Научная статья на тему 'СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ, МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ'

СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ, МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
561
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ВНЕШНЯЯ СРЕДЫ / ФАКТОРЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МИКРОСРЕДА / МАКРОСРЕДА / ENTREPRENEURSHIP / ENVIRONMENT / FACTORS / COMPETITIVENESS / MICRO / MACRO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоркова Анна Владимировна, Фурсов Виктор Александрович, Лазарева Наталья Вячеславовна

В настоящей статье рассмотрена роль анализа внешней предпринимательской среды как инструмента, позволяющего повысить конкурентные преимущества компании и укрепить ее рыночные позиции. Авторами рассмотрена структура внешней предпринимательской среды, представляющая собой совокупность факторов прямого и косвенного воздействия, а также роль каждой её составляющей в деятельности конкретного предприятия. Также в статье определены свойства внешней среды компании. В процессе исследования были изучены и обобщены существующие методы и направления исследования внешней предпринимательской среды. Сделанные выводы подтверждены результатами анализа влияния внешней предпринимательской среды на конкретное предприятие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF THE ENTERPRISE 'S EXTERNAL BUSINESS ENVIRONMENT: CONCEPT, FACTORS, RESEARCH METHODOLOGY

This article discusses the role of analysis of the external business environment as a tool to enhance competitive advantages of the company and strengthen its market position. The author considers the structure of the external business environment, which is a set of factors of direct and indirect influence, as well as the role of each of its components in the activity of a particular enterprise. The article also defines the properties of the company 's external environment. The study examined and summarized existing methods and directions for the study of the external business environment. The conclusions are confirmed by the results of the analysis of the impact of the external business environment on a particular enterprise.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ, МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ»

5. Мурэагалина Г.М. Инструментальное сопровождение изменения культуры предпринимательства / Г.М. Мурза Галина // Инновации и инвестиции. 2017.-№ 9. - С. 134 - 139.

6. Пахомов А.П. Эмоциональные аспекты процее са принятия решений: термодинамический подход / А.П. Пахомое, Н.Е. Судьина II Экспериментальная психология. - 2013. - Т. б, - №3. - С. 31-52.

7. Ружицкая И. В., Жилина Ж. А., Абдрашитова А. И. Современные проблемы стратегического управления персоналом организации: учебное посо-

бие. - Владимир: Владимирский филиал РАНХиГС, 2019,-140 с.

8. Сметанина М.Д. К вопросу о соотношении понятий "Организационная культура" и "Корпоративная культура" / М.Д, Сметанина // Гуманитарная парадигма. -2018. -N9 3 (б) - С. 63-69.

9. Тарасова 11.Р, Ребре ндинг организации как сред ство продвижения бренда. Практика ребрендин-га / Н.ё. Тарасова, А,Л. Леонов // Экономика. Уп равление. Финансы. -2019. - N«2(16).-С. 97 102.

STRUCTURE OF THE ENTERPRISE '5 EXTERNAL BUSINESS ENVIRONMENT: CONCEPT, FACTORS, RESEARCH METHODOLOGY

Fedorkova Anna Vtadimirovna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Management arid Business, Institute of Entrepreneurship and Service Sector (branch), Don State Technical University, Shakhty

Fursov Victor A fexa dro vich, DSc ofEconomics, Professor

Lazareva Natalia Vaycheslavovna, DSc of Economics, Professor

Depatrment of Service, Technological Institute of Service (branch), Don State Technical University, Stavropol

This article discusses the role of analysis of the external business environment as a tool to enhance competitive~ advantages of the company and strengthen its market position. The author considers the structure of the external} business environment, which is a set of factors of direct and indirect influence, as well as the role of each of its components in the activity of a particular enterprise. The article also defines the properties of the company's external environment. The study examined and summarized existing methods and directions for the study of the external business environment. The conclusions are confirmed by the results of the analysis of the impact of the external business environment on a particular enterprise.

