Научная статья на тему 'Структура волостных исполнительных комитетов в Чувашской АССР в 1918-1927 гг'

Структура волостных исполнительных комитетов в Чувашской АССР в 1918-1927 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
261
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОСТЬ / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ / ВЛАСТЬ НА МЕСТАХ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ратникова Альбина Радимировна

Вопрос структуры волостных исполнительных комитетов имеет большое значение при изучении функционирования органов местной власти, поэтому ему решено было уделить особое внимание. Структура исполкомов претерпевала изменения на протяжении своего существования, и это отражалось на организации их работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура волостных исполнительных комитетов в Чувашской АССР в 1918-1927 гг»

УДК 94(470.344)"19"

СТРУКТУРА ВОЛОСТНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМИТЕТОВ В ЧУВАШСКОЙ АССР В 1918-1927 ГГ.

THE STRUCTURE OF VOLOST EXECUTIVE COMMITTEES IN THE CHUVASH ASSR IN 1918-1927

А. Р.Ратникова A. R. Ratnikova

ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», г. Чебоксары

Аннотация. Вопрос структуры волостных исполнительных комитетов имеет большое значение при изучении функционирования органов местной власти, поэтому ему решено было уделить особое внимание. Структура исполкомов претерпевала изменения на протяжении своего существования, и это отражалось на организации их работы.

Abstract. The question of the structure of the volost executive committees is of great significance in studying the functioning of local authorities, so we decided to give special attention to it. The structure of the executive committees went through some changes, and this influenced the organization of their work.

Ключевые слова: волость, исполнительный комитет, власть на местах.

Keywords: volost, the executive committee, local authorities.

Актуальность исследуемой проблемы. Деятельность органов местной власти является актуальным вопросом в связи с современными административными реформами, проводимыми в стране, поэтому необходимо изучать и анализировать работу во-лисполкомов. Кроме того, функционирование местной власти на уровне волисполкомов слабо изучено и представляет научный интерес для историков.

Материал и методика исследований. В качестве объекта исследований был выбран местный уровень власти, предмета исследований - волисполкомы. Были использованы историко-генетический и историко-сравнительный методы, с помощью которых удалось проанализировать данные Государственного исторического архива Чувашской Республики (ГИА ЧР), касающиеся вопросов деятельности волостных исполнительных комитетов Чувашии в период с 1918 по 1927 г.

Результаты исследований и их обсуждение. Система местных органов Советской власти строилась на основе административно-территориального деления царской России: в губерниях были образованы губернские Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, в уездах - уездные, в волостях - волостные и т. д. Высшими органами власти на местах в пределах своей территории являлись съезды Советов (губернские, волостные и др.) [15, 154]. Исполнительными органами съездов Советов

являлись исполнительные комитеты. Свое законодательное оформление они получили по Конституции РСФСР 1918 г. [14].

Исполкомы сосредоточили в своих руках руководство всеми сферами жизни общества: промышленностью, сельским хозяйством, борьбой с разрухой и др. Работа в отделах проводилась по отраслевому принципу [15, 155]. Вопрос о структуре волисполкомов на первый взгляд не представляет проблемы. Но при ближайшем рассмотрении ясно, что она изменялась. С момента их образования в 1918 г. и до 1922 г. при волостных исполкомах создавались отделы по отраслям, но в 1922 г. «по причине тяжелого экономического положения страны аппарат волисполкомов был сокращен». По положению 1922 г. при волостных исполкомах отделы не создавались [13, 47].

По архивным данным перечень отделов волисполкомов выглядит так: 1) общий; 2) земельный; 3) военный; 4) продовольственный; 5) народного образования; 6) социального обеспечения; 7) страховой; 8) ЗАГС; 9) финансовый; 10) труда [6, 78]. Это полный перечень отделов, которые функционировали в таких крупных волостях, как Ала-тырская Алатырского уезда, Акрамовская Чебоксарского уезда. При сокращении их количества функции сосредоточивались в одном подразделении. Так, например, функции отделов ЗАГС, соцобеспечения, труда и страхового отдела включались в общий отдел [9, 94].

