Научная статья на тему 'СТРУКТУРА РЕЛАКСАЦИОННОГО ТРЕНИНГА, НАПРАВЛЕННОГО НА КОРРЕКЦИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСЛАБЛЕННЫМ СОМАТИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ'

СТРУКТУРА РЕЛАКСАЦИОННОГО ТРЕНИНГА, НАПРАВЛЕННОГО НА КОРРЕКЦИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСЛАБЛЕННЫМ СОМАТИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗАБОЛЕВАНИЕ / СОМАТИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ТРЕВОЖНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / ВРАЖДЕБНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РЕЛАКСАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ / HEALTH / DISEASE / SOMATIC DISEASE / EMOTIONAL SPHERE / ANXIETY / AGGRESSION / HOSTILITY / EMOTIONAL DISTRESS / PRIMARY SCHOOL AGE / RELAXATION TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ализаде Ш.С.

Статья посвящена описанию опыта разработки и реализации на практике программы релаксационного тренинга, направленного на коррекцию эмоциональной сферы младших школьников, имеющих различные соматические заболевания. Актуальность разработки такого тренинга обусловлена недостаточной разработанностью методического инструментария для профессионального психологического сопровождения детей младшего школьного возраста с ослабленным соматическим здоровьем, имеющих сопутствующие частым и длительным заболеваниям нарушения в эмоциональной сфере и, как следствие, трудности в школьной адаптации и социализации в целом. Авторами статьи предложен вариант структурированного релаксационного тренинга, доступный для реализации в условиях общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ализаде Ш.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF RELAXATION TRAINING AIMED AT CORRECTING THE EMOTIONAL SPHERE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH IMPAIRED SOMATIC HEALTH

The article describes the experience of developing and implementing a relaxation-training program aimed at correcting the emotional sphere of younger students with various somatic diseases. The relevance of the development of such training is due to the insufficient development of methodological tools for professional psychological support of primary school children with impaired somatic health, who have frequent and long-term disorders in the emotional sphere and, as a result, difficulties in school adaptation and socialization in General. The authors of the article propose a variant of structured relaxation training that is available for implementation in a secondary school.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА РЕЛАКСАЦИОННОГО ТРЕНИНГА, НАПРАВЛЕННОГО НА КОРРЕКЦИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСЛАБЛЕННЫМ СОМАТИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ»

УДК 004.02:004.5:004.9

Ализаде Ш. С. студент ГБОУ ВПО КрасГМУ им. профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого Научный руководитель: Волкова О.В., к.п.н.

доцент

СТРУКТУРА РЕЛАКСАЦИОННОГО ТРЕНИНГА, НАПРАВЛЕННОГО НА КОРРЕКЦИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСЛАБЛЕННЫМ СОМАТИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ

Аннотация: Статья посвящена описанию опыта разработки и реализации на практике программы релаксационного тренинга, направленного на коррекцию эмоциональной сферы младших школьников, имеющих различные соматические заболевания. Актуальность разработки такого тренинга обусловлена недостаточной разработанностью методического инструментария для профессионального психологического сопровождения детей младшего школьного возраста с ослабленным соматическим здоровьем, имеющих сопутствующие частым и длительным заболеваниям нарушения в эмоциональной сфере и, как следствие, трудности в школьной адаптации и социализации в целом. Авторами статьи предложен вариант структурированного релаксационного тренинга, доступный для реализации в условиях общеобразовательной школы.

Ключевые слова: здоровье, заболевание, соматическое заболевание, эмоциональная сфера, тревожность, агрессивность, враждебность, эмоциональное неблагополучие, младший школьный возраст, релаксационный тренинг.

Alizadeh Sh.S. student

Krasnoyarsk state medical University named after Professor V.F. Voino-Yasenetsky Scientific adviser: Volkova O. V., candidate of psychological sciences

associate professor

STRUCTURE OF RELAXATION TRAINING AIMED AT CORRECTING THE EMOTIONAL SPHERE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH

IMPAIRED SOMATIC HEALTH

Annotation: The article describes the experience of developing and implementing a relaxation-training program aimed at correcting the emotional sphere of younger students with various somatic diseases. The relevance of the development of such training is due to the insufficient development of

methodological tools for professional psychological support of primary school children with impaired somatic health, who have frequent and long-term disorders in the emotional sphere and, as a result, difficulties in school adaptation and socialization in General. The authors of the article propose a variant of structured relaxation training that is available for implementation in a secondary school.

