Научная статья на тему 'Проблема формирования проектной культуры будущего инженера'

Проблема формирования проектной культуры будущего инженера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕР / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА / ENGINEER / PROJECT ACTIVITY / PROJECT CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева В. Д., Петрунева Р. М.

В статье рассматриваются особенности инженерной проектной деятельности на современном этапе развития общества, обосновывается необходимость формирования проектной культуры будущих инженеров, раскрывается ее сущность и механизмы формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMTNG OF PROJECT CULTURE OF FUTURE ENGINEER

In work engineering project activity pecuharitys in modern stage of development of society, necessity of forming of project culture of future engineers, its essence and mechanisms are allocated.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования проектной культуры будущего инженера»

ние, эмоционально-волевая сфера); изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности (интерес к объекту, осознание его значимости, познание своих реальных возможностей влияния на объект).

Выделенные сущностные особенности понятия «профессиональная компетентность», основные компоненты его структуры рассматриваются нами с учетом различных научных подходов при определении профессиональной компетентности педагога любого профиля, однако, применительно к деятельности учителя, имеющей определенный специфический характер, требуется дальнейшее уточнение и соответствующая интерпретация. В структурном отношении понятие профессиональной компетентности может быть дополнено такими компонентами: мотивационным, профессиональным, психологическим.

Библиографический список

1. Маркова, А.К. Психология труда учителя. - М., 1993.

2. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5.

3. Деркач, А. А. Акмеологическая система руководства качеством непрерывного образования кадров управления. - М., 2007.

4. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

5. Тесленко, В.И. Оценка профессиональной компетентности педагога высшей школы / В.И. Тесленко, Н. А. Эверт // www.kspu.ru

6. Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации. - М.: Аспект Пресс, 2000.

7. Масловская, С.В. Здоровье как фактор развития профессиональной компетентности педагога / С.В. Масловская, М.В. Фомина // Вестник ОГУ. - 2009. -№ 1.

8. Киргинцев, М.В. Формирование профессиональной компетентности специалистов в дидактических информационных средах / М.В. Киргин-цев, С. А. Нечаев // http: //conf. stavsu.ru (Сервер конференций Ставропольского государственного университета).

9. Введенский, В.Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности // Инновации в образовании. - 2003. - № 4.

10. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3.

11. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл; Академия, 2004.

12. Петровский, А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии. - 1984. № 4.

13. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / под ред. Е.В. Шоротова. - М.: Педагогика, 1976.

Статья поступила в редакцию 05.04.10

В контексте научных подходов к построению модели профессионально компетентного учителя следует сделать вывод, что профессиональная компетентность является интегральным понятием, обозначающим возможность (способность) потенциального специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности.

На уровне всей системы образования элементы научных подходов всегда являлись неотъемлемой частью системы управления качеством обучения и профессиональной подготовки кадров. В связи с этим, формирование профессиональной компетентности представляет собой сложный, многоуровневый процесс, который базируется на научных подходах и является профессионально значимым фактором деятельности современного педагога.

УДК 378.013

В.Д. Васильева, канд. тех. наук, доц.; Р.М. Петрунева, д-р пед. наук, канд. хим. наук, доц., проректор по учебной работе Волгоградского государственного технического университета, г. Волгоград, E-mail: vasilyevavd@yandex.ru

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА

В статье рассматриваются особенности инженерной проектной деятельности на современном этапе развития общества, обосновывается необходимость формирования проектной культуры будущих инженеров, раскрывается ее сущность и механизмы формирования.

Ключевые слова: инженер, проектная деятельность, проектная культура.

На современном этапе развития общества уровень создаваемой человеком техники и технологий достиг небывалых высот. Рожденные человеческой мыслью технические объекты стали неотвратимо и фатально влиять на самого человека и общество в целом, преобразуя их как в позитивном, так и в негативном плане [1]. Проектная деятельность, осуществляемая инженером, который не освоил методологию проектирования, основанную на гуманистических ценностях, и не обладает проектной культурой, адекватной современным социокультурным нормам, способна нанести непоправимый вред природе, человеку и обществу в целом.

