Научная статья на тему 'Структурирование содержания профессионально-прикладной подготовки специалиста горноспасательной службы'

Структурирование содержания профессионально-прикладной подготовки специалиста горноспасательной службы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муртазалиев Зиябутин Муртазалиевич

В статье анализируются психолого-педагогические теории учения с точки зрения качества профессионального образования и предлагается алгоритм реализации процесса профессионально-прикладной подготовки к горноспасательной службе МЧС, предполагающий последовательное моделирование в формах деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муртазалиев Зиябутин Муртазалиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурирование содержания профессионально-прикладной подготовки специалиста горноспасательной службы»

СТРУКТУРИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ГОРНОСПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

©2°п Муртазалиев З.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье анализируются психолого-педагогические теории учения с точки зрения качества профессионального образования и предлагается алгоритм реализации процесса профессионально-прикладной подготовки к горноспасательной службе МЧС, предполагающий последовательное моделирование в формах деятельности студентов.

The author of the article analyzes psychologo-pedagogical educational theories from the view- point of the professional training quality and offers the realization algorithm of the process of the professional applied training for the mine-rescue service of the Ministry of Emergency Situations, assuming the consecutive modeling in the forms of the students ’ activity.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка,

педагогический вуз, моделирование форм деятельности.

Keywords: professional applied physical training, pedagogical university, modeling the forms of activities.

Реформирование образования

представляет собой одну из острых и трудных проблем, подтверждением чему служат общеизвестные факты, свидетельствующие о том, что, несмотря на многочисленные исследования, посвященные совершенствованию

образовательного процесса, до сих пор кардинальных изменений не произошло. В результате образовательные учреждения на протяжении многих десятилетий не выполняют тактических и стратегических функций, что не позволяет увидеть разработанность или хотя бы очерченность научных подходов к теоретико-методическим основам, а также попытки их осмыслить с позиций модернизации [1].

Результаты, полученные в рамках реализации Всероссийской программы профилактики основных факторов риска среди студентов, свидетельствуют о том, что у многих первокурсников наблюдается гиподинамия, связанная со снижением физической активности и коррелируемая снижением физической работоспособности и жизненно важных

физических качеств. При этом обследование студентов ДГПУ показывает, что более 40% из них имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а более трети страдают несколькими хроническими

заболеваниями. Кроме того, уровень физической готовности основной массы абитуриентов, поступающих в институт физической культуры, не отвечает предъявляемым требованиям, которые в большинстве своем не являются носителями ценностей здорового образа жизни, освоение которых возможно путем переноса знаний и практических умений в сферу учебной и профессиональной деятельности,

отдыха, общения и т.д.

Низкая двигательная активность студентов и учебные нагрузки, сопровождающиеся высоким нервноэмоциональным напряжением,

чрезмерная унификация содержания, форм, методов и средств подготовки, недостаточный учет мотивационно-ценност-ого, интеллектуального,

творческого аспектов актуализируют

вопрос выбора приоритетов организации образовательного процесса.

Учет условий деятельности и уровня требований к специалисту

рассматривается как приоритет в личностно-ориентированном образовании, основная идея которого состоит в нацеленном развитии личности, достижению своих целей в такой степени, в какой создается ситуация востребованности. Личностноориентированное образование, не занимаясь формированием индивида с заданными свойствами, создает условия для полноценного проявления и развития, где особое внимание обращается на овладение

профессиональной деятельностью

средствами качественно иной учебной деятельности.

Деятельность студента по

содержанию, формам не соответствует деятельности специалиста, и в соответствии с одним из основных положений теории деятельности, для овладения конкретной деятельностью нужно осуществить деятельность, адекватную той, которая воплощена в данном предмете или явлении, в

системах, которые они образуют.

