Научная статья на тему 'Структура судебной власти в Бразилии: уголовное преследование в свете недавних реформ Уголовно-процессуального кодекса (перевод профессора Н. Е. Крыловой)'

Структура судебной власти в Бразилии: уголовное преследование в свете недавних реформ Уголовно-процессуального кодекса (перевод профессора Н. Е. Крыловой) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1305
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / JUDICIARY / УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ / CRIMINAL PROSECUTION / НАКАЗАНИЯ / PENALTIES / РЕФОРМЫ / REFORMS / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС / CRIMINAL PROCEDURE CODE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Оливейра Т.Б.

В статье представлен краткий анализ структуры судебной власти в Бразилии, очерченной Конституцией 1988 г., с особым акцентом на уголовную юрисдикционную структуру. Вначале мы анализируем органы, которые составляют бразильское правосудие, его атрибуты и компетенции, а затем основные функции правосудия. Также рассматриваются виды санкций и правила их применения. Наконец, мы рассматриваем уголовное преследование в Бразилии, начиная с уголовного расследования, видов ареста и уголовного преследования и заканчивая последними изменениями, внесенными законодателем в Уголовно-процессуальный кодекс Бразилии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of the judiciary in Brazil: criminal prosecution in light of the recent reforms of the Code of Criminal Procedure (translation by Professor N. E. Krylova)

The article presents a brief analysis of the structure of the judiciary in Brazil, outlined by the 1988 Constitution, with a special emphasis on the criminal jurisdictional structure. First, we analyze the bodies that make up Brazilian justice system, its attributes and competences, and then the basic functions of justice. Also, the types of sanctions and rules for their application are considered. Finally, we examines criminal prosecution in Brazil, starting with a criminal investigation, types of arrest and prosecution, and ending with the latest changes introduced by the legislator into the Code of Criminal Procedure of Brazil.

Текст научной работы на тему «Структура судебной власти в Бразилии: уголовное преследование в свете недавних реформ Уголовно-процессуального кодекса (перевод профессора Н. Е. Крыловой)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2018. № 2

Т. Б. оливейра, доктор права Федерального университета Байя (Бразилия), профессор уголовного права Федерального университета Токантинса (ФУТ), координатор спецкурсов по уголовно-правовым наукам ФУТ, член Международного комитета франкоговорящих пеналистов и Международной ассоциации уголовного права*

структура судебной власти в Бразилии: уголовное преследование в свете недавних реформ уголовно-процессуального кодекса1

В статье представлен краткий анализ структуры судебной власти в Бразилии, очерченной Конституцией 1988 г., с особым акцентом на уголовную юрис-дикционную структуру. Вначале мы анализируем органы, которые составляют бразильское правосудие, его атрибуты и компетенции, а затем основные функции правосудия. Также рассматриваются виды санкций и правила их применения. Наконец, мы рассматриваем уголовное преследование в Бразилии, начиная с уголовного расследования, видов ареста и уголовного преследования и заканчивая последними изменениями, внесенными законодателем в Уголовно-процессуальный кодекс Бразилии.

Ключевые слова: судебная система, уголовное преследование, наказания, реформы, Уголовно-процессуальный кодекс.

The article presents a brief analysis of the structure of the judiciary in Brazil, outlined by the 1988 Constitution, with a special emphasis on the criminal jurisdictional structure. First, we analyze the bodies that make up Brazilian justice system, its attributes and competences, and then the basic functions of justice. Also, the types of sanctions and rules for their application are considered. Finally, we examines criminal prosecution in Brazil, starting with a criminal investigation, types of arrest and prosecution, and ending with the latest changes introduced by the legislator into the Code of Criminal Procedure of Brazil.

Keywords: judiciary, criminal prosecution, penalties, reforms, Criminal Procedure Code.

1. Структура судебной власти Бразилии. Судебная власть Бразилии имеет следующую структуру: а) Федеральный Верховный суд; б) Национальный совет юстиции; в) Высший суд юстиции; г) феде-

* tarsisbarreto@mail.uft.edu.br

1 Статья представлена в журнал в рамках международного сотрудничества кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МгУ, ранее не публиковалась, оригинал на французском языке. Перевод на русский язык выполнен доктором юридических наук, профессором кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МгУ Н. Е. Крыловой.

ральные региональные трибуналы и федеральные судьи; д) трудовые суды и судьи; е) избирательные суды и судьи; ж) военные суды и судьи; з) суды и судьи штата, федерального округа и территорий.

Федеральный Верховный суд2, наивысшая судебная инстанция Бразилии, состоит из 11 членов, граждан старше 35 и моложе 65 лет, обладающих признанными юридическими знаниями и безупречной репутацией. Они назначаются президентом Республики после одобрения абсолютным большинством федерального Сената.

