Научная статья на тему 'Структура, содержание и основные принципы профессиональной подготовки студентов в педагогическом колледже'

Структура, содержание и основные принципы профессиональной подготовки студентов в педагогическом колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
933
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / СПЕЦИАЛИСТ СРЕДНЕГО ЗВЕНА / ЗАДАЧИ / ПРИНЦИПЫ / СОДЕРЖАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / PEDAGOGICAL COLLEGE / PROFESSIONAL TRAINING / FOREIGN LANGUAGE / PRIMARY SCHOOL TEACHER / SPECIALIST MIDDLE MANAGERS / TASKS / PRINCIPLES / CONTENT / MOTIVATION / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутузова Зоя Юрьевна

Статья посвящена рассмотрению основных компонентов профессиональной подготовки студентов специальности «Преподавание в начальных классах» углубленной подготовки в области иностранного языка. В результате проведенного теоретического анализа профессиональной подготовки педагогических кадров в области среднего профессионального образования была сформулирована ее сущность, раскрыто содержание и основные принципы в контексте целостного образовательного процесса в педагогическом колледже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутузова Зоя Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура, содержание и основные принципы профессиональной подготовки студентов в педагогическом колледже»

(review)]. Genii ortopedii [The genius of orthopedics], 2007, no. 1, pp. 142-147.

18. Bar-On L, Aertbelien E, Molenaers G, Dan B, Desloo-vere K. Manually controlled instrumented spasticity assessments: a systematic review of psychometric properties. Dev Med Child Neurol. 2014 0ct;56(10):932-50. Available at: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/dmcn.12419/epdf

19. Damiano D. L. Activity, activity, activity: rethinking our physical therapy approach to cerebral palsy. Phys Ther. 2006 Nov; 86(11): 1534-40. Review. DOI: 10.2522/ ptj.20050397. Available at: http://ptjournal.apta.org/content/ 86/11/1534.long

20. Maenpaa H., Jaakkola R., Sandstrom M., Airi T., von Wendt L. Electrostimulation at sensory level improves function of the upper extremities in children with cerebral palsy: a pilot study. Dev Med Child Neurol. 2004 Feb; 46(2):84-90. Available at: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1469-8749.2004.tb00456.x/epdf

21. Shiri S., Feintuch U., Weiss N., Pustilnik A., Geffen T., Kay B., Meiner Z., Berger I. A virtual reality system combined with biofeedback for treating pediatric chronic headache-a pilot study. Pain Med. 2013 May; 14(5):621-7. doi: 10.1111/pme.12083.

УДК 377.8

З.Ю. Кутузова

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор П.И. Образцов Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева

СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Статья посвящена рассмотрению основных компонентов профессиональной подготовки студентов специальности «Преподавание в начальных классах» углубленной подготовки в области иностранного языка. В результате проведенного теоретического анализа профессиональной подготовки педагогических кадров в области среднего профессионального образования была сформулирована ее сущность, раскрыто содержание и основные принципы в контексте целостного образовательного процесса в педагогическом колледже.

Педагогический колледж, профессиональная подготовка, иностранный язык, учитель начальных классов, специалист среднего звена, задачи, принципы, содержание, мотивация, учебный процесс.

The article is focused on the main components of professional training of students of the specialty "Teaching in primary school" with in-depth foreign language training. On the basis of theoretical analysis of professional training of pedagogical staff (vocational education) its content, structure and main principles in the context of a holistic educational process at the pedagogical College were determined.

Pedagogical college, professional training, foreign language, primary school teacher, specialist middle managers, tasks, principles, content, motivation, educational process.

Введение

В Федеральной программе развития российского образования приоритетной является задача: «Надо готовить специалистов, умеющих работать с процессами образования и развития, владеющих способами оформления собственных оригинальных методик и технологий, умеющих рефлексировать собственную педагогическую мыследеятельность, умеющих работать с участниками образовательного процесса любого возраста и любого социально-психологического статуса» [1]. На сегодняшний день педагогический колледж готовит высококвалифицированных специалистов среднего звена, востребованных работодателями по различным специальностям: учителя физической культуры, учителя информатики, воспитатели, учителя начальных классов. Если в советское время специалисту среднего звена, прибывшему работать в образовательное или дошкольное учреждение, приходилось многое познать, и многому научиться, то современный выпускник обязан многое уметь: самостоятельно принимать решения, быть способным к самообразованию и сотрудничеству в коллективе, быть внимательным, обладать профес-

сионализмом и другими качествами, присущими педагогу.

Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить основную структуру, содержание и принципы профессиональной подготовки студентов в педагогическом колледже.

Основная часть

Рассмотрим процесс профессиональной подготовки студентов специальности «Преподавание в начальных классах» углубленной подготовки в области иностранного языка. Основная задача для педагогического колледжа состоит в подготовке специалистов среднего звена, учителей начальных классов, мобильных, владеющих знаниями, способных качественно передавать эти знания детям, способных грамотно организовать обучение на основе гуманизма. В условиях постоянного изменения и усовершенствования образования готовить учителей начальной школы в педагогическом колледже для преподавателей становится все сложнее с каждым учебным годом, система образовательного процесса существует, но обучение происходит традиционно, и многие ме-

тоды и формы устарели. Важно найти решение проблемы подготовки учителей начальной школы в педагогическом колледже в короткий срок, сделать образовательный процесс полезным и приятным как для студентов, так и для преподавателей, подойти к проблеме системно. Рассмотрим профессиональную подготовку студентов в педагогическом колледже с помощью системного подхода, учитывая структурность, целостность, взаимосвязь компонентов. Системный подход позволяет рассмотреть процесс профессиональной подготовки учителей начальных классов в педагогическом колледже как единую структуру с взаимосвязанными компонентами, что является хорошим потенциалом повышения эффективности образовательного процесса.

Структурная схема представляет: задачи, содержание и принципы (см. рисунок). Задачи обучения иностранному языку студентов ставятся в зависимости от цели и представляют собой обучение, т.е. действия обучающихся в педагогическом колледже. Таким образом, задачи целесообразно подразделить на: общеобразовательные, воспитательные, практические. Общеобразовательные задачи направлены на развитие мыслительной деятельности обучающихся, формируют страноведческие знания о стране изучаемого языка, развивают эрудицию студентов, развивают их лингвистические и филологические способности. Воспитательные задачи позволяют формировать нравственные качества личности студентов, построенных на основе гуманизма, позволяющих осуществлять учителям успешное общение с учениками, делая процесс обучения иностранному языку младших школьников легким и интересным.

Воспитательные задачи выполняют главную роль профессионального становления учителей начальных классов. В педагогическом колледже огромное место в профессиональном становлении студентов уделяют эстетическому образованию. Оно представлено в виде «теоретических и ценностных основах эстетической культуры личности, художественном воспитании, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов, эстетическом самообразо-

вании и самовоспитании творческих потребностей» [5].

Практические задачи обучения иностранному языку формируют коммуникативную компетенцию, которая находится в основе всех компетенций и формирует знания, умения студентов использовать иностранный язык на основе грамматических правил, строить фразы, соединять их в текст, владеть необходимой лексикой.

Существенным фундаментом, на котором строится профессиональная подготовка учителей начальных классов углубленной подготовки в области иностранного языка, являются принципы обучения, без которых невозможно взаимодействие студента и преподавателя. Разработкой и изучением принципов обучения иностранному языку занимались такие отечественные и зарубежные ученые, как: Е.И. Пассов, А.П. Старков, П.Б. Гурвич, Г.Е. Ведель, А.Н. Леонтьев, Л.В. Щерба, Г. Палмер, В.Л. Скалкин, Ларсен-Фриман, С. Л. Маккей и мн. др. В современной педагогической и методической литературе выделяют множество принципов обучения иностранному языку, необходимо выделить и классифицировать именно те принципы, которые нужно применять для студентов специальности «Преподавание в начальных классах». Ни одна проблема - отбор и организация материала, выбор упражнений и построение их системы, выбор приемов работы и т.д. - не может быть решена без четкого представления о принципах обучения [3]. Выбор принципов зависит, прежде всего, от самого процесса обучения, цели и задач и конечно содержания образовательного процесса.

