Научная статья на тему 'ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ ПО МИНИ-ФУТБОЛУ НА ОСНОВЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ: СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ'

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ ПО МИНИ-ФУТБОЛУ НА ОСНОВЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ: СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МИНИ-ФУТБОЛ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арисланов И.Т.

В работе на основе анализа и обобщения содержания государственных нормативных документов, состояния педагогической практики и современной научно-методической литературы выделяются и формулируются противоречия в сфере теории и методики технической и тактической подготовки квалифицированных команд в мини-футболе, обосновывается социальная и практическая актуальность их разрешения, в качестве перспективного направления исследований предлагается разработка теоретических и методических основ применения в учебно-тренировочном процессе специальных упражнений, моделирующих условия и содержание соревновательной деятельности в мини-футболе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арисланов И.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ ПО МИНИ-ФУТБОЛУ НА ОСНОВЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ: СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ»

Массовая физическая культура и спорт

Старший преподаватель И.Т. АРИСЛАНОВ1,

'Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ ПО МИНИ-ФУТБОЛУ НА ОСНОВЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ: СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация

Annotation

В работе на основе анализа и обобщения содержания государственных нормативных документов, состояния педагогической практики и современной научно-методической литературы выделяются и формулируются противоречия в сфере теории и методики технической и тактической подготовки квалифицированных команд в мини-футболе, обосновывается социальная и практическая актуальность их разрешения,

Актуальность исследуемой проблемы. В Законе Республики Узбекистан «О физической культуре и спорте» [1], а также в Указе Президента РУз. «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления в области культуры и спорта» [2], и в Постановлении Кабинета Министров РУз. «О государственной программе по реализации стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития РУз. в 2017-2021 годах» [3] в качестве одной из стратегических задач общества и государства в области физической культуры и спорта определено успешное выступление узбекских спортсменов в крупнейших международных соревнованиях.

Решение этой задачи предполагает постоянное профессиональное осмысление тренерами и спортсменами передового педагогического опыта в сфере избранного вида спорта, с одной стороны, разработки и научного обоснования инновационных технологий обучения и спортивной тренировки на различных этапах спортивной подготовки - с другой [9], [21].

Для соревновательной деятельности в современном мини-футболе характерны тенденции к возрастанию скорости ведения игры, что проявляется в сокращении до минимума пассивных фаз в действиях каждого футболиста. Наряду с этим происходит повышение сложности групповых и командных тактических действий в нападении и защите, возрастание количества ударов по воротам соперников. Разнообразие и динамичность игровых ситуаций в сочетании с недостаточностью информации для принятия тактических решений, пространственно-временные ограничения условий

в качестве перспективного направления исследований предлагается разработка теоретических и методических основ применения в учебно-тренировочном процессе специальных упражнений, моделирующих условия и содержание соревновательной деятельности в мини-футболе.

Ключевые слова: технико-тактическая подготовка, мини-футбол, специальные упражнения.

выполнения игровых действий создают трудности при их восприятии и распознавании, согласовании индивидуальных действий при решении групповых и командных тактических задач [10].

Данные тенденции обусловлены самой спецификой мини-футбола, с каждым днём предъявляющего все более высокие требования к технической и тактической подготовленности спортсменов.

Экстремальность условий соревновательной деятельности в мини-футболе определяется еще и затруднением восприятия, принятия решения и реализации технико-тактических действий из-за большого их разнообразия, постоянной смены ситуаций, пространственных и временных ограничений, определяемых правилами, сложностью и недостаточностью информации. При этом экстремальность условий состязаний умышленно усугубляется соперником. Все это затрудняет как оценку различных игровых ситуаций, так и их влияние на конечный спортивный результат.

В этих условиях значительно возросли требования к качеству выполнения технико-тактических приёмов, к слажённости игровых действий, к умению игроков понимать друг друга и объединять свои усилия в решении единой тактической задачи.

Между тем решение специалистами и тренерами задачи повышения эффективности технико-тактических действий затруднено недостаточностью научно-методического обеспечения этого направления спортивной подготовки в мини-футболе.

Высшесказанное обусловливает социальную, практическую и научную актуальность задачи на-

о

CN

о

CN

го та t О О.

сл

Массовая физическая культура и спорт

о о

ГО

га ■с о о.

шего исследования: выявить состояние проблемы совершенствования технико-тактической подготовки квалифицированных команд в мини-футболе и раскрыть возможности применения специальных упражнений для повышения эффективности групповых и командных тактических действий.

