Научная статья на тему 'Структура системы контроллинга на торговых предприятиях'

Структура системы контроллинга на торговых предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
478
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА КОНТРОЛЛИНГА / ТОРГОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ И ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЛИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рогуленко Татьяна Михайловна, Виноградова Светлана Анатольевна

В статье рассмотрены вопросы структуры системы контроллинга на торговых предприятиях, исследуются два взаимосвязанных раздела контроллинга стратегический и оперативный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF CONTROLLING SYSTEMS FOR TRADE ENTERPRISES

In the article the questions of the structure of controlling systems for trade enterprises are considered, two interrelated sections of controlling strategic and operational are examined.

Текст научной работы на тему «Структура системы контроллинга на торговых предприятиях»

УДК 657

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА НА ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы структуры системы контроллинга на торговых предприятиях, исследуются два взаимосвязанных раздела контроллинга -стратегический и оперативный.

Ключевые слова: система контроллинга, торговые предприятия, стратегический и оперативный контроллинг.

THE STRUCTURE OF CONTROLLING SYSTEMS FOR TRADE ENTERPRISES

Annotation. In the article the questions of the structure of controlling systems for trade enterprises are considered, two interrelated sections of controlling strategic and operational are examined.

Keywords: controlling system, commercial enterprises, strategic and operational controlling.

Система контроллинга индивидуальна для каждого торгового предприятия. Она уникальна, так как зависит от вида предприятия, его места расположения, жизненного цикла, характера его основной и вспомогательной деятельности, уровня развития и структуры социально-экономического потенциала, эффективности его использования, широты и глубины ассортимента, управления физическими потоками товаров, организации и управления торговыми и складскими площадями, стиля руководства, профессионализма и квалификации кадров, производственной дисциплины, специфики контрагентов и конкурентов, стратегии, типа организационной культуры, рискованности деятельности, потребности в наличии информации и в координации деятельности сферы закупок и сферы продаж, степени интеграции предприятия в различные структуры и др. [8; 9; 10; 11; 14; 19; 20]. Поэтому менеджменту каждого конкретного торгового предприятия необходимо разрабатывать собственную систему контроллинга с учетом особенностей своей внутренней и внешней среды. Тем не менее можно выделить наиболее общие элементы ее структуры [2; 3; 5; 6; 7; 12; 13; 19; 20; 21; 22].

Формирование структуры системы контроллинга может осуществляться с помощью эксперт -ного метода, индексного метода или методом «ходьбы наугад». Проведенные исследования позволяют утверждать, что в структуру системы контроллинга входят следующие взаимосвязанные составляющие: субъектная подсистема, объектная подсистема, методология контроллинга, системы обеспечения, каждая из которых состоит из совокупности элементов (см. рис.).

Субъектная подсистема представляет собой специалиста, специальную группу (или группы) людей, осуществляющих целенаправленное функционирование объекта управления различными приемами и методами управленческого воздействия. Это те лица, подразделения, службы, организации, которые непосредственно занимаются контроллингом на торговом предприятии. К субъектам системы контроллинга торгового предприятия можно отнести внутренние службы, которые входят в структуру самого предприятия: специальные (служба контроллинга или внутренние контроллеры), полу специальные (планово-экономический отдел, бухгалтерия и др.), весь остальной персонал предприятия, который также занимается проблемами контроллинга каждый на своем участке, а также внешние организации, которые находятся за пределами предприятия (аудиторские организации или просто внешние специалисты-контроллеры).

Т.М. Рогуленко С.А. Виноградова

Tatyana Rogulenko, Svetlana Vinogradova

© Рогуленко T.M., Виноградова С.А., 2014

СИСТЕМА КОНТРОЛЛИНГА

СУБЪЕКТНАЯ ПОДСИСТЕМА

Внутренние службы:

- специальные

- полуспециальные

- все остальные

Внешние организации:

- аудиторские

- внешние контроллеры

ОБЪЕКТНАЯ ПОДСИСТЕМА

Учет

Экономический анализ Текущее планирование Контроль

Организация информационных потоков

МЕТОДОЛОГНЯКОНТРОЛЛННГА

Концепция контроллинга: Механизм контроллинга:

- цели - методы

- задачи - инструменты

- функции - методики

- принципы - технология

- стратегии - практика

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Нормативно-правовое Финансовое

Материально-техническое Кадровое Информационное Программное

Организационная культура

Рис. Структура системы контроллинга торгового предприятия

Служба контроллинга оказывает информационную и консультационную поддержку руково -детву предприятия в процессе постановки стратегических целей, а также осуществляет планирование и контроль в процессе их реализации [4; 15; 16; 17; 18]. Основной задачей оперативного контроллин-

га является создание системы эффективного управления, достижение текущих целей торгового предприятия, которые, как правило, выражаются в виде определенного уровня рентабельности и ликвидности организации.