Федеральный Верховный суд призван охранять Конституцию, осуществлять уголовное преследование и рассматривать следующие дела: а) о конституционности положений какого-либо закона или подзаконного акта федерации либо штата, применяемых в конкретном деле, и о признании какого-либо федерального закона или подзаконного акта соответствующим или не соответствующим Конституции; б) о преступных деяниях общеуголовного характера — президента Республики, вице-президента Республики, членов Национального Конгресса, государственных министров и Генерального прокурора Республики; в) о преступных деяниях общеуголовного характера и «преступлениях ответственности» — государственных министров и военачальников морских, сухопутных и воздушных сил; г) о спорах с участием Бразилии и других стран и международных организаций; д) о спорах об экстрадиции; е) о спорах о компетенции, относящихся к ней; ж) о политических преступлениях; з) о конституционности законов и подзаконных актов; некоторые другие.

Рассмотрим далее Национальный совет юстиции. Он включает 15 членов, избираемых на 2 года, и возглавляется председателем Федерального Верховного суда. По словам К. Джуниора3, Национальный совет юстиции, будучи включенным в систему судебной власти, не обладает судебными полномочиями.

Его миссия заключается в контролировании административной и финансовой деятельности судов, так же как выполнения официальных функций судьями, а кроме того: а) гарантировать независимость судебной власти и соблюдение статуса судей (магистратов); б) осуществлять контроль за административными действиями, осуществляемыми членами судов; в) получать, анализировать и рассматривать жалобы против членов или органов суда; г) сообщать прокурору о

2 По словам Ленцы, в период монархического режима закон от 18.09.1828 г. создал так называемый Верховный суд юстиции. Декрет № 848 от 11.10.1890 г., изданный Временным правительством Республики, организовал Федеральный верховный суд, высший орган юстиции в соответствии со статьями 55 и 56 Конституции Республики 1891 г., фактически созданный 28.02.1891 г. (Lenza P. Direito constitucional esquematizado. Sao Paulo, 2007. P. 525).

3 Cunha JuniorD. da. Curso de direito constitucional. Salvador, 2008. P. 933.

случаях совершения преступлений против публичной администрации или злоупотреблений властью; д) готовить отчеты о судебных разбирательствах и приговорах, вынесенных магистратами; и т. д.

Высший суд юстиции состоит по меньшей мере из 33 членов, назначенных президентом Республики, достигших 35 лет и не старше 65 лет, обладающих признанными юридическими знаниями и имеющих безупречную репутацию, после одобрения кандидатур абсолютным большинством федерального Сената. Помимо других полномочий, он выполняет функцию уголовного преследования и судебного разбирательства: а) за преступления общеуголовного характера — губернаторов штатов и глав федерального округа и за такие же преступления и «преступления ответственности» — судей второй инстанции судов юстиции штатов и федерального округа, членов счетных палат штатов и федерального округа, федеральных региональных трибуналов, региональных избирательных трибуналов и трудовых трибуналов, членов Советов или региональных Счетных палат и сотрудников федеральной прокуратуры, которые выполняют официальные функции в трибуналах; б) промежуточные предписания и постановления «хабеас дата»4 против актов государственного министра, военачальников морских, сухопутных и воздушных войск или их трибуналов; в) споры о подсудности между трибуналами; г) споры о полномочиях между административными и судебными властями федерального правительства или между судебными властями какого-либо штата и административными властями другого штата или федерального округа, либо между этими властями федерального округа и этими же властями федерального правительства; д) случаи, когда сторонами спора являются какое-либо иностранное государство или международная организация, с одной стороны, а с другой стороны — муниципалитет или лицо, пребывающее или постоянно проживающее в стране; и т. д.

Федеральные региональные суды включают не менее 7 судей, отбираемых, когда это возможно, в соответствующем регионе и назначаемых президентом Республики из граждан Бразилии от 30 до 65 лет. Они вправе осуществлять уголовное преследование и судебное разбирательство следующих дел: а) в отношении федеральных судей региона с учетом их компетенции, включая судей военных судов и судей трибуналов по трудовым спорам, по делам об общеуголовных пре-

4 Хабеас дата (лат. habeas data, буквально — «имеешь сведения») — конституционный принцип ряда государств, предусматривающий право гражданина в судебном порядке требовать доступа к любым касающимся его документам, хранящимся в архивах и учреждениях, в том числе специальных службах. Также название соответствующего судебного постановления. Принцип этот является относительно новым и впервые введен в Конституции Бразилии 1988 г. Название дано по аналогии с принципом хабеас корпус (Большой юридический словарь. М., 2010) — прим. переводчика.

ступлениях и «преступлениях ответственности», и прокуроров Министерства юстиции федерального правительства; б) возобновление уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам и их пересмотр в соответствующих случаях в ретрактационном порядке (тем же судьей) в отношении своих решений или решений федеральных судей региона; в) о промежуточных предписаниях и постановлениях «хабеас дата» против акта самого трибунала или какого-либо федерального судьи; г) по вопросам хабеас корпус, если принуждающей властью является федеральный судья; д) о спорах о компетенции между федеральными судьями, подчиненными соответствующему суду; е) апелляционное производство по делам, рассмотренным федеральными судьями и судьями штата во исполнение федеральной компетенции в области их юрисдикции.