Keywords: entrepreneurship; en vironment; factors; competitiveness; micro; macro. DOI 10.24923/2222-243X.2020-35.13

О CM

о OJ

X

я

If) CO

cu z

m i

71

СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ПРЕДПРИНИМА ТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ, МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В настоящей статье рассмотрена роль анализа внешней предпринимателе кой среды как инструмента, позволяющего повысить конкурентные преимущества компании и укрепить ее рыночные позиции. Авторами рассмотрена структура внешней предпринимательской среды, представляющая собой совокупность факторов прямого и косвенного воздействия, а также роль каждой её составляющей в деятельности конкретного предприятия. Также в ста тье определены свойства внешней среды компании. В процессе исследования были изучены и обобщены существующие ме тоды и направления исследования внешней предпринимательской среды. Сделанные выводы подтверждены результатами анализа влияния внешней предпринимательской среды на кон кретное предприятие.

Ключевые слова; предпринимательство; внешняя среды; факторы; конкурентоспособность; микросреда; макросреда.

УДК 339.13.017 ВАК РФ 08.00.05

Ù Федоркова АЛ, 2020 & Фурсов В.А., 2020 t> Лазарева Н.В., 2020

Сложившаяся в стране внешняя предпринимательская среда затрудняет развитие предпринимательской деятельности, особенно е сфере малого и среднего предпринимательства, а также в сфере инноваций. Внешняя предпринимательская среда предоставляет собой сложную систему внешнего регулирования предпринимательской деятельности. В настоящее время существует ряд проблем, требующих конкретных решений; несовершенство законодательства, слабый механизм защиты потребителей, недостатки системы налогообложения, слабое развитие предпринимательской инфраструктуры и пр. С учетом этого вопросы, связанные с функционировани-

ФЕДОРКОВА Анна Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Управления и предпринимательства, Институт сферы обслуживания И предпринимательства (филиал), Донской государственный технический университет, Шахты

ФУРСОВ Виктор Александрович, доктор экономических наук, профессор

ЛАЗАРЕВА Наталья Вячеславовна, доктор экономических наук, профессор

кафедра Сервиса, Техноло гический институт сервиса (филиал), Донской государственный технический университет, Ставрополь

ем внешней предпринимательской среды, являются одной из актуальных задач экономической политики и обуславливают необходимость проведения дальнейших теоретических и практических исследований.

Предпринимательская среда, по мнению большинства авторов, представляет собой совокупность определенных факторов и условий, которые оказывают влияние на деятельность предприятия и требуют принятия управленческих решений, направленных на устранение негативного их влияния, либо адаптацию к ним [1 ].

Набор факторов предпринимательской среды и степень их влияния для каждого конкретного предприятия различен. Как правило, предприятие в процессе осуществления управленческой деятельности самостоятельно определяет какие факторы оказывают влияние на результаты его деятельности в настоящее время и в будущей перспективе. Полученные в результате проведенного анализа выводы используются в качестве основы при принятии управленческих решений. При этом первоначально проводится анализ факторов внешней предпринимательской среды, которая оказывает непосредственное влияние на внутреннюю среду предприятия. Макроокружение определяет условия существования предприятия во внешней среде. Анализу подвергаются экономические, социальные, научно-технические, демографические, культурные, законодательные, природные и политические факторы. Предприятие не может изменить внешние факторы влияния, но должно учитывать их в процессе осуществления деятельности.

Роль каждой составляющей внешней среды, по нашему мнению, целесообразно проиллюстрировать на примере конкретного предприятия - ООО "Ростовская база" Исследуемое предприятие является магазином класса люкс и осуществляет розничную торговлю осветительными приборами.

Поставщики обеспечивают предприятие необходимыми ресурсами: материальными, финансовыми, трудовыми, На рисунке 1 представлен вклад крупнейших поставщиков в общий объем поставок салона света "Семь огней".

'ООО «Сана[1ги»

I ООО «ЭКОЭЛ»

>Компания «Хрустально«; небо»

■ комнан][я «Х&Б Li^lii»

■ прочие

Рисунок 1 - Доля крупнейших поставщиков в структуре поставленных

товаров, %

Проведенный анализ позволил нам сделать вывод, что наиболее крупным поставщиком, с которым сотрудничает ООО "Ростовская торговая база", является компания "Хрустальное небо". Доля компании в общем объеме поставок составляет 23%. Однако, занимаемая ею доля рынка не позволяет занять позицию безоговорочного лидера. На долю ООО "Зкоэл", ООО "Сагарти", компании "N&B Light" приходится 18%, 15%, 14% соответственно. Такая ситуация свидетельствует о том, что в случае возникновения непредвиденных ситуаций у одного из поставщиков ООО "Ростовская торговая база" может обратиться к другим. Соответственно степень влияния поставщиков на салон света "Семь огней" - средняя.

