НАУЧНЫЙ ОБЗОР
УДК 37.0(470)
Попова Оксана Сергеевна
Доктор психологических наук, профессор, проректор по научно-методическому обеспечению воспитательной работы, Республиканский институт профессионального образования, [email protected], Минск
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье описана структура современной системы образования в Республике Беларусь, дана количественная характеристика учреждений образования и контингента обучающихся. Представлен анализ основных диссертационных исследований по педагогическим специальностям. Предложены направления научных исследований в области теории и методики профессионального образования для обеспечения эффективной модернизации системы профессионального образования.
Ключевые слова: национальная система образования, педагогическая наука, теория и методика профессионального образования, субъект труда, личностная компетентность, профессиональное развитие, механизмы модернизации профессионального образования.
Динамичные процессы, происходящие в социально-гуманитарной сфере, необходимость обновления подходов в подготовке кадров для инновационной экономики, активная интеграция Республики Беларусь в мировое образовательное пространство требует совершенствования и модернизации всей системы образования.
Начало учебного года в Республике Беларусь ознаменовано проведением ряда мероприятий, направленных на развитие и совершенствование системы образования - Республиканский педагогический совет, Международная научно-практическая конференция «Система государственной аттестации работников высшей квалификации», Съезд ученых. Целью их проведения было обсуждение основных инновационных подходов к совершенствованию системы образования на среднесрочный и долгосрочный периоды, обсуждение актуальных вопросов развития системы образования для обеспечения доступного и качественного образования в соответствии с потребностями инновационной экономики, требованиями информационного общества, образовательными запросами граждан, а также в целях развития потенциала молодежи и ее вовлечения в общественно полезную деятельность. Были выработаны концептуальные подходы к совершенствованию национальной систе-
мы образования для достижения максимального результата для личности и общества.
Национальная система образования Республики Беларусь включает в себя систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, систему профессионально-технического и среднего специального образования, систему высшего образования, систему послевузовского образования, систему дополнительного образования взрослых, систему дополнительного образования детей и молодежи, систему специального образования.
В настоящее время дошкольное образование получают более 418 тысяч воспитанников, общее среднее - около одного миллиона учащихся, профессионально-техническое и среднее специальное - 70 и 118 тысяч человек соответственно. В государственных учреждениях высшего образования обучаются более 290,8 тысяч студентов и 10,6 тысяч магистрантов. Общий студенческий контингент превышает 310 тысяч человек, из них свыше 19 тысяч иностранных граждан. Сегодня в Беларуси 330 студентов на 10 тысяч населения, что соответствует уровню европейских стран.
Образовательные программы дополнительного образования взрослых реализуют около 400 различных учреждений образования и организаций. Повышением
квалификации, стажировкой, подготовкой и переподготовкой ежегодно охвачено около 400 тысяч человек. В системе дополнительного образования детей и молодежи функционируют 297 учреждений, где занимаются 388 тысяч детей.
Для полной реализации образовательных и профессиональных запросов молодежи и взрослого населения создана широкая сеть учреждений, реализующих различные образовательные программы. Подготовку рабочих и специалистов обеспечивают 135 учреждений профе ссионально-техниче ско -го образования (лицеи, колледжи), 159 учреждений среднего специального образования (колледжи). Подготовку специалистов с высшим образованием в стране обеспечивают 42 государственных и 9 частных вузов (34 университета, 9 академий, 8 институтов). В аспирантуре (адъюнктуре) обучается 4 769 человек, в докторантуре - 416 человек.
Современная система воспроизводства научно-педагогических кадров выступает ресурсом развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в сфере образования. Основным звеном системы аттестации научных работников высшей квалификации являются советы по защите диссертаций, которые проводят экспертизу диссертаций по 23 отраслям науки.
Для поддержки и развития отечественных научных школ, способных к осуществлению педагогической деятельности в современной системе образования, необходимо создание условий для формирования у молодежи мотивации связать свою профессиональную деятельность с научной сферой в педагогической отрасли. Так, по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования» тематика диссертационных исследований последних лет была ориентирована на совершенствование подготовки педагога как личности и специалиста, отвечающего вызовам современной образовательной среды и потребностям основных субъектов образовательного процесса: «Развитие конструктивного взаимодействия педагогов в условиях корпоративной культуры учреждения общего среднего образования (Е. А. Петруцкая), «Организация среды профессионального воспитания будущих специалистов в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин»
(Н. И. Демидова), «Технология контроля и оценки результатов обучения иностранному языку на основе компетентностного подхода» (А. А. Воскресенская), «Организационно-педагогические условия развития информационно-образовательной среды учреждения общего среднего образования» (В. З. Сулейманов), «Технология прогнозирования качества дидактического процесса в учреждениях высшего образования» (В. В. Ильяшева) [3; 7; 12].
