УДК 338.2
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕТИ КАФЕ-КОНДИТЕРСКИХ Крымов Сергей Михайлович, профессор, д.э.н.
Корюкина Ольга Васильевна, студент Олейник Ольга Сергеевна, студент
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Данная статья посвящена стратегическому анализу кондитерской «Сладкоежка». Проведен анализ факторов внешней и внутренней среды компании, а также групповой конкурентный анализ. По результатам исследований сделаны выводы и предложены рекомендации по развитию предприятия.
Ключевые слова: стратегический анализ, факторы, конкурентоспособность, потребители, кондитерская.
Объектом исследования является предприятие «Сладкоежка» - это уникальная постоянно развивающаяся сеть кафе-кондитерских.
Цель работы - выявление стратегических факторов развития кондитерской «Сладкоежка». Достижение этой цели позволит предприятию упрочить позиции на рынке мучных и кондитерских изделий в России, что определяет научно-практическую значимость и актуальность исследования.
Одним из наиболее распространенных способов анализа внешней среды и внутреннего состояния является SWOT-анализ - выделение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз [1-9].
Таблица 1 - SWOT-анализ кондитерской, часть 1
Внешние Оценка О, Вес W, Взвешенная оценка
факторы баллы доли 1 С = OxW
1. Возможности
Лидирующие позиции на 4 0,2 0,8
рынке
Реакция потребителей на 4 0,05 0,2
промо-скидки
Расширение сети кафе 5 0,2 1
Наличие и доступность по-
ставщиков 4 0,1 0,4
2. Угрозы
Сильные позиции основного
конкурента на рынке 4 0,2 0,8
Агрессивная ценовая полити-
ки конкурентов 4 0,1 0,4
Нестабильность рынка 3 0,05 0,15
Снижение платежеспособно-
го спроса 4 0,1 0,4
Суммарная оценка - 1 4,15
Анализ внешней среды - получение информации об окружении в целом и об экономическом положении данного предприятия. Он предполагает изучение следующих факторов: экономики и политики страны, технологий, законодательства, конкурентов, покупателей, науки, поставщиков, инфраструктуры. В табл. 1 представлены факторы внешней среды, которые оказывают наибольшее влияние на предприятие «Сладкоежка».
Возможностями для компании станут расширение сети, что повысит узнаваемость бренда, и наличие постоянных поставщиков, которые будут предоставлять сырье лучшего качества, по самой выгодной цене, в нужном количестве и в нужное время. На предприятие также положительно влияют и различные промо-скидки для посетителей, так как привлекут новых посетителей и сохранят уже существующих клиентов.
Однако, угрозой для предприятия «Сладкоежка» является высокий уровень конкуренции. Количество игроков на данном рынке постоянно возрастает, темп роста рынка замедляющийся, но растущий. Товар стандартизирован по ключевым свойствам. Но решением является создание уникальной продукции, что станет преимуществом компании среди конкурентов.
Внутренняя среда предприятия - часть общей среды, находящаяся в рамках предприятия. Она оказывает постоянное влияние и непосредственно воздействует на функционирование предприятия. Внутренняя среда имеет несколько срезов. Они включают набор ключевых процессов и элементов организации, определяющих состояние потенциала и возможностей, которыми располагает предприятие. Рассмотрим эти факторы на примере предприятия «Сладкоежка» (табл. 2).
Таблица 2 - SWOT-анализ кондитерской, часть 2
Внутренние Оценка О, Вес W, Взвешенная оценка
факторы баллы Доли 1 С=OxW
1. Сильные стороны
Квалифицированный персо- 5 0,1 0,5
нал
Широта ассортимента 4 0,2 0,8
Программы стимулирования 4 0,1 0,4
Дополнительные услуги 3 0,05 0,15
Система коммуникаций 2 0,05 0,1
2. Слабые стороны
Использование инноваций 4 0,1 0,4
Рост цен на продукцию 3 0,05 0,15
Отсутствие активной реклам- 2 0,1 0,2
ной деятельности
Качество сырья 3 0,25 0,75
Суммарная оценка - 1 3,45
Анализа внутренней среды показал. Предприятие «Сладкоежка» является конкурентоспособным и обладает рядом преимуществ. Сильными сто-
ронами компании являются высококвалифицированный персонал, так как для него проводят различные программы по повышению квалификации. Широта ассортимента также является преимуществом компании, и это преимущество следует закрепить и развивать, расширяя ассортимент, создавая уникальный продукт, который отличался бы от своих конкурентов.
Слабыми сторонами является использование инноваций. Предприятие должно внедрить новые технологии для приготовления продукции, что улучшит качество самой продукции. Хорошее качество продукции и совершенствование уровня обслуживания упрочит позицию предприятия на рынке кондитерских изделий, повысит узнаваемость и лояльность к бренду конечных потребителей.
