во-первых, умения находить контакты с коллегами и начальством, предвидеть и предотвращать конфликты с ними, организовывать деятельность подчиненных, строить логическую систему доказательств, при необходимости убеждать коллег в правильности принятых решений; во-вторых, это умения ясно излагать свои мысли, общаться на профессиональном языке, передавать научные сведения и рекомендации.

Коммуникативную компоненту будущего математика-системного программиста можно подразделить на коммуникацию при непосредственном взаимодействии субъектов и Интернет-коммуникацию при удаленном взаимодействии субъектов. Коммуникация при непосредственном взаимодействии субъектов предполагает её формирование как на бытовом уровне, так и на профессиональном. Коммуникативная компонента обусловлена необходимостью осуществлять диалог в условиях делового общения и предполагающая высокий уровень владения рефлексией в межличностном общении. Мы считаем, что формирование информационно-технологической культуры студентов происходит между студентами, между студентами и преподавателями в процессе обучения и во вне-учебное время.

Интернет-коммуникация при удаленном взаимодействии субъектов формируется посредством работы и обсуждения профессионально-ориентированных проблем и задач в чате,

на форуме. В этом случае формирование информационнотехнологической культуры студентов осуществляется между индивидом и интерактивным источником информации (виртуальным партнером).

Развитость коммуникативной компоненты оказывает существенное влияние на результат деятельности студента. От степени сформированности коммуникативной компоненты во многом зависит процесс социально-психологической адаптации молодого специалиста на рабочем месте. Коммуникативная составляющая информационно-технологической культуры относится не только к условиям благополучия будущего специалиста, но и к ресурсам его жизнедеятельности.

Следующей компонентой информационно-технологической культуры будущего математика-системного является эмоционально-ценностная компонента. И.Я. Лернер определяет эмоционально-ценностный компонент как систему норм отношений к миру, к деятельности, к людям, которая характеризуется тем, что предполагает усвоение эмоционального опыта, накопленного человечеством, и освоение системы ценностей, программируемой обществом [7].

На основе анализа литературных источников и собственного опыта работы в Елецком государственном университете им И.А. Бунина по подготовке будущих математиков-системных программистов становится понятно, что для того, чтобы полученные знания, умения, навыки, опыт имели активный отклик у студента, необходимо, чтобы они стали значимыми для него, стали бы его потребностью и к ним у будущего специалиста сложилось бы позитивное отношение. Иначе, все те знания, умения, навыки, опыт, которые приобретаются студентом во время обучения в университете, по выражению психолога В.П. Зинченко, — «мертвые знания».

Итак, эмоционально-ценностная компонента информационно-технологической культуры будущего математика-системного программиста включает: понимание необходимости применения современных информационных технологий; чувство потребности в усвоении новейших достижений современного информационного общества; свободную ориентацию в сфере профессиональной деятельности; чувство комфортности во всех жизненных ситуациях в условиях технической цивилизации. Наличие этого компонента в структурной модели информационно-технологической культуры ведет к наполнению личностными смыслами знаний, умений, построению личностной системы ценностей будущего специалиста, их ценностных ориентаций, развитию эмоциональночувственной сферы.

Каждый из перечисленных компонентов содержания информационно-технологической культуры имеет свое сущностное наполнение и выполняет свою особую роль в формировании будущего специалиста. Так, когнитивная компонента ориентирует студентов на профессиональную деятельность. Без знаний невозможно совершать какие-либо действия, например, произвести сборку компьютера. Знания являются способом жизнедеятельности. Технологическая компонента дает человеку возможность воспроизводить окружающую действительность. Личностная компонента способствует переносу усвоенных знаний, навыков в неизвестные ситуации, формированию способности и готовности предвидеть и оценивать результаты той или иной деятельности, создавать что-то новое. Эмоционально-ценностная компонента способствует выстраиванию собственной жизненной позиции на основе оцененных и отобранных ценностей. Именно эта компонента помогает будущему специалисту постигать законы и законо-

мерности жизни в обществе, определять нормы и правила общения.

