А.А. Алексанян
аспирант кафедры международного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Структура понятий национальной
и международной безопасности: общие черты и различие
Данная статья является результатом исследования вопросов соотношения понятий «международная безопасность государства» и «национальная безопасность государства». В работе раскрывается структура этих понятий, рассматриваются сходства и различия между ними. Исследование основано на анализе текста Устава ООН, резолюций Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН, решений Международного Суда ООН, документов международных организаций, договоров между государствами, национальных правовых документов, доктрины международного права. Автор также подробно анализирует вопрос, почему эти определения так тесно связаны между собой, но не допускается их слияние.
Ключевые слова: национальная безопасность, международная безопасность, международный мир, сотрудничество государств, суверенитет, внутренние и внешние угрозы.
Понятие «международная безопасность государства» часто употребляется в Уставе ООН, резолюциях Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН, решениях Международного Суда ООН, документах международных организаций, многосторонних и двусторонних договоренностях между государствами, национальных правовых документах и в доктрине международного права. Но в международных документах выражены не все стороны этого общественного явления, а в доктрине отсутствует общепризнанное определение этого понятия.
Согласно п. 1 ст. 1 Устава ООН была сформирована, чтобы «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира»1. Тем самым государства — учредители ООН подчеркнули, что международная безопасность (как и мир) является определенным состоянием международных отношений, т.е. это реально существующее состояние объективной реальности. Частое
1 Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г.
многократное использование в Уставе ООН данных терминов указывает, что международный мир является состоянием международных отношений, при котором не наблюдается войны, и имеет отличие от международной безопасности; международная безопасность — это состояние международных отношений, при котором не только обеспечивается мир, но и мирно разрешаются возникшие споры.
Совет Безопасности ООН во многих резолюциях выделяет, что международная безопасность является особым состоянием международных отношений и использование силы или угрозы силой вопреки Уставу ООН нарушает такое особое состояние. Для восстановления международного мира и безопасности Совет Безопасности разрабатывает и осуществляет ряд мер по устранению нарушений международной безопасности путем изменения существующего состояния международных отношений2.
Проблематика международной безопасности тщательно исследовалась на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН. Это непосредственно связано с принятием в 1970 г. Декларации об укреплении международной безопасности3. С тех пор на каждой сессии Генеральной Ассамблеи обсуждается вопрос об исполнении положений этого документа4. В декларации 1970 г. и последующих резолюциях Генеральной Ассамблеи под термином «международная безопасность» понимается особое состояние международных отношений, реально существующее явление объективного мира. Так, в преамбуле декларации 1970 г. была отмечена необходимость и обязанность каждого отдельного государства «заниматься глубоким изучением складывающейся международной обстановки и исследованием средств и ресурсов, предусмотренных в соответствующих положениях Устава ООН, для достижения мира, безопасности и сотрудничества в мире»5.
Таким образом, Генеральная Ассамблея четко выразила, что международная безопасность является состоянием международных отношений, для установления которых нужно обеспечить соблюдение основных целей и принципов Устава ООН. Нарушение Устава ООН и несоблюдение декларации 1970 г. с применением силы или угрозы силой, военной интервенции, внешнего и внутреннего вмешательства и оккупации государств ведет к нарушению мира и к серьезным осложнениям в международных отношениях. Основными барьерами для сохранения особого важного состояния в международных отношениях, под которым принято понимать международную безопасность, являются развитие старых и появление новых очагов напряженности, возникновение конфликтов и споров между государствами, проблема гонки вооружений, дальнейший рост военных затрат, ухудшение международного экономического положения и увеличение пропасти между развитыми и развивающимися государствами6.
Важным моментом для определения международной безопасности является понимание мировым сообществом необходимости сотрудничества в разных областях
2 Резолюция Совета Безопасности ООН № 660 (1990) от 2 августа 1990 г.
3 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 2734 (XXV) от 16 декабря 1970 г.
4 Решения Генеральной Ассамблеи ООН о включении в повестку дня 51-й сессии пункта «Рассмотрение осуществления Декларации об укреплении международной безопасности» // Док. ООН А/51/100.С. 114.