Что касается федеральных судей, то в их компетенцию входит рассмотрение: а) споров, когда федеральное правительство, автономное правительственное агентство или федеральная государственная корпорация участвуют в качестве заявителей, ответчиков, правообладателей или должников, за исключением случаев банкротства, несчастных случаев на производстве и случаев, относящихся к компетенции избирательных и трудовых судов; б) споров между каким-либо иностранным государством или международной организацией и муниципалитетом или лицом, постоянно или временно проживающим в стране; в) споров, основанных на каком-либо договоре или соглашении федерального правительства с каким-либо иностранным государством или международной организацией; г) политических преступлений и преступных деяний, совершенных против собственности, служб или интересов федерального правительства или его автономных органов или государственных предприятий; д) преступлений, предусмотренных в международных договорах или конвенциях; е) споров, относящихся к правам человека; ж) преступлений против организации труда, против финансовой системы и экономического и финансового порядка; з) вопросов хабеас корпус в уголовно-правовой области, относящихся к их компетенции; и) промежуточных предписаний и хабеас дата против какого-либо акта федеральной власти; к) преступлений, совершенных на борту водных и воздушных судов; и др.

Система трудовых судов (трудовая юстиция) имеет следующую структуру: Верховный трудовой суд (формируемый из 27 членов, обладающих признанными юридическими знаниями и безупречной репутацией, с возложением на них функции судебного разбирательства, помимо других вопросов, действий, связанных с правом на забастовку, с участием профсоюзов и работников); региональные трудовые суды (включающие не менее 7 судей) и судьи по трудовым делам. Оба последних наделены полномочиями по судебному разби-

рательству действий, следующих из трудовых отношений, в пределах их компетенции.

Система избирательных судов (электоральная юстиция) включает следующие органы: Верховный избирательный суд (включающий семь членов); региональные избирательные суды; избирательные судьи; избирательные советы. Они решают задачу судебного разбирательства действий, связанных с бразильским избирательным процессом.

Что касается системы военной юстиции, то последняя включает: Верховный военный суд (состоящий из 15 пожизненных членов); военные суды и военных судей, которые призваны рассматривать военные преступления, определенные законом, в пределах их компетенции.

Наконец, у нас существуют суды и судьи штатов, которые рассматривают другие вопросы, соблюдая пределы своей компетенции и выполняя свои законные обязанности.

2. Основные функции юстиции. Прокуратура является в Бразилии постоянно действующим институтом, ключевым в выполнении юрис-дикционной функции государства, в задачи которого входит защита юридического порядка, демократического режима, общественных и неотъемлемых индивидуальных интересов; это орган, наделенный функциональной и административной автономией, который включает: а) федеральную прокуратуру; б) трудовую прокуратуру; в) военную прокуратуру; г) прокуратуру федерального округа и территорий; д) прокуратуры штатов.

Федеральная Конституция 1988 г. предоставила прокуратуре Бразилии новые полномочия, поставив ее в положение равенства с остальными республиканскими властями и возложив на нее множество институциональных функций, а также предоставив ей юридические гарантии и инструменты, необходимые для реализации своих целей5.

Прокуратура обладает следующими институциональными функциями: возбуждать, причем обладая на это исключительной монопольной компетенцией, публичный уголовный иск в соответствии с законом; обеспечивать, чтобы публичные власти эффективно соблюдали права, гарантированные Конституцией, принимая необходимые меры для их уважения; организовывать гражданско-правовое расследование и предъявлять публичный гражданский иск для защиты государственной и общественной собственности, окружающей среды и других разнообразных и коллективных интересов; в судебном порядке защищать права и интересы коренных народов; осуществлять внешний контроль за деятельностью полиции, требовать производ-

5 Freitas E. A. de, Souza L. F. O Ministério Público e a sua posigao na ordem constitucional de 1988 // Revista do Ministério Público do Estado de Goiás. Goiania, 2013. P. 77.

ства следственных действий и начало производства полицейского дознания по тем или иным делам, а также некоторые другие функции.

Наконец, на федеральном уровне и уровне штатов осуществляется специальная функция защиты публичных интересов. На федеральном уровне для ее реализации существует Генеральная служба правовой защиты федерального правительства, чья миссия состоит в том, чтобы представлять его в судебном и во внесудебном порядке. На уровне штатов действует генеральная служба правовой защиты каждого штата, задача которой состоит в представлении соответствующего штата в судебном и во внесудебном порядке.

Гимараеш6 отмечает, что создание специализированного учреждения, отвечающего за все вопросы, связанные со спорами, консультированием и судебными разбирательствами, представляет собой специфичную черту для некоторых стран, таких как Бразилия, Италия и Испания, связанную с возложением судебной защиты и юридического консультирования государства на единственный орган по соображениям эффективности и единообразия.

Следует назвать также корпус государственных защитников, имеющийся во всех штатах федерации, рассматриваемый Конституцией как постоянно действующий институт, способствующий осуществлению юрисдикционной функции государства, с обязанностью юридического консультирования, содействия правам человека и защиты во всех судебных и внесудебных инстанциях прав, индивидуальных и коллективных, нуждающихся лиц, в полном объеме и на безвозмездной основе при условии признания их особого положения.

