Научная статья на тему 'Оплата труда в высшей школе и качество подготовки специалистов'

Оплата труда в высшей школе и качество подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мелихов Валерий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оплата труда в высшей школе и качество подготовки специалистов»

В.Ю. Мелихов

ОПЛАТА ТРУДА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Важнейшей ресурсной составляющей деятельности высшей школы являлся и является ее кадровый состав. Именно качество профессорско-преподавательского состава определяет качество подготовки специалистов как в отдельном вузе, так и в системе высшей школы в целом. Поскольку, как будет показано ниже, кадровый потенциал современной российской высшей школы был сформирован в советский период нашей истории, представляется целесообразным рассмотреть процесс его формирования и трансформации в определенной временной ретроспективе.

Образование всегда было в центре внимания советского правительства, являлось составной частью его промышленной политики и обеспечивалось привлечением к преподавательскому труду наиболее способной и квалифицированной молодежи. Престижность преподавательского труда на протяжении многих десятилетий, даже в тяжелые 1930-е и послевоенные годы, поддерживалась государством различными социальными льготами и высокой, относительно других профессий, заработной платой. Так, Постановлением СНК СССР № 364 от 22 августа 1930 года была введена штатно-окладная система оплаты преподавательского персонала и установлены должности профессора, доцента и ассистента 1. Норма нагрузки на профессора была установлена в объеме 360 часов в год, доцента -390 часов, ассистента - 480.

Постановлением ВЦИК и СНК СССР «О праве пользования дополнительной жилой площадью» (1930) преподавателям предоставлялась дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты или - при ее отсутствии - дополнительная площадь в размере 20 квадратных метров .

Постановлением СНК СССР № 79 «Об ученых степенях и званиях» от 1934 года в высшей школе были вновь восстановлены ученые степени и звания, упраздненные в 1918 году , Постановлением СНК СССР № 2000 «О введении штатных должностей и должностных окладов для профессорско-преподавательского состава в вузах» (1937) была введена система штатных должностей (профессор - заведующий кафедрой, профессор кафедры, доцент кафедры, ассистент кафедры, старший преподаватель и преподаватель, старший лаборант и лаборант) и соответствующих должностных окладов, разрешены и оговорены условия работы препода-

4

вателей по совместительству и хоздоговорам .

В 1946, 1947, 1956 годах и вплоть до начала реформ принимались постановления Правительства, поддерживающие уровень заработной платы

преподавателей вузов значительно более высоким, чем в других отраслях экономики (рис. 1), что создавало престижность труда преподавателей, обеспечивало воспроизводство преподавательского состава за счет наиболее талантливой молодежи.

1 1 По промышленности 1 1 Сред. з/п ППС, в т.ч.:

ассистента

доцента ““ “ профессора

1960

1970

1980

1990

1991

Рис. 1. Соотношение среднемесячной заработной платы

профессорско-преподавательского состава и работников промышленности

в 1960-1991 годах, руб.

Ист.: Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации : стат. сб. - М., 1996. - С. 59.

Именно в этот период был заложен фундамент, обеспечивший достижения советской науки и советского образования.

С началом рыночной трансформации в системе оплаты труда профессорско-преподавательского состава начали развиваться отрицательные тенденции, влекущие за собой ухудшение качества российского высшего образования.

Пользовавшаяся огромным престижем профессия преподавателя за время реформ потеряла свою привлекательность - его заработная плата, составлявшая 219 процентов от зарплаты в промышленности в 1987 году, упала до 62 процентов в июле 1993 года 5. Как видно из диаграммы на рисунке 1, уровень оплаты труда в сфере образования все годы перестройки был даже ниже, чем в других отраслях бюджетной сферы. Началось обнищание вузовской элиты, и молодежь стала переходить в другие, более высоко

оплачиваемые отрасли, преимущественно в коммерческие структуры. При этом нельзя сказать, что в промышленной политике правительства отсутствует проблема подготовки специалистов - практически ежегодно принимаются решения по высшей школе.

