Научная статья на тему 'СТРУКТУРА ЦЕННОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ'

СТРУКТУРА ЦЕННОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
651
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНАЯ СТРУКТУРА / СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / VALUES / VALUE STRUCTURE / MODERN RUSSIAN SOCIETY / SOCIO-DEMOGRAPHIC INDICATORS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зубова Оксана Геннадьевна

В статье на основе данных всероссийского социологического исследования, проведенного в апреле-мае 2019 года в 22 субъектах Российской Федерации, анализируется структура ценностей взрослого населения России. Теоретико-методологической основой исследования ценностной структуры российского населения стала теория ценностей М. Рокича и Ш. Шварца, позволяющая описать типологическое состояние общества по Р. Инглхарту. Было выявлено, что в ценностной структуре сохраняют высокую значимость традиционные ценности семьи, здоровья и материального достатка, а роль «постматериалистических» ценностей по классификации Р Инглхарта является незначительной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зубова Оксана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN POPULATION VALUES STRUCTURE: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS AND EMPIRICAL RESULTS

Based on the data of an all-Russian sociological study conducted in April-May 2019 in 22 regions of the Russian Federation, the article analyzes the structure of values of the adult population of Russia. The theoretical and methodological basis of the study of the value structure of the Russian population was the theory of values of M. Rokich and S. Schwartz, which allows us to describe the typological state of society according to R. Inglehart. It was revealed that in the value structure the traditional values of family, health and material wealth remain highly significant, and the role of “post-materialistic” values according to R. Inglehart’s classification is insignificant

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА ЦЕННОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»

ЗУБОВА Оксана Геннадьевна,

кандидат политических наук, доцент кафедры методологии социологических исследований социологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

e-mail: zubovaoksana@bk.ru

СТРУКТУРА ЦЕННОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ1

Аннотация. В статье на основе данных всероссийского социологического исследования, проведенного в апреле-мае 2019 года в 22 субъектах Российской Федерации, анализируется структура ценностей взрослого населения России. Теоретико-методологической основой исследования ценностной структуры российского населения стала теория ценностей М. Рокича и Ш. Шварца, позволяющая описать типологическое состояние общества по Р. Инглхарту. Было выявлено, что в ценностной структуре сохраняют высокую значимость традиционные ценности семьи, здоровья и материального достатка, а роль «постматериалистических» ценностей по классификации Р. Инглхарта является незначительной.

Ключевые слова: ценности, ценностная структура, современное российское общество, социально-демографические показатели.

ZUBOVA Oksana Gennadievna,

Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Department of Methodology of Sociological Studies, Sociological Faculty, Lomonosov Moscow State University

RUSSIAN POPULATION VALUES STRUCTURE: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS AND EMPIRICAL RESULTS

Annotation. Based on the data of an all-Russian sociological study conducted in April-May 2019 in 22 regions of the Russian Federation, the article analyzes the structure of values of the adult population of Russia. The theoretical and methodological basis of the study of the value structure of the Russian population was the theory of values of M. Rokich and S. Schwartz, which allows us to describe the typological state of society according to R. Inglehart. It was revealed that in the value structure the traditional values of family, health and material wealth remain highly significant, and the role of "post-materialistic" values according to R. Inglehart's classification is insignificant.

Key words: values, value structure, modern Russian society, socio-demographic indicators.

Введение

Актуальность исследования ценностей населения России в социологической науке не снижается. Анализ ценностей как ядра общественного сознания, позволяет выявлять трансформацию ценностных ориентаций в процессе динамичного развития современного российского общества, сопровождающегося экономическими спадами и подъемами, переживающего глубинные со ц ио-культурные преобразования.

В зарубежных и российских исследованиях были заложены основные теоретические подходы к изучению ценностей как социальных явлений, при этом сама ценностная проблематика выступает сферой междисциплинарных исследований.

Ценности в социологии рассматриваются с точки зрения нормативного регулирования поведения людей, перспектив развития личности и поддержания целостности социальных систем.

Э. Дюркгейм выделял в ценностях идеалы, основная задача которых заключается в транс-

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научно-исследовательского проекта №19-011-00548 Конкурс А. «Влияние качества жизни на формирование ценностной структуры населения России».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

формации реальностей, к которым они принадлежат [4]. М. Вебер определял через ценности мотив социального действия, основанного на вере [3].

