Научная статья на тему 'Структуризации содержания эстетического воспитания в учебно-воспитательных учреждениях'

Структуризации содержания эстетического воспитания в учебно-воспитательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ / МЕТОД / МЕТОД УБЕЖДЕНИЯ / МЕТОД ПРИУЧЕНИЯ / МЕТОД ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ / МЕТОД ПОБУЖДЕНИЯ К СОПЕРЕЖИВАНИЮ / A BELIEF METHOD / A SCHOOLING METHOD / A METHOD OF PROBLEM SITUATIONS / A PROMPTING METHOD TO EMPATHY / AESTHETIC EDUCATION / AESTHETIC SKILLS AND ABILITIES / A METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калашникова В. А.

Рассмотрены особенности формирования у детей эстетических чувств, переживаний, отношений, суждений, оценок, практических действий; раскрыты основные методы и приемы эстетического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURIZATIONS OF THE MAINTENANCE OF AESTHETIC EDUCATION IN TEACHING AND EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Article is devoted studying of features of formation at children of aesthetic senses, experiences, relations, judgements, estimations, practical actions; the basic methods and receptions of aesthetic education.

Текст научной работы на тему «Структуризации содержания эстетического воспитания в учебно-воспитательных учреждениях»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ной компетентности специалиста гуманитарной сферы.

Психолого-педагогическими условиями становления и развития профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием выступают: переориентация профессионально-образовательного процесса с моносубъектной на полисубъектную парадигму; нацеленность на развитие индивидуальности при восхождении личности к профес-

сиональной компетентности; взаимодополнительность и преемственность учебно-познавательной, имитационно-моделирующей и профессионально-практической деятельности будущего специалиста; гуманистически ориентированная диагностика и самодиагностика профессиональной компетентности; использование системы субъектно-реализацион-ных, содержательно-технологических и предметно-результативных

задач как средства становления субъектного, объектного и предметного компонентов профессиональной компетентности; психолого-педагогическое обеспечение стабилизации, дополнения и профессионально-значимой трансформации направленности деятельности по овладению профессией и умений освоения и применения профессиональной компетентности, их ретроспективно -перспективный синтез.

СТРУКТУРИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В.А. КАЛАШНИКОВА, ассистент кафедры коррекционной педагогики и психологии Ставропольского государственного университета

13.00.00 - педагогические науки kalashnikova @yandex.ru

Аннотация. Рассмотрены особенности формирования у детей эстетических чувств, переживаний, отношений, суждений, оценок, практических действий; раскрыты основные методы и приемы эстетического воспитания.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, эстетические навыки и умения, метод, метод убеждения, метод приучения, метод проблемных ситуаций, метод побуждения к сопереживанию.

STRUCTURIZATIONS OF THE MAINTENANCE OF AESTHETIC EDUCATION IN TEACHING AND EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

V.A. KALASHNIKOVA, the assistant to chair of correctional pedagogics and psychology of the Stavropol state university

Annotation. Article is devoted studying of features of formation at children of aesthetic senses, experiences, relations, judgements, estimations, practical actions; the basic methods and receptions of aesthetic education.

Key words: aesthetic education, aesthetic skills and abilities, a method, a belief method; a schooling method; a method of problem situations; a prompting method to empathy.

Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, вкусов, интересов. В ходе освоения окружающей действительности и искусства у детей формируются знания о прекрасном. Под руководством взрослых дети овладевают основными эстетическими критериями возвышенного и низменного, трагического и комического и т.д. Через произведения искусства, стихи, песни у детей закрепляется знание о прекрасном, формируют-

ся эстетические оценки прекрасного или некрасивого, уродливого, безобразного. Дети осваивают категории смешного, и комического. В комизме отражаются противоречия между старым и новым, должным и реально существующем.

В содержание эстетического воспитания входит и формирование элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети приобретают знания о фольклоре, стихах, рассказах. Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического

воспитания входит приобретение эстетических навыков и умений. В музыкальной деятельности дети овладевают навыками слушания музыки; в изобразительной деятельности — умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать свойства индивидуальные и общие. В содержание эстетического воспитания входит также развитие у детей самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

И здесь возникает вопрос: как все богатое содержание эстетического воспитания можно воплотить в реальность, с помощью чего, какого «инструмента» этого можно достигнуть? По выражению АС. Макаренко, инструментом прикосновения к личности, способом, с помощью которого совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников, выступает метод.

Многообразие средств и методов эстетического воспитания обусловливает широкий диапазон художественных дел. Воспитательные дела эстетической направленности приобретают разный характер в зависимости от того, что служит средством эстетического воспитания, — природа, труд, человеческие отношения, искусство и т.д. Больше возможности представляют воспитательные дела, в которых источником эстетического воспитания выступает природа. К.Д. Ушинский называл ее прекрасным воспитателем молодого поколения, оказывающим глубокое влияние на развитие эстетических чувств.

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у последнего творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания.

Методы эстетического воспитания разнообразны и зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога. Эстетическую информацию ребе-

нок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). Поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения фортепьянной пьесы. В дальнейшем, чтобы помочь ребенку вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет его внимание на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение.

Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий. К таковым относятся методы:

Ф убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

Ф приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

Ф проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;

Ф побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и к отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

Особенность метода убеждения применительно к эстетическому воспитанию состоит в том, что использовать его можно тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно. Эмоциональный отклик возникает у ребенка при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства, при участии его в общественных праздниках и т.д.

Метод приручения в равной мере можно считать методом как наглядного приобщения, так и словесным, поскольку любое наблюдение детей сопровождается одновременным или последующим комментарием воспитателя, пробуждающим чувства и мысль ребенка. Сущность метода приучения, упражнения состоит в том, что ребенок учится вслушиваться, вглядываться,

оценивать прекрасное и соответственно активно действовать. Систематические упражнения в эстетической деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения повышают активность детей.

Метод приучения, упражнения требует многократного повторения. Многократные упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиваться необходимых результатов. Приучая детей, например, к штриховке рисунка, воспитатель предлагает в одном случае не выходить за границы контура рисунка, в другом — штриховать так, чтобы получились «пушистая травка», «острые стебельки». Методы убеждения и приучения не существуют изолированно. Убеждая ребенка в важности добрых поступков, воспитатель неоднократно возвращается к этому, как бы приучая детей к ним. Закрепление приобретенных навыков практическими действиями позволяет преодолеть разрыв между словом и делом в поведении ребенка, который может произносить хорошие слова об окружающем, а действовать вразрез с ними.

Таким образом, использование методов и приемов в обучении зависит от того, какие качества, способности взрослый хочет развить у ребенка. В одном случае необходимо развить инициативу и самостоятельность, которые необходимы при выполнении любой деятельности, в другом — специальные способности, связанные с музыкальной, изобразительной, словесно-художественной практикой.

Литература

1. Мир детства: Дошкольный возраст / под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1991.

2. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Го-лубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М., 2002.

3. Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 1998. № 4.

4. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. М., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.