В качестве субъектов исследования выступают обучающиеся всех уровней образования, однако традиционно приоритет отдается школьникам и студентам: «Учебно-исследовательская деятельность как фактор развития познавательных способностей младших школьников» (А. А. Островская), «Преемственность в формировании культуры здоровья учащихся в начальной и базовой школе» (Л. Н. Башкова), «Формирование эстетических ценностей у учащихся старших классов» (Е. В. Статкевич), «Коммуникативное пространство на занятиях по иностранному языку как средство развития готовности студентов к информационному обмену» (Л. Г. Васильева), «Волонтерская деятельность как средство формирования профессиональной направленности будущих специалистов социально-гуманитарного профиля» (Т. В. Соколова), «Организация многосторонней коммуникации студентов в учреждениях высшего образования (на примере изучения иностранного языка)» (Л. В. Захарьева) [1; 3; 11].
В рамках специальности «Теория и методика обучения и воспитания» исследовательское поле охватывает вопросы методической подготовки учителя, эффективных технологий обучения и воспитания, стимулирования познавательной активности средствами учебных дисциплин и внеурочной деятельности: «Система методической подготовки будущего учителя химии к использованию информационно-коммуникационных технологий» (А. А. Белохвостов), «Методика формирования системы коммуникативных качеств речи у студентов-филологов в процессе взаимосвязанного изучения стилистики и культуры речи» (Г. В. Хомич), «Методическая система повышения эффективности математической подготовки студентов фармацевтических факультетов»
(И. А. Голёнова), «Формирование логического мышленияучащихся 5-8-х классов на основе интеграции образовательных технологий» (Е. Н. Пархоменко), «Формирование математической культуры учащихся 10-11-х классов в интерактивной образовательной среде» (И. К. Сиротина), «Развитие метафоричности речи детей старшего дошкольного возраста» (В. Л. Пашко), «Повышение качества обучения физике на основе комплексного использования реального и виртуального учебного эксперимента» (О. Г. Харазян), «Развитие учебно-интеллектуальных умений младших школьников в процессе дополнительного образования (на примере факультативных занятий по обучению игре на музыкальном инструменте)» (Е. В. Каза-новская), «Развитие творческой активности младших школьников в процессе художественно-конструкторской деятельности» (М. В. Кудейко), «Патриотическое воспитание старшеклассников в условиях эколого-туристской деятельности» (М. В. Лесничен-ко-Роговская) и др. [2; 3; 16].
Востребованными в последние годы становятся исследования в области коррекци-онной педагогики не только в связи с увеличением количества лиц с особенностями психофизического развития и инвалидов, но и по причине изменения самой парадигмы их обучения и воспитания, интеграции этих детей в образовательное пространство наравне со всеми, признания таких детей имеющими особые образовательные запросы, реализации принципов инклюзии в учреждениях образования: «Формирование пространственных представлений как основы профилактики дискалькулии у обучающихся с нарушениями психического развития» (Н. В. Крюковская), «Формирование социально-бытовой компетентности младших школьников с нарушениями зрения» (В. Э. Гаманович), «Формирование функциональной грамотности у старшеклассников с интеллектуальной недостаточностью» (Н. С. Жлудова), «Формирование логической культуры младших школьников с нарушениями зрения на природоведческом материале» (О. В. Лазаревич), «Коррекция нагрузок в физическом воспитании детей 4-6 лет с тяжелыми нарушениями речи» (О. Н. Онищук) и др. [3; 4; 9].
Аналогично высоко следует оценить ак-
тивно проводимые в нашей стране исследования в области теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры и их прикладного аспекта и, как следствие, внедрения полученных результатов в практику подготовки профессиональных спортсменов, сотрудников силовых ведомств, МЧС, пограничных служб; в содержание и учебные программы физической подготовки детей, учащейся и студенческой молодежи.
