СТРУКТУРИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ГОРНОСПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
©2°п Муртазалиев З.М.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье анализируются психолого-педагогические теории учения с точки зрения качества профессионального образования и предлагается алгоритм реализации процесса профессионально-прикладной подготовки к горноспасательной службе МЧС, предполагающий последовательное моделирование в формах деятельности студентов.
The author of the article analyzes psychologo-pedagogical educational theories from the view- point of the professional training quality and offers the realization algorithm of the process of the professional applied training for the mine-rescue service of the Ministry of Emergency Situations, assuming the consecutive modeling in the forms of the students ’ activity.
Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка,
педагогический вуз, моделирование форм деятельности.
Keywords: professional applied physical training, pedagogical university, modeling the forms of activities.
Реформирование образования
представляет собой одну из острых и трудных проблем, подтверждением чему служат общеизвестные факты, свидетельствующие о том, что, несмотря на многочисленные исследования, посвященные совершенствованию
образовательного процесса, до сих пор кардинальных изменений не произошло. В результате образовательные учреждения на протяжении многих десятилетий не выполняют тактических и стратегических функций, что не позволяет увидеть разработанность или хотя бы очерченность научных подходов к теоретико-методическим основам, а также попытки их осмыслить с позиций модернизации [1].
Результаты, полученные в рамках реализации Всероссийской программы профилактики основных факторов риска среди студентов, свидетельствуют о том, что у многих первокурсников наблюдается гиподинамия, связанная со снижением физической активности и коррелируемая снижением физической работоспособности и жизненно важных
физических качеств. При этом обследование студентов ДГПУ показывает, что более 40% из них имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а более трети страдают несколькими хроническими
заболеваниями. Кроме того, уровень физической готовности основной массы абитуриентов, поступающих в институт физической культуры, не отвечает предъявляемым требованиям, которые в большинстве своем не являются носителями ценностей здорового образа жизни, освоение которых возможно путем переноса знаний и практических умений в сферу учебной и профессиональной деятельности,
отдыха, общения и т.д.
Низкая двигательная активность студентов и учебные нагрузки, сопровождающиеся высоким нервноэмоциональным напряжением,
чрезмерная унификация содержания, форм, методов и средств подготовки, недостаточный учет мотивационно-ценност-ого, интеллектуального,
творческого аспектов актуализируют
вопрос выбора приоритетов организации образовательного процесса.
Учет условий деятельности и уровня требований к специалисту
рассматривается как приоритет в личностно-ориентированном образовании, основная идея которого состоит в нацеленном развитии личности, достижению своих целей в такой степени, в какой создается ситуация востребованности. Личностноориентированное образование, не занимаясь формированием индивида с заданными свойствами, создает условия для полноценного проявления и развития, где особое внимание обращается на овладение
профессиональной деятельностью
средствами качественно иной учебной деятельности.
Деятельность студента по
содержанию, формам не соответствует деятельности специалиста, и в соответствии с одним из основных положений теории деятельности, для овладения конкретной деятельностью нужно осуществить деятельность, адекватную той, которая воплощена в данном предмете или явлении, в
системах, которые они образуют.
Констатирующий эксперимент, цель которого заключалась в определении сформированности направленности, теоретической и физической
подготовленности, способности к самооценке в структуре
психофизической готовности студентов к профессиональной деятельности, выявил недостаточную
сформированность диагностируемых качеств и продемонстрировал взаимосвязанность многих исследуемых данных. Так, низкий уровень
теоретической подготовленности
коррелирует с уровнем
сформированности конкретных умений и навыков, которыми владеют опрошенные; включенность же студентов в двигательную активность влияет на показатели развития основных физических качеств и умений.
Следует отметить, что недостаточное осознание ценности физической культуры как средства подготовки к
профессиональной деятельности,
формирования профессионально
значимых физических, психических и морально-волевых черт личности
проявляется в низкой профессиональной направленности, что может
препятствовать адаптации и дальнейшей эффективной профессиональной
деятельности в условиях быстро
меняющейся среды.
Разрешению противоречия между содержанием, формами, условиями
подготовки студента и овладеваемой им профессиональной деятельности
способствуют трансформации первой во вторую с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей,
действий, средств, предмета и результатов. Для сопровождения
профессионально-прикладной физической подготовки студентов
требуется соблюдение ряда психологопедагогических условий: целевые
(личностно-ориентированная парадигма образования); концептуальные
(системно-структурный подход);
процессуальные (модульная и контекстная технология);
управленческие (поэтапное
формирование умственных действий), обеспечивающие моделирование в формах деятельности содержания профессиональных действий
специалистов.
Данный подход предполагает, чтобы даже самое абстрактное теоретическое знание давалось не само по себе, а в предметном и социальном контексте, позволяющем увидеть его приложимость к задачам конкретной профессиональной деятельности. При этом реализуется схема: учебная деятельность,
имитируемая методами активного обучения (игровой, соревновательный, задачно-проблемный) -
квазипрофессиональная деятельность
Следовательно, адаптация
контекстной модели подготовки к профессиональной деятельности студента представлена следующим алгоритмом. На первом этапе преобладают традиционные обучающие процедуры: общефизическая подготовка, общая специальная подготовка, способствующие развитию
основных физических качеств,
формированию тактических, игровых, двигательных умений, освоению
социально-биологических, теоретических, методических основ
физической культуры.