5 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 2734(ХХУ) от 16 декабря 1970 г.
6 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 35/158 от 3 ноября 1980 г.
международных отношений для ее поддержания. Например, в декларации 1970 г. сотрудничество государств в разных сферах и на различных уровнях признано важным условием для обеспечения международной безопасности7. Ст. 5 Устава ООН устанавливает необходимость международного экономического и социального сотрудничества для обеспечения мирных и дружественных отношений между государствами для поддержания международной безопасности.
Проблеме сотрудничества государств было уделено большое внимание при обсуждении вопроса о создании всеобъемлющей и всеохватывающей системы международного мира и безопасности. В ходе обсуждения государства — члены ООН пришли к выводу, что в современном мире международная безопасность может быть установлена только посредством сотрудничества государств8. В одной из резолюций Генеральной Ассамблеи выражена позиция многих государств-членов, что согласно Уставу ООН универсальная международная безопасность нуждается в совместных усилиях абсолютно всех участников международных отношений, особенно в областях, имеющих ключевое значение для международной безопасности. Например, в сфере разоружения, мирного урегулирования конфликтных ситуаций, в вопросах экономического развития, в сферах защиты окружающей среды и защиты прав и свобод человека9.
Положения международных документов дают возможность выразить международную безопасность как особое состояние межгосударственных отношений, согласно которому все государства способны в условиях международного правопорядка поддерживать и обеспечивать свою независимость путем установления своего суверенитета. Важными факторами для соблюдения международной безопасности считаются поддержание всеобщего мира и сотрудничество государств по установлению международной безопасности при соблюдении суверенитета всех государств.
В дипломатическом словаре международная безопасность толкуется как «состояние международных отношений, исключающее нарушение всеобщего мира или создание угрозы безопасности народов в какой бы то ни было форме». В данном определении абсолютно правильно выражено, что международная безопасность — это состояние материального мира, «явление международных отношений» и что такое важное состояние возможно только в условиях мира. Однако в данном определении не отражены важные особенности международной безопасности, которые установлены в международных документах. Во-первых, это способность каждого государства в условиях соблюдения международной безопасности реализовать свой суверенитет (это отражено во многих резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН). Во-вторых, в данном толковании не отражено положение о необходимости сотрудничества государств для установления международной безопасности, а не только для обеспечения состояния, при котором отсутствует война. Вследствие этого из поля зрения выпадает особое значение международно-правового регулирования для обеспечения международной безопасности и упускается особое значение совместной деятельности государств по обеспечению суверенитета каждого из них.
7 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 2734 (XXV) от 16 декабря 1970 г.
8 Пункт 4 резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 41/92 от 4 декабря 1986 г.
9 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 42/93 от 7 декабря 1987 г.
Некоторые исследователи определяют международную безопасность как «состояние международных отношений, при котором создаются условия, необходимые для существования и функционирования государств при обеспечении их полного суверенитета, политической и экономической независимости, возможности отпора военно-политическому нажиму и агрессии, их равноправных отношений с другими государствами»10. В этом определении абсолютно точно выделено своеобразие международной безопасности как особого состояния международных отношений. При этом, однако, потеряно значение влияния на обеспечение международной безопасности таких важных факторов, как международное право и международный правопорядок. Кроме того, упущено положение о сотрудничестве государств как элемента международной безопасности. Современные международные отношения убедительно доказывают, что для обеспечения международной безопасности необходимо развитие сотрудничества государств во всех сферах. Как отмечалось на одной из североатлантических ассамблей, действительная и долговременная безопасность возможна только в условиях, при которых интересы сотрудничества превосходят интересы конфронтации и рождается взаимозависимость, делающая мысль военной авантюры непривлекательной11.