Сегодня инженерное проектирование понимается как вид деятельности, направленный на создание новых технических объектов с заранее заданными характеристиками при обязательном учете необходимых ограничений - экологических, технологических, экономических и т.д. В обобщенном виде процесс проектирования технического объекта или технической системы, можно представить в виде последовательности следующих проектных действий:

1) подготовка технического задания (анализ предполагаемых или реальных материальных потребностей, существующих в определенной социально-экономической или технической сфере, постановка и исследование инженерной про-

блемы, определение основных характеристик проектируемого объекта, ограничительных условий и основных проектных критериев);

2) предпроектное научно-техническое исследование возможных решений проблемы;

3) генерация технических решений, в том числе альтернативных;

4) анализ технических решений (техническая, экономическая и финансовая принципиальная осуществимость, инженерный анализ на основе моделирования объекта проектирования, оптимизация параметров объекта, прогнозирование поведения объекта проектирования в штатных ситуациях и наступающих последствий внедрения технических решений (экологических, социальных и др.);

5) выбор наиболее перспективного по совокупности критериев технического решения с учетом исходных ограничений;

6) конструирование объекта и подготовка опытного образца;

7) лабораторные испытания и внесение корректировок по усовершенствованию объекта;

8) подготовка технической документации и передача ее в производство (заказчику).

Очевидно, что принципиальной особенностью проектной деятельности в современную эпоху являются ее творческий характер (невозможность создания конкурентно-способных проектов на основе только известных стандартных решений), наличие всеобщего, не зависящего от государственных границ фонда технологий и изобретений, ведущая роль науки и, в первую очередь, информационных технологий в создании новой техники, системный характер профессиональной деятельности, огромная ответственность инженера-проектиров-щика за принятые решения перед будущими поколениями. В постиндустриальную эпоху утратилась классичность многих видов жизнедеятельности общества. В частности, для инженерных разработок большое значение приобрели достижения гуманитарных наук [2], которые позволили разработать методы активизации творческих способностей и поиска нестандартных технических решений. Одновременно, естественные и технические науки, являясь основой инженерного проектирования, дают вместе с математикой, информатикой, логикой мощные методы, облегчающие принятие решений. С появлением таких наук, как теория систем, кибернетика, синергетика возможности инженерного проектирования существенно расширились, усилилась его структуризация и вероятность саморазвития.

В результате прогресса инженерного проектирования и расширения сфер его приложения возник определенный диссонанс между потребностью общества в высококвалифицированных инженерах-проектантах, способных к решению сложных инженерных проблем, имеющих широкий гуманитарный и социальный контекст, и дифференциальным способом подготовки будущих инженеров в вузе [3]. При таком узком специализированном подходе у будущих инженеров формируется фрагментарно-последовательное (сукцессивное) восприятие окружающей объективной реальности, а не целостно-одновременное (симультанное), как того требует современное проектирование. В связи с этим подготовка будущих инженеров, способных выполнять техническое проектирование на современном уровне, определяемом социальной и технической реальностью, является важнейшей задачей системы высшего профессионального образования. Эта способность должна проявляться в виде сформированных общекультурных, общеинженерных и специальных проектных компетенций будущих инженеров, которые в своей совокупности характеризуют проектную культуру инженера. Проектная культура инженера - это не только владение технологией проектирования на современном уровне, но и широкая общая культура, умение учитывать при проектировании достижения гуманитарных и социальных наук, человеческий фактор, широкий ценностносмысловой базис личности. Проектная культура подразумевает:

способность к проведению мониторинговых исследований реальных и возможных материальных потребностей, существующих в социально-экономической и технической сферах;

способность и готовность к проведению научно-исследовательских и патентных исследований, к обеспечению патентной чистоты новых проектных решений и патентоспособности показателей технического уровня проекта;

способность генерировать творческие решения инженерно-профессиональных задач, имеющих социально-гуманитарный контекст, готовность к принятию нестандартных решений; способность и готовность оценивать наступающие последствия реализуемых проектных решений на различных уровнях;

способность находить оптимальные технические решения с учетом требуемой функциональности, надежности, стоимости, безопасности жизнедеятельности, экологической чистоты, социальной и гуманитарной ценности;

способность строить и использовать различные модели для исследования и прогнозирования различных явлений и объектов, осуществлять их качественный и количественный анализ;

способность проводить технические и технологические расчеты, технико-экономический и функционально-стоимостной анализ эффективности проекта;

способность использовать пакеты прикладных программ при выполнении проектных работ;

способность разрабатывать методические и нормативные документы, техническую проектную документацию;

готовность к защите объектов интеллектуальной собственности и коммерциализации прав на объекты интеллектуальной собственности.

