Научная статья на тему 'СТРУКТУРА РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИНЦИПА ПЕРВИЧНОСТИ СОРЕВНОВАНИЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ДЗЮДОИСТОВ'

СТРУКТУРА РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИНЦИПА ПЕРВИЧНОСТИ СОРЕВНОВАНИЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ДЗЮДОИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛ ТУЗИЛИШИ / ЎқУВ-МАШғУЛОТ ЖАРАѐНИ / МУСОБАқА / ѐШ ДЗЮДОЧИЛАР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дадабаев О. Ж.

В данной статье изложена структура реализации организационно-методических условий обеспечения принципа первичности соревнований на начальном этапе подготовки дзюдоистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дадабаев О. Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИНЦИПА ПЕРВИЧНОСТИ СОРЕВНОВАНИЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ДЗЮДОИСТОВ»

О.Ж. ДАДАБАЕВ, КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, УзГУФКС, ЧИРЧИК

СТРУКТУРА РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИНЦИПА ПЕРВИЧНОСТИ СОРЕВНОВАНИЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ДЗЮДОИСТОВ

Аннотация. Ушбу маколада ёш дзюдочиларнинг укув-машгулот жараёнини ташкилий-услубий ташкил этиш ва мусобака фаолиятида куллаш учун ишлаб чикилган модел тузилиши ёритилган.

Калит сузлар: модел тузилиши, укув-машгулот жараёни, мусобака, ёш дзюдочилар.

Актуальность. Высокая

напряженность соревновательной борьбы, связанная с возрастающей плотностью спортивных достижений, изменение правила соревнований неизмеримо повышает требования к качеству подготовки спортсменов (Т.О. Бомпа, 2003; Ф.Керимов, М.Умаров, 2005; С.Б. Элипханов, 2013; ЯК. Коблев, 1990; Ю.А. Шулика, 1993; Б.А.Подливаев, 1999, и др.).

В последние годы заметно усиливается внимание к вопросам оптимизации системы соревновательной деятельности для использования ее в качестве ориентира при построении различных структурных образований учебно-тренировочного процесса, в том числе и на этапе начального обучения.

Одним из направлений повышения эффективности учебно-тренировочного процесса дзюдоистов на начальном этапе подготовки являются действия тренера-преподавателя, ориентированные на формирование у спортсмена основ технико-тактического соревновательного опыта, на поддержку устойчивой мотивации к занятиям на основе достижения позитивного соревновательного результата. К таким действиям относится применение соревнования как метода и формы на начальном этапе подготовки дзюдоистов.

Моделирование как метод научного познания представляет собой

воспроизведение формы или некоторых свойств предметов и явлений с целью их изучения или повторения. То есть метод моделирования позволяет получить знание об исследуемом объекте не путем его

непосредственного изучения, а путем изучения аналогичного явления на модели.

Цель исследования: Обосновать организационно-методические условия применения соревнований для реализации принципа первичности соревнований на начальном этапе подготовки дзюдоистов.

Результаты исследования и их обсуждение. В эксперименте участвовали юные дзюдоисты 10-12 лет групп начальной подготовки первого и второго года обучения, занимающихся в детско-юношеской спортивной школе №2 Юнусабадкого района. Нами определено, что в рамках учебно-тренировочного процесса тренерами могут быть смоделированы особые соревновательные условия, соответствующие современным правилам проведения соревнований по дзюдо, и в то же время адаптированные к возрастным особенностям дзюдоистов начального этапа подготовки,

направленные на решение задач их технико-тактической подготовки.

Уровень технической подготовленности и ее компоненты, такие как объем, технико-тактические действия интенсивно формируются на начальном этапе подготовки спортсменов.

В целях повышения эффективности учебно-тренировочного процесса на начальном этапе подготовки дзюдоистов мы рекомендуем тренерам-преподавателям следующее.

1. Использовать разработанные варианты учебных соревнований на основе изучения и анализа результативности процесса обучения спортсменов с постановкой задач, соответствующих

требованиям программы и учитывать уровень подготовленности спортсменов.

2. Активно применять метод моделирования в учебно-тренировочном процессе, а также контролировать формирование всех качеств подготовленности.

3. Развивать процесс взаимодействия детей и тренеров через совместное творчество моделирования соревновательной деятельности, обеспечивающее положительную обратную связь, как условие повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

При этом нами предлагается рассматривать моделирование как один из видов педагогического контроля. Применение метода моделирования тренерами-преподавателями при

построении учебно-тренировочного

процесса является совершенствованием необходимых качеств на начальном этапе подготовки спортсмена.

В соревновательной деятельности спортсмены реализуют достигнутый в процессе тренировок уровень своей общей подготовленности (физическую,

техническую, тактическую и

психологическую), максимально

используют и раскрывают накопленный ими соревновательный опыт.

Для формирования соревновательного опыта у дзюдоистов на начальном этапе подготовки требуется разработка системы учебных соревнований, позволяющих смоделировать соревновательные условия, соответствующие современным правилам проведения соревнований по дзюдо, и в то же время создающих дополнительные тренировочные возможности в рамках учебно-тренировочного процесса.