В западных исследованиях также популярным является мнение, согласно которому международная безопасность — это особое состояние международных отношений. Но (как в российской литературе, так и в литературе других стран СНГ) часто игнорируются важность сотрудничества государств и значение международного права в формировании международной безопасности. Большое признание на Западе получила точка зрения, согласно которой международную безопасность определяют как такое состояние международных отношений, «при котором запреты и тормоза в отношении войны являются более мощными, чем побудительные мотивы к ней; тормоза эти воздействуют на все стороны любого спора, предметом которого выступают претензии и идеология государств»12. Тем не менее, международную безопасность невозможно соблюдать без сотрудничества государств и исполнения норм международного права. Следовательно, определение международной безопасности как состояния международных отношений необходимо дополнить возможностью сотрудничества государств и требованиями одинакового поведения, а именно — следования принципам и общепризнанным нормам международного права.
Таким образом, в определении международной безопасности нужно соединить следующие значимые черты этого общественного явления: во-первых, международная безопасность представляет собой состояние международных отношений, реально существующее явление объективного мира. Во-вторых, международная безопасность должна отражать состояние международных отношений, при котором не только обеспечивается международный мир, но и мирно разрешаются возникшие споры. В-третьих, международная безопасность возможна только в условиях сотрудничества государств на различных уровнях и в различных сферах международных отношений. В-четвертых, все государства должны иметь возмож-
10 Проэктор Д.М. Проблемы военной разрядки. М., 1984. С. 41.
11 См.: Известия. 1990. 10 февраля.
12 Buzan B. People States and Fear. The National Security Problem in International Relations. Sussex, 1983. Р. 218.
ность в условиях международного правопорядка поддерживать и обеспечивать свою независимость путем установления своего суверенитета. В-пятых, обеспечение международной безопасности возможно только при соблюдении основных принципов и общепризнанных норм международного права в условиях международного правопорядка.
Вместе с тем существует точка зрения, согласно которой общепризнанного определения международной безопасности быть не может: «Любая попытка дать четкое определение понятию «безопасность» заранее обречена на неудачу и не имеет никакого практического значения, так как невозможно предвидеть и учесть все элементы, структуры или процессы, гарантирующие безопасность во всех возможных ситуациях»13. Данную позицию очень сложно признать верной не с методологической или содержательной точки зрения, а прежде всего исходя из теории познания, которая непосредственно доказывает, что любое явление социальной жизни, невзирая на всю сложность и многоплановость, может быть установлено в научных терминах14. Соответственно, в приведенном выводе допущены логические ошибки. Необходимо еще раз подчеркнуть, что международная безопасность является особым состоянием международных отношений, а не системой гарантий этого состояния.
В 1980-е годы большую популярность приобрели взгляды: в условиях существования военно-стратегического паритета СССР и США международная безопасность выражается в виде суммы национальных безопасностей всех государств. Государственные эксперты, изучавшие концепции безопасности в ООН, сделали вывод, что «международная безопасность является результатом и суммой безопасности всех и каждого из государств-членов международного сообщества»15. Похожая позиция была высказана и в советской литературе. Утверждалось, что рождение военно-стратегического паритета открывает дорогу для соблюдения международной безопасности не через военную конкуренцию, а через соблюдение принципов мирного сосуществования, завершения гонки вооружений и полного разоружения. Это направление объединило оторванные друг от друга определения национальной и международной безопасности в единое понятие, согласно которому «национальная безопасность неотделима от безопасности международной, которая, в свою очередь, складывается из одинаковой безопасности сторон»16.
Данная позиция точно отражает возрастающую зависимость национальной безопасности государства от состояния межгосударственных отношений. Однако национальная безопасность тесно связана с предотвращением угрозы национальным интересам и ценностям, а международная безопасность — с сохранением и жизнедеятельностью мирового сообщества. Кроме того, нужно учесть, что национальные интересы государств не охватывают проблемы не то что всего мира, но даже отдельного региона. Таким образом, в концепции безопасности, разработанной в рамках ООН, эксперты, отстаивавшие мнение о международной безопасности как о сумме национальных безопасностей государств, вынуждены были признать, что
13 Добросельский М. Вопросы теории и практики мирного сосуществования. М., 1977. С. 93.
14 См.: Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980. С. 41—42.
15 Док. ООН А/40/553. С. 75.