Материал и методика исследований. Исходным материалом решения проблемы послужили современные научные работы (диссертационные исследования, научные статьи) по проблеме совершенствования спортивной подготовки в мини-футболе, педагогический опыт работы авторов в качестве тренеров квалифицированных команд по мини-футболу. Основными научными методами, используемыми для решения проблемы исследования, выступали теоретический анализ и обобщение имеющейся в распоряжении научной информации.

Результаты исследований и их обсуждение. Мини-футбол как вид спорта появился в нашей республике относительно недавно, поэтому вопросы теории и методики спортивной подготовки в данном виде соревновательной деятельности были предметом небольшого количества, как местных, так и зарубежных научных исследований.

В частности, в работах П.И.Донченко раскрыта стратегия и тактика игры в профессиональных командах по мини-футболу [9].

Специалистом [5] представлены методические основы обучения и тренировки в мини-футболе.

А.Е.Бабкиным [6] разработана инновационная технология планирования физической и технико-тактической подготовки команды по мини-футболу при туровой организации соревнований. Е.А.Митиным [13] рассматриваются подходы к повышению эффективности управления тренировочным процессом в мини-футболе в рамках соревновательного периода. В диссертационной работе Д.М.Конурова [11] раскрываются особенности взаимосвязи физической и тактической подготовки спортсменов в мини-футболе.

С.Н.Петьковым [15] определены оптимальная структура, величина и направленность соревновательных нагрузок в мини-футболе на этапе спортивного совершенствования.

М.С.Полишкис [17], [18] провёл исследование тренировочных нагрузок в мини-футболе на основе динамики изменения ЧСС во время игры, выявил методические основы подбора и классификации упражнений в мини-футболе.

Технико-тактическая подготовка в мини-футболе была предметом исследования лишь в небольшом количестве научных работ. В частности, А.В.Рымко [19] осуществлен эффективный подбор специальных технико-тактических упражнений для подготовки мини-футбольных команд.

Г.Г.Папяном [14] приводится сравнительная характеристика технико-тактической подготовки в мини-футболе в связи с особенностями соревновательной деятельности, В.С.Левиным [12] разработаны методические рекомендации по эффективной реализации стандартных положений в мини-футболе. С.А.Айткулов [4] представил научно обоснованную методику формирования технико-тактических действий квалифицированных спортсменов в мини-футболе.

Организационно-методические основы эффективного применения игровых упражнений в технико-тактической подготовке рассматривались в научно-методической литературе только применительно к футболу [7], [8], [16], [20]. По мини-футболу подобных работ не обнаружено.

Известно, что основным способом технико-тактического совершенствования квалифицированных спортсменов в спортивных играх является использование целостного игрового метода выполнения упражнения, создающего условия для качественного усвоения большого количества игровых действий в процессе деятельности в ходе различных вариативных игровых ситуаций, максимально приближенных к условиям соревнований.

Не менее значимым является то, что совершенствование технико-тактического мастерства в спортивных играх тесно связано с наличием фактора противоборства. В спортивных играх, в том числе и в мини-футболе, игрок добивается высокого соревновательного результата в самом тесном взаимодействии с партнерами по команде и при активном противодействии со стороны соперника.

Становление технико-тактического мастерства игроков в процессе выполнения игровых упражнений характеризуется целостностью, осуществляется в пространственно-временном континууме, имеющем специфические черты, определяемые взаимодействием партнеров и противодействием соперника, а также условиями протекания игрового противоборства, с выделением игровой функции и амплуа игроков.

В целом анализ государственных нормативных документов, научно-методической литературы по проблеме исследования и состояния педагогической практики свидетельствует о существовании противоречий:

- на социальном уровне - между необходимостью достижения спортсменами высоких соревновательных результатов в мини-футболе на международной спортивной арене и недостаточным для решения этой задачи уровнем их технико-тактической подготовленности;

- на практическом уровне - между необходимостью повысить уровень технико-тактической подготовленности квалифицированных спортивных

Массовая физическая культура и спорт

команд по мини-футболу и относительной непригодностью для этого традиционно применяемых в педагогической практике средств и методов совершенствования технико-тактических действий;

- на научно-методическом уровне - между высоким дидактическим потенциалом специальных упражнений для совершенствования технико-тактических действий квалифицированных спортивных команд по мини-футболу и недостаточной научной разработанностью теоретических и методических основ их применения в учебно-тренировочном процессе.

С учетом содержания этих противоречий нами сформулирована проблема исследования, суть которой заключается в следующем: каковы теоретические и организационно-методические основы повышения эффективности процесса технико-тактической подготовки квалифицированных команд по мини-футболу на основе применения специальных упражнений.