Констатирующий эксперимент, цель которого заключалась в определении сформированности направленности, теоретической и физической

подготовленности, способности к самооценке в структуре

психофизической готовности студентов к профессиональной деятельности, выявил недостаточную

сформированность диагностируемых качеств и продемонстрировал взаимосвязанность многих исследуемых данных. Так, низкий уровень

теоретической подготовленности

коррелирует с уровнем

сформированности конкретных умений и навыков, которыми владеют опрошенные; включенность же студентов в двигательную активность влияет на показатели развития основных физических качеств и умений.

Следует отметить, что недостаточное осознание ценности физической культуры как средства подготовки к

профессиональной деятельности,

формирования профессионально

значимых физических, психических и морально-волевых черт личности

проявляется в низкой профессиональной направленности, что может

препятствовать адаптации и дальнейшей эффективной профессиональной

деятельности в условиях быстро

меняющейся среды.

Разрешению противоречия между содержанием, формами, условиями

подготовки студента и овладеваемой им профессиональной деятельности

способствуют трансформации первой во вторую с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей,

действий, средств, предмета и результатов. Для сопровождения

профессионально-прикладной физической подготовки студентов

требуется соблюдение ряда психологопедагогических условий: целевые

(личностно-ориентированная парадигма образования); концептуальные

(системно-структурный подход);

процессуальные (модульная и контекстная технология);

управленческие (поэтапное

формирование умственных действий), обеспечивающие моделирование в формах деятельности содержания профессиональных действий

специалистов.

Данный подход предполагает, чтобы даже самое абстрактное теоретическое знание давалось не само по себе, а в предметном и социальном контексте, позволяющем увидеть его приложимость к задачам конкретной профессиональной деятельности. При этом реализуется схема: учебная деятельность,

имитируемая методами активного обучения (игровой, соревновательный, задачно-проблемный) -

квазипрофессиональная деятельность

Следовательно, адаптация

контекстной модели подготовки к профессиональной деятельности студента представлена следующим алгоритмом. На первом этапе преобладают традиционные обучающие процедуры: общефизическая подготовка, общая специальная подготовка, способствующие развитию

основных физических качеств,

формированию тактических, игровых, двигательных умений, освоению

социально-биологических, теоретических, методических основ

физической культуры.

На втором этапе студенты

включаются в квазипрофессиональную деятельность, имеющую как черты

учения, так и труда, через профессионально-прикладную физическую подготовку, в процессе

которой развиваются значимые

физические качества, повышается функциональная устойчивость

организма к неблагоприятным факторам внешней и профессиональной среды, доводятся до уровня навыка

двигательные умения, действия,

движения, наиболее часто повторяемые

в конкретных условиях деятельности, усваивается система знаний,

необходимая для дальнейшего личностного и профессионального

совершенствования.

На третьем этапе развиваются способности к освоению потенциальной профессиональной деятельности, к реализации основных функций

компонентов базовых видов

деятельности за счет формирования

знаний и способов деятельности, а через игровые формы происходит включение в реальные процессы и производственные отношения.

Установлено, что студенты, осваивающие содержание

разработанного курса, оказались

наиболее подготовленными к

трансляции знаний профессиональноприкладных основ физической

культуры, проявляют высокую

профессиональную направленность, способность вырабатывать

нестандартные идеи, что является условием продуктивной, творческой

деятельности. Анализ результатов

позволяет сделать вывод, что уровень освоенности знаний в

экспериментальной группе существенно выше как в абсолютном (0,77 против

0,58), так и в процентном выражении. При этом студенты экспериментальной группы оказались наиболее

подготовленными к трансляции знаний профессионально-прикладных основ физической культуры. Следует отметить, что после формирующего эксперимента от 4 до 16% студентов экспериментальной группы имеют высокий уровень представлений и знаний по предлагаемым разделам программы (ранее было 2%, выше среднего и средний уровень имели от 28 до 48% респондентов

экспериментальной группы). Результаты контрольной группы имеют

незначительную положительную

динамику, поскольку от 50 до 80% опрошенных студентов относятся к группе с низким уровнем знаний, где коэффициент усвоения учебного материала < 0,7.