К сожалению, наблюдается определенный дисбаланс между постоянно развивающейся в Республике Беларусь системой профессионального образования и подготовки кадров и научными исследованиями, проводимыми в рамках специальности «Теория и методика профессионального образования». Традиционно исследования в области теории и методики профессионального образования направлены на изучение закономерностей среднего специального, профессионально-технического и дополнительного образования взрослых, разработку методик и технологий учебно-воспитательного процесса для этих уровней образования. Однако за последние годы количество исследований существенно снизилось, а проблематика носит крайне выборочный и точечный характер: «Формирование ключевых академических компетенций будущих учителей-филологов на этапе ранней профессионализации (в процессе изучения литературоведческих дисциплин)» (Т. Н. Чечко) [17], «Социально-педагогическое проектирование образовательной программы подготовки кадров для высокотехнологичных производств (на примере специальности 2-36 01 56 "Мехатрони-ка")» (В. Н. Голубовский) [5], «Развитие когнитивной мобильности педагога в процессе дополнительного образования взрослых» (Е. А. Поддубская) [13], «Формирование ак-меологической компетентности будущего учителя» (Д. М. Кошман) [8].
Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов является важнейшей задачей сферы образования в обеспечении устойчивого и эффективного развития человеческого капитала и социально-экономического развития Республики Беларусь. Профессиональное образование в нашей стране представлено многоуровневыми, многопрофиль-
ными учреждениями образования, зачастую объединенными в современные образовательные комплексы, реализующие широкий спектр образовательных программ. Современные научные исследования в области теории и методики профессионального образования должны антиципировать мировые тренды в области подготовки кадров, отвечать на вызовы высокотехнологичных производств, учитывать темпы экономического развития, миграционные и интеграционные процессы. Вектор исследований должен быть направлен, прежде всего, на развитие личности субъекта труда - его профессиональной и социальной мобильности, профессиональной и личностной компетентности, готовности к изменению профессиональной и жизненной траектории, допрофессиональную и профессиональную подготовку [14].
Важным представляется выявление и изучение эффективных механизмов:
- взаимодействия учреждений профессионального образования и организаций - заказчиков кадров, вовлечения представителей реального сектора экономики в процесс разработки профессиональных стандартов;
- прогнозирования трудовых функций работников, упреждающего обучения и переобучения трудовых ресурсов;
- оценки квалификаций, полученных формальным и неформальным путём;
- формирования профессионально-трудовой культуры и социально-личностных компетенций учащихся, обусловливающих их профессиональный и личностный рост, культуру труда, профессиональную мобильность, социальную ответственность;
- формирования осознанного профессионального выбора у молодёжи, повышения привлекательности профессионального образования;
- обучения педагогических кадров системы профессионального образования новым компетенциям и др. [6].
Данные предложения нашли отражение в Концептуальных подходах к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 г. и на перспективу до 2030 г., что открывает дополнительные возможности рассматривать научные исследования этих направлений как целевой заказ системы профессионального образования педагогической науке.
Библиографический список
1. Башкова Л. Н. Преемственность в формировании культуры здоровья учащихся в начальной и базовой школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Витебск, 2016. - 27 с.
2. Белохвостов А. А. Система методической подготовки будущего учителя химии к использованию информационно-коммуникационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Минск, 2014. - 29 с.
3. Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Библиотека авторефератов. - URL: http://www.vak.org.by/ library (дата обращения: 25.09.2017).
4. Гаманович В. Э. Формирование социально-бытовой компетентности младших школьников с нарушениями зрения: автореф. дис. . канд. пед. наук. - Минск, 2016. - 26 с.
5. Голубовский В. Н. Социально-педагогическое проектирование образовательной программы подготовки кадров для высокотехнологичных производств: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Минск, 2015. - 29 с.
6. Голубовский В. Н., Попова О. С. Республиканский педагогический совет: основные итоги //
Профессиональное образование. - 2017. - № 4. -С. 3-5.
7. Демидова Н. И. Организация среды профессионального воспитания будущих специалистов в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Минск, 2017. - 33 с.
8. Кошман Д. М. Формирование акмеологиче-ской компетентности будущего учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Минск, 2017. - 29 с.
9. Крюковская Н. В. Формирование пространственных представлений как основы профилактики дискалькулии у обучающихся с нарушениями психического развития: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Минск, 2015. - 26 с.
10. Кулакова Н. О. Проблема качества среднего профессионального образования: социальный и технологический аспект // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 3. - С. 110-113.
11. Островская А. А. Учебно-исследовательская деятельность как фактор развития познавательных способностей младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Минск, 2016. - 29 с.
12. Петруцкая Е. А. Развитие конструктивного взаимодействия педагогов в условиях корпоративной культуры учреждения общего среднего образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Витебск, 2016. - 27 с.
13. Поддубская Е. А. Развитие когнитивной мобильности педагога в процессе дополнительного образования взрослых: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Минск, 2017. - 29 с.
14. Попова О. С. Актуальные проблемы воспитания молодёжи союзного государства в системе профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. - 2015. -
№ 2. - С. 49-52.