В концепции Т. Парсонса ценности выступают независимым структурным компонентом любой социальной системы. Социолог выделяет их нормативный характер, определяя ценности как представления о желаемом типе социальной системы, регулирующей процессы принятия обязательств субъектами действия, обеспечивающие сохранение и воспроизводство культурных образцов [11]. В интерпретации Э. Гидденса ценности выступают как представления личности или групп людей о том, что ободряемо и социально приемлемо [9].

Данные подходы позволяют рассматривать ценности как основу жизнедеятельности личности, ориентира для выбора определенной направленности действий.

Н.И. Лапин дал следующее определение этому понятию: «Ценности — это обобщенные цели и средства их достижения, играющие роль фундаментальных норм, они обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях» [6, с. 360].

Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций (семья, карьера, образование и т.п.), выступающих мотивационным фактором личностного развития. Их содержание определяется мировоззренческими убеждениями человека. Развитые ценностные отношения - признак зрелости личности, а неразвитость - признак инфантилизма.

В.А. Ядов при формировании модели иерархии диспозиционной структуры личности, ставил

ценностные ориентации в вершину пирамиды, нижний уровень которой занимают фиксированные установки, затем более высокий уровень — социальные фиксированные установки, после них — направленность интересов личности, затем — ценностные ориентации [ 8] .

Можно классифицировать ценности по разным основаниям: сферы общественной жизни (материальные, духовные), предметная направленность (политические, эстетические и т.д.), уровень социокультурного развития (традиционные, современные, общечеловеческие), основная функция (порицаемые, одобряемые, базовые).

Д.А. Леонтьев описал следующе формы существования ценностей: общественные идеалы, их предметное воплощение и мотивацион-ная структура личности, побуждающая в своей деятельности реализацию этих идеалов [7].

В нашем исследовании использовалась классификация ценностей на основе подхода М. Рокича и модификации Портретного ценностного вопросника Ш. Шварца.

М. Рокич определял ценность через устойчивое убеждение относительно предпочтительного способа поведения или конечной цели существования [12]. На основе характера ориентиров поведения человека М. Рокич выделил 18 наиболее значимых терминальных (ценности-цели) и 18 инструментальных (ценности-средства) ценностей, образующих в совокупности иерархическую структуру в сознании личности. Терминальные ценности наиболее устойчивы к изменениям, чем инструментальные и выступают для последних доминирующим началом.

Терминальные Инструментальные

Активная деятельная жизнь Аккуратность

Жизненная мудрость Воспитанность

Здоровье Высокие запросы

Интересная работа Жизнерадостность

Красота природы и искусства Исполнительность

Любовь Независимость

Материально обеспеченная жизнь Нетерпимость к недостаткам

Наличие хороших и верных друзей Образованность

Общественное признание Ответственность

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

Познание Рационализм

Продуктивная жизнь Самоконтроль

Развитие Смелость

Развлечение Твердая воля

Свобода Терпимость

Счастливая семейная жизнь Честность

Счастье других Чуткость

Творчество Широта взглядов

Уверенность в себе Эффективность в делах

Методика М. Рокича позволяет проанализировать направленность личности и выявить ее отношение к обществу, другим людям, себе, определив жизненные приоритеты и основные поведенческие модели. Так как нам было важно связать ценности и их изменения с качеством жизни, то мы использовали в исследовании терминальные ценности, отражающие базовые потребности людей. Сгруппировав предложенный список, мы выделили из него следующие ценности: материально обеспеченная жизнь; здоровье; счастливая семейная жизнь; благополучие семьи; познание; свобода; творчество; удовольствие, стабильность. Из инструментальных ценностей для нашего исследования были выбраны поведенческие практики, связанные со способами достижения материального благополучия и основанные на ценностях честности, альтруизма или на противоположных им качествах.

Опираясь на разработанную теорию М. Рокича, Ш. Шварц предложил свою новую классификацию ценностей [13]. Он рассматривал ценности как нормативные идеалы и личные приоритеты людей. Для нашего исследования актуально такое разделение, так как часто люди руководствуются одними идеалами, но в реальных практиках поступают иначе. Исследователь выделяет 10 типов ценностей, отражающих кросскультурно универсальные человеческие потребности как осознанные цели: конформность, традиции,

доброта, универсализм, самостоятельность, стимуляция, гедонизм, достижения, власть, безопасность.

