VOLUNTEER MOVEMENT IN THE YOUTH ENVIRONMENT: CURRENT SITUATION AND PROSPECTS
А.У. Sycheva
This article is devoted to the development of volunteerism among young people. There were analyzed the methodological traditions in the study of volunteering, the experience of volunteer movement management and prospects of its development. The article presents the results of the sociological research of volunteer movement in Tula region.
Кy words: volunteer movement, volunteer, volunteer activities, youth volunteerism, motivation, activity.
Sycheva Anastasiya Vladimirovna, post-graduate student, dobro71@,list.ru, Russia, Tula, Tula State University.
УДК 316.45
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНЧЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ КОМАНДЫ
А.А. Харламов, В.А. Ермаков, М.В. Грязев
Представлен анализ структуры планирования учебно-тренировочного процесса в студенческой команде по мини-футболу; рассмотрено содержание элементов структуры в зависимости от цели этапа спортивной подготовки и с учетом этапа освоения студентами профессиональной образовательной программой.
Ключевые слова: студенческая команда по мини-футболу, планирование учебно-тренировочного процесса, соотношение средств подготовки.
В отечественной педагогике в целом и в методике физического воспитания в частности принята позиция, согласно которой педагогическое проектирование состоит в том, чтобы задавать предположительные варианты предстоящей совместной деятельности педагога и воспитанника по созданию условий для саморазвития личности, и прогнозировать ее результаты и эффекты.
При рассмотрении вопросов обучения, воспитания и спортивной тренировки человека обычно исходят из того, что это целенаправленные процесс, где цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему для того, чтобы внешнее (объективное) становилось достоянием внутреннего (субъективного), переводилось в область сознания человека и находило свое выражение в результатах дальнейшего поведения и деятельности [1, 2]. Согласно этому представлению категория цели изначально выражает некоторое долженствование, некоторый проект того, к чему стремится человек, что следует осуществить.
Цель, которую ставит общество в сфере воспитания, представляет собой мысленное прогнозирование того, каким должен стать человек, на которого направлен процесс воспитания. В этом смысле многие педагоги под целью воспитания видят те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы [4, 5].
Цель разрабатываемого нами проекта - комплексное решение проблемы двигательной активности, укрепления здоровья и приобщения студенческой молодежи к занятиям избранным видом спорта, направленная подготовка к осуществлению физического совершенствования как необходимой базы физической подготовленности и работоспособности для будущей общественно полезной профессиональной деятельности.
Таблица 1
Структура многолетнего процесса обучения и тренировки игроков студенческой команды
Наименование, задачи этапа подготовки Контролируемые показатели
Пропедевтический (1 семестр): - первоначальный отбор студентов в команды; - адаптация игроков к условиям обучения в вузе, напряженности учебно-тренировочного процесса; - введение в соревновательную деятельность Двигательная и физическая подготовленность, мотивационная сфера.
Начальной подготовки (2 семестр): - повышение обшей и специальной физической подготовленности, - освоение базовых приемов техники и тактики игры; - формирование устойчивой мотивации к соревновательной деятельности Скоростно-силовая подготовленность. Техника игры. Мотивационная сфера.
Учебно-тренировочный (3, 4, 5 семестры): -формирование установки приоритета командных и групповых тактических действий; - овладение групповыми и командными тактическими действиями; -совершенствование качества индивидуальной технико-тактической подготовленности; - полноценное участие в соревнованиях разного ранга, проявление в них настойчивости и упорства, достаточного уровня готовности к успешному ведению борьбы. Тактические схемы игры. Нормативы по технике игры. Динамика физической подготовленности. Инициативное участие в игре.
Спортивного совершенствования (6, 7, 8 семестры): - овладение умением самостоятельной тренировки с разными заданиями; - подготовка к самореализации в базовых компонентах игры; - достижение стабильности в разных компонентах игры в условиях соревновательной деятельности; - достижение пика карьеры как игрока команды. Результаты самотренировки. Инициативное ведение игры. Спортивные результаты.
Неоднократно было показано, что для того чтобы цель вызывала активные действия, она должна быть связана с историей человека и в то же время, опираясь на прошлое и учитывая настоящее, была способна решать проблемы будущего, обеспечивая в изложенной преемственности прогрессивное развитие человека и общества. Поэтому, намечая стратегическую цель спортивного и физического совершенствования студентов в процессе занятий мини-футболом, мы ориентировались как на наличные, реальные ресурсы, так и на будущее развитие учебно-тренировочного процесса. Для конкретизации поставленной цели нам необходимо было, во-первых, наметить этапы ее достижения и, во-вторых, разработать для каждого этапа реальные задачи, объективирующие ее содержание (табл. 1).