Отметим также, что Конституция Бразилии признает важную роль частного права, утверждая, что оно играет ключевую роль для отправления правосудия; действия или формы активности адвоката, при осуществлении его профессии и в законодательных пределах, характеризуются неприкосновенностью.

3. Уголовные наказания в праве Бразилии. В Бразилии существуют 3 рода наказаний: а) лишение свободы; б) ограничение прав; в) штраф. В этом отношении федеральная Конституция прямо запрещает (ст. 5, параграф XLVII) применение в нашем законодательстве смертной казни (за исключением случая объявления войны), пожизненного тюремного заключения, принудительных работ, ссылки и жестоких действий7.

6 Guimaraes G. F. A. C. Advocacia de Estado, administragao pública e democracia: a fon-gao da consultaría jurídica na formulagao e execugao de políticas públicas // Revista da AGU. Ano X. N 30. Brasília-DF: 2011. P. 10.

7 В этой связи следует напомнить, что в Уголовном кодексе Бразилии принята так называемая смешанная или эклектическая теория наказания, согласно которой целями наказания являются возмещение, предупреждение и ресоциализация (Oliveira T. B. Pena e racionalidade. Rio de Janeiro, 2017. P. 150).

Наказания, лишающие свободы, делятся на два вида — заточение и заключение. Различие между ними состоит в том, что наказание в виде заточения отбывается в соответствии с тремя видами режима: а) закрытым (с исполнением наказания в учреждении с максимальной или средней безопасностью); б) полуоткрытым (с исполнением наказания в сельскохозяйственной, промышленной колонии или подобном учреждении) и открытым (исполнение наказания в центре полу-свободы или в соответствующем учреждении). Что касается наказания в виде заключения, то оно возможно в форме двух последних режимов — полуоткрытого и открытого.

Таким образом, исполнение наказания в Бразилии является прогрессивным, т. е. осужденные начинают отбывать свои наказания в условиях строгого режима и постепенно при условии соблюдения законодательных требований (объективного и субъективного характера) они переходят к завершению наказания в наиболее благоприятном режиме.

Определение начала исполнения наказания должно соответствовать следующим правилам: а) осужденный на срок более восьми лет должен начинать отбывать его в закрытом режиме; б) осужденный, не являющийся рецидивистом, срок наказания которого составляет от четырех до восьми лет, может с самого начала отбывать его в полуоткрытом режиме; в) осужденный, не являющийся рецидивистом, срок наказания которого равен или ниже четырех лет, может с самого начала отбывать его в открытом режиме.

В закрытой системе осужденный привлекается к труду в течение дня и подвергается изоляции в течение ночи. В бразильских тюрьмах труд не является обязательным (поскольку принудительный труд не допускается8), но осужденный, который работает, имеет право на сокращение наказания таким образом, что три дня работы дают право на сокращение наказания на 1 день. Труд должен также учитывать имеющиеся у осужденного навыки или профессиональную подготовку и должен оплачиваться государством, заключенному гарантируется пособие по социальному обеспечению.

В полуоткрытом режиме осужденный направляется на совместную работу в течение дня в сельскохозяйственную или промышленную колонию либо в аналогичное учреждение. В этом режиме осужденному разрешается работать вне пенитенциарного учреждения, а

8 По словам Коэльо, поскольку заключенный имеет право на труд, если ему отказывают в этом, то государство обязано ему сократить наказание на количество дней, когда осужденный не работал, как если бы они были отработаны, в соответствии со ст. 126 Закона Бразилии об исполнении уголовных наказаний (Coelho Y. C. Curso de di-reito penal didático. Sao Paulo, 2014. P. 305).

также обучаться на курсах повышения квалификации, получать среднее или высшее образование.

Что касается открытого режима, то он базируется на самодисциплине и чувстве ответственности осужденного, поскольку он должен работать вне учреждения без надзора, посещать курсы или выполнять другую разрешенную деятельность, будучи заключенным в течение ночи и выходных дней.

Как подчеркивает Греко9, особенность открытого режима по отношению к предыдущим режимам касается труда, поскольку в закрытых и полуоткрытых режимах выполнение заключенным работы дает ему право покидать учреждение; что касается открытого режима, то не существует законодательного положения о праве покидать учреждение для выполнения работы, поскольку осужденное лицо, которое работает или докажет необходимость осуществления работы, может потребовать этого непосредственно.

Если заключенный не выполняет какое-либо условие, предписанное в более благоприятном режиме, то он возвращается в более строгий режим для исполнения своего наказания. Это называется регрессом.

Согласно Уголовному кодексу Бразилии, заключенный сохраняет все права, которые не затрагиваются утратой свободы, власти должны уважать его физическую и психическую неприкосновенность, что, однако, не помогло избежать в Бразилии появления многочисленных случаев пыток и насилия в отношении заключенных.

Второй тип санкций в уголовном праве Бразилии соответствует санкциям, которые ограничивают права. Они применяются для замены наказаний, лишающих свободы на срок до 4 лет, при условии, что осужденный не является рецидивистом, совершившим умышленные преступления, и что преступление не было совершено с применением насилия или тяжелой угрозы, и что виновность, происхождение, социальное поведение, личность, мотивы и обстоятельства осужденного указывают на то, что замена альтернативным наказанием является подходящей и достаточной.