1995 2000 2001 2002 2003 2004

В процентах к зарплате:

□ в экономике в целом (=100%)

□ в промышленности (=100%)

□ в здравохранении, физической культуре и социальном обеспечении (=100%)

□ в науке и научном обслуживании (=100%)

Рис. 2. Соотношение заработной платы в Российской Федерации

в 1995-2004 годах

Однако реальная экономическая обстановка, сложившаяся в связи с переходом от государственного управления капиталом к частному, кризис и дефицит бюджета не позволяют реализовать принимаемые решения. Так, согласно статье 7 Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятого 19 июля 1996 года, средние должностные оклады работников вуза устанавливаются для педагогических кадров из числа профессорско-преподавательского состава на уровне, в два раза превышающем уровень средней заработной платы в промышленности в РФ, для прочих работников вузов - на уровне заработной платы аналогичных категорий работников в промышленности РФ. Согласно статье 4 Закона, минимальные размеры ставок для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава вузов устанавливаются в размере не ниже восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом, то есть не менее 83,4 х 8 = = 667,2 рубля.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 марта 1999 года № 311 «О повышении должностных окладов работников отдельных организаций бюджетной сферы» тарифная ставка 1 разряда повышена до 110 рублей, но одновременно снижен межразрядный коэффициент (для 13 разряда - с 5,76 до 4,73). В результате минимальная оплата преподавателя 13 разряда выросла с 345,6 рубля до 520 рублей, то есть осталась меньше 667,2 рубля. Впрочем, и при неизменном коэффициенте она не достигла бы установленного Законом минимума. В этих условиях вузы не могут полагаться, как это было в предреформенные годы, на государственное финансирование и, адаптируясь к сложившейся экономической ситуации, вынуждены искать иные источники финансирования для самосохранения и минимальных потерь в кадровом потенциале, занимаясь несвойственной в дореформенный период коммерческой деятельностью, в том числе широко используя систему целевой контрактной подготовки.

За первый период реформ, период экономического спада, реальная (скорректированная на индекс потребительских цен) заработная плата работников промышленности с 1990 по 1998 год упала в 2,67 раза, профессоров - в 4,2 раза, доцентов - в 3,9, ассистентов - в 4,6 раза (рис. 3).

Рис. 3. Скорректированная на индекс потребительских цен реальная средняя заработная плата за месяц по промышленности и профессорско-преподавательскому составу в 1990-1998 гг., руб.

Падение жизненного уровня профессорско-преподавательского состава высшей школы особенно прослеживается в сравнении с ростом цен за 1990-1999 годы, если учесть, что начисленная заработная плата за этот период увеличилась у профессора в 3,1 раза и составляла в июле 1999 года 1721 рубль, у доцента - в 3 раза (1174 рубля), у ассистента -в 2,5 раза (710 рублей), в то время как цены выросли в 21,6 раза (табл.).

В целом по экономике номинальная заработная плата за первое полугодие 1999 года составила 1619 рублей 6 (рост - в 5,45 раза).

Таблица

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в сфере образования

Пока- затель 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, руб. (до 1998 г. -тыс. руб.) 309,2 551,5 616,2 660,5 885,1 1234,6 1821,0 2922,1 3383,9 4254,3

В процентах к предыдущему году - 178,4 111,7 107,2 134,0 139,5 147,5 160,5 115,8 125,7

В процентах к прожиточному минимуму тру-доспо-собного населения 104,0 132,7 133,3 119,1 88,3 93,5 111,8 148,6 146,9 163,5

В долл. США 66,6 99,2 103,4 32,0 32,8 43,8 60,4 91,9 114,9 147,7

Во второй период реформ, период экономического роста, принципиального изменения ситуации не произошло. Как было показано на диаграмме рисунка 1, в 2004 году уровень оплаты труда в образовании составлял 62 процента от уровня оплаты труда в экономике в целом. Хотя необходимо отметить и определенные положительные сдвиги. Так, с 1999 года начался относительный рост оплаты труда педагогических работников к прожиточному минимуму. Если в 1999 году она составляла 88,3 процента от прожиточного минимума, то к 2004 это соотношение достиг-

ло 163,5 процента. Можно констатировать, что работники сферы образования за период экономического роста перешли от нищеты к бедности.

Социологические исследования показали, что сложившейся заработной платой совершенно не удовлетворены 33,3 процента докторов наук, 72 процента доцентов, 73 процента старших преподавателей и 80 процентов ассистентов. Среди заведующих кафедрами не удовлетворены заработной платой 14,3 процента 7

Процессы снижения реальной заработной платы происходили на фоне повышения нагрузки на профессорско-преподавательский состав, что повлекло за собой еще большее обесценение педагогического труда в высшей школе.