При формировании структуры системы контроллинга торгового предприятия прежде всего следует исследовать два взаимосвязанных раздела контроллинга - стратегический и оперативный. Стратегический контроллинг должен обеспечить эффективное использование конкурентных преимуществ организации в настоящем, а также создание новых источников успешной деятельности в перспективе. Следует отметить, что функционирование любой системы контроллинга осуществляется в рамках действующего нормативного, правового, материально-технического, кадрового обеспечения, организационной культуры и при наличии определенных финансовых ресурсов.

В качестве объектной составляющей выступают такие области менеджмента, как учет, экономический анализ, планирование, контроль. Эти области менеджмента являются не столько составными частями системы контроллинга, сколько инструментальными областями и организационными механизмами, на основе информации от которых система контроллинга реализует свои функции на предприятии.

Методология контроллинга включает в себя концепцию и механизм системы контроллинга. В качестве концепции системы контроллинга выступают такие элементы, как цели, задачи, функции, принципы и стратегия. Формирование системы целей развития системы контроллинга начинается с определения общей цели, выражающей предназначение системы контроллинга. На ее основе определяется комплексная система целевых установок, включающая целевые установки экономического, социального развития и развития системы управления. Проведенный анализ показывает, что основная цель системы контроллинга - обеспечение долгосрочного, эффективного функционирования предприятия в динамичной, нестабильной внешней среде: реализация глобальных и локальных стратегий торгового предприятия в долгосрочной перспективе, сохранение стабильности и успешное развитие предприятия, координация систем планирования, анализа, контроля и информационного обеспечения. Также в соответствии с теорией управления цели организации можно разделить на стратегические и оперативные. При создании стратегических целей предприятия торговли система контроллинга исполняет консультационную и информационную поддержку руководства предприятия в процессе принятия управленческих решений. В частности, она заключается в исследовании и анализе данных о внешней среде предприятия, расчете эффективности инвестиционных проектов, сравнении с конкурентами и т.д. При организации оперативных целей предприятия система контроллинга оказывает методическую, аналитическую и информационную поддержку планирования и координацию этих планов на предприятии торговли. Следует отметить, что конкретные цели системы контроллинга зависят от миссии, специализации, масштабов и целей деятельности самого торгового предприятия.

К основным задачам системы контроллинга, по нашему мнению, относятся:

— комплексное планирование;

— систематический сбор, группировка, анализ, правильная интерпретация и

эффективный обмен информацией;

— качественный бухгалтерский учет;

— эффективный контроль;

— формирование оптимальных организационных структур контроллинга.

Основными функциями системы контроллинга являются:

— интегрирующая;

- координация управленческой деятельности по достижению целей торгового предприятия;

- информационно-сервисная (своевременное и точное предоставление необходимой информации руководству для принятия управленческих решений и их корректировки);

- обеспечение рациональности управленческого процесса ;

- поддержка процесса управления предприятием;

- реализация результатов, предполагающая доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Ряд авторов выделяют такие принципы контроллинга, как [1]:

- принцип движения и торможения предполагает, что для обеспечения длительного и устойчивого существования организации необходимы ее рост, развитие и, как следствие, стабильное получение прибыли. Рост означает увеличение продажи товаров и услуг ;

- принцип своевременности. В условиях быстро развивающего рынка руководству необходимы постоянно обновляемые данные о внешней и внутренней среде и результаты их анализа для принятия решений;

- принцип стратегического сознания означает, что любое действие и решение должно оцениваться в первую очередь с позиций его соответствия стратегическим программам;

- принцип документирования, который позволяет определить соблюдались ли цели и задачи стратегического контроллинга, в любой момент можно определить посылающего и принимающего информацию, ее содержание и дату.

Ключевую роль в концепции системы контроллинга торгового предприятия играет стратегия. Так, именно стратегия системы контроллинга устанавливает цели, задачи, функции, принципы и инструменты по достижению заданных показателей деятельности предприятия торговли в долгосрочной перспективе.

Механизм системы контроллинга представляет собой такие составляющие, как методы, инструменты, методики, технология и практика.