На рисунках 1,2 представлены структура реализации организационно-методических условий применения соревнования как метода и формы подготовки юных дзюдоистов на начальном этапе многолетнего цикла спортивной тренировки, которую целесообразно строить в виде блочной

структуры. Основными структурными компонентами модели являются:

• блок, определяющий цель;

• блок задач тренировочных занятий, комплексное развитие разносторонней подготовленности спортсменов; формирование технической подготовленности и умений выполнять технические действия в условиях движения и сопротивления соперника; начальное формирование соревновательного опыта;

• блок задач соревнования как формы освоения всех действий борца; формирование высокого уровня базовой технико-тактической подготовки борца; формирование умений решать задачи, возникающие в поединке; формирование умений реализовать различные тактики борца в поединке; мотивация спортсменов на успех в соревновательной деятельности;

• блок средств тренировочных занятий (специальные упражнения; соревновательные упражнения; подвижные игры; соревновательные упражнения с партнером или соперником; исправление ошибок; соревновательные упражнения с индивидуальной технико-тактической задачей);

• блок нормативно-программного обеспечения тренировочного процесса на начальном этапе подготовки дзюдоистов, включающий в себя учебные программы подготовки дзюдоистов 1 -го и 2-го года обучения, планы-графики распределения учебных часов для дзюдоистов 1 -го и 2-го года обучения с выделением времени для соревновательной подготовки; зачетные требования по тестам «Алпомиш и Барчиной», документы текущего планирования учебно-тренировочных занятий;

• блок мониторинга состояния дзюдоистов и эффективности применяемых средств, где определяются задачи контроля соревновательной деятельности, критерии соревновательной деятельности и направления использования результатов контроля соревновательной деятельности, формы и методы контроля.

Рис. 1. (фрагмент 1). Структура реализации организационно-методических условий обеспечения принципа первичности соревнований на начальном этапе подготовки

дзюдоистов

Блок нормативно - программного обеспечения тренировочного процесса на начальном этапе подготовки дзюдоистов:

Г

Учебная программа подготовки

дзюдоистов 1-го и 2-го года обучения.

V

План-график распределения учебных часов для дзюдо-истов 1-го и 2-го года обучения с выделением времени для соревнователь-ной подготовки.

Л

У

Определение зачетных требований по тестам «Алпомиш и Барчиной» для дзюдоистов 1 -го и 2-го года обучения дзюдоистов.

Документы текущего планирования учебно-тренировочных занятий с определением содержания, модели и методики проведения учебных соревнований, индивидуальные планы и задания для спортсменов на соревнованиях

Блок мониторинга состояния дзюдоистов и эффективности применяемых средств

Задачи контроля соревновательной деятельности:

• определение степени реализации всех сторон подготовленности на соревнованиях;

• проведение анализа модельных характеристик и результатов соревнований;

• оценка подготовленности основных соперников;

• оценка уровня мотивированности.

Направления использования результатов контроля соревновательной деятельности на начальном этапе подготовки дзюдоистов:

• как качественные ориентиры оценки технико-тактической подготовки спортсменов;

• при выделении базовых технических действий и уровня мотивированности;

• как количественные ориентиры нормирования тренировочной нагрузки;

• для оценивания эффективности соревновательных действий спортсменов.

Критерии соревновательной деятельности: объем применяемой техники и результативность технико-тактических действий; эффективность и устойчивость спортивной техники; спортивная тактика применения средств спортивной борьбы; психическое состояние и мотивированность в соревнованиях.

Формы контроля за воздействием соревновательной и учебно-тренировочной деятельности на состояние спортсмена: обследование соревновательной деятельности; углубленные и этапные медицинские обследования; текущие обследования уровня технико-тактической подготовки и мотивированности.

Методы контроля: видеозапись, анализ соревновательных поединков, расчет характеристик соревновательной деятельности.

Рис 1 (фрагмент 2). Структура реализации организационно-методических условий обеспечения принципа первичности соревнований на начальном этапе подготовки

дзюдоистов

Современная практика проведения официальных спортивных соревнований строится на жестко регламентированных правилах. Вместе с тем моделирование соревнований как компонента учебно-

тренировочного процесса позволяет изменять их количественные и качественные показатели.

Учебные планы являются документом, которым определяется

содержание тренировочной, соревновательной и вне соревновательной деятельности учащихся спортивных школ.

В нормативной части программы даются примерные планы-графики распределения учебных часов по периодам обучения. По нашему мнению количество часов, выделяемых на соревновательную подготовку дзюдоистов на начальном этапе, не достаточно: в течение первого учебного года предлагается реализовать 6 часов (2% от общего объема часов) соревновательной подготовки, второго -18 часов (4%). Это значительно сокращает возможности спортсменов в формировании соревновательного опыта и снижает мотивацию на продолжение занятий в спортивных школах из-за отсутствия ощущения положительной результативности тренировочного процесса. [3,4].

