УДК 342.553(470.344)(09)''1920..."
ББК Т3(2Рос.Чув)613-334
А. Р. РАТНИКОВА
ВОЛИСПОЛКОМЫ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ЧУВАШИИ В НАЧАЛЕ 20-х ГОДОВ XX ВЕКА*
Ключевые слова: органы местной власти, волисполкомы, Чувашия, политическая ситуация.
Анализируются условия, в которых приходилось работать представителям волостных исполнительных комитетов Чувашии в начале 20-х гг. XX в. Подробно освещается политическая обстановка, которая вопреки советской историографии была достаточно напряженной. Как итог, делается вывод о том, что политическая ситуация на волостном уровне была сложной по ряду объективных причин.
A.R. RATNIKOVA
VOLOST EXECUTIVE COMMITTEE AND POLITICAL SITUATION IN THE CHUVASH REPUBLIC
IN THE EARLY 20s XX CENTURY
Key words: local authorities, Volost Executive Committee, Chuvashia, the political situation.
The conditions in which the representatives of the township had to work the executive committees of the Chuvash Republic in the early 20s XX century. Details the political situation, which in spite of Soviet history was quite tense. ^s a result, it is concluded that the political situation in the township level has been difficult for a number of reasons.
Период установления Советской власти в нашей стране сложно датировать конкретными цифрами, но считается, что к 20-м гг. XX в. Советская власть уже восторжествовала повсеместно и проблем в этом плане уже не оставалось. В данной работе изучены те политические сложности, с которыми сталкивались работники волисполкомов Чувашии в начале 20-х гг. XX в., когда глобальные решения уже были претворены в жизнь, но на местах оставалась масса нерешенных моментов.
Не секрет, что представители местной администрации несли на себе весь груз проблем вверенной им территории, а проблемы хозяйственного плана часто принимали политический оттенок. Члены волисполкомов, которые являлись проводниками идей Советской власти в массы, испытывали пресс с обеих сторон. Сверху от них требовали исполнения поставленных задач, на что население часто реагировало очень остро. Как следствие, политическая обстановка была напряженной.
Первая подобная ситуация возникла зимой 1920-1921 гг. и затронула большое количество волостей Чувашии. Поводом к началу волнений послужила ситуация с посевной в 1921 г. VIII Всероссийский съезд Советов принял чрезвычайные меры по подготовке села к семенной компании [7. С. 24-26]. Наибольших масштабов выступления достигли в Кошелеевской, Тобурданов-ской, Чуратчинской, Янтиково-Шоркистринской, Янтиковской волостях Ци-вильского уезда, в Акулевской, Воскресенской, Покровской, Помьяльской волостях Чебоксарского уезда, в Тораевской, Чувашско-Сорминской волостях Ядринского уезда [6. С. 13-14]. Количество восставших волостей варьируется от 14 до 25. В некоторых волостях были волнения без вооруженных выступлений, и они не считались мятежными.
Реальных восстаний было немного: 20 января в Акулевской волости Чебоксарского уезда, 23 января - наступление повстанцев на г. Цивильск, 28 января при занятии карательным отрядом с. Большая Шатьма Чувашско-Сорминской волости в Ядринском уезде. Несмотря на видимую легкость по-
* Исследование выполнено по соглашению № 14.В37.21.0693 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы».
давления восстания, ситуация зимой 1921 г. представлялась современникам серьезной, что можно проследить по делам Ядринского оперативного штаба [4. С. 71-72]. Кровопролитие унесло жизни 30 коммунистов, около 72 комсомольцев и беспартийных советских работников. За участие в выступлениях было арестовано более 1 тыс. человек. К началу марта 1921 г. под следствием находилось 480 арестованных, из которых 38 привлекли к суду ревтрибунала, остальных освободили [3. С. 223].
В ходе изучения документов становится ясно, что крестьяне были недовольны политикой Советской власти. Важную роль сыграла их слабая информированность об экономических мероприятиях, планирующихся в стране. Одной из причин выступления является спешка при создании общественных фондов. Кампанию по созданию общественных семенных фондов планировалось завершить в недельный срок [5. С. 34-35].
Происходили и организованные выступления, направленные против Советской власти, за свержение власти коммунистов. На селе прямо говорили, что «при царе было плохо, а при коммунистах стало ещё хуже», поэтому народ стремился вернуться к прежним временам. В восставших волостях разгонялись волисполкомы, их члены нередко подвергались жестоким избиениям или растерзанию толпой насмерть, в зданиях исполкома водружались иконы как символ прежней власти [9. С. 81]. Восстание зимой 1920-1921 гг. не имело конкретной программы, явных лидеров и скоро стало сходить на нет.