Проектная культура инженера характеризуется сочетанием формально-логических и интуитивных операций, выполняемых им при проектировании, широкой эрудицией в различных областях знаний, не связанных очевидным образом с инженерией. Для принятия гармоничного технического решения проектант должен уметь использовать свой личностный профессиональный опыт и интуицию, учитывать свои знания из принципиально различных областей науки и практики. Проектная культура основывается на принятии проектного решения в единстве его когнитивно-рационального и эмоционально-волевого компонентов, в сочетании формального и неформального подходов [4].

Формирование проектной культуры будущих инженеров возможно путем их вооружения соответствующими нормативами, правилами, регулятивами, технологиями проведения всех этапов проектирования, которые вобрали в себя мировой опыт проектирования сложных систем. Сущностью проектной культуры является использование в профессиональной работе совокупности проектных способов преобразования действительности (природы, общества, самого человека) в сочетании их нормативного содержания и ценностного смысла. Включение проектной культуры в число наиболее важных результатов образовательного процесса связано, на наш взгляд, с тем, что постепенное вытеснение сциентистской парадигмы образования, господствовавшей до недавнего времени в системе высшего технического образования, утверждение приоритета гуманистических ценностей послужило основанием для поиска нового облика образовательных учреждений, который соответствовал бы социальному заказу и потребностям субъектов образовательного процесса.

Проектная культура личности - относительно новое понятие. Оно вошло в научный обиход в связи с разработкой технологий «социальной инженерии» [5] и рассматривается в тесной связи с проектной деятельностью [6-8]. Несмотря на активную разработку в последние годы проблем социокультурного, инновационного и других видов проектирования, феномен проектной культуры до сих пор исследован недостаточно; пока не сложилось целостное представление о сущности проектной культуры личности, ее структуре, принципах, закономерностях, психолого-педагогических условиях формирования.

Проектная культура выступает надсистемной характеристикой личности инженера и представляет собой сложную композицию поликомпонентных качеств личности, включающих базовые и периферийные свойства, психологическую готовность человека к проектной деятельности, а также владение системой специализированных проектных технологий, которые осваиваются в процессе обучения в вузе.

Обращаясь к механизмам формирования проектной культуры [8] , отметим, что они включают в себя все области педагогической деятельности: научно-исследовательскую,

проектировочную, образовательную, воспитательную, управленческую - в их сложной взаимосвязи и взаимообусловленности. Научно-исследовательская - требует разработки теоретических основ самого феномена проектной культуры, выявления признаков личности, овладевшей названной культурой, принципов, закономерностей, условий формирования нового типа культуры, разработки диагностических процедур. Проектировочная - направлена на создание педагогической системы образовательного учреждения, ориентированной на формирование проектной культуры субъектов образовательного процесса и разработку технологии ее формирования. Воспита-

тельная - ориентирована на специально организованное, целенаправленное и управляемое взаимодействие коллектива единомышленников - преподавателей и студентов - с целью формирования у последних проектной культуры и социальной зрелости как обобщенных результатов развития личности. Образовательная - ориентирована на включение проектного метода обучения в образовательный процесс по основным и дополнительным образовательным программам. Управленческая - требует принятия организационно-педагогических решений по внедрению проектного метода обучения в содержание деятельности образовательного учреждения.

Необходимым условием формирования у будущих инженеров проектной культуры является мотивационный (субъективный) фактор, который выражается в установке личности на овладение проектной культурой, наличии опыта креативной деятельности. В качестве внешних (объективных) условий выступают: наличие научно-методического обеспечения процесса формирования проектной культуры, адекватное цели содержание образования, зафиксированное в образовательных стандартах, организация учебного процесса как системного явления, отражающего сущность проектной культуры.

Новое понимание проектирования, новое инженерное мышление требуют существенной корректировки процессов подготовки и переподготовки инженеров. Преодолению негативных последствий узкопрофессиональной подготовки инженеров способствует гуманизация инженерного образования, включение технических знаний в общекультурный контекст. Только при синтезе естественнонаучного (включая техническое) и гуманитарного знаний возможно преодоление технократического мышления, для которого характерны главенство цели над смыслом, техники - над человеком.