Наказания, ограничивающие права, представлены в следующих формах: а) денежные взыскания (денежные выплаты потерпевшему, лицам, находящимся на его иждивении, публичному или частному образованию социального характера); б) изъятие собственности и имущества (перешедшего осужденному в результате преступления); в) предоставление услуг сообществу или публичным образованиям (обязанность осужденного предоставлять бесплатные услуги в бла-

9 Огеео Я. Сикс de direito репа1: раЛе 8ега1. Уо1. 1. 16 / Ed. N^61 Щ, 2014. Р. 503504.

готворительных организациях, больницах, школах, детских домах и аналогичных учреждениях); г) временное ограничение прав (виды которого могут быть следующими: запрещение исполнять обязанности, публичную деятельность или занимать выборную должность; запрещение заниматься профессией, деятельностью или каким-либо ремеслом, предполагающими специальную лицензию, предоставление права или разрешение правительства; приостановление действия разрешения или водительских прав; запрещение посещать определенные места); д) ограничение на выходные дни (обязательство оставаться по субботам и воскресеньям, в течение 5 часов ежедневно, в центре, реализующем режим «полусвободы», или в другом соответствующем учреждении, где осужденному могут быть предоставлены уроки и лекции либо возможно проведение образовательных мероприятий.

Третий тип наказания, разрешенного к применению бразильским законом, — это санкция в виде штрафа, заключающаяся в уплате денежной суммы в Национальный пенитенциарный фонд (БРК), размер которой фиксируется судом и определяется в ежедневных ставках10, количество которых составляет от 10 до 360. Точный размер ежедневной ставки фиксируется судом и не может быть менее одной тридцатой минимальной заработной платы в Бразилии и более чем в пять раз превышать данную зарплату.

Следует также отметить, что в соответствии со ст. 75 Уголовного кодекса Бразилии срок тюремного заключения в Бразилии не может превышать 30 лет.

Существуют некоторые уголовно-правовые льготы, предоставляемые осужденным в Бразилии, в частности отсрочка (помещение в режим испытания) и условно-досрочное освобождение.

Благодаря отсрочке, исполнение тюремного заключения, не превышающего двух лет, может быть отсрочено на срок от двух до четырех лет (испытательный срок) при условии: что осужденный не является рецидивистом, совершившим тяжкое преступление; что виновность, предшествующий образ жизни, социальное поведение и личность заключенного, а также причины и обстоятельства допускают предоставление отсрочки; что нецелесообразно заменять ее ограничением прав.

Отсрочка применяется при условии, что невозможно заменить лишение свободы какой-либо санкцией, ограничивающей права (устанавливаемой в пределах 4 лет). Таким образом, учитывая, что отсрочка является субсидиарным институтом, связанным с приме-

10 Согласно лекциям Эстефама, реформа УК Бразилии 1984 г. установила систему штрафо-дней, пересмотрев все положения УК и специальных законов, предусматривающих денежные санкции в фиксированном размере (Estefam A. Direito penal: parte geral. V. 1. Sao Paulo, 2010. P. 330).

нением альтернативного наказания, Капез11, уточняя, подчеркивает, что существуют только три случая применения отсрочки в Бразилии: а) умышленные преступления, совершенные с применением насилия или тяжкой угрозы, для которых назначенное наказание равно или менее двух лет; б) осужденный, который в порядке рецидива совершает какое-либо умышленное преступление, за которое предыдущим наказанием был штраф; в) осужденный, который в порядке рецидива совершает какое-либо неумышленное преступное деяние.

Что касается условно-досрочного освобождения, то оно состоит в досрочном освобождении заключенного, осужденного на срок менее двух лет, при условии, что он: а) отбыл более одной трети наказания, не является рецидивистом, совершившим тяжкое преступление и хорошо зарекомендовал себя; б) отбыл более половины наказания, является рецидивистом, совершившим тяжкое преступление, имевшим удовлетворительное поведение в течение срока отбывания наказания, хорошие показатели работы, которая ему была назначена, и способность обеспечивать свои потребности честным трудом; в) возместил, за исключением случаев, когда это невозможно сделать, ущерб, причиненный преступным деянием; г) отбыл более двух третей наказания в случае осуждения за какое-либо особо порицаемое преступление, пытки, незаконный оборот наркотиков и аналогичных веществ, терроризм при условии, что он не является специальным рецидивистом в преступлениях такого рода.

Лица, имеющие психические расстройства, являются объектом не санкций, а мер безопасности и должны быть направлены в учреждение, обеспечивающее больничные условия и лечение. Меры безопасности предполагают два режима: I — госпитализация в специально оборудованную больничную палату и психиатрическое лечение или, при невозможности, в другом соответствующем учреждении; II — прохождение амбулаторного лечения. В отличие от наказания, мера безопасности не имеет установленной даты окончания, она имеет неопределенную продолжительность — вплоть до констатации врачами момента утраты заключенным опасности.