В рамках анализа потребителей предприятию необходимо определить профиль тех, кто является покупателем продукта. Изучение потребительского спроса позволяет предприятию выбрать оптимальный с позиции восприятия потребителем товар, определить прогнозный объем продаж, степень приверженности к продукту и пр. Анализ потребителей продукции проводился аналитическим способом с помощью устного опроса покупателей, Обработка результатов исследования позволила авторам сделать следующие выводы. Основной тип клиентурного рынка, на котором работает объект исследования, приходится на физические лица {конечные покупатели). При этом большая часть из них - женщины. Средний возраст покупателей - 30-50 лет. Примерный уровень дохода от 26 до 35 тыс. обслужим««^ руб. Немаловажное значение для предприятия имеет наличие на рынке товаров-заменителей. С учетом специфики деятельности ООО "Ростовская торговая база" в качестве товаров заменителей могут рассматриваться различные типы светильников (табл. 1).

Из таблицы наглядно видны явные преимущества светодиодныхламп: низкое потребление энергии, длительный срок службы, безвредность. Однако стоимость по сравнению с товарами-заменителями относительно высока. Таким образом, уровень влияния товаров-заменителей -средний.

Таблица 1 - Сравнение товаров-заменителей предлагаемого товара

дит к кризисам и потерям. Помимо этого конкуренты представляют угрозу для предприятия в борьбе за материальные, финансовые и трудовые ресурсы. Оценка конкурентов в данном исследовании проводилась по нескольким ключевым параметрам, обеспечивающим успешное функционирование на рынке: ассортимент товаров, уровень цен, месторасположение торговой точки, ассортимент дополнительных услуг. По результатам оценки конкурентов построен многоугольник конкурентоспособности, позволяющий наглядно увидеть слабые места конкурентов (рис. 2}.

Ассортимент товаров 5

помупзтелей

О

си о си

-О X

я

т со

си г

Уровень цен

Дополнительна услуги

ООО .Ростовски торговая оа^ Магазин ик1.тротоаарое «Мегаимьт» ■ « Эне1>гона£)кет>'

ее юраспо л сменив торговой гонки

-Цеетр свет* «Лыпт» -Центр света «Окир»

V

Ё

73

Рисунок 2 Многоугольник конкурентоспособности предприятий

Параметры сравнения Тип лампы

лампа накаливания люминесцентная лампа светсщисщная лампа

Срок службы 1000-2000ч 5000-10000ч 50000-100000ч

Цена низкая средняя высокая

Объем потребляемой энергии 100Вт 20 Вт 10Вт

Безопасность безопасна содержит ртуть безопасна

Необходимость специальной утилизации - + -

Использование в условиях высокой влажности возможно не желательно возможно

Частое включение/выключение сокращает срок эксплуатации сокращает срок эксплуатации не влияет на срок эксплуатации

Мерцание - + -

Нагрев 120С 60С зос

Нельзя не отметить достаточно весомое влияние на деятельность предприятия внешней конкурентной среды. Часто именно конкуренты, а не потребители определяют какие продукты можно продать, и какую цену при этом необходимо установить. Недостаточное внимание кдеятельности конкурентов приво-

Слабыми местами в деятельности ООО "Ростовская торговая база" относительно лидера являются: ассортимент товаров, уровень цен, месторасположение торговой точки.

Итоги анализа факторов внешней предпринимательской микросреды ООО "Ростовская торговая база" сведены в таблицу 2,

Среда косвенного воздействия объединяет в себе экономику, международную деятельность, политические, экономические, социокультурные, демографические, природные, научно-технические факторы. Макросреда характеризуется большей степенью сложности, чем микросреда. Как правило, ее анализ проводится в условиях отсутствия или недостаточности информации об её факторах.

