Научная статья на тему 'Структура преподавательского состава вуза: состояние и тенденции'

Структура преподавательского состава вуза: состояние и тенденции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2853
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ВУЗ / СТРУКТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА / TEACHERS / HIGH SCHOOL / THE STRUCTURE OF THE TEACHING STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекова С. К.

Данная статья посвящена описанию и анализу структуры профессорско-преподавательского состава Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского по основным социально-демографическим и профессиональным показателям педагогической и научной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of the University Teaching Staff: Condition and Tendencies

This article describes and analyzes the structure of the professorial faculty of Omsk F.M. Dostoevsky State University for the main socio-demographic and professional settings (teaching and research activities).

Текст научной работы на тему «Структура преподавательского состава вуза: состояние и тенденции»

СОЦИОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 1. С. 229-233.

УДК 316 С. К. Бекова

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

СТРУКТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗА: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ

Данная статья посвящена описанию и анализу структуры профессорско-преподавательского состава Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского по основным социально-демографическим и профессиональным показателям педагогической и научной деятельности.

Ключевые слова: преподаватели, вуз, структура преподавательского состава.

Структура преподавательского состава не так часто становится объектом социологического анализа, хотя статистические данные о преподавателях доступны в рамках вуза и несут в себе разнообразную и значимую информацию. В социологической периодике чаще всего можно встретить анализ, реализуемый на уровне отдельного вуза или региона [1]. Сбор, анализ и интерпретация статистики по преподавательскому составу на федеральном уровне проводится значительно реже [2].

Преподаватели - основной ресурс, за счет которого сегодня возможно сохранение и развитие вуза, это основная сила, которая реализует проводимые сегодня нововведения в вузе, в связи с этим анализ состояния и фиксирования основных тенденций изменений профессорско-преподавательского состава университета становится особенно актуальным, результаты такой работы могут стать основой для принятия эффективных управленческих решений в вузе.

Исследуемая в данном случае организация - региональный классический университет, основными структурными подразделениями которого являются 13 факультетов и один институт. Источниками информации выступили штатное расписание вуза, данные рейтинговой системы «Лидер» (с 2005 по 2009 г.) и статистические данные о преподавательском составе из основных подразделений вуза.

Штатное расписание университета включает в себя около 900 единиц (889 человек): 73 % преподавателей являются штатными сотрудниками, 4 % - внутренними совместителями, 23 % - внешними совместителями.

В половозрастной структуре профессорско-преподавательского состава вуза преобладают женщины (60 % - женщины, 40 % - мужчины) и возрастные группы 30-39 лет и 50-59 лет.

Распределение преподавателей университета по возрасту в целом выглядит следующим образом (рис. 1):

© С.К. Бекова, 2011

%

30

25

20

15

10

5

до 30 30-39 40-49 50-59 60-65 66 Возраст

и

старше

Рис. 1. Распределение штатных преподавателей по возрастным группам

Наиболее многочисленные по составу возрастные группы различны по своим характеристикам. Так, прослеживается связь между возрастом и полом преподавателей (табл. 1): в трех возрастных группах до 49 лет преобладают женщины, причем их доля растет по мере уменьшения возраста, т. е. в вуз приходят и остаются там работать в активном возрасте преимущественно женщины. Доля мужчин увеличивается по мере увеличения возраста и становится преобладающей в группе преподавателей старше 70 лет. Преподаватели этих возрастных групп (60-69 лет и старше 70 лет) - это те, кто в период оттока кадров из университета уже был интегрирован в вуз как в организацию и систему образования в целом, а кроме того, находился в том возрасте, когда вероятность смены профессии снижается.

Таблица 1 Половозрастная структура профессорско-преподавательского состава, %

Возраст Пол

женский мужской

До 30 73,0 27,0

30-39 68,8 31,2

40-49 65,2 34,8

50-59 54,0 46,0

60-69 38,9 61,1

Старше 70 28,6 71,4

Фактически не приходят либо выбывают из вуза представители наиболее активной категории мужчин до 40 лет, происходит постепенная феминизация и естественное старение преподавательского состава университета.

Рассмотрение такой характеристики преподавателя, как ученая степень, пока-

27 26

20

11

8 6 —

зывает, что большее число лиц, ее имеющих, входят в возрастные группы 30-39 лет и 50-59 лет (табл. 2).

Таблица 2 Распределение штатных преподавателей вуза по возрастным группам и занимаемым должностям, %

Возраст Ученая степень

доктор наук1 кандидат наук без степени

До 30 0 7 23

30-39 3 33 27

40-49 20 23 17

50-59 40 27 21

60-69 27 7 10

Старше 70 8 3 2

Первая возрастная группа (до 30 лет) формировалась за счет лиц, являющихся бывшими аспирантами, выпускниками университета и защитивших свои кандидатские диссертации. Стоит отметить, однако, что, несмотря на то, что среди кандидатов наук наибольшей по числу лиц является группа «30-39 лет», в целом по вузу не обнаруживается четкого разграничений по возрасту, широко представлены три возрастные категории: 3039, 40-49 и 50-59 лет (средний возраст кандидата наук - 44,4 года).