Одним из направлений повышения эффективности учебно-тренировочного процесса дзюдоистов на начальном этапе подготовки являются действия тренера-преподавателя, ориентированные на формирование у спортсмена технико-тактического, соревновательного опыта, на поддержку устойчивой мотивации к занятиям.

К таким действиям относится применение тренерами-преподавателями моделирования соревновательной

деятельности в рамках учебно-тренировочного процесса как специальное условие организации и проведения учебных соревнований на начальном этапе подготовки. В этом случае происходит

творческое соединение педагогически обоснованного профессионального

творчества педагога с требованиями по спортивной подготовке в режиме учебно-тренировочной работы, отраженными в учебных программах. [5].

Выводы. На начальном этапе многолетней подготовки дзюдоистов ведущими функциями соревнований являются формирования устойчивого интереса к систематическим занятиям спорта.

Для формирования соревновательного опыта у дзюдоистов на начальном этапе подготовки требуется разработка системы учебных соревнований, позволяющих смоделировать соревновательные условия, соответствующие современным правилам проведения соревнований по дзюдо, которые создаст дополнительные тренировочные

возможности в рамках учебно-тренировочного процесса.

Рациональное применение

эффективных средств подготовки, направленных на совершенствование различных сторон спортивного мастерства юного спортсмена позволяют тренеру строить учебно-тренировочный процесс таким образом, чтобы гармонично развивать его сильные стороны и повысить уровень мастерства благодаря

совершенствованию всех свойств личности, необходимых в

соревновательной деятельности

дзюдоистов.

Литературы:

1. Узбекистон Республикасининг ^онуни "Жисмоний тарбия ва спорт тугрисида"ги Узбекистон Республикаси конунига узгартириш ва кушимчалар киритиш хдкида 2015 йил 4 сентябрдаги УР^-394-сонли ^онуни.

2. Узбекистон Республикаси Президентининг 2017 йил 3 июндаги "Жисмоний тарбия ва оммавий спортни янада ривожлантириш чора-тадбирлари тугрисида"ги П^-3031-сонли ^арори.

3. Бомпа, Т.О. Подготовка юных чемпионов / Т. Бомпа.-М.: ООО «Издательство Астрель», 2003.

4. Ф.Керимов, М.Умаров. Спортда прогнозлаштириш ва моделлаштириш. Тошкент-2005, Узбекистон давлат жисмоний тарбия институти нашриё матбаа булими.

5. Элипханов, С.Б. Многолетняя силовая подготовка в женском дзюдо: монография -Москва, 2013.

О.Ж. Дадабаев

В данной статье изложена структура реализации организационно-методических условий обеспечения принципа первичности соревнований на начальном этапе подготовки дзюдоистов.

The improved structure that can be used at the computational activities and during training for young players been brightened.

In this article has been outlined structure for the implementation of organizational and methodological conditions for ensuring the principle of the primacy of competition at the initial stage of judo players.

ЖИСМОНИЙ ТАРБИЯ ВА СПОРТНИНГ ТИББИЙ-БИОЛОГИК ВА ИЖТИМОИЙ-ПСИХОЛОГИК АСОСЛАРИ / МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

М.В. СИНЮТИН, Д.С.Н., ПРОФЕССОР, А.С. ГОНАШВИЛИ, МАГИСТРАНТ, СПбГУ,

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ОТНОШЕНИЕ РОССИЯН К ПРИМЕНЕНИЮ СПОРТСМЕНАМИ ДОПИНГА И К ОРГАНИЗАЦИИ ДОПИНГ-КОНТРОЛЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ)

Аннотация: В данной статье представлены результаты социологического исследования по изучению отношения жителей Санкт-Петербурга к применению спортсменами допинга и к организации допинг-контроля в современном спорте. Результаты исследования доказывают конструирование отрицательных установок в городской спортивной культуре Санкт-Петербурга к практикам применения допинга и к обвинениям российских спортсменов.

Ключевые слова: социологический опрос, допинг, российский спорт, мнение жителей Санкт-Петербурга.

Актуальность. Стремление

повлиять на спортивные результаты путем применения препаратов, стимулирующих физическую и психическую активность, известно еще с древних времен. Но развитие общества, спорта и науки ведет к усложнению проблемы. Сегодня те стимулирующие препараты, которые обладают побочными эффектами, наносящими вред организму,

определяются как допинг. По мере приближения современных спортсменов к границам возможностей человеческого организма, а также ввиду

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

коммерциализации спорта и требований максимизации успеха, соблазн применения допинга становится все более навязчивым.

Сегодня это одна из самых актуальных проблем международного спорта.

Проблему применения допинга в спорте надо рассматривать в качестве комплексной социальной проблемы современного общества. Только в таком случае удастся прийти к системным решениям, дающим ощутимый результат. С социологической точки зрения спорт выступает состязательным зрелищем, т.е. обладает, с одной стороны, свойством соревновательности, а с другой стороны, свойством демонстративности (1,2,3). Поэтому деятельность спортсмена состоит в неразрывной связи с социальным окружением. Сегодня общество всё активнее формирует свое отношение к миру спорта, что делает социальные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.