Так, несмотря на увеличение как числа докторов наук, так и кандидатов, практически (за исключением 1994-1996 годов для докторов наук) происходило увеличение числа студентов, приходящихся на одного профессора (доцента) (рис. 4).

Так, несмотря на то, что количество докторов с 1992 года увеличилось вдвое, в расчете на 1 доктора наук стало приходиться уже 202 студента (2004 год) вместо 145 в 1993 году. Число студентов на одного кандидата наук выросло с 22 до 49, то есть более чем вдвое 8. Очевидно, что подобная «интенсификация» педагогического труда сказывается на его качестве не самым лучшим образом.

К сожалению, процессы количественного роста высшей школы не были подкреплены процессами адекватной подготовки высококвалифицированных педагогических кадров. Свидетельством недостаточности кадрового потенциала высшей школы могут служить следующие, приведенные ниже факты.

К концу периода экономического спада (1999 год) 1056 должностей профессора были заняты лицами без ученых степеней, а 1384 должности -преподавателями без ученых званий. Причем в отдельных регионах (Амурская область - 20 процентов; Орловская область - 10,9 процента; Белгородская область - 10,6 процента 9) особенно высока доля профессоров без ученой степени.

Эти тревожные факты свидетельствуют о девальвации звания профессора как основы университетской культуры, университетского образования.

16,6

18 18,7

21,1

23 23,5

24,6

25,8

28

29,45

30,9

31,8

34,6

П---

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

□ Количество докторов наук, профессоров

1«,2М1.4132,3128 9Ш>2

146,3

161,7161,1

174,5

184,1

193 193,5

202,8

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

□ Количество студентов, приходящееся на одного доктора наук, профессора

Рис. 4. Динамика изменения численности профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений (тыс. чел.)

Анализ статистических данных социологических опросов показывает, что большая часть работников высшей школы вынуждена приспосабливаться и не приспосабливается к экономическим и социальным условиям своей деятельности, о чем свидетельствует сокращение текучести профессорско-преподавательских кадров. Если в первые годы перехода к рыночным отношениям многие преподаватели, особенно из числа молодых, уходили из вузов, главным образом в коммерческие структуры, то

к 1998 году наблюдается некоторая стабилизация (заметим, что в дореформенный период текучесть кадров практически отсутствовала). Стабилизация текучести кадров связана, вероятно, с окончанием процесса флюктуации сложившегося в предреформенный период преподавательского состава в область коммерческой деятельности - оставшийся работающий контингент мог поменять учебное заведение, но вряд ли изменить сферу деятельности, несмотря на низкую оплату труда.

В условиях низкой оплаты труда, резкого ограничения (по сравнению с дореформенным периодом) научной хоздоговорной тематики главным источником дополнительного дохода преподавателя и предпочитаемой формой адаптации к сложившимся условиям, по данным социологического опроса, можно считать работу по совместительству.

За первый период реформ произошел наиболее существенный рост числа совместителей в высшей школе. К 1999/2000 учебному году доля внешних совместителей составила 12,1 процента, доля преподавателей, работающих на неполной ставке, - 11,9 процента 10.

Совместительство далеко не всегда связано с преподавательской деятельностью, отнимает время от подготовки к занятиям, заставляет преподавателя «работать на износ», чтобы выжить и содержать семью.

В связи с низкой оплатой труда в вузах относительно других отраслей экономики значительно выросла доля внешних совместителей в системе высшего профессионального образования. Это объясняется как желанием этих лиц заниматься преподавательской деятельностью, так и невозможностью перехода в вуз на постоянную основу в связи с огромной разницей в оплате труда (в первую очередь для экономистов и юристов).

Данные по внешнему совместительству, с одной стороны, позволяют предположить, что кафедры привлекают совместителей-практиков для чтения прикладных курсов, требующих практического опыта. С другой стороны, к совместительству могут быть привлечены лица из сферы бизнеса, приносящие кафедре дополнительные доходы в виде оргтехники, дополнительных заработков в виде коммерческих проектов и т. п., что можно рассматривать как специфическую форму адаптации профессорско-преподавательского персонала к нынешним условиям.