Центральной задачей проектируемого нами учебно-тренировочного процесса является формирование у студентов навыков сознательного выбора приоритетов в достижении гармонии с собой и миром, обостренного чувства необходимости приобщения к ценностям физической культуры и спорта. Важно было также сформировать общественное понимание и осмысление феноменов самоценности двигательной активности, спортивной тренировки как базовых составляющих здорового стиля жизнедеятельности, сущность которых состоит не только в обеспечении физического совершенствования, но в развитии эмоционально-чувственных, нравственно-духовных отношений к себе и окружающим.
Таблица 2
Структура учебно-тренировочного процесса студенческой команды по мини-футболу на учебный год
Макроцикл, мезоциклы, микроциклы, годовой календарь
VIII IX X XI XII I II III IV V VI VII
Годовой макроцикл
Осенний семестровый мезоцикл Весенний семестровый мезоцикл Восстан период
Подготовит. период Соревновательный период Переходный период
Обще подго- тови- тель- ный мик- роцикл Спе- циаль- но- подго- тови- тель- ный микро ро- цикл Подво- дящий микро цикл Сорев- нова- тельный микро- цикл Под- дер- жива- ющий мик- роцикл Подво- дящий микро- цикл Сорев- нова- тель- ный микро цикл Под- держи- вающий микро цикл Восстанови- тельно- поддержи- вающий микроцикл
Последовательное решение представленных задач и основные результаты этого решения должны гарантировать конкретизацию отбора
тренировочных средств, обеспечение преемственности подготовки, а также применение новых способов управления студенческой командой в тренировочной и соревновательной практике.
Построение учебно-тренировочного процесса проходило в соответствии с организацией обучения в вузе. Мы полагали, что искомый проект только тогда получит реальную ценность и может быть реализован, когда в его разработке учитывалось конкретное время и определенное пространство. Поэтому планирование годичного макроцикла соотносилось с графиком учебного процесса с учетом экзаменационных сессий, каникул, теоретического обучения и производственных практик. В зависимости от сроков профессионального обучения был построен календарь соревнований и график восстановительно-поддерживающих мероприятий (табл. 2).
С учетом систематизированного собственного опыта планирования тренировочной деятельности и опыта работы других авторов, в том числе и в мини-футболе, мы определили основные типы мезоциклов: подготовительный, состоящий из обще-подготовительного и специальноподготовительного микроциклов; базовый, включающий повторяющиеся подводящие, соревновательные и поддерживающий микроциклы; переходный, представленный восстановительно-подготовительным (восстанови-тельно-поддерживающим) микроциклом. Средние циклы состояли из 4-6 микроциклов и имели продолжительность от 4 до 8 недель [3, 6].
В нашем проекте начало учебно-тренировочного процесса опережает на 2 недели начало профессионального обучения в вузе. В задачу общеподготовительного микроцикла подготовительного периода входила диагностика физического состояния и адаптация студентов к определенным объемам физических нагрузок в процессе 3-х разовых занятий в неделю. По степени тренировочного воздействия данные занятия характеризовались равномерным возрастанием тренировочных нагрузок, значительным их объемом, но невысоким уровнем интенсивности.
В базовом мезоцикле решались главные задачи подготовки, проводилась основная работа по формированию новых и совершенствованию ранее освоенных двигательных навыков. В этом мезоцикле вводились значительные тренировочные нагрузки для достижения нового уровня работоспособности и перехода на более высокую ступень тренированности. Планировались два соревновательных микроцикла. В первом соревновательном микроцикле были представлены соревнования на уровне университета и города, во втором - соревнования студенческой лиги по минифутболу. В подводящем микроцикле к первому соревновательному циклу моделировались основные тактические схемы игры и интенсивность их реализация в зависимости от того или иного состава игроков на площадке, в процессе товарищеских игр и контрольно-тренировочных соревнований определялся состав основных и запасных игроков.
Во время экзаменационных сессий учебно-тренировочный процесс имел в основном поддерживающий характер, что позволяло одновременно решать сложные задачи профессионального обучения и сохранять достигнутый уровень тренированности.
В соответствии с разработанной структурой учебно-тренировочного процесса был составлен график освоения учебного материала, в котором были определены шесть видов подготовки: общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, техническая, тактическая, игровая и соревновательная подготовка (табл. 3). В зависимости от уровня двигательной и физической подготовленности игроков отводимое время на освоение содержания вида подготовки могло быть увеличено на 20-30 % при одновременном уменьшении времени на другие виды. Заданный уровень готовности к соревновательной деятельности в видах, где проводилось уменьшение времени, достигался за счет интенсификации тренировочного процесса и самостоятельных занятий с элементами общефизической и технической подготовки.