Позитивная динамика показателей в экспериментальной группе обусловлена следующими факторами:

- модульное построение

теоретического курса позволило осуществлять индивидуальную

траекторию продвижения в овладении содержанием (ориентировочную основу составляют следующие дидактические материалы: карта для ранжирования

профессионально важных качеств, наглядно показывающая состав и уровень значимости профессионально важных психофизических качеств специалистов горноспасательных служб МЧС; профессиографическое описание портрета специалиста по выпускаемым специальностям);

- применение активных методов

обучения для освоения практического и методико-практического разделов курса обеспечило закрепление базовых и прикладных знаний, поскольку через игровую деятельность решались задачи (проблемные ситуации) тактического характера, ролевого взаимодействия, способствовавшие формированию

организаторских, коммуникативных умений, проигрыванию различных социальных ролей и т.д.

Позитивная динамика в развитии диагностируемых физических качеств и функциональных проявлений,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

характеризующих подготовленность, была достигнута профилированием

практического раздела дисциплины, для чего использовались подготовительные упражнения, упражнения

профессиональной направленности,

которые классифицировались

следующим образом:

- упражнения, избирательно воздействующие на мышечные группы и несущие основную мышечную нагрузку в период прохождения учебнопроизводственных практик;

- упражнения, адекватно

воздействующие на мышечные группы с целью снятия утомления;

- упражнения, по характеру нервно-мышечных усилий и двигательной структуры сходные с основными рабочими движениями;

- круговая тренировка с

использованием специфических

комплексов, способствующих развитию ведущих двигательных качеств в сочетании с формированием

психофизиологических функций;

- специальные виды,

интенсифицирующие воспитание

профессионально важных физических и личностных качеств будущего специалиста (объем, распределение и переключение внимания, психическая и физическая работоспособность,

эмоциональная устойчивость,

коммуникативные навыки и др.).

Отметим, что в результате целенаправленного использования

средств физической культуры у большинства студентов

экспериментальной группы существенно повысился уровень общей

психологической работоспособности в условиях высокой помехоустойчивости (в том числе физического утомления), что находит выражение в более качественном выполнении задания по отысканию чисел в «корректурной пробе» и объясняется

совершенствованием адаптационных

механизмов вегетативной сферы студента. По индивидуальным данным, в экспериментальной группе повышение работоспособности отмечено у 60%, продуктивность по сравнению с исходной возросла на 25% и 40%, концентрация внимания и

работоспособность незначительно

снизились у 12%.

Для полной характеристики эффективности разработанного курса, результативности педагогического

эксперимента участникам предложена анкета, где в ответах субъективно оценивались личностные изменения, произошедшие в процессе занятий. Анализ ответов показывает, что у 84% студентов экспериментальной группы за время обучения повысился интерес к физическим упражнениям, у 16% он остался без изменения, тогда как у 24%, студентов контрольной группы интерес повысился, у 28% он снизился, а у 48% остался без изменения.

Вместе с тем положительное влияние занятий почувствовали на себе все студенты без исключения (улучшилось самочувствие, ощутили эмоциональный подъем), они реже, чем обычно, стали болеть (69%).

Таким образом, формированию психофизической готовности к профессиональной деятельности

студентов способствует система

профессиональных ценностей, в которой здоровье, физическая подготовка к профессиональной деятельности,

целенаправленная двигательная

активность, специальная техническая

подготовка занимают важное место, что предопределяет повышение

профессионального мастерства и общего уровня культуры человека,

посвятившего себя спасению других, и

помогает быстро и правильно оценить возникшую экспериментальную

ситуацию.

Примечания

1. Лукьяненко В. П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры: Монография. М. : Советский спорт, 2005. 256 с.

Статья поступила в редакцию 09.04.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.