На втором этапе студенты
включаются в квазипрофессиональную деятельность, имеющую как черты
учения, так и труда, через профессионально-прикладную физическую подготовку, в процессе
которой развиваются значимые
физические качества, повышается функциональная устойчивость
организма к неблагоприятным факторам внешней и профессиональной среды, доводятся до уровня навыка
двигательные умения, действия,
движения, наиболее часто повторяемые
в конкретных условиях деятельности, усваивается система знаний,
необходимая для дальнейшего личностного и профессионального
совершенствования.
На третьем этапе развиваются способности к освоению потенциальной профессиональной деятельности, к реализации основных функций
компонентов базовых видов
деятельности за счет формирования
знаний и способов деятельности, а через игровые формы происходит включение в реальные процессы и производственные отношения.
Установлено, что студенты, осваивающие содержание
разработанного курса, оказались
наиболее подготовленными к
трансляции знаний профессиональноприкладных основ физической
культуры, проявляют высокую
профессиональную направленность, способность вырабатывать
нестандартные идеи, что является условием продуктивной, творческой
деятельности. Анализ результатов
позволяет сделать вывод, что уровень освоенности знаний в
экспериментальной группе существенно выше как в абсолютном (0,77 против
0,58), так и в процентном выражении. При этом студенты экспериментальной группы оказались наиболее
подготовленными к трансляции знаний профессионально-прикладных основ физической культуры. Следует отметить, что после формирующего эксперимента от 4 до 16% студентов экспериментальной группы имеют высокий уровень представлений и знаний по предлагаемым разделам программы (ранее было 2%, выше среднего и средний уровень имели от 28 до 48% респондентов
экспериментальной группы). Результаты контрольной группы имеют
незначительную положительную
динамику, поскольку от 50 до 80% опрошенных студентов относятся к группе с низким уровнем знаний, где коэффициент усвоения учебного материала < 0,7.
Позитивная динамика показателей в экспериментальной группе обусловлена следующими факторами:
- модульное построение
теоретического курса позволило осуществлять индивидуальную
траекторию продвижения в овладении содержанием (ориентировочную основу составляют следующие дидактические материалы: карта для ранжирования
профессионально важных качеств, наглядно показывающая состав и уровень значимости профессионально важных психофизических качеств специалистов горноспасательных служб МЧС; профессиографическое описание портрета специалиста по выпускаемым специальностям);
- применение активных методов
обучения для освоения практического и методико-практического разделов курса обеспечило закрепление базовых и прикладных знаний, поскольку через игровую деятельность решались задачи (проблемные ситуации) тактического характера, ролевого взаимодействия, способствовавшие формированию
организаторских, коммуникативных умений, проигрыванию различных социальных ролей и т.д.
Позитивная динамика в развитии диагностируемых физических качеств и функциональных проявлений,
характеризующих подготовленность, была достигнута профилированием
практического раздела дисциплины, для чего использовались подготовительные упражнения, упражнения
профессиональной направленности,
которые классифицировались
следующим образом:
- упражнения, избирательно воздействующие на мышечные группы и несущие основную мышечную нагрузку в период прохождения учебнопроизводственных практик;
- упражнения, адекватно
воздействующие на мышечные группы с целью снятия утомления;
- упражнения, по характеру нервно-мышечных усилий и двигательной структуры сходные с основными рабочими движениями;
- круговая тренировка с
использованием специфических
комплексов, способствующих развитию ведущих двигательных качеств в сочетании с формированием
психофизиологических функций;
- специальные виды,
интенсифицирующие воспитание
профессионально важных физических и личностных качеств будущего специалиста (объем, распределение и переключение внимания, психическая и физическая работоспособность,
эмоциональная устойчивость,
коммуникативные навыки и др.).
Отметим, что в результате целенаправленного использования
средств физической культуры у большинства студентов
экспериментальной группы существенно повысился уровень общей
психологической работоспособности в условиях высокой помехоустойчивости (в том числе физического утомления), что находит выражение в более качественном выполнении задания по отысканию чисел в «корректурной пробе» и объясняется
совершенствованием адаптационных
механизмов вегетативной сферы студента. По индивидуальным данным, в экспериментальной группе повышение работоспособности отмечено у 60%, продуктивность по сравнению с исходной возросла на 25% и 40%, концентрация внимания и
работоспособность незначительно
снизились у 12%.
Для полной характеристики эффективности разработанного курса, результативности педагогического
эксперимента участникам предложена анкета, где в ответах субъективно оценивались личностные изменения, произошедшие в процессе занятий. Анализ ответов показывает, что у 84% студентов экспериментальной группы за время обучения повысился интерес к физическим упражнениям, у 16% он остался без изменения, тогда как у 24%, студентов контрольной группы интерес повысился, у 28% он снизился, а у 48% остался без изменения.
Вместе с тем положительное влияние занятий почувствовали на себе все студенты без исключения (улучшилось самочувствие, ощутили эмоциональный подъем), они реже, чем обычно, стали болеть (69%).
Таким образом, формированию психофизической готовности к профессиональной деятельности
студентов способствует система
профессиональных ценностей, в которой здоровье, физическая подготовка к профессиональной деятельности,
целенаправленная двигательная
активность, специальная техническая
подготовка занимают важное место, что предопределяет повышение
профессионального мастерства и общего уровня культуры человека,
посвятившего себя спасению других, и
помогает быстро и правильно оценить возникшую экспериментальную
ситуацию.
Примечания
1. Лукьяненко В. П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры: Монография. М. : Советский спорт, 2005. 256 с.
Статья поступила в редакцию 09.04.2011 г.