В соответствии с содержанием этой проблемы одним из перспективных направлений ее решения выступает разработка и научное обоснование инновационной методики технико-тактической подготовки квалифицированных команд по мини-футболу на основе применения игровых упражнений, обеспечивающих повышение эффективности и результативности групповых и командных тактических действий.

Для этого на основе анализа и обобщения современной научно-методической литературы и передового педагогического опыта в области технико-тактической подготовки в мини-футболе необходимо:

- определить и систематизировать индивидуальные, групповые и командные тактические действия в современном мини-футболе;

- выявить требования, предъявляемые этими тактическими действиями к тактическим способностям и к знаниям, умениям и навыкам футболистов;

- разработать диагностический инструментарий для измерения и оценки показателей тактических способностей, знаний, умений и навыков футболистов;

- разработать комплексы специальных упражнений, моделирующих условия для реализации так-

тических действий, усложняющихся по мере роста тактической подготовленности мини-футболистов, и определить организационно-методические особенности их эффективного применения в учебно-тренировочном процессе квалифицированных команд по мини-футболу.

Это позволит обогатить теорию и методику спортивной тренировки в мини-футболе новыми знаниями о модельных характеристиках тактических способностей, знаний, умений и навыков футболистов квалифицированных команд по мини-футболу, о способах измерения и оценки показателей тактических способностей, тактических знаний, умений и навыков футболистов, о теоретических и организационно-методических основах повышения эффективности процесса технико-тактической подготовке квалифицированных команд по мини-футболу на основе применения специальных упражнений.

Ориентация тренеров на эти знания позволит повысить уровень технико-тактической подготовленности футболистов, выявить ее сильные и слабые стороны, совершенствовать качество индивидуальных, групповых и командных тактических действий через включение в содержание учебно-тренировочного процесса специальных упражнений на основе ситуационного метода и улучшить тем самым показатели эффективности и результативности соревновательной деятельности квалифицированных команд по мини-футболу.

Вывод. Анализ и обобщение современной научно-методической литературы показали, что проблема совершенствования технико-тактической подготовки квалифицированных команд в мини-футболе на основе применения специальных упражнений не была предметом самостоятельного научного исследования и требует дальнейшего изучения.

Высокий дидактический потенциал целенаправленного использования специализированных средств состоит в возможности моделировать в процессе спортивной подготовки различные соревновательные ситуации и обучать спортсменов рациональным технико-тактическим действиям, обеспечивающим повышение эффективности соревновательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Закон Республики Узбекистан «О физической культуре и спорте» от 4 сентября 2015 года.

2. Указ Президента РУз. «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления в области культуры и спорта» от 15 февраля 2017 года.

3. Постановление Кабинета Министров РУз. «О государственные программы по реализации стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития РУз. в 2017-2021 годах» от 19 июля 2017 года.

4. Айткулов С.А. Формирование технико-тактических действий квалифицированных спортсменов в мини-футболе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - Челябинск, 2005. - 181 с.

5. Андреев С.Н., Левин В.С. Мини-футбол: метод. посо-

бие. - Липецк: Арес, 2004. - 496 с.

6. Бабкин А.Е. Технология планирования физической и технико-тактической подготовки команды по мини-футболу при туровой организации соревнований: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - М., 2004. - 20 с.

7. Варюшин В.В. Игровые упражнения в тренировке взаимодействия футболистов: метод. разработки для слушателей ВШТ, факультета повышения квалификации и студентов ГЦОЛИФКа. - М.: ГЦОЛИФК,1989. - 77 с.

8. Герасименко А.П., Кашигин А.И., Князев В.Д. Изучение игровых ситуаций, отражающих связь с игровой деятельностью футболиста // Вопросы управления подготовкой юных спортсменов: сб. науч. ст. - Волгоград, 1979. - С. 25-28.

о

CN

о

CN

ГО

та ■с о о.

9. Донченко П.И. Стратегия и тактика игры в профессиональных командах по мини-футболу // Фан-спортга. - 2012.

- №1. - С.20-25.

10. Драндров Г.Л., Краснов Ю.И., Фаттахов Р.Ф. Тактическая подготовка юных футболистов на основе реализации принципа обобщения в обучении // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева. - 2011. - № 2(70), ч. 2. - С. 86-91.

11. Конуров Д.М. Связь физической и тактической подготовки спортсменов в игровых видах спорта (на примере мини-футбола): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04.

- М., 2002. - 13 с.

12. Левин B.C. Реализация стандартных положений в мини-футболе: метод. рекомендации. - М.: Книга, 1997. - 20 с.

13. Митин Е.А. Управление тренировочным процессом в мини-футболе между турами соревновательного периода // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 3. - С. 54-58.