4. Уголовное преследование в Бразилии. Расследование в Бразилии осуществляется полицией, т. е. происходит в форме дознания, и его целью является установление обстоятельств совершения преступных деяний и лиц, их совершивших. В настоящее время признано, что прокуратура также имеет полномочие по производству расследования исходя из принципа теории подразумеваемых полномочий. Однако до сих пор не существует законодательства, определяющего случаи, при которых полномочия передаются этому органу и как, в

11 CapezF. Curso de direito penal: parte geral. Sao Paulo, 2012. P. 515.

течение какого срока и на основании каких правил она должна действовать.

Предельный срок завершения полицейского дознания составляет 10 суток (если обвиняемый был арестован за очевидное преступление или если он был подвергнут предварительному заключению) или 30 суток (если обвиняемый находится на свободе, под залогом или нет). Этот срок может быть продлен, если обвиняемый находится на свободе, если комиссар полиции обоснует сложность расследования. Как только полицейское дознание будет завершено, его результаты должны быть представлены правосудию, что означает передачу материалов дознания в прокуратуру, которая, в свою очередь, может выдвинуть против обвиняемого обвинительное заключение, или прекратить производство по делу. Однако прокуратура может потребовать возвращения уголовного дела в полицейский орган для проведения дополнительных следственных действий, необходимых для составления обвинительного заключения.

Как правило, прокуратура возбуждает уголовное преследования, направляя обвинительное заключение в течение 5-суточного (если обвиняемый арестован) и 15-суточного (если обвиняемый находится на свободе) срока, исчисляемого начиная с даты поступления уголовного дела из полицейского органа.

Согласно Пачелли и Фишеру 12, в ходе уголовного преследовании прокуратура реализует не право на публичный уголовный иск, а обязанность иска, имея в виду, что прокуратура подчинена принципу обязанности. Таким образом, убедившись в наличии преступления, а также установив его исполнителя, и при условии рассмотрения наличия формальных условий для осуществления соответствующего уголовного преследования, прокурор должен представить уголовное дело на рассмотрение судебной власти.

По делам о некоторых специфичных преступлениях (таких как преступления против чести) жалобу может подать потерпевший или его законный представитель. В этом случае предельный срок подачи жалобы составляет 6 месяцев. Это случаи частного обвинения. Как отмечает Мирабэт13, хотя право наказания (juspuniendi) принадлежит исключительно государству, оно в отдельных случаях передает индивиду право обвинять (jus acusationis) таким образом, чтобы право наказания оставалось в руках государства, однако индивид имел право действовать.

При постановлении приговора судья должен основывать свое убеждение на свободной оценке доказательств, полученных в соответ-

12 Pachelli E., Fisher D. Comentários ao código de processo penal e sua jurisprudencia. Sao Paulo, 2013. P. 61.

13 Mirabete J. F. Processo penal. Sao Paulo, 2007. P 106.

ствии с принципом состязательности, а не исключительно на информации, собранной в ходе дознания. В уголовном процессе Бразилии не допускаются незаконные доказательства, то есть доказательства, полученные в нарушение конституционных и правовых норм, и в этом случае они должны быть исключены из дела, что также подчас означает официальное признание недействительности того или иного следственного действия.

Что касается ареста, то он допускается в уголовном процессе Бразилии под разными видами. Во-первых, у нас существует задержание при очевидном преступлении 14, которое является мерой самозащиты общества, характеризующейся лишением свободы передвижения того, кто был застигнут на месте совершения преступного деяния; он должен быть исполнен независимо от наличия или отсутствия предварительного судебного разрешения и рассматривается как форма официального начала полицейского дознания. Заметим, что задержание при очевидном преступлении может стать превентивным, если наличествуют требования ст. 312 Уголовно-процессуального кодекса или если различные меры предосторожности при задержании недостаточны.

Применительно к задержанию при очевидном преступлении значительные изменения имели место в Бразилии начиная с 2015 г. Федеральный Верховный суд, учитывая хаос бразильской тюремной системы, предписал принятие неотложных мер для введения в действие судьями и трибуналами страны слушаний по задержанию. В этом отношении слушания по задержанию были уже предусмотрены в Пакте Сан-Хосе, Коста-Рика (международное соглашение, подписанное Бразилией), но до сих пор не применялись в стране. С 2015 г. они стали применяться во всех штатах федерации, играя ключевую роль в том, чтобы служить конституционным фильтром для установления возможных нарушений или злоупотреблений при арестах, влекущих в этом случае освобождение обвиняемого (при условии соблюдения мер защиты) посредством использования электронного браслета на лодыжке, и ответственность должностных лиц за допущенные гипотетические эксцессы.

Другой вариант ареста — это временный арест. Он применяется:

а) если он необходим для осуществления полицейского дознания;

б) если обвиняемый не имеет постоянного места жительства или не

14 Задержание при очевидном преступлении — это мера, ограничивающая свободу, мера предосторожности и процессуальная мера, состоящая в аресте тех, кто был застигнут в ходе совершения или вскоре после совершения уголовно-наказуемого деяния (преступление или уголовное правонарушение), или также владеющих орудиями, оружием и предметами, которые подразумевают, что речь идет об исполнителе преступного деяния (Ishida V.K. Processo penal. Sao Paulo, 2009. P. 161).