Вторая группа (50-59 лет) - группа докторов наук (средний возраст доктора наук в университете - 56 лет). Подтверждением этому служит и статистические данные о распределении преподавателей по возрасту в группах различных должностей.

Динамика среднего возраста преподавателя по вузу за последние 5 лет (от 42,7 лет в 2005 г. до 44,7 лет в 2009 г.) позволяет отметить к тому же и определенную тенденцию к повышению среднего возраста, к старению кадров в университете (см. табл. 3), и, кроме того, это позволяет говорить об определенной статичности, постоянстве педагогического состава вуза.

Таблица 3

Средний возраст преподавателей по должностям за 2004-2008 гг.

Занимаемая должность Годы

2004 2005 2006 2007 2008

Преподаватели, ассистенты 29,9 29,8 29,8 31,0 31,3

Старшие преподаватели 41,0 41,1 42,5 43,2 42,5

Доценты 48,4 46,8 46,0 45,0 45,9

Профессора 55,7 57,2 56,9 60,2 58,6

О направлениях выбывания преподавателей из вуза могут дать некоторую информацию данные о месте постоянного трудоустройства внешних совместителей: 30 % внешних совместителей - работники других вузов города, 18 % являются сотрудниками научных учреждений и еще 11 % работают на других ступенях образования (школа, средние специальные учебные заведения). В целом обозначить эту группу можно как ориентированную на образование и науку, но эти ориентации различны по своей природе, и анализировать их, безусловно, необходимо в отдельности. Здесь же важно подчеркнуть, что сфера работы в данном случае так или иначе связана с вузом по виду деятельности, а кроме того, вуз может вести конкурентную борьбу за работника с указанными сферами.

Также значима доля тех, кто ориентирован не на вуз, - это те, кто работает в различных ведомствах, находясь на государственной службе, и бизнес-структурах. Среди внешних совместителей таких преподавателей чуть меньше половины (41 %).

Что касается пополнения и обновления педагогического состава изучаемого университета, то в данном вузе распространено такое явление, как академический инбридинг: большинство преподавателей вуза являются либо его выпускниками (30 %), либо выпускниками одного-двух крупнейших вузов этого же города (еще 16 %). Примеры трудоустройства в университет специалиста из другого города или страны являются редкостью и наблюдаются лишь на одном факультете -культуры и искусства, выпускающем студентов по тем специальностям, по которым подготовка педагогических кадров в регионе была ограничена или не велась вообще.

В вузе инбридинг - это чаще всего результат как сложившихся традиций, так и тех условий, в которых вуз находится сегодня. С одной стороны, на факультетах развиваются направления, в рамках которых привлекают студентов к научной работе, и впоследствии эти студенты идут работать в университет, продолжая заниматься выбранным направлением научной деятельности. С другой стороны, прием на работу своих выпускников, в определенной степени, является вынужденной мерой: найм преподавателей со стороны

затруднен финансовым и географическим положением вуза - это, вероятно, типичные проблемы всех «провинциальных» вузов страны.

В рассматриваемом вузе четко прослеживаются тенденции, отражающие последствия практики найма на работу собственных выпускников, такие, например, как построение карьеры в вузе путем совмещения академической и управленческой линий [3]. Все деканы в данном вузе являются параллельно еще и заведующими кафедрами, т. е., помимо управленческих функций на уровне деканата, они осуществляют менеджерские функции на уровне кафедры, к тому же все выполняют нагрузку объемом больше одной ставки.

Перейдем непосредственно к характеристике деятельности преподавателя в университете.

Основной вид деятельности преподавателя в вузе педагогическая, поэтому следует уделить отдельное внимание занимаемым ставкам и выполняемой преподавателями нагрузке.

Большую часть ставок (73 %) по всему университету (все специальности и направления, все уровни и формы обучения) занимает менее половины числящихся в штате преподавателей (47 %), на каждого из них приходится в среднем чуть более ставки - 1,05. Остальная часть (53 % преподавателей) несет 27 % всей нагрузки по университету, на каждого из данной группы приходится в среднем 0,4 ставки. Таким образом, основная нагрузка лежит на плечах меньшей части профессорско-преподавательского состава

университета.

При дальнейшем описании мы будет разделять преподавателей в группы различной нагрузки («меньше половины ставки» - от 0,05 до 0,49 ставки, «от 0,50 до 0,99 ставки» и «от 1 до 1,5 ставки» и «более 1,5 ставки»).

В группах с нагрузкой менее 1 ставки большую долю составляют преподаватели без степени. В группах нагрузки более 1 ставки доля таких преподавателей резко уменьшается: с 54 % в группе нагрузки «0,5-0,99 ставки» до 12,5 % в группе максимальной нагрузки2.

Доля докторов, кандидатов превалирует в группах с наибольшей нагрузкой: кандидаты наук составляют больше поло-

вины из тех, кто выполняет нагрузку больше ставки (см. рис. 2).

Доля докторов наук во всех группах остается примерно на одном и том же

%

уровне (12-13 %) лишь в группе максимальной нагрузки (более 1,5 ставки), процент докторов наук вырастает почти в три раза.