15. Ромм Т. А. Социализация и профессиональное воспитание в высшей школе // Высшее образование. - 2010. - № 12. - С. 104-114.
16. Хомич Г. В. Методика формирования системы коммуникативных качеств речи у студентов-филологов в процессе взаимосвязанного изучения стилистики и культуры речи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Минск, 2017. - 26 с.
17. Чечко Т. Н. Формирование ключевых академических компетенций будущих учителей-филологов на этапе ранней профессионализации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Минск, 2015. - 29 с.
Поступила в редакцию 06.10.2017
Popova Oksana Sergeevna
Dr. Sci. (Psychol.), Prof., Vice-rector for Scientific and Methodological Support of Educational work, Republican Institute for Vocational Education, [email protected], Minsk
SCIENTIFIC RESEARCH AS THE CONDITION OF MODERNIZATION OF THE SYSTEM OF EDUCATION
Abstract. The article describes the structure of the modern education system in the Republic of Belarus, gives a quantitative description of educational institutions and the contingent of students. The analysis of the main dissertation research on pedagogical specialties is presented. Directions of scientific research in the field of theory and methodology of professional education are proposed to ensure effective modernization of vocational education system.
Keywords: national education system, pedagogical science, theory and methodology of vocational education, subject of labor, personal competence, professional development, mechanisms for the modernization of vocational education.
References
1. Bashkova, L. N., 2016. Continuity in the formation of culture of health of pupils in primary and basic school. Cand. Sci. (Pedag.). Vitebsk, 27 p. (In Russ.)
2. Tailed, A. A., 2014. System of methodical training of future chemistry teachers use of information and communication technology. Cand. Sci. (Pedag.). Minsk, 29 p. (In Russ.)
3. The higher attestation Commission of the Republic of Belarus. Library abstracts [online]. Available at: http://www.vak.org.by/library (accessed 25.09.2017). (In Russ.)
4. Gamanovich, V. E., 2016. Formation of social competence of younger school students with visual impairment. Cand. Sci. (Pedag.). Minsk, 26 p. (In Russ.)
5. Golubovskii, V. N., 2015. Socio-pedagogi-cal design of the educational program of personnel training for high-tech industries. Cand. Sci. (Pedag.). Minsk, 29 p. (In Russ.)
6. Golubovskii, V. N., Popov O. S., 2017. Re-
publican pedagogical Council: main results. Professional education, 4, pp. 3-5. (In Russ.)
7. Demidova, N. I., 2017. Organization environment professional education of future professionals in the teaching of social-humanitarian disciplines. Cand. Sci. (Pedag.). Minsk, 33 p. (In Russ.)
8. Koshman, D. M., 2017. Formation of acme-ological competence of future teachers. Cand. Sci. (Pedag.). Minsk, 29 p. (In Russ.)
9. Kryukov, N. V., 2015. Formation of spatial representations as the basis for prevention of dyscal-culia among students with disorders of mental development. Cand. Sci. (Pedag.). Minsk, 26 p. (In Russ.)
10. Kulakova, N. O., 2014. The problem of the quality of vocational education: social and technological aspects. Siberian pedagogical journal, 3, pp. 110-113. (In Russ., abstract in Eng.)
11. Ostrovskaya, A. A., 2016. Teaching and research activities as a factor of development of cognitive abilities in primary school. Cand. Sci. (Pedag.). Minsk, 29 p. (In Russ.)
12. Petrucka, E. A., 2016. Development of constructive interaction of teachers in the context of the corporate culture of institutions of secondary education. Cand. Sci. (Pedag.). Vitebsk, 27 p. (In Russ.)
13. Poddubskaya, E. A., 2017. Development of cognitive mobility of the teacher in the process of additional education of adults. Cand. Sci. (Pedag.). Minsk, 29 p. (In Russ.)
14. Popova, O. S., 2015. Actual problems of education of youth of the Union state in the system of professional education. Professional education. Capital, 2, pp. 49-52. (In Russ.)
15. Romm, T. A., 2010. Socialization and professional education in higher school. Higher education, 12, pp. 104-114. (In Russ.)
16. Khomich, V. G., 2017. Method of formation of the system of communicative qualities of speech of students-philologists in the process are interrelated study of stylistics and culture of speech. Cand. Sci. (Pedag.). Minsk, 26 p. (In Russ.)
17. Chechko, T. N., 2015. Forming key academic competences of future teachers-philologists at the stage of early professionalization. Cand. Sci. (Pedag.). Minsk, 29 p. (In Russ.)
Submitted 06.10.2017