предоставляет необходимую информацию для установления его личности; в) когда существуют веские причины, соответствующие любому признанному в уголовном праве доказательству, что обвиняемый был исполнителем или соисполнителем преступления.

Временный арест длится пять суток и может быть продлен на тот же срок в случае доказанной необходимости. В случае особо предосудительного преступления временный арест должен составлять 30 суток и также может быть продлен на тот же срок в случае доказанной необходимости.

Еще один вид ареста называется предварительным заключением в силу ст. 311—316 Уголовно-процессуального кодекса Бразилии. Это предупредительная мера заключения, посредством которой законодатель стремится в соответствии с определенными критериями, установленными законом, найти баланс между правом на личную свободу и правом на общественную безопасность.

Предварительное заключение может быть предписано на любой стадии полицейского дознания или судебного производства, или, иначе говоря, в любой момент между началом полицейского дознания вплоть до момента, когда приговор вступит в законную силу, причем не существует предельного срока для этого заключения.

Поскольку предварительное заключение является крайней мерой, должны быть доказательства против лица, совершившего преступление, а также доказательства самого преступления (в материальном смысле). Кроме того, оно может применяться только по следующим основаниям, предусмотренным в ст. 312 Уголовно-процессуального кодекса: а) как гарантия общественного порядка (если пребывание обвиняемого на свободе представляет значительную опасность для общества в силу установленной вероятности того, что он совершит другие преступления); б) для обеспечения экономического порядка (для сохранения экономического порядка и наказания преступлений против национальной финансовой системы); в) как гарантия предварительного расследования по уголовным делам15 (если обвиняемый, находящийся на свободе, препятствует поиску информации при проведении полицейского расследования); г) для применения уголовного закона (обеспечить, чтобы интересы уголовного правосудия не были поставлены под угрозу); д) в случае нарушения какой-либо меры, отличной от меры заключения (когда осужденный

15 По мнению Мачадо, предварительное расследование должно быть гарантировано таким способом, если, например, исполнитель преступного акта, находящийся на свободе, может вмешиваться в собирание доказательств либо путем уничтожения следов, образующих вещественные доказательства, либо угрожая свидетелям и экспертам, либо даже уничтожая и предоставляя другие негодные доказательства (документы, вещи и т. д.) (Machado A.A. Curso de processo penal. Sao Paulo, 2009. P. 463).

не соблюдает некоторые предупредительные меры, отличные от мер заключения, ранее предоставленные судьей в его пользу).

5. основные изменения в уголовном процессе Бразилии. В рамках уголовного процесса Бразилии в последние годы произошли важные изменения. Одно из них было введено Законом 11.719 от 2008 г., который предусмотрел существенную реформу процесса. Поскольку намерение законодателя заключалось в том, чтобы облегчить рассмотрение дела, судебное следствие и слушание дела должны проводиться, как правило, в одном заседании с концентрацией процессуальных действий (может быть, однако, необходимо разделить слушание, учитывая сложность дела). Таким образом, как правило, в ходе одного следственного и судебного слушания реализуются следующие процессуальные этапы: получение показаний потерпевшего, допрос свидетелей обвинения и защиты, заслушивание заключений экспертов, производство очных ставок, предъявление для опознания лиц и вещей, после чего уже допрашивается обвиняемый. В этом отношении данная реформа была проведена в интересах защитников, поскольку они теперь могут готовить защитительную позицию для своих клиентов уже после этапа исследования доказательств в следственном и судебном слушании. Другими словами, к моменту допроса обвиняемого он знает уже обо всех собранных и исследованных в его отношении доказательствах.

Еще одно важное изменение произошло в суде присяжных. Согласно Конституции Бразилии, суд присяжных обладает полномочиями судить умышленные преступления против жизни, а именно: умышленное убийство, подстрекательство, склонение или содействие самоубийству, детоубийство и аборт. Что касается производства в суде присяжных, то изменения были внесены Законом 11.689 2008 г. Из числа этих изменений можно назвать: а) снижение минимального возраста с 21 года до 18 лет для участия в жюри присяжных; б) возможность оправдания обвиняемого профессиональным судьей, если было доказано, что отсутствует сам факт преступления; что обвиняемый не является исполнителем или участником факта; что этот факт не является уголовно-наказуемым деянием; если будет доказано, что это случай освобождения от наказания или исключения преступности деяния. (Это изменение является значимым, поскольку позволяет обвиняемому избегать излишнего судебного преследования на пленарном заседании перед присяжными); в) отмену специального способа обжалования, который именовался «требованием нового жюри», если назначаемое наказание было равно или более 20 лет, и предоставлялся защите предыдущим законом; г) возможность осуществлять защиту даже без присутствия обвиняемого; д) прекращение голосования при наличии более трех голосов для оправдания или

осуждения обвиняемого (поскольку число присяжных заседателей в Бразилии составляет семь, законодатель признал, что нет необходимости продолжать голосование по каждому пункту до конца, что обеспечило защиту жюри от возможного недовольства обвиняемых и их семей, а также анонимность участников этого жюри).