Там, где были случаи ликвидации волисполкомов, власть вернулась в руки членов исполкомов, перед которыми стояли задачи восстановления деятельности законных органов власти, завершения семенной кампании, а также выявления, ареста и передачи судебным органам зачинщиков и активных участников массовых выступлений. Только члены волисполкомов могли составить перечень мятежников, выделить лидеров, так как сталкивались с восставшими лицом к лицу. В ходе следствия и при вынесении приговора они не участвовали как заинтересованные лица.
Волисполкомы оказались в этой ситуации в сложном положении. С одной стороны, они были обязаны выполнять инструкции вышестоящих органов, с другой - учитывать чаяния и интересы местного населения, поэтому в их деятельности порой проявлялись противоречащие друг другу решения. Ошибками членов волисполкомов можно считать отсутствие гибкости в ходе принимавшихся ими решений, слабое внимание к мнению местных жителей, несмотря на то, что власти на местах были информированы о наличии кулаков. Именно в тех волостях, где произошли волнения, количество кулаков было наибольшим. В то же время считалось неправильным перекладывать ответственность за произошедшее на волисполкомы, но определенная правда в такой оценке есть.
Эти события были самым тяжелым испытанием для работников волисполкомов, но далеко не единственным. Одним из сложных периодов существования волисполкомов были годы голода в Поволжье. В эти годы членам исполкомов волостей и сельских советов также приходилось рисковать здоровьем, а иногда и жизнью, чтобы выполнить свои обязанности. Так, 10 мая 1922 г. в Ждамировской волости Алатырского уезда был зафиксирован факт избиения толпой председателя Алатырского уездного исполкома товарища Нестерова и председателя Ждамировского волсовета товарища Блохинцева, которые «прибыли к церкви принять церковные ценности на предмет покупки хлеба для голодающего населения» [1. Л. 237]. Очевидно, что и в этом случае хозяйственная проблема привела к неспокойной политической ситуации, которую надлежало улаживать все тем же представителям местной администрации - работникам уездных и волостных исполкомов. Подобная ситуация не была единичной.
О неспокойной политической обстановке свидетельствуют и другие документы. Из секретного письма ответственного секретаря укома РКИ Семенова от 10 декабря 1922 г., адресованного работникам уездного исполкома, видно, что по Чебоксарскому уезду в 9 волостях из 16 наблюдается «неспокойное, неровное настроение населения», причем именно в этих волостях население характеризуется как «очень слабо развитое». Далее приводится комплекс мер по исправлению ситуации, большая роль отводится усилению волисполкомов, которые «крайне слабы» [2. Л. 5].
Одной из причин сложной политической обстановки в чувашских волостях в начале 20-х гг. XX в., на наш взгляд, была именно отсталость сельского населения, в силу чего они не могли адекватно воспринять глобальные политические перемены. В то время как на уровне области и уездов уже произошло осознание произошедших перемен, и им были даны первые, пусть и не всегда положительные, оценки, село на волостном уровне оставалось непросвещенным. Члены волисполкомов были не в силах в доступной форме довести до каждого крестьянина идеи Советской власти, их необходимость, так как зачастую они сами не обладали такой информацией или неверно ее интерпретировали, будучи политически неграмотными. Это также можно считать причиной сложной политической обстановки. Кроме того, к ним также можно отнести некоторые мероприятия советского руководства, не добавляющие популярности новой власти. Один из примеров был приведен выше - посевная кампания 1921 г.
Со временем ситуация стала меняться в лучшую сторону. Население увидело положительные моменты в установлении Советской власти, в связи с чем стало относиться к ней с большим доверием. Уровень квалификации работников волисполкомов за счет различных образовательных мероприятий стал расти. К моменту своей реорганизации в 1927 г. волисполкомы действительно были действующими органами власти на селе, способными разрешить многие проблемы своими силами.
Однако не стоит забывать о политических и хозяйственных трудностях начала 20-х гг. XX в. В советской историографии оценка многих событий этого периода часто нивелировалась. Это делалось иногда умышленно, по политическим соображениям, а иногда по причине отсутствия достоверной информации. Обращает на себя внимание то, что большая часть фактов, приведённых нами, в свое время была засекречена. Только в последние годы историкам стали доступны подобные архивные данные.
