Научная статья на тему 'Структура тренировочного процесса у юных лыжников гонщиков в учебно-тренировочных группах первого и второго года обучения в годичном цикле подготовки'

Структура тренировочного процесса у юных лыжников гонщиков в учебно-тренировочных группах первого и второго года обучения в годичном цикле подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1597
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА У ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ ГОНЩИКОВ / ПЕРИОДЫ ПОДГОТОВКИ / ТРЕНИРОВОЧНАЯ НАГРУЗКА / СПРИНТ / STRUCTURE OF TRAINING PROCESS OF YOUNG SKIERS RACERS / PREPARATION PERIODS / TRAINING LOAD / SPRINT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочергина Анна Анатольевна

Цель исследования: определение наиболее важных теоретических и практических аспектов в подготовке юных лыжников гонщиков в тренировочном процессе. Исследование привело к теоретической разработке методических подходов в тренировочном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочергина Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of the training process of young skiers racers in training groups of the first and second year of training in annual cycle of preparation

The research objective: definition of the most important theoretical and practical aspects in preparation of young skiers racers in training process. Research has led to the theoretical working out of methodical approaches to training process.

Текст научной работы на тему «Структура тренировочного процесса у юных лыжников гонщиков в учебно-тренировочных группах первого и второго года обучения в годичном цикле подготовки»

спортивного действия и его совершенствования) / Д.Д. Донской. - М. : Физкультура, образование, наука, 1995. - 70 с.

3. Войнар, Ю. Методология программирования спортивной тренировки / Ю. Войнар, С. Бойченко, Р. Татарух // Dodatnie i ujemne aspekty aktywnosci ruchowej. -Uniwersytet Szczecinski, 2001. - S. 335-339.

4. The use of mathematical model for evaluation of the effectiveness of given training exercises in swimming / Szepelawy M.,Cholewa J., Roczniok R., Nawarecki D. // Sporto Mokslas, Sport Science. - Vilnius, 2008. - № 1 (51). - S. 52-57.

5. Коршунова, А.В. Экспериментальная проверка программы обучения детей плаванию на этапе базовой подготовки // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 3 (61). - С. 70-75.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.922

СТРУКТУРА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА У ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ -ГОНЩИКОВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУППАХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ

Анна Анатольевна Кочергина, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

(СПбГУСЭ)

Аннотация

Цель исследования: определение наиболее важных теоретических и практических аспектов в подготовке юных лыжников - гонщиков в тренировочном процессе. Исследование привело к теоретической разработке методических подходов в тренировочном процессе.

Ключевые слова: структура тренировочного процесса у юных лыжников - гонщиков, периоды подготовки, тренировочная нагрузка, спринт.

STRUCTURE OF THE TRAINING PROCESS OF YOUNG SKIERS - RACERS IN TRAINING GROUPS OF THE FIRST AND SECOND YEAR OF TRAINING IN ANNUAL CYCLE OF PREPARATION

Anna Anatolyevna Kochergina, the senior teacher,

St.-Petersburg State University of Service and Economy

Annotation

The research objective: definition of the most important theoretical and practical aspects in preparation of young skiers - racers in training process. Research has led to the theoretical working out of methodical approaches to training process.

Keywords: structure of training process of young skiers - racers, preparation periods, training load, sprint.

Подготовка юных лыжников-гонщиков в учебно-тренировочных группах ДЮСШ первого и второго года обучения изложена в государственной типовой программе от 2003г. - примерные программы для системы дополнительного образования детей: ДЮСШ, СДЮСШОР. За последнее десятилетие программа соревнований различного уровня значительно изменилась, в том числе на Олимпийских Играх и Кубке мира. И помимо стандартных и длинных (марафонских) дистанций медали разыгрываются на коротких (спринтерских) дистанциях. Постепенно данная программа соревнований переходит и в детско-юношеский спорт. Соответственно, меняется и подготовка юных спортсменов. Для определения структуры и содержания тренировочного процесса проведено анкетирование среди 34 детских тренеров по лыжным гонкам Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В результате анкетирования были получены данные по 13 поставленным вопросам. Среди них основное значение имели вопросы по различным аспектам качествен-

ных и количественных характеристик планирования тренировочного процесса на основе различных видов нагрузок.

Ведущие специалисты теории и практики спортивной тренировки в лыжных гонках считают, что изучение и классификация реально существующих вариантов структуры и содержания тренировочного процесса на основе анализа опыта работы ведущих тренеров являются очень важной. Данное положение учитывается в нашей работе при выявлении особенностей построения структуры тренировочного процесса юных лыжников - гонщиков.