Закон 12.403 2011 г. с поправками, внесенными Законом 13.257 2016 г., также внес важные изменения в уголовный процесс Бразилии. Одно из этих изменений касается применения режима домашнего ареста, предусмотренного ст. 317 и 318 Уголовно-процессуального кодекса, который состоит в заключении обвиняемого в месте его жительства в следующих случаях: а) если лицу более 80 лет; б) если оно крайне ослаблено тяжелой болезнью; в) если это необходимо для предоставления со стороны обвиняемого специального ухода лицу в возрасте до 6 лет или инвалиду; г) если речь идет о беременной женщине; д) если это женщина с ребенком в возрасте 12 лет или младше; е) если это мужчина, осуществляющий в одиночку уход за ребенком в возрасте 12 лет или младше. Отметим, что во всех этих случаях для применения домашнего ареста судья потребует доказательства наличия требований, установленных в этой статье.

Другое изменение, внесенное в Уголовно-процессуальный кодекс Бразилии и введенное Законом 12.40316, относится к учреждению так называемых мер предосторожности, отличных от мер заключения17, которые должны применяться с учетом необходимости и тяжести преступления, обстоятельств деяния и личных условий жизни обвиняемого. Другими словами, закон предусматривает варианты, которые благоприятствуют обвиняемому, не позволяя ему быть арестованным без необходимости. Были установлены следующие меры предосторожности, отличные от мер заключения: I — регулярно являться в трибунал во время и на условиях, определенных судьей, чтобы сообщать и объяснять свою деятельность; II — запрещение входа или посещения определенных мест; III — запрещение вступать в контакт с определенным лицом; IV — запрещение отсутствовать в суде, если такое присутствие является полезным или необходимым для расследования; V — обязанность находиться дома ночью и в выходные дни, если лицо, являющееся объектом расследования, или обвиняемым имеет постоянное место жительства и постоянную работу; VI — вре-

16 Закон 12.343 / 11 установил перечень временных, альтернативных мер и отличных от мер тюремного заключения, которые могут даже быть предписаны независимо от предварительного заключения либо даже изолированно или кумулятивно (Polastri Lima M. Curso de processo penal. Brasilia, 2014. P. 752).

17 Они имеют замещающий характер, т. е. являются альтернативой временному аресту, сохраняя предварительное заключение в качестве последнего используемого инструмента (Lopes Jr.A. Direito processual penal. Sao Paulo, 2012. P. 853).

менное прекращение исполнения публичных функций или экономической деятельности, когда существует опасение их использования для совершения уголовно наказуемых деяний; VII — временное заключение обвиняемого в случае преступлений, совершенных с применением насилия или тяжкой угрозы, если эксперты пришли к выводу, что они могут быть вменены ему в вину, в том числе частично, и что существует риск повторения преступления; VIII — залог по делам о преступных деяниях, в рамках которых он может применяться, для обеспечения явки на процессуальные действия, для избежания воспрепятствования производству по уголовному делу или в случае необоснованного противодействия какому-либо судебному решению; IX — электронный надзор.

Следует отметить, что поправки, внесенные в уголовно-процессуальное законодательство Бразилии в течение последних лет, направлены на то, чтобы привести в соответствие Уголовно-процессуальный кодекс, принятый в 1941 г., духу нормативных положений федеральной Конституции 1988 г. Вместе с тем в настоящее время новые проекты законодательных изменений рассматриваются и обсуждаются Национальным конгрессом Бразилии после многочисленных публичных дискуссий с участием депутатов, сенаторов и многих юристов.

Список литературы

1. Capez F. Curso de direito penal: parte geral. Sao Paulo, 2012.

2. Coelho Y. C. Curso de direito penal didático. Sao Paulo, 2014.

3. Cunha Júnior D. da. Curso de direito constitucional. Salvador, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Estefam A. Direito penal: parte geral. V. 1. Sao Paulo, 2010.

5. Freitas E. A. de, Souza L. F. O Ministerio Público e a sua posigao na ordem constitucional de 1988 // Revista do Ministerio Público do Estado de Goiás. Goiania, 2013.

6. Greco R. Curso de direito penal: parte geral, V. 1. Niterói; RJ, 2014.

7. Guimaraes G.F.A.C. Advocacia de Estado, administrado pública e democracia: a fungao da consultoria jurídica na formulado e execu^ao de políticas públicas // Revista da AGU. Ano X, N 30. Brasília-DF, 2011.

8. Ishida V. K. Processo penal. Sao Paulo, 2009.

9. Lenza P. Direito constitucional esquematizado. Sao Paulo, 2007.

10. Lopes Jr. A. Direito processual penal. Sao Paulo, 2012.

11. Machado A. A. Curso de processo penal. Sao Paulo, 2009.

12. Mirabete J. F. Processo penal. Sao Paulo, 2007.

13. Oliveira T. B. Pena e racionalidade. Rio de Janeiro, 2017.

14. Pachelli E., Fischer D. Comentários ao código de processo penal e sua jurisprudencia. Sao Paulo, 2013.

15. Polastri Lima M. Curso de processo penal. Brasilia, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.