Можно выделить две группы инструментов системы контроллинга:

- оперативные инструменты контроллинга, к которым относятся: анализ ABC, анализ показателей заказа, оптимизация заказов, анализ порога прибыли, анализ узких мест, анализ доходности инвестиций ROI, анализ районов сбыта, функционально-стоимостной анализ, анализ XYZ и др.;

- стратегические инструменты контроллинга, к которым относятся: сбалансированная система показателей, установление новых стандартов для результатов хозяйственной деятельности, аутсорсинг, анализ конкуренции, бюджетирование, анализ отклонений и их причин, SWOT-анализ, STEP-анализ, анализ потенциала и др.

Оперативные и стратегические инструменты системы контроллинга необходимо внедрять постепенно с учетом специфики предприятия. Чем лучше и последовательнее используются отдельные инструменты, тем эффективнее система контроллинга. Благодаря разнообразию возможностей применения отдельных инструментов и их комбинации можно улучшить работу на всех участках торгового предприятия [26].

Кроме учета затрат, расчета показателей финансового состояния предприятия, оптимизации налоговых выплат к методикам системы контроллинга относится создание систем расчетов, на основании которых принимаются корректирующие решения, основным критерием оптимальности которых будет являться достижение целей торгового предприятия. Технологией системы контроллинга являются те IT-технологии, которые каждое конкретное предприятие выбрало непосредственно для

себя, опираясь иа имеющуюся систему обеспечения и конечную цель, которую ставит перед собой система контроллинга на предприятии. Практика заключается в уже разработанной и внедренной системе контроллинга или ее отдельных элементов, ее постоянной адаптации применительно к меняющейся внутренней и внешней среде предприятия, а также опыт других отечественных и зарубежных хозяйствующих субъектов.

Возможность вхождения организационной культуры в структуру системы контроллинга определяется ее свойствами (всеобщностью, ненормальностью и устойчивостью) и функциями, наиболее полно характеризующими ее. Выполняя свои функции (охранную, интегрирующую, регулирующую, замещающую, приспособления предприятия к нуждам общества, образовательную, воспитательную и пр.), организационная культура дополняет формальные составляющие контроллинга, способствуя тем самым более эффективному воздействию его на торгово-хозяйственный про -цесс, достижение поставленных целей.

Одной из важнейших частей структуры системы контроллинга на торговом предприятии является информационное обеспечение наряду с такими элементами, как цель, задачи, функции, методы и инструменты, программное обеспечение. Также хотелось бы отметить, что предпосылкой функционирования системы информационного обеспечения является компьютерная техника, техническое оснащение предприятия и, как следствие, программное обеспечение.

Процесс информационного обеспечения можно разделить на несколько этапов:

— определение информационных потребностей: какая информация нужна, какому получателю, с какой точностью, с какой актуальностью и с какими временными интервалами;

— сбор и обработка информации: отбор и определение внутренних и внешних источников информации, а также сроков; учет затрат на информацию и пользы ее получения; сжатие, объединение, связь или детализация информации;

— передача информации и ее интерпретация: выбор возможности подачи информации (графически, в таблицах, в формулах), интерпретация чисел и показателей (раскрытие причин и следствий, предложение вариантов действий, мероприятий и правил принятия решений, проведение тренингов);

— хранение информации и ее дальнейшая рациональная обработка: выбор технического оснащения для хранения информации и инструментария из сферы информационных технологий [25].

Программное обеспечение контроллинга включает разнообразные информационно-поисковые, справочные системы (Гарант, Кодекс, Закон, КонсультантПлюс и др.), системы комплексной автоматизации предприятия (Axapta Retail, Navision, SAP R/3, Oracle E-Business Suite, J.D.Edwards OneWorld, «1С:Предприятие 8.0. Управление торговлей», «Галактика», «Парус», КИС «АС+» идр.).

На наш взгляд, система контроллинга торгового предприятия зависит от вида и специфики предприятия торговли, характера его основной и вспомогательной деятельности, месторасположения, стратегий, типа организационной культуры, степени интеграции предприятия в различные структуры. Таким образом, структура системы контроллинга торгового предприятия неоднородна, является формой адаптации системы к внутренней и внешней средам торгового предприятия и должна отвечать потребностям, целям и задачам конкретного предприятия. Система должна быть сформирована так, чтобы оставаться целостной в течение длительного периода времени и быть достаточно гибкой, чтобы при необходимости можно было осуществить ее модификацию и переориентацию с учетом потребностей и возможностей предприятия. В связи с тем, что система контроллинга является своеобразным механизмом саморегулирования на предприятии, обеспечивающим обратную взаимосвязь в контуре управления, выполняет функцию поддержки процесса управления, очень актуальной становится разработка модели построения эффективной системы контроллинга.