Все вышеперечисленные компоненты информационнотехнологической культуры будущего математика-системного программиста взаимосвязаны, взаимозависимы, взаимодопол-няют друг друга. Так, например, умения развиваются на базе знаний, опыт формируется на основе умений, а эмоциональноценностное отношение делает эти знания, умения, более на-

сыщенными, что является очень важным для будущего специалиста.

Таким образом, рассмотрев структурную модель информационно-технологической культуры будущего математика-системного программиста можно сделать вывод, что её формирование необходимо рассматривать как одну из главных целей подготовки специалиста в классическом университете.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: приложение к приказу Минобразования России. - № 393 от 11 июня 2002 г.

2. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / под гл.ред. В.В. Давыдова. - М.: Российская педагогическая энциклопедия, 1993. - Т. 1.

3. Гершунский, Б.С. Философия образования двадцать первого века. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.

4. Соловьева, Л.Ф. Проектная деятельность учащихся на уроках «Информатики и ИКТ» // Проектная деятельность на уроке с использованием информационных технологий / под. ред. О.В. Брыковой. - СПб: изд-во ГОУ ДПО «Региональный центр оценки качества образования и ИТ», 2007.

5. Шмакова, Л.Е. Модель формирования информационно-технологической культуры деятельности студентов // Инновационные недра Кузбасса. 1Т-технологии: сб. науч. тр. / под общ. ред. К.Е. Афанасьева. - Кемерово: ИНТ, 2007.

6. Земцова, В.И. Теоретические основы методической подготовки учителя физики: автореф. дис. .д-ра пед. наук. - СПб., 1995.

7. Лернер, И.А. Человеческий фактор и функции содержания образования // Советская педагогика. - 1987. - Вып. № 11.

Статья поступила в редакцию 10.11.10

УДК 80:165:378

Е.В. Тимофеева, ст. преп. кафедры иностранных языков ФГОУ ВПО «Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул,E-mail: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

Целью данной статьи является представление новых путей решения проблемы активизации познавательной деятельности учащихся и студентов. Выделены основные проблемные методы при обучении иностранному языку, активизирующие познавательную деятельность учащихся и студентов.

Ключевые слова: проблемные методы обучения, информационное обеспечение, активизация познавательной деятельности, метод проектов, дискуссионный метод, ролевая игра.

В основе обучения иностранным языкам лежит деятельностный подход, это означает, что процесс обучения максимально приближен к будущей профессиональной деятельности обучаемого. Работа с информацией на любом языке требует формирования определенных интеллектуальных способностей при анализе информации, отборе необходимых фактов, выстраивании их в логической последовательности, выдвижении аргументов и контраргументов и прочее. Как правило, начиная работать по специальности, при общении со своими иностранными коллегами молодой специалист сталкивается с необходимостью решения проблем теоретической и практической значимости, требующих четкой и ясной мысли, умения сформулировать эту мысль устно или письменно на иностранном языке. Поэтому процесс обучения иностранному языку можно эффективно актуализировать путем проблемати-зации учебного процесса с использованием информационных источников. Формирование специалиста нового уровня, обладающего творческими способностями, критическим мышлением, профессиональной компетентностью, способным вырабатывать и принимать решения в неустойчивой быстроме-няющейся ситуации, предполагает применение методов акти-

визации и проблематизации языкового образования. Речь идет об использовании целого ряда проблемных по своему характеру методов: исследовательских, поисковых, дискуссионных, метода проектов. Эти методы позволяют будущим специалистам формировать модели принятия решений, которые они смогут применить в дальнейшей профессиональной деятельности.

Проблемность в обучении иностранному языку проявляется, как при отборе информационного обеспечения учебного процесса, так и в процессе контакта с носителями языка, при сопоставлении культур родного и иностранного языка, что позволяет формировать наряду с коммуникативной и прагматической, социокультурную компетенцию.

Метод проектов является высшим уровнем реализации проблемного обучения, в основе которого лежат методы активизации обучения, исследовательская деятельность. Е.С. По-лат считает, что метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.