Таблица 3
План-график учебно-тренировочной работы со студенческой командой по мини-футболу
Виды подготовки Количество часов по месяцам
VIII IX X XII I II III IV V VI VII Е
Общая физическая подготовка 6 8 8 6 8 4 6 8 6 6 4 70
Специальная физическая подготовка 4 4 4 4 4 4 6 6 4 4 4 48
Техническая подготовка 2 4 4 6 6 2 4 4 8 4 6 50
Тактическая подготовка 2 2 2 2 4 2 4 18
Игровая подготовка 6 2 4 6 6 6 4 4 8 2 52
Соревновательная 6 6 12
Контрольные испытания 4 2 4 10
Итого 24 20 20 24 24 14 28 24 32 24 26 260
Разносторонность физической подготовленности мини-футболистов существенно влияет на эффективность их соревновательной деятельности. Поэтому задача одновременного повышения всех двигательных качеств на практике представляется очень важной и в то же время сложной. Объем общей и специальной физической подготовки составлял 70 часов (26,9 %) и 48 часов (118,5 %), соответственно.
Разнообразие содержания игровой деятельности в футболе требует комплексного развития основных физических качеств и функционального совершенствования всех систем организма занимающегося. А это возможно лишь в процессе разносторонней физической подготовки, когда, наряду
с развитием основных физических качеств, уделяется внимание и развитию специальных качеств для мини-футбола.
Максимальный объем тренировочной работы приходился на общую физическую подготовку, который составлял 70 часов (26,9 %).
Цель общей физической подготовки в нашем проекте состояла в создании у занимающихся необходимого и достаточного уровня развития физических качеств как фундамента специальной подготовки. В качестве средств развития физической подготовленности использовались физические упражнения общего воздействия, упражнения из других видов спорта. Такое разнообразие упражнений направлено на расширение у футболистов двигательных возможностей. При этом учитывались закономерности переноса и взаимодействия различных качеств и навыков. Например, силовые и скоростно-силовые упражнения способствовали увеличению скорости, улучшению координации движений, точности ударов. Положительный перенос обеспечивают близкие по структуре основным игровым приемам навыки, которые совпадают с игровым режимом мышечной работы. Общая физическая подготовка достигнет своих целей только тогда, когда в занятиях соблюдается постоянство и непрерывность. Она реализовывалась как обязательная составная часть учебно-тренировочных занятий на всех этапах и во все периоды подготовки футболистов.
Специальную физическую подготовку мы рассматривали как процесс целенаправленного развития физических качеств и функциональных возможностей занимающихся, осуществляемый в соответствии со спецификой мини-футбола и обеспечивающий достижение высоких спортивных результатов. Специальная физическая подготовка реализовывалась в объеме 48 часов (18,5 %).
Данный раздел учебно-тренировочного процесса способствует овладению техническими приемами игры, повышению тактического мастерства занимающимися, достижению ими спортивной формы, а также совершенствованию психической подготовленности. Ее основная цель -максимальное развитие силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости во взаимосвязи и единстве. Для решения этих задач применялись специальные подготовительные упражнения с характерами для игры в футбол напряжением, координации, темпом и ритмом движения. Использовались упражнения технико-тактического характера, спортивные и подвижные игры, упражнения из других видов спорта и, конечно, сама игра в футбол.
Планирование базовых компонентов (режим работы мышц, величина сопротивления, скорость движений и др.) осуществлялось в строгом соответствии с требованиями методики, лежащей в основе развития определенного сочетания физических качеств, с учетом специфики соревновательной деятельности игроков мини-футбола. Осуществляя подбор различных методов развития доминантных физических качеств и лежащих в их основе режимов деятельности мышц, учитывалось, что наибольшая эф-
фективность используемых методов проявляется в тех условиях деятельности нервно-мышечного аппарата, в которых проводится тренировка.
Содержание физической подготовки мини-футболистов предусматривало включение как специализированных, так и неспециализированных средств, в частности, общеразвивающих, беговых, прыжковых упражнений, спортивных игр и некоторых других заданий. Этим средствам тренировки характерен широкий диапазон относительно точной направленности тренировочного эффекта на развитие физических способностей студентов, занимающихся мини-футболом.
Развитие у футболистов физических качеств и овладение разнообразными двигательными навыками оказывают непосредственное влияние на все стороны их подготовки, но более всего способствуют повышению уровня технической и тактической подготовленности. Высокие функциональные возможности позволяют спортсменам невысокой квалификации легче справляться с утомлением, сохранять эффективность деятельности эффектных систем и на этой основе добиваться превосходства в тактической деятельности.
Самое большое отличие мини-футбола от классического футбола в тактике игры. Небольшие размеры площадки, ограниченное количество игроков, а также гораздо меньшая «контактность» игры (по сравнению с футболом, запрещены, например, подкаты) предопределяют тактику игры, больше похожую на тактику игры других зальных видов спорта (таких, как баскетбол, гандбол). В большинстве случаев команды играют «один в один», то есть каждый полевой игрок контролирует действия игрока противоположной команды. Также ограниченное количество игроков подразумевает, что любой игрок участвует как в атаке, так и в обороне.