Выделим дидактические и методические принципы. Для организации учебного процесса студентов в области иностранного языка необходимы дидактические принципы: сознательности, наглядности, доступности, активности, систематичности, прочности, а также методические принципы, которые типичны для обучения иностранному языку студентов неязыковых отделений. Все принципы учитывают специфику и особенности обучения иностранному языку студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Структура профессиональной подготовки студентов в педагогическом колледже

Рассматривая дидактические принципы, в первую очередь необходимо выделить принцип сознательности, который представляет собой осмысленное изучение иностранного языка на фоне сопоставления его с родным языком. Принцип сознательности часто используют с принципом активности, так как важным правилом принципа активности служит самоконтроль студентов и также активизирует речевые способности обучающихся. Принцип наглядности играет важную роль при обучении иностранному языку, так как студенты специальности «Преподавание в начальных классах», поступившие в колледж, имеют различную языковую подготовку, поэтому для осмысления языкового материала необходимо осуществлять зрительную опору. Для преодоления трудностей материал должен быть доступен всем обучающимся углубленной подготовки в области иностранного языка. Студенты должны быть ориентированы, прежде всего, на понимание учебного материала, осознанно приобретать знания, от принципа систематичности зависит стойкое усвоение языкового материала. Таким образом, дидактические принципы взаимосвязаны между собой.

При обучении иностранному языку особую роль играют методические принципы, так как эти принципы описывают особенности обучения иностранному языку. При обучении иностранному языку студентов классах в первую очередь необходимо основываться на принципе комплексного обучения, что является особенностью образовательного процесса углубленной подготовки обучающихся: обучение устной речи (аудирование, говорение), письменной речи (чтение, письмо).

Принцип учета родного и иностранного языков ученые рассматривают по-разному. При профессиональной подготовке учителей начальных классов с правом преподавания иностранного языка на теоретическом уровне необходимо использовать опору на родной язык, так как данный процесс позволяет лучше усвоить лексику и постепенно овладевать иноязычной речью.

Немаловажен для образовательного процесса в педагогическом колледже принцип взаимодополнения. Обучение иностранному языку происходит комплексно: обучение письму, говорению, аудитив-ным навыкам и чтению. Все аспекты дополняют друг друга, и, чтобы достичь нужного результата, необходима четкая организация процесса обучения. Перечисленные принципы применительны к профессиональной подготовке студентов специальности «Преподавание в начальных классах», они перекликаются и дополняют друг друга. Данными принципами руководствуются как преподаватели, так и студенты. Для достижения нужного профессионального успеха важно использовать перечисленные принципы в четко слаженной системе.

Многие исследователи выделяют в качестве основных компонентов содержания профессионального образования теоретическую подготовку, практическую подготовку и методическую подготовку - это путь к современному образованию. Иными словами, технологичность становится доминирующей характеристикой деятельности человека, означает переход

на качественно новую ступень эффективности, оптимальности, наукоемкости образовательного процесса [2]. В области углубленного обучения иностранному языку теоретическая подготовка состоит в освоении студентами на протяжении трех лет дисциплины «Практический курс иностранного языка», куда входят четыре отдельных аспекта: практика письменной речи, практика устной речи, домашнее чтение, практическая грамматика. Данный процесс обучения студентов происходит параллельно с освоением курса «Иностранный язык», который вводится уже на первом курсе.

Методическая подготовка обучающихся осуществляется благодаря методикам, которые студенты осваивают на протяжении четырех лет обучения в педагогическом колледже. В процессе освоения методик студенты учатся планировать учебно-воспитательную работу в начальной школе, изучают методическую и учебную литературу, учатся организовывать и оценивать свою работу и самое главное -ставить цели и задачи в своей педагогической деятельности, что является трудным для обучающихся, а данный навык нарабатывается благодаря практике. Знать методику - это значит владеть формами, методами и приемами учебного процесса в начальной школе. В педагогическом колледже особое внимание уделяется методической подготовке учителей начальных классов, так как основной задачей профессиональной подготовки студентов является проведение уроков и внеурочных занятий, которые в дальнейшем осуществляются на практике.

Практическая подготовка в педагогическом колледже являет собой важный момент профессиональной подготовки студентов. Практическая подготовка - это заключительный компонент содержания подготовки учителей, его дополняет теоретическая, технологическая и методическая подготовка, которая способствует саморазвитию и самосовершенствованию студентов.

