СТРУКТУРА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ ПО МИНИ-ФУТБОЛУ
Юсупов Р.С.
Юсупов Равшанбек Собиржанович - старший преподаватель, кафедра социально-гуманитарных дисциплин, Алмалыкский филиал Национальный исследовательский технологический университет Московский институт стали и сплавов, г. Алмалык, Республика Узбекистан
Аннотация: разработана структура учебно-тренировочного процесса студенческой команды по мини-футболу, основанная на системном интегративном планировании подготовительного, соревновательного и переходного периодов с учетом графика профессионального обучения.
Ключевые слова: мини-футбол, структура, учебно-тренировочный процесс, студенты.
Современное профессиональное образование нацелено на подготовку специалистов, у которых сочетается разносторонняя образованность с крепким здоровьем, специальная профессиональная готовность с высоким уровнем культуры, умственная и физическая работоспособность со здоровым стилем жизнедеятельности. По мнению ряда ученых, для эффективного использования ценностей физической культуры и спорта в целях преодоления кризисной ситуации необходимо обеспечить многообразие форм и вариативность содержания физического воспитания, позволяющих организовывать двигательную активность студента сообразно его ценностным ориентациям, интересам, потребностям. В качестве оптимальных средств оздоровительно-кондиционной тренировки, способных оказать комплексное воздействие на организм занимающихся, в частности на их функциональное состояние и психическую сферу, рекомендованы занятия мини-футболом в рамках общероссийского проекта «Мини-футбол - в вузы» [1, 2].
Привлекательность этого вида спорта характеризуется многими обстоятельствами, среди которых специалисты выделяют разнообразие примеров игры с возникновением бесчисленных комбинаций, широкие возможности для единоборств с проявлением силы, ловкости, выносливости. Как серьезный положительный фактор отмечается интенсивное воспитание спортсменов, направленное на развитие их находчивости, самостоятельного творчества, на реализацию собственных идей в интересах всей команды.
Формирование учебно-тренировочных групп по мини-футболу необходимо проводить с учетом уровней морфофункциональной, физической и технической подготовленности студентов, опираясь на разработанную интегральную шкалу перспективности. В соответствии с выявленными уровнями следует разработать структуру тренировки для каждого игрока индивидуальную траекторию освоения игры в мини-футбол, где предусмотреть прохождение этапов пропедевтического (или вводного курса для всех), начальной подготовки (для менее подготовленных), учебно-тренировочного и спортивного совершенствования.
При проектировании структуры учебно-тренировочного процесса целесообразно ориентироваться на график основного обучения так, чтобы циклы подготовительного, соревновательного и переходного периодов совпадали с соответствующими по интенсивности учебной нагрузки циклами профессионального обучения и каникулярным временем. Это позволит выделить в нем периоды интенсивных (ударных), ординарных, поддерживающих и восстанавливающих нагрузок для развития ведущих (скоростно-силовые, специальная выносливость) и
компенсирующих двигательных способностей, необходимых для освоения игры в мини-футбол.
При планировании годичного цикла занятий целесообразно:
- выявить мотивы и интересы к игре в мини-футбол, определить индивидуальные цели студентов в достижении физического совершенствования в процессе занятий мини-футболом;
- разработать формы контроля за качеством усвоения теоретического и практического материала, выделение доминантной в освоении техники и тактики игры;
-разработать систему самостоятельных тренировочных занятий для ускорения процесса обучения;
- разработать систему основных учебных заданий (содержание обучения) для развития ведущих и компенсирующих двигательных способностей.
При разработке содержания тренировочного занятия для решения задач тренировочного процесса целесообразно использовать следующие средства:
- средства подготовки без мяча для развития основных физических качеств;
- средства подготовки с мячом, направленные на совершенствование технико-тактических действий:
а) упражнения с «катящимся» и «летящим» мячом в парах и группах при «активно» действующем сопернике;
б) игровые упражнения по правилам мини-футбола с ограничениями и без ограничений;
в) атакующие и оборонительные действия на площадках уменьшенных размеров по правилам мини-футбола с ограничениями и без ограничений;
г) двусторонние игры на площадках уменьшенных размеров в двух неравноценных составах с ограничениями и без ограничений;
- игровые упражнений с постановкой определенной задачи перед игроками (наигрывание комбинаций, выход на свободное место при тактическом маневре, своевременно перестроиться из атаки в оборону).