Key words: health, disease, somatic disease, emotional sphere, anxiety, aggression, hostility, emotional distress, primary school age, relaxation training.

Проблема ослабленного соматического здоровья детей младшего школьного возраста за последние годы стала очень актуальной в силу целого ряда причин. Среди них и экологическое неблагополучие, и недостаточно высокий уровень социально-экономического благополучия большинства российских семей с детьми, и недостаточно высокое качество медицинского обслуживания во многих населённых пунктах, и множественность стрессогенных факторов, которые влияют на психологическое, а, значит, и на соматическое состояние здоровья ребёнка [1].

Одним их важнейших условий успешного лечения детей, имеющих различные соматические заболевания, является благоприятное состояние его эмоциональной сферы, и именно это условие зачастую становится труднодостижимым без своевременного профессионального участия психолога. При отсутствии адекватного психологического сопровождения ребёнка с ослабленным соматическим здоровьем, сопровождающее болезнь эмоциональное неблагополучие приводит к таким серьёзным последствиям, как затяжной характер заболевания, нарушения в сфере межличностного взаимодействия, повышение риска формирования синдрома выученной беспомощности, при котором у ребёнка не развиваются самостоятельность и инициативность, появляется зависимость от помощи со стороны, искажается самооценка, а любые неудачи воспринимаются очень остро [5, 12].

Проведённое нами на базе МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 42 г. Красноярска исследование показало, что у детей младшего школьного возраста с ослабленным соматическим здоровьем имеются множественные нарушения в эмоциональной сфере, преимущественно, в форме склонности к защитной агрессии и тревожности. Стремление демонстрировать защитную агрессию, и повышенная тревожность всегда предполагают наличие внутреннего состояния напряжённости.

В этой связи выбор релаксационного тренинга в качестве средства устранения вышеуказанных нарушений в эмоциональной сфере представляется обоснованным и целесообразным.

Опираясь на работы теоретиков и практиков групповой тренинговой работы [2-4, 6, 8-10, 15, 16, 18] и специалистов в области разработки релаксационных приёмов и техник [7, 11, 13, 14, 17, 19], мы сконструировали авторскую структурированную программу релаксационного тренинга для детей младшего школьного возраста с ослабленным соматическим здоровьем, направленную на коррекцию выявленных нарушений эмоциональной сферы.

Построение программы релаксационного тренинга основано на понимании конкретного метода, техники с научно-психологическим контекстом. Важным моментом в процессе получения релаксационного опыта являются знания о показаниях, противопоказаниях, осложнениях и путях реабилитации при использовании определённой техники, а также учёт возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель тренинга - освоение детьми методов и техник релаксации.

Ожидаемый результат состоит в том, что участники тренинга освоят:

- понятия «напряжение», «расслабление»;

- эффекты релаксации;

- методы и техники;

- процедуру проведения;

- релаксационные разряды;

- упражнения для разряжения мышечного напряжения и фрустрации.

Программа тренинга состоит из пяти занятий.

Продолжительность каждого занятия - от 45 минут до 1 часа, в зависимости от сложности осваиваемых упражнений.

Долевое распределение времени на работу на занятиях:

- вводная беседа - не более 20% от общей продолжительности занятия;

- практикум - не менее 70% от общей продолжительности занятия;

- ритуалы приветствия и прощания, перерывы - не более 10% от общей продолжительности занятия.

Каждое занятие имеет собственную целевую установку, однако все взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Существенным моментом при проведении тренинга являлась мотивация участников тренинга на совершенствование первичных умений. Для этого после каждого занятия необходимо давать домашнее задание практического свойства - самостоятельно отрабатывать те приёмы, которые были освоены на групповом занятии.

Структура каждого занятия - стандартная: ритуал приветствия, предполагающий обмен мнениями и впечатлениями о проделанной дома работе, основная часть для освоения упражнений в соответствии с целевыми установками, заключительная часть - обмен мнениями и впечатлениями о работе, проделанной в ходе занятия.

Программа состояла из пяти занятий, в ходе которых дети осваивали приёмы и техники релаксации через дыхание, движение, танец.

Ещё один значимый организационно-методический аспект проведения релаксационного тренинга с младшими школьниками, имеющими различные соматические заболевания, заключается в формировании состава тренинговых групп. В работу тренинговых групп должны включаться не только те дети, которые демонстрируют наличие нарушений в эмоциональной сфере, но и те, чьё эмоциональное состояние оценивается как благополучное.