Выводы

Успешная активизация учебной деятельности студентов в педагогическом колледже зависит от теоретической, технологической, методической и практической подготовки, что приводит к последующему развитию содержания образовательного процесса. Исходя из углубленной подготовки студентов в области иностранного языка, следует уделять особое внимание самостоятельной и исследовательской деятельности, так как современное начальное образование постоянно совершенствуется и вводит новые программы и методики, поэтому учителю начальных классов необходимо решать важные проблемы урочных и внеурочных занятий, в том числе и по иностранному языку.

Из вышесказанного следует тот факт, что успешная активизация учебной деятельности студентов в педагогическом колледже зависит от четко сложенной структуры профессиональной подготовки. Учитывая углубленное обучение студентов иностранному языку, следует уделять особое внимание самостоятельной и исследовательской деятельности, так как современное начальное образование постоянно

совершенствуется и вводит новые программы и методики, поэтому учителю начальных классов необходимо решать важные проблемы урочных и внеурочных занятий. От теоретических, технологических и методических знаний зависит практическая деятельность студентов, то, как будет осуществляться учебный процесс в начальной школе, каким образом специалисты среднего звена смогут решать конкретные педагогические задачи на уроках и внеклассных мероприятиях.

Литература

1. Кюбарт Ф. Российская система образования // Народное образование. 2002. №5.

2. Образцов П.И. Основы профессиональной дидактики. Орел: ООО «Горизонт», 2013. 330 с.

3. Пассов Е.И. Основы коммуникационной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989.

4. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: Владос, 2008.

5. Эстетика / под ред. А.А. Радугина. М., 2000.

References

1. Kiubart F. Rossiiskaia sistema obrazovaniia [Russian system of education]. Narodnoe obrazovanie [Education], 2002, no 5.

2. Obraztsov P.I. Osnovy professional'noi didaktiki [Fundamentals of professional didactics]. Orel: OOO «Gorizont», 2013. 330 s.

3. Passov E.I. Osnovy kommunikatsionnoi metodiki obu-cheniia inoiazychnomu obshcheniiu [Fundamentals of communicative methods of teaching foreign language communication]. Moscow: Russkii iazyk, 1989.

4. Podlasyi I.P. Pedagogika nachal'noi shkoly [Education Primary School]. Moscow: Vlados, 2008.

5. Estetika / pod red. A.A. Radugina [Aesthetics / ed. AA Radugin]. Moscow, 2000.

УДК 376.6

И.А. Макеева

Вологодский государственный университет

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

В статье представлены результаты изучения и обобщения историко-педагогического опыта возникновения, становления и развития теории и практики гражданского воспитания детей-сирот с IX века по настоящее время. Представлена периодизация гражданского воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, определена специфика выделенных этапов и дана их краткая содержательная характеристика. Указаны ведущие тенденции и особенности гражданского воспитания детей-сирот в исторической ретроспективе.

Сиротство, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, гражданское воспитание.

Results of the study and best practice of historical and pedagogical experience of emergence, formation and development of the theory and practice of civil education of orphan children since the 9th century are presented in this article. Also you can get acquainted with the periodization of civil education of children without family care, specifics of the allocated stages and their short substantial characteristic. The main tendencies and features of civil education of orphan children are represented in a historical retrospective.

Orphanhood, orphan children, children without parental support, civil education.

Введение

Сиротство сопутствовало развитию человеческого общества, начиная с самых ранних этапов его развития, это нашло отражение в исторических источниках, священных книгах (Ветхом и Новом заветах, Коране), в которых приводится достаточно много упоминаний о сиротах и призывов милосердного отношения к ним.

Обобщение словарно-энциклопедических изданий, научных работ, посвященных различным аспектам сиротства, позволяет рассматривать сиротство в общем виде как социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, которые временно или постоянно по тем или иным причинам (войны, эпидемии, голод, родительская смертность, асоциальный образ жизни родителей, политические, экономи-

ческие, социальные и культурные кризисы) лишены своего семейного окружения.

Система гражданского воспитания детей-сирот прошла длительный поэтапный путь развития от осуществления элементарного воспитания в рамках призрения, постепенного выделения детей-сирот как самостоятельного объекта воспитания до формирования теоретико-методических оснований и организационно-управленческих структур гражданского воспитания детей-сирот. Осмысление феномена «гражданское воспитание детей-сирот» в исторической ретроспективе обнаружило отсутствие систематизации, определения логики историко-временной трансформации данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.