Подводя итог, необходимо отметить, что в сложной политической обстановке начала 20-х гг. XX в. волисполкомы Чувашии несли на себе большой груз ответственности. Несмотря на большое количество проблем и просчетов, которые повлекли за собой вышеозначенные события, ситуацию удалось стабилизировать. В этом процессе свою немаловажную роль сыграли работники волостных исполкомов. Именно им приходилось напрямую общаться с населением, объяснять важность проводимых мероприятий, порой уговаривать и успокаивать население. Не всегда им это удавалось, но в большинстве случаев стабилизация обстановки была их заслугой. Обладая низкой политической грамотностью, члены волисполкомов имели одно большое достоинство - доверие и авторитет у населения, что очень часто помогало им в неспокойных ситуациях. Именно это стало одним из решающих факторов в ходе разрешения ситуации зимой 1921 г., когда многие волости отказались от вооруженных выступлений, прислушавшись и поверив работникам своих исполкомов.
Литература и источники
1. ГИА ЧР (Государственный исторический архив Чувашской Республики). Ф. Р-244. Оп. 1. Д. 165.
2. ГАСИ ЧР (Государственный архив современной истории Чувашской Республики). Ф. П-10. Оп. 1. Д. 229.
3. Доклад Чувашского обчека о результатах ликвидации крестьянского восстания в области // Крестьянское восстание 1921 г. в Чувашии / ЧГИГН. Чебоксары, 2009. 416 с.
4. Донесение Ядринского оперштаба в обчека и облоперштаб о восстании в Убеевской волости; Сообщение председателя Норусовского волисполкома Н.Д. Денисова о начале восстания в волости и др. // Крестьянское восстание 1921 г. в Чувашии / ЧГИГН. Чебоксары, 2009. 416 с.
5. Инструкция уполномоченным Норусовского райпосевкома по проведению семенной кампании // Крестьянское восстание 1921 г. в Чувашии / ЧГИГН. Чебоксары, 2009. 416 с.
6. Крестьянское восстание 1921 г. в Чувашии / ЧГИГН. Чебоксары, 2009. 416 с.
7. Постановление VIII Всероссийского съезда Советов РСФСР «О мерах укрепления и развития крестьянского хозяйства» от 28 декабря 1920 г. // Крестьянское восстание 1921 г. в Чувашии / ЧГИГН. Чебоксары, 2009. 416 с.
8. Ратникова А.Р. Деятельность волисполкомов на территории Чувашии в 1917-1927 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Чебоксары, 2011.
9. Сводка донесений в Ядринский оперштаб по Тораевской вол. от 28 января 1921 г. и др. // Крестьянское восстание 1921 г. в Чувашии / ЧГИГН. Чебоксары, 2009. 416 с.
РАТНИКОВА АЛЬБИНА РАДИМИРОВНА - кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории и культуры зарубежных стран, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
RATNIKOVA ALBINA RADIMiRoVNA - candidate of historical sciences, senior teacher of History and Culture of Foreign Countries Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 947
ББК 67.7:63.3(0)6:60.54
С.Н. РУБЦОВ, Д.Б. КАВЕЦКИЙ
СУДОПРОИЗВОДСТВО И ИНТЕРЕСЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП НА ТЕРРИТОРИИ ПРИАНГАРЬЯ В 1918-1919 ГОДАХ
Ключевые слова: суд, следственная комиссия, прокурорский надзор, Приангарье, Иркутская губерния, Советская власть, Временное сибирское правительство.
На основе анализа функционирования судебно-следственных учреждений Иркутской губернии в 1918-1919 гг. показано, что неизбежным результатом детерминированности судопроизводства интересами главным образом отдельных социальных групп, а не государства, является недоверие к власти со стороны широких слоёв населения, исключающее эффективное управление местной жизнедеятельностью.
S.N. RUBTSOV, D.B. KAVETSKIY LEGAL PROCEEDINGS AND INTERESTS OF SOCIAL GROUPS IN THE TERRITORY OF ANGARSKI KRAI IN 1918-1919
Key words: court, commission of inquiry, public prosecutor's supervision, Angarski Krai, Irkutsk province, Soviet power, Provisional Siberian government.
On the basis of the analysis of functioning of judicial and investigative establishments of the Irkutsk province in 1918-1919 it is shown that an inevitable consequence of determinancy of legal proceedings by interests mainly separate social groups, instead of the state, is mistrust to the power from the wide segments of the population, excluding effective management of local activity.
Бегством от юрисдикции называют эксперты одно из существенных препятствий на пути формирования в Российской Федерации современной рыночной экономики. Как отмечал в послании Федеральному Собранию президент страны, по некоторым оценкам, в настоящее время девять из десяти значимых сделок, заключённых крупными российскими компаниями, не регулируются отечественными законами. Российские бизнесмены предпочитают иностранное законодательство. В связи с этим глава государства считает необходимым «сделать привлекательной российскую юрисдикцию», предлагая «исправлять свои собственные недоработки в судебной системе, в нормотворчестве, в практике применения законов» [24].
Вместе с тем результаты изучения правоохранительной деятельности в условиях социально-экономического кризиса свидетельствуют о том, что од-