Таблица 2 - Влияние факторов внешней предпринимательской среды

Фактор Проявление фактора Степень влияния

Конкуренты Основные конкуренты: центр света «Лампус», магазин электротоваров «Мегавольт», центр света «Спектр», «Энергомаркет». Высокая

Товары-заменители Лампы накаливания, люминесцентные лампы Средняя

Покупатели Физические лица (конечные покупатели) в возрасте от 30 до 50 лет, с уровнем дохода от 26 до 35 тыс. руб. Высокая

Поставщики Налаженные связи с поставщиками: компания «Хрустальное небо», ООО «Экоэл», ООО «Сагарти», компания «№В Ыд№ Средняя

В процессе проведения анализа внешней среды следует особое внимание направить на анализ рынка, конкуренции и технологий. На основе информационных источников в таблице 3 представлены наиболее распространенные методы анализа [4].

Таблица 3 - Методический инструментарий определения состояния предпринимательской среды

Методика Авторы Используемые индикаторы

Regional Risk Rating in Russia Экономический департамент Банка Австрии Рейтинг регионов

Комплексная оценка инвестиционной привлекательности регионов А. Шахназаров, И. Ройзман, И. Гришина Количественные

Индекс Качества условий для малого и среднего бизнеса МСП банка Количественные и качественные

Метод экспертных оценок А.Н. Асаул, X.C. Абаев, Д А. Гордеев Показатели внешней и внутренней среды

Многокритериальная оценка совокупности факторов, воздействующих на региональный предпринимательский климат E.H. Белкина, K.P. Мусаева, М.М. Адашев Экономические, политические, правовые, научно-технические, экологические, природно-географические, социально культурные и др.

Таблица 4 - PEST-анализ факторов макросреды ООО "Ростовская торговая база"

Группа факторов Степень влияния Проявление

Экономические

- процентные ставки по кредитам высокое негативное повышение процентных ставок по кредитам отрицательно скажется на платежеспособности покупателей

- инфляция высокое негативное повышение цен повысит закупочные цены и снизит спрос на световую продукцию

- рост ценна энергоресурсы низкое позитивное увеличение цен на электроэнергию повысит спрос на светодиодные лампы

- снижение стоимости рубля низкое негативное увеличит цены на импортную продукцию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Политические

- стабильное политическое положение низкое позитивное возможность расширения видов деятельности

- изменения в законодательстве связанном с энергосбережением высокое позитивное рост спроса на светодиодную продукцию

Социальные

- рост благосостояния населения низкое позитивное увеличение спроса на осветительную продукцию премиум сегмента

Технологические

- новые разработки в сфере производства осветительной продукции высокое позитивное Появление новых осветительных технологий, снижение стоимости светодиодных ламп

На практике для получения достоверной информации применяются несколько видов

анализа одновременно. Помимо вышеперечисленных, чаще всего применяются также SWOT-анализ, PEST-анализ, модель "пять сил Портера". Разновидностью анализа, позволяющего более широко исследовать внешнее окружение предприятия, является PEST-ана-лиз. Аббревиатура представляет собой совокупность факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия: политических (Р), экономических (Е), социальных (S), технологических СП* Оценка воздействия внешней предпринимательской среды с помощью Р£5Т-анализа может осуществляться с использованием двух вариантов: простая четырехпольная матрица PEST-анализа; табличная форма STEP-анализа [1].

Каждый вариант имеет как преимущества, так и недостатки. Выбор конкретного из них обусловливается целью анализа и степенью готовности экспертов. Метод PEST (5ТЕР)-анализа дает максимальные результаты & случае регулярного проведения: осуществляется фиксация показателей динамики анализируемых факторов и оценивается их влияние на деятельность предприятия. В результате строится модель реакции предприятия на совокупность факторов предпринимательской среды, позволяющая принимать дальнейшие рыночные решения предприятия [3].

Результаты оценка воздействия факторов макросреды на деятельность ООО "Ростовская торговая база" с использованием метода PEST-анализа представлены в таблице 4 (см, выше).

По итогам проведенного PEST-анализа факторов макросреды ООО "Ростовская торговая база" можно сделать вывод, что на деятельность салона наиболее значительное оказывают влияние следующие факторы:

■ Изменения е законодательстве, связанном с применением энергосберегающих технологий, повлекут за собой рост спроса на светодиодную продукцию.