Классификация Ш. Шварца, в отличие от М. Рокича, дополняется новыми ценностями, связанными с существующими потребностями, в частности с базовой потребностью в безопасности, выступающей на протяжении долгого времени приоритетной ценностью для различных групп населения. В нашу группу выделенных ценностей мы добавили безопасность, в том числе и национальную, связав ее с ценностью патриотизма.

Структура ценностей населения формируется в условиях определенного типа общества. Р. Инглхарт описал связь процесса формирования ценностей и модернизации, характеризующейся сдвигами в базовых ценностях [10]. В зависимости от ориентаций на определенные ценности различаются «материалисты», для которых характерны традиционные ценностные ориентиры на материальный достаток, семью и безопасность и постматериалисты, связанные с новыми ценностями прав, свободы, экологической культуры, что определяет разные общественные модели и показывает произошедшие структурные изменения. Поэтому выделенные нами ценности были сгруппированы на основе общих характеристик разных общественно-политических моделей, изменение которых связанно с происходящими процессами модернизации.

Традиционные ценности Инновационные ценности

1. Безопасность 1. Гедонизм

2. Стабильность 2. Долгая жизнь

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

3. Материальная обеспеченность 3. Познание

4. Патриотизм 4. Свобода

5. Счастливая семейная жизнь 5. Творчество

Методология

Теоретико-методологической основой исследования ценностной структуры российского населения стала теория ценностей М. Рокича и Ш. Шварца, позволяющая описать типологическое состояние общества по Р. Инглхарту.

Был выбран метод анкетного опроса. Выборочная совокупность составила 1803 человека. При ее формировании применялся метод территориально-квотного отбора, что обеспечило представительность результатов исследования ко всему взрослому населению России от 18 лет и старше по полу, возрасту, социальному статусу и территориальному расселению с погрешностью ± 3,5%. В структуру выборочной совокупности вошли 22 субъекта Российской Федерации. В соответствии с особенностями их социально-поселенческой структуры опрос проводился в центральных городах (49%), в районных городах (28%) и в сельских пунктах (23%), отбираемых случайным образом. В ходе исследования решалась задача, связанная с описанием ценностей

разных групп населения современного российского общества.

Результаты и дискуссия

На основе проведенного всероссийского исследования, мы можем выделить и описать ценностную структуру населения России, определив влияние на выбор респондентов таких социально-демографических показателей, как пол, возраст, образование, род деятельности, семейное положение, уровень доходов, территориальная принадлежность.

В исследовании было опрошено 42,5% мужчин, 57,5% женщин в возрасте от 18 лет и старше, имеющих высшее образование (54,3%), среднее специальное (30,8%), среднее (14,9%), состоящих в браке (54,8%) и не имеющих семью (45,2%), работающих (69,7%), не работающих (30,2%), проживающих в центральных городах (50,5%), районных городах (24,1%), селах (25,4%).

Респондентам задавался вопрос о том, что они считают наиболее важными в их жизни, обобщенные результаты представлены в схеме № 1.

Наиболее важные ценности населения России

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

Как самое важное для разных групп населения современного российского общества было выделено крепкое здоровье и долголетие (87,5%). Ценность здоровья становится базовой в потребностях людей старшего возраста, но как показывает эмпирическое исследование, актуальность сохранения здоровья начинает активно волновать людей как среднего возраста, так и молодежи в возрастных границах от 25 лет и старше. При этом, ценность здоровья среди молодежи и людей среднего и старшего возраста отличается тем, что ее значимость на уровне сознания часто не соотносится с поведенческими практиками. На выбор респондентов не влияет территориальная принадлежность, уровень материального состояния, образование. Женщины (85,8%) чаще, чем мужчины (88,5%) выделяют для себя ценность здоровья, но фактор пола не является приоритетным в этом выборе. Изменение отношения к терминальной ценности здоровья у различных групп населения связано как с популяризацией здорового образа жизни, так и возрастанием негативных факторов, влияющих на ухудшение физического и психологического состояния людей. С точки зрения личностного фактора, здоровье рассматривается как необходимый капитал для дальнейшей счастливой жизни [2]. А для современного общества важным показателем становится сохранение здоровья и увеличение продолжительности жизни населения.

На следующем месте у жителей России находится «уверенность в будущем благополучии своих детей» (85,8%). Совсем не важным для себя это считают лишь 2% опрашиваемых. Уверенность в будущем своей страны и возможности благополучной жизни для следующих поколений выступает одним из ключевых факторов в оценке общественным мнением перспектив социального роста и развития. Это отражает базовую потребность личности чувствовать себя в безопасности и защищенности, включая будущие перспективы.

