ги только индивидуально до соответствующего офицера и до руководства подразделения (факультета).
Практика проведения педагогической диагностики свидетельствует о том, что в ряде случаев возникали попытки использования результатов педагогической диагностики отдельными должностными лицами в качестве одного из инструментов давления на командиров учебных подразделений, имеющих невысокие показатели уровня профессиональной деятельности, что и является одной из главных причин, определяющих нежелание разглашать результаты диагностики.
Учет данного обстоятельства и анализ мнений преподавательского состава позволяет заключить, что повышение уровня культуры диагностирования должно осуществляться на основе соблюдения профессиональноэтических норм. Результаты педагогической диагностики не должны быть использованы во вред ее субъектов (включая организаторов обследования).
ЛИТЕРАТУРА
1. Барабанщиков, А.В., Дерюгин П.П. Военно-педагогическая диагностика : (теория, опыт, проблемы) / А.В. Барабанщиков. - М. : [б.и.], 1995. - 108 с.
2. Битинас, Б.П. Педагогическая диагностика : сущность, функции, перспективы / Б.П. Битинас, Л.И. Катаева // Педагогика. - 1993. - № 2. - С. 1015.
3. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкапм. - М. : Педагогика, 1991. - 240 с.
4. Липский, И.А. Методология военной педагогики : структура, модель, прогноз развития / И.А. Липский ; СПб ВВИУС. - СПб. : [б.и.], 1994. - Часть 1. - 92 с. ; Часть 2. - 128 с.
СТРУКТУРА РЕКРЕАЦИОННЫХ АТЛЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
И.Г. Виноградов
В последнее десятилетие значительно возрос интерес к изучению проблем атлетической подготовки различных категорий населения, в том числе и студенческой молодёжи (Богданов В.А.и др., 1992; Бляхов В.В.и др., 1996; Балакшин В.Н., 2001; Долматов Б.В., 2001; Клусов Е.А., 2002; Мулин В.В., 2003; Ткачёв В.В., 2005; Черпаков Е.М., 2005; Виноградов И.Г., 2005, Гришина Ю.И., 2007). Круг рассматриваемых вопросов связан с выбором силовых упражнений, параметров нагрузки, техники выполнения упражнений, специфики использования силовой тренировки в зависимости от соматотипа занимающихся. Следует отметить, что одной из актуальных проблем является комплексная сущность построения начальных тренировочных занятий с отягощениями, основанная на интеграции различных знаний.
На основании теоретического анализа и обобщения литературных данных и практического опыта ведущих специалистов нами разработана программа начальных занятий атлетической подготовкой рекреационной направленности.
Первое занятие посвящено вопросам истории атлетизма, строению основных мышечных групп, а также показу основ техники силовых упражнений.
Объясняются правила поведения в атлетическом зале во время проведения занятий, показываются приёмы страховки и самостраховки при выполнении упражнений с отягощениями. Занятия с отягощениями наиболее безопасны при работе на тренажёрах. В них задаётся траектория движения, вес регулируется при помощи блочных отягощений. Более травмоопасны упражнения со свободными отягощениями (штанги, гантели, гири). Занимающимся сообщается информация о наиболее сложных, с точки зрения технического исполнения, упражнениях, а также типичных ошибках, которые могут привести к травмам. Например, при приседании со штангой на плечах ошибками являются: неуравновешенное положение грифа после съёма штанги со стоек, слишком высокое положение грифа на трапециевидной мышце, слишком широкий или узкий хват штанги, приём штанги со стоек с расслабленными мышцами рук и туловища, слишком далёкий уход от стоек, узкая или широкая расстановка ног, неполная амплитуда движения вниз и не прохождение прямого угла, слишком сильный наклон корпуса вперёд, поспешное выполнение сгибания ног в коленных суставах, неполное «выключение» коленей в исходной стойке или конечной фазе, наклон головы вниз в любой из фаз приседа, округление спины в любой из фаз приседа, начало движения с коленей, сведение коленей (Остапенко Л.А., 2002).