14. Папян Г.Г. Сравнительная характеристика технико-тактической подготовки футболистов в связи с особенностями соревновательной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - М., 1983. - 24 с.

15. Петько С.Н. Структура, величина и направленность соревновательных нагрузок в мини-футболе на этапе спор-

Массовая физическая культура и спорт

тивного совершенствования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - М., 1997. - 24 с.

16. Плон Б. 40 игр и игровых упражнений в футбольной тренировке: метод. пособие. - М.: Терра-Спорт, 1998. - 47 с.

17. Полишкис М.С. Исследование тренировочных нагрузок в мини-футболе на основе динамики изменения ЧСС во время игры // Теория и практика физической культуры. - 1996.

- № 8. - С. 26-29.

18. Полишкис М.С., Петько С.Н., Беляков А.К. Методические аспекты подбора и классификации упражнений в мини-футболе: метод. рекомендации. - М.: Пресс, 1997. - 47 с.

19. Рымко А.В. Подбор специальных технико-тактических упражнений для подготовки мини-футбольных команд: метод. рекомен. - М.: Книга, 1995. - 24 с.

20. Цубан Ю.В. Моделирование игровых упражнений в системе подготовки футболистов на этапе спортивного совершенствования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04.

- М., 2003. - 24 с.

21. Эрдонов О.Л. Управление учебно-тренировочным процессом женской студенческой команды по мини-футболу // Ученые записки университета имени П.А.Лесгафта Санкт-Петербурский государственный университет физической культуры, спорта и здоровья. - 2018. - №5. - С.337-340.

шш

Педагогика фанлари номзоди, О.Ж. ДАДАБАЕВ1,

'Узбекистан давлат жисмоний тарбия ва спорт университети, Чирчиц ш.

ЮЦОРИ МАЛАКАЛИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДЗЮДОЧИЛАРДА УЦУВ-МАШГУЛОТ ЖАРАЁНИНИ РЕЖАЛАШТИРИШ ХУСУСИЯТЛАРИ

Аннотация

Annotation

В данной статье представляются различные подходы к организации и реализации учебно-тренировочного процесса высококвалифицированных дзюдоистов сборных команд Узбекистана. В статье представлены варианты распределения средств подготовки дзюдоистов в зависимости от стиля ведения поединка, анализируется структура многолетней тренировки дзюдоистов, содержание и основные характеристики мезоциклов тренировки.

Ключевые слова: дзюдо, квалифицированные дзюдоисты, учебно-тренировочный процесс.

Ушбу маколада Узбекистан дзюдо федерациясида муваффакиятли тарзда апробациядан утган малакали дзюдочиларнинг укув-машгулот жараёнини ташкил этиш ва амалга оширишдаги турли ёндашувлар тахлили ёритилган. Маколада дзюдочиларни тайёрлаш воситаларини уларнинг курашни олиб бориш услубига боглик равишда олиб боришдаги таксимлаш вариантлари такдим этилган булиб, унда дзюдочилар куп йиллик тайёргарлигининг тузилиши, машгулотларнинг мезоцикл мазмуни ва унинг асосий тавсифлари тадлил килинган.

Калит сузлар: дзюдо, малакали дзюдочилар, уцув-машгулот жараёни.

The article highlights an organization of training process for skilled judo wrestlers who have successfully passed the Judo Federation of Uzbekistan and an analysis of the different approaches to implementation. The article presents options for distributing judo wrestlers training types depending on their style of wrestling, which analyzes the structure of long-term training of judo wrestlers, the mesocycle content of the training, and its main characteristics.

Key words: judo, skilled judo wrestlers, training process.

Долзарблиги. ^озирда ^укуматимиз томо-нидан оммавий спортни ривожлантириш, ах,оли саломатлигини яхшилаш ва спортчиларни ну-фузли мусобацаларга тайёрлаш буйича бир цатор царорлар, шунингдек, Узбекистан Республикаси Президентининг 2017 йил 9 мартдаги "Узбекистан спортчиларини 2020 йилда Токио ша^рида (Япония) булиб утадиган XXXII ёзги Олимпия ва XVI Паралимпия уйинларига тайёрлаш тугри-

сида"ги ПК^-2821 сонли, 2017 йил 3 июндаги "Жисмоний тарбия ва оммавий спортни янада ривожлантириш чора-тадбирлари тугрисида"ги ПК^-3031-сонли хдмда Узбекистан Республикаси Вазирлар Мах,камасининг 2019 йил 13 феврал-даги 118-сонли, 2019-2023 йиллар даврида "Узбекистан Республикасида жисмоний тарбия ва оммавий спортни ривожлантириш концепцияси-ни тасдицлаш тугрисида"ги царорларини амалга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.