Наиболее полный объем функций был у общего отдела. Приведем перечень по Акулевской волости Чебоксарского уезда за 1919 г.: циркуляры, распоряжения уездных учреждений и список служащих Акулевского волисполкома; руководящие телеграммы Чебоксарского уездного Совета; сведения о перевыборах Советов и пр. [2, 118]. Он наглядно показывает широту полномочий общего отдела. Эта структурная единица обязательно функционировала во всех волисполкомах.

Земельный отдел контролировал все аграрные вопросы. Он рассматривал заявления жителей волости, жалобы относительно земельных участков, решал споры между жителями. В годы Гражданской войны в ведении отдела был вопрос снабжения семей красноармейцев лесоматериалом и др. [4, 45]. Под контролем военного отдела находились соответствующие вопросы: мобилизация населения, постановка на учет демобилизованных солдат, опека над инвалидами войны и пр. [7, 23; 45; 89]. По окончании Гражданской войны они вели учет военнообязанных на местах. Важную роль в работе во-лисполкомов занимали продовольственные отделы. Их сферой были вопросы, требующие ежедневного решения. В обязанности отделов входило «проведение правильного и своевременного учета, разверстки по селениям и сбор продуктов, наблюдение за правильным распределением продуктов и товаров» [1, 26].

Отдел народного образования занимался следующими отраслевыми проблемами: материальным устройством школ, организацией учебного процесса в них, проведением курсов по ликвидации безграмотности населения, открытием изб-читален и т. п. [4, 13-14].

Отдел социального обеспечения курировал дела о выдаче пенсий, пособий, занимался устройством беженцев и др. Одной из проблем, решаемых в рамках этого подразделения, было оказание помощи семьям военнопленных [3, 69].

Страховой отдел имел успех у населения. Это видно по годовым отчетам волис-полкомов. «Государственное страхование по волости производится в достаточном по-

рядке. В 1924 г. было 23 случая, а в 1925 г. ожидается увеличение добровольного страхования до 50, т. к. застраховавшие, потерпев падеж застрахованного скота, получили страховую сумму, чем и доказали помощь добровольного страхования» [8, 11]. Отдел ЗАГС выполнял работу по учету населения и гражданского состояния его представителей. Он был необходим в каждой волости, так как люди рождались и умирали каждый день, это нужно было фиксировать и выдавать соответствующие документы [5].

Важнейшую функцию в волостных исполнительных комитетах играли финансовые отделы, которые были обязательным элементом в каждой волости. Работники этих отделов занимались бюджетом волости. Отделом контролировались денежнокредитные операции в волости и сбор налогов с населения.

Отделы труда были не во всех волостях, но при наличии таковых в их ведении были следующие вопросы: сбор сведений о проведении трудовой повинности, о количестве трудовых артелей и др. [8, 125].

В 1922 г. начался процесс преобразования отделов волостных исполнительных комитетов в части при общей канцелярии. Видимо, это было связано с тем, что сферы деятельности разных отделов пересекались. Так, продовольственный и земельный отделы часто ведали схожими вопросами. Можно было бы обвинить власть в раздувании штатов, если бы не одно «но» - в штате исполкома было строго фиксированное количество сотрудников. Как правило, их было 3-4 человека [6, 163]. Штат волисполкомов не всегда был укомплектован, и работу нескольких человек выполнял 1 сотрудник. Поэтому только на первый взгляд складывается впечатление о большом штате волисполко-мов. Изменилось и оформление обязательных документов - стало меньше. Это давало больше времени членам исполкома для работы с людьми и решения ежедневных проблем.

Согласно новому положению 1922 г. о волостных съездах Советов и волостных исполкомах, к ведению волисполкома относилось распределение между членами исполкома обязанностей по руководству различными отраслями управления, рассмотрение отчетов председателя и членов исполкома и др. [12, 14-25]. Таким образом, некоторые функции перешли в вышестоящие органы, т. е. в уездные исполкомы.