В роли ведущей дисциплины, в значительной степени помогающей преодолеть разобщенность отдельных наук в подготовке будущего инженера к проектной деятельности, может выступать дисциплина «Основы проектирования» или «Инженерное проектирование». Ее инвариантное ядро сводится к следующим укрупненным дидактическим единицам: 1) содержание и принципы инженерного проектирования, его уровни; системный подход; 2) общие и специализированные показатели качества, их модели; 3) техническое противоречие; идеальный конечный результат; 4) основные качества объекта проектирования, их анализ; техническое задание; 5) методы поиска идей; от идеи - к конкретным техническим объектам;

6) векторная оптимизация, принятие решений; 7) системные модели, алгоритмы и программы, отражающие функционирование физических объектов; 8) численные методы и модели имитации испытаний и условий эксплуатации; 9) методы оценки качества и приемлемости инженерно-проектировочного решения.

Библиографический список

В настоящее время в учебном плане подготовки инженеров имеется ряд дисциплин, обладающих определенными возможностями в формировании проектной культуры. Так, законы строения и развития техники, ее компоненты, совместимость, задачи проектирования рассматривают дисциплины «Введение в специальность», «История и философия науки и техники»; поиск, систематизацию и использование проектной информации - дисциплины «Инженерная графика», «Компьютерная графика»; творчество в технических разработках, методы решения изобретательских задач, основы патентоведения являются предметом изучения дисциплин «Основы научно-технического творчества», «Патентоведение» и т.д.

К сожалению, в учебных планах современных технических вузов недостаточно учебных дисциплин, в которых студентов обучали бы самому главному творческому акту в проектной деятельности - формированию замысла, выявлению проблем и задач, анализу материальных потребностей общества и путей их реализации, прогнозированию влияния проектируемых технических объектов на жизнь общества и отдельного человека. Для этого необходимы как указанные выше учебные курсы широкого методологического плана, так и специальные курсы с включением творческих задач и обсуждением их решения, моделирование социогуманитарной экспертизы инженерно-проектировочных решений [9].

Становится очевидным важность личностного развития студентов, что требует индивидуализации обучения, повышения самостоятельности в учебной деятельности. Серьезная мотивация в обучении может возникнуть лишь на основе творческого освоения как знаний в предметной области, так и постановки практически важных задач, не решенных на сегодняшний день. Развитие творческих способностей невозможно только в рамках академических занятий. Необходимо активное участие в научно-исследовательской работе кафедр, в инженерных разработках, тесное творческое содружество и личные контакты с инженерами, конструкторами, исследователями. Формы такого взаимодействия разнообразны - это и участие в учебной исследовательской работе, и работа в студенческих конструкторских бюро, по хозяйственным договорам кафедр и т. п. Существенны для повышения мотивации и творческих способностей студентов любые возможности практического использования их знаний и внедрения научных разработок молодых изобретателей.

Проектное дело должно превратиться из ремесла в гармоничное творчество, направленное на повышение стандартов качества жизни человека, в котором равноправны наука и искусство, теория и эксперимент, логика и интуиция, а инженер является гармоничной личностью, значимой фигурой современного общества.

1. Петрунева, Р.М. Технический университет в постиндустриальную эпоху трунева // Высшее образование для XXI века: докл. и матер. V Меж-

дунар. науч. конф. (Москва, 13-15 нояб. 2008 г.). Секция 1: Философия высшего образования. - М.: Моск. гуманитарный ин-т, 2008. - Вып. 1.

2. Петрунева, Р.М. Гуманитарная среда в инженерном вузе / Р.М. Петрунева, Н.В. Дулина, В.В. Токарев // Высшее образование в России. -

1999. - № 5.

3. Петрунева, Р.М. Высшая техническая школа: основы педагогического мастерства: учеб. пособие / Р.М. Петрунева, В.Д. Васильева, Н.В. Дулина. - Волгоград: РПК «Политехник», 2007.

4. Петрунева, Р.М. Социальная компетентность инженера // Изв. ВолгГТУ. - Сер. Проблемы социально-гуманитарного знания: межвуз. сб. науч. статей. - Волгоград: 2004. - Вып. 1. - № 7.

5. Поппер, К. Открытое общество и его враги: пер. с англ. / под ред. В.Н. Садовского. - М.: Феникс, 1992. - Т. 1.

6. Гурье, Л.И. Проектирование педагогических систем: учеб. пособие. - Казань: Казан. гос. технол. ун-т, 2004.

7. Сидоренко, В.Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии. - 1984.

8. Чернобытов, В.А. Основы проектной культуры / В.А. Чернобытов, Н.С. Коваленко // Акмеологический подход в профессиональной подготовке специалистов на факультете технологии и предпринимательства. - СПб., 2002.

9. Петрунева, Р.М. Социоинженерные задачи // Высшее образование в России. - 2003. - № 3.

Статья поступила в редакцию 07.04.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.