«Чувствовать себя свободным в своей стране» предпочли в своих ответах 84,1% респондентов. Важнее всего это для молодежи и людей среднего возраста, с высшим образованием, женщин, городских жителей, с высоким и средним материальным достатком. Гендерный показатель связан с изменением роли и статуса женщины в современном обществе, возможностью большего выбора в построении успешной карьеры.

Ценность семьи всегда являлась важным критерием для жизни человека в традиционном обществе, но и в новых социально-экономических условиях, сохраняет свою актуальность [1]. Для 83,7 % опрошенных самым важным является

«создание крепкой, дружной, счастливой семьи». Процент ответивших больше среди жителей сельских населенных пунктов и районных городов, а также женщин, чем мужчин. Причем по возрасту это не только молодежь, но и все другие возрастные группы, с разным семейным статусом, наличием или отсутствием детей. В общественном мнении россиян оптимальное количество детей в семье как идеальное и планируемое - это двое. При этом, по территориальному признаку нет значительных различий, как это было в поведенческих практиках традиционного общества (центральный город - 57,8%, районный город - 56,3%, сельский населенный пункт - 53,5%). Наблюдается тенденция, связанная с сознательным отказом от желания иметь детей, влияние на эту установку пола, образования и материального достатка не выявляется.

Важным в иерархии ценностей для 81,5% населения является «жизнь в стабильном государстве». Ценность стабильности и устойчивого развития как основного тренда, связанна с базовой потребностью в безопасности, являющейся важным критерием для оценки возможностей общества обеспечить для этого все необходимые условия, а также показатель эффективного функционирования основных политических институтов.

Следующей выбранной ценностью в иерархии выступает «достижение материального достатка», это важнее всего для 68,3% опрошенных. Материальные блага всегда занимали одно из главных мест в иерархии жизненных ценностей разных групп информантов. При этом, как видно из исследования, материальный фактор не является приоритетным в структуре ценностей, но отражает базовые потребности различных групп населения. Для 28,9% это не столь важная ценность, и только для 2,7% совсем не важная. Территориальная принадлежность, пол, образование, профессиональная принадлежность не оказывают значительного влияния на выбор этой ценности информантами. По возрастных особенностям, важнее всего материальный фактор для молодежи (75,4%) и людей среднего возраста (74,9%), ценность для людей старшего возраста составляет 54,8%.

Были определены и социальные установки населения по отношению к способам достижения материального достатка, результаты представлены в диаграмме № 2.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

Диаграмма 2. Социальные установки населения по отношению к способам достижения

материального достатка.

Пусть я заработаю меньше денег, ноя не на рушу за кон

Если появиться возможность безнаказанно заработать хорошие де ньги, на рушив за кон, то я это сделаю

Иметь много де ньги - се йча с это са мое главное в моей жизни

Надо стараться вообще не платить на логов

Если есть возможность уйти от налогов, лучше я от них уйду

Платить налоги - это мой гражда некий долг

12,5

41,1

10 15 20 25 30 35 40 45 50

■ Затрудняюсь ответить Совсем не согласен ■ Скорее не согласен ■ Скорее согласен, чем нет ■ Вполне согласен

Согласно данным опроса, с утверждением о том, что лучше меньше зарабатывать, но не нарушать закон согласны в целом 68,6% населения (65,3% мужчин и 70,8% женщин), не согласны -18,9% (21,5% мужчин и 17,1% женщин). А с возможностью безнаказанно получать деньги, нарушая закон, соглашается 18,3% населения (23,9% мужчин и 14,2% женщин), не согласны - 68,15% населения (63,3% мужчин и 72,3% женщин), были и те, кто затруднился с ответом на данный вопрос. В новых социально-политических условиях повышается общий уровень гражданской и правовой культуры, гендерный признак оказывает влияние на выбор в получении быстрой материальной выгоды или соблюдения законности.

При исследовании формирования ценностной структуры населения России, необходимо выделить ценность патриотизма как связанную с

общественными идеалами и конкретными практическими действиями. Важным в приоритетах для 66,9% респондентов является «защита Родины от тех, кто ее разрушает», для 64,6% - это «любовь и укрепление Родины», для 62,3% - это ее «защита от внешних врагов». По мнению Г.И. Козырева образ врага, особенно внешнего и исходящей от него угрозы способствует отвлечению от сложной социально-экономической ситуации ради укрепления безопасности страны в современном мире [5].