• Появление новых разработок в сфере производства осветительной продукции будет способствовать появлению новых осветительных технологий, снижению стоимости светодиодных ламп.

■ Повышение процентных ставок по кредитам отрицательно скажется на платежеспособности покупателей,

В заключение необходимо отметить, что внешняя предпринимательская среда имеет свою структуру и компоненты, оказывает воздействие на все аспекты деятельности предприятия, а ее исследование позволяет собрать необходимую планово-прогнозную информацию, выявить сильные и слабые стороны предприятия, оценить существующие возможности и угрозы.

Литература:

1. Корнеева Е.8., Корень A.B. Факторы, влияющие и а предпринимательскую активность региона П Современные проблемы науки и образования. -2014. - №6. Режим доступа. URL: https://www.$cience-education.m/ru/articie/vjew?id=,16832 (дата обра щения: 04.03.2020).

2. Новикова У, И., Чернышёва Н. И., Колесникова Т. П. Оценка влияния факторов внешней среды на формирование и дальнейшее развитие промышленных и потребительских брендов в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2011. N"2.1.1. -С. 126-130.

3. Петраков М.А. Основные характеристики современных условий предпринимательской среды и Российской Федерации // Молодой ученый. -2010. - №11.-1.1. -С. 151-154.

А. Плешакова M.S., Плешаков Г Г. Анализ направ лений развития существующих методик и системы индикаторов состояния предпринимателе кой среды на мезоуровне с учетом ценностного подхода // Вестник Алтайской академии экономики и права.- 2018,- №5,- С.203-211; URL: https:/ / ww w. vaa e !. ш/ г ц/а rti с le/'vie w? id=109 {да та об ра ще - ; ниж 17.03.2020).

О CU о OJ

-О X

я

m со

си Z

TRA NSrORMA T/OA/ INTO A CASHLESS SOCIETY AS A CURRENT ISSUE OF THE MODERN WORLD Fers man Natalia Gennadievna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, institute of Humanities Pod'on ova Polin a Denisovna, student, institute of industrial Management, Economics and Trade Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg

Digitalization of development of the society makes it necessary to reorganize a lot of social systems, including financial system. The article is devoted to the problem of influence of the phenomenon known as financial abstraction on future generation's lives mid the economy in genera/ The paper analyses changes in psychological perception of money and behavioral skills of people in the context of technology development and moving to a cashless society. The steps to improve financial awareness of the youth in different countries are observed,

Keymords; cashless society; digitalization; financial abstraction; behavioral economics; consumer psychology; financial awareness.

i

75

00! 10.24923/2222-243Х.2020-35.14

ПЕРЕХОД К БЕЗНАЛИЧНОМУ ОБЩЕСТВУ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА

Цифровизация развития общес тва на современном этапе диктует необходимость реорганизации многих социальных систем, в том числе финансовой. Статья посвящена проблеме влияния такого феномена современности, как финансовая абстракция, на жизнь будущих поколений и на мировую экономику в целом. Рассматриваются изменения в психологическом восприятии денег и поведенческих навыков людей в контексте развития цифровых технологий и перехода к безналичному обществу. Исследуются меры, которые применяются для повышения финансовой грамотности молодежи в разных странах.

Ключевые слова; безналичное общество; цифровизация систем; финансовая абстракция; поведенческая экономика; психология потребителей; финансовая грамотность.

Растущая с каждым днем цифровизация мировой экономики меняет производство, пути распространения и продажу товаров по всему земному шару. Вместе с этой трансформацией в жизнь каждого потребителя проникли электронные платежи, цифровые плат-

УДК 304.2 ВАК РФ 08.00.01

& ФерсманН.Г., 2020 & Родионова ЯД, 2020

ФЕРСМАН Наталия Геннадиевна, кандидат педагогических наук, доцент, Гуманитарный институт

РОДИОНОВА Полина Денисовна, студентка, Институ т промышленного менеджмента, экономики и торговли

Саикт-Пе тербургский политехнический университет Петра Великого, Санк Т-Пе гербург

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.