Недостатки в методике тренировок являются наиболее распространённой причиной травматизма. Анализируя внутренние и внешние причины травматизма при занятиях с отягощениями, Г.П. Виноградов (1988) выделяет три группы факторов. Самую значительную группу внешних причин травматизма составляют: неисправность штанги, неисправность помоста, отсутствие магнезии и канифоли, плохая организация занятий, неправильная методика обучения, перегрузка мест занятий, плохое освещение помещения. Другая группа факторов связана с плохой экипировкой (спортивный костюм, специальная обувь), недостаточной вентиляцией тренировочного помещения. Третья группа причин, которая, в конце концов, может привести к повреждениям, связана с отсутствием в зале специальных приспособлений для проведения профилактических мероприятий (отсутствие гимнастических стенок или перекладины для выполнения висов, гимнастических матов и т. п.).
Было установлено, что больше всего спортивных травм при занятиях тяжёлой атлетикой связано с повреждением мышц и сухожилий, что составляет 41% от общего числа травм в тяжелоатлетическом спорте. Далее в порядке убывания следуют такие виды травм, как: вывихи и другие повреждения суставов - 22,7%; ушибы - 9,1%; различные переломы - 7,5%; растяжение связок -6,1%; потёртости, ссадины - 4,%; другие повреждения - 9,1%. Локализация спортивных повреждений имеет различную структуру. Больше всего травм приходится на верхние и нижние конечности (36,4% и 38,2% от общего числа повреждений). Этот факт объясняется тем обстоятельством, что наряду с мышцами спины руки и ноги несут основную нагрузку при выполнении соревновательных и специально-подготовительных упражнений. Повреждения туловища были зафиксированы в 21,8% случаев, в подавляющем большинстве они были связаны с травмами мышц спины. Из общего количества травм нижних конечностей наибольшее количество приходится на бёдра - 38,1%, далее: на коленные суставы - 23,8%; на стопы - 19,1%; на голеностопные суставы -9,5%. Структура повреждения верхних конечностей в 40% случаев связана с
травмами локтевого сустава, в 20% - лучезапястного и в 15% - плечевого сустава или мышц плеча. При занятиях пауэрлифтингом выполнение соревновательных упражнений связано с подниманием штанги максимального веса при относительно медленном темпе движений. Наиболее поражаемыми участками тела являются мышцы спины (51,2%), коленные суставы (34,7%), локтевые и лучезапястные суставы (18,6%).
Таким образом, можно заключить, что причинами травматизма являются эндогенные и экзогенные факторы, причём для практики рекреационных занятий решающее значение имеют внутренние факторы. Каждый вид физических упражнений имеет свою специфическую опасность потенциального травматизма, который обусловливается нерациональной организацией и методикой проведения.
Последующие занятия направлены на ознакомление с техникой силовых упражнений и различных вариантов для развития основных мышечных групп. Различные варианты: подъёма на бицепс - для развития двуглавых мышц рук (бицепс); подъёма на трицепс - для развития трёхглавых мышц рук (трицепс), жима штанги лёжа - для развития грудных мышц; разведения рук с гантелями в стороны - для мышц груди, подъёмы ног и туловища - для развития мышц живота и спины; наклоны, вращения туловища - для развития мышц туловища и живота; приседания - для мышц ног; комплексные тренировки - для развития определённых мышечных групп. Например, одно занятие посвящается проработке мышц рук, груди и живота; следующее - мышц рук, ног и спины.
В содержание оздоровительных занятий входят: вводная часть (продолжительность 10 минут) подготовительная часть (5 минут), основная часть (40 минут) и заключительная часть (5 минут).
Во вводной части объясняются задачи занятия, рассказывается о технике выполнения упражнений или правилах составления комплексов. Осуществляется показ техники выполнения упражнения, фиксируется внимание на основных ошибках, а также правилах страховки и самостраховки. Следуют ответы на возникающие вопросы.