0,05-0,49

0,5-0,99

1-1,49

более 1,5 Нагрузка в ставках

Рис. 2. Процентное соотношение преподавателей с разной ученой степенью по объему нагрузки: - - - доктор наук; — ■— - кандидат наук; —*------без степени

Стоит отметить, что среди штатных преподавателей со степенью кандидата наук большинство (62 %) занимают ставку и более, среди штатных докторов наук таких преподавателей чуть менее половины (49 %). Распределение преподавателей без научной степени примерно равное по всем группам ставок: 26 % - нагрузка до 0,5 ставки, 34 % - от 0,5 до 1 ставки и 30 % -в объеме 1 ставки и более.

Опишем группу, несущую основную нагрузку по университету. Во-первых, распределение по должностям выглядит следующим образом: в данной группе большинство занимают должность доцента - 56 %, старшего преподавателя -18 %, заведующего кафедрой - 12 %.

Продвижение преподавателя вуза по должностной лестнице сопряжено с получением ученой степени: первоначально, устраиваясь на работу, выпускник (обычно этого же вуза) поступает в аспирантуру и занимает должность ассистента, а после защиты кандидатской диссертации проходит по конкурсу на должность доцента, должности же преподавателя и старшего преподавателя занимают в основном сотрудники без степени. Так, среди преподавателей 89 % не имеют никакой степени, 11 % - кандидаты наук; среди старших преподавателей 60 % не имеют степени, 40 % - кандидаты наук; 87 % доцентов имеют ученую степень кандидата наук.

При этом средний возраст старших преподавателей и доцентов в университете находится практически на одном уровне и имеет тенденцию к сближению (см. табл. 3). Фактически это группы преподавателей, различающиеся только наличием / отсутствием ученой степени, при этом доля и тех и других в университете значительна (старших преподавателей - 20 %, доцентов - 44 %).

Кроме описанной педагогической нагрузки, важной составляющей труда преподавателей является научная деятельность. На улучшение показателей в этом направлении сориентированы практически все существующие сегодня формы контроля деятельности преподавателей.

Рассмотрим основные параметры оценки научной деятельности педагога: количество публикаций и количество грантов.

18 % преподавателей за прошедший год опубликовали свои статьи в российских журналах не из списка ВАК и журналах стран СНГ, 60 % из них имеют от одной до трех публикаций, причем 80 % из них имеют нагрузку более 1 ставки.

27 % преподавателей за прошедший год опубликовали свои статьи в журналах, рекомендованных ВАК, больше половины из них - до трех статей за год, при этом большую часть в этой группе занимают преподаватели, выполняющие нагрузку больше 1 ставки.

Менее 6 % преподавателей являлись участниками грантов различных российских научных фондов (среди них 80 % -это те, кто выполняет нагрузку больше

1 ставки), и еще 3 % являлись руководителями российских грантов (из них 90 % несут нагрузку больше 1 ставки).

И это лишь некоторые показатели научной деятельности преподавателей университета. Таким образом, складывается следующая ситуация: в университете те, кто несет основную педагогическую нагрузку, в большей мере выполняют и нагрузку «второй половины дня».

Подводя итоги, можно выявить основные характеристики преподавательского состава в Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского:

1. Постепенное естественное старение педагогического состава вуза: с каждым годом происходит повышение уровня среднего возраста в группах по занимаемым должностям в университете и в группах преподавателей с разной ученой степенью.

2. Постепенная феминизация преподавательского состава: доля женщин в университете в целом преобладает, но, помимо этого, обнаруживается тенденция к феминизации молодых преподавателей.

3. Университет использует в основном внутренние ресурсы для пополнения и обновления профессорско-преподавательского состава - собственных выпускников.

4. Большую часть нагрузки по университету (и педагогическую, и научную)

несет незначительная часть преподавательского состава.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вышесказанное позволяет утверждать, что университет в ключевых процессах, протекающих в нем, опирается на ограниченный, исчерпаемый ресурс, и, учитывая нерешенность назревших кадровых проблем университету не приходится рассчитывать на положительные сценарии своего развития. При сохранении существующих тенденций наиболее вероятно дальнейшее старение и феминизация преподавательского состава, уход из университета наиболее активной части преподавателей, что не может не сказаться на потенциале университета и его конкурентоспособности в регионе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В 2 % случаев не был указан возраст, поэтому сумма по столбцу не равна 100 %.

2 В целом по университету среди штатных преподавателей ученую степень имеют 58,5 % (13 % - доктора наук, 51 % - кандидаты наук и 36 % не имеют ученой степени).

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бондаренко Л. Ю. Изменения в структуре и социальном статусе преподавателей высшей школы // Социологические исследования. 2000. № 10. С. 125-127.

[2] Преподаватели российских вузов: обзор материалов государственной статистики и мониторинга экономики образования // Вопросы образования. 2008. № 2. С. 204-216.

[3] Сивак Е. В., Юдкевич М. М. Академический инбридинг: за и против // Вопросы образования. 2009. № 1. С. 178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.