Это обусловлено, в первую очередь, тем фактом, что для проведения тренинговой работы принято создавать группы с гетерогенным составом.

Например, если проводится тренинг коррекции агрессивного поведения, то в группу включаются не только лица, склонные к агрессивному поведению, но и лица, не склонные к агрессии. Это необходимо для того, чтобы те, кто нуждается в коррекционном воздействии, имели возможность наблюдать и осваивать модели неагрессивного поведения не только в рамках выполняемых психологических упражнений, техник, игр, но и на примере поведения обычных людей, с которыми они взаимодействуют в повседневной жизни.

Как отмечалось выше, предлагаемая нами программа была апробирована на выборке младших школьников с ослабленным соматическим здоровьем. Результаты повторной диагностики состояния их эмоциональной сферы показали наличие положительной динамики: существенно уменьшилась доля тех детей, которым свойственно переживать тревожные состояния с сопутствующим агрессивно -защитным реагированием; на треть увеличилась доля детей, чей эмоциональный настрой в целом характеризуется, как дружелюбный с проявлением интереса и стремления к миру и другим людям; существенно сократилась доля детей, демонстрирующих признаки неуверенности в себе и склонности к проявлению активной агрессии; произошло многократное сокращение доли детей с неблагополучным психоэмоциональным состоянием и, соответственно, значительное увеличение доли детей с благополучным психоэмоциональным состоянием.

Таким образом, релаксационный тренинг с предлагаемой нами структурой подтвердил способность оказывать благоприятное воздействие на эмоциональную сферу младших школьников с ослабленным соматическим здоровьем, поэтому может быть рекомендован в качестве средства коррекции эмоциональной сферы детей рассматриваемой категории.

Использованные источники:

1. Альбицкий В.Ю. Часто болеющие дети: клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления / В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов // Электронная научная библиотека «КиберЛенинка». - 2018. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/17765124.

2. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры / В.Ю. Большаков. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2016. - 384с.

3. Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути её профилактики и коррекции / Е.Ю. Брель: Дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1996. - 120 с.

4. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И. Вачков // Электронная научная библиотека РБУЫБ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/vachk01/

5. Волкова О.В. Методологические принципы медико -психолого-педагогической коррекции выученной беспомощности детей с ослабленным здоровьем / О.В. Волкова // Психология обучения. - 2015. - № 7. - С. 121132.

6. Гриценко В.В. Тренинг повышения эффективности социально-психологической адаптации детей вынужденных мигрантов: Учебно -методическое пособие / В.В. Гриценко, Н.Е. Шустова // Научная электронная библиотека ELibrary.ru. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬИр8://еНЬгагу.ги/йет.а8р?1<1=20082782

7. Джордж М. Искусство релаксации: Снятие напряжения, преодоление стресса, самопомощь / М. Джордж. - М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2001. - 160 с.

8. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов // Электронная научная библиотека ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.

- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibl.nngasu.ru/electronicresources/uch-metod/psychology/4557_Emelyanov_.pdf

9. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг / Ю.М. Жуков // Электронная библиотека Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2003/Jukov_Yu_M_2003.pdf

10. Зайцева Т. Теория психологического тренинга / Т. Зайцева // Электронная научная библиотека PSYLIB. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/zaitt01/index.htm

11. Кельмович М.Я. Ключ к жизни. Система энергетической адаптации / М.Я. Кельмович. - СПб.: Невский проспект, 2004. - 147 с.

12. Ковалевский В.А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка / В.А. Ковалевский // Электронная научная педагогическая библиотека ELibrary.ru. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: elibrary.ru/id=23285220

13. Кэдьюсон X. Практикум по игровой психотерапии / Х. Кэдьюсон, Ч. Шефер. - 6-е изд., стереотип. - СПб.: Питер, 2015. - 416 с.

14. Леонова А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова // Электронная научная педагогическая библиотека LitPortal.ru. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: litportal.ru/trial/txt/12005591.a4.pdf

15. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе / А.С. Прутченков. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 640 с.

16. Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения / Т.В. Романюк // Воспитание школьников. - 2009. - № 7. - С. 60-63.

17. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / М. Селигман. - М.: «София», 2006. - 368 с.

18. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шевандрин // Электронная Научная библиотека Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. - [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20140507.pdf

19. Шульц И.Г. Аутогенная тренировка: Пер. с нем / И.Г. Шульц. - М.: Медицина, 1985. - 32 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.