Другим нововведением было сокращение штатов. Отделы при волисполкомах не создавались, была одна канцелярия. Члены исполкома распределяли между собой обязанности по ведению текущей работы по делам: земельным, культурно-просветительским и др. Отделы переименовали в части. Например, 17 марта 1925 г. состоялось заседание членов нового состава Алатырского волисполкома, где были утверждены председатель, заместитель, заведующий финансово-налоговой частью и др. [11, 51]. Как видим, изменения коснулись и оформления деятельности исполкомов.

Дальнейшая судьба волисполкомов различна. Некоторые волости были упразднены согласно постановлению Президиума ВЦИК от 3 апреля 1924 г. о новом административном делении Симбирской губернии [16, 306]. В соответствии с ним было проведено укрупнение волостей в Алатырском уезде [10, 26-27]. Подобная участь была уготована и другим небольшим волостям Чувашии. Соответственно были упразднены их исполкомы. Другие волисполкомы продолжили работу с измененной структурой до 1927 г., когда 15 сентября было принято постановление ЦИК и СНК Чувашской АССР

об организации районных исполкомов и укрупнении сельсоветов [13, 56], и с 1 октября 1927 г. все уездные и волостные исполкомы были упразднены.

Резюме. Структура волостных исполнительных комитетов за свою небольшую историю постоянно подвергалась изменениям. Наиболее существенные изменения произошли в 1922 г., до которого главным структурным элементом исполкомов были отделы, в дальнейшем преобразованные в части при общей канцелярии. Но в целом структурные изменения явились, скорее всего, юридической формальностью.

Давая оценку структурной организации волисполкомов, нужно подчеркнуть, что она была типичной для местного уровня власти, отвечала всем требованиям вышестоящих органов и, что наиболее важно, запросам населения. Благодаря такой структуре ни один вопрос местного уровня не оставался за пределами ведения исполкомов. Население было хорошо информировано, с каким вопросом, к какому члену волисполкома нужно обращаться. Такой порядок облегчал работу органов власти и ускорял принятие решений на местном уровне. Данная структура была оптимальной для государственных органов местного уровня в рассматриваемый период.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). - Ф.Р-106. - Оп. 1. -Д.143. - Л. 26.

2. ГИА ЧР. - Ф.Р-111. - Оп. 1. - Д. 134. - Л. 118.

3. ГИА ЧР. - Ф.Р-111. - Оп. 3. - Д. 1. - Л. 69.

4. ГИА ЧР. - Ф.Р-111. - Оп. 4. - Д. 1. - Л. 45, 13-14.

5. ГИА ЧР. - Ф.Р-111. - Оп. 4. - Д. 59. - Л. 2-22.

6. ГИА ЧР. - Ф.Р-122. - Оп. 1. - Д. 14. - Л. 78, 163.

7. ГИА ЧР. - Ф.Р-122. - Оп. 1. - Д. 14, 15, 17. - Л. 23, 45, 89.

8. ГИА ЧР. - Ф.Р-122. - Оп. 1. - Д. 217. - Л. 11, 125.

9. ГИА ЧР. - Ф.Р-128. - Оп. 1. - Д. 27. - Л. 94.

10. ГИА ЧР. - Ф.Р-244. - Оп. 5. - Д. 76. - Л. 26-27.

11. ГИА ЧР. - Ф.Р-366. - Оп. 1. - Д. 269. - Л. 51.

12. ГИА ЧР. - Ф.Р-366. - Оп. 1. - Д. 91. - Л. 14-25.

13. ГИА ЧР. - Ф.Р-366. - Оп. 3. - Д. 156. - Л. 47, 56.

14. Конституция РСФСР 1918 г. // Отечественное законодательство Х1-ХХ веков Ч. II. XX век. -М. : Юристъ, 1999.

15. Коржихина, Т. П. История госучреждений СССР : учебник / Т. П. Коржихина. - М. : Высшая шк., 1986. - 399 с.

16. Собрание узаконений и распоряжений РСФСР. - 1924. - № 33. - Л. 306.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.