Наибольшее количество совместителей проходит по кафедрам банковского дела, финансов, бухгалтерского учета и аудита, что вполне коррелирует и с уровнем заработной платы в соответствующих сферах деятельности вне высшей школы, то есть связано с отсутствием интереса представителей этих профессий в переходе в университет на полную ставку. Использование совместителей, однако, приближая подготовку специалистов к практической работе, одновременно снижает ответственность за проведение занятий, так как эта работа не является основной и не

способствует формированию коллектива кафедры как подразделения, имеющего свой творческий коллектив, свои научные традиции и тенденции, используемые в формировании молодого специалиста в соответствующей области.

Потеря престижа преподавательского труда привела к старению кадрового персонала вузов, где средний возраст работающих докторов наук составляет 57-58 лет, то есть, по образному выражению президента Российского союза ректоров академика РАН В. Садовничего, «он вплотную приблизился к средней продолжительности жизни мужского населения России» (61,8 года). Даже в ведущих вузах страны средний возраст профессорско-преподавательского состава является достаточно значительным: в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова - 50,9 года, Российском университете дружбы народов - 51,6 года, Московском энергетическом институте -53,9 года и т.д. 11

Проведенный анализ показывает, что высшая школа России переживает нелегкие времена. Несмотря на то, что для ее существования необходимо финансирование, достаточное для покрытия всех расходов, в том числе достойной заработной платы, в настоящее время и в ближайшем будущем государство не в силах будет покрыть из бюджета расходы на ее содержание. Поэтому так остро стоит вопрос о внебюджетном зарабатывании денег даже для государственных вузов.

Пути дополнительного зарабатывания денег использовались и при плановой экономике, например, при заключении прямых договоров с предприятиями, так называемых работ по хоздоговорам. При переходе к рыночным отношениям значительно расширились формы и методы пополнения бюджета вузов. Это и прием студентов по контрактам, и консалтинговые работы, и аренда свободных помещений, и платные услуги и т. д. Многим вузам помогают выпускники, занимающиеся коммерческой деятельностью в виде спонсорской помощи.

По-видимому, для более эффективного получения дополнительных доходов и правильного их использования, для проведения маркетинговых исследований рынка услуг, в вузах необходимо иметь отдел (группу экспертов) по изучению возможных путей зарабатывания внебюджетных средств и рациональному их использованию. Этот отдел должен предоставлять данные руководству вуза по анализу положения на финансовом рынке и рынке услуг, готовить рекомендации по улучшению финансового положения, в том числе по рациональному расходованию финансовых средств, особенно на социальную помощь профессорско-преподавательскому составу, сотрудникам и ветеранам вуза. При этом дополнительная оплата должна учитывать личный, конкретный вклад работника

в достижения вуза. Это будет стимулировать более качественную работу и большую отдачу в подготовке специалистов.

Высшая школа сохранила профессорско-преподавательский состав для обучения потока студентов, близкого к дореформенному периоду, однако крайне низкая относительно других отраслей экономики оплата труда резко снизила приток молодежи в сферу преподавания, а это, во-первых, ограничивает возможности вузов отбирать для преподавания наиболее талантливую молодежь, во-вторых, заставляет широко использовать труд совместителей, в-третьих, приведет к нехватке квалифицированных преподавательских кадров и соответственно к потере накопленного десятилетиями опыта подготовки специалистов.

Подводя итог, необходимо отметить, что резкое снижение воспроизводства преподавательских кадров в недалеком будущем может иметь негативные последствия как в подготовке молодых специалистов, так и в развитии отечественной науки в целом, то есть приведет к резкому снижению интеллектуального потенциала нации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Отчет по НИР по теме «Адаптация коллектива высшей школы к современным условиям». Г/б тема № 280 со ссылкой на Собрание Постановлений и Распоряжений Правительства СССР. - № 44. - М., 1930. - С. 829.

2 См. там же.

3 См. там же.

4 См. там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 См.: Отечественная высшая школа и российская государственность: доклад на V съезде Российского союза ректоров, Москва, 26 июня 1998 г. // Вестник высшей школы. - 1998. - № 6.

6 См.: Финансовая неделя. - 1999. - 9-15 авг.

7 Здесь и далее использованы материалы Отчета по НИР по теме «Адаптация коллектива высшей школы к современным условиям». Г/б тема № 280.

8 См.: Г еворкян, Е. Кадры высшей школы: актуальное состояние // Экономика образования. - 2006. - № 9. - С. 23-31.

9 См.: Романкова, Л.И. Динамика кадрового потенциала высшей школы России // Экономика образования. - 2002. - № 1. - С. 32-43.

10 См. там же.

11 См. там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.