Библиографический список

1. Анискин Ю.П. Планирование и контроллинг: учеб. по специальности «Менеджмент орг.» / Ю.П. Анискин, A.M. Павлова. - 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2005. - 280 с. - (Успешный менеджмент).

2. Бодяко A.B. Оценка порядка учета и контроля составных элементов системы формирования человеческого капитала и возможностей его совершенствования в организациях сферы образовательной деятельности // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 3. - С. 192-196.

3. Бодяко A.B. Разработка внутрифирменных документов по оплате труда и расчетам с работниками в соот-ветствии с новыми требованиями законодательства // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 4. - С. 153-157.

4. Бодяко A.B. Разработка комплексного методического обеспечения процедур внутреннего контроля расче-тов по оплате труда // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 3. -С. 58-70.

5. Бодяко A.B. формирование отчетности организации о вознаграждениях работникам в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности // Микроэкономика. - 2011. - № 6. -С. 174-179.

6. Бодяко A.B. Формирование социальной отчетности организации о вознаграждениях работникам в соответствии с МСФО // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - С. 279.

7. Ворожейкина Т.М. Стратегия развития товаропроводящей инфраструктуры продовольственного рынка // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального об -разования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». - 2013. -№ 3. - С. 71-74.

8. Демина И.Д. Сравнительный анализ учета основных средств в коммерческих организациях в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и МСФО (IAS) 16 «Основные средства» // Международный бухгалтерский учет. - 2012. - № 12.

9. Мироненко В.М. Методические основы обеспечения социальной защиты населения в товариществах собственников жилья // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 4. -С. 147-153.

10. Мироненко В.М. Факторы, влияющие на организацию бухгалтерского учета деятельности товариществ собственников жилья // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. -№ 3. - С. 186-190.

11. Пономарева C.B. Совершенствование системы внутреннего контроля и аудита в условиях перехода на международные стандарты финансовой отчетности: монография / C.B. Пономарева, Т.М. Рогуленко. - М., 2011.

12. Пономарева C.B. Ценовая политика компаний, специализирующихся на предоставлении различных видов услуг для бизнеса // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2012. - № 3. - С. 134-139.

13. Пономарева C.B. Экономический анализ и оценка способов оптимизации эффективности и рыночной стоимости компании // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 38. - С. 24-28.

14. Рогуленко Т.М. Роль контроля в реализации функций управления рыночной экономикой // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 15. - С. 35-40.

15. Рогуленко Т.М. Влияние глобализационных тенденций развития бизнеса на информационную миссию бухгалтерского учета и отчетности // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2014. - № 4. - С. 181-185.

16. Рогуленко Т.М. Внутренний аудит и его место в системе внутрихозяйственного контроля // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2012. - № 1. - С. 568-576.

17. Рогуленко Т.М. Методика и технология проведения подтверждающего аудита // Аудиторские ведомости. -2013. - № 1. - С. 15-32.

18. Рогуленко Т.М. Применение ПБУ 18/02 при расчетах с работниками // Бухучет в строительных организациях. - 2012. - № 8. - С. 8-12.

19. Рогуленко Т.М. Проблемы перехода российского бухгалтерского учета на международные стандарты фи -нансовой отчетности // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. -№ 4. - С. 187-191.

20. Рогуленко Т.М., Пшенко А., Колганова М. Отмена унифицированных форм: причины и последствия // Делопроизводство и документооборот на предприятии. - 2013. - № 5.

21. Сапожникова Н.Г. Корпоративный учет и отчетность: методология и практика: монография / Н.Г. Сапож-никова. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2008. - 248 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Сапожникова Н.Г. Проблемы формирования информации о трансакционных издержках корпораций // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 38. - С. 49-58.

23. Слиняков Ю.В. Особенности формирования, становления и развития контроллинга в деятельности предпринимательских организаций // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2012. - № 9. - С. 52-56.

24. Слиняков Ю.В. Теоретические и методические аспекты контроллинга в стратегическом планировании деятельности организации // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. -№ 3. - С. 275-281.

25. Слуцкин М.Л. Контроллинг как система повышения эффективности управления промышленным предприятием / М.Л. Слуцкин. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. - 259 с.

26. Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга / Х.Й. Фольмут. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.