Таблица 3 - РББТ-анализ кондитерской
Факторы Средняя оценка Направленность влияния Весовой коэффициент Взвешенная оценка
Политические:
1. Обеспечение госу-
дарственной поддержки развитию малого бизнеса 4,0 + 0,187
2. Гос. регулирование конкуренции 3,3 — -0,111 -0,180
3. Регулирующие органы и нормы 3,0 — -0,100
4. Рост пошлин на ввозимое сырье 2,3 — -0,156
Экономические:
1.Экономическая ситуация в стране 3,3 — -0,200
2.Высокий уровень конкуренции на рынке 2,3 — -0,109 -0,778
3.Уровень инфляции 3,7 — -0,269
4.Волатильность рубля 3,3 — -0,200
Социокультурные:
1.Мода на ЗОЖ 4,3 — -0,289
2. Социальная мобильность 4,0 + 0,320 0,349
3. «Любовь к сладкому» у потребителей 4,3 + 0,318
"ехнологические:
1. Совершенствование производства 4,7 + 0,436
2.БММ-продвижение 4,7 + 0,404 1,678
3.Сайт 5,0 + 0,433
4.Контроль качества 4,3 + 0,404
Итого: 56,7 - 1,069
Немаловажным является и SMM-продвижение, так как у компании отсутствует активная рекламная политика. Это будет наиболее актуальным и малобюджетным направлением коммуникационной политики.
Любое успешное стратегическое планирование строится также на глубоком анализе маркетинговой макросреды рынка. Один из популярных инструментов анализа - PEST-анализ (таблица 3) [10-19].
Суммарная оценка составляет 1,069, что указывает на благоприятные условия внешней среды.
Исходя из результатов PEST-анализа видно, что ряд экономических факторов наиболее отрицательно влияют на развитие предприятия. Угрозу для предприятия также несут и политические факторы, так как наблюдается постоянный контроль за качеством продукции со стороны регулирующих органов.
Технологические и социокультурные факторы благоприятно действуют на развитие предприятия. А именно продвижение через Интернет, в частности SMM-продвижение. Также положительно влияют на развитие предприятия совершенствование производства, контроль качества, мода на здоровый образ жизни и социальная мобильность [20-25].
Одной из основных задач предприятия является достижение преимущества над конкурентами. Для этого используется групповой конкурентный анализ - изучение предприятий, конкурирующих на сходной основе [2630]. Этот метод заключается в выделении стратегических групп, имеющих сопоставимые позиции по различным характеристикам организаций одной отрасли - выпускаемым товарам, каналам сбыта, размером рыночного сегмента.
На рисунке 1 представлена позиционная карта конкурентов кондитерской, в которой учитывались наиболее значимые факторы - цена и качество изготавливаемой продукции.
Главным конкурентом и рыночным лидером является кондитерская «Север». Продукция этого предприятия обладает лучшим качеством и реализуется по самой выгодной цене. Затем следуют кондитерские «Буше» и «Вольчека». Качество их продукции уступает качеству основного конкурента.
Конкуренция между производителями мучных и кондитерских изделий высокая, так как ассортимент кондитерского рынка невелик, но объемы продаж повышаются. Структура реализации продукции очень дифференцирована, не сбалансирована и далека от совершенства. Это объясняется платежеспособным спросом и недостаточно грамотной сбытовой политикой предприятий производителей.
Рисунок 1 - Позиционная карта конкурентов: 1 - «Север», рыночный лидер; 2 - «Буше»; 3 - «Вольчека»; 4 - «Сладкоежка».
Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы.
1. Положение кондитерской «Сладкоежка» на рынке мучных и кондитерских изделий стабильно.
2. Внешние и внутренние факторы оказывают благоприятные условия на развитие предприятия.
3. Сильными сторонами компании являются широта ассортимента и высококвалифицированный персонал.
4. Слабыми сторонами являются использование предприятием инноваций и качество изготавливаемой продукции.
Для повышения своей конкурентоспособности компания «Сладкоежка» должна увеличить свои производственные мощности, развить сети и каналы реализации продукции, расширить свой ассортимент, создать уникальную продукцию и проводить различные рекламные кампании. Это даст возможность ООО «Сладкоежка» усилить позиции, приблизится к лидеру кондитерского рынка.
Список литературы
1. Сладкоежка: официальный сайт. - https://sladkoezka.com.ru/
2. Красюк И. А., Казакова Л.В. Особенности использования модели Кано для оценки качества предоставляемых услуг в розничной торговле //Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2015. № 2 (10). С. 5-17.
3. Левенцов В.А. Анализ современных форм и особенностей развития стратегических альянсов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 5 (23). С. 85-92.
4. Месхи Б.Ч., Красюк И. А., Иванов В.Ю. Контроллинг как инструмент развития и управления производственными процессами предприятий сферы услуг и промышленности: монография. Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2013. - 133 с.
5. Левенцов В. А., Радаев А.Е., Николаевский Н.Н. Аспекты концепции «Индустрия 4.0» в части проектирования производственных процессов // Научно-технические ведомости СПбПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10. № 1. С. 19-31.
6. Evaluating the Efficiency of Investments in Mobile Telecommunication Systems Development/T. Nekrasova, V. Leventsov, E. Axionova //Lecture Notes in Computer Science. 2016, No. 9870 LNCS. PP. 741-751.