При планировании содержания самостоятельных занятий необходимо использовать приоритетные задания для развития специальной выносливости. Среди них:
- упражнения, совершенствующие быстрые атаки;
- упражнения на совершенствование контроля над мячом; упражнения, направленные на совершенствование позиционных атак;
- упражнения, совершенствующие выполнение технико-тактических навыков при единоборствах.
Проблема организации и подготовки студенческих команд по мини-футболу разработана недостаточно. Информация, накопленная в сфере классического футбола и при подготовке профессиональных игроков в мини-футбол, мало связана с практикой вузовского обучения. Данные о состоянии здоровья, особенностях двигательной и физической подготовленности студентов, предпочитающих углубленные занятия мини-футболом, не систематизированы и не реализованы в отработанных технологиях первоначального отбора и спортивной тренировки. Недостаточность научно-методических положений и рекомендаций актуализирует необходимость разработки, обоснования и внедрения структуры подготовки студенческой команды по мини-футболу в годичном цикле профессионального обучения.
Применение в учебном году разработанной структуры и содержания подготовки студенческой команды по мини-футболу привело:
- к достоверному приросту результатов в показателях функционального состояния организма, физической и спортивно-технической подготовленности студентов (р < 0,05);
- - к повышению активности в процессе регулярной тренировочной деятельности и в организации самостоятельных тренировок для коррекции технической и физической подготовленности.
Список литературы
1. Лисенчук Г.А. Направления дальнейшего совершенствования технологии управления в футболе Текст. / Г.А. Лисенчук // Олимпийский спорт и спорт для всех: Тез. докл. IX Междунгар. науч. конгр. Киев, 2004. С. 380.
2. Малетина Е.Б. Актуализация физического воспитания студентов как фактор сохранения их здоровья Текст: автореф. дис., канд. пед. наук / Е.Б. Малетина. Челябинск, 2004. 21 с.
КОРРЕКЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ СТОМАТОЛОГОВ С ПОМОЩЬЮ ФИЗИЧЕСКИХ
УПРАЖНЕНИЙ
1 2 Каримов В.В. , Рузибоев Ш.Х.
1Каримов Валерий Валерьевич - старший преподаватель; 2Рузибоев Шерзод Хурсанович - ассистент, кафедра общественного здоровья, управления здравоохранением и физической культуры, Ташкентский государственный стоматологический институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: специальность врача-стоматолога играет значительную роль в развитии тех или иных профессиональных заболеваний. В статье авторы предлагают ряд физических упражнений, а также мини-комплекс для коррекции профессиональных заболеваний у стоматологов.
Ключевые слова: врач-стоматолог, профессиональные заболевания, физические упражнения, гимнастический мини-комплекс.
Несмотря на совершенствование условий труда и на развитие современной эргономики, профессиональные заболевания среди врачей остаются актуальными. В условиях реализации национального проекта «Здоровье» важными являются не только государственные меры профилактики, но и индивидуальная профилактика профессиональных заболеваний среди врачей, в частности стоматологов, работа которых сопровождается физическими, токсическими, химическими вредностями наряду с постоянным психо-эмоциональным напряжением. Это и определило актуальность нашей статьи.
Заболевания опорно-двигательного аппарата встречаются в 80% случаев, поражение остеохондрозом сочетается с искривлением позвоночника и заболеваниями суставов в 35% и мышц в 20%. Жалобы неврологического характера предъявляет 45% опрошенных; на повышенную утомляемость жалуется 48,7%, на раздражительность - 24%. Заболевания ЖКТ имеет 41 % опрошенных: это гастриты, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, холециститы. Кожные заболевания встречаются в 23%: это контактные аллергозы - 25%, дерматиты — 24,3%. Лор-болезни - 28%, патология горла - 28% - встречается чаще, чем носа - 22,0%. Заболеваниями органов дыхания страдают всего 18% опрошенных.
Специальность врача-стоматолога играет значительную роль в развитии тех или иных профессиональных заболеваний. Наиболее типичными факторами, влияющими на возникновение и развитие профессиональных заболеваний, являются: наличие производственной пыли; физические факторы (вибрация, шум); химические факторы (острые и хронические интоксикации); биологические факторы; перенапряжение отдельных органов и систем; наличие бактериального аэрозоля.
Приведенная цитата показывает и основные направления для восстановления здоровья - опорно-двигательный аппарат, психологический статус; пищеварительная,
63