При этом, мы получили следующее результаты, представленные в таблице №1 на основе ответов на проективный вопрос о том, какие действия соотносятся с позицией опрашиваемых, если их страна реально подвергается различным внешним угрозам.

Вполне согласен Скорее согласен, чем нет Скорее не согласен Совсем не согласен Затрудняюсь ответить

Если на Россию будет совершено нападение, я готов защищать её с оружием в руках 28,8 23,7 14,4 12,4 20,7

Если на Россию совершат нападение, лучше из нее уехать 6,9 14,4 25,1 36,2 17,4

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

Таблица 1. Отношения населения России к внешним угрозам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я готов покинуть Россию и жить в любой стране, лишь бы я имел там достойный заработок и высокий уровень жизни 15,0 20,7 22,6 28,5 13,3

Я не покину Россию и мы должны добиться того, чтобы россияне имели достойный заработок и высокий уровень жизни 33,5 31,6 12,0 7,3 15,6

Как бы мне не жилось в России, я никогда её не покину 28,5 23,0 16,6 11,1 20,9

Установка на готовность защиты страны есть у 28,8% населения, не согласны с этим 12,4% населения. Среди жителей центральных городов с утверждением, что они готовы защищать свою Родину - это 24,5%, районных городов - 33,7%, села - 30,3%. По гендеру, это 41,7% мужчин и 28,1% женщин, 8% людей со среднем образованием, 5,7% со средним специальным и 7,2% с высшим. По возрасту - 22,4% молодежи, 65,7% среднего возраста, 31,2% старшего. Уезжать из страны при любых условиях не станет 28,5% населения. По территориальному признаку это жители центральных городов - 20,9%, районных городов - 27,6%, сельской местности - 38,2%, по гендеру 28,9% мужчин и 28,1% женщин, 35,8% людей со среднем образованием, 33,1% со средним специальным образованием и 23,7% с высшим, 19,2% молодежи, 75,6% среднего возраста и от 61 и выше -59,6%.

Строить карьеру, достойно жить в своей стране будет стремиться 61,5% россиян, но при этом, ради лучшей жизни готовы покинуть страну 35,7% россиян.

Прагматизм и преобладание индивидуалистических интересов в большей степени соотносится с возрастом от 18 до 30 лет. Актуализируется и такая гедонистическая ценность как «комфортно жить, ни в чем себе не отказывая». Она важна по значимости для 63,4% населения, для 37% - это не столь важно, а для 10% - совсем не важно. Территориальная принадлежность, пол, образование не оказывают влияние на ответы респондентов, разница наблюдается в возрасте, так для молодежи (75%) и людей среднего возраста (67%), это наиболее значимая ценность, соотносящаяся с философией современного общества потребления.

На последнем месте в выборе мировоззренческая позиция, соответствующая принципу: «брать от жизни все, получать как можно больше удовольствия». Важнее всего это для мужчин (47,8%), чем женщин (40,9%), проживающих в центральных и районных городах (46,6%, 44,8%),

чем в сельской местности (39,5%), молодежи и среднему возрасту (59%, 42,7%), чем старшему поколению (28,4%), людям со средним образованием (53%), чем высшим (43%).

Оказались не столь важными для населения ценности, связанные с самореализацией и самообразованием. Так возможность реализации своих творческих способностей важна для 52,6%, не столь важна для 37% населения, совсем не важна для 10,4%. При этом, это важнее для молодежи (61,6%), людей с высшим образованием (58,8%), женщинам (54,9%) и проживающим в центральных городах (58,2%).

Постигать духовное наследие предшествующих поколений важнее всего для 49,7% респондентов. Среди них, люди с высшим образованием (58,8%), проживающие в центральных городах (58,2%), женщины (54,9%), средняя и старшая возрастные группы (56,6%, 57,8%). Профессиональная принадлежность так же оказывает влияние на формирование мировоззрения личности и расстановку жизненных приоритетов, как и фактор неравенства возможностей центра и периферии в доступе к культурным благам, особенности разных поколений, деятельность основных образовательных институтов и агентов социализации.

Таким образом, в системе ценностей современного населения России присутствуют как традиционные, связанные с семьей, здоровьем, материальным достатком, так и инновационные, отражающие как личные, так и социально-экономические изменения.

Выводы

Результаты социологического исследования позволили определить иерархию ценностей разных групп населения России.