В данной статье рассматриваются вопросы и ответы по планированию физических нагрузок на трех этапах подготовки в годичном цикле юных лыжников-гонщиков УТГ (учебно-тренировочные группы) 1 и 2 годов обучения. В анкетировании приняли участие 37 специалистов: из них 3 -Заслуженные тренеры РФ, 24 тренера имеют высшую, 8 тренеров - первую категории. Спортивную квалификацию МС - имеют 12 человек.

74% респондентов на вопрос (табл.), какие периоды выделяются в годичном цикле подготовки в УТГ 1-го и 2-го годов обучения у юных лыжников - гонщиков, выделили подготовительный (май-декабрь) и соревновательный (январь - апрель) периоды. Данные результаты совпадает с утвержденной программой по лыжным гонкам государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту. 26% опрошенных тренеров выделили помимо выше указанных периодов - предсорев-новательный со второй недели ноября по четвертую неделю декабря.

Важным моментом в достижении планируемого результата в лыжных гонках является определение общей направленности тренировочных нагрузок. На вопрос, какие физические качества являются важнейшими для развития юных лыжников - гонщиков 1-го и 2-го годов обучения в УТГ, мнения респондентов разделились. 57% из них считают, что в данном годичном цикле необходимо развивать общую выносливость. 25% считают, что на данном этапе подготовки важнее всего развивать специальную выносливость и 18% тренеров указали на первоочередное развитие быстроты и скоростно-силовых качеств юных спортсменов.

При изучении вопроса об оптимальных вариантах структуры нагрузки в годичном цикле у юных лыжников - гонщиков по результатам анкетного опроса можно отметить следующее: на подготовительном этапе все тренеры сошлись в едином мнении: 70-75% нагрузки должно быть направлено на развитие общей выносливости. При обсуждении вопроса об использовании средств для развития специальной выносливости на подготовительном этапе мнения разделились: 83% респондентов считают, что 1520% от всей нагрузки необходимо в подготовительном периоде уделять специальной выносливости и 5% скоростно-силовой. 17% тренеров уделяют наоборот 15% скоростно-силовой выносливости в подготовительном периоде и 5% специальной выносливости. Скоростные качества - быстрота и скоростная выносливость в подготовительном периоде не должны развиваться - отметили все участвующие в анкетировании. До 5% времени в тренировочном процессе на всех этапах подготовки юных лыжников единогласно уделяется на развитие координации и гибкости.

26% тренеров, которые выделили необходимость в годичном цикле планирование предсоревновательного этапа, распределили физическую нагрузку следующим образом. Из них 38% тренеров выделяют на развитие общей выносливости 20-25% времени, на развитие специальной выносливости 45-50% времени, 62% тренеров выделяют 40-45% времени для развития общей выносливости, 25-30% скоростной выносливости. При планировании использования нагрузок, направленных на развитие скорости и скоростно-силовой выносливости, мнения опрошенных тренеров совпали. Данные качества требуют до 10% времени учебно-тренировочной нагрузки.

При построении тренировочного процесса на соревновательном этапе у респондентов мнения также различны. 72% тренеров уделяют только 10% развитию общей выносливости, 55% специальной выносливости и 25% скоростно-силовой выносливо-

сти, забывая про развитие максимальной скорости. 28% тренеров 15% от всей нагрузки уделяют в соревновательном периоде развитию общей выносливости, 50% специальной выносливости 15% скоростно-силовой выносливости, и 10% развитию максимальной скорости.

Таблица

Результаты анализа анкетирования т ренеров по лыжным гонкам СПб и ЛО

Вопросы Варианты ответов %

1. Какие периоды Вы выделяете в годичном цикле подготовки у юных лыжников-гонщиков, занимающихся в УТГ 1 и 2 годов обучения Подготовительный, соревновательный 74

Подготовительный, соревновательный, предсоревновательный, 26

2. Какое физическое качество является важнейшим для развития у юных лыжников-гонщиков, занимающихся в УТГ 1 и 2 годов обучения в годичном цикле подготовки Общая выносливость Специальная выносливость Быстрота и скоростно-силовые качества 57

25

18

3. Структура нагрузки в подготовительном этапе годичного цикла в УТГ 1 и 2 годов обучения юных лыжников-гонщиков Общая выносливость Специальная выносливость Скоростно-силовая Гибкость (83% респондентов) 70-75