Одной из важных составляющих разработанного проекта являлось программирование технико-тактической подготовки - центрального звена всего тренировочного процесса. В основу определения последовательности изучения была положена логическая связь технических приемов и тактических действий в нападении и защите, значимость отдельных технических приемов и тактических действий в условиях игры, а также необходимость органической связи всех сторон подготовки мини-футболиста в игровой деятельности.
Тактические комбинации отрабатывались в следующей последовательности: быстрое нападение; зонная защита; постепенное нападение;
персональная защита; комбинированная зашита.
Технико-тактическая часть тренировочного занятия состояла из двух частей: первая - совершенствование исполнения сложных технических действий футболистами в парах или тройках, вторая - отработка командных тактических комбинаций с преодолением защитных действий футболистов соперника.
Применялись упражнения для совершенствования индивидуальных атакующих и оборонительных действий с мячом при «пассивно» или «активно» действующем сопернике, а также групповые атакующие и оборонительные технико-тактические взаимодействия без сопротивления и при сопротивлении со стороны соперника.
Вышеперечисленные средства позволили моделировать условия, в которых в основном происходит технико-тактическая деятельность игроков в соревнованиях.
Список литературы
1. Виленский М. Я. Личностное развитие студента в гуманитарно-ориентированном образовательном пространстве физической культуры // Физическая культура, спорт, туризм: сегодня и завтра: матер. Междунар. науч. -практ. конф. Р.н/Д, 2004. С. 9-15.
2. Выдрин В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры: учеб. пособие. СПб: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. 168 с.
3. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. Киев: Олимпийская литература, 2004. 808 с.
4. Современная система спортивной подготовки /под ред. Ф.П.Суслова, В.Л.Сыча, Б.Н.Шустина. М.: САМ, 1995. 445 с.
5. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. 2-е изд., испр. М.: Советский спорт, 2004. 464 с.
6. Шустин Б.Н. Моделирование в спорте высших достижений М., 1995. 207 с.
Харламов Александр Александрович, канд. пед. наук, доц. tmfk_ermakov@mail.ru, Россия, Тюмень, Тобольский филиал Тюменского государственного архитектурно-строительного университета,
Ермаков Вячеслав Александрович, д-р пед. наук, проф., tmfk_ermakov@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Грязев Михаил Васильевич, д-р техн. наук, проф., ректор, rector@,tsu.tula.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
DESIGNING OF TRAINING PROCESS IN A STUDENT TEAM A.A. Kharlamov, V.A. Ermakov, M.V. Gryazev
The article analyzes the structure of designing the training process in a student minifootball team and reveals the essence of structure elements depending on the purpose of a training stage and taking into account the level of study of the professional educational program by the students.
Key words: student mini-football team, designing of training process, ratio of training tools
Alexander Kharlamov, PhD (Pedagogical Sciences), Associate Professor, tmfk_ermakov@mail.ru, Russia, Tyumen, Tyumen Branch of State Architectural University in the city of Tobolsk,
Vyacheslav Ermakov, Doctor of Pedagogical Science, Professor, tmfk ermakov@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Mikhail Gryazev, Doctor of Engineering Science, Professor, Rector, rec-tor@tsu.tula.ru, Russia, Tula, Tula State University.
УДК 377.5:378.1
МНОГОУРОВНЕВАЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ В ВУЗАХ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
В.Н. Скрябин, В.Д. Кухарь, С.А. Руднев, Т.Ю. Христич
Освещаются вопросы, связанные с функционированием в вузах системы многоуровневой подготовки кадров по приоритетным направлениям развития экономики России. Приведены основные результаты анализа подготовки специалистов различных уровней в вузах России, реализующих программы среднего профессионального образования (СПО).
Ключевые слова: многоуровневая практико-ориентированная подготовка, прикладной бакалавриат, колледж в структуре вуза.
Работа выполняется по государственному заданию Минобрнауки России на выполнение работ, регистрационный номер: 10.9039.2014 от 30.01.2014.
Развитие инновационной экономики России, характеризующееся повышением производительности труда, снижением энергоемкости и материалоемкости продукции, использованием высоких технологий, обусловливает необходимость создания и модернизации 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Ключевое значение для решения этой задачи имеет подготовка квалифицированных кадров широкого спектра: рабочие, специалисты среднего звена, практико-ориентированные специалисты с высшим образованием.
При этом для каждого уровня производственных кадров определена своя «ниша», т.е. определенные трудовые функции, выполняемые ими во взаимосвязи на всех этапах жизненного цикла изделия: от разработки технической документации до выпуска готовой продукции и постпродажного обслуживания.
Эффективной моделью подготовки всей «линейки» кадров является кластерное взаимодействие предприятий, вузов и профессиональных образовательных организаций. Оптимальной является реализация модели в