7. Красюк И.А., Бахарев В.В., Медведева Ю.Ю. Инновационные решения в розничной торговле //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 3 (21). - С. 32-38.
8. Радаев А.Е., Левенцов В.А. Системы поэтапного имитационного моделирования производственных процессов // Организатор производства. 2011. Т. 50. № 3. С. 30-33.
9. Дудаков Г.С. Основные тенденции развития на рынке продуктового ритейла // В сборнике «Лучшая научно-исследовательская работа 2016»; сборник статей победителей V Международного научно-практического конкурса. Пенза, 2016. - С. 142-147.
10. Красюк И.А., Кхалаф К.З., Худик Д.Д. Влияние инновационного маркетинга на организацию и формат торговли //Практический маркетинг. 2017. № 5 (243). С. 15-20.
11. Глухов В.В., Балашова Е.С. Организация производства. Бережливое производство /Учебное пособие. Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического университета, 2007. - 238 с.
12. Сулоева С.Б., Муханова Н.В. Контроллинг: учеб. пособие. СПб.: Изд-во Поли-техн. Ун-та, 2002. - 96 с.
13. Красюк И. А., Медведева Ю. Ю. Роль СТМ в снижении потребительских рисков в условиях импортозамещения //Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-2 (59-2). С. 692-696.
14. Дудакова И.А. Маркетинг формирования и развития региональной инфраструктуры розничной торговли на примере городов (теория, методология, практика): авто-реф. дисс. докт. экон. наук; ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет» (РИНХ). Ростов-на-Дону, 2011. 50 с.
15. Krasyuk I.A., Bakharev V.V., Medvedeva Y.Y. Sector specific features of innovative development in the Russian economy//SHS Web of Conferences 35, 01052 (2017) DOI: 10.1051/shsconf/20173501052. ICIE-2017.
16. Krasyuk I.A., Kirillova T.V., Kozlova N.A. Network technologies as innovative solution in commodity circulation//SHS Web of Conferences 35, 01055.
17. Дзюбенко И.Б., Левенцов В.А., Левенцов А.Н. Финансовое управление развитием экономических систем: монография. Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2015. 242 с.
18. Левенцов В. А. Стратегические альянсы как форма институционализации реляционных отношений // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 5 (23). С. 80-84.
19. Сулоева С.Б., Муханова Н.В. Контроллинг: учеб. пособие; 3-е изд., исправл. и доп. СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2009. 96 с.
20. Красюк И.А., Кхалаф К.З., Худик Д.Д. Инновации в сетевой торговле как инструмент формирования конкурентных преимуществ // Практический маркетинг. 2017. № 2-1 (240). С 54-60.
21. Krasyuk I.A., Krymov S.M., Medvedeva Y.Y., Chernisheva A.M., Lashko S.I. Marketing Management in Retail Chains // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. vol. 15. № 12. pp. 83-91.
22. Zolotukhina E.B., Bakharev V.V., Kapustina I.V., Novikov S.V., Lygina N.I. Sales management of the chain retail establishments // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Т. 15. № 11. С. 19-27.
23. Красюк И. А., Кхалаф К.З., Худик Д. Д. Влияние инновационного маркетинга на организацию и формат торговли //Практический маркетинг. 2017. № 5 (243). С. 15-20.
24. Красюк И.А., Кузнецов Н.Г., Медведева Ю.Ю., Степченко Т.С., Федько В.П. Маркетинг в торговле. Ростов-на-Дону, 2013. 295с.
25. Красюк И. А. Научно-практические основы организации розничной торговой сети в регионах// Экономика и предпринимательство. 2013. № 8 (37). С. 632-635.
26. Дудакова И. А. Маркетинговый аспект региональной инфраструктуры розничной торговли //Маркетинг. 2010. № 6. С. 76-91.
27. Глухов В.В., Звагельский В.Ф. Особенности функционирования промышленности в условиях открытой экономики //Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Экономические науки». 2012. № 2-1 (144). С. 7-12.
28. Алетдинова А.А. Методология управления инновациями в промышленности: монография/А.А. Алетдинова, А.В. Бабкин, Е.А. Мильская. Санкт-Петербург, 2013. 285с.
29. Дудакова И.А., Гладкова Ю.В. Инновационное развитие сферы услуг как основа построения сервисной экономики //Вестник Донского государственного технического университета. 2010. Т. 10. № 6 (49). С. 937-947.
30. Мильская Е.А. Теория и методология стратегического управления деятельностью инновационно-активных предприятий: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Санкт-Петербург, 2012. 33 с.
Krymov Sergey, Professor, doctor of economic Sciences
Koryukina Olga, student (e-mail: [email protected])
Oleinik Olga, student (e-mail: [email protected])
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. St. Petersburg
STRATEGIC ANALYSIS OF A NETWORK OF CAFE-CONFECTIONERY
Abstract. This article is devoted to the strategic analysis of the confectionery "sweet
Tooth". The analysis of factors of external and internal environment of the company, as
well as group competitive analysis. According to the results of the research conclusions
and recommendations on the development of the enterprise.
Keywords. Strategic analysis, factors, competitiveness, consumers, confectionery.