16 Петровский В.Ф. Советская концепция безопасности. М., 1986. С. 5, 11.
в современном мире есть серьезные проблемы, выходящие за границы национальной безопасности любого государства. Иными словами, в рамках национальной безопасности большинство государств сталкиваются с обстоятельствами, выходящими за рамки их непосредственного контроля (речь идет, например, о проблемах, связанных с региональной безопасностью, или общечеловеческих проблемах). Тем самым эксперты противоречат своему же выводу о сумме национальных безопасностей, подчеркивая важность международной и региональной безопасностей, которые по содержанию явно шире национальной безопасности любого государства.
Определение «национальная безопасность» часто употребляется в национальных правовых документах многих государств. Например, в законодательстве Армении установлено определение национальной безопасности: «Это такое состояние государства и общества, при котором обеспечены: безопасность личности, общества и государства, территориальная целостность страны, суверенитет, конституционный порядок, нормальное развитие экономики, защита материальных и духовных ценностей общества, права и свободы граждан и защита окружающей среды от внутренних и внешних угроз»17. Однако в данном документе (как и в правовых документах других стран, посвященных национальной безопасности) не полностью раскрыты все стороны этого общественного явления.
Так, в российской литературе национальная безопасность определяется как «стабильность, которая может поддерживаться на протяжении длительного времени, состояние достаточно разумной динамической защищенности личности, общества и государства от наиболее существенных из реально существующих угроз и опасностей, а также способности распознавать такие вызовы и своевременно принимать необходимые меры для их нейтрализации»18. Важно, что в данном определении сделан акцент на том, что национальная безопасность — это стабильность, которая должна поддерживаться на протяжении длительного времени. При этом в данном определении не полностью раскрыта сущность угроз и опасностей, которые посягают на защищенность личности, общества и государства. Исходя из современного опыта можно предположить, что эти угрозы почти всегда формируются в техногенной, экологической, экономической, энергетической и информационной сферах.
Подобное определение было закреплено еще в Законе США о национальной безопасности 1947 г. — это «общая национальная цель», которая означает «защиту нации, ее институтов и источников ее могущества от внешних и внутренних врагов»19.
К такому определению национальной безопасности нужно добавить еще один очень важный элемент — способность государства реализовывать свой суверенитет. «Национальная безопасность воплощает в себе суверенитет государства, неприкосновенность его границ, право на индивидуальную или коллективную самооборону. Практически она означает как физическую, так и морально-психологическую способность государства защитить себя от внешних, а также внутренних источников
17 Закон Республики Армения от 28 декабря 2001 г. «Об органах национальной безопасности».
18 Косолапое Н.А. Национальная безопасность в меняющемся мире // Мировая экономика и международные отношения. 1992. № 10. С. 67—75.
19 ПетровскийВ.Ф. Доктрина «национальной безопасности» в глобальной стратегии США. М., 1980. С. 15.
угрозы своему существованию. Государство находится в безопасности, когда оно в состоянии обеспечить свое свободное, независимое, мирное развитие»20. Необходимо отметить, что особое место в суверенитете государства занимают именно способность и готовность обеспечить свою безопасность. Так, «концепция национальной безопасности» подразумевает как физическую, так и психологическую безопасность, имея в виду, что и та, и другая могут стать объектом угрозы со стороны внутренних и внешних источников. Государство находится в безопасности тогда, когда ему не грозят «нападение и оккупация, когда оно способно обеспечить нормальную жизнь и спокойствие своих граждан, а также дальнейший рост их экономического благосостояния»21.
В докладе ООН «Исследование концепции безопасности» эксперты пришли к выводу, что под национальной безопасностью понимается «такое состояние, при котором государства считают, что им не грозит опасность военного нападения, политического давления или экономического принуждения, и поэтому они могут свободно решать задачи своего собственного развития и прогресса»22. Важно то, что эксперты сделали особый акцент на психологической сфере национальной безопасности, но не отразили влияния национальной безопасности на международную безопасность. Все государства могут иметь вооруженные силы для целей и задач обороны и принимать меры по вопросам, затрагивающим их безопасность. Тем не менее, если государства в области безопасности будут использовать политику, которая нацелена и основана только на военной силе и узких национальных интересах, для обеспечения международной безопасности это может породить большие проблемы. Отдельно взятые государства могут временно усилить свою безопасность благодаря приросту своего военного потенциала. Но в итоге все их старания будут напрасными и приведут только к встречным мерам других государств и ослаблению международной безопасности.