Подготовительная часть посвящена разминке опорно-двигательного аппарата. Достаточно небольшое время, отведённое на подготовку организма к предстоящей работе, объясняется тем, что в основной части выполнение силовых упражнений начинается с небольших отягощений, и тем самым разминка продолжается уже по структуре того или иного двигательного действия.
В основной части занимающиеся знакомятся и выполняют различные варианты базовых упражнений для развития той или иной мышечной группы. Запись упражнений производится по строго определённой схеме в следующей последовательности: название упражнения, подготовительные действия, содержание упражнения, вид отягощения, вес отягощения, методические рекомендации. Например, для развития грудных мышц одним из базовых упражнений является жим штанги лёжа. Название упражнения: жим штанги лёжа. Подготовительные действия: горизонтальная скамья, штанга находится на стойках. Лечь на скамью, проекция грифа находится на уровне груди, хват на ширине плеч. Содержание упражнения: и.п. лёжа на горизонтальной скамье, ступни ног упираются в пол, спина плотно прижата к скамье, зафиксировать устойчивое положение. Снять штангу со стоек, опустить до касания грифом груди - вдох, выпрямить руки - выдох. Вид отягощения: штанга. Вес отягоще-
ния: при начальных занятиях вес штанги должен быть таким, чтобы без напряжения можно выполнить 6-8 повторений. Методические рекомендации: при освоении данного упражнения необходима страховка. Первое, нужно помочь взять штангу со стоек, главная задача, чтобы занимающийся не потерял равновесие, лёжа на скамье. Второе - страховать опускание штанги к груди, опускание должно быть медленным, во избежание удара штанги о грудь. Третье - если занимающийся не рассчитал силы, помочь преодолеть ему так называемую «мёртвую точку», то есть помочь продолжить движение штанги вверх. Четвёртое - помочь поставить штангу на стойки. Страхующий должен находится около головы того, кто выполняет движение и быть готовым в любой момент помочь завершить движение. Для новичков главная проблема заключается в постановке штанги на стойки и сохранении равновесия при опускании штанги на грудь. Для тех, кто поднимает большой вес - это преодоление «мёртвой точки». Если страхуют два помощника, то они встают по бокам от штанги. Выполняются следующие варианты этого упражнения: жим штанги лёжа на горизонтальной скамье, на наклонной скамье (голова находится выше туловища), на наклонной скамье (голова находится ниже уровня туловища), жим штанги лёжа с изменением хвата (нормальный, узкий, широкий). Необходимо следить за правильным выполнением упражнения. Вес отягощений выбирается в зависимости от уровня физической подготовленности занимающихся. Нельзя допускать перенапряжения при подъёме отягощений.
В заключительной части подводятся итоги занятия, акцентируется внимание на технических ошибках. Выполняются дыхательные упражнения и на растягивание (стретчинг).
Представленная программа занятий была успешно апробирована в ряде вузов Санкт-Петербурга.
СТРУКТУРА И МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫСКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ
БИАТЛОНИСТОВ
К. С. Дунаев
В процессе спортивной подготовки роль управляемой системы выполняет спортсмен. Это обусловливает необходимость моделирования характеристик отдельных сторон подготовленности спортсменов и, в частности, физической подготовленности высококвалифицированных биатлонистов.
Задачи современной спортивной тренировки требуют преимущественного рассмотрения структуры подготовленности на том уровне и на материале тех исследований, которые дают возможность представить спортивную тренировку в виде целостного объекта с установленными и развернутыми связями как структурного, так и функционального порядка. Поэтому важным является определение основных факторов (сторон) физической подготовленности и функциональных возможностей организма высококвалифицированных биатлонистов и раскрытие наиболее устойчивых связей и существенных отношений между ними и эффективностью соревновательной деятельностью, а также внутри отдельных факторов (компонентов), обеспечивающих эту эффективность.
Ниже предлагается концепция структуры физической подготовленности