15-20

5

5

Общая выносливость Скоростно-силовая Специальная выносливость Гибкость (17% респондентов) 70-75

15-20

5

5

4. Структура нагрузки в предсоревновательном этапе годичного цикла в УТГ 1 и 2 годов обучения у юных лыжников-гонщиков (из 26% опрошенных тренеров) Общая выносливость Специальная выносливость Скоростно-силовая выносливость Скорость скоростная выносливость Гибкость (38% респондентов) 20-25

45-50

10

10

5

5

Общая выносливость Специальная выносливость Скоростно-силовая выносливость Скоростная выносливость Скорость Гибкость (62% респондентов) 40-45

5

10

25-30

10

5

5. Структура нагрузки в соревновательном этапе годичного цикла в УТГ 1 и 2 годов обучения у юных лыжников-гонщиков. Общая выносливость Специальная выносливость Скоростно-силовая выносливость Гибкость (72% респондентов) 10

55

25

10

Общая выносливость Специальная выносливость Скоростно-силовая выносливость Максимальная скорость Гибкость (28% респондентов) 15

50

15

10

10

6. Отличается подготовка спринтеров на различных этапах подготовки годичного цикла в УТГ 1 и 2 годов обучения у юных лыжников-гонщиков. Не отличается 100

Все респонденты на вопрос, отличается ли подготовка в учебно-тренировочных группах 1 и 2-го года обучения у спринтеров в подготовительном, предсоревнователь-ном и соревновательном этапах от других спортсменов, ответили, что не выделяют отдельно подготовку спринтеров.

ВЫВОДЫ

По данным анкетного опроса и анализа специальной литературы о первосте-пенности в развитии общих физических качеств у юных лыжников-гонщиков, можно

констатировать, что мнения тренеров и теоретиков совпали.

Несмотря на изменение программ соревнований, и появления новых (спринтерских) дистанций государственная типовая программа для системы дополнительного образования детей: ДЮСШ, СДЮСШОР от 2003г. не отвечает существующим требованиям для воспитания спортсменов на спринтерские дистанции в лыжных гонках.

В свете изменения регламента соревнований, в частности появления спринтерской специализации, для развития способности скорости передвижения по дистанции, увеличивается доля скоростно-силовой подготовки.

Контактная информация: [email protected] УДК 37.013

ВЫЖИВАНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ КАК

НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

Вячеслав Васильевич Миронов, заслуженный работник физической культуры РФ, доктор педагогических наук, профессор,

Валерий Лукич Пашута, заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор,

Военный институт физической культуры,

Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме обеспечения безопасности и выживания человека при автономном пребывании его в экстремальных условиях окружающей среды. Она требует всестороннего рассмотрения и поиска эффективных путей для своего разрешения в связи с явно просматривающейся закономерностью: чем выше техническая оснащенность человека, тем он менее приспособлен к борьбе за выживание в безлюдных районах Крайнего Севера, в удаленных районах пустыни, в бескрайних просторах морей и океанов.

Ключевые слова: выживание, экстремальные условия окружающей среды, факторы и стрессоры выживания.

SURVIVAL IN THE EXTREME CONDITIONS OF THE ENVIRONMENT AS A

SCIENTIC PROBLEM

Vyacheslav Vladimirovich Mironov, the honored scientist ofphysical culture of the Russian Federation, doctor of pedagogical sciences, professor,

Valeriy Lukich Pashuta, the honored scientist of the higher school of the Russian Federation, doctor of pedagogical sciences, professor Military Institute of Physical Training,

St.-Petersburg

Annotation

The article is devoted to the actual problem of ensuring the security and survival of a mаn during his autonomous being in extreme conditions of the environment. It demands all-round consideration and search of the effective ways for its decision in connection with evidently seen reality: the higher the technical equipment of a man, the worse he is adapted for survival in the deserted areas of the Far North, in the remote deserts, at the endless areas of seas and oceans.

Keywords: survival, extreme conditions of the environment, factors and stressors of survival.

ВВЕДЕНИЕ

В реальной жизни и в боевой практике войск проблема обеспечения безопасности, даже при кратковременном пребывании человека в экстремальных условиях является важной теоретической и практической задачей.

ФАКТОРЫ И СТРЕССОРЫ ВЫЖИВАНИЯ

Перед людьми, которые оказались в условиях автономного существования, с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.