Целью национальной безопасности является решение комплекса задач, которые базируются на сохранности и надежности эффективного функционирования государства. Любое государство для своего эффективного функционирования делает акцент в сфере обеспечения национальной безопасности, либо опираясь на усилия по поддержанию международной безопасности, либо благодаря использованию своей военной и экономической мощи23. К сказанному можно добавить, что могут быть ситуации, когда государство выбирает такую политику, которая опирается и на то, и на другое. Конечно, это позиция очень точно показывает зависимость национальной безопасности от международной. В то же время нужно учесть, что национальная безопасность государства основывается не только на международной безопасности, но и опирается на экономическую и военную мощь страны, на ее геополитическое расположение и иные важные факторы. В широком понимании национальную безопасность государства можно классифицировать как защиту жизненно важных потребностей государства, людей и народа.
20 Петровский В.Ф. Безопасность в ядерно-космическую эру. М., 1985. С. 63.
21 Безопасность для всех. М., 1996. С. 113.
22 Исследование концепции безопасности // Док. ООН А/40/553. С. 75.
23 См.: Скакунов Э.И. Международно-правовые гарантии безопасности государств. М., 1993. С. 13.
Зарубежные специалисты считают, что национальная безопасность государства — это важное явление социальной жизни, которое не пересекается с международной безопасностью. Они полагают, что национальная безопасность сфокусирована на предотвращении вреда только национальным интересам и национальным ценностям государства. Что касается международной безопасности, то она существует только для сохранения международного сообщества. Следовательно, международная безопасность способна и служить предпосылкой для установления национальной безопасности государства, и вступить с ней в нестыковки. Хотя национальная безопасность государства часто тесно связана с международной безопасностью, следует отличать понятие национальной безопасности от между-народной24.
Особо ярко различия между национальной и международной безопасностью выражаются в вопросах ядерного оружия. Все ядерные державы предполагают использовать свое оружие массового уничтожения в определенных условиях в целях обеспечения своей безопасности. При этом национальная безопасность таких государств, как, например, Армения, т.е. не имеющих своего ядерного оружия, может оказаться в зависимости не от международной безопасности, а от воли какого-либо ядерного государства. Следовательно, очень важно включить в определение национальной безопасности (как важное условие ее реализации) потребность согласования национальных интересов с глобальными, общечеловеческими интересами.
Таким образом, в определении национальной безопасности государства нужно соединить следующие значимые черты этого общественного явления. Во-первых, национальная безопасность должна быть стабильной и поддерживаться на протяжении длительного времени. Во-вторых, она должна включать в себя защищенность личности, государства, общества от техногенных, экологических, экономических, энергетических и информационных угроз. В-третьих, она должна выражать состояние государства, обеспечивающее реализацию суверенитета. В-четвертых, должна обеспечить защиту жизненных интересов гражданина и народа от внутренних и внешних угроз. В-пятых, должна основываться на согласовании национальных интересов с общечеловеческими, глобальными интересами. В-шестых, жители страны должны осознавать сложившуюся ситуацию в государстве.
При сравнении особенностей международной и национальной безопасности можно сделать вывод, что эти явления социальной жизни отличаются. Международная безопасность выражает состояние международных отношений, а национальная безопасность выражает состояние государства. Помимо этого национальная безопасность государства нацелена прежде всего на национальные потребности и интересы, а международная безопасность — на потребности и интересы мирового сообщества, которые способны вступать в противоречие с национальными. Именно поэтому понятие международной безопасности не может сливаться с понятием национальной безопасности.
24 См.: Вигдп В. Ор. ей. Р. 218.