Социологический анализ ценностных ориен-таций является особенно важным в условиях нестабильности и социально-экономических изменений российского общества. Практика структурных преобразований ставит вопрос о ценностном наполнении перехода социетальной системы

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

к новому качеству. С одной стороны, в массовом сознании россиян сохраняются традиционные ценности, а с другой - моделируется новая структура ценностного сознания потребительского общества. Молодежь выступает той социально-демографической группой, которая больше всего подвержена данным изменениям. Но, как видно, по результатам исследования, у молодежи сохраняется еще традиционная базовая система ценностей.

Важнее всего для жизни россиян ценность безопасности, семьи, патриотизма, здоровья и материального достатка. Высокий уровень ценности патриотизма связан с тем международным фоном, который определяет необходимость консолидации общества и усиливает потребность в безопасности. Ценность люби к Родине понимается с точки зрения идеала и реальной практике, здесь имеются значительные расхождения. В ситуации прямой угрозы не все группы населения готовы защищать свою страну. Выделяется та часть молодежи и людей среднего возраста, для которых преобладающими выступают потребности в лучших условиях жизни, что не связывается с конкретной страной проживания. Индивидуалистическая направленность преобладает над общественными интересами.

Наименьшую ценность для населения представляет познание и творчество. Это связано с общим социокультурным фоном и пропагандой ценностей, соотносящихся с культурой потребления. Фактор материального достатка не оказывает значительного влияния на мнения респондентов, отмечается зависимость от пола, женщины чаще, чем мужчины отмечали в приоритете данные ценности, территории проживания, так возможностей в центральных городах для самореализации больше, особенно для молодежи, поэтому выбор тех, кто здесь проживает был чаще, а также фактор возраста, наибольшая ценность отмечали люди среднего возраста, что связанно с потребностью в самоактуализации и развитии.

Можно выделить ценность безопасности и стремление к стабильности как те ценности, которые выделяются разными группами населения, в том числе молодежью на протяжении уже длительного периода общественных преобразований в стране. А инновационная ценность свободы отмечается по возрасту чаще молодежью и людьми, проживающими в районных и центральных городах, работающих, материально обеспеченных, значительных различий по фактору пола не выявляется.

В общей структуре ценностей, материальные преобладают над духовными. Гедонизм, стремление к комфорту присуще части молодежи и людям среднего возраста. Но это не является массовой тенденцией, а материальный достаток

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

не входит в самую отмечаемую по приоритетам категорию для всего населения.

Ценности как характеристика сознания отражают основные общественные характеристики, связанные с происходящими и будущими изменениями. Так, согласно теории модернизации, в целом структура ценностей является «материалистической», но выявляется переход к «пост- материалистическим» ценностям,обусловленный произошедшими социально-экономическими и политическими трансформациями.

Изменения в структуре ценностей российских граждан требуют социологического осмысления и разработки новой ценностной матрицы, соответствующей современным условиям функционирования общества.

Список литературы:

[1] Агаджанова Э.Р., Ефимова О.И. К вопросу о семейных ценностях: от античности к современности // Симбирский научный вестник. 2015. № 2 (20). С. 134-139.

[2] Бояк Т.Н. Здоровье как ценность. // Здоровье и образование в XXI веке. 2016. № 9. С. 142145.

[3] Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко; коммент.

A. Ф. Филиппова. — М.: Прогресс, 1990.

[4] Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения. Пер. с фр. А. Б. Гофмана. // Социологические исследования. 1991. № 2. С.106-114.

[5] Козырев Г.И. Социология общественного мнения: образ врага в истории, теории и общественном сознании. - М.: ИНФРА-М, 2017. - С. 80.

[6] Лапин Н.И. Базовые ценности россиян. Социальные установки, жизненные стратегии. Символы. Мифы. - М., 2003.

[7] Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www. follow.ru/article/344 (дата обращения 15.07.2019 г.).

[8] Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под. ред. Ядова

B.А. - Л., 1979.

[9] Giddens A. Constitution of society. Cambridge, 1984.

[10] Inglehart R. Modernization and Postmodernization. PrincetonUniv. Press. 1997.

[11] Parsons T. The Social System. - Glencoe: Free Press, 1951. - С. 12.

[12] Rokeach V. The Nature of Human Values. The Free Press. N.Y., L., 1973. С. 3.

[13] Schwartz S.H. Instructions for Computing Scores for the 10 Human Values and